Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Израиль и Палестина: история конфликта кратко. Арабо-израильский конфликт (Палестино-израильский)

1. Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете.

Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен, потому что...", вы обнаружите, что у вас нет ответа. Этот конфликт - один из самых маленьких в мире. Израиль - крошечная страна, не имеющая никакого стратегического значения. Здесь нет нефти, как и в странах, окружающих Израиль. Вы слышите так много об Израиле по той единственной причине, что достаточно много людей решили, что это важно, не имея на то никаких объективных причин. Всегда, когда вы занимаетесь этим конфликтом, вы упускаете из виду реальные крупные и важные проблемы, такие, как Китай - диктатуру с более чем миллиардом населения, имеющую к тому же крупнейшую экономику в мире, кровавый и казалось бы неразрешимый конфликт в Сирии, геноцид, происходящий в Судане.

2. Мировые СМИ одержимы Израилем.

Окружающая реальность отражается в сообщениях. Обычно, чем ближе событие и чем оно драматичнее, тем больше шансов, что вы услышите о нем из средств массовой информации. Это правило не распространяется на израильско-арабский конфликт. Самое незначительное происшествие в Израиле сразу становится главной новостью всего мира. Вот один факт, который следует иметь в виду: За более чем 100 лет конфликта около 25 тысяч палестинцев потеряли свои жизни. В арабском мире более 15 миллионов человек погибли только за последние 50 лет. Вы слышали о них гораздо меньше, как и о миллионах, погибших в Африке. Одна из причин этого - то, что в Израиле очень легко работать иностранным корреспондентам. Существует современная инфраструктура, свобода слова, и журналисты чувствуют себя в безопасности. Палестинцы также чувствуют себя в безопасности. Обратите внимание, что палестинцы никогда не говорят анонимно и не закрывают лица, как делают люди, когда они боятся власти. Израиль, как и любая другая страна, не совершенен, но очень важно помнить, что даже право жаловаться на свое правительство - это привилегия, которой пользуются лишь немногие люди в нашем мире.

Это абсурдно, но европейские СМИ освещают Израиль больше, чем участие Европы в Ираке и Афганистане. Вот интересный пример. В 2011 году британская газета The Guardian упоминала Израиль свыше 1000 раз. В том году погибли 115 палестинцев, большинство из них были террористами. Ирак был упомянут 504 раза, хотя были убиты более 4 тысяч иракцев, многие из них в результате инцидентов с британскими солдатами.

Эта навязчивая идея также распространена в научном мире. На сегодняшний день существует больше всяких курсов, семинаров, книг и форумов об этом конфликте, чем о любом другом конфликте.

3. Условия жизни палестинцев хорошие!

Многие известные люди критикуют Израиль. Лауреат Нобелевской премии Сарамаго, лидер Пинк Флойд Роджер Уотерс и другие известные люди сравнивают действия Израиля с действиями нацистов. Вот некоторые факты, доказывающие противное.

Средняя продолжительность жизни на Западном берегу и в секторе Газа в 1967 году (когда Израиль занял Западный берег и сектор Газа) составляла 48 лет. Сегодня это более 75 лет - больше, чем во всех арабских странах вокруг Израиля.

В 1967 году показатель младенческой смертности был выше, чем 150 на 1000 родившихся. Сегодня он меньше 19.

Палестинцы - это самые образованные арабы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В 1967 году на Западном берегу не было ни одного университета. На сегодняшний день существует 11 университетов и 13 колледжей.

В 1967 году только в 4 арабских селениях была проточная вода. На сегодняшний день их существует более 640. (В Аммане, столице Иордании, находящейся всего в десятках километров, водопровод работает только один день в неделю).

По данным Всемирного банка, палестинцы получили в четыре раза больше помощи, чем Европа по плану Маршалла после Второй мировой войны. Все знают, что Соединенные Штаты поддерживают Израиль. Но ни один из них не знает, что палестинцы получают больше помощи от Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии, арабских стран и Организации Объединенных Наций, чем любой другой народ в мире.

4. Государство Израиль было создано не в качестве компенсации за Холокост.

Утверждение, что евреи получили страну только потому, что мир был потрясен Холокостом, по меньшей мере, наивно. Мировая политика так не работает. Во время Второй мировой войны было уже полтора миллиона евреев, имеющих национальное сознание и все учреждения, необходимые для государственности - образование, здравоохранение, политическая система и так далее. Создание Израиля, как и создание десятков других стран, было больше связано с самой Второй мировой войной. После каждой мировой войны возникает новый мировой порядок. После Первой мировой войны были созданы страны - Югославия (1918), Польша (1918), Чехословакия (1918), Финляндия (1917) и Турция (1923). После Второй мировой войны были созданы многие страны - Иордания (1946), Сирия (1946), Индия (1947), Пакистан (1947), Израиль (1948), и Корея (1948). Кроме того, после холодной войны, затронувшей весь мир, также были созданы многие страны - Бывшие республики Югославии и СССР стали государствами.

Израиль был создан среди стран, созданных после Второй мировой войны. Большинство стран Ближнего Востока были созданы на французских и британских территориях, утраченных ими после войны.

5. Израиль не был создан на украденной палестинской земле.

Многие думают, что была палестинская территория, а затем пришли евреи и забрали себе эту землю. Это не так. Название Палестина происходит от слова "Pleshet". Так называли древних людей, которые, в соответствии с еврейской Библией, пришли с греческого острова Крит и поселились на южном берегу Земли Израиля. Название Pleshet, или Филистия, не использовалось, пока римский император Адриан, решив наказать евреев за восстание Бар-Кохбы, не изменил в 135 году название Иерусалима на Элия Капитолина и название Иудеи на Сирия Палестина. Название не использовалось во время мусульманских империй, правивших на Ближнем Востоке. Большая часть современного Израиля была небольшой, заброшенной и неважной частью Сирии. Иерусалим никогда в ту эпоху не был столицей. В мусульманскую эпоху важными городами региона были Каир и Дамаск. Только после того, как в Первой мировой войне рухнула Османская империя, начиная с 1917 года, под британским правлением название Палестина стало снова использоваться. Если бы англичане не пришли, не было бы никакого палестинского народа. А арабы, жившие в этом районе, были бы египтянами или сирийцами. (Прим. grimnir74 Название Палестина также широко применялось среди христиан как синоним Святой земли - также от римских времен)

Евреи жили на протяжении сотен лет в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. В 1860 году евреи начали покупать землю за пределами этих четырех городов. В отличие от первых белых поселенцев в Соединенных Штатах, отнявших землю у индейцев, в отличие от австралийцев, укравших землю у аборигенов, вся земля, на которой селились евреи, была куплена и оплачена до последнего цента. Начиная с 1930-х годов, англичане и Организация Объединенных Наций сделали много предложений о том, как разделить землю Израиля на два государства - еврейское и арабское, живущие бок о бок друг с другом. Евреи согласились с предложениями, но арабы - нет, и начали войну. Евреи выиграли. Многие арабы продолжали жить на территории Израиля после его победы, и сегодня 20 процентов населения Израиля составляют арабы.

6. В арабских странах нет мира между евреями и арабами.

Конечно, евреям было гораздо хуже под властью нацистов, но это не означает, что они жили в равенстве и пользовались религиозной свободой под властью арабов. Да, был золотой век мирного сосуществования, но он был коротким, и это было 800 лет назад. Во всех мусульманских странах, где жили евреи, от Марокко на востоке до Ирана на западе, от Сирии на севере до Йемена на юге, до появления сионизма евреи страдали от дискриминации, погромов, насилия и расового угнетения. После создания государства Израиль большинству евреев, живших в арабских странах, около 800 тысячам, пришлось бежать в Израиль.

7. Израильская оккупация не представляет источник конфликта.

В 1967 году арабские государства, окружающие Израиль, пригрозили уничтожить Израиль и двинули свои войска к границам. Совершив внезапную атаку, израильская армия за шесть дней разбила все арабские армии, и размеры Израиля увеличились в три раза. Сектор Газа находился под контролем Египта, а Западный берег - Иордании. За 19 лет (1948-1967), когда палестинцы находились под контролем Иордании и Египта, никто не упоминал о них. Если бы Шестидневной войны не было, палестинцы жили бы под арабским гнетом, и никого бы это не беспокоило. Лучший пример - это палестинцы, живущие в лагерях Ливана и Сирии. Хотя условия жизни там намного хуже, чем на Западном берегу, от средств массовой информации об этом ничего не слышно.

Многие думают, что было бы лучше, если бы Израиль вывел свои войска из Западного берега, но другие считают, что это может поставить под угрозу безопасность Израиля. Есть хорошие аргументы с обеих сторон, но мысль, что оккупация виновна в конфликте, ложна. Это доказывают три соображения. Прежде всего, и наиболее очевидно то, что конфликт начался задолго до Шестидневной войны и даже до 1948 года. Арабы не желают согласиться с существованием двух государств. Второе доказательство - Ливан; хотя в Ливане нет израильских солдат, Хезболла четко выступает за ликвидацию Израиля. То же самое касается Ирана - хотя между ним и Израилем 1000 километров (около 620 миль) и две страны, хотя у персов совершенно другая культура и язык, чем у арабов Ближнего Востока, иранские лидеры призывают к уничтожению Израиля. Источник конфликта в том, что мусульмане не хотят признавать немусульманское государство на Ближнем Востоке.

8. Проблема палестинских беженцев - не источник конфликта.

Арабо-израильский конфликт окружает множество преувеличений и искажений, но есть одна большая ложь. Это ложь о "палестинских беженцах" и о "праве на возвращение". У кого только нет родителя, бабушки или дедушки, которые мигрировали из-за конфликта? Войны и другие конфликты 20-го века создали сотни миллионов беженцев. В новом мировом порядке после Второй мировой войны все население было мигрантами. Более 15 миллионов немцев были вынуждены покинуть свои дома в том, что было ранее восточной территорией Германии. Сотни тысяч людей на Балканах были вынуждены мигрировать из-за появления там новых стран. Около 65 миллионов человек в том, что было Советским Союзом, должны были мигрировать. Кто когда-либо слышал о 300 тысячах мусульман, которые были вынуждены покинуть Болгарию, или о 250 тысячах греков и турок, которые должны были покинуть свои дома после того, как турки заняли Кипр в 1974 году? Проблемы беженцев продолжаются. Около двух миллионов христиан были вынуждены эвакуироваться с Ближнего Востока из-за мусульманских атак. Но есть только одна группа, о которой вы слышите больше всех других, - палестинские беженцы.

В результате войны за Независимость 1948 года, насчитывалось около полумиллиона арабских беженцев, покинувших свои дома. Многие ушли, потому арабское руководство приказало им уйти и пообещало, что они смогут вернуться. И как во всех войнах, были некоторые случаи эвакуации. Но в отличие от Германии, которая помогла немецким мигрантам, в отличие от Индии, которая помогла индусам, Пакистана, который приветствовал мусульман, или Израиля, приветствовавшего еврейских беженцев, египтяне, сирийцы и ливанцы не помогали палестинцам, хотя они такие же люди (в 1948 году не было никакой разницы между арабской деревней на севере Израиля и арабской деревней на юге Ливана). Иордания была единственной арабской страной, предоставившей гражданство палестинцам. Организация Объединенных Наций - это часть проблемы. Немногие знают, что в ООН имеются два агентства беженцев - UNRWA - только для палестинских беженцев, и UNHCR- для других беженцев всего мира. Эти две организации по-разному определяют, кого называть беженцем. Определение БАПОР предоставляет статус беженца детям палестинских беженцев, поэтому каждый год "официальное" количество палестинских беженцев растет.

И только одна группа беженцев не привлекает никакого внимания - это еврейские беженцы из арабских стран. Евреи, покинувшие мусульманские страны, никогда не причинили никакого вреда мусульманам, но когда был создан Израиль, около 800 тысяч из них были вынуждены бежать, оставив все, что у них было, и начать новую жизнь в Израиле.

9. Вернуться к истокам.

Мы живем в пост-пост-модернистском мире. Мы стремимся понять реальность не только из обычных каналов, но также через альтернативные способы общения. Не то, что говорят лидеры, а то, что думают люди. Не из учебников истории, а от фермеров на местном рынке. Один человек пишет статью о повседневной жизни, другой делает документальный фильм о детях, живущих во время войны. Один будет транслировать оптимизм, другой - пессимизм. Все эти разные ракурсы могут помочь лучше понять конфликт, но иногда хорошо вернуться к основам, к тому, что каждая сторона говорит о себе. Израильская Декларация независимости гласит:

"Мы протягиваем руку всем соседним государствам и их народам, предлагая им мир и добрососедство".

В преамбуле к Пакту ХАМАСа говорится:

"Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его".

10. Нет никакого противоречия между еврейским и демократическим характером государства Израиль

Большинство стран представляет собой национальные государства, имеющие общий этнический и культурный знаменатель. Все арабские страны идентифицируют себя как мусульманские. Большинство европейских демократических государств также представляют национальные государства. В таких странах, как Дания, Норвегия, Польша, Исландия христианство имеет особый статус. Евреи также имеют право на свое собственное государство. На национальных флагах 29 стран изображены кресты, на 13 национальных флагах - мусульманский полумесяц, и только на одном национальном флаге - звезда Давида.

Перевод Елена Любченко

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В тени родных берез оппоненты высказывают безапелляционные мнения, которые были бы более уместны под сенью ливанских кедров. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Арабо-израильский конфликт, как мы его знаем, начался не год и не два назад. Однако точная дата, с которой можно отсчитывать хронологию, существует. Это 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское.

С конца Первой мировой войны эта территория находилась под Британским мандатом. Англичане поддерживали там определенный порядок, который, грубо говоря, сводился к тому, что в ответ на протесты арабов против еврейской иммиграции вводились квоты на число приезжих. Тем не менее, количество приезжих росло, и положение в регионе становилось все сложнее. Великобритания и решила передать судьбу Палестины на усмотрение ООН.

Момент был выбран точно - буквально пара лет, и о создании государства Израиль, скорее всего, не могло бы быть и речи. Еще в марте 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, с которой принято отсчитывать начало Холодной войны. После Второй мировой позиции Великобритании в мире ослабли, и Ближний Восток делили между собой новые сверхдержавы - Советский Союз и США. Здесь будущие противники оказались неожиданно единодушны.

Президент Гарри Трумен в 1946 году объяснял собственному Госдепартаменту свою позицию так: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов».

Советское руководство тоже могло рассчитывать на то, что Израиль станет «красным» форпостом на Ближнем Востоке - среди переселенцев было много выходцев из России, которые зачастую придерживались весьма левых убеждений. Наконец, в своих воспоминаниях генерал НКВД Павел Судоплатов указывает и на другие мотивы Иосифа Сталина, приводя следующие его слова: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами».

Сказано это было чуть ли не накануне рассмотрения в ООН резолюции по Палестине, и, стоит отметить, примерно так события в дальнейшем и развивались - очень быстро выяснилось, что Израиль действовать в русле советской линии не готов, зато дружба СССР с Сирией, Египтом, Ливией и другими ближневосточными режимами постепенно расширялась.

Резолюция ООН от 29 ноября 1947 года предписывала примерно равный раздел Палестины между евреями и арабами. Обе стороны получали по три анклава, расположенных в шахматном порядке, при этом Иерусалим и Вифлеем как места, важные для трех конфессий - иудеев, мусульман и христиан, - должны были остаться под международным контролем. За это решение проголосовали 33 страны, включая США и СССР, 13 были «против», а 10, в том числе Великобритания, воздержались. Стоит отметить, что ряд радикальных еврейских общественных организаций, действовавших в Палестине, не поддержали это решение, а Лига арабских государств и вовсе выступила резко против него.

Однако 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил декларацию о создании еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Иордания атаковали новую страну. Израиль выстоял, а под контролем Иордании и Египта оказались, соответственно, Западный берег Иордана и сектор Газа. Это примерно те территории, на которых, по резолюции ООН, и должно было быть создано государство арабов Палестины.

Сам Давид Бен-Гурион еще тогда не строил особых иллюзий о легитимности государства Израиль с точки зрения международного права. В 1950 году он так напутствовал израильских дипломатов: «Когда государство было провозглашено, перед ним встали три проблемы: проблема границ, проблема беженцев и проблема Иерусалима. Ни одна из них не была и не будет решена путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений. […] Мы захватили Беэр-Шеву вопреки мнению ООН и Совета Безопасности. То же самое относится к Яффо, Лоду, Рамле и Западной Галилее. Проблема беженцев также будет решена силой фактов, а именно - нашим отказом разрешить им вернуться. В этом вопросе объяснить справедливость нашей позиции труднее всего. В решении этих трёх проблем создание необратимой политической реальности превалирует над политикой убеждения». Необратимая политическая реальность не создана вот уже 60 лет.

Стоит отметить, что потенциал для развития государственности у евреев и арабов Палестины был достаточно разный. Книга основоположника сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована еще в 1896 году, и с тех пор над этим вопросом поработало немало светлых голов. В то же время, арабы Палестины, мало еще вкусившие от плодов европейской цивилизации, после Второй мировой войны жили в тяжелых условиях своей пустынной земли и о государственности не помышляли.

Однако чуть менее двадцати лет спустя эта проблема стала вполне актуальной. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). А спустя три года в результате Шестидневной войны Израиль получил контроль над Газой, Западным берегом Иордана и восточным Иерусалимом с его святынями. Именно в связи с этим ООП начинает разворачивать широкую - в том числе террористическую - деятельность.

Перед самым началом войны известная израильская поэтесса Наоми Шемер написала песню «Иерушалаим шель заахав» - «Золотой Иерусалим». На фоне побед израильской армии она сразу стала неформальным гимном страны, символизирующим конец вековых унижений еврейского народа. Позже песню в фильме «Список Шиндлера» использовал Стивен Спилберг, а также она стала официальным гимном празднования 60-летия Израиля.

Как ни странно, но мотивы палестинцев удивительно созвучны интонациям этой песни - речь всё опять же о преодолении национального унижения и возвращении гордости. На одном из своих сайтов адепты независимой Палестины пишут так: «Мы были одной из самых презираемых и ругаемых наций в нашу эпоху до тех пор, пока не началась интифада (восстание палестинцев против израильских властей - прим. «Фонтанки»). Она намного уменьшила отчаяние в наших душах, изменила взгляд на самих себя, она позволила нам заявить: Мы были нацией пораженцев, покорных людей с застывшей историей. Однако интифада с ее динамичной историей позволила изменить восприятие арабами самих себя, лучше осознать окружающий мир».

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн, в трех из которых боевые действия начал сам, и две интифады. К третьей интифаде ХАМАС призывает своих сторонников сейчас. С обеих сторон пролито достаточно крови и сказано слишком много слов, чтобы понять - ситуация разрешения не имеет. В самом деле, не делить же, например, пустыню Негев в процентном отношении к количеству жертв с обеих сторон.

Но война продолжается и тогда, когда солдаты возвращаются в гарнизоны, а партизаны на свои базы. Арабо-израильский конфликт - это не только и даже не столько количество жертв с обеих сторон, сколько противостояние мнений и спор о словах. И здесь в ход идет всё - от разговоров о том, что поскольку у палестинцев никогда не было государства, то они не имеют на него права (почему, собственно говоря, нет?), до избитых страшилок про кровавую мацу.

Случаются и вовсе изощренные примеры. Капрал Армии обороны Израиля Гилад Шалит был взят в заложники 25 июня 2006 года боевиками ХАМАСа, которые потребовали освобождения из израильских тюрем женщин и детей до 18 лет. Спустя три дня Израиль начал операцию «Летние дожди», чтобы спасти капрала. Вся история бурно обсуждалась в СМИ и стала напоминать эпизод из фильма «Хвост виляет собакой» про героя-рядового по прозвищу Старый Башмак. «Летние дожди» закончились экономической блокадой Газы. И вот теперь, когда конфликт вновь разгорелся, уже палестинцы заявляют, что Гилад Шалит был ранен в результате обстрела израильтянами мирных кварталов Газы.

Развивая Клаузевица, информационная война - это продолжение войны обычной другими средствами. На массированную поддержку западными СМИ Израиля, которая неизбежна хотя бы потому, что большинство корпунктов находятся в Тель-Авиве, а не в Газе, Палестина отвечает изобретательной традицией «Палливуда». Этим термином с недавних пор обозначают арабские телестудии, в которых снимаются постановочные сюжеты о конфликте. Недавно, например, в эфире телевидения Газы появился сюжет, в котором жестокие сионисты убивают любимца палестинских детей мышонка Фарфура. Снято в формате новостного сюжета, Фарфура изображает актер в костюме. Вслед за Фарфуром шахидами стали пчелка Нахуль и зайчик Ассуд.

Благородства и стремления к миру в позициях обеих сторон, в самом деле, немного. На террористов-смертников в автобусах Иерусалима найдется осада израильскими войсками Бейрута в 1982 году. Тогда авиация и артиллерия два месяца подряд бомбили город, нанеся ему непоправимый ущерб. На обстрелы ракетами «Кассам» израильских территорий - охота за террористами группы «Черный сентябрь», которые были убиты Моссадом без суда и следствия, к тому же при этом погиб и вовсе посторонний официант. Конечно, они террористы, но как же тогда пресловутые правовые нормы?

Не симпатична администрация Палестины, с погрязшей при Ясире Арафате в коррупции ООП, и ФАТХом и ХАМАСом, которые ныне больше озабочены борьбой за власть, чем решением проблемы независимости. Но и Израильская идеология, которая, с одной стороны, в устах некоторых политических деятелей отчетливо отдает натуральным фашизмом, а, с другой, как бы в качестве платы за Холокост, при случае освобождает власти от любых существующих норм права, мягко говоря, вызывает смешанные чувства.

Но не стоит во всем винить малых сих. В конце концов, государство Израиль, со всеми его недостатками и достоинствами, создали не кибуцники-поселенцы. Его появление стало следствием той системы международного права, эскизы которой были набросаны еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Палестина стала одной из разменных монет, которую в своем соревновании использовали СССР и США.

Система с тех пор обветшала и стала тесна, об ООН вспоминают разве что в связи с какой-нибудь культурной деятельностью, однако правил игры никто так и не пересмотрел. Поэтому делать прогнозы по поводу разрешения арабо-израильского конфликта - все равно, что вступать в спор пикейных жилетов. Роль Барака Обамы, цен на нефть, количества жертв и даже Дмитрия Медведева тут совершенно не принципиальна. Стрельба в Газе закончится чуть позже или чуть раньше. Потом она начнется вновь, может быть, на Западном берегу. А, может быть, вовсе арабы начнут убивать друг друга.

Развернуть любой клубок противоречий, который уходит в глубь двадцатого века, фактически невозможно. Слишком много убитых, слишком много слов, причем, как правило, корыстных и нечестных. Примеров немало. Например, Северная и Южная Корея, очевидно, об объединении сами никогда не договорятся, а больше эта проблема никого и не волнует. Южане сами чувствуют себя неплохо, а про северян вообще иногда вспоминает только США в связи с паранойей по поводу ядерной угрозы.

Есть и эпизоды, которые вовсе стали историей, но до сих пор остаются причиной для длительных политических распрей. Например, проблема геноцида армян в Османской империи. Очевидно, что Турция в обозримом будущем не признает его. Массовые убийства армянского населения в 1915 году, несомненно, были (как, впрочем, и турецкого). Но, возвращаясь к Израилю, признание геноцида может повлечь за собой аналогии с Холокостом и соответствующие претензии со стороны армян. Как далеко они могут зайти - неизвестно.

Все эти эпизоды объединяет одно. Это понятия национального государства, самоопределения, суверенитета, которые, зародившись вместе с капитализмом на заре Нового времени, стали малы для нынешнего глобального мира. Перечисленные конфликты могут развиваться более или менее кроваво, но для их радикального решения требуется пересмотр действующей системы международных отношений, который бы позволил создать некие новые институты, действующие в интересах общего блага и гуманизма, а не в угоду какой-то из сторон. Как писали в советской печати, в интересах мира и добрососедства.

К сожалению, такие перемены невозможны без великих потрясений. И они произойдут. Может быть, не завтра, и даже не десять лет спустя, но они неизбежны, и принесут с собой новые неразрешимые конфликты. История не кончилась.

Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»

Краткое описание.

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке.

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

В конфликте участвовали и участвуют арабские страны (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ирак и другие арабские страны) и еврейское государство Израиль. За время конфликтов было заключено много договоров о перемирии между разными странами, но конфликт всё равно продолжался и с каждым годом становится всё агрессивнее и агрессивнее и со стороны евреев, и со стороны арабов. Появляются всё новые причины для войны и цели в ней. Но самой главной целью арабов является создание суверенного государства в Палестине, которое должно было создаться после резолюции ООН от 29 ноября 1947 года.

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

История конфликта.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 года и создании на ее территории двух независимых государств – арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения – Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 года Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д.Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль. Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом, наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950г. Беженцами стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Положение основной массы беженцев было исключительно тяжелым.

В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г ., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".

1 этап. Сразу после провозглашения государства Израиль армии 7 соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война.

Несмотря на то, что на начальном этапе военные действия развивались в пользу арабов, ситуация вскоре изменилась. Арабское единство подрывалось острыми противоречиями.

В итоге Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет — сектор Газа. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.

2 этап. Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.

3 этап. Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.

4 этап. Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 этап. 5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование.

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.


Для того чтобы разобраться, почему возник конфликт между Израилем и Палестиной, прежде всего, рассмотрим его предысторию. Палестина - это территория, которая находится возле Средиземного моря на Ближнем Востоке. История этого небольшого участка суши имеет многовековую историю. Корни сегодняшнего конфликта Израиля и Палестины лежат в прошлом в территориально-этнической борьбе между арабами палестины и евреями. Но, надо сказать, что такая напряженная ситуация между двумя народами была не всегда.

На протяжении длительного времени арабы и евреи мирно жили по-соседски в Палестине. Палестина во времена правления Оттоманской империи считалась частью Сирии. Население в ту пору в Палестине преобладало арабское. В конце 18 и начале 19 веков в Палестине, а преимущественно вокруг города Иерусалим стали появляться поселения евреев. Но надо признать, колонизация Палестины евреями шла очень медленно. По статистике в 1918 году население Палестины составляли арабы, общей численностью - 93%. Кардинальным образом картина начала меняться тогда, когда после Первой Мировой войны Британия получила право на управление Палестиной. Этот мандат вступил в силу в 1923 году в сентябре.

Началась широкая пропаганда по заселению и колонизации Палестины евреями. Эту идею выдвинул в 1917 году министр иностранных дел Британии А. Бальфур, написав письмо лидеру сионистов. В письме сообщалось об учреждении национального очага для евреев. Письмо впоследствии получило название - Декларация Бальфура.

В начале 20 века в 20 годах, создалась военная организация «Хагана», а уже в 1935 году евреями была создана организация экстремистов - «Иргун цвай Леуми». Правда, надо заметить, что поначалу вытеснение арабов с Палестины шло мирным путем.

После того, как к власти пришли фашисты, началась Мировая война, эмиграция евреев в Палестину резко возросла. Так в 1932 году в Палестине пребывало 184 тысяч евреев, в 1938 - уже стало 414 тысяч человек, а к концу 1947 года - более 600 тысяч евреев, то есть на тот момент треть количества населения Палестины. Конечной целью эмиграции евреев в Израиле многие называют - завоевание Палестинских земель и создание еврейского государства. Идея создания государства Израиль уходит в далекое прошлое, но только после второй Мировой войны воплощение этой идеи стало возможным. Идея о создании еврейского государства была поддержана мировым сообществом, большую роль в укреплении этой идеи сыграл холокост. В ноябре 1945 года в Палестине ситуация была накалена до предела. Конфликт Палестины и Израиля назревал.

Кроме того, что Палестину сотрясли столкновения арабов и евреев, в этот период активизировалось движение сионистского террора, который был направлен против британских властей. Великобритания не смогла решить эту проблему самостоятельно и вынесла решение будущего Палестины в 1947 году на рассмотрение на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

На тот момент имелось два решения будущего Палестины. Был создан специальный комитет по делам Палестины при ООН, который в составе 11 человек подписал письмо, в котором рекомендовалось создать на территории нынешней Палестины два самостоятельных независимых государства: еврейское и арабское. И оставить между ними интернациональную зону - город Иерусалим. Иерусалим должен был получить международный статус. План раздела Палестины долго обсуждался и в ноябре 1947 года был одобрен. В числе стран, признавших и одобривших такое разделение на Палестину и Израиль были США и СССР.

По резолюции №181/11 от 29 ноября 1947 года, Палестина делилась на два самостоятельных государства - еврейское с территорией 14,1 тысяч квадратных километров, а это 56% всей площади Палестины и арабское, с площадью в 11,1 квадратный километр, что составляет 43% от площади всей территории Палестины, и Иерусалим - интернациональная зона - 1% от общей территории.

До 1 августа 1948 года английские войска должны были быть выведены из страны. Как только было провозглашено решение о создании независимого еврейского государства Израиль, сионисты начали настоящую не объявленную войну. И еще до официального провозглашения независимости Израиля 250 тысяч арабов просто таки вынуждены были уйти из Палестины. В то же время много арабских стран не признали независимость Израиля и огласили новому государству «джихад» - священную войну. В мае 1948 года начался военный конфликт в Израиле.

Новость о независимости Израиля в Палестине мгновенно облетела весь мир. Страны арабской лиги, сразу же после провозглашения премьер-министром Израиля Бен-Гурионом независимости государства Израиль начали военные действия. Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, объединив все свои усилия, дружно объявили войну ново созданному государству Израиль. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Войска арабской лиги насчитывали 40 тысяч воинов, в то время как в войсках Израиля было 30 тысяч. Войсками арабской лиги командовал в то время король Иордании. В 1948 году Организация объединенных наций призвала конфликтующие стороны к перемирию, однако тот план перемирия, который был предложен - стороны отвергли как неприемлемые для обеих сторон.

На первых порах военный конфликт между Израилем и Палестиной развивался в пользу арабской лиги, однако ход войны резко изменился летом 1948 года. В течение 10 дней еврейская армия, противостоя большей и лучше вооруженной армии арабской лиги, перешла в решительное наступление и нейтрализовала наступательный натиск арабов. В заключительном наступлении еврейской армии, которое произошло в 1949 году, израильтяне заняли всю территорию Палестины, потеснив противника до самых границ.

С Палестинской территории, которую завоевал Израиль, в то время было изгнано более 900 тысяч арабов. Они осели в разных арабских странах. В то же время из арабских стран были высланы более полумиллиона евреев, которые стали жить в Израиле.

Израиль и Палестина история конфликта - лежит достаточно глубоко. Разобраться в этом вопросе должны две стороны, ведь как говорит история Израиля и Палестины, два народа могут дружно жить на одной территории.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции