Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нахимовское училище в. Нахимовское военно-морское училище (как поступить, документы, сроки, условия и др.). II. Организация работы с кандидатами и оформление их личных дел

Нахимовское военно-морское училище.


В настоящее время в системе Минобороны действует 17 военно-учебных заведений, в том числе Суворовских военных училищ - восемь, одно Нахимовское военно-морское училище, одно Московское военно-музыкальное училище, а также семь кадетских корпусов. Кроме этого в системе Минобрнауки действует около 80 кадетских школ (школ-интернатов).

Приём заявлений осуществляется только через военкоматы по месту жительства школьников!

Единственное в России нахимовское училище находится в городе Санкт-Петербурге.

Правила приема.

В 2009 году в Нахимовское военно-морское училище (НВМУ) принимаются юноши, граждане Российской Федерации, успешно окончившие в год поступления в училище 4, 5 и 6 классы Российской Федерации и годные по состоянию здоровья к обучению в училище и службе в Военно-Морском Флоте.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для поступления в Нахимовское военно-морское училище является изучение в школе АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА . Изучающие другие иностранные языки в училище НЕ ПРИНИМАЮТСЯ .

Заявление (рапорт) о приеме учащихся в Нахимовское военно-морское училище подается родителями или лицами, их заменяющими до 1 июня:

Гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории, на имя районного (городского) военного комиссара по месту жительства;
- гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу или работающими за пределами Российской Федерации, соответственно на имя командира воинской части Российской Федерации или руководителя предприятия, организации, учреждения Российской Федерации.
В заявлении (рапорте) оговаривается согласие родителей (или лиц их заменяющих) кандидатов на направление их после окончания училища для дальнейшего обучения в военное образовательное учреждение Министерства обороны.


К заявлению (рапорту) прилагаются следующие документы:

1. Личное заявление кандидата на имя начальника училища о желании учиться в данном училище;
2. Заверенная копия свидетельства о рождении;
3. Автобиография;
4. Копия документа установленного образца, подтверждающего Российское гражданство кандидата и его родителей, проживающих за пределами Российской Федерации;
5. Выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за 1-3 учебные четверти с указанием изучаемого иностранного языка, заверенная гербовой печатью школы;
6. Педагогическая характеристика кандидата за подписями классного руководителя и директора школы, заверенная гербовой печатью школы;
7. Четыре фотокарточки размером 3 х 4 см (без головного убора, с местом для оттиска печати в правом нижнем углу);
8. Копия медицинского страхового полиса;
9. Карта медицинского освидетельствования кандидата к поступлению в училище, выданная военно-врачебной комиссией при военном комиссариате или гарнизонной военно-врачебной комиссией (вкладывается в личное дело кандидата);
10. Справка с места жительства родителей (лиц, их заменяющих) с указанием состава семьи и жилищных условий;

11. Копии документов, подтверждающих право кандидата на льготы при поступлении в училище:

а) от детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, кроме того, представляются:
- заверенные свидетельства о смерти отца и матери;
- копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);
- документы от органа местного самоуправления, подтверждающие наличие жилой площади;
- заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя);

б) от остальных категорий, пользующихся правом внеконкурсного зачисления, кроме того, представляются:
- справка или выписка из личного дела военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие увечья либо заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, об исключении из списков воинской части, копии свидетельства о смерти, заверенные в установленном порядке;
- справка воинской части о прохождении военной службы по контракту в зоне военного конфликта в настоящее время, заверенная гербовой печатью;
- копия свидетельства о расторжении брака, выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета (для детей военнослужащих, воспитывающихся без матери (отца);
- справка из воинской части о выслуге лет в календарном исчислении (20 лет и более) военнослужащего, заверенная гербовой печатью или заверенная копия удостоверения «Ветеран военной службы»;
- выписка из приказа об увольнении с военной службы: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью.

Подлинное свидетельство о рождении (паспорт), табель успеваемости по итогам учебного года, похвальный лист «За отличные успехи в учении», медицинский страховой полис и подлинные документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении, предъявляются кандидатом в приемную комиссию училища по приезду.

Допущенные к экзаменам кандидаты прибывают в училище по вызову, в котором будет указан день и час явки. Вызов в училище дает право на получение проездных документов в военных комиссариатах по месту жительства.

Кандидаты, прибывшие в училище, проходят поверку состояния физической подготовленности, профессионально-психологический отбор, медицинское освидетельствование и сдают конкурсные вступительные экзамены.

Экзамены проводятся в объеме программы средней школы Российской Федерации. Опоздание на экзамены НЕ ДОПУСКАЕТСЯ .

Кандидаты, не удовлетворяющие условиям приема по состоянию здоровья, физической подготовленности, профессионального психологического отбора или не выдержавшие вступительные экзамены, а также не прошедшие по конкурсу, в училище не принимаются и направляются к месту жительства родителей (законных представителей). Для проезда они обеспечиваются проездными документами.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Нахи́мовское военно-морское учи́лище - вид военно-морского училища в Российской Федерации и СССР .

В отличие от большинства военно-морских училищ, Нахимовское военно-морское училище не является высшим учебным заведением , а ориентировано на подготовку воспитанников к учёбе в военных вузах, наподобие Суворовских военных училищ . В училище обучение состоит из двух частей: программы средней школы за 5-11-й классы и специальной военно-морской подготовки. По окончании училища его выпускникам не присваивается офицерского звания . Срок обучения - 7 лет. Учащиеся в Нахимовском военно-морском училище называются нахи́мовцами.

В настоящее время единственное действующее Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге . Летняя учебная база училища расположена на западном побережье Нахимовского озера .

История

Первое Нахимовское военно-морское училище основано в 1944 году постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 745 и приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня 1944 г. № 280 для устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны. Первоначально речь шла только об открытии Тбилисского Нахимовского военно-морского училища . Но впоследствии были открыты Ленинградское и Рижское Нахимовские военно-морские училища.

До 2009 года в училище принимались лица только мужского пола , изучавшие в школе в качестве иностранного языка английский . Но в 2009 году, в связи с изменением правил набора , училище стало набирать и лиц женского пола. В 2014 году был произведён последний выпуск девушек.

См. также

  • Черноморское Высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова
  • Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище

Напишите отзыв о статье "Нахимовское училище"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нахимовское училище

– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.

50 лет тому назад, в годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа), - были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший".

Училища Создавались с 1943 в Ленинграде, Риге, Тбилиси.

Тбилиси:

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Назову юных героев всех училищ. Это участник героической обороны Севастополя Боря Кулешин и партизан Вася Чертенко, на детской груди которых сияли орден "Красной Звезды" и медали, у Васи Осадчего сверкали три боевых медали, Боря Кривцов был награжден медалью "Нахимова", Костя Гавришин медалью "Ушакова", Петя Паровов орденами "Красной Звезды", "Славы 3-й степени" и медалью "За отвагу", юнга с торпедного катера Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом "Красной Звезды". Им было в ту пору двенадцать - пятнадцать лет.

Распорядок жизни, быт, процесс обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был казарменным: подъем, зарядка, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовка, свободное время, вечерняя прогулка, отбой. Быт был украшен концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике; трудовые навыки получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нас морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание обращалось на строевую подготовку, так достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие нужные для жизни каждого из нас навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включающая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.

В 1949 году была проведена Спартакиада суворовских и нахимовских училищ. На этом спортивном празднике Тбилисское нахимовское училище среди всех участников заняло 16 место, а среди нахимовских - первое.

Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

Одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года начальником ВМУЗов легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев (Герой Советского Союза – позднее). В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.

Затем было создано Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) и Рижское Нахимовское военно-морское училище (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).


Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1-ого ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачное размещение училища.

Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее - три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей - первой, куда входили семиклассники, до младшей - пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая - номер роты, вторая - номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: "воспитанник 13-го класса" означало, что он учился в 7-в классе, а "воспитанник 51-го класса" - соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, "по ротам" ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной...

Воспитанник - первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание "вице-старшина". У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной власти они не имели, а исполняли скорее роль звеньевых и старост класса в обычных школах. Надо сказать, что поскольку нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была той, что в армии, не совсем походила на армейскую.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде действовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались кучками - боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему - сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже - взводы и роты. Были и свои авторитеты - те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И в конце концов образовалось своего рода "тотемное" самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя "питонами". Впервые сочетание слов "воспитанники - воспитоны - питоны" зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание "питон" - очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель "системе" (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название - "Питония". Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

К 12 октября 1944 г. было набрано более половины контингента. Начальник училища рассчитывал, что занятия начнутся 30 октября. Но ремонт еще не был закончен, и с занятиями пришлось задержаться.

В докладе начальнику ВМУЗ вице-адмиралу Г.А. Степанову начальник училища об этих днях писал так: "...ремонт здания затянулся, четыре роты в лагере, только 1-я в училище... В училище было чрезвычайно холодно (отопление еще не действовало), часть окон не остеклена, всюду сквозняки, уборные и кухня не работали, электроосвещение не в порядке, всюду строительный мусор и развал".

Приближался праздник - 27-я годовщина Октябрьской революции. К этому дню решено было приурочить начало учебного года. Хотя обстоятельства не слишком располагали к торжественности, праздничную обстановку все же создали. 7 ноября вошло в историю училища как день первого звонка. И только позже стали прибывать остальные роты: 2-я рота - 12 ноября, в декабре - 5-я и 4-я роты, а последней прибыла 3-я - 20 декабря. Начался период аврального наведения порядка.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и другие, пришли в училище прямо с фронта, имели награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В этот сложное время становления училища главная роль принадлежала его начальнику. Николаю Георгиевичу Изачику было тогда сорок три года. Воспитанники называли его "папа". Если его богатую биографию излагать коротко, то надо сказать, что учился он в Новгородской гимназии; оказался прирожденным агитатором, это и определило его дальнейшую судьбу. Вступив в 1919 г. в бригаду особого назначения, он прошел путь от политрука стрелковой дивизии Южного фронта и (после призыва в 1922 г. на флот) дошел до начальника политотдела бригады крейсеров. Закончив в 1934 году двухгодичный особый курс Военно-морской академии, перешел на штабную работу. В 1942 г. назначен начальником учебного отдела Управления военно-морских учебных заведений ВМС. В январе 1944-го награжден орденом Красной Звезды.

Сам человек широкой культуры, Николай Георгиевич был сторонником того, чтобы приобщать к ней и своих подопечных. Любопытно, что один из первых его приказов по Нахимовскому училищу, изданный, когда еще только начинали прибывать первые кандидаты, гласил: "С 11 сего сентября ввести систему предварительных заказов театральных билетов личному составу училища с последующей их закупкой в количестве, не превышающем количества заявок, для чего заблаговременно доставать и опубликовывать в училище театральный репертуар на предстоящий период времени".

Однако начинать воспитание нахимовцев приходилось с другого - с устройства быта. Это было насущнейшей задачей дня.

Николай Георгиевич жил в самом здании училища, в квартире, которая изначально предназначалась для учительского персонала. Он вникал во все даже, на первый взгляд, мало значительные вопросы жизни воспитанников. Вот слова одного из его первых приказов, касающихся быта: "...туалет воспитанников по утрам совершается плохо, и в течение дня они ходят с грязными руками, лицом и шеей... все это ведет к развитию кожных и других заболеваний у воспитанников, к срывам занятий и не дает им правильного культурно-бытового воспитания. Даже сейчас, в условиях затруднительного размещения училища, эти вопросы могут быть вполне разрешены, и для этого требуется только должное, любовное отношение ко всему всех лиц, коим поручена работа с воспитанниками, и наоборот отсутствие должного внимания к своим обязанностям может привести к новым отрицательным явлениям".

Таких приказов Николай Георгиевич писал до пяти в день (а работал без выходных). "Разгромные" на первый взгляд, они пронизаны искренней заботой о ребятах и прямо-таки нежным к ним отношением. В то же время он бывал "крут" с воспитателями. Свои обращения к ним он непременно заканчивал напоминанием о том, что их воспитанники - будущие офицеры флота.

Крутые меры, увы, были необходимы - их диктовали тяжелые бытовые условия. Все учебные и спальные помещения располагались на тот момент в нынешнем главном здании. Не хватало места для нахимовцев, а в здании еще работали и жили строители; были перебои с подачей воды в верхние этажи, где находились спальные помещения; так и не налажено было отопление во флигеле, где расположен актовый зал, а под залом размещался лазарет, - значит, тепла не было и там. В классах нахимовцы сидели в шинелях. Но все эти трудности не исключали необходимости соблюдения установленного на флоте порядка.

В 1948 г. состоялся первый выпуск. С тех пор ежегодно проходят торжественные выпуски на борту крейсера "Аврора". Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

В 1949 г. в Нахимовском произошла смена: капитан 1-го ранга Грищенко назначается начальником училища вместо Н.Г. Изачика. Сам Изачик в это время находился в Москве, готовил своих питомцев к очередному параду. 5 мая он возвращается с ними в Ленинград, 14 мая ему присваивается звание контр-адмирала, а 27 мая он подписывает последний по училищу приказ...

Капитан 1-го ранга Г.Е. Грищенко. Образование: морской техникум, затем математический факультет Московского университета. Свободно читает и говорит по-испански. В 1925-м - сигнальщик на крейсере "Коминтерн", вскоре становится классным шифровальщиком. В 1936-м награжден орденом Красной Звезды за Испанию. "...Энергичный, хорошо подготовленный офицер, - говорится о нем в одной из книг. - С большим боевым опытом, в Испании участвовал в качестве добровольца..." А контр-адмирала Н.Г. Изачика ждала должность заместителя начальника по учебной и научной работе Управления военно-морских учебных заведений ВМС. Через два года его снова переведут в Ленинград, а в 1954 г., в возрасте всего пятидесяти трех лет, будет уволен в запас по болезни, "с правом ношения формы с особыми отличительными знаками на погонах". После службы Изачик вел активную жизнь, был председателем совета ветеранов Кировского района и делегатом XXVII съезда КПСС, часто встречался с нахимовцами, рассказывал о своей работе, о службе моряка. Ровесник века (родился в 1901 г.), Николай Георгиевич прожил почти до ста лет, пережив многих своих воспитанников. Он умер в ноябре 1997 г.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет - их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются первые выпускники.

Здесь помнят и первых преподавателей военного времени и педагогов сегодняшнего дня. Начинали учить нахимовцев такие педагоги, как Аквилонов С.А., Мишин Н.И., Эльянов С.А., Широков В.В., Базилевская К.В. Позднее им на смену пришли преподаватели Пупков Е.Г., Панина Н.В., Шитова Е.А., Смирнов В.М. Все они носили почетное звание "Заслуженный учитель РСФСР". В настоящее время обучают современных нахимовцев заслуженные учителя школы России Ю. Чистяков, В. Попов, В. Диже, А. Клочкова. Многие учителя имеют высшую квалификационную категорию, большой опыт преподавательской работы. Они старательно изыскивают необходимые формы и методы работы в.современных условиях. Под их руководством нахимовцы не только полностью овладевают учебной программой, но и успешно участвуют в районных и городских олимпиадах и конкурсах.




Нахимовцы - будущие морские офицеры. Что является главным качеством офицера флота? Тут во все времена было одно мнение.

Как-то командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Н. Амелько вспомнил эпизод первых дней войны, когда Балтийский флот, после того, как уже были захвачены морские порты Рига и Лиепая, вынужденно совершал свой беспримерный переход из Таллина в Кронштадт. Корабли тогда находились под постоянным обстрелом немцев. На учебном корабле "Ленинградсовет", которым тогда и командовал Амелько, находилась группа практикантов - курсантов училища им. М.В. Фрунзе и их руководитель Л.А. Поленов. В одну из трудных минут, когда казалось, что корабль не выдержит атаки противника, молодой командир задал вопрос не сходившему с мостика бывшему командиру крейсера "Аврора" Поленову: "А что в таких случаях необходимо сделать командиру в первую очередь?" Потомственный дворянин ответил: "Офицерам следует надеть чистое белье и лучшее обмундирование и беспрекословно выполнить свой долг". Нахимовцы, у которых после войны капитан 1-го ранга Поленов был преподавателем, вспоминали эти его слова как последнее наставление.

Теперь стали говорить о том, о чем раньше не принято было или даже скрывалось, - о героизме нахимовцев.

Из простых и честных поступков ребят, из их высоких моральных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, готовность пожертвовать собой. 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2-А роты Станислав Денисов, вдруг загорелся дом. Денисов геройски проявил себя на пожаре, в училище пришло благодарственное письмо. 21 июля 1960 г. во время пожара на корабле, "при исполнении служебных обязанностей", погиб нахимовец выпускного класса Владимир Павлов. 13 августа 1966 г. Костя Несмиян погиб при задержании преступника. В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден "За личное мужество".

На счету нахимовцев есть награды и посолиднее. Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского: Александр Берзин, за которым прочно укрепилось звание "подводник от Бога"; Всеволод Хмыров, награжденный за испытание новой техники; Тимур Апакидзе, который "мог летать на всем, что могло летать". Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить хотя бы короткое: "Окончил Нахимовское училище", а ведь именно здесь они делали свой первый шаг к подвигу.

Никто не знает, сколько выпускников Нахимовского училища погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Б.А. Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах, где взрывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке "К-3", которая в июне 1962-го достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов (выпускник Ленинградского Нахимовского училища 1952 г., награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки (уже носившей имя "Ленинский комсомол") в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, нахимовец выпуска 1970 года, будущий вице-адмирал. Со времени появления первых атомных лодок, возможно, на той же "К-3", начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969-м он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве "сувенира" хранится кусок обшивки "американца". А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря мужеству и самопожертвованию экипажа была предотвращена экологическая катастрофа. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.

Во время аварии на атомной лодке "Комсомолец" 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявили мужество Андрей Махота, командир группы БЧ-3 лейтенант Константин Федотко (выпуск 1982 г.). Во время аварии 7.04.1989 г. он был на борту и остался жив, награжден орденом "Красного Знамени". Все они - бывшие нахимовцы.

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник Нахимовского училища 1951 г.

На подводной лодке "Курск", гибель которой потрясла весь мир, нахимовцев было шестеро. К сожалению, есть в истории училища и такие вехи...

С 1955 действует одно нахимовское училище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Оно комплектовалось юношами 14-17 лет, имеющими неполное среднее образование. Срок обучения составлял 3 года.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, педагоги и воспитатели, по традиции, лучшие. Расположено в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера "Аврора", где воспитанники не только познают "азы" флотской жизни, но и на всю жизнь проникаются славной историей отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все выпускники нахимовских училищ воспитаны в духе верности флоту, преданности Отечеству, готовности к самопожертвованию, верности славным традициям Родины и ее Военно-Морского Флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верны флотскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы систематически участвуют в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии, и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1-ого ранга Попкова А.А., капитанов 2-ого ранга Демкина В.Г., Строгова В.И. совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки "За дальний поход", и это окрылило их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляет Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их прохождения командованием - "отлично". В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего - Президента России. Высокая строевая выучка, красивая военная выправка - вот отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

И пусть в трудные времена конкурс в Нахимовское падает до двух человек на место, - идут в училище наследники боевой славы флота. Поступил в училище Филипп Аванесов, сын погибшего старшего помощника командира "Комсомольца", пришли другие сыновья погибших героев. В 1996 г. половина нахимовцев была из семей военнослужащих. Идут в училище мальчишки, одержимые мечтой о море, едва еще осознающие понятие "долг перед Родиной".

Выпускники училища служат на передовых рубежах. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова: “У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь - славный!”




Предмет, цели, основные задачи и виды деятельности училища (из Устава НВМУ)

Предмет деятельности - образовательная деятельность, направленная на достижение целей деятельности. Училище создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере образования.

Основная цель - осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Основные задачи:

  • подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные организации;
  • обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, получение ими среднего общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  • формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
  • развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
  • формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ.

  • Основные виды деятельности:
  • реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования;
  • реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования;
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • реализация программ углубленного изучения отдельных предметов.

  • Училище осуществляет иную деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

    Подробная информация о правилах поступления в ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище МО РФ" размещена на официальном сайте НВМУ: http://nvmu.info/about/abitur




    Источник фото: www.nvmu.ru

    Новости по теме «Образование»

    Создание суворовских и нахимовских военных училищ в СССР было обусловлено горьким опытом Великой отечественной войны, которая показала как нужны кадровые профессионалы армии и флоту. Изначально, в них учились дети офицеров, партизан, партработников и просто рабочих, павших в борьбе за свободу своей страны. Как работают и кто учится в таких заведениях сегодня, рассмотрим на примере одного из них. Итак - Нахимовское военное училище.

    История создания

    Оно было создано в 1944 году, согласно постановлению СНК СССР одним из ряда средних учебных заведений закрытого типа, чтобы осуществлять подготовку юношей для обучения в вузах военно-морской направленности и дальнейшей службе офицерами ВМФ.

    Нахимовское училище (Петербург), как и подобные ему в Тбилиси и Риге, было названо в честь адмирала П.С.Нахимова, который был великим русским флотоводцем и героем Крымской войны.

    Под здание учебного заведения был отдан «училищный дом» им.Петра I, расположенный у берегов Невы и Большой Невки. Осенью 1944 г. был произведен первый набор курсантов училища, включающий 408 юношей возрастом 10-14 лет. Были среди них и те, кто прошел войну и имел боевые награды (Н.Сенчугов, П.Паровов и др.).

    Торжественная церемония первого выпуска (1948 г.) проходила на крейсере «Аврора». Этот геройский корабль, который видел русско-японскую, русско-германскую и Великую отечественную войну по инициативе адмирала Исакова установили на постоянную стоянку, чтобы нахимовцы помнили, а также чтили традиции и героические подвиги российских и советских моряков. Кроме того, судно было учебной базой, на которой изучалось военно-морское дело.

    Славные выпускники

    За время существования Нахимовское училище дало путевку в жизнь более четырнадцати тысячам выпускников, которые пополнили ряды Военно-морского флота в качестве матросов и командиров.

    Училище гордится своими бывшими учениками, ныне - обладателями Звезды Героя РФ: капитанами 1 ранга Опариным А.И. и Справцевым С.В., контр-адмиралами Хмыровым В.Л. и Березиным А.А., генерал-майором Апакидзе Т.А.

    Более 60 учащихся «выросли» до адмиралов и 14 получили звание генерала.

    Общее описание

    В 1955 году система военно-морских училищ была реорганизована и осталось только одно Нахимовское училище - в Санкт-Петербурге.

    За последние десятки лет система комплектования курсантами существенно изменилась и сегодня в НВМУ проходят обучение парни 5-11 классов.

    Современное училище - учебное заведение закрытого типа, ориентированное на военно-морской профиль обучения, дает качественное среднее образование и является фундаментом для поступления в профильные вузы страны.

    В арсенале училища имеется:

    • прекрасная учебно-материальная база;
    • высококвалифицированный персонал, педагоги, воспитатели;
    • удобное расположение в историческом центре Питера, рядом с легендарным крейсером «Аврора».

    Структура

    Нахимовское морское училище имеет четкую структуру, включающую:

    1. Командование - сюда входит начальник училища и трое его заместителей: по учебной и воспитательной работам, а также по инновационным образовательным технологиям.
    2. Учебный отдел - подразделяется на семь отдельных дисциплин.
    3. Отдел воспитательной работы.
    4. Психологическая служба.

    Инфраструктура для воспитанников

    Нахимовское училище располагает казарменно-жилищным фондом, состоящим из 3-х городков:

    1. Военный городок №60 - это главный корпус НВМУ с учебными классами, лабораториями, служебными и административными кабинетами, медицинским пунктом, столовой, музеем, актовым залом и складскими помещениями.
    2. Военный городок №45 - является учебно-спальным корпусом училища, к которому пристроен спортивный зал и бассейн.
    3. Военный городок №69 - еще один спальный корпус.

    Согласно Уставу, все воспитанники училища находятся на полном содержании государства и пребывают в общеобразовательном учреждении круглосуточно.

    Процесс обучения

    Нахимовское училище обучает воспитанников с 5 класса в течение 7 лет. Обучение подразумевает реализацию программ:

    • основного общего образования - с 5 по 9 класс;
    • среднего общего образования - с 10 по 11 класс;
    • дополнительного образования.

    Учебный план охватывает множество направлений и включает:

    • физико-математическую направленность обучения;
    • значительное повышение физподготовки воспитанников;
    • изучение ОБЖ, включая военно-морскую подготовку;
    • углубленное изучение иностранного языка (английский);
    • укрепление здоровья курсантов путем сбалансированности учебной нагрузки;
    • качественно новый уровень владения педагогами и курсантами новинок информационных технологий.

    Летом в НВМУ проходят занятия морской практикой (летние сборы), программа которой состоит из ряда самостоятельных, но связанных между собой по смыслу процессов.

    Дополнительное образование

    Это направление является полноправной самостоятельной частью основного общего образования НВМУ и дает воспитанникам личностное и профессиональное самоопределение,позволяет им сфомировать стойкую потребность в творчестве и познании.

    Цель дополнительного образования:

    • сформировать и развить творческие способности нахимовцев;
    • удовлетворить их индивидуальные потребности- совершенствоваться интеллектуально, нравственно и физически;
    • профессиональная ориентация учащихся;
    • организация их свободного времени.

    При приеме в НВМУ учитываются:

    • результаты вступительных экзаменов (русский и иностранный языки, математика);
    • психологическая готовность кандидатов к учебе в данном учреждении;
    • уровень физической подготовки поступающих абитуриентов;
    • общественные, творческие и спортивные достижения.

    Филиалы Нахимовского училища

    НВМУ имеет три филиала: во Владивостоке, Севастополе и Мурманске.

    Севастопольский филиал был образован в марте 2014 года. Сегодня число учащихся составляет более 500 человек, большинство из которых - жители Крыма и Севастополя, но есть также представители 49 регионов РФ. Срок обучения - семь лет, все кадеты находятся на полном обеспечении государства (с 5-ти разовым питанием и ежемесячной стипендией). Обучение на платной основе здесь не предусмотрено.

    Владивостокский филиал создан в октябре 2013 года. Училище делит территорию с Тихоокеанским ВВМУ. Данное учебное заведение способно принять 560 кадетов. Обладая хорошей инфраструктурой, оно обеспечивает ведение образовательной деятельности с применением последних компьютерных технологий. Есть возможность проведения занятий с другими учреждениями образования РФ в режиме видеосвязи.

    Мурманский филиал находится в процессе строительства. По поручению Президента РФ В.В.Путина в феврале 2017 года начато его возведение. К 2017-2018 учебному году данное учебное заведение планирует принять 240 кадетов (5, 6, 7 классов).

    В годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало важной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

    По инициативе Адмирала Кузнецова, в условиях жестокой борьбы с фашизмом Наша Страна изыскала возможность и окружила детей, оставшахся без родителей заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

    Нахимовские военно-морские училища были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший"

    Нахимовские училища для подранков создавались в Тбилиси, Ленинграде и в Риге.

    Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.

    Тбилиси:

    Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Назову юных героев всех училищ. Это участник героической обороны Севастополя Боря Кулешин и партизан Вася Чертенко, на детской груди которых сияли орден "Красной Звезды" и медали, у Васи Осадчего, папиного друга, сверкали три боевых медали, Боря Кривцов был награжден медалью "Нахимова", Костя Гавришин медалью "Ушакова", Петя Паровов орденами "Красной Звезды", "Славы 3-й степени" и медалью "За отвагу", юнга с торпедного катера Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом "Красной Звезды". Им было в ту пору двенадцать - пятнадцать лет.

    Выпуск Тбилисского Нахимовского Училища 1951

    Распорядок жизни, быт, процесс обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был казарменным: подъем, зарядка, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовка, свободное время, вечерняя прогулка, отбой. Быт был украшен концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

    Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике; трудовые навыки получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

    В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у воспитанников морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание обращалось на строевую подготовку, так достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие нужные для жизни каждого из нас навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включающая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.

    В 1949 году была проведена Спартакиада суворовских и нахимовских училищ. На этом спортивном празднике Тбилисское нахимовское училище среди всех участников заняло 16 место, а среди нахимовских - первое.

    Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

    Одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года начальником ВМУЗов легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев (Герой Советского Союза - позднее). В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.


    Тбилисское Нахимовское Военно-Морское Училище. Мой Отец - нижний справа

    Ленинград.

    Затем было создано Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) В годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

    Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

    Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа), - были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший"е (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).

    Ленинград

    Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1-ого ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачное размещение училища.

    Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее - три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей - первой, куда входили семиклассники, до младшей - пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая - номер роты, вторая - номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: "воспитанник 13-го класса" означало, что он учился в 7-в классе, а "воспитанник 51-го класса" - соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, "по ротам" ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной...

    Воспитанник - первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами


    Нахимовцы - участники войны, награжденные боевыми орденами и медалями
    (слева направо): Г. Михайлов, К. Гавришин, В. Федоров, П. Паровов, А. Старичков, Н. Сенчугов.

    Нахимовец П. Паровов, награжденный орденами Красной Звезды,
    Славы 3-й степени и медалью "За боевые заслуги". 1945 г.



    Нахимовцы в летнем лагере. 1940-е гг.


    Отличники по стрельбе из боевой винтовки: Г. Бакуров, Ю. Орлов, В. Беляев, Э. Ноль, И. Сидоров. 1947 г.


    Воспитанники училища развешивают скворечники, как на мачте Корабля уверенно себя чувствуют. 1959 г.


    Выпускник училища 1948 г. лейтенант Р. А. Зубков среди юных нахимовцев. Фото А. И. Бродского. 1952 г.


    Нахимовцы Ю. Климов и В. Ушаков демонстрируют модель линкора "Адмирал Сенявин" контр-адмиралу В. Е. Егорьеву. Фото И. А. Бродского. 1952 г.



    В кабинете физики. 1965 г.



    Преподаватель Н. А. Груздова проводит занятия по математике. 1961 г.


    Концертный номер "Памятник погибшим морякам-героям". 1964 г.


    Ветеран Великой Отечественной войны мичман П. А. Буденков среди воспитанников училища. 1958 г.

    Группа Зарубежных кадет с нахимовцами у здания Нахимовского Военно-Морского Училища. Ленинград.


    Рига

    Реальное формирование Рижского Нахимовского Военно-Морского училища началось 30 августа 1945 года, когда создавалась организационная структура, подбирался офицерский, старшинский и преподавательский состав, благоустраивались учебные и жилые помещения, интенсивно и целенаправленно осуществлялся набор учащихся - все эти мероприятия позволили своевременно начать учебный процесс.

    1 января 1946 года считается официальной датой рождения Рижского Нахимовского Военно-Морского училища.

    Начальник Рижского Нахимовского училища капитан 1 ранга Безпальчев Константин Александрович

    Нагрузка была значительная. Кроме общеобразовательных предметов, изучали три иностранных языка (французский, английский, немецкий). Были уроки пения, музыки, танцев.

    Помимо основных дисциплин в училище уделялось большое внимание культурному развитию. Воспитанники бывали в театрах. В гости приезжали знаменитости - артистки Алла Тарасова, Любовь Орлова, кинорежиссеры...



    Выход Рижского Нахимовского училища на первомайский парад.1947 год.

    Знаменосец — Сергей Гладышев.

    Ассистенты: слева—Альберт Акатов, справа — Феликс Мартинсон

    В 1946 году в результате чудовищной судебно-административной ошибки, Адмирала Н.Г.Кузнецова, являвшегося тогда Наркомом ВМФ, понизили в воинском звании до вице-адмирала, сняли с занимаемой должности и назначили начальником Управления ВМУЗ, где он находился несколько месяцев. В конце 1947 года Н.Г.Кузнецов посетил с инспекцией Рижское нахимовское училище. Там конечно обалдели. Вскоре справедливость была восстановлена, Н.Г.Кузнецов в 1951 году был назначен на должность Военно-морского министра, а с 1953 года - Главнокомандующего ВМС с присвоением в 1955 году звания адмирал флота Советского Союза. Однако в 1956 году вторично совершенно незаслуженно попал в опалу: разжалован до вице-адмирала, снят с должности и уволен в отставку. Скончался в 1974 году. Только благодаря твёрдой настойчивости и неутомимой активности ветеранских организаций и военно-морской общественности Н.Г.Кузнецов в 1988 году посмертно был восстановлен в воинском звании адмирал флота Советского Союза. Это человек, благодаря которому у нас были лучшиее Нахимовские Училища, где воспитаны сотни тысяч лучших офицерских кадров для флота.


    Николай Герасимович Кузнецов - великий флотоводец Советского Союза

    Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского: Александр Берзин, за которым прочно укрепилось звание "подводник от Бога"; Всеволод Хмыров, награжденный за испытание новой техники; Тимур Апакидзе, который "мог летать на всем, что могло летать". Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить хотя бы короткое: "Окончил Нахимовское училище", а ведь именно здесь они делали свой первый шаг к подвигу.

    Никто не знает, сколько выпускников Нахимовского училища погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Б.А. Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах, где взрывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

    На первой советской атомной подводной лодке "К-3", которая в июне 1962-го достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов (выпускник Ленинградского Нахимовского училища 1952 г., награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки (уже носившей имя "Ленинский комсомол") в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, нахимовец выпуска 1970 года, будущий вице-адмирал. Со времени появления первых атомных лодок, возможно, на той же "К-3", начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969-м он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве "сувенира" хранится кусок обшивки "американца". А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря мужеству и самопожертвованию экипажа была предотвращена экологическая катастрофа. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.

    Во время аварии на атомной лодке "Комсомолец" 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявили мужество Андрей Махота, командир группы БЧ-3 лейтенант Константин Федотко (выпуск 1982 г.). Во время аварии 7.04.1989 г. он был на борту и остался жив, награжден орденом "Красного Знамени". Все они - бывшие нахимовцы.

    В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник Нахимовского училища 1951 г.

    С 1955 действует одно Нахимовское Училище в Ленинграде, ныне это уже город Санкт-Петербург.



    Крейсер «Аврора» и Нахимовское Военно-Морского Училище в Санкт-Петербуге

    С Днем Мореходных Училищ! С Праздником! Счастья, Здоровья, Любви и семь футов под Килем!

    © 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции