Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

На чем писали древние люди. Как древние люди сохраняли информацию. Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется








Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.

Сергей Юрьевич Нечаев

Удивительные изобретения

Предисловие

Что такое изобретение? Это принципиально новое техническое решение какой-то задачи, это «двигатель» прогресса.

Удивительных изобретений за всю историю человечества было сделано великое множество. Соответственно, вся история человечества – это история изобретений. Поэтому рассказать обо всех изобретениях и изобретателях в одной книге просто невозможно: одно их перечисление потребовало бы нескольких огромных томов.

Бумага, карандаш, часы, консервы, автомобиль, самолет, вертолет, парашют, подводная лодка, телевизор… Без всего этого невозможно себе представить жизнь современного человека. А ведь когда-то их не было…

Как все это появилось? Когда? Кто это придумал?

Книга, которую вы держите в руках, – об этом. Об истории появления бумаги и первых бумагоделательных машинах. О спичках и первых «летучих кораблях».

О вольтовом столбе и изобретении консервов. О первом в мире программисте и о первых часах. И еще о многом-многом другом.

Люди, вошедшие в историю мирового изобретательства, были как профессиональными инженерами, получившими отличное специальное образование, так и простыми самоучками.

Но ни одно из великих изобретений не было сделано случайно. На самом деле, такие «случайные» открытия делают только подготовленные умы, только люди, чем-то очень сильно увлеченные, упорные, терпеливые и умеющие мыслить нестандартно.

Всем не боящимся делать изобретения посвящает автор свою книгу.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ БУМАГИ

На чем писали до появления бумаги

Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. Появилась она очень и очень давно, и история ее возникновения и множества последовательных преобразований не так уж и проста. Безусловно, происхождение бумаги было обусловлено появлением письменности – ведь нужно же было на чем-то писать.

А самые первые формы письменности появились примерно за 4 000 лет до н. э. Чуть позднее были изобретены особые графические знаки для фиксации и передачи информации – эти древние схематические рисунки ученые называют пиктограммами.

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало слишком много времени.

Более легким и надежным материалом для письма стало дерево. Например, в Древнем Китае люди использовали бамбуковые дощечки, на которых они выжигали иероглифы при помощи раскаленной иглы. Писали в Китае до изобретения бумаги и на шелке, но он всегда был очень дорогим, а на бамбуковой дощечке помещалось не больше 30 иероглифов. Можно себе представить, как выглядела «бамбуковая книга». Наверное, чтобы ее перевезти, требовалась запряженная волами телега.

А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Берестяная грамота XII века


В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.

А еще в поисках более подходящих носителей люди пробовали писать на больших листьях, на коже, на кости и т. д. Например, в странах с жарким климатом для этого часто использовали высушенные пальмовые листья. Они были огромными по площади, и на них можно было уместить целые сочинения. Более «продвинутые» египтяне использовали для письма папирус, материалом для изготовления которого служили трехгранные стебли тростника, в изобилии росшего на берегах Нила. Отметим, что самый ранний из существующих зарегистрированных папирусов, возможно, использовался за 3000–3500 лет до н. э. Однако технология изготовления папируса – этой первой «бумаги» – была достаточно сложной, а потому папирусы получались очень дорогими.

Во II веке до н. э. в Малой Азии развилось производство нового материала для письма – пергамента. Свое название он получил от города Пергам Пергамского царства (ныне это территория северо-западной Турции).

Пергамент изготавливался из кожи молодых телят и овец по весьма сложной технологии, но зато он был гораздо более прочен и долговечен, чем папирус. Другим огромным плюсом пергамента было и то, что на нем можно было писать с двух сторон. Но, к сожалению, и он был дорог, поэтому для того, чтобы написать новые документы, иногда приходилось смывать чернила со старых пергаментов.

Рецепт самых древних чернил до нас не дошел, но зато известно, что египтяне на своих папирусах писали смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и древние китайцы.

Естественно, человечество нуждалось в более практичном и дешевом материале, и таким материалом, в конечном итоге, стала бумага. Ее название (в английском языке – paper ) очень похоже на слово «папирус». Некоторые ученые считают, что слово «бумага» пришло в русский язык от итальянского bambagia, другие уверены, что это слово произошло от татарского бумуг. И то и другое, кстати, переводится как «хлопок».

Изобретение бумаги

Согласно древним летописям, бумага была изобретена в Китае. То, что изобретателями бумаги стали именно китайцы, совсем не случайно. Эта страна уже в самой глубокой древности славилась сложнейшей системой бюрократического управления и огромным количеством чиновников, от которых правители требовали постоянной отчетности. Именно поэтому в Китае всегда ощущалась потребность в удобном, а главное недорогом материале для письма.

Принято считать, что бумагу изобрел в 105 году некий Цай Лунь (50–121). Впрочем, некоторые ученые утверждают, что бумага появилась в Китае гораздо раньше. Скорее всего, китайский чиновник Цай Лунь, служивший у императора Хэ Ди, изобрел не первую бумагу, а первый в мире «промышленный» способ ее изготовления. Будучи очень образованным человеком, он усовершенствовал уже известные к тому времени технологии. В любом случае, император пожаловал Цай Луню высокий титул и сделал его богатым.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки (волокон стеблей конопли), а еще раньше, как мы уже говорили, – из шелка.

А Цай Лунь предложил для получения бумаги готовить волокнистую массу (суспензию) из практически любого измельченного растительного сырья и отходов: волокон тутового дерева, побегов бамбука, соломы, травы, мха, водорослей и т. д. Жидкая масса зачерпывалась специальной формой-сеткой (неким подобием сита из бамбука), вода просачивалась сквозь отверстия в сетке и оставляла в ней ровный слой будущей бумаги. После сушки на солнце заготовки разглаживали с помощью плоских камней, и получались достаточно прочные листы.

Вскоре в бумажную массу для повышения прочности стали добавлять крахмал и клей, а также естественные красители.

Примерно в III–IV веках бумага полностью вытеснила из употребления всевозможные дощечки, которые широко использовались для письма.

Следует особо подчеркнуть, что изобретение бумаги имело огромные последствия, причем не только для Китая, но и для остального мира – ведь впервые в истории люди получили отличный и относительно недорогой материал для письма, равноценной замены которому, по большому счету, не найдено и по сей день. Таким образом, имя Цай Луня с полным основанием входит в число самых великих изобретателей за всю историю человечества.



Ручное производство бумаги

В VI–VII веках производство бумаги было налажено и в других странах Азии: например, в 600 году бумага появилась Корее, в 625 году – в Японии.

В июле 751 года произошла битва на реке Талас (на границе современных Казахстана и Киргизии), в которой арабы нанесли поражение китайцам и сумели взять в плен нескольких бумажных мастеров. От этих ценных пленников арабы переняли опыт производства бумаги, а потом сами усовершенствовали его.

Первым «западным» центром развития бумажного производства стал Самарканд. В 800 году бумага появилась в Багдаде, а в 1100 году – в Каире.

Удивительно, но европейцы оказались последними, кто научился изготавливать бумагу. Очевидно, что в Европу это искусство перешло от арабов в XI–XII веках. Сначала бумагу стали делать в Испании, Италии и Франции, а позже – в других странах (в 1228 году – в Германии, в 1309 году – в Англии).

Так началась «бумажная эра». Каждый народ вносил в процесс производства бумаги что-то свое. Изобретательные итальянцы, например, придумали способ нанесения на нее водяных знаков, применили для ее проклейки животный клей и др.

В Россию производство бумаги пришло в средине XVI века, во время правления царя Ивана IV, более известного по прозвищу Грозный. Но настоящий подъем российской бумажной промышленности пришелся на период правления Петра I. В частности, в 1703 году стала выходить первая русская газета, было издано множество книг по различным вопросам науки и техники, что потребовало много бумаги. Для поощрения собственного бумажного производства в России дальновидный Петр I запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу.

Первые машины для производства бумаги

Переломное событие в развитии бумажного производства произошло в XVII веке, когда была изобретена роллмашина (от немецкого слова rolle - «ролик, каток») для размола волокнистых материалов. Это позволило существенным образом увеличить объемы производства.

До того бумага изготовлялась весьма примитивно – ручным размолом массы деревянными молотками в ступе, а потом черпанием ее формами с сетчатым дном. Сделанная таким способом бумага имела следы сетки.

В середине XVIII века британский фабрикант Джеймс Ватман 1-й (1702–1759) изобрел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без всяких следов сетки.

Чтобы на бумаге не было видно следов сетки, он придумал использовать для просушки не обычную конструкцию из продольных и поперечных металлических прутьев, а новое подобие сетки, сделанное из тонкой ткани. Теперь после стекания воды и остывания бумага становилась плотной и отличалась большой сопротивляемостью к истиранию, а также приятной шероховатой поверхностью. Эту бумагу по достоинству оценили художники, и она стала широко использоваться для создания акварелей и печатания литографий.

Вскоре эта «шероховатая» бумага в честь ее изобретателя стала называться ватманом.

Джеймс Ватман 1-й родился в графстве Кент, которое в то время было центром бумажного производства в Англии. В 1733 году он решил открыть собственное предприятие с твердым намерением если не прославиться, то уж точно разбогатеть.

В осуществлении мечты ему помог удачный брак. В 1740 году он женился на некоей Энн Харрис и, воспользовавшись немалым капиталом супруги, купил бумажную фабрику с полным набором оборудования. Потом он пригласил к себе лучших британских мастеров и начал делать качественную бумагу исключительно из тряпичного сырья.

После смерти Джеймса Ватмана 1-го предприятие унаследовал его сын, Джеймс Ватман 2-й (1741–1798). При нем фирма стала одним из лидеров в мировом бумагоделательном производстве.

К сожалению, отлив бумаги производился практически вручную, и это сильно тормозило работу. А бумаги требовалось все больше и больше.

В связи с этим большое значение имело изобретение в 1799 году французом Луи-Николя Робером (1761–1828) бумагоделательной машины, которая позволяла механизировать отлив бумаги при помощи использования непрерывно движущейся сетки.

Машина Робера выглядела так: на деревянной станине стоял чан с бумажной массой, над которой на двух валиках была натянута медная сетка. На эту сетку с помощью черпального колеса, сделанного из тонких медных полос, подавалась бумажная масса. Масса равномерно растекалась по сетке. Потом вода возвращалась в чан, а на сетке образовывалось влажное полотно, которое еще более уплотнялось между двумя валиками, обтянутыми сукном. Потом еще влажное бумажное полотно наматывалось на приемный валик, а затем разматывалось и сушилось на воздухе. Производительность этой машины составляла около 100 кг бумаги в сутки. Она позволяла производить 12-метровые и 15-метровые рулоны бумаги.

После появления машины Робера, практически полностью автоматизировавшей процесс изготовления бумаги, объемы ее производства выросли в разы.

Луи-Николя Робер с 19 лет служил в армии, участвовал в войне за независимость Соединенных Штатов. По возвращению во Францию он поступил на работу в типографию Пьера-Франсуа Дидо. Эта типография была очень большой (в ней работало более 300 человек), и она сама производила бумагу для своих нужд. В ней-то Луи-Николя Робер и создал проект своей первой бумагоделательной машины. Заявку на патент он подал 9 сентября 1798 года. Сначала его работу финансировал господин Дидо, но потом, в 1799 году, он договорился со своим родственником англичанином Джоном Гэмблом, который пообещал оказать поддержку в строительстве крупногабаритной машины по проекту Робера.

Патент на машину Робера был выдан 18 января 1799 года, и изобретатель получил за это 3 000 франков.

Потом изобретение Робера «перехватили» вездесущие британцы – лондонские издатели братья Генри Фурдринье (1766–1854) и Сили Фурдринье (1774–1847). Они с 1801 года работали над созданием своей бумагоделательной машины. В 1806 году они запатентовали свое изобретение, которому было дано их имя – Fourdrinier machine.

В этой машине бумага формовалась из тряпичной ветоши и хлопка в виде нескончаемой ленты, или рулона. Она состояла из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной и отделочной.

В результате к середине XIX века изготовление бумаги дошло до стадии полнейшей автоматизации. К этому времени машина Фурдринье, претерпев ряд изменений, превратилась в очень сложный агрегат, который мог работать непрерывно, давая на выходе бумагу весьма высокого качества.

Успех братьев Фурдринье был ошеломляющим. В 1810 году Луи-Николя Робер опомнился и даже попытался судиться с предприимчивыми британцами, но безрезультатно. В результате, ему ничего не оставалось, как до самой смерти с горечью наблюдать за триумфом тех, кто лишь немного усовершенствовал его собственное изобретение.

С 1827 года бумагоделательные машины начали производиться в Соединенных Штатах.

В 1856 году англичанин Эдвард Хейли получил патент на изобретение гофрированного картона. Это изобретение тут же перекочевало в Америку, где был зарегистрирован патент на использование этого нового материала для упаковки. А потом была создана машина для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны.

Первый образец такой машины для гофрирования выглядел весьма примитивно: ее рифленые валы, для изготовления которых были использованы два старых пушечных ствола, приводились в движение вручную. А нагрев сначала производился через газовые горелки, но потом он, в связи с частым загоранием бумаги, был заменен паровым обогревом.



Машина для производства бумаги 1851 года


В 1857 году в США начали делать туалетную бумагу, а также открыли способ получения бумаги из целлюлозы и древесной массы (измельченной до уровня пыли древесины). А вот самая первая картонная коробка была изготовлена в США в 1895 году.

Бумага сегодня

В XX веке бумага получила повсеместное распространение, причем сейчас она является не только признанным информационным носителем, но и отличным упаковочным материалом. А также прекрасным отделочным материалом (обои), платежным средством (бумажные деньги), фильтром и т. д. Из бумаги делают детские пеленки, больничные простыни, салфетки, одноразовые полотенца… Этот перечень каждый может продолжать так долго, как позволят его осведомленность и фантазия. Сейчас существует такое великое множество видов бумаги (от толстых картонов до тончайших калек), что просто невозможно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы ее не существовало…

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ИЗОБРЕТЕНИЯ, ОПЕРЕДИВШИЕ ВРЕМЯ

Наследие Леонардо

Мысль о том, что великий Леонардо да Винчи (1452–1519), незаконнорожденный сын простого нотариуса из провинциального флорентийского городка Винчи, был не человеком, а пришельцем из других миров, возникала у многих – настолько многогранным был его талант.

Говорят, что его учитель – знаменитый художник Андреа дель Верроккио, – увидев одну из работ своего 15-летнего ученика, навсегда перестал заниматься живописью. Конечно, это всего лишь красивая легенда, но, право, если бы Леонардо оставил после себя лишь одну таинственную улыбку Джоконды (портрет Лизы Джокондо, или Моны Лизы, был написан им примерно в 1503–1505 гг.), одного этого хватило бы для того, чтобы он вошел в историю.



Леонардо да Винчи (автопортрет)


Архив Леонардо составляет около 7 000 страниц большого и малого формата… Чего там только нет! Как известно, Леонардо да Винчи занимался исследованиями в области математики, физики, химии, медицины, анатомии и астрономии. Кроме того, после себя он оставил множество чертежей и рисунков придуманных им механизмов и аппаратов.

Многие его идеи намного опередили свое время и были воплощены в жизнь только через несколько столетий: теперь доказано, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на акваланг, парашют, вертолет, автомобиль, пулемет и на множество других вещей, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

Водолазный костюм Леонардо

Леонардо да Винчи очень увлекался морем, и эта его страсть вылилась во множество набросков приспособлений для изучения подводной жизни. При этом он не был первым, кого интересовала возможность человека долгое время находиться под водой. Считается, например, что еще в 332 году до н. э. сам великий завоеватель Александр Македонский спускался под воду в некоем подобии стеклянного сосуда, ставшем прообразом водолазного колокола. Гораздо позднее генуэзский ученый Леон-Баттиста Альберти (1404–1472) серьезно планировал поднять затонувшие римские суда со дна итальянского озера Неми.

Однако Леонардо да Винчи пошел значительно дальше просто планов: он создал настоящий подводный скафандр (водолазный костюм), который был выполнен из толстой кожи, имел стеклянные линзы для глаз и даже специальный сосуд для мочеиспускания. К скафандру была присоединена тростниковая трубка, которая вела к плавучему куполу, находившемуся на поверхности воды. Эта система позволяла водолазу дышать.

В комплект снаряжения входили также балластные мешочки с песком (для погружения) и большой нагрудный карман, который при заполнении его воздухом облегчал всплытие водолаза на поверхность. Кроме того, водолаз должен был иметь длинную веревку, нож и рожок, при помощи которого он мог подавать сигнал об окончании работы под водой.

А еще для ускорения плавания Леонардо разработал особые перчатки с перепонками, которые со временем превратились в широко известные ныне ласты.

Самолет, вертолет и парашют Леонардо

Покорение воздушной стихии интересовало Леонардо да Винчи не меньше, чем освоение стихии морской. В частности, им был разработан планер с открытой кабиной, оборудованный системой управления для пилота и приводившийся в движение подвижными крыльями.

Для создания этого «самолета» мастер начал изучать анатомию стрекозы и ее поведение в воздухе, затем придумал машущее крыло – в сущности, это был механизм для «отталкивания» от воздуха. Фактически при помощи хитроумной системы передаточных веревок и рычагов аппарат («махолет») Леонардо должен был как бы «грести» по воздуху, используя мускульную силу человека.

Расчеты, проведенные Леонардо да Винчи, показали, что длина крыла, например, утки численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, он установил, что для поднятия в воздух машины с человеком (общий вес примерно 140 кг) необходимы крылья длиной 12 м.

К сожалению, попытки воспроизвести машущее крыло, созданное природой, к успеху не приводили, и неутомимый Леонардо обратился к планирующему полету. В результате, он придумал конструкцию планера с неподвижными крыльями: аппарат крепился к спине человека, позволяя ему как бы балансировать в полете. Для этого окончания крыльев должны были изгибаться при помощи тросов, что позволяло также изменять направление полета.



Летательный аппарат Леонардо да Винчи. 1490 год


А еще гениальный изобретатель, одержимый идеей полета, придумал устройство, которое в наше время принято считать прообразом современного вертолета. Устройство это называлось «воздушным винтом».

Суть изобретения заключалась в следующем: Леонардо да Винчи предлагал сделать металлическую окантовку с натянутым на нее покрытием из тонкого льна, пропитанного крахмалом. Таким образом, получался воздушный винт радиусом около 5 м. Этот винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми, ходившими вокруг оси и толкающими рычаги.

«Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх», – писал Леонардо.

Однако современные ученые утверждают, что эта конструкция никак не могла взлететь, что мускульной силы четырех человек недостаточно для ее «ввинчивания» в воздух. Более того, даже взлетев, она стала бы вращаться вокруг своей оси, и полет все равно стал бы невозможен.

Тем не менее, эта идея Леонардо да Винчи до сих пор остается одной из самых известных, и остается лишь сожалеть о том, что в XV–XVI веках еще не существовало двигателей.

Между делом Леонардо да Винчи стал изобретателем и первого парашюта. Его он описывал так: «Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов , то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела».

Эта запись датируется промежутком между 1483 и 1486 годом. А первый в мире прыжок с парашютом с воздушного шара (подробнее об этом будет рассказано ниже) был совершен 22 октября 1797 года в парижском парке Монсо, и это произошло более чем через 300 лет после изобретения Леонардо…

Леонардо да Винчи, в конечном итоге, так и не удалось создать действующую модель летательного аппарата. В своих мечтах он просто слишком опередил свое время. Однако в 2002 году в Великобритании был воссоздан «дельтаплан» великого Леонардо: в небе над графством Суррей был успешно испытан аппарат, собранный точно по старинным чертежам великого изобретателя. Экспериментальные полеты осуществила тогдашняя чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден, и ей удалось поднять изобретение Леонардо на высоту 10 м, продержавшись в воздухе 17 секунд. А это означало лишь одно – аппарат, внешне напоминавший скелет птицы, на самом деле мог работать…

А вот «парашют» Леонардо да Винчи, созданный точно по его рисунку, был успешно испытан на практике в 2000 году: британский парашютист Адриан Николас спустился на нем с высоты 3 000 м и остался цел и невредим.

Военно-технические разработки Леонардо

Несмотря на свой миролюбивый нрав, Леонардо да Винчи уделял внимание и военно-техническим разработкам. Например, он предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. По форме они были похожи на перевернутые суповые тарелки – своеобразные «черепахи», покрытые металлическими листами и вооруженные пушкой.

Двигателем этого прообраза современного танка должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее мастер отказался от этой идеи – ведь животные могли запаниковать в закрытом пространстве, и это привело бы к беде. Поэтому для приведения всей этой конструкции в движение Леонардо предлагал использовать мускульную силу экипажа в восемь человек.

Впрочем, это была очередная гениальная фантазия – не более того. В реальных условиях эффективность таких машин была бы практически нулевой. При своем весе и ручно-ножной тяге эти «черепахи» не могли бы передвигаться на большие расстояния, тем более по пересеченной местности.

Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря – человекоподобного робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить ряд человеческих движений.

Первое механическое устройство, отдаленно напоминавшее то, что было предложено Леонардо, сконструировал в 1738 году французский механик Жак де Вокансон (1709–1782). Это был флейтист-автомат, внутри которого изобретатель поместил пружины и меха, проводившие воздух в различные части механизма таким образом, что губы и пальцы совершали движения по флейте.

Еще одна военно-техническая новация Леонардо заключалась в оснащении обычной пушки подъемным блоком, позволявшим менять угол стрельбы и тем самым повысить ее поражающую способность. Позднее эта идея была применена в рисунках многоствольных пушек, которые, в отличие от обычных крайне медленно заряжавшихся орудий того времени, вполне могли бы стать страшным оружием на поле боя (это был прообраз пулемета или «Катюши» для ведения залпового огня).

Разрабатывая новую военную технику, Леонардо да Винчи не забывал и о традиционных видах оружия, бесконечно модернизируя их. В частности, он создал модели огромных арбалетов (до 24 м в ширину), в том числе двойных, а также мощных катапульт для метания камней.

Кроме того, Леонардо придумал простейший прототип подводной лодки, корабль с гребными колесами, лодку с педальным приводом.

Автомобиль Леонардо

Один из самых потрясающих рисунков Леонардо представляет собой древнюю разработку «автомобиля». Самодвижущаяся деревянная телега да Винчи была трехколесной. Она должна была двигаться с помощью сложного пружинного механизма и системы шестеренок, передавая на колеса запасенную энергию плоских пружин.

Два задних колеса имели дифференцированные приводы, то есть могли вращаться независимо друг от друга. Кроме переднего колеса, было еще одно – маленькое, поворотное. Оно было соединено с рулем, при помощи которого можно было управлять телегой.

Более того, при «расшифровке» внешне не всегда четких рисунков Леонардо (все-таки столько времени прошло) современным исследователям удалось обнаружить даже придуманный мастером тормоз, что, по мнению специалистов, для прогресса автомобилестроения является едва ли не таким же важным моментом, как создание двигателя внутреннего сгорания.



Велосипед Леонардо да Винчи


Первоначально это транспортное средство размером 1x1 м предназначалось для развлечения королевского двора. Эта идея родилась у Леонардо да Винчи в 1478 году, и лишь в 1752 году (то есть через 274 года) русский механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687–1758) смог собрать в Санкт-Петербурге «самобеглую коляску», то есть четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек (более подробно об этом будет рассказано ниже).

Отметим, что и «автомобиль» Леонардо был воссоздан в 2004 году. Ученые одного из музеев Флоренции воплотили задумку да Винчи в жизнь, и, к их великому удивлению, она заработала в точности так, как предполагал гениальный «homo universalis» (универсальный человек) итальянского Возрождения.

Колесцовый замок Леонардо

Плодовитость Леонардо да Винчи действительно не может не впечатлять. К вышеперечисленному достаточно добавить, что он разработал прообраз современной дрели, вращающийся подъемный кран, прибор для шлифовки стекла, механический ходометр (устройство для измерения пройденного расстояния), машину для резки бумаги, двухколесный велосипед и даже… подобие экскаватора.

Тем не менее, как ни странно, лишь одно изобретение мастера получило практическое воплощение и признание при его жизни. Это был так называемый колесцовый замок для пистолета. Устройство работало так: специальным ключом заводилась пружина, которая после нажатия на спусковой крючок приводила в движение колесико с насечкой и опускала на него курок с кремнем; в результате возникшего трения высекалась искра, поджигавшая пороховой заряд.



Колесцовый замок ружья. Россия. XVI век


Уже к середине XVI века этот механизм, заменивший ненадежный фитиль, приобрел популярность у дворян, особенно служивших в кавалерии. Более того, колесцовый замок для пистолета, изобретенный Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал использоваться и в XIX веке.

Акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют… Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать.

К сожалению, потрясающие воображение изобретения великого Леонардо да Винчи на протяжении столетий оставались практически невостребованными. На практике все это было придумано намного позднее другими людьми, как бы заново и без опоры на гениальные фантазии великого флорентийца. А что если бы власть имущие в свое время прислушались к его словам? Как сложилась бы история Европы и всего человечества? Быть может, уже царь Иван Грозный передвигался бы по Москве на автомобиле, а Бородинское сражение было бы выиграно при помощи танков и самолетов…

Урок русского языка в 8 классе по истории письменности

Тема: «На чём писали в древности» .

Цели: 1) Проследить путь создания письма; узнать, на чём писали люди в древности.

2) Развивать навык самостоятельной работы со словарями и справочной литературой.

3) Воспитывать интерес к истории возникновения письма

I . Лекция учителя:

По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что когда-то ее не было совсем, не говоря уже о том разнообразии видов, цветов и размеров, какое выпускает современная бумажная промышленность. Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал». Изготовление специального материала для письма сравнительно позднее явление, первоначально люди применяли природный материал, например, камень. Использовали не только каменные плиты или куски камня, но и высекались надписи прямо на скалах. На камне писали практически все древние народы. Правители государств приказывали выбивать на камне законы и свои жизнеописания, дабы увековечить память о себе для потомков. В Древнем Риме на каменных стелах делались почетные надписи, перечни консулов и триумвираторов. Чтобы сделать надпись, мастер сначала углем или краской наносил рисунок (буквы), а затем по этому рисунку с помощью резца и молотка высекал линии.

Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым материалам относятся, кроме камня, кость, металл, керамика и дерево. Надписи на твердых материалах изучает специальная наука ЭПИГРАФИКА.

II . Выступления учащихся с сообщениями:

1 учащийся :

Вспомним древних египтян. Они оставили многочисленные памятники письменности на камне (стенах гробниц и храмов, стелах и скульптурах). Но они также изобрели один из первых специально изготовляемых мягких материалов папирус . В Египте папирус считался царским растением, с начала III тысячелетия до н. э. на него была введена царская монополия. По толщине папирус приблизительно был равен бумаге. Вновь изготовленный он имел белый или почти белый цвет, но со временем желтел. Отдельные листы папируса склеивались в свитки. Длинные свитки встречаются крайне редко. Самыми длинными из известных сегодня папирусов следующие: папирус Вильбура

10 метров, папирус Эберса 20 метров, папирус Харриса (Гарриса) 45 метров. (Названия им были даны по именам тех, кто их нашел и исследовал).

"Все автографы, - пишет Ф. Ф. Брюс, - давно утрачены. Иначе и не могло быть, если они записаны на папирусе, который, как мы знаем, способен долго сохраняться лишь в исключительных условиях."

Кирсоп Лейк указывает, что "трудно удержаться от вывода, что переписчики священных книг обычно уничтожали оригинал".

Чаще всего древние рукописи создавались на папирусе, изготовлявшемся из тростника того же названия. Этот тростник рос в мелких озёрах и реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло греческое слово "библос" - книги. Английское слово " paper " - бумага - происходит от греческого слова "папирус".

Добавление учителя:

Использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Древние римляне научились делать даже инкрустированные надписи: отлитые из металла буквы вставлялись в углубления на камне или металле. При этом употреблялись разные материалы: золотые буквы на серебре, серебряные на меди, медные на камне. Такие надписи были очень эффектными и носили торжественный характер.

Любой твердый материал не только прочный, но и тяжелый. Да и писать на нем не так просто. Каждый штрих, сделанный при помощи резца и молотка, требовал больших усилий и времени. Конечно, люди стремились найти другие материалы. В повседневной жизни они пользовались мягкими материалами для письма, изучая с этой целью окружающий мир. Письмена на мягком материале принято называть рукописями. Изучением рукописей занимается наука ПАЛЕОГРАФИЯ.

Во многих странах в повседневном употреблении были восковые таблички. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей. На них писали костяной или металлической палочкой - стилем, один конец которой был острым, а другой - тупым. Острым концом делали запись, тупой же служил для затирания написанного. Восковые таблички соединяли между собой по две (диптих), три (триптих) и более (полиптих). Древние римляне, большие ценители изящного и сильного слога, любили говорить: «Почаще поворачивай стиль!». Говорили они это тем, кто плохо владел литературным слогом или делал ошибки при письме. Звучало это как совет: учись грамоте, исправляй написанное, совершенствуй литературное мастерство.

2 учащийся:

Среди древних специально изготовляемых мягких материалов для письма одним из самых распространенных был пергамен (или пергамент). Его стали изготовлять во II веке до н.э., а название этот материал получил по месту первоначального производства - Пергамского царства. С его изобретением связана легенда. Древний историк Плиний рассказывает, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что египетский царь Птолемей, боясь конкуренции библиотеки города Пергама со своей Александрийской библиотекой, специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус. До этого момента папирус был самым распространенным писчем материалом на всем Средиземноморье.

Тогда в Пергаме и был изобретен пергамен для создания библиотеки.

Производство пергамена явилось очень трудоемким процессом. Его вырабатывали из кож телят, ягнят и козлят. Кожи натягивали на специальные рамки и тщательно очищали от остатков шерсти и мяса. Затем кожи вымачивались в извести или золе, натирались пемзой и мелом для гладкости, просушивались и еще раз натирались и разглаживались деревянными брусками. Несмотря на дорогое производство, в отличие от папируса пергамент имел многие преимущества: он более гибкий и не ломкий на сгибах, на нем можно было писать с двух сторон.

Первоначально из пергамена создавались книги в виде свитков, но благодаря его свойствам в дальнейшем перешли к другой форме книг - КОДЕКСУ. Само слово «кодекс» весьма любопытно, и чтобы понять его значение нужно вспомнить, что помимо папируса и кожи греки и римляне использовали для записей деревянные дощечки с воском, на которых писали заостренными палочками. Так вот в переводе с латыни слово «кодекс» означает ствол дерева, бревно, чурбан и более того, когда римляне ругались и желали показать тугодумие собеседника, они применяли данное слово в оскорбительном смысле, что соответствует русскому слову «дубина». Но так как при складывании пергамена он напоминал прямоугольную дощечку для письма, данная форма получила название кодекса. Эта форма книг существует до настоящего времени.

Пергамен хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамен окрашивали в пурпур и писали на нем серебром и золотом.

Пергамен всегда был дорогим материалом для письма. В Средние века в монастырях, когда не хватало пергамена для новых книг, монахи смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется ПАЛИМПСЕСТОМ.

3 учащийся:

Бумагу изобрели в Китае более 2 тысяч лет назад. Китайцы очень долго держали в секрете от всего мира способ ее изготовления. Но книги у людей были уже тогда, когда бумаги еще не было.

Китайский способ изготовления бумаги удалось в конце концов узнать. Но каким сложным путем, как медленно он добирался до Европы! Сначала он попал в страны Малой Азии. Это путешествие продолжалось около пятисот лет. За следующие триста лет он дополз до Европы. Еще через двести лет способ изготовления бумаги узнали в Испании и Италии. Это было в начале XI века, а за следующие двести лет научились делать бумагу во Франции, в немецких государствах и у нас, в России.

Китайцы изготовляли бумагу главным образом из бамбука. Арабы, первыми узнавшие китайский способ изготовления бумаги, вместо бамбука нашли другое сырье. Для приготовления бумаги нужны мягкие растительные волокна, поэтому арабы догадались варить бумажную массу из льняных тряпок, из старых канатов. Арабский способ перешел в Европу, и несколько столетий бумагу всюду, кроме Китая, делали из тряпок. Только в XVIII в. научились изготовлять ее из любой размягченной древесины.

Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов.

В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.

В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению.

В торжетсвенных случаях художественно оформленные листы "серебряной" и "золотой" бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения.

Прозрачную бумагу использовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные платки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах.

В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги.

В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года - вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фонарики, красивые бумажные поделки путем сгибания и

складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, праздничное настроение.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд таким образом заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.

Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиотеки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце Х века насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.

В Европе бумага стала производиться с XII века сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.

Этимология

Происходит слово «бумага» от неустановленной формы, предположительно *бубага, из итал. bombagino (отсюда можно объяснить др.-русск. бумажный, бумажникъ «вид матраца»), из лат. bombacium «хлопок|хло́пок»; откуда франц. bombasin «бумазея», нем. Bombasin «лёгкая хлопчатобумажная ткань». Первоисточником всех этих слов считается иранский. Впервые русск. бумага - в Сборн. 1414 г.; также Домостр. - бумага, хлопчатая 1551 г. Бумага была ввезена в Россию в XIV в. из Византии и Италии и в основной своей массе была итальянского происхождения. С середины XVI в. можно констатировать отечественное производство бумаги. По-видимому, слово бума́га произошло вследствие диссимиляции из *бубага, а не из *бѫбага, потому что носовые гласные были заменены уже в X в. звуками у, "а. Поскольку ни греч. βόμβυξ, ни греч. πάμβαξ и др. не могут объяснить русское слово, представляется наиболее вероятным заимствование из итальянского. Из бумажный могло быть образовано бумага, аналогично тому, как образовано фляга из фляжка. В высшей степени невероятно, чтобы тюркские народы сыграли роль распространителей бумаги на Руси.

4 учащийся:

Книги у людей появились давно, но далеко не сразу приобрели они привычный для нас вид. Если бы вы жили пять тысяч лет назад в городе Вавилоне, то и тогда могли бы составить себе библиотеку. Рядами стояли бы у вас небольшие глиняные плитки с углублениями в форме клиньев - черточек, утолщенных с одного конца и постепенно суживающихся к другому. Каждая буква состояла из нескольких клиньев, а какой звук означает эту буква, вы узнавали б по числу и расположению клиньев. Выдавливались клинья на сырой глине заостренными деревянными или тростниковыми палочками.Каждая, даже небольшая книга занимала сотни плиток. Чтобы перенести клинописную книгу, нужно несколько носильщиков.

Еще пятьсот лет тому назад книги печатать не умели. Их переписывали от руки. Поэтому они и стоили очень дорого. Ведь для того, чтобы переписать большую книгу красивым почерком, раскрасить заглавные буквы, сделать рисунки, писцу нужно было работать несколько месяцев. Такие книги могли покупать только самые богатые люди. Но грамотных людей становилось все больше, и потребность в книгах стала расти.

Немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел способ печатать книги. Это было около 1450 г. Первые же книги, напечатанные Гуттенбергом, начали вытеснять книги, переписанные от руки.

За двести лет до рождения Гуттенберга в Германии и Голландии уже можно было найти печатные книги. Они отличались от современных книг тем, что печатались не с набора, составленного из отдельных металлических букв, а с больших деревянных досок, на которых вырезались текст и рисунки. Доски покрывались краской и делали оттиск на бумаге. Но это не было новым изобретением, так как в Древней Греции с деревянных досок печатали географические карты, а в Древнем Китае и книги.

Первая книга, отпечатанная в Германии с деревянных досок, называлась «Библия для бедных». Но среди бедных было тогда грамотных мало, а потому и печатных книг было немного. Когда грамотных стало больше и книги понадобились многим, то оказалось, что печатание с досок - все же неудобный и недостаточно дешевый способ. Вырезать текст на досках очень долго: каждая страница - новая доска.

Гуттенберг стал изготовлять отдельные буквы, а не целые доски с текстом. Из этих букв можно было сложить любые слова, а когда книга отпечатана, использовать набор букв для другой книги.

Но некоторые ученые считают, что первую книгу с набора напечатал голландец Лаврентий Костер лет за 20 до Гуттенберга. Голландцы поставили Костеру памятник как первому печатнику.

В бельгийском городе Брюгге Иоанн Брито напечатал небольшую книжку тоже с набора, вероятно, раньше Гуттенберга.

В Италии соорудили памятник поэту Тамфилио Кастальди за то, что он будто бы первым в Европе напечатал книги с набора.

Почему же все-таки весь мир признал изобретателем книгопечатания не Брито или Кастальди, а Иогнанна Гуттенберга? Потому что он изобрел самый лучший способ печатания книг, такой удобный, что его принял весь мир. Лишь спустя четыре века после Гуттен-берга сумели этот способ усовершенствовать, а основа его сохранилась и теперь.

III . Проверка усвоения материала:

1) Беседа:

Как вы думаете, когда появились у людей книги? Какими они были?

Где и когда была изобретена бумага?

На чем писали до изобретения бумаги?

Каково происхождение слова «бумага»?

Кто знает, как изготовляли книги до того, как изобрели книгопечатание?

2) Викторина «Материалы и орудия письма»

Викторина «Материалы и орудия письма».

Вопросы:

1. Самый дальний предок бумаги.

А) камень;

Б) глина;

В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

А) пальмовые листья;

Б) восковые таблички;

В) папирус.

3. Папирус – это…

А) растение;

Б) телячья шкура;

В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

А) Церы;
Б) папирусные свитки;

В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

А) на пергаменте;

Б) на папирусе;

В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

А) стилем;

Б) каламом;

В) писалом.

7. Родина бумаги.

А) Китай;

Б) Египет;

В) Италия.

Комментарии к вопросам:

    Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: « petros » - камень и « glyphe » – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.

    Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».

    Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец, установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.

    Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.

    Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.

    Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.

    Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.

IV . Представление учащимся необходимой для работы на занятиях литературы:

1. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.

2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, «Азъ» Ltd., 1992 год.

3 .Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва, «Эксмо», 2009 год.

4. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа / Под общей ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 752 с.

5. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.

    Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург, «У-Фактория», 2007 год.

    Вартаньян Э.А. Из жизни слов. М.: Просвещение, 2008 год.

V . Коллективная работа над лингвистическими задачами по исследованию истории происхождения слов с использованием представленной учебной литературы:

1) Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?

2) Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

Лингвистические задачи и ответы к ним:

1. Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?

Ответ: рожа - 1. (болезнь) (XVII в.) Польское roza - «болезнь» < «роза» - из латинского rosa - «роза». Болезнь названа по цвету кожи, который появляется у заболевшего, поскольку лицо при этой болезни покрывается красными пятнами, сейчас в медицине такие пятна называются «розеолами». 2. (морда) Пренебрежительное, отрицательно окрашенное название лица.

2.Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

Ответ: пышка – исконно-суффиксальное производное от той же основы, что и пыхтеть, пышный .

опыт – исконно-производное от опытать - «испытать», префиксное образования от пытать . См. попытка, испытание .

пустой – общеславянское, того же корня, что древне-прусское paust - «дикое место». Пустой : буквально - «необитаемый, незанятый».

пыхтеть пых .

пухнуть пух .

пускать - обратное образование от пущати , формы многократного значения от пустить .

пух - общеславянское. Того же корня, что пыхтеть, пухнуть . Вероятно, суффиксальное производное от звукоподражательного пу . Первоначально пух - «дуновение» (ср. сербо-хорватское пухати - «дуть», чешское puchat - «дышать» и т. д.).

пышный - общеславянское суффиксальное производное от пыхъ - «дыхание, пыхтение». См. пыхать. Пышный буквально - «надутый, надменный».

опушка - исконно-суффиксальное производное от опушить - «оторочить», префиксальное образования совершенного вида от пушить , суффиксальное деривата от пух .

пушка - обычно толкуется как древне-русское заимствованное из польского языка, в котором puszka - результат переоформления древне-немецкого buhsa - «ружьё, трубка». Не исключено, однако, что это слово является исконным суффиксальным производным от пускати . Пушка отмечается в виде «пуска» с XIV в.

пустыня - происходит от старо-славянского поустыни (др.-греч. ἐρημία). От *pustъ (пустой). Отсюда пустынь, пустыня, пусты́рь.

испытание - происходит от глагола испытать (испытывать), из ис- и пытать, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: древне-русского, старо-славянского пытати (др.-греч. ἐξετάζειν), русского пытать, украинского питати «спрашивать», белорусского пытаць - то же, болгарского пи́там «спрашиваю», сербохорватского пи́тати, пи̑та̑м, словенск. pítati, pȋtam, чешского ptát sе «спрашивать о чем-либо», словацкого руtаť «просить, умолять», польского pytać «спрашивать».

Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?

Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?

Письменность на Руси

Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.

Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.

Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!

На чём

Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.

Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!

Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.

Чем

Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.

Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.

Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.

Как выглядели книги

Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.

Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.

Ученические принадлежности

Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции