Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

World of Warships. Ванга советской ветки крейсеров

Щорс — крейсер дальнего боя способный своей настойчивостью заколебать любой линкор и тут же отправиться на дно. Идеальная фугасная артиллерийская платформа при условии, что на вас никто не обращает внимания и дырявая развалина гниющая на дне, если все-таки обращают.

Начнем, как водится, с ТТХ.

ТТХ

Артиллерия ГК
12 орудий в 4 башнях, калибр 152 мм, отличная баллистика и скорострельность, достаточная скорость вращения башен, 16.8 км дальность.
Щорс может достать кого угодно. 12 снарядов вылетающих раз в 8 секунд с легкостью превращают жизнь линкора в огненный (з)ад, заставляя того менять курс и отступать от этого настойчивого фугасомёта.

Крейсерам живется не сильно легче, надстройки впитывают 152 мм фугасы словно губка, а раз починившийся пожар грозит очень скоро вспыхнуть вновь. Кроме того, уже начиная с 12-13 км Щорс может показать другую сторону своих орудий — бб снаряды пробивающие цитадель. И пусть их калибр мал, а урон не слишком высок — Щорс берет скорострельностью и количеством орудий, уничтожая неосторожный крейсер, словно заправский Роон.
Про эсминцы и говорить не стоит, при правильно подобранном упреждении Щорс способен сдувать их буквально за секунды, отрывая по 5К хп за залп.

Торпеды
Торпеды Щорса — оружие исключительно декоративное, подобраться к противнику на дистанцию пуска — задача не то, что нетривиальная, в большинстве случаев практически невыполнимая. Шанс воспользоваться торпедами у вас будет возникать не чаще чем раз в 5-7 боёв, а успешное применение отнюдь не будет означать гарантированное отправление противника на дно.
И дело тут в достаточно куцем торпедном вооружении. Один трехтрубный торпедный аппарат на борт, пуляющий рыбки максимум на 4 км — не то оружие которым можно кого-нибудь удивить. Как оружие последнего шанса сойдет, но не более.

ПВО
Не растягивая кота за яйца Щорс за зенитки, скажем, что ПВО у него есть. Самолёты 6-7 уровня будет сбивать без заградки, 8 уровень будет отгонять под заградкой, не более того. Сам же Щорс не так сильно страдает от бобров, сколько страдает от торперов — ужасающая маневренность даёт лишь призрачный шанс уклониться от одной пачки и полностью исключает возможность уклониться от 2 пачек заведенных с разных сторон.
Про ПТЗ говорить не будем, по причине его практического отсутствия.

Маневренность
Время перекладки рулей с модулем около 7 секунд — не самый плохой показатель. Оценивая этот показатель может показаться, что маневренность у Щорса вполне нормальная, но на самом деле это ни хрена не так.

Радиус циркуляции 900 метров. Еще разок. 900, мать его, метров! Примерно с таким же удовольствием и грацией ворочаются топовые линкоры 9-10 уровня. Щорс — это не корова на льду, нет. Это даже не трамвай. Это сферический эталон неповорачиваемости в вакууме, это поезд сошедший с рельс, мрачно пожирающий колесами грунт. Это неотвратимая и непоколебимая константа пребывания на прямом пути.

Сложно ли попасть в цель, которая даже не делает попыток увернуться? Нет, это под силу даже 44% рачку впервые севшему на линкор. А к 7 уровню даже у такого рачка появляется хоть какой-то опыт.
Жизнь Щорса — это череда боли и страданий на пути от точки А к точке Б, где специально обученные буксиры осуществляют его разворот, и никак иначе.

Неживучесть
Ну ладно бы маневренность, ведь есть эталоны маневренности с радиусом циркуляции в километр и более, но живут же как-то под обстрелом противника выдерживая попадания своей бронёй.
И броня у Щорса действительно есть. Годная только лишь на то, чтобы вражеские снаряды не пролетали Щорс навылет, а взводились и застревали ровнехонько в цитадели. И это справедливо для всех калибров, Щорса цитаделит кто угодно.

ЛК отрывают от вас львиную долю хп одим залпом, крейсер на средней дистанции прошивает Щорса только в путь и даже подобравшийся на 7 км эсминец с легкостью говорит Щорсу «Я твоя цитадель шатал». И ведь не врет, действительно шатает так, что из труб осколки котлов летят.
Может быть, раз удар броня не держит, у Щорса есть запас хп, чтобы хоть как-то жить? Но нет, 32200 хп превращают Щорс в лакомую булку, над которой перманентно светится надпись «Ну забери же меня, я вся твоя!».

Стоит так же отметить, что Щорс — отнюдь не мелкая рыбёшка, это длиннющий огроменный крейсер, попасть в который не составляет какого-либо труда.

Маскировка
При ведении огня Щорс светится везде и всегда, и по причине картонности и неповоротливости получает наивысший приоритет среди всех противников. Временами кажется, что на Щорс установлена специальная иллюминация невидимая хозяину, но отлично видимая всем противникам на карте.
Да, если не вести огонь, то светится Щорс будет с 13.3 км, но на кой черт тогда вообще играть?

Тактика
Итак вы всё-таки стали обладателем сего пепелаца. Зачем не спрашиваю — вариантов не много: вы либо мазохист, либо задумали переехать в нерезиновую.
Как на нем играть? Что делать? Что этот крейсер может в бою?

Прежде всего — соблюдать дистанцию и действовать за спинами союзников. Очень недурственная максимальная скорость позволяет этому советскому крейсеру сливаться первым на любых типах карт, приходя на ключевые точки раньше союзников. Так вот. Так действовать не стоит.
Как бы не хотелось быть впереди планеты всей — придется придерживать резвых коней в котлах и уныло плестись за основными силами, стараясь как можно меньше привлекать к себе внимание.
Противодействие классам

Эсминцы
При встрече с эсминцем противника ключевым фактором будет — использовал ли эсминец до этого дымы. Если дымы в кд — эсминчик для нас вкуснейшая нямка облитая маянезиком. Достаточно лишь не разрывать дистанцию, постоянно тыкая левую кнопку мыши и фраг у нас в кармане. 12 скорострельных орудий не оставят ему шанса.

Если же дымы в наличии и противник ими воспользовался — у меня для вас плохие новости. Сближаться с дымами чревато получением торпед или ббшек в нашу мягенькую цитадель. Всё что остается — разворачиваться и разрывать дистанцию, оставляя спрятавшегося в домик эсминца на другое время.

Крейсеры
Наш самый неприоритетный противник. Если другого корма нет — фугасируем издали, в надежде на вызов второго пожара после ремки. Если цель подошла на 13 км и не стесняется подставлять борт — наваливаем ей в эти самые борта кучу цитаделек. Позиционирование важно — ни в коем случае не разворачиваемся перед противником, держим максимальный угол и надеемся на лучшее.

ЛК
Как только на горизонте забрезжил потенциальный свет пожара вражеского линкора — подключаем корректировщик, фугасоаутировние и стараемся добиться первого пожара. Как правило линкор тут же начинает тушиться. В этот момент можно ненадолго сменить цель, чтобы через 20-30 секунд вернуться к свежеотремонтированной броневанне и начать жечь её по настоящему. Поддержание 2-3 пожара основной источник дамага на Щорсе, 152 мм фугасы наносят прямой урон в ЛК неохотно, но вот поджигают (в особенности с поджигателем) отменно.
При этом ни в коем случае нельзя забывать следить за дистанцией и барражировать на 16-17 км не выходя из-за спин союзников.
Позиционирование при этом не имеет значения — Щорс одинаково хорошо принимает цитадели как в борт, так и в нос, щёки, корму, мачты, шляпу капитана, попугайчика капитана, спрятанную шлюху лоцмана, винты, да и вообще куда угодно.

Авиашлюпки
Если вам повезло нарваться на авиашлюпку (а на таких уровнях это все еще возможно) — не теряемся, переключаем на мастера тыкать одну кнопку огонь всех своих орудий и, наслаждаясь, смотрим как он дохнет. В удачных случаях можно еще и лулзов в чатике словить.

В качестве итога
Щорс — крейсер 2 3 хрен знает какой линии в котором сочетается неплохое артиллерийское вооружение и абсолютная, все поглащающая картонность. Это же артиллерийское вооружение и играет со Щорсом злую шутку — он не терпит вражеского внимания как такового. Если бы у Щорса было крупнокалиберное нескорострельное вооружение — это редко привлекало бы к нему внимание, но у Щорса многоствольный скорострельный ГК, который моментально привлекает внимание любой жертвы.
При этом у Щорса очень узкий диапазон дальности на которой он чувствует себя комфортно, всего 2-3 км, после этого маневренности перестает хватать настолько, что попадать в Щорса начинает любая слепая собака из рогатки.

Любой успешный бой на этом крейсере — плод слепости и невнимательности его противника, помноженный на удачу и косость вражеских орудий. Любое попадание в фокус делает из Щорса быстротонущие обломки советской школы крейсеростроения, очевидно, что проект лёгкого крейсера сопровождения эскадры просто не предназначен для принятия удара.
Такова же судьба и внутриигровой модели этого корабля — поддержка эскадры из-за спин союзников, сопровождение, поддержка огнём, но никак не игра на первой роли.

Щорс Николай Александрович

…Вытирая тыльной стороной ладони кровь, текущую из рассеченной брови, политофицер Шкрофский пробирался по узким мрачным коридорам “Железного Кулака”. Он осознавал, что крейсер обречен - что он сам обречен, если останется на тонущем корабле. Но все это не имело для Шкрофского уже никакого значения. Все его существо было обращено лишь на одну цель: добраться до резервного ракетного поста в кормовой части и запустить смертоносную “Лезгинку” в сторону Великобритании. Самолет-снаряд справится - в этом политофицер был уверен. И тогда он, Шкрофский, будет наконец-то отомщен…

…Пожар, вызванный второй британской ракетой, добрался до погребов артиллерийских башен, и в ужасающей вспышке дымного пламени, “Железный Кулак” раскололся пополам и исчез в волнах…”

Новеллизация фантастического фильма “Железный Кулак”, BBC, 1965.


В 1922 году положение дел с крейсерами в молодом флоте Советской России нельзя было назвать даже аховым: оно было вообще никаким. Советский флот попросту не имел в своем составе ни единого турбинного крейсера современного типа. Все крейсерские силы Балтийского Флота насчитывали пять устаревших броненосных и три бронепалубных крейсера , значительная часть из которых была заложена еще в прошлом веке. Боевая ценность их была в лучшем случае чрезвычайно ограничена.

На других театрах дела обстояли еще хуже. Единственным пережившим интервенцию и гражданскую войну крейсером на Черном Море был неисправный “Память Меркурия”, забытый Врангелем в Севастополе. На Северном Ледовитом Океане имелись возвращенные англичанами “Варяг” и “Аскольд” и с некоторой натяжкой претендовавший на звание броненосного крейсера архаичный “Пересвет”. В довершение всего, абсолютно все наличествующие крейсера были в той или иной степени неисправны.

Тем не менее, выбирать не приходилось, и РККФ пришлось в 1922 году начинать с того, что есть.

В 1923-1927 году был проведен капитальный ремонт броненосных крейсеров “Рюрик” (“Профинтерн”) и “Баян”, причем для ремонта последнего был частично разобран однотипный “Адмирал Макаров”. Хотя оба крейсера были устаревшими, они, тем не менее, еще были достаточно пригодны для вспомогательной службы. “Профинтерн”, переклассифицированный в линкоры 2-го класса, был включен в состав Второй Линейной Эскадры вместе с двумя броненосцами класса “Андрей Первозванный”. Отремонтированный “Баян” был в 1924 году переведен на Северный Ледовитый Океан - пугать норвежских браконьеров .

Бронепалубные крейсера (исключая “Аврору”) были почти все списаны и сданы на лом в 1922-1923 годах. Исключением стал крейсер “Богатырь”.

Сохраненный как опытовое судно и плавбаза, “Богатырь” в 1927-1928 годах был разоружен и впоследствии - переделан в гидроавианосец. На крейсере демонтировали башни, и взамен установили в кормовой части надпалубный ангар, краны и купленную в Германии стартовую катапульту. Авиагруппа корабля составляла пять летающих лодок: еще три могли храниться на крыше ангара. Благодаря сравнительно высокой скорости (23 узла), гидроавианосец, получивший название “Красный Богатырь” мог эффективно взаимодействовать с линкорами типа “Севастополь”, осуществляя морскую разведку и артиллерийское целеуказание.

Остальные старые корабли были определены к отправке на металлолом. Неожиданно, в 1922 году вмешалась международная политика. В 1923 году, правительство Гоминьданя в Китае, лихорадочно изыскивая средства для усиления своего флота , выкупило за 500000 долларов броненосный крейсер “Россия” и бронепалубный крейсер “Аскольд”. СССР, не состоявший на тот момент в Лиге Наций не был связан эмбарго на поставку вооружений, а предложенная цена все же была выше, чем стоимость кораблей как металлолом.

На стапелях Петрограда и Николаева стояли в различной степени готовности шесть легких крейсеров типа “Светлана”. В 1923 году два из них - “Адмирал Нахимов” и “Светлана”, находившиеся в наивысшей степени готовности - было решено достроить по первоначальному проекту, с незначительными изменениями, вызванными опытом прошедшей мировой войны. Под обозначениями, соответственно, “Красный Крым” и “Червона Украина”, эти крейсера вступили в строй в 1927-1928 годах.

Советские адмиралы отлично понимали, что достройка по исходному проекту заложенных еще до войны кораблей не снимает проблемы, а лишь несколько смягчает ее остроту. На фоне быстроходным тяжелых крейсеров с 203-миллиметровой артиллерией, поступивших на вооружение ведущих морских держав во второй половине 1920-ых, достроенные “Светланы”, с их 30-узловым ходом и вооружением из пятнадцати 130-миллиметровых орудий смотрелись попросту жалко. И все же приходилось и дальше работать именно с ними: тяжелое экономическое положение СССР и доминирующая тогда доктрина “малого флота” практически не давали возможности получить средства на закладку новых крейсеров.

В 1927 году внимание конструкторов было обращено на недостроенный крейсер “Адмирал Лазарев”.

Этот крейсер было решено достроить по кардинально переработанному проекту. Инженеры учли главный недостаток легких крейсеров типа “Светлана” - слабое вооружение - и попытались его компенсировать, установив на новый крейсер новейшие 180-миллиметровые орудия БК-1, в четырех одноорудийных башнях.

Проект был успешен только частично. Хотя 180-миллиметровые 60-калиберные пушки обладали отличными баллистическими характеристиками, стволы их были сильнейшим образом перефорсированы и быстро выгорали. Да и сами орудийные башни страдали массой недостатков. В результате, от идеи перевооружения недостроенных “Светлан” на 180-миллиметровые орудия пришлось отказаться.

Сравнительная неудача “Красного Кавказа”, тем не менее, не остановила инженерного поиска. В программу кораблестроения 1929 года была включена достройка еще одного корабля класса “Светлана” - крейсера “Адмирал Бутаков”, стоявшего у достроечной стенки Путиловского Завода. Первоначально его также собирались вооружить 180-миллиметровыми орудиями, но ввиду возникших сомнений было решено пересмотреть состав вооружения.

Переименованный в “Красный Урал”, новый крейсер был вооружен в качестве главного калибра восемью 152-миллиметровыми 50-калиберными орудиями образца 1908 года, снятыми с мониторов типа “Шквал”. Эти довольно мощные пушки стреляли на расстояние до 17300 метров при темпе четыре выстрела в минуту, а главное - были вполне надежны.

Удалось также учесть и ряд других недостатков предшествующего проекта. Так, была увеличена высота борта в носовой части, что улучшило мореходность корабля. Более рационально была расположена вспомогательная артиллерия. Новый крейсер вступил в строй в 1934 году.

Судьба еще двух “Светлан” - “Адмирала Спиридова” и “Адмирала Грейга”, долгое время оставалась неопределенной. Эти корабли были остановлены постройкой в наименьшей степени готовности, и контрагентские работы по ним были завершены лишь частично. В 1920-ых рассматривался даже план переделки недостроенных крейсеров в танкеры! С большим трудом флоту удалось доказать, что подобная “конверсия” попросту не сможет быть эффективной из-за узких, с малыми внутренними объемами корпусов кораблей.

В результате, в 1929 году было принято решение достроить эти корабли как крейсера-минные заградители. Вооружение крейсеров сократили до шести 130-миллиметровых орудий, взамен установив в кормовой части под палубой прикрытые противопульным бронированием рельсы для 180 мин. Еще 100 мин могло быть дополнительно принято на верхнюю палубу. Непосредственно перед вступлением в строй, на крейсерах дополнительно установили восемь 76-миллиметровых зениток и четыре зенитных автомата (в 1937 сменены на восемь 100-миллиметровых зениток и шесть 45-мм автоматов), тем самым придав им возможность служить в качестве кораблей ПВО при эскадре. Под именами “Начдив Котовский” и “Начдив Щорс”, эти крейсера вступили в строй в 1933 году.

Новые крейсера советского флота

Достройка в 1928-1934 шести старых легких крейсеров типа “Светлана” исправила положение, но лишь частично. Советский флот по-прежнему не имел в своем составе полностью современных крейсеров - и что хуже всего, советское кораблестроение не имело адекватного опыта постройки крупных военных кораблей вообще. Приходилось выходить из положения - обратиться к иностранному опыту.

В 1932 году, дипломатические отношения между СССР и Францией улучшились настолько, что стало возможным заключение франко-советского договора о ненападении. Потепление отношений коснулось и военно-морской сферы.

11 марта 1933 года, советское правительство запросило военно-морской арсенал в Бресте о возможности постройки для СССР двух тяжелых крейсеров “типа “Фош”” . Предложение поставило правительство Франции в трудное положение: несмотря на существенное потепление отношений, многие консервативные политики Третьей Республики яростно протестовали против поставок оружия коммунистам. С другой стороны, французские военные опасались, что в случае отказа СССР просто обратится к итальянцам, а доверие между нациями будет сильно подпорчено.

В итоге, после долгих переговоров и консультаций, в 1934 году было принято компромиссное решение - Франция строила два корабля, но поставляла их без вооружения, которое должно было быть произведено и установлено уже в СССР. Совет Министров СССР согласился с предложением (так как мощностей советских верфей все равно не хватало) и весной 1934 года два крейсера были заложены на стапеле в Бресте.

Заложенные во Франции крейсера представляли собой техническую вариацию между тяжелыми крейсерами типа “Сюффрен” (являвшимися официальным прототипом) и новейшим тяжелым крейсером “Альжери”. Они имели полное водоизмещение в 13210 тонн при скорости в 32,5 узла.

Броневая защита крейсеров состояла из 80-миллиметрового пояса, прикрывающего центральную часть корпуса. Пояс тянулся от носовой до кормовой башен главного калибра, обеспечивая надежную защиту от 150-миллиметровых и приемлемую - от 203-миллиметровых орудий. Сверху на пояс опиралась 70-миллиметровая горизонтальная палуба.

Основное вооружение кораблей (названных символически “Варлен” и “Домбровский”, в честь революционных лидеров Парижской Коммуны) составляли три трехорудийные башни со 180-миллиметровыми 57-калиберными орудиями Б-1-П, разработанными для нового поколения советских крейсеров. Французам были переданы все необходимые спецификации для изготовления погребов и барбетов: сами же установки были изготовлены в России и установлены на крейсера уже после их прибытия. Вспомогательное вооружение состояло из шести 100-миллиметровых универсальных орудий Б-34-БМ и восьми 45-миллиметровых полуавтоматов 21-К.

Оба крейсера были спущены на воду в 1935 году и осенью 1936 были официально переданы СССР. В мае 1937, еще невооруженный “Домбровский” осуществил переход на Балтику и встал у достроечной стенки Балтийского Завода для установки артиллерии. “Варлен” задержался во Франции из-за осложнения советско-итальянских отношений в связи с гражданской войной в Испании, и прибыл в СССР только в конце 1937.

Эти корабли были самыми новыми и современными крейсерами советского флота. Советское правительство активно использовало их для политической демонстрации возрождающейся мощи СССР. “Домбровский” в 1938 году осуществил большое плавание через Атлантику, посетив порты США, Мексики, Тихоокеанской Конфедерации и Чили . Визит советского крейсера в Нью-Йорк вызвал большое оживление: американские военно-морские офицеры не упустили возможности посетить корабль с визитом, тщательно изучив его основные элементы.

Наконец, в 1935 году СССР начал закладку первых собственных крейсеров. Два “средних” крейсера проекта 26 - “Киров” и “Ворошилов” - были заложены в октябре 1935 года для Балтийского и Черного Моря, соответственно.

Эти 8500-тонные корабли являлись комбинацией собственных советских конструктивных решений, итальянских технических консультаций и французского опыта. Они вооружались стандартной комбинацией из девяти 180-миллиметровых орудий в трех трехорудийных башнях. 180-миллиметровые пушки нового образца были не столь сильно перефорсированы как первые 60-калиберные орудия, но все еще страдали от выгорания стволов, что вынуждало постоянно пересматривать баллистику.

Первоначальный проект крейсера предусматривал стандартное водоизмещение не более 7500 тонн. Но впоследствии, под влиянием французского опыта, таковое было решено увеличить на 1500 тонн, что позволило установить более мощное и эффективное бронирование, включавшее 80-миллиметровый броневой пояс. Скорость хода упала по сравнению с проектными 37 узлами до 35,4 узлов, но все равно считалась более чем достаточной.

Два крейсера проекта 26 вступили в строй в 1938-1939 годах. В 1936-1937, было решено заложить еще четыре корабля по усовершенствованному проекту 26-бис: по одному для Балтики и Черного Моря, и два - для Тихого Океана. Эти крейсера - “Максим Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович” - вступили в строй в 1940-1942 годах.

Таким образом, к 1937 году, численность построенных и заложенных советских крейсеров с 180-мм орудиями составило 8 единиц . Англо-советское морское соглашение 1937 года, признававшее данные крейсера “тяжелыми”, остановило дальнейшее развитие 180-миллиметровых крейсеров в СССР. Взамен, в 1939 году была запланирована постройка огромной серии 10000-тонных, формально-“легких” крейсеров типа “Чапаев”, но в 1941 году эти планы были приостановлены в связи с началом войны.

Крейсера СССР в годы войны.

В начале Великой Отечественной Войны, Советский Союз располагал вполне значительными крейсерскими силами. В строю или в постройке находились восемь средних и один легкий крейсер с 180-миллиметровыми орудиями, один легкий крейсер с 150-миллиметровыми орудиями, два устаревших легких крейсера с 130-миллиметровыми орудиями и два крейсера-минзага. Кроме этого, два старых броненосных крейсера - “Профинтерн” (в 1938 переименованный в “Испанскую Республику”) и “Баян” - исполняли роли кораблей береговой обороны.

Дислокация крейсерских сил была следующей:

КБФ - “Домбровский”, “Киров”, “Максим Горький”, “Красный Урал” и “Начдив Котовский”

ЧФ - “Варлен”, “Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Червона Украина”, “Красный Крым”, “Начдив Щорс”

ТОФ - в постройке “Калинин”, “Каганович”.

На крейсера Краснознаменого Балтийского Флота с самого начала войны выпала тяжелая боевая работа. Крейсера интенсивно нарушали работу немецких минных заградителей, пытавшихся “запереть” Финский Залив, и осуществляли прикрытие советских тральщиков и минзагов, оперировавших против немецких сил. Дополнительно, крейсерские силы балтфлота также регулярно оказывали огневую поддержку советским войскам, и наносили удары по финскому побережью. “Начдив Котовский” осенью 1942 года затонул, подорвавшись на двух минах.

В апреле 1943 года, Геббельс в одном из выступлений заявил, что “большая часть советского флота на Балтике уничтожена Люфтваффе, а остатки так устрашены, что даже угрозы Сталина не могут заставить их выйти в море ”. Это хвастливое заверение вызвало настоящую ярость Сталина, который приказал немедленно провести демонстративную операцию. 11 мая 1943 года, три крейсера - “Домбровский”, “Киров” и “Красный Урал” - прокрались через предварительно разведанные минные поля Финского Залива и совершили короткий рейд в восточную часть Балтики, потопив немецкий пароход “Аустлофф”. Военное значение рейда было невелико , но в пропагандистском плане он вызвал значительное воодушевление среди советских граждан.

Черноморский Флот к началу военных действий имел наибольшее число крейсеров - семь единиц - из всех трех основных советских флотов. Он же был единственным, имевшим “постоянного” противника - 21 июня 1941 года, по просьбе Гитлера, соединение из двух итальянских легких крейсеров - “Альберико да Барбиано” и “Бартоломео Коллеони” - и шести эсминцев, прошло проливами и перебазировалось в Констанцу. В дальнейшем, этот “Imperio squadrone di incrociatori del Mar Nero ” доставил флоту немало неприятностей.

На долю черноморских крейсеров выпала интенсивнейшая боевая работа в 1942-1943 году. Они осуществляли поддержку, огневое и транспортное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции 1942 года. Во многом, именно благодаря оказываемой флотом поддержке было сорвано наступление Манштейна на Феодосию 18 января, что позволило РККА удержать фронт и летом 1942 года прорвать блокаду Севастополя.

В августе 1942 года, легкий крейсер “Червона Украина” погиб в бою с итальянскими крейсерами. Это произошло 18 августа, когда эскортирующий группу небольших транспортов старый корабль был обнаружен немецкой авиаразведкой, которая навела на него отряд в составе “Альберико да Барбиано”, “Бартоломео Коллеони” и двух эсминцев.

Хотя старый легкий крейсер с 130-миллиметровыми орудиями почти не имел шансов против двух превосходивших в скорости итальянских легких крейсеров с 152-миллиметровой артиллерией, “Червона Украина” отважно вступила в бой, пытаясь выиграть время для отхода транспортов. На полной скорости советский крейсер устремился на итальянский отряд, который, стремясь оставаться вне радиуса поражения советских пушек, был вынужден отходить назад. Транспортам удалось спастись, но “Червона Украина” получила три попадания и практически лишилась хода.

От немедленной гибели, старый крейсер спас подход на помощь “Красного Кавказа”. Примчавшийся на максимальной скорости легкий крейсер дал залп из своих перефорсированных 180-миллиметровок на максимальную дистанцию, легший за итальянскими крейсерами. Считая, что имеют дело с новым тяжелым крейсером типа “Киров”, итальянцы почли за лучшее отступить .

Тяжело поврежденная “Червона Украина”, тем не менее, оставалась на плаву. Вскоре на помощь подошли другие корабли ЧФ, и старый крейсер, едва развивая 7 узлов, поплелся в Севастополь. Но немецкая авиация, поднявшаяся с аэродромов Крыма, нанесла удар по эскадре. Несмотря на отчаянные усилия кораблей сопровождения и подтянувшихся советских истребителей, еле двигающаяся “Червона Украина” получила еще два попадания 500-кг бомбами, полностью потеряла ход, и командующий ЧФ принял решение оставить корабль.

Летом 1943 года, после многочисленных неудач Оси, Бенито Муссолини понял, что оказался не на той стороне, и начал искать возможность выйти из войны. В августе 1943, после секретных переговоров с Рузвельтом и Сталиным, Муссолини официально вышел в отставку и был помещен под “домашний арест” , и Италия заключила сепаратный мир с Объединенными Нациями. Согласно условиям перемирия, итальянские корабли на Черном Море перешли в Новороссийск, где и были интернированы. После начала немецкого вторжения в Италию, оба крейсера были реквизированы советским правительством, и введены в строй ЧФ СССР как “Керчь” и “Евпатория”. Под этими именами, они приняли участие в завершающих операциях войны против Румынии и Болгарии.

Наибольшая по масштабу работа выпала в итоге на два тихоокеанских крейсера. Они были единственными кораблями этого класса в ВМФ СССР, имевшими свободу выхода в мировой океан. В 1942 году, только что введенные в состав действующих сил “Калинин” и “Каганович” были переведены через Панамский Канал на Северный Флот (причем в связи с нехваткой во Владивостоке зенитных орудий, корабли были временно вооружены 102-мм британскими зенитками и “пом-помами”).

На северном флоте, тихоокеанские крейсера в основном действовали в охранении конвоев. Зимой 1943 года они принимали участие в сражении у Шпицбергена, где противостояли немецким легким крейсерам. Летом 1943, во время операции “Торхаммер” - удара немецкого флота по Исландии и Фарерским Островам - эти два крейсера оказались единственными кораблями под советским флагом, принявшими активное участие в сражении. Вместе с другими легкими крейсерами, они прикрывали отряд британских эскортных авианосцев у Фарерских Островов, и позднее - добили поврежденный авиацией легкий крейсер “Кёнигсберг”, отставший от отступающего немецкого флота.

В 1944 году, “Калинин” принял участие в операции “Драгун” (высадка в Южной Франции), поддерживая огнем союзные войска.

В рамках программы ленд-лиза, СССР в 1943 году получил от США легкий крейсер “Милуоки”, класса “Омаха”. Этот устаревший корабль под названием “Мурманск” использовался на СФ как учебный и в 1949 году был возвращен США. В 1944 году, СССР был временно одолжен современный легкий крейсер “Хьюстон” (в ВМФ СССР - “Шпицберген”), возвращенный в 1949 году.

После капитуляции Германии, СССР начал сосредотачивать на ТОФ значительную военно-морскую группировку, готовясь к войне с Японией. К августу 1945 года, таковая включала линейный крейсер, четыре авианосца и три легких крейсера - “Калинин”, “Каганович” и переведенный с Черного Моря “Варлен”. Готовилась также переброска крейсерских (и линейных) сил с Балтики, в рамках поддержки предполагаемой десантной операции против Хоккайдо, но Япония капитулировала раньше, чем переход мог быть осуществлен.

После войны:

Сразу же после войны, старые крейсера советского флота были выведены в резерв. “Красный Кавказ”, разоруженный , был расстрелян в 1952 году на испытаниях противокорабельных крылатых ракет. “Красный Урал” ждала более интересная судьба - в 1951, этот старый крейсер был передан коммунистическому Китаю, где, переименованный в “Shènglì de qízhì ” прослужил до 1980-ых в качестве сначала - флагманского, затем - учебного корабля.

В составе советского флота остались восемь крейсеров, вооруженных 180-миллиметровыми орудиями. Отгремевшая война показала, что ставка на эту артиллерию была не слишком удачной: пушки страдали от постоянного выгорания стволов. В 1950 году, флот пополнили пять крейсеров типа “Чапаев” (проект 68-к), заложенные еще до войны. Считая и три трофейных крейсера - “Керчь”, “Евпатория” и “Адмирал Макаров” (бывший “Нюрнберг”) - советский флот в начале 1950-ых имел в составе шестнадцать современных крейсеров, что ставило его на четвертое место в мире.

В 1949-1953, СССР начал реализацию последней масштабной программы постройки тяжелых артиллерийских кораблей. Программа послевоенного кораблестроения, принятая в 1950 году предусматривала постройку огромной серии из двадцати пяти (!) современных легких крейсеров проекта 68-бис - последних, и самых мощных кораблей этого класса в мире.

Реализация программы была возложена на семь основных судостроительных предприятий всего СССР. Корабли строились с применением всех новинок современного военного кораблестроения - вроде секционной сборки цельносварного корпуса - в результате чего, средний цикл постройки корабля составлял 28-36 месяцев. По совокупности характеристик, эти новые крейсера успешно превосходили все существующие легкие крейсера иностранных флотов, и составляли уверенный паритет с тяжелыми крейсерами.

Всего к 1955 году был заложен 21 крейсер проекта 68-бис. Из них по первоначальному проекту - т.е. как чисто артиллерийские легкие крейсера - были достроены лишь 14. Пришедший к власти Н.С. Хрущев в 1955 году распорядился приостановить работы на семи последних крейсерах этого типа, мотивировав свое решение устареванием самой концепции тяжелых артиллерийских кораблей. В целом, Хрущев был абсолютно прав: быстрый прогресс атомного и ракетного оружия (в частности, начало перевооружения американского флота на противокорабельные ракеты SSM-N-4 “Dingbat” в 1953 году) сделал чисто артиллерийские корабли бессмысленной тратой ресурсов. Находившимся же в достройке кораблям нашлось иное, более эффективное применение.

Крейсера ракетного флота

История управляемого ракетного оружия на советском флоте началась именно с крейсеров. В 1950 году, на вооружение ВМФ был в опытном порядке принят самолет-снаряд 10X , разработки КБ Челомея. На легких крейсерах “Домбровский” и “Киров” установили аппаратуру для запуска снарядов с корабельной катапульты по береговым целям на дистанции до 240 км. Идея не получила дальнейшего развития - слишком несовершенным оказался сам самолет-снаряд, уже не соответствующий требованиям современной воздушной войны.

В 1955 году, на крейсере проекта 68-бис “Адмирал Нахимов” был в экспериментальных целях смонтирован комплекс управляемого противокорабельного оружия “Колчан”. На возвышенной носовой башне крейсера была смонтирована направляющая для запуска противокорабельных ракет КСС , радиусом действия до 40 километров. Перезарядка установки осуществлялась с помощью складного крана из расположенных по бокам надстройки ангаров. Испытания комплекса оказались успешными, и в дальнейшем восемь легких артиллерийских крейсеров проекта 68-К и проекта 68-бис были модернизированы по программе 67, с установкой ПУ на возвышенных башнях, перезаряжающихся из расположенного в надстройке ангара.

В начале 1950-ых, быстрый рост скоростей реактивной авиации поставил крест на дальнейших перспективах тяжелой зенитной артиллерии. Единственным способом обеспечить выживание боевых кораблей был переход на управляемые зенитные снаряды. Это отлично понимали и в СССР, где 11 января 1955 года было выпущено постановление “о разработке управляемых средств защиты военных кораблей от авиации”. В соответствии с постановлением, предполагалась разработка трех зенитно-ракетных комплексов: М-1 “Волна” (малого радиуса действия, аналогичный наземному С-125), М-2 “Волхов” (среднего радиуса действия, аналог С-75) и М-3 (большой дальности).

Моряков это решение не устроило. Главные возражения вызывал зенитно-ракетный комплекс С-75, который предполагалось “навализировать”: жидкостные ракеты комплекса были неудобны в хранении, нуждались в заправке перед стартом, и вдобавок использовали чрезвычайно токсичное топливо. Адмирал Кузнецов указывал, что на суше, где место не лимитировано, эти особенности ЗРК не представляют проблемы, но в ограниченном объеме корабля возгорание при дозаправке или попадание токсичных паров в вентиляцию может привести к катастрофическим последствиям. В итоге, столкнувшись с “бунтом адмиралов”, правительство СССР пошло на компромисс: для корабельной версии С-75 флоту была предложена новая ракета В-758, оснащенная осевым прямоточным двигателем.

Работающий на обычном керосине, прямоточный двигатель создавал значительно меньше проблем в эксплуатации, и был куда более удобен в обращении. Проведенные по инициативе ВМФ исследования показали, что за счет применения прямоточных ракет можно увеличить дальность действия комплекса до 55 км. Таким образом, принятие на вооружение двух ЗРК - М-2 и М-3 - было сочтено излишним, и они оба были заменены новым М-4 “Амур-М”.

Для испытания возможностей нового ЗРК, был выбран легкий крейсер проекта 68-бис “Дзержинский”. В 1957-1958 на крейсере демонтировали 3-ю башню ГК и на ее месте установили экспериментальную двухбалочную ПУ СМ-63 и барабанный магазин на 12 ракет. В ходе проведенных в 1958 испытаний, первым же залпом был сбит беспилотный Ил-28, летящий на высоте 10000 метров.

Вслед за “Дзержинским” последовал модернизированный по аналогичному проекту 70-Р крейсер “Орджоникидзе”. Так как переделка уже готовых крейсеров предоставляла определенные сложности (в т.ч. связанные с внеплановым выводом кораблей из состава флота), было решено в дальнейшем использовать недостроенные крейсера проекта 68-бис, стоящие на стапелях. Флот остро нуждался в ракетных крейсерах - в 1956-1961 в его состав вступили четыре новых тяжелых авианосца проекта 81, нуждавшихся в кораблях сопровождения. Кроме того, по инициативе Хрущева была развернута программа постройки 25000-тонных авианосцев типа ПБИА (плавбаза истребительной авиации) также требовавших надежного эскорта.

В 1959-1962 по усовершенствованному проекту 72-Р были достроены два легких крейсера, “Адмирал Корнилов” и “Петропавловск”. На этих крейсерах была демонтирована вся кормовая группа башен, и на ее место установлены две пусковые установки - СМ-63 и СМ-65 . Два основных барабанных магазина вмещали 24 ракеты B-758, и один вспомогательный (для установки СМ-65) - 16 ракет B-600 ближнего радиуса действия. Модернизированная система управления позволяла эффективно наводить оба типа ракет.

Самой масштабной модернизации подверглись в 1961-1964 четыре легких крейсера проекта 68-бис - “Таллин”, “Архангельск”, “Новороссийск” и “Владивосток” - находившиеся в наименьшей степени готовности.

На этих четырех крейсерах полностью демонтировали тяжелое артиллерийское вооружение, установив вместо такового четыре (!) пусковые установки СМ-65. Два носовых и два кормовых барабанных магазина вмещали сорок восемь ракет B-758, а расположенный за четвертой ПУ в корме вспомогательный магазин вмещали шестнадцать ракет ближнего радиуса действия B-600. Таким образом, общий боезапас крейсеров достигал 64-х ракет двух типов! Два поста наведения позволяли одновременно нацеливать до 6 ракет на две цели в радиусе до 55 км от крейсера.

Перестроенные ракетные крейсера составили основу эскортных сил советского авианосного флота в первой половине 1960-ых. В среднем, каждое советское авианосное соединение включало один эскортный крейсер. В 1967, на каждом крейсере две ракеты B-758 были заменены ракетами B-760, с ядерной боевой часть, эквивалентом 5 кт.

К концу 1960-ых, тем не менее, ракетоносных эскортов стало ощутимо не хватать. Недостроенные “Свердловы” кончились: идея капитальной модернизации артиллерийских крейсеров не получила одобрения из-за высокой стоимости. Авианосный же флот СССР продолжал увеличиваться, и остро нуждался в новых ракетных крейсерах.

В 1965 году, были заложены четыре первых ракетных крейсера (изначально обозначенных как КПВО - корабли противовоздушной обороны) проекта 1138.

Основанные на дизайне большого противолодочного корабля проекта 1134, новые ракетные крейсера имели большую на 12 метров длину, и водоизмещение - полное - около 8200 тонн. Как и прежние ракетоносные крейсера советского флота, они вооружались дальнобойным ЗРК “Амур-М”. Корабли несли две пусковые установки модифицированного образца, обеспечивающие более быструю перезарядку. Носовая ПУ имела два магазина по 14 ракет B-758, а кормовая - один магазин на 14 ракет B-758 и один магазин на 16 ракет B-601. Помимо ракетного вооружения, крейсера несли легкие АУ АК-725 и ангар для противолодочного вертолета Ка-25ПЛ.

“Железный Кулак”

В завершение рассказа о советских крейсерах, следует упомянуть еще об одном забавном случае. В начале 1960-ых, британский телеканал BBC при активном содействии Королевского Флота, снял фантастический пропагандистский фильм “Железный кулак” (Iron Fist), развивающий идею советского нападения на Великобританию. На роль одного из главных объектов - фантастического советского крейсера “Железный кулак” - был “приглашен” старый крейсер HMS “Gamibia”, предназначенный флотом для расстрела на учениях. Крейсер был частично перестроен с использованием железных и фанерных декоративных элементов, и приобрел внешнее сходство силуэта с советскими крейсерами проекта 68-бис. В финале фильма были использованы реальные кадры затопления “Железного кулака” ракетами “Blue Slug” с эскадренного миноносца HMS “County”.

World of Warships. Ванга советской ветки крейсеров.

(внимание!) информация для определенного круга задротов лиц, речь идет про игру World of Warships.

Свершилось, на горизонте ввод в промышленную эксплуатацию линейки Советских Крейсеров!

На форуме не стал вставлять, ибо текст слишком большой, пусть тут лежит.

Вот что будет:

1.Орлан – ну мы на практике знаем, что за аппарат (порнография песка имеющие ПВО)

2.Новик – это бронепалубный крейсер Имперской России. Первый в мире, - «25-ти узловый» многоцелевой крейсер

Водоизмещение: 7428 т

Длина: 134,1 м

4.Светлана – бронепалубный крейсер (аналог французского крейсера "Фриан").

6 × 152/45-мм, 10 × 47-мм

С 1904: 6 × 152/45-мм, 4 × 75/50, 8 × 47 мм, 2 × 37 мм

7.Щорс и 8.Чапаев

Скорость хода: 32,5 узла (60,19 км/ч) (относительно шустрый «малый»)

Водоизмещение: 11 130 т

Длина: 200 м

Ширина: 18,7 м

Разница между 7 и 8 уровнями скорее всего будет не сильно различной по сути это одна линейка кораблей. При условии, что 7 уровень это «бумажный вариант», а 8 уровень уже реальность. Да и еще этот корабль «Картонка» (смотрим на «Михаила Кутузова» по ТТХ он очень похож на «Чапаева»)

В центре нашего внимания советский крейсер VII уровня «Щорс» . Несмотря на непростой «характер», корабль очень многое может предложить игроку. Например, прославленную советскую артиллерию: на фоне своего предшественника по ветке, тепло принятого игроками крейсера , «Щорс» приобрёл сразу три дополнительных орудия. Выясним, какие ещё сюрпризы скрывает в себе новичок!

Если вы успели хорошо освоить «Будённого» , то и штурвал «Щорса» ляжет в ваши руки как влитой. Это все тот же «крейсер-снайпер»: прекрасно подготовленный для схваток на большой дистанции корабль, которому из-за слабого бронирования строго противопоказано сближаться с противником. Но благодаря его точной и дальнобойной артиллерии этого и не требуется. 12 орудий с превосходной баллистикой (начальная скорость полёта снаряда - 950 м/с) и огромной дистанцией огня - это грозная сила, которой не сможет пренебречь никто из противников.

Дальность стрельбы в 16,8 км (в максимальной комплектации) позволяет выбирать цели в огромном радиусе и, оперативно переключаясь между ними, удерживать под ударом сразу несколько противников. Среди «одноклассников» своего уровня дистанцией огня он уступает лишь Yorck - в максимальных комплектациях «немец» может дотянуться на полкилометра дальше, - но лишь до тех пор, пока «Щорс» не разыграет другой свой козырь - самолёт-корректировщик.

Увы, вместе с достоинствами «Щорс» перенял и некоторые недостатки предшественника. Например, огромные для своего класса габариты и скверную манёвренность. Уклонение от торпед для «Щорса» настоящее испытание, а потому эсминцы и эскадрильи торпедоносцев для нас в числе заклятых врагов.

Плюсы

Артиллерия «Щорса» хороша практически во всём: она самая многочисленная и скорострельная среди прокачиваемых крейсеров уровня, а её точности и баллистике те могут только позавидовать. Смутить может лишь относительно небольшой калибр орудий (152 мм), но крейсер с лихвой компенсирует этот недостаток скорострельностью, точностью и другими достоинствами, упомянутыми выше.

Самая высокая среди крейсеров на уровне (35,5 узла) скорость хода позволит менять фланги и в нужный момент оказываться именно там, где это больше всего необходимо.

Самолёт-корректировщик на борту позволит на 20% увеличить и без того впечатляющую дальность стрельбы. Атакуйте противников на непосильной для них дистанции, оставаясь при этом практически недосягаемым для ответного огня.

Минусы

− Огромные размеры «Щорса» делают его лёгкой мишенью даже на внушительной дистанции, а плохая манёвренность с большим радиусом циркуляции может помешать уклониться от залпа или торпед противника.

− Бронирование корабля не отличается высокой надёжностью. Старайтесь не попадать под концентрированный огонь тяжёлых кораблей противника и не допускать ошибок в маневрировании: несколько метких попаданий в борт могут дорого вам обойтись.

− Торпеды крейсера стоит применять лишь в самых отчаянных ситуациях. Они способны нанести противнику неплохой урон, но вот дальность их хода оставляет желать лучшего - всего 4 км.

Тактика

Великолепная артиллерия «Щорса» превращает его в первоклассного бойца второй линии, способного планомерно засыпать противника градом снарядов на средних и дальних дистанциях. На расстоянии до 12 км бронебойные снаряды крейсера вполне успешно пробивают борта практически всех «одноклассников» его уровня, а на больших дистанциях имеет смысл переключаться на фугасы.

«Щорс» превосходно чувствует себя именно в роли корабля огневой поддержки. Не стоит без крайней необходимости бросать его на передовую: под огнём нескольких противников быстро дадут о себе знать недостатки бронирования. Благо дальнобойность орудий и скорость хода позволяют удерживать вражеские корабли на выгодной вам дистанции и вести по ним прицельный огонь.

Навыки командира
Первый уровень

«Радиоперехват» - этот навык позволит «Щорсу» избегать излишнего внимания и уклоняться от схваток на невыгодных для вас условиях.

«Основы борьбы за живучесть» - уменьшение урона от пожара никогда не бывает лишним.

«Мастер-наводчик» - полезный для любого крейсера навык, неоценимый в борьбе с эсминцами.

«Артиллерийская тревога» - вовремя среагировав на вражеский залп, вы можете уберечь свой корабль от тяжёлых повреждений. Для «Щорса» с его временем перекладки руля в 8,8 секунды это актуально вдвойне.

«Бдительность» - поскольку манёвренность не входит в число сильных черт корабля, важно как можно раньше обнаружить торпеды и среагировать на их приближение.

«Суперинтендант» - «Заградительный огонь» и «Корректировщик огня» - ваши верные спутники в любом бою. Дополнительные активации этого снаряжения придутся как нельзя кстати.

«Взрывотехник» - повышение шанса пожара очень пригодится при стрельбе фугасами по тяжёлым кораблям.

Кроме того, не будет лишним по возможности усилить с помощью командирских навыков ПВО-вооружение корабля. Советуем присмотреться к «Базовой» и «Усиленной огневой подготовке» и «Ручному управлению ПВО».

Модернизации

«Орудия главного калибра. Модификация 1» - чтобы не терять огневую мощь в бою, для «Щорса» максимально важно защитить орудийные установки.

«ПВО. Модификация 2» - с установкой улучшенного корпуса крейсер получает довольно сильное ПВО-вооружение, но усилить его с помощью модернизации все равно не помешает.

«Энергетическая установка. Модификация 1» - скорость - важный козырь корабля. Не стоит его лишаться.

«Рулевые машины. Модификация 2» - установка модернизации позволит отчасти сгладить недостаток манёвренности корабля.

«Щорс» - опасный дистанционный боец. Его превосходному артиллерийскому вооружению нужен простор, чтобы раскрыть все свои преимущества в полную силу. Выведите его на нужную дистанцию, и он точно не останется в долгу!

Дата: 10.03.2016 16:47:53

Jluca: Всем привет! Крейсер для «Большого флота». Проект 28 К середине 1930-х гг. в высшем руководстве СССР все большую популярность набирала идея создания «Большого океанского флота» – флота, достойного великой морской державы. Конечно же, основой его должны были стать мощные современные линкоры с многочисленной «свитой» из крейсеров и эсминцев. Эта идея была выражена в «Программе крупного морского судостроения», обозначившей новый этап в развитии Советского флота. Разработанная руководством Морских Сил СССР (так тогда официально назывался флот страны) программа «крупного морского судостроения» была утверждена правительством в июне 1936 г., после чего началось ее осуществление. В соответствии с ней одних только линкоров должно было быть построено двадцать четыре. Предусматривала программа и строительство крейсеров «сопровождения эскадры», главной задачей которых должна была стать охрана линейных кораблей от легких сил противника, а также разведка. Тактико-техническое задание на новый, получивший номер 28, проект легкого крейсера было утверждено в августе 1936 г. Новый крейсер в соответствии с требованиями должен был нести 12 152-мм орудий главного калибра в четырех башнях. Задание предусматривало также торпедное вооружение, представленное двумя тройными торпедными аппаратами калибра 533 мм, и авиационное оборудование (три самолета-разведчика). Жизненно важные части корабля должны были прикрываться 75-мм броневым поясом и 50-мм броневой палубой. Скорость полного хода крейсера должна была составлять 36 узлов, общее водоизмещение – не более 9000 тонн. Определенное влияние на характеристики крейсера проекта 28 оказало то обстоятельство, что Советский Союз рассматривал в ту пору возможность присоединения к Лондонскому морскому соглашению, ограничивавшему строительство новых крейсеров кораблями водоизмещением не более 8000 тонн с орудиями главного калибра не более 155 мм. Именно этому соглашению обязаны были своим появлением на свет знаменитые крейсера типа Town (Великобритания), Mogami (Япония) и Brooklyn (США), имевшие на вооружении от 12 до 15 орудий калибром 152-155 мм. В этом ряду советский крейсер проекта 28 смотрелся бы вполне достойно. Эскизный проект нового легкого крейсера был подготовлен Ленинградским проектным институтом в июне 1937 года. Необходимо отметить, что еще за год до этого особым постановлением правительства предписывалось при разработке проектов кораблей «стремиться к наибольшему использованию оправдавших себя конструкций». Это распоряжение естественным образом подталкивало проектировщиков к максимальному заимствованию технических решений, примененных на строившихся в то время в СССР крейсерах типа «Киров». В частности, по проекту новый крейсер заимствовал у своего предшественника общее расположение, силуэт и обводы корпуса.Конструкторам Ленинградского проектного института вполне удалось удовлетворить все основные требования к проекту. Водоизмещение крейсера должно было составить 9000 т., главные размеры – длина 200,7 м, ширина 18,6 м и осадка 5,5 м. Энергетическая установка была идентична устанавливаемой на крейсерах типа «Киров». Мощность ее составляла 110000 л.с. с возможностью «разгона» до 126500 л.с., что должно было обеспечить новому кораблю максимальную скорость 36 узлов. Броневая защита крейсера обеспечивалась 75-мм броневым поясом, протянувшимся от носовой до кормовойй башни главного калибра, 75-мм траверзами и 50-мм броневой палубой.Основное вооружение крейсера проекта 28 составляли 12 152-мм орудий в трехорудийных башнях, размещенных на носу и корме судна по линейно-возвышенной схеме. Впрочем, сами пушки, да и башни для них необходимо было еще спроектировать, ведь 152-мм орудия на корабли советской постройки на тот момент еще ни разу не ставились. Зенитное вооружение «дальнего боя» было представлено шестью 100-мм универсальными палубными установками. «Ближнее» ПВО обеспечивалось двумя счетверенными 37-мм автоматами и четырьмя сдвоенными 12,7-мм пулеметами. От проекта крейсера «Киров» перешло «по наследству» торпедное вооружение: два строенных 533-мм торпедных аппарата, расположенных побортно на верхней палубе в центральной части судна. Для запуска самолета-разведчика между дымовых труб была установлена катапульта. Проект предусматривал применение на новом крейсере гидроакустического оборудования, а также оборудования для постановки дымовых завес и минных заграждений. Воплощение в металл легкого крейсера проекта 28 позволило бы Советскому флоту усилиться мощными, современными для того времени кораблями, не уступавшими по многим параметрам лучшим зарубежным аналогам. Уступая британским «городам» и американским «бруклинам» в бронировании, новый крейсер заметно превосходил их в скорости. Японские же легкие крейсера типа Mogami были гораздо крупнее и изначально проектировались с возможностью «повышения» в классе до уровня тяжелых.Смена руководства Морских сил Советского Союза и кардинальный пересмотр программы строительства «Большого флота» осенью 1937 года поставили крест на проекте 28. Новая программа требовала создания крейсера «нового типа», которыми и стали корабли проекта 68, заложенные в 1939 году, но вступившие в строй много позже. Именно легкий крейсер проекта 28 и лег в основу игрового корабля VII-го уровня российско-советской ветки крейсеров, причем мы старались в деталях следовать его реальной документации и чертежам. Во второй половине 1930-х гг., когда этот крейсер мог бы быть заложен, большинство крупных кораблей Рабоче-Крестьянского Красного флота назывались по именам знаменитых революционеров и видных деятелей Советского союза. В частности, название «Щорс», в честь погибшего в Гражданскую войну легендарного красного командира, должен был получить предположенный к закладке в 1941 г. один из крейсеров проекта 68. Великая Отечественная война помешала появлению в составе ВМФ СССР крейсера «Щорс», но это стало возможным в нашей игре. Статья подготовлена на основе материалов Российского Государственного Архива Военно-морского флота.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции