Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

обряды и традиции. Иван Купала. Вода, огонь и травы Ночь ивана купала сбор волшебных трав

Есть праздник на Руси, когда в одну ночь пробуждаются все животворящие силы на Земле. Как вы уже догадались, ночь эта приходится на день летнего солнцестояния, солнцеворот по-старому. Уже не одно тысячелетие со времен язычества мы отмечаем праздник Купайлы или Ивана Купалы.

Но до наших времен дошли только зрелищные традиции этого праздника - живописные веночки на головах девушек, хороводы вокруг нарядной Марены, купальские костры, поиски цветка папоротника и обливания водой. За всем этим действом стоял глубокий смысл, о котором многие из нас даже и не догадываются.

О том, как проводили Купалье наши предки, . Ритуалы, связанные с купальскими гаданиями, . А этой статье мы хотим вам рассказать о тех растениях, в том числе и колдовских, которые начинали в эти дни собирать знахари-травники и ведьмы . Впрочем, в славянских древних поселениях грань между знахаркой и ведуньей была настолько размыта, что и незаметна.

Все, наверное, слышали легенду о купальском огненном цветке, но кроме легенд о папоротнике, существуют поверья и о других магических растениях , которые добыть можно было только в этот день.

Поверье об Арарат-траве

Согласно древним вятским сказаниям, волшебными считались те растения , которые цвели, давая три бутона, только одну, иванову ночь. Речь идет об арарат-траве , которая, по мнению вятичей, росла в месте соединения русл двух рек - Москвы и Оки.

Большую силу дает этот цветок, но получить его может только крепкий духом и смелый человек, потому что растения эти в купальскую ночь нечистый стережет. А заполучив такой цветок, человек брал власть над нечистой силой, и над другими волшебными растениями.

На арарат-траве появлялись бутоны голубого и желтого цвета, искали ее либо в полночь, либо днем, между заутреней и обедней на Купалу. Добыть ее можно было только одним способом, проделав ножом против солнца вокруг растения борозду и потянув за стебелек. Если арарат-трава выходила из земли вместе с комом земли, очерченным ножом, можно приступать к поиску других магических трав, если нет - не далась вам трава, утратила свою колдовскую силу.

Поверье о разрыв-траве

Разрыв трава по вологодским поверьям называлась « ломоцвет », а по вятским - « спрык ». Подобно арарат-траве, разрыв-трава имеет магические свойства , которые цветок дает в иванову полночь. Пока разрыв-трава цветет огненным цветом, можно было Господню и Богородичную молитву прочитать, а потом все, увядал бутон.

Разрыв-трава разрушает все преграды, открывает все замки, все затворы, а человека может сделать невидимкой.

Разрыв-траву следовало искать в купальскую полночь в глухих местах, на отдаленных пустырях. Найти ее можно было только, если косить траву до того момента, пока не сломается коса. После брали в охапку весь покос с того места, где сломалось лезвие косы, и бросали травы в реку. Обыкновенные растения при этом тонули, либо плыли по течению, а магическая разрыв-трава начинала плыть против течения.

Чаще всего за разрыв-травой охотились воры, а заполучив ее, делали в одном из пальцев руки надрез и прятали там траву. После этого для воровского дела не нужны были отмычки и ломы, достаточно было коснуться замка этим пальцем, и он сам собою отпирался. А если вор прикасался к другому человеку, то тот сразу падал замертво. Своих магических свойств разрыв-трава не теряла со временем, ну разве что ее выбрасывали в отхожее место.

Способность становиться невидимым для такого сорта людей была как нельзя кстати. Впрочем, есть легенды о специфичных перелет-траве (она же одолень-трава ), которая так-же обладала свойством делать все живое невидимым.

Поверье о плакун-траве

Эта трава, хоть и наделена народом магическими свойствами , но является вполне реальным растением, обладающим вполне осязаемыми целебными свойствами. У нее несколько названий:

  • дербенник,
  • богородицкая трава,
  • плакун корень,
  • василек полевой,
  • божья трава.

Время цветения дербенника приурочено в самый раз к ивановым праздникам, цветки имеют окрас в виде кровавых слезок, а корни растения впитывают столько влаги, что ее избыток выходит через устьица-гидатоды и повисает капельками на кончиках лепестков.

Известна плакун-трава своими кровеостанавливающими и успокоительными свойствами. К заготовке дербенника приступать следовало поутру на заре на Иванов день.

Магическими свойствами, по убеждениям предков, обладал корень этого растения . Поэтому для того, чтобы заполучить корень, нужно было снять с себя все металлические предметы. При выкапывании следовало приговаривать:

«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веком!» .

Из колдовских качеств плакун-траве присваивалась:

  • Способность делать человека невидимым.
  • Уберегать владельца от бесов, особенно когда тот находился в лесу или на болотах.
  • Ведьмы брали плакун-траву для ритуалов, способствующих обогащению, и для достижения власти над духами.

Поверье об одолень-траве (перелет-траве)

Еще одно реальное растение, наделенное в купальскую ночь колдовскими качествами , еще один оберег от всех бед и напастей. Речь идет о белой кувшинке . Сорвать ее следовало вместе с корнем, окунувшись голышом в омут. Корень кувшинки выкапывали из ила, резать его было нельзя. В это время требовалось приговаривать:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на меня не думали, скверного обо мне не мыслили. Отгони ты чародея и ябедника! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пни и колоды! Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, пронесу по всему пути и по всей дороженьке».

Считалось, что колдовские свойства одолень-трава имеет только в том случае, если добыли ее в аграфенову ночь на . Цветки кувшинки высушивали и использовали в качестве оберега, нося на шее в полотняном мешочке, корнем одолень-травы унимали зубную боль, использовали в приворотных зельях.

Купальская «трава с чертями»

У русских переселенцев в Сибири была традиция заготавливать копны ивановских покосов и хранить их до самых святок, полагая, что в «страшные вечера» такие копны становятся пристанищем для чертей. Кроме того, требовалось запастись огарком лучины, которую первой запалили с наступлением осени.

В одну из святочных ночей этим огарком следовало нарисовать круг возле копны и прочитать молитву. Черти после этой процедуры начнут кричать, просить отпустить их и исполнят любое желание, только бы их оставили в покое. Чем не способ стать счастливым, богатым и здоровым?

Основные правила сбора колдовских и целебных трав

Считалось, что Купайла наделяет все растения не просто целебными свойствами, но и магическими, поэтому к сбору некоторых трав приступали на Аграфену Купальницу (6 июля по новому стилю), а некоторых - на Ивана Купала . Самым подходящим временем для сбора чудодейственных растений считалась купальская полночь . Она же была и наиболее опасным периодом.

Сбором колдовских трав занимались только владеющие эзотерическими практиками люди - ворожеи, знахари и колдуны. К заготовке лекарственных трав допускались пожилые женщины или вдовы. По представлениям того времени такие женщины были «чистыми», поскольку ни с кем не вступали в сексуальные отношения и не рожали.

  • В течение нескольких дней перед сбором трав следовало постовать, а в купальскую ночь во время сбора трав снимать с себя нательный крест. На это время требовалась не защита Бога, а покровительство матушки Земли, древнего символа животворящей женственности.
  • Перед тем, как отправиться на заготовку трав, следовало защитить свой дом от лихих духов, разложив по подоконникам и порогам заранее подготовленные травы - чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву, плакун-траву.
  • Выходить из дома нужно было тайком, иногда из окна или спиной вперед из двери. При выходе попросили высшие силы о помощи: «Матушка Аграфена, трава по колено, по пояс, по грудь — ни сломить, ни согнуть дозволь мне направиться в путь. Предвечная Земля-Мати, благослови меня твои травы рвати!»
  • Чаще всего травы собирали в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду.
  • Некоторые растения заготавливали, обрывая их руками, другие можно было срезать только специальным серпом с зазубринами на лезвии.
  • Обязательно читались заговоры: «Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву» .
  • Довольно часто заготовленные растения пропитывали дополнительно купальской росой, считалось, что роса придаст им еще больше магических качеств.
  • Лекарственные растения следовало освятить в церкви.

Часть собранных травниками растений сразу раздавалась соседям. Часть трав знахари высушивали и хранили в рубежных местах: под печью, в дымоходе, под порогом. Они испокон веков в славянской избе означали границу между внешним и внутренним, семейным миром. В засушенном виде из купальских трав делали обереги, лекарственные снадобья, варили зелье от нечистого, использовали в любовных приворотах.

  • Знахари использовали белицу в качестве успокоительного средства,
  • пастушью сумку заваривали при кровотечениях,
  • чернобыльник применяли как общеукрепляющее средство.
  • Из купальского чернобыльника изготавливали обереги для домашнего хозяйства.
  • Пучки подорожника служили зашитой от змей.
  • Из трав мария-магдалина и дивий-сил готовили настойки, и пили в угнетенных и депрессивных состояниях.
  • Богородицкая трава помогала во время отела коров.

Заготовкой ивановских трав , разумеется, занимались не только травники и ворожеи. Любая крестьянка знала многие , способы их заготовки и применения. Но обычные женщины не собирали травы по ночам, занимались этим либо на рассвете, либо в дневное время. Старались заготавливать целебные растения, сохранив на них капли купальской росы. Крестьянки верили, что ночная влага в этот день усиливает лечебные свойства трав. Для этого случая у них был свой заговор:

«Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати».

Существовали еще правила, которые следовало соблюдать для того, чтобы растение не утратило волшебные свойства . Счастливый обладатель самого лучшего оберега от нечистой силы, корня травы-плакуна , должен был принести ее в церковь, остановиться у алтаря, повернувшись на восток, и произнести: «Плакун, плакун! Плакал ты долго…» . Только после этого корень мог защитить своего владельца от всякой нечисти. Из корня плакун-травы обыкновенно делали крест, который либо вставляли в бисерный гайтан, либо носили на поясе.

А вот траву чернобыльника нужно было заплести в тонкие плети и намочить в ивановской росе с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья» .

Существовал обычай накануне Купайла обходить, молясь, избу трижды и разбрасывать траву крапивы крест-накрест. Делалось это для того, чтобы отпугнуть ведьм.

В любовных зельях обязательным компонентом являлась трава « терлич «. Девушки использовали ее и в «чистом виде», положив себе за пазуху и сказав: « Терлич, парней позови! «.

Купальские травы

Купальские травы использовали для украшения поселений на протяжении всех зеленых святок. Сбор трав, веток и цветов обычно доверяли незамужним девушкам, иногда к ним присоединялись молодки, женщины, которые пребывали в браке не дольше, чем полгода. Девушки группировались по 6 человек, брались за руки, ходили по полю, собирали травы и пели песни. В некоторых поселениях в сборе трав могли участвовать и парни.

Наиболее популярными купальскими травами в любой местности были желтоголов (нар. Купаленка) и Иван-да-Марья . Их приносили в селения целыми охапками и украшали храмы, дворы, окна, иконы, устилали ими пол, плели веночки. Эти травы шли даже на веники.

В тверских поселениях растение, называемое богаткой , затыкали за матицу, несущую потолочную балку. Богатка должна была привлечь в дом благополучие и счастье.

Жители Вологодской губернии защищались от ураганов и молний при помощи «букета» из 46 растений, который подсовывали под бревно, соединявшее скаты крыши, именуемое «князевым».

В любом случае, ивановские растения использовались в качестве оберега крестьянских жилищ и людей, в них живших. Травы, букеты, гирлянды, венки и веники, которые участвовали в праздничных ритуалах, никогда не выбрасывались, бережно высушивались и использовались для приготовления целебных или магических средств.

Например, наши предки знали, если бросить травинку из купальского веника в печь, то молния во время грозы пройдет стороной. А если окурить жилище дымом купальских трав, то нечистой силе дорога в этот дом будет закрыта.

Веники изготавливали наши предки с двумя целями. В первую очередь они служили праздничным украшением коров, которые дали телят, во вторую очередь они служили защитой коровам и их потомству от злых сил.

Разумеется, в это время заготавливали материал и для банных веников . для таких веников не рубили и не срезали, а ломали на Аграфену Купальницу. Как правило, к березе подмешивали:

  • цветы ивановские,
  • ветви ольхи,
  • липы,
  • ивы,
  • черемухи,
  • рябины,
  • калины,
  • смородины,
  • папоротника.

Если подумать, это просто кладезь полезных для тела человеческого компонентов, а не простой банный веник! Поэтому неудивительно, что эти веники использовали в русских банях исключительно «для здоровья». Недаром наши пращуры верили, что натирая распаренное тело таким веником, здоровьем запасались на весь год. Недаром девки, напарившись, обмывались настоями ивановских трав. Кожа становилась мягкой, нежной, здоровой, а тело - упругим. Какой парень устоит перед такой красавицей?

Была еще одна технология запастись здоровьем . В купальских росах промокали тонкую простыню и обматывали ею хворого человека.

Как видим, чем бы ни занимались наши предки во время зеленых святок, все их действия так, или иначе, были направлены на прибавление здоровья, благосостояния и, в конечном итоге, на сохранение рода человеческого. Чего и вам желаем!

Елена Степанская
zakustom.ru

Считается, что 6-7 июля - на Ивана Купалу - целебные травы обретают особую силу. Магия Купальской ночи дает им власть над самыми тяжкими недугами, а потому исстари в эту пору знахари и травники заготавливали лекарственные растения. Существует несколько ритуалов, направленных на разные действия, в текущей статье расскажем какие существуют — очень увлекательно.

Сбор полагалось вести, придерживаясь множества правил. Многие из них направлены на защиту от злых чар: предки верили, что «чертям не больно любо, как рвут травы», поэтому пугают они человека, морочат, насылают всяческие видения.

Другая часть ритуалов - благодарственные. Собираясь срывать растения, следовало непременно обратиться к Матери-Земле - испросить разрешения воспользоваться ее щедрыми дарами и поблагодарить за все, чем она одарила.

Современному человеку все это может показаться просто любопытными сказками, забавными легендами… Но как бы то ни было, а травы в эту летнюю пору действительно в полной силе, и значит - пришло время собирать их. Вот и мы сегодня отправились с корзинкой на луг…

Я сушу не так уж много лекарственных растений - лишь те, что постоянно использую. Сегодня мои запасы пополнил зверобой продырявленный…

…таволга вязолистная…

… пустырник…

… и конечно же, крапива. Именно ее встарь почитали одним из вернейших защитных средств, способных очистить от любого негатива и зарядить здоровой, чистой энергией . На Ивана Купалу в ходу были различные «крапивные» ритуалы - предки верили, что таким образом можно «запастись» здоровьем, избавиться от проблем и напастей на целый год. Парились в бане крапивными вениками; ходили босиком по крапиве, катались по ней или продирались сквозь заросли; пили чай из крапивных листьев, плели из стеблей пояса и браслеты, заготавливали траву на зиму.

Кстати, 11 июля - крапивное заговенье, последний срок летней заготовки крапивы , поскольку ее целебные свойства слабеют. На заметку страдающим болями в пояснице: считается, что верным средством от них служит крапивный холст, сотканный из стеблей жгучей травы в канун Петрова дня (12 июля). Еще есть время подготовиться))

Ну а мы крапивы каждое лето сушим помногу - зимой ее охотно едят куры. Так что у меня на чердаке уже давно висят крапивные веники.

Что еще растет у нас на лугу? Целая аптека - только не ленись да собирай то, что нужно для здоровья домочадцев. А еще - это просто удивительно красивое зрелище…

Вот гордо возвышается короставник полевой

Клубятся душистые облачка подмаренника цепкого

Собирает пчел и шмелей медоносный клевер ползучий

Прячется в траве неприметная травка с недюжинной целебной силой - лапчатка узик, больше известная как калган. Любимое лекарственное растение моей бабушки…

А вдоль дорог расстилается сизым ковриком ее родственница - лапчатка серебристая

Издалека заметны высокие кусты цветущего золотарника обыкновенного

Поддерживают золотисто-желтую гамму вербейники - обыкновенный…

… и монетчатый

Небесной синевы добавляют герань луговая…

… и вероника длиннолистная

Не удастся пройти мимо буквицы лекарственной - ее необычные «колоски» на высоких стеблях возвышаются над луговым разнотравьем

Наверняка привлекут внимание и соцветия василька лугового

Но как бы ни хотелось, я не смогу познакомить вас, друзья, со всеми своими замечательными соседями)) Ведь их так много… Этот мир можно изучать бесконечно, открывая для себя все новые и новые страницы удивительной книги Природы. Поэтому приглашаю вас дополнять и расширять этот список - расскажите, какие вы собираете целебные травы в канун Ивана Купалы? Что сейчас растет и цветет рядом с вами - на ближайшем лугу или опушке?

Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками

Дорогие мои Друзья и все те, кто читает сейчас эту статью!

Совсем скоро мы снова будем праздновать прекрасный и старинный праздник- день Ивана Купала (варианты названия- Купало, Иванов день и т.д.), который по новому стилю мы отмечаем 7 июля (соответственно, по старому стилю- 21-22 июня). Я раннее уже очень подробно рассказывала Вам, дорогие Друзья, о праздновании Ивана Купала в своей статье "Праздник Ивана Купала-факты, мистика и традииции" ( ) , но сегодня я хочу акцентировать Ваше внимание именно на Магии Купальской ночи, рассказать Вам, почему этот праздник по праву считается главным летним праздником не только в народном календаре, но и в "календаре магии", а также- рассказать поподробнее о магии трав, собранных именно в Купальскую ночь !

Как я неоднократно рассказывала Вам, праздник Ивана Купала еще со времен славянских язычников был тесно связан с почитанием Огня и Воды, как природных Сил, от которых зависит напрямую плодородие, богатство и достаток.

Напомню вкратце, что наши предки язычники представляли Купало в образе чаще всего женщины, за несколько дней до праздника уже начинали заниматься изготовлением обрядового чучела (чаще всего- из соломы, заплетали в него ленты, украшали цветами), которое устанавливали на самом высоком месте возле деревни, поселка. К этому чучелу приносились сладости, угощенья, вокруг него водили хороводы и танцевали, в Купальскую ночь же чучело Купалы поджигали и еще горящим топили в речке, что символизировало соединение двух стихий- Воды и Огня, потому праздник Ивана Купала часто называли (особенно, староверы) "свадьбой Воды и Огня" . Теперь я хотела бы поговорить с Вами о том, почему же праздник Ивана Купала считается настолько сакральным и могущественным, что его ждут целый год с огромным нетерпением, можно сказать- это главный праздник для практикующего Мага, без преувеличения. Как Вы уже могли догадаться, праздник Ивана Купала тесно связан с солнечно-лунным циклом, не зря же наши предки язычники отождествляли Купалу с Солнцем и если углубиться в изучение древних книг, Купала- это одно из имен Бога Солнца у древних славян, на уровне с Ярилом.

Именно в этот день (если брать празднование "по старому стилю") происходит день летнего солнцестояния (21 июня), или как еще называли этот день славянские язычники- "солнцеворот" , в этот день наблюдается самая короткая ночь в году, и, соответственно- самый длинный день в году. Солнце, можно сказать, "входит в полную силу", в этот день оно имеет очень сильную власть над окружающим нас миром и над нами.

Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть- человек может иметь особую власть над временем , над будущим, потому, собственно, этот праздник так важен для всех практикующих Магов или же просто людей, которые интересуются Магией.

Кстати, дорогие Друзья, вот Вам яркий пример, который доказывает правдивость моих слов:

22 июня 1941 года Адольф Гитлер напал на Советский Союз. Надеюсь, Вы понимаете, что Гитлер, как ярый поклонник оккультизма, не просто так напал на самого сильного противника именно в этот могущественный день!

Ну вот, как всегда, я увлеклась историческими аспектами и нюансами, за что прошу меня извинить, ведь История- моя слабость, что тут поделать! :) Но перейдем теперь именно к магии Купальской Ночи! Причину, по которой эту ночь считают самой сакральной, я Вам назвала выше, потому теперь буду развивать нашу беседу именно в векторе углубления в "магический" аспект Купальской ночи!

В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год "зарядиться" здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти "процедуры", так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также- избавит от негатива, который накопился за целый год.

В эту ночь Вы имеете возможность провести многочисленные и не очень сложные ритуалы для себя лично или для своих близких, которые будут иметь очень высокую эффективность. В своей статье "Праздник Ивана Купала- факты, мистика и традиции" я рассказывала, что в моём Роду Киевских Ведьм таким "родовым" ритуалом всегда было "плетение ведьминой лестницы" , которая имеет очень универсальное назначение. до наступления Купальской ночи Вы должны собрать сухую траву (подойдет любая, в идеале- это трава девясил, зверобой), лучше будет, если это Вы сделаете на своем месте Силы или на Лысой Горе, но подойдет и любая открытая местность, где растут травы), дальше- Вы должны уединиться и подойти очень ответственно к самому процессу ритуала- Вы должны из этой травы плести маленькие куколки (мастерство не в счет, главное сплести хотя бы "подобие" человека), при этом приговаривая шепотом- "это моя нерешительность", " это мои болезни", "это моё одиночество" и т.д. Вы должны сплести столько куколок, сколько проблем и неприятностей у Вас накопилось, то есть, проще говоря- каждая куколка должна символизировать то, от чего Вы хотите избавиться раз и навсегда! Можете для пущей эффективности взять тоненькие листики бумаги и на них написать все свои беды и неприятности, и эти полосочки бумаги также вплести в куколки. В Купальскую ночь все эти куколки Вы должны сжечь на костре, наблюдая, как они горят, Вы должны явственно ощущать, как избавляетесь от всего того, что символизировали эти куклы!

Если я уж вспомнила про обряды, связанные с травами, я не могу не посоветовать Вам вот такой интересный ритуал, который, конечно же, больше относится к девушкам: в Купальскую ночь Вы должны обязательно сплести венок хотя бы с трех видов трав (в идеале- с 13), при плетении Вы должны думать о том, чего бы больше всего хотели достичь в этом году, о своей мечте, грубо говоря. Когда сплетете венок, Вы должны просунуть в него свою правую руку, мысленно взять свою мечту " в руку", сжать ее в кулак, приговаривая при этом: " В свои руки свою мечту взяла, исполнить мечту мне речка помогла!", после чего- пустите венок по воде, и Ваша мечта должна осуществиться в течении года!

Теперь я хочу поговорить с Вами именно о "купальских травах", так как нельзя себе представить праздник Ивана Купала без сбора трав и без "цветка папоротника"!

Начнем с того, что этот праздник- своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Могу сказать Вам откровенно, что Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав , потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами. Травы также собирали ведьмы для гаданий, приворотных "варев" и прочего колдовства, так как Купальская ночь автоматически делает травы прекрасным инструментом колдовства!

Вы также можете с пользой провести эту ночь, если рискнете собирать купальские травы "по всем правилам"- обычно собирали травы именно девушки/женщины, но обязательно обнаженные, или в одной рубашке, с распущенными волосами. Травы можно собирать и на рассвете, но все-таки я бы советовала делать это ночью, особенно, если травы Вы планируете использовать для колдовства, а не для исцеления. Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: " Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!". Кстати, хотелось бы мне рассказать Вам занимательную легенду про легендарную (почти такую же легендарную, как и "цветок папоротника"!) разрыв-траву!

Предание гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Кстати, считалось, что кувшинка (одолень-трава) позволяет человеку сделаться невидимкой, зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапива защитит от происков "нечистой силы" и сглазов, ну и конечно же- какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы (древнеславянское название папоротника) также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна.Нашедший этот цветок человек будет наделен даром знать язык животных и птиц, понять силу растений, такой человек сможет найти все клады и даже превратиться в невидимку. Вот так вот! Так что дерзайте- и, возможно, Вы станете обладателем волшебного цветка папоротника! :)

Хочу Вам также посоветовать сделать следующее, если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!

Ну и напоследок, не могу не вспомнить про волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Росу обычно колдуны и ведьмы собирают в стеклянные сосуды также обнаженные, а если искупаться (в прямом смысле) в этой росе - будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! Девушкам я бы посоветовала умыться этой росой, при этом приговаривая: " Как на лик мой роса, так на лик мой краса. Именно!". А еще- если Вы сможете купальским утром смочить в росе с семи разных трав обычное полотенце (как вариант- нательную рубашку), а после высушить всё это на солнце- Вы получите надежное средство от всяких болей! Хранить это полотенце (рубашку) нужно в темном месте, и когда почувствуете любого рода боль в теле- приложите это полотенце (рубашку) в больному месту, это действительно помогает!

В моем роду Киевских Ведьм существует обычай "ведьмина рубашка":

все ведьмы в моем роду имели такую рубашку, в которой "купались" в Купальской росе и надевали только тогда, когда чувствовали, что силы покидают их или что на них идет "энергоатака" особой силы с помощью колдовства! А если Вам повезет, и ночь на Ивана Купала окажется ветреной, Вы сможете очень просто избавиться от порчи, для этого Вам нужно выйти на открытую местность (в идеале- все делается на Лысой Горе) и сказать вслух 6 раз подряд: " Ветер, дуй, с меня, (ваше имя), порчу сдуй, вдаль унеси, подальше убери. Да будет так!".

Я могла бы рассказать Вам еще очень много интересного, дорогие Друзья, о Магии Купальской Ночи и о Магии Купальских трав, но я оставлю эти интересности для наших следующих бесед! Искренне надеюсь, что моя статья была интересной для Вас и Вы узнали много нового и интересного для себя!


Искренне Ваша, Юлианна Колдовко.

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

- 2389

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.

По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает" (костромск.; АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 72). Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 114).

Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы.

К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной (Максимов С.В. 1993. С. 169). Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место (Верещегин Гр. 1898. С. 117).

В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву.

Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое (Макаренко А.А. 1993. С. 64).

В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват" (Макаренко А.А. 1993. С.64). Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.

В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 115). В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся (Макаренко А.А. 1993. С. 64). С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения.

Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров.

О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 254).

Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255). Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца (Криничная Н.А. 1997. С. 32-33). Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом" (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 78).

В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255).

Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением поселений. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки - женщины, вышедшие замуж минувшей зимой. В Псковской губ., собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в "рядок" по 5-6 человек, взявшись за руки, и "играли" песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
"Пойдем, девки, лугом,
Станем, девки, кругом,
Сорвем по цветочку,
Совьем по веночку,
Куда их денем?
Невестам оденем".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 186. № 235).

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни.

Растения, среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. Девушки из принесенной травы делали букеты, плели венки и вязали веники. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок. Букеты, венки и веники также украшали церковные, жилые и хозяйственные помещения внутри, а иногда и снаружи. Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.

Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.

Ивановские растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой" (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Жители Архангельской губ. использовали ивановские травы в быту: по их мнению, это было эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя из него нечистую силу.

Венки, свитые из ивановских трав, являлись одним из наиболее популярных девичьих головных уборов купальского праздника, с ними был связан ряд гаданий. Для изготовления головных венков чаще всего использовали цветы и листья Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травки, медвежьего уха, ромашки. Венки, сплетенные из Ивановой головки, так в уральских губерниях называли растение мать-и-мачеху, носили на кладбище.

Вениками в день Ивана Купалы украшали отелившихся коров; они же выполняли защитную функцию: оберегали животных от нечистой силы.

Веники и траву для мытья в банях заготавливали, как правило, отдельно от других ивановских трав. Их делали из березовых веток, сломанных в день Аграфены Купальницы (рубить ветви, или срезать их ножом запрещалось), с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. ивановский веник составляли следующим образом: взяв по одной ветке от деревьев разных пород: березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс изготовления нередко сопровождался припевкой:
"Приехала Купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья, богатства и почести".
(вологодск.; Агапкина Т. 1994. С 112).

Как правило, ивановскими вениками парились в банях "для здоровья". Жители Вологодской губ. верили, что, натирая тело в жарко натопленной бане веником, составленным из разных трав, среди которых непременно должен находиться папоротник, они избавляются от каких бы то ни было болезней на год. Кроме того, с их помощью, как считали молодые люди, можно добиться успеха в любви. Именно с этой целью девушки парились в бани купальскими вениками, и мылись водой, настоянной на ивановских травах, надеясь, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

В целом, все растения, собранные девушками, способствовали увеличению их привлекательности в глазах противоположного пола. Об этом поется и в одной из купальских песен, сопровождавших это обрядовое действие:
"На цветного Ивана в саду девки гуляли.
В саду девки гуляли, они зелья копали,
Они зелья копали, у тятеньки пытали:
Тата, тата, ранненький, скажи, что эта за зелья?
- Эта зелья-коренья, - дьявольская красота,
Дьявольская красота, мальчишская сухота,
Ссохли-здохли мальчишки, три дня хлеба не ели,
Три дня хлеба не ели, на девушек глядели".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 184-185. № 229).

Букеты, венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет - к беде, поплывет - к счастью. Веники, по выходу из бани, кидали через плечо или на крышу бани; затем смотрели: куда веник комлем повернет - туда и замуж выйдешь. Такие же действия совершали и при гадании на смерть; в том случае если веник падал вершиной к погосту, считалось, что гадающая умрет. Букеты трав, составленные на каждого члена семьи, подвешивали вечером накануне Ивана Купала к матице. Утром смотрели: завявший букет сулил неприятности, а свежий - счастье. В Псковской губ. заготовленные заранее венки вручали самой красивой девушке - "купале". Предварительно ее раздевали до нага, окутывали зеленью с головы до ног, и вели с завязанными глазами в лес. В лесу вокруг "купалы" водили хороводы, пели песни. В завершении она раздавала заветные венки подругам, по которым они судили о своей судьбе: свежий венок сулил богатую веселую жизнь, завявший и сухой - бедность, несчастную судьбу и смерть (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1.).

Традиционно в ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Собранные растения гадающая девушка несла домой, стараясь избегать встреч с кем-либо и не разговаривая. Этой же ночью она клала их под подушку, рассыпав или предварительно связав в букет, в платок с кольцом (тобольск.), или вплетала в косу (нижегородск.), приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". В Костромской губ. девушки клали под подушку только подорожник и обращались к нему: "Трипутник-путник, живешь при дворе, видишь малого и старого, скажи моего суженного!" (Традиционные обряды и обрядовый фольклор Поволжья. 1985. № 385). С помощью трав можно было узнать, выйдет ли девушка в текущем году замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать сколько видов трав оказалось в букете. Если их было двенадцать, то говорили, что гадающая девушка обязательно выйдет замуж в течение последующего года.

Используя ивановскую зелень и цветы, девушки гадали о своей судьбе, судьбе близких, благосостоянии семьи, будущем урожае. Цветы, называвшиеся богаткой засовывали за матицу, загадав на каждого члена семьи. На утро замечали: чей цветок распуститься - тот будет счастлив (если цветок принадлежал девушке - она выйдет замуж), если чей-то цветок завял - того ждут несчастья. Совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, девушки входили в воду с цветами Иван-да-Марья и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть его обладательницы (петербургск..).

Зимина Татьяна Александровна

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции