Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какие вы знаете церкви протестантского вероисповедания. Протестантизм (Протестантство). Основные идеи, Философия, Суть и Принципы. Почитание Богородицы и святых

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Преподобный Стюарт

(1)

Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.

Во время коронации британский монарх присягает: «Я верный протестант». Учитывая разные идеи относительно протестантизма, и в связи с празднованием в 2017 году 500-летия протестантской Реформации, особенно важен вопрос «Кто такие протестанты?».

На этот вопрос будет дан ответ; исторически: где и когда возник термин «протестант»? Что это говорит нам о его значении? теологически: каковы основные доктрины протестантизма? и этически: каковы важнейшие аспекты нравственности и жизни протестантов? Наш ответ поможет вникнуть в саму суть идентичности протестантизма, поэтому мы не будем заниматься второстепенными или несущественными вопросами.

Итак, каково историческое происхождение слова «протестант»? В какой стране возник термин протестант? Германия (не Британия). В каком городе? Шпейер, на юго-западе Германии. В каком веке? В щестнадцатом веке. В каком году? В 1529, через двенадцать лет после того, как Мартин Лютер прибил девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.

Остановимся здесь поподробнее. В 1529 году Имперский Сейм (или общее собрание) Священной Римской империи собрался в Шпейере. Римско-католическое большинство решило, что Мартин Лютер должен быть по праву под императорским запретом (то есть, он считался вне закона, так что любому было разрешено ограбить, ранить или убить его без каких-либо судебных последствий). Труды и учения Лютера были запрещены, Реформации было запрещено распространяться.

Однако шесть князей и четырнадцать имперских городов протестовали против этого решения:" мы должны следовать нашей совести, подчиняясь Слову Божьему! Проповедь Священного Писания не может быть запрещена!"

У этих протестантов был тот же дух, что и у Мартина Лютера, который объявил в 1521 году в городе Вормс, где проходил еще один Имперский Сейм, за восемь лет до Шпейера: «Опровергните меня доводами из Священного Писания или другими ясными и истинными аргументами (поскольку я не верю ни в Папу, ни в его советы, поскольку известно, что они часто ошибались и противоречат самим себе); я связан Писанием, моя совесть в плену у Слова Божьего.

Я не могу и не хочу отрекаться, ибо поступать против своей совести небезопасно и неблагоразумно. Да поможет мне Бог. Аминь ». В этом знаменитом заявлении вы заметите, что Лютер трижды ссылается на Слово Божье или Писание и дважды на свою совесть, поскольку его совесть связана со Словом.

Первые протестанты в 1529 году и Мартин Лютер имели тот же дух, что и «Петр и другие апостолы» в Деяниях 5:29, которые свидетельствовали: «Мы должны повиноваться Богу, а не людям». Все эти верующие в Иисуса Христа высказались за Божью истину перед враждебными властями, проявляя духовную храбрость с риском для жизни.

(2)

Важно отметить, что слово Протестант как первоначально, так и позднее имело две смыловых нагрузки. Одна в виде протеста против ложных доктрин Римск. Кат. Церкви и пр., а другая в виде свидетельства.

Это очевидно из самого значения слова Протестант - Protestant с точки зрения его латинской этимологии. Оно происходит либо от слов pro (за) + testari (свидетельствовать), либо от protestatio (опротестование - протест). Таким образом, слово ПРОТЕСТ (протестант) глубоко отображает конкретную позицию.

Так, протестанты в Сейме Шпейера в 1529 году провозгласили, что «они должны протестовать и публично засвидетельствовать перед Богом, что они не могут согласиться ни с чем, что противоречит его Слову».

У Протестантов 1529 года было послание двухстороннего характера, так же, как у Петра и Иоанна в Деяниях 4. С одной стороны, по отношению к враждебным религиозным властям они протестовали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (19). Но с другой стороны, свидетельствовали, что: «Мы не можем не говорить того, что мы видели и слышали» (20).

Короче говоря, протестанты - за правду и, следовательно, против лжи. Если сказать несколько иначе, мы против ошибок, потому что держимся за непогрешимое Слово Божье.

Но чему же учит Слово Божье: во что верят Протестанты? Одним из полезных документов протестантского богословия является «5 Solas » (Пять Тезисов); sola c латинского: «только» или «один».

Sola Scriptura или Только Писание есть Слово Божье. Библия является Богодуховенной ​​(2 Тим. 3:16), непогрешимой (Иоанна 10:35), авторитетной (как голос живого Бога), самодостаточной (не нуждающейся в дополнениях со стороны церкви или во мнимых (чьих-то) личных откровениях) и ясной. Эта последняя характеристика Слова не означает, что каждый стих в Библии легко понимается всеми людьми. Ясность Писания означает, что Его основные истины, сосредоточенные в спасении Иисусом Христом, воспринимаются всеми верующими через Духа Святого. Для этого, молясь о даре просветления к пониманию Писания, они могут воспользоваться простыми средствами (изучать и сравнивать тексты Писания между собой, пользоваться вспомогательной литературой и т.д.)

Следуя своему, верному Писанию исповеданию, протестанты, в отличие от католиков, занимались переводом Библии (с оригинального иврита и греческого на языки Европы) и её распространению, стимулировали чтение Библии и её проповедование (изложение стихов, глав и книг Писания) , а также катехизацию (наставление) Библии так, что даже дети знали содержание и доктрины Слова.

Библейская истина Sola Scriptura - Только Писание раскрыла суть учения Рима (Рим. Кат. Церковь.) Рим нелегально использует Апокрифальные тексты, как будто они являются частью Слова Божьего. Рим приравнял свои традиции к авторитету Библии. Это сопровождалось небиблейскими и антибиблейскими учениями: Мариолатрия (идолопоклонническое почитание Девы Марии), чистилище (якобы место огня, где верующие несут временное наказание за свои грехи), пресуществление (превращение хлеба и вина в буквальные тело, кровь и божественность Христа), месса (бескровная жертва, принесенная священником за грехи живых и мертвых), папство и его иерархия (в противоположность установленным Библией служениям в церкви Нового Завета: пасторы, старейшины и дьяконы), пять дополнительных таинств (конфирмация, брак, рукоположение, покаяние и последние обряды) и т. д.

Сегодня Sola Scriptura необходима против Рима так же, как и в шестнадцатом веке. Рим по-прежнему придерживается тех же ересей, что и при Реформации, поскольку он не отказался ни от одной из них, а заново их все переподтвердил (например, в Ватикане II и в Катехизисе Католической Церкви). Фактически, начиная с Реформации, Рим добавил еще больше ересей таких, как папская непогрешимость в 1870 году (папа не может ошибаться в вопросах веры или морали, говоря с кафедры) и телесное успение Девы Марии в 1950 году (ее физическое вознесение на небо в конце ее земной жизни). Если сравнить Рим сегодняшний с Римом 500 лет назад, что касается его ересей, то он не стал лучше и даже не остался прежним; Рим стал еще хуже!

Мало того, что сегодня как и тогда Sola Scriptura так необходима против Рима, она имеет решающее значение и против других еретических движений, которые появились, особенно против усиливающейся критики Библии и модернистской теологии. Они атакуют непогрешимость Слова Божьего, считая, что в Писании и его учениях есть ошибки. Но Верный (Писаниям) Протестантизм заявляет: «Твое слово истинно с самого начала» (Пс. 118:160).

Sola Scriptura также выступает против пятидесятничества, харизматизма и неохаризматизма. Все эти группы обновителей добавляют (от себя) к Божьему словесному откровению в Библии. Таким образом, они особенно отрицают самодостаточность Божьего Слова, вопреки 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Протестантская Реформация шестнадцатого века выступала против харизматов или обновителей своего времени среди анабаптистов.

Sola Scriptura - наш лозунг против политической корректности двадцать первого века. Не морализация либеральных СМИ, и не опросы общественного мнения, и не мнение знаменитостей, но Божье Святое Слово определяет истину и мораль. Здесь мы подтверждаем авторитет Писания как Слова Божьего, чтобы судить всех падших и глупые гуманистические стандарты. «Так говорит Господь!» Это и есть Протестантизм! В знаменитом изречении Уильяма Чиллингворта (William Chillingworth ) : «Только Библия - религия Протестантов».

Как гласит Вестминстерское исповедание 1:10, «Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться».

(3)

Как Слово Божье - только Библия (Sola Scriptura ), так и спасение - только через Христа (solus Christus ), верят протестанты.

Господь Иисус обладает двумя природами - Он одновременно и полностью Бог и полностью человек, в одной Божественной Личности. Он является Вечным и Единородным Сыном Божьим, Второе Лицо Святой Троицы, явившийся во плоти. Как Христос, Он - помазанник Божий, как и было обещано в Ветхом Завете. Как Иисус, Он - единственный и совершенный Спаситель. Как Господь, Он является суверенным правителем всех.

Мы, протестанты, верим в непорочное зачатие Христа, Его безгрешную жизнь, жертвенную смерть, победное воскресение, славное вознесение и всемогущее правление по правую руку Бога.

На кресте наш Господь умер за все грехи всех Его избранных людей. Все наши беззакония были «возложены», вменены и причислены Ему (Исаия 53:6). И Он понес наказание, которое было предназначено для нас. Как наш единственный Первосвященник, Он постоянно молится за нас, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25).

Крест и ходатайство Христа абсолютно необходимы для того, чтобы Бог спас грешников. Этого вполне достаточно для нашего полного спасения. Нам не нужен папа римский, земные священники, Мария или Святые, чтобы привести нас к Богу (от Иоанна 14:6, Ефесянам 2:18, Евреям 10:19-22).

Битва протестантизма с Римом (и другими) по существу такая же, как в и Деяниях 4 между апостолами и неверующими еврейскими религиозными лидерами. Апостолы заявили о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. » Деян.4:11,12

Только Писание учит спасению только Христом и только по вере (sola fide ). Протестантизм провозглашает, что наше спасение и совершенная праведность в Иисусе Христе получены только по вере. Прощение грехов в крови Христа и вмененная праведность Бога (пожизненное и совершенное послушание Иисуса) являются нашими по вере, и только по вере! Поэтому наше оправдание и законное положение перед Богом не нуждаются ни в каких дополнительных делах святых, земной матери Господа, церкви или же нас самих.

Как и в шестнадцатом веке, сегодня эта библейская и протестантская истина вновь необходима против Рима а также, к сожалению, против большинства современных евангелистов, которые, говоря об оправдании только верой, на самом деле имеют ввиду оправдание свободной волей человека! Они учат, что спасение грешника определяется решением его предполагаемой собственной свободной воли, что противоречит истине Слова Божьего (Римлянам 3:11, 7:18, 8:7) и единому свидетельству Реформации, включая Великий протестантский манифест Мартина Лютера, «Рабство воли» (1525).

Тезис Sola fide жизненно важен для ежедневного утешения христианина и его жизнестойкости. Будучи оправданным только верой, мы имеем «мир с Богом» (Римлянам 5:1) и блаженство (4:6-9, Псалом 32:1-2)!

Движемся дальше. Только Писание учит спасению только Христом, только через веру и только благодатью (sola gratia ). Наше спасение - это Божий дар, абсолютно безвозмездный и милостивый, согласно суверенной милости нашего милосердного Бога в Иисусе Христе, потому что мы были «избраны... в Нем до основания мира» (Еф.1:4).

Только благодатью, как во времени (через Святого Духа Иисуса Христа), так и в вечности (избрание) - это Протестантизм, потому что это учение Слова Божьего: «Ибо благодатью вы спасены через веру; и это не от вас: Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф.2:8-9).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.»(Рим.9: 16) Ни от того, кто бежит (т. е. от действия человека), но от Бога, который проявляет милосердие.

Пятый тезис 5-ти Solas - это только Богу слава (soli Deo gloria ). Слава не человеку (даже в наименьшей степени), будь-то, по его свободной воле или его добрым делам, потому что все, что действительно есть хорошего в делах верующего, полностью исполнено Божьей благодатью (Иоанна 15:5, Еф.2:10)). Слава, даже частично, не церкви, особенно фальшивой церкви Рима, и не какой-либо другой ложной или отступнической церкви.

Спасение целиком принадлежит Отцу, через Сына и Духом Святым. Поэтому слава принадлежит только Триединому Богу: избирающему Отцу, искупляющему Сыну и призывающему Духу. Soli Deo gloria - это послание Реформации, потому что «Бог наш на небесах; творит все, что хочет. » Пс.113:11

Филипп Шафф Philip Schaff , историк церкви, хорошо подводит итог вышесказанному: «Католицизм сначала ставит Церковь, а затем Христа; Протестантизм меняет этот порядок. Католицизм говорит: «Где Церковь (имея в виду, таким образом, папскую организацию), там и Христос; Протестантизм говорит: «Где Христос, там и Церковь. Католицизм говорит: «Где есть католическая традиция, там и есть Библия и непогрешимое правило веры; Протестантизм говорит: «Где Библия, там и есть истинная традиция и непогрешимое правило веры. Католицизм говорит: «Где добрые дела, там и есть вера и оправдание; Протестантизм говорит: «Где есть вера, там и есть оправдание и добрые дела. Католицизм ставит Марию и святых между Христом и верующим; Протестантизм идет прямо к Спасителю. Католицизм исходит из видимой Церкви (папства) в невидимую Церковь; Протестантизм - от невидимой Церкви (истинного тела Христова) к видимой... Протестантизм - это протест против тирании человека, на основе авторитета Бога. Он провозглашает Библию единственным непогрешимым принципом христианской веры и практики, и учит оправданию только по благодати, воспринятой верой живой. Он держится всего Христа, Чье слово является самодостаточным для изучения, Чьей благодати вполне достаточно для спасения.

(4)

Подводя итог происхождению и значению слова Протестант в первых трех статьях и, вкратце, объясняя библейскую и реформатскую истину о том, что спасение только верой, только Христом, только по благодати, только для славы Божьей и согласно одному только Писанию (Пять Solas), нам теперь необходимо разъяснить другие важные аспекты Протестантизма.

Во-первых, протестантизм - это вероучение, о чем мало знают многие в наши дни. Популярное заблуждение состоит в том, будто если протестанты верят в sola Scriptura (только Писание), то они вообще не придерживаются никакого вероучения. Но это ошибочно! На самом деле анабаптисты считали, что принцип сола Scriptura означает отсутствие любого вероучения. Протестанты же выступали против них, также как и против римских католиков.

Первые протестанты на Сейме Шпейера в 1529 году протестовали (отсюда их название) против нечестивых решений римско-католического большинства, беря за основу принцип «только Писание». В 1530 году, всего лишь год спустя, они признали вероучением Аугсбургское исповедание веры!

Именно, в реформатской (а не столько лютеранской) ветви протестантов было разработано и изложено много других принципов веры теми, кто придерживался sola Scriptura. Фактически, четыре тома собрания реформатских вероисповедных документов 16-го и 17-го веков изд. Джеймса Т. Деннисона мл. в английском переводе содержат 127 принципов веры, написанных за 173-летний период с 1523 по 1695 год. То есть, каждый новый принцип появлялся в среднем каждые 16 месяцев!

Для периода становления Протестантизма характерны два факта. Первый, в этот период были сделаны самые ясные изложения Писания за всю историю церкви. И второй, за этот период было создано максимальное количество вероисповедных документов, излагающих Протестанское Богословие (Каноны Дортского Синода, 1 Гельветическое Исповедание, Короткий Вестминстерский Катехизм и т. д.) за всю историю церкви. Как правильно понять и согласовать эти два момента?

Это не так трудно. Термин Sola Scriptura означает, что только Библия является письменным Словом Божьим и поэтому является высшим судьей веры и морали. Выработанные протестантами принципы веры излагают то, чему учит богодухновенное, непогрешимое и абсолютно авторитетное Слово Божье.

Сегодня верные Писаниям Протестанты продолжают изучать библейские доктрины, изложенные в вероисповедных документах.

Во-вторых, протестанты - это ещё и люди, преданные церкви, любящие церковь Христову. Мы - не индивидуалисты, которые живут сами по себе и занимаются только своими делами.

Протестантская Реформация явилась переформатированием устройства церкви, как собрания верующих. Это была реформация доктрин церкви (включая 5 Sola), ее вероучения, а также проповедей, таинств, церковной дисциплины, церковного управления и церковного богослужения. Стремление, цель и плоды благочестивого Протестантизма - это создание библейских Протестантских церквей, управляемых на основе библейских Протестантских принципов, и с членами церкви, убежденными в библейской Протестантской истине, где вся слава воздается одному Триединому Богу в Иисусе Христе!

В-третьих, протестанты и их церкви выступают против лжи и стоят за истину. История верного Писаниям Протестантизма - это история церкви воинствующей в последние 500 лет, возвращаясь к Сейму Шпейера (1529), и к выступлению Мартина Лютера в Вормсе «На том стою» (1521) и его «Девяносто пяти тезисам» (1517).

На самом деле, верное Протестантское свидетельство восходит (хотя и не по терминологии) еще к Яну Гусу в Богемии, к Джону Уиклифу в Англии, к Вальденсам в Альпах и их окрестностях, к Готтшалку в разных частях Европы, к Августину в Северной Африке и т. д.

Та же борьба за истинную веру описана на страницах Библии в битвах апостолов против Саддукеев и Иудействующих в Деяниях и посланиях апостолов, в служении Господа Иисуса против Книжников и Фарисеев, в евангельских повествованиях и трудах верных пророков, подобно Илии, в Ветхом Завете.

В наши дни верные Протестанты и их церкви, из любви к истине и чтобы обрести других для нее по благодати Бога, протестуют против отступничества: либерального богословия, Арминианства, женщин в церковном служении, ложного экуменизма (с римским католицизмом и другими ложными или отступническими церквями и культами), содомии и лесбиянства среди церковных служащих и членов церкви, слияния с языческими религиями и т. д.

Дитя Божье имеет право и призвание также протестовать против небиблейских учения и практики в своей собственной церкви, исполняя служение верующего. Поскольку он является пророком, священником и царем, будучи причастником духовного помазания Иисуса Христа. Его протест должен совершаться упорядоченным, благочестивым образом, в соответствии с Реформатским вероисповеданием и церковным кодексом или церковным порядком. Такой протест должен быть смиренным, но смелым, со многими молитвами и подкрепляемый Священным Писанием для Божией славы.

Псалом 119 великолепно подытоживает дух библейского Протестантизма: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи». (ст. 104); «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. »(ст. 127-128).

В следующий раз мы завершим рассмотрение некоторых основных этических доктрин Протестантизма, ДВ.

(5)

Дав определение протестантам в свете истории, богословия, убеждений и церковного устройства, приступим к следующему вопросу: какова этика детей Реформации?

Как влияет протестантизм на образ жизни? Здесь можно многое сказать, но я остановлюсь только на двух моментах.

Во-первых, протестант любит правду и говорит ее. Отчасти для этого есть историческая предпосылка. Иезуит учит, что хорошо и даже добродетельно сказать ложь, если она служит Римско-католической церкви. Градус моральной двусмысленности римского католицизма в отношении девятой заповеди зашкаливает уже на протяжении веков. Подумайте о лжи и о сокрытии правды в римской церкви. Особенно это касается их священников-гомосексуалистов, которые надругались над маленькими мальчиками, о чем недавно стало известно.

Отношение протестантизма к истине базируется на его Sola’s или «только». Sola Scriptura заявляет: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17). Спасение - только Христом, потому что Он есть «путь, истина и жизнь» (Иоанна 14: 6). Только Иегове слава (soli Deo gloria)- «Богу истины» (Второзаконие 32: 4), соблюдение девятой заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Также Евангельская истина - оправдание только верой (sola fide), способствует честности. В Псалме 32 Давид радуется прощению и отпущению своих грехов: « Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»(1-2). Для верующих невменение грехов и вменение праведности Христа всегда идут рука об руку (Рим.4: 6-8). Теперь обратите внимание на то, что добавляет стих 2 этого Псалма: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства». Тот, кто по-настоящему благословлен прощением грехов и получением праведности Христа только по вере, является честным перед Богом, через действие Святого Духа. Если падший человек инстинктивно и нечестиво скрывает свои грехи, то истинный верующий исповедует свои грехи, как в момент первого покаяния, так и всю свою христианскую жизнь. Поэтому дитя Божье честно говорит правду как себе, так и другим, потому что в его «духе нет лукавства».

Во-вторых, существует, так называемая, протестантская трудовая этика. Она также берет начало из Пяти Sola’s Реформации. Согласно sola Scriptura, мы должны хранить четвертую заповедь из благодарности. Поэтому мы работаем шесть дней и отдыхаем в христианскую субботу, которая названа Днем Господа (Отк. 1:10), проводя день в личном и совместном поклонении Богу. Мы подражаем нашему Спасителю, только Христу (solus Christus), Совершившему порученное Ему Отцом (Иоанна 4:34, 17: 4). Мы оправданы только верой (sola fide) через вмененную праведность Бога, не просто мертвой верой во Христа, но это вера живая и действенная. Мы спасены только благодатью (sola gratia). Поэтому мы трудимся с благодарностью за абсолютно милосердное спасение. В соответствии с принципом Реформации soli Deo gloria мы работаем, чтобы почтить Триединого Бога и служить Ему, а не просто человеку.

Истинные протестанты считают, что они должны трудиться честно, не избегая трудностей, так они и делают. Вспомните французских гугенотов и ​​о страшно негативном влиянии войны на экономику Франции, когда их преследовали и изгоняли из страны, особенно по причине злобного отказа короля Людовика XIV от Нантского Указа (1685).

Протестантская трудовая этика основана на двух других библейских, протестантских истинах. Первое - это священство всех верующих. Дело не в том, что только верная работа христианского служителя имеет ценность в глазах Бога; работа всех Его людей свята, когда она совершается на основании веры и для угождения Ему, во Христе Иисусе. Вторая библейская и реформатская истина, поддерживающая протестантскую трудовую этику, - это призвание. Оно касается не только проповедников, старейшин или дьяконов, которые призваны служить в поместных церквях. Также все христиане призваны Богом для работы во всяком законном занятии, которое Он дал им в Своем провидении. Таким образом, для Господа не имеет значения, насколько низкооплачиваемой или неприглядной, а может быть даже и скромной, является ваша работа. Никакая работа не «ниже» вас, если она делается для славы Бога. Наш Спаситель трудился руками в течение многих лет как плотник! Это важный момент, особенно в наши дни, когда идеи западного секуляризма унижают доброе постановление о труде, данное от сотворения мира. Многие люди глупо считают, что больше достоинства быть безработным, чем выполнять низкооплачиваемую работу.

Прислушайтесь к освежающему библейскому учению в послании к Колоссянам 3: 22-24: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им , как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Девизом протестантской трудовой этики являются, по сути, слова: « все, что может рука твоя делать, по силам делай»(Eккл. 9:10).

Протестант ли вы? Если вы придерживаетесь принципов 5 Sola’s Реформации (только Писание, только Христос, только вера, только благодать и только слава Богу) и великих протестантских символов веры, если говорите правду, веруете и проявляете усердие в труде, поддерживаете вероучение протестантской реформации шестнадцатого века, которое является чистым, апостольским христианством, тогда продолжайте свидетельствовать о Божьей правде, принимая участие в непрерывным реформирование церкви и подвязаясь добрым подвигом веры!

Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Да и возможно ли в короткой статье в деталях описать веру, оставившую столь глубокий след в истории культуры и религии? Протестантизм - это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо и К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна.

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

Вряд ли мы положим конец этим спорам. Но все же, давайте попытаемся понять, кто такие протестанты.

Ну и в первую очередь нас, конечно, будет интересовать:

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера - доктора богословия, монаха, который, изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь.

Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А также за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви.

К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви), арминиан, меннонитов, цвинглиан, пресвитериан, англикан и анабаптистов.

В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты, пиетисты.

К «третьей волне» протестантизма, возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов.

Однако задолго до 16 века в христианской Церкви появлялись религиозные лидеры и целые движения, ставившие своей целью возвращение «к истокам». К таким проявлениям можно отнести и движение вальденсов в Европе и движение боголюбцев в России. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Поэтому даже с точки зрения истории протестантизмом можно назвать любое христианское движение к первоисточнику - Библии, вере Апостолов, которой научил их Сам Господь Иисус Христос.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1. Sola Scriptura - «Только Писанием»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты.

«Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Однако богословие богословием, но многих интересует весьма немаловажный вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Общественное мнение в России не слишком жалует протестантов. Считается, что это западническое движение, чуждое русской культуре и духу русской религиозности. Многие фанатично настроенные авторы заявляют, что протестантизм - это ересь, не имеющая права на существование.

Однако есть и другие мнения. Светские религоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения»

Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантам такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции».

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве.

Люди, которым не чужда русская культура и русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма лестным образом.

Так А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты! Пусть косвенно, но Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью

Ф.И. Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей дорогой к Богу и побуждает к молитве:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

А.И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста. «Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой». А о православных главный герой Шухов говорит, что те «какой рукой креститься, забыли».

А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия - что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого - начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая. А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе».

И хотя общественное мнение - не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее, немало россиян находят протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать:

А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Ответить на этот вопрос, конечно же, может только Бог. Но уж, коль скоро Он оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их - это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители - это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов - это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру. Он стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою любовь к ним. Любовь, как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни. Разразился грандиозный скандал. И протестанты любят рассказывать об этом скандале.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

Может быть, настало время нам всем присоединиться к этому протесту?

Кто такие протестанты

Вы знаете, кто такие протестанты и с чем они боролись? Вы уверены, что у протестантов, православных и католиков нет ничего общего? Вам интересно, во что верят протестанты? Тогда читайте дальше.

ЧТО ТАКОЕ «ЦЕРКОВЬ»?

Существует ошибочное мнение, что церковь - это архитектурное сооружение. В действительности, слово «церковь» (от греческого – ecclesia) означает «собрание людей». Поэтому церковь – это собрание людей, верующих в Иисуса Христа, а храм – это здание, где собирается церковь.

КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН В МИРЕ

По числу последователей христианство является крупнейшей религией мира. По данным исследований, приверженцы христианства – 33% населения Земли.

Чуть более половины всех христиан (более 1,2 млрд) составляют католики. Вторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается около 800 млн протестантов. Третье крупное направление внутри христианства объединяет православных верующих и составляет около 314 млн своих приверженцев.

ЧТО ТАКОЕ «КОНФЕССИИ»?

Конфессия (от лат. Confession – исповедание) – это особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессии – это разные ветви христианства, единые в основных догмах, но различающиеся деталями учения и формой богослужения. Протестантизм – одна из трех, наряду с католицизмом и православием, основных конфессий христианства, представляющая собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций.

ОТКУДА БЕРЁТ НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

31 октября 1517 года в городе Виттенберге (Германия) священник Мартин Лютер прибил к воротам местного храма 95 тезисов в знак протеста против нарушений Католической церковью того времени библейских заповедей. Это событие положило начало возникновению движения за Реформацию Церкви, получившему название «протестантизм», что (от лат. – protestans) означает «публично доказывающий».

Протестантизм не пытался реформировать католичество изнутри, новое движение откололось от этой Церкви и смоопределилось как Реформация (от лат. reformayio – «восстановление в первоначальной форме»). Протестанты реформации считали себя не столько новаторами, которые несут новое учение, сколько приверженцами древних традиций, заново открывшими для себя древние истины, которые были утеряны за столетия средневековья.

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ПРОТЕСТАНТОВ

В основу вероучения протестантов легли пять тезисов, сформированные во время Реформации и получившие «Пять “только”» (в переводе с латинского – Quinque sola):

1. Sola Scriptura – «Только Библия».
Единственное и абсолютное правило и стандарт, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов.

2. Sola fide – «Только верой».
Оправдание может быть только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий.

3. Sola gratia – «Только благодатью».
Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в моём спасении. Спасение – благой дар от Бога человеку.

4. Solus Christus – «Только Христос».
Христос – единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

5. Soli Deo Gloria – «Только Богу слава».
Человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только через Его волю и действия.

ФОРМА СЛУЖБЫ В ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй. Зданием церкви может служить любое строение, которое берется в аренду. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов, а также на причастии.

Протестантское движение успешно развивается во всем мире до сегодняшнего дня. В 92-х странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе, в 49-ти странах протестанты составляют большинство населения. А страны, исповедующие протестантизм, являются экономически и культурно развитыми.

Деноминация или секта, церковь или...

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:

СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА

Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ

Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ

Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» . В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых» . Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца» , и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ

Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфессии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ»

Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...» , что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ

Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» . Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16).

Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ

Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

газета «Слово Пробуждения »

При написании статьи использованы материалы:

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции