Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Психологические типы карла юнга. Карл юнг - психологические типы

Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.

К. Юнг выделил два общих типа : - экстравертированный и - интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций - мышления, эмоции, ощущения и интуиции - К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.

3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.

5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.

6. Интровертированный эмог\иональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.

7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.

8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы -мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.

Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.

Как уже отмечалось, известный психолог К. Г. Юнг разделил людей на два типа - экстравертов и интровертов. Люди также различаются по доминирующей функции, которая бывает мыслительной, эмоционально чувствующей, ощущающей или интуитивной. Типовая дифференциация отмечается со столь раннего возраста, что можно говорить о ней как о врожденной.

Психосоциотип личности - врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена человека со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений - экстраверсии или интроверсии.

Психосоциотипы выделяются на основе типологии личности, разработанной Юнгом. Он утверждал, что очевидная дифференциация в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей индивидуальности.

Существуют четыре основных предпочтения, обусловливающих типы личности:

  1. Первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию: из внешнего мира (экстравертный) или изнутри себя (интровертный).
  2. Второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире: дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно ощущающий), или произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный).
  3. Третье относится к тому, как вы принимаете решения: объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический), или субъективно, по велению чувств (эмоционально чувствующий).
  4. Четвертое касается нашего образа жизни: являемся ли мы решительными и методичными (решающий, рациональный тип) или уступчивыми, гибкими, непосредственными, несколько спонтанными (воспринимающий, рациональный тип).

Согласно типологии Юнга, типы людей можно выделить по следующим характеристикам:

  1. Экстравертный-интровертный.
  2. Рациональный-иррациональный.
  3. Мыслительный (логический)-эмоциональный (этический).
  4. Ощущающий (сенсорный)-интуитивный.

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению. (Обозначим этот тип буквой Е.) Интроверт же черпает энергию внутри себя, он сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться). (Этот тип обозначим буквой I.)

Оба типа поведения абсолютно нормальны. Каждый из них пребывает преимущественно в своих границах, хотя и в школе, и в служебной деятельности поощряют экстравертов, заявляя, например: «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интроверту необходимо предоставлять время для размышлений - таково объективное условие. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь отчасти, они раскрываются, когда почувствуют доверие к окружающим или в исключительных обстоятельствах.

Для людей мыслительного , логического типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. (Этот тип обозначим буквой Л.) Для представителей эмоционального типа главное - выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или непринятие», приход к определенному решению в соответствии с чувствами, при учете того, как оно повлияет на других людей и взаимоотношения с ними. (Эмоциональный тип обозначим буквой Э.) Шкала Л-Э единственная, по которой выявляются половые различия. Шесть из десяти мужчин - люди типа Л, среди женщин соотношение прямо противоположно: 60% относят себя к категории Э.

Людям сенсорного (ощущающего) типа присуще восприятие событий как реальности, как чувственного опыта (ощущения, восприятие). Они предпочитают конкретную информацию: то, что можно увидеть, услышать, потрогать; фокусируют внимание на фактах и деталях. Критерием для принятия решений служит здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». (Этот тип обозначим буквой С.)

Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом, порой «скачкообразно», отыскивая в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчувствиям. При принятии решений люди такого типа опираются на свой внутренний голос, собственную интуицию, не оглядываясь на то, как поступают в подобных ситуациях окружающие люди. (Интуитивный тип обозначим буквой И). Когда два человека по-разному собирают информацию, их отношения могут быть поставлены под угрозу. Например, человек сенсорного типа спрашивает: «Который час?» - и ожидает услышать точный ответ, но слова человека интуитивного типа обычно бывают иными: «Уже поздно, и пора идти». Первый, теряя терпение, повторяет вопрос: «Скажи конкретно, который час?», на что второй, уверенный в своей правоте, может заключить: «Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех».

Человек рационального типа, решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему выбрано именно это. Он последовательно и настойчиво осуществляет принятое решение, не меняя его, четко планирует и контролирует свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди этого типа принимают какое-либо решение быстро, не всегда учитывая новую информацию, даже если та свидетельствует, что его необходимо изменить. (Рационально-решающий тип обозначим буквой Р.)

Для иррационального, или воспринимающего, типа характерно накопление информации вместо того, чтобы торопиться с решением. Последнее может неоднократно меняться в зависимости от обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил свое решение. Такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда адекватно понимается окружающими людьми. (Иррационально воспринимающий тип обозначим буквой В.)

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко менять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с преобладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу, они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения».

Специфика мыслительного, эмоционального, интуитивного, ощущающего типов проявится в своеобразных функциях согласно экстраверсии или интроверсии (табл. 6.5).

Существуют четыре основных психических канала связи с миром, имеющих отношение к функциям сенсорики, интуиции, логики и эмоции, преобладание которых у людей различно, чем и определяется психосоциотип человека.

Первый канал - самый мощный, он в наибольшей степени является определяющим: если человек - экстраверт, канал занят «черной функцией», если интроверт, то - «белой». По нему проходит наиболее полная информация о мире.

Второй канал называют «продуктивным», или «творческим». Это область активного действия, направленная вовне.

Третий канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» - такова «точка наименьшего сопротивления», «больная мозоль» человека.

Четвертый канал - суггестивный, он связан с внушаемостью человека. Психическая функция, задействованная здесь, - самая слабая из всех.

Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но с разной степенью интенсивности. Они реализуются на разных каналах и неодинаково проявляются в поведении человека.

Основные правила этого следующие:

  1. Если экстраверт открывает первый канал (сознательный), все остальные каналы - интровертные (и наоборот).
  2. Функция второго канала противоположна первому по признаку «рациональный - иррациональный», т. е. если первый канал представлен рациональной функцией (логика, эмоции), то второй - иррациональной (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека).
  3. Четвертый канал занят функцией, противоположной той, что находится на первом.

Принимая во внимание данные правила, можно выделить 16 психосоциотипов людей (табл. 6.6). Чтобы облегчить их запоминание, назовем их именами известных людей и персонажей литературы.

Используем также графические и буквенные обозначения: Е - экстраверт, I - интроверт, Л - логически-мыслительный, Э - эмоциональный, И - интуитивный, С - сенсорно ощущающий, В - воспринимающий, иррациональный, Р - решающий, рациональный.

Психосоциотипы можно выделить с помощью тестов. Их характеристика позволит проанализировать отличительные особенности и уязвимые качества каждого. В качестве примера предложим подробное описание лишь трех психосоциотипов, а краткие сведения обо всех типах приведем в табл. 6.6.

«Есенин» (IЭИВ) (интуитивный, этический, интроверт, воспринимающий), или Искатель.

Первый канал - интуиция (прогноз). Это позволяет человеку почувствовать надвигающуюся опасность и постараться избежать ее (таково предчувствие в целом, не конкретное, - интуиция со знаком минус). Люди данного типа часто вспоминают прошлый опыт, пытаясь извлечь из него урок, долго помнят отрицательные переживания; увлекаются новейшими теориями, направлениями, размышляют о своих способностях, стремятся понять себя. Они чувствуют течение времени, но их мечтательность приводит к тому, что они никогда не спешат. Иногда стремятся жить естественной жизнью - в слиянии с природой (Жан-Жак Руссо).

Таблица 6.5

Специфика типов в зависимости от экстраверсии-интроверсии

Второй канал - эмоциональная функция (Э). Это значит, что эмоции, чувства проявляются очень заметно, хотя человек и старается вести себя учтиво, сдержанно. В своей семье он бывает капризным, несдержанным, ругается. Но все же чаще предпочитает согласиться, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Эмоционально восприимчив к искусству и может увлекаться или заниматься им.

Третий канал - мыслительная функция (Л), проявляющаяся как деловая логика и активность. Это уязвимое качество, и человеку данного типа с трудом дается деловая активность: ему необходимо увлечься или заставить себя работать, хотя потом он все равно может забросить, отложить дело. Такой недостаток проявляется и в быту: человеку трудно поддерживать порядок в доме. Нелегко дается и ведение финансов (деньги он разбрасывает, часто совершает спонтанные покупки). Невысокая активность проявляется и в том, что человек часто колеблется в выборе решения. Он заставляет себя быть активным, хотя в душе ему хочется расслабиться и все забросить. Он не проявляет никакой инициативы физического труда, но, если ему предложить что-либо сделать, начинает трудиться, например готовить еду, мыть посуду, копать землю и т. п. Внутренняя установка человека этого типа к самосовершенствованию гласит: «Надо работать».

Люди такого типа, как «Есенин» (IИЭВ), чувствуют себя лучше, когда работа задевает их за живое, заинтересовывает и представляется им чисто человеческим занятием. Склонность к рефлексии (I) соединяется с предрасположением к образному и абстрактному восприятию окружающего мира (И). Решения они принимают, руководствуясь своими внутренними пристрастиями (Э), но эти решения направлены на поддержание порядка в душе и делах и уже потом на то, чтобы руководить другими людьми. Они податливы, умеют приноравливаться к самым разным условиям (В). В результате соединения всего этого появляется сдержанный, но добродушный и участливый человек, который следует принципу: «Живи сам и давай жить другим». Однако по мере того, как растет их сфера влияния, увеличивается и потребность в контроле.

Таким людям совершенно безразлично, что его коллега работает кое-как. «Это не моего ума дело, каждый платит за себя», - подумает человек, характер которого определяется как IИЭВ. Однако если он окажется в положении начальника, а также в случае, если поведение сослуживца каким-либо образом влияет на него, он начинает уделять значительно большее внимание тому, что творится рядом. Его интроверсия препятствует открытым столкновениям и выяснению отношений, он тщательно избегает конфликтов, но если его больно заденут за живое, немедленно усиливается интенсивность его переживаний и неожиданными становятся его реакции.

«Есенин» как руководитель умеет превращать подчиненных в своих преданных сторонников, поскольку те свободны в выборе средств для решения поставленных перед ними задач; они получают активную поддержку и каждое их предложение будет выслушано со вниманием. Даже если вы потерпите неудачу, не затрагивающую слишком глубоко систему ценностей типа IИЭВ, вас ободрят и поблагодарят за приложенные усилия. Если же вы погрешите против его ценностной системы, то прощение не придет само собой. Положение осложняется тем, что интроверт-но-чувствительная сторона в «Есенине» приводит к тому, что он никогда ничего не забывает и не прощает, тогда как подвижная, интуитивно-воспринимающая позволяет по-прежнему оставаться добродушным, делать вид, что ничего не произошло.

Мужчины типа IИЭВ достигают высоких постов, когда их способность к предвидению счастливым образом сочетается с чувством реальности в выборе способов решения проблем. В этом случае они могут быть руководителями, вдохновляющими подчиненных, хотя повседневные мелочи и способны отравить их существование. Чтобы скрыть свою врожденную доброту, которая вызывает критику с чьей-либо стороны, они могут повести себя нарочито резко, непреклонно, стремясь продемонстрировать свой характер. Если обстановка на рабочем месте накаляется, «Есенину» (IИЭВ) становится не по себе; тогда он как бы отстраняется: становится медлительным, пассивным, поддается угрюмому расположению духа, прерывающемуся неожиданными взрывами критики. В его памяти всплывают прошлые обстоятельства («И это еще не все! Я уже сыт по горло…»).

Подобное поведение не присуще IИЭВ, что означает приближение стресса, результатом которого становятся разнообразные соматические, желудочные заболевания. Этого можно избежать, если человек такого типа выскажется напрямик, преодолев нежелание говорить о том, что беспокоит. Его интроверсия препятствует откровенным признаниям даже в том случае, когда он сам считает это необходимым. Благодаря своему уму и компетентности человек типа IИЭВ успешно поднимается по организационной лестнице, желая совершенствоваться, порой впадая в самокритику, потому что, на его взгляд, работа никогда не может быть сделана безупречно. Расширяя сферу своей деятельности, он должен приготовиться к трудностям и смириться с нежеланием окружающих жить и действовать согласно его ожиданиям.

«Достоевский» (IЭИР) (интроверт, эмоциональный, интуитивный, решающий), или Писатель, Вдохновляющий лидер. Первый канал - эмоциональный (Э). Человек этого типа сразу чувствует отношение людей, старается избегать конфликтов, ссор, терпелив. Никогда не скандалит и отстраняется от неприятного ему человека. Ведет себя с ним сухо, официально. Помогает людям в беде (и морально, и действиями). С детьми он справедлив; если чувствует, что сам не прав, просит у ребенка прощения. Предполагает в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причиненное ему.

Второй канал - интуиция. Люди типа «Достоевского» чувствуют потенциальные возможности и стержень личности других, предчувствуют назревающие конфликты, но надеются, что все само собой уладится. Считают, что главная ценность - нравственность, моральные устои; они требовательны к себе, испытывают муки совести за малейшие отступления от идеала. Порой их называют «ходячей добродетелью», «занудами-моралистами».

Они также интересуются внутренним миром другого человека, становятся прекрасными воспитателями, учителями. Их характеризуют чувство любви к ближнему, гуманизм. Среди них много религиозных мыслителей и философов (Конфуций, Н. Бердяев и др.).

Третий канал - сенсорный (С), который проявляется как воля, требовательность. Их отсутствие считается пороком, поэтому человек подобного типа целенаправленно формирует у себя волю («Делай не то, что хочется, а то, что нужно»). Он заставляет себя, но не других людей. Не выносит, когда на него оказывают давление другие. Тогда он предпочитает не иметь с ними никаких дел. Внутренняя установка людей этого типа: «Не поддаваться нажиму и не давить самому», но если требуется: «Надо себя заставить!»

На каком бы участке работы ни требовались старательность и надежность, никто лучше «Достоевского» (IЭИР) не справится с этим. Эти люди задумчивы и склонны к размышлениям (I), жизнь представляется им полигоном безграничных возможностей, наполненных бесконечными смыслами и значениями, которые они связывают с целым (И). Символы и общие понятия преобразовываются ими в соответствии с их личностно-ориентированной функцией принятия решения (Э), которая формирует стиль жизни, отличающийся порядком, планомерностью и размеренностью (Р). Сочетание этих предпочтений формирует богатый внутренний мир личности, проявляющий себя как забота и тревога о других. При этом он достаточно четко организован, его слова не остаются лишь словами.

Заботливый, участливый, ласковый мужчина такого типа порой не встречает понимания со стороны других представителей своего пола. Если исключить церковную деятельность, а также практику частного психолога или педагога, мужчине-«Достоевскому» (IЭИР) придется на работе нелегко. Его стиль работы характеризуется умением соблюдать расписание и заботиться о нуждах окружающих. Такой человек весьма сдержан во время конфликтов и обычно лучше других предчувствует, когда столкновение еще только назревает, - он словно бы предвосхищает события. К сожалению, эта способность лишь притягивает к нему конфликтные ситуации, которых он опасается. В результате он растрачивает свои силы и скрывает свои потрясения под маской интроверсии, надеясь, что все скоро уладится.

Повышенная эмоциональность, чувствительность людей этого типа порой приводит к желудочным, соматическим, нервным расстройствам. Для поддержания здоровья и внутреннего равновесия им требуется та или иная форма медитации - будь то какая-либо разновидность йоги или же обыкновенные уединенные размышления в течение нескольких минут.

На рабочем месте они ценят порядок и аккуратность, единомыслие, хотели бы, чтобы каждого поощрили за его вклад в общее дело, чтобы все стремились к гармонии производственных отношений. К достоинствам таких людей относятся их умственные способности, творческое воображение, преданность своим идеалам и человечность. Они любят мечтать, обожают учиться и самосовершенствоваться и поощряют к этому окружающих. Они предварительно обдумывают вопрос с более общей точки зрения и все раскладывают по полочкам. Их твердый характер и способность понять действуют на других вдохновляющим образом.

«Достоевский» (IЭИР) может действовать весьма реалистично, когда на карту поставлены его идеалы. Например, если речь идет о повышении зарплаты учителям, то именно он лучше всего справится с задачей представить вопрос в форме, приемлемой для широкой общественности. И неожиданно этот уступчивый, любезный, заботливый человек становится волевым и конкретно мыслящим, встречая противников во всеоружии своей интеллектуальной мощи. Справедливость, честность, взаимопонимание - вот нравственные ценности, за которые он готов бороться как в частной жизни, так и на работе.

Есть у него и слабые стороны. Если какой-либо из его идеалов остается неосуществленным, он впадает в глубокую депрессию. Склонен чрезмерно глубоко переживать любое событие или замечание, даже не касающееся его, так как считает, что все происходящее в офисе имеет к нему самое прямое отношение и он ответствен решительно за все. Он также нередко усложняет самую простую вещь и придает ей неподобающее значение, т. е. делает «из мухи слона».

«Гексли» (ЕИЭВ) (экстраверт, интуитивный, эмоциональный, воспринимающий), или Журналист. Первый канал - интуиция. Такой человек хорошо понимает людей, их мотивы, он прирожденный психолог, чувствует способности, достоинства других, любит вдохновлять и восхищаться их талантами, активизировать окружающих (в том числе и для решения своих проблем). Улавливает перспективу в целом. Любит новизну во всем. Он шутливый, игривый, имеет много знакомых.

Второй канал - эмоции. Люди данного типа стараются сохранить хорошие отношения с окружающими, ищут компромиссы, демонстрируют дружелюбие, готовность помочь, хотя часто необязательны, легкомысленны, чрезмерно шутят. Они точно чувствуют, чего ждут от них другие, с удовольствием выполняя «социальный заказ». Умеют управлять эмоциями, симпатиями окружающих, убедить, уговорить человека сделать что-либо. Среди них много журналистов, политиков, психологов.

Третий канал - уязвимая логика. Им трудно дается логический анализ; идей бывает много, но обосновывать и реально проверять их они не любят (пусть проверкой занимаются другие). Этот тип отличает бурная фантазия, но в результате слабого анализа все распыляется по мелочам, упускается самое существенное. Человеку подобного склада не нравится, когда ему говорят, что он чего-то не понимает.

Вкус к жизни в сочетании с общительностью (Е) соединяется с чувством безграничных возможностей и вариантов (И), которые рассматриваются с точки зрения межличностной динамики (Э) и претворяются в гибкое, многовариантное поведение. Ловкость, с которой он выполняет самые разнообразные трюки, нередко застает врасплох его менее подготовленных коллег. Он вносит воодушевление в любую деятельность, хотя порой возбужденность, энтузиазм, непредсказуемость, чувствительность ошибочно воспринимаются как легкомысленность.

Благодаря способности убеждать и вдохновлять окружающих тип ЕИЭВ прекрасно справляется с основной задачей начальника - «вершить дело руками своих подчиненных». Одновременно он способствует тому, чтобы подчиненные чувствовали себя на своем месте и знали, что от их усилий зависит общий успех. Он предпочитает подбадривать людей, а не контролировать каждый их шаг. Другой сильной стороной «Гексли» (ЕИЭВ) является способность генерировать различные варианты и пути решения сразу нескольких проблем, однако порой он больше увлекается рассмотрением вариантов, чем завершением начатого предприятия.

Уныние и нервное расстройство охватывают людей этого типа в том случае, когда они не в состоянии претворить серьезную проблему в игру. Если речь заходит об ответственности, тогда они становятся задумчивыми, угрюмыми, даже суровыми. Их тяга к новому и неожиданному может приводить к полному пренебрежению своими постоянными обязанностями. Имея множество планов и не доводя основную их часть до конца, такие люди оказываются ненадежными, непостоянными, неуверенными в себе. Это о них сказано: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Таблица 6.6

Краткая характеристика психосоциотипов

Название психосоциотипа Первый канал - главный Второй канал - дополнительный Третий канал - «уязвимое место» Четвертый канал - суггестивный
«Есенин», или Искатель

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим!»

Интроверт/ Интуиция:

Предчувствия (прогноз в общем плане, впитывает новые идеи)

Эмоции/Экстраверсия:

Чувствует эмоции других, старается не ссориться, но порой эмоционально несдержан

Деловая логика порой подводит, трудно принять решение, поддерживать порядок в делах, быту

«Надо работать»

Сенсорика/Ощущения:

Отключается от реальных ощущений

«Достоевский», или Писатель, Вдохновляющий лидер

(эмоциональный, интуитивный, решающий, интроверт)

«Не поддаваться нажиму и не давить самому на других!»

Интроверт/Эмоции:

Чувствует отношение людей, не ссорится, терпит долго, прощает, помогает людям

Интуиция/Экстраверсия

Предвидит потенциальные возможности людей, моралист, гуманист, воспитатель

Сенсорика, воля, требовательность:

«Делай не то что хочется, а то, что нужно!»;

порядок, планомерность:

«Надо себя заставить»

Логика:

Склонность к размышлениям, мечтам

«Гексли», или Журналист

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/Интуиция:

Хорошо понимает людей, активизирует их; предвидит перспективу, новизну; шутливый

Эмоции/Интроверсия:

Чувствует, чего от него ждут люди, умеет управлять эмоциями других, убедить их; ищет компромисса; возбужден

Логика/Интроверсия:

Трудно дается логический анализ; много идей, гибкое поведение, но может упустить существенное

«Будь логичным!»

Сенсорика:

Невнимателен к реальным ощущениям, создает беспорядок

«Гамлет», или Актер

Экстраверт/Эмоции:

Интуиция/Интроверсия:

Сенсорика:

«Робеспьер», или Ученый

Интроверт/Мышление:

Интуиция:

Сенсорно-волевой канал:

«Надо себя заставить»

«Бальзак», или

Интроверт/Интуиция:

Деловая логика:

Сенсорика, воля: Ослаблена

«Дон-Кихот», или Новатор

Экстраверт/Интуиция:

Сенсорика:

«Гамлет», или Актер

(эмоциональный, интуитивный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Эмоции:

Чувства бурные, несдержанные, любит быть в центре внимания;

чувствует эмоции других, умеет убеждать —

Интуиция/Интроверсия:

Хорошо прогнозирует события, действия людей, решителен, идет на конфликт

Сенсорика:

Любит комфорт, плохо переносит дискомфорт и боль

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть».

Ослаблена, противоречивые суждения

«Робеспьер», или Ученый

(логико-интуитивный, решающий, интроверт)

Интроверт/Мышление:

Аналитическое, интересуют общие закономерности, идеи, а не факты

Интуиция:

Чувствует перспективу, суть вещей, способен на нестандартные решения

Сенсорно-волевой канал:

Не переносит волевого давления, отстаивает свое мнение, не любит рутинную работу

«Надо себя заставить»

Зажаты, в конфликтах обвиняет других

«Бальзак», или Созидатель, Осмыслитель жизни

(интуитивно-логический, иррациональный, интроверт)

Интроверт/Интуиция:

Предчувствует будущее даже в деталях;

широта восприятия мира, непредсказуемость идей и поведения

Деловая логика:

Работоспособен, все может предусмотреть, педантичен, осторожен, экономен

Плохо чувствует эмоции людей, может проявить бестактность, настроить против себя; хмурый, беспристрастный внешний вид

«Не выражай открыто своих чувств!»

Сенсорика, воля: Ослаблена

«Дон-Кихот», или Новатор

(интуитивно-логический, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/Интуиция:

Чутье при решении задач, распознает способности людей;

глобальные размышления, житейская рассеянность

Теоретическая, анализ данных, построение теорий, классификаций

Слабая эмоциоанальная чувствительность к другим, поэтому бестактность, неадекватное поведение; перепады настроения.

Сенсорика:

Ощущения ослаблены, оторванность от реального мира, пребывает в мире фантазий

«Джек Лондон», или Бизнесмен, Прирожденный лидер

(логико-интуитивный, решающий, экстраверт)

«Дело надо делать!»

Экстраверт/Логика:

Деловая логика, мышление конкретное, практичность

«Гипотез не измышляю»

Интуиция:

Видит перспективы, стратегическое планирование, риск продуман для достижения практического результата; умеет добывать деньги

Сенсорика:

Реалист, может переносить дискомфорт, вкус в одежде подводит

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть другие!»

Порой гнев выплескивается, плохо понимает чувства людей, бесчувствен, высокомерен, прямолинеен, критикует других

«Драйзер», или Охранитель, Преданный делу

(эмоционально-сенсорный, решающий, интроверт)

Интроверт/Эмоции:

Сильные эмоции; внешне сдерживается, избегает ссор; интересы других людей ценит выше своих, оказывает помощь людям, может дать отпор хаму

Сенсорика/Экстраверсия:

Воля, требовательность к себе, к другим; реализм, практичность, умение работать руками, выносливость, работоспособность, исполнительность, планомерность, решительность

Интуиция:

Подводит; плохо ориентируется в людях, в возможных изменениях

«Не говори о плохом, лучше о приятном»

Ослаблена; не выделяет существенного; «не видит за деревьями леса», предпочитает четкие инструкции

«Максим Горький», или Попечитель, Прирожденный организатор

(логико-сенсорный, решающий, интроверт)

«Работа - на первом месте»

Интроверт/Логика:

Классифицирует, анализирует «по полочкам», практическая, деловая направленность мышления

Сенсорика/Экстраверсия:

Сильная воля, реализм, жесткость, практичность, требовательность, стремление к порядку, дисциплине, контролирует, вникая в детали

Интуиция:

подводит; он не предвидит события, возможности людей, не видит картину в целом, подозрительность, осторожность

Ослаблены; оставляет без внимания чувства и интересы других людей, свои эмоции подавлены, сдержанны, бывает непримирим

«Гюго», или Продавец, Друг всех и каждого

(эмоционлаьный, сенсорный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Эмоции:

Хорошо чувствует настроение людей, живет эмоциями, увлечениями; доброжелателен, общителен, умеет найти подход к людям

Сенсорика/Интроверсия:

Ценит ощущения уюта, комфорта, одевается со вкусом, реалист; обращает внимание на детали, пунктуален

Интуиция:

ослаблена; плохо улавливает тенденции событий, общую картину

«Планируй все заранее»

Ослаблена; плохо различает второстепенное и главное

«Штирлиц» или «Шерлок Холмс», Администратор, Прирожденный руководитель

(логико-сенсорный, решающий, экстраверт)

Экстраверт/Логика:

Деловая логика, практичность; анализирует множество деталей; «разведчик»; «умелые руки»; вырабатывает четкую программу действий

Сенсорика:

Реализм, внимание к деталям, «все видит, слышит, замечает»; пунктуален, аккуратен, эстет; замечает чужие ошибки, критичен к другим

Интуиция:

Недоверчив к изменениям, анализирует ошибки, чтобы их не повторить.

«Планируй все заранее»

Не всегда поддаются контролю

«Дюма», или Художник

(сенсорный, эмоциональный, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим»

Интроверт/Сенсорика:

Стремится получить положительные ощущения, ценит уют, эстетичность, наслаждение жизни

Хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять не ссорится, не критикует, улаживает конфликты

Деловая логика подводит, трудно заставить себя сделать что-либо помимо своих желаний, трудно принимать решения, выполнять инструкции

«Надо работать»

Интуиция: Ослаблена

«Габен», или Мастер

(сенсорно-логический, иррациональный, интроверт)

«Живи сегодняшним днем!»

Интроверт/Сенсорика:

Настроен отстраниться от неприятных ощущений, чувствителен к прикосновениям; ценит уют, комфорт

Деловая логика:

Стремится к практическому результату, изобретателен; решения его логичны, объективны

Скрывает, но может «взорваться», долго помнит обиды

«Не выражай открыто своих чувств!»

Интуиция:

Непредсказуемость и непоследовательность поведения, гибкость

«Жуков», или «Македонский», Поощритель

(сенсорно-логический, иррациональый, экстраверт)

«Лови момент!»

Экстраверт/Сенсорика:

Сильная воля, целеустремленность, практичность, гибкие решения, независимость от людей, жесткость

Логика/Интроверсия:

Логический и конкретный анализ действительности; планирует в деталях работу; проявляет жесткий контроль

Сдержан в проявлении эмоций, ради реализации цели может игнорировать чувства, интересы, даже жизнь других людей

Интуиция:

Гибкость и непредсказуемость поведения; ищет альтернативы решений, меняет решения «в последний момент»

«Наполеон», или Политик (сенсорный, эмоциональный, иррациональный, экстраверт)

Экстраверт/ Сенсорика:

Сильная воля, уверенный лидер, быстрые, решительные практические и тактические решения; конкретность восприятия, общительность

Эмоции/Интроверсия:

Понимает чувства людей, умеет ими манипулировать, расположить к себе; умеет демонстрировать напор своих чувств

Подводит; может упустить главный логический смысл событий; импульсивность, волюнтаризм, нелогичность поведения

«Будь логичным!»

Интуиция:

Гибкость, непредсказуемость поведения; не способен смотреть вперед, предвидеть отдаленные последствия своих действий, которые являются неожиданными для него

Чтобы обеспечить пластичность и выживаемость человека, его психика включает все восемь функций: эктравертные и интровертные логику, интуицию, эмоции и сенсорику, хотя сочетание их различно, оно зависит от их расположения и степени выраженности.

Выделяют верхнее (активное) и нижнее (пассивное) кольцо психических функций (приведенные описания психосоциотипов включали характеристики первого, второго, третьего и четверного каналов из верхнего кольца). Нижнее - это оставшиеся психические функции, которым для их реализации необходима дополнительная энергия (на них обычно не направлено внимание человека).

Рис. 6.4.

Первый канал - наиболее сильный, по нему человек ориентируется в мире. Второй - творческий: это активное взаимодействие с окружающими. Третий - точка наименьшего сопротивления (человек не выносит давления, связанного с этой функцией). Четвертый - ролевой, адаптивный (благодаря ему человек ориентируется на требования своего окружения). Пятый - суггестивный (человек некритически воспринимает информацию). Специфика шестого канала заключается в том, что человек нуждается в помощи партнера в обеспечении комфортных условий. Седьмой реализует действующую функцию, человек работает в этом случае «на износ» за похвалу. Восьмой канал - то, на что откликаются подсознательно.

Предлагаем читателю ознакомиться с основными положениями труда швейцарского психолога Карла Густава Юнга «Психологические типы» и возможностями его использования в современной практической психологии. В первой части статьи проводится краткий анализ глав этой книги К. Г. Юнга. Во второй части приводятся некоторые способы применения теории психологических типов в наши дни, проиллюстрированные примерами.

Квинтэссенция теории психологических типов К. Г. Юнга

В процессе своей врачебной практики Карл Юнг обратил внимание на то, что пациенты отличались не только множеством индивидуальных психологических характеристик, но также и типическими чертами. В результате исследования ученым было выделено два основных типа: экстравертный и интровертный. Разделение это обусловлено тем фактом, что в процессе жизни одних людей их внимание, интерес в большей степени были направлены на внешний объект, вовне, у других же - на свою внутреннюю жизнь, то есть приоритетным являлся субъект.

Однако Юнг предупреждал, что в чистом виде один или второй тип практически невозможно встретить, так как для социальной адаптации это может служить большой помехой. Отсюда вытекает идея о существовании смешанных типов, возникающих в результате компенсации односторонности одного типа личности, но с преобладанием в нем экстраверсии или интроверсии. В следствие данной компенсации появляются вторичные характеры и типы, которые усложняют определение личности как экстравертной или как интровертной. Еще большую путаницу вносит индивидуальная психологическая реакция. Поэтому, чтобы более точно определить преобладающую экстраверсию или интроверсию, нужно соблюдать крайнюю внимательность и последовательность.

Юнг подчеркивает, что деление людей на два основных психологических типа было произведено давно «знатоками человеческой природы и отрефлектировано глубокими мыслителями, в частности, Гете» и стало общепризнанным фактом. Но разные выдающиеся личности это деление описывали по-разному, исходя из собственного ощущения. Вне зависимости от индивидуальной трактовки, общим оставалось одно: выделялись те, чье внимание направлялось и было зависимо от объекта, отвращаясь от субъекта, то есть, себя, и те, чье внимание отторгалось от объекта и направлялось к субъекту, его психическим процессам, то есть обращалось на свой внутренний мир.

К. Г. Юнг отмечает, что любому человека свойственны оба этих механизма, при большей выраженности одного или второго. Их интеграция - естественный ритм жизни, аналогичный функции дыхания. И все же сложные обстоятельства, в которых оказывается большинство людей, и внешняя социальная обстановка, и внутренний разлад редко позволяют этим двум типам гармонично сосуществовать внутри того или иного человека. Поэтому происходит перевес либо в одну, либо в другую сторону. И когда начинает властвовать один или другой механизм, происходит формирование экстравертного или интровертного типа.

После общего вступления Юнг проводит исследование в области истории выявления психических типов, начиная от античных времен и заканчивая собственным подробным описанием экстравертного и интровертного типов. В первой главе Юнг осуществляет анализ проблемы психических типов в античной и средневековой мысли. В первом разделе этой главы он проводит сравнение между античными гностиками и носителями противоположной точки зрения - ранними христианами Тертуллианом и Оригеном, чтобы на их примере показать, что один был личностью интровертного типа, а второй - личностью экстравертного типа. Юнг отмечает, что гностики предложили разделение людей на три типа характера, где в первом случае преобладало мышление (пневматик), во втором - чувство (психик), в третьем - ощущение (гилик).

Выявляя тип личности Тертуллиана, Юнг указывает, что он в своей приверженности христианству принес в жертву то, что являлось самым ценным его достоянием - свой высокоразвитый интеллект, свое стремление к познанию; чтобы полностью сконцентрироваться на внутреннем религиозном чувстве, на своей душе, он отринул свой ум. Ориген, напротив, в мягкой форме введя в христианство гностицизм, стремился к внешнему познанию, к науке, и, чтобы освободить интеллект на этом его пути, совершил самооскопление, тем самым убрав помеху в виде чувственности. Юнг подводит итог, утверждая, что Тертуллиан был явным примером интроверта, причем осознанного, ведь ради сосредоточения на духовной жизни, он отказался от своего гениального ума. Ориген же, чтобы отдаться науке и развитию своего интеллекта, принес в жертву то, что в нем было выражено более всего - свою чувственность, то есть он был экстравертом, его внимание было направлено вовне, на познание.

Во втором разделе первой главы Юнг рассматривает богословские споры в раннехристианской церкви, чтобы показать на примере противостояния эбионитов, утверждавших, что Сын Человеческий имел людскую природу, и докетов, отстаивавших точку зрения, что Сын Божий лишь имел видимость плоти, принадлежность одних к экстравертам, вторых - к интровертам, в контексте их мировоззрения. Интенсивность этих споров привела к тому, что первые во главу угла стали ставить людское чувственное восприятие, направленное вовне, вторые главной ценностью стали считать асбтрактное, внеземное.

В третьем разделе первой главы Юнг рассматривает психотипы в свете проблемы пресуществления, актуальной для середины IX века нашей эры. Снова он берет две противоборствующие стороны для анализа: одну - в лице Пасхазия Радберта, настоятеля монастыря, утверждавшего, что во время обряда причастия вино и хлеб обращаются в плоть и кровь Сына Человеческого, вторую - в лице великого мыслителя - Скота Эригены, не желавшего принимать общее мнение, отстаивавшего свою точку зрения, «измышления» своего холодного рассудка. Не умаляя значения этого священного христианского ритуала, он утверждал, что причастие - это память о последней вечере. Утверждение Радберта получило всеобщее признание и принесло ему популярность, так как он, не обладая глубоким умом, сумел почувствовать веяния своего окружения и придать великому христианскому символу грубую чувственную окраску, поэтому Юнг указывает нам на четко выраженные черты экстраверсии в его поведении. Скот Эригена же, обладая незаурядным умом, который он сумел показать, отстаивая точку зрения, основанную лишь на личном убеждении, напротив, встретил бурю негодования; не сумев вчувствоваться в веяния своей среды, он был убит монахами того монастыря, в котором жил. К. Г. Юнг относит его к интроверсивному типу.

В четвертом разделе первой главы Юнг, продолжая исследование эстравертного и интровертного типов, сравнивает два противоположных лагеря: номинализм (яркие представители - Атисфен и Диоген) и реализм (лидер — Платон). Убеждения первых основывались на отнесении универсалий (родовых понятий), таких как добро, человек, красота и т.д. к обычным словам, за которыми ничего не стоит, то есть производилась их номинализация. А вторые, напротив, придавали каждому слову одухотворенность, обособленное существование, утверждая абстрактность, реальность идеи.

В пятом разделе первой главы, развивая свою мысль, Юнг рассматривает религиозный спор Лютера и Цвинги о причастии, отмечая противоположность их суждений: для Лютера важным было чувственное восприятие обряда, для Цвингли же - приоритетное значение имела духовность, символичность причастия.

Во второй главе «Идеи Шиллера о проблеме типов» К. Г. Юнг опирается на работы Ф. Шиллера, которого он считает одним из первых, кто прибегает к анализу этих двух типов, связывая их с понятиями «ощущение» и «мышление». Отмечая, впрочем, что этот анализ несет отпечаток собственного — Шиллера — интровертного типа. Интроверсию Шиллера Юнг противопоставляет экстраверсии Гете. Параллельно Юнг размышляет о возможности интровертного и экстравертного толкования значения универсалии «культура». Ученый анализирует статью Шиллера «Об эстетическом воспитании человека», полемизируя с автором, обнаруживая истоки его интеллектуальных построений в его чувстве, описывая борьбу поэта и мыслителя в нем. Юнга привлекает труд Шиллера в первую очередь как философско-психологическое размышление, ставящее вопросы и проблемы психологического толка, хотя и в шиллеровской терминологии. Большое значение для понимания теории Юнга имеют его рассуждения о символе у Шиллера как серединном состоянии, компромиссе между противоборствующим сознательными и бессознательными мотивами.

Далее Юнг рассматривает деление поэтов Шиллером на наивных и сентиментальных и приходит к выводу, что перед нами классификация, основанная на творческих особенностях поэтов и особенностях их произведений, которую невозможно проецировать на учение о типах личности. Юнг останавливается на наивной и сентиментальной поэзии как примерах действия типических механизмов, специфики отношения к объекту. Так как от типических механизмов Шиллер переходит непосредственно к психическим типам, аналогичным типам у Юнга, ученый констатирует выделение Шиллером двух типов, которые имеют все признаки экстравертного и интровертного.

Продолжая свое исследование, в третьей главе К. Г. Юнг рассматривает работу немецкого философа Фридриха Ницше в свете видения последним разделения на психотипы. И если Шиллер свою пару типических противоположностей называл идеалистически-реалистической, то Ницше ее именует аполлонически-дионисийской. Термин - дионисийский - своим происхождением обязан Дионису - персонажу древнегреческой мифологии, наполовину богу, наполовину - козлу. Описание этого дионисийского типа у Ницше совпадает с характерологической особенностью этого персонажа.

Так образом, название «дионисийский» символизирует свободу неограниченного животного влечения, коллективное выступает здесь на передний план, индивидуальное - на задний, творческая мощь либидо, выраженная в виде влечения, захватывает индивида, как объект и использует его как орудие или выражение. Термин «аполлонический» происходит от имени древнегреческого бога света Аполлона и передает, в трактовке Ницше, ощущение внутренних силуэтов красоты, меры и чувств, подчинившихся законам пропорций. Отождествление со сновидением четко ориентирует на свойство аполлонического состояния: это состояние интроспекции, состояние наблюдения, направленного вовнутрь себя, состояние интроверсии.

Рассмотрение типов у Ницше пребывает в плоскости эстетической, и Юнг называет это «частичным рассмотрением» проблемы. Однако, по мнению Юнга, Ницше, как никто до него, приблизился к пониманию бессознательных механизмов психики, мотивов, лежащих в основе противоборствующих начал.

Далее - в четвертой главе «Проблема типов в человековедении» - Юнг изучает труд Фюрно Джордана «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека», в котором автор подробно рассматривает психотипы интровертов и экстравертов, используя собственную терминологию. Юнг критикует позицию Джордана в вопросе использования в качестве основного критерия активности для различения типов.

Пятая глава посвящена проблеме типов в поэзии. Опираясь на образы Прометея и Эпиметея в поэзии Карла Шпиттелера, ученый отмечает, что конфликт этих двух героев выражает, в первую очередь, противостояние между интровертным и экстравертным вариантами развития в одной и той же личности; однако поэтическое творение воплощает эти два направления в двух отдельных фигурах и их типических судьбах. Юнг сравнивает образы Прометея у Гете и Шпиттелера. Размышляя в этой главе о значении объединяющего символа, Юнг отмечает, что поэты способны «читать в коллективном бессознательном». Помимо современного ему толкования культурой символа и духа противоположностей Юнг останавливается и на древнекитайском, и на брахманистическом понимании противоположностей и объединяющего символа.

Далее Юнг рассматривает психотипы с позиции психопатологии (шестая глава). Для исследования он выбирает работу психиатра Отто Гросса «Вторичная церебральная функция». К. Г. Юнг отмечает, что при наличии психических отклонений выявить психотип гораздо проще, ведь они являются увеличительным стеклом в этом процессе.

Затем ученый обращается к эстетике (седьмая глава). Здесь он опирается на труды Воррингера, который вводит термины «эмпатия» и «абстрагирование», которые, как нельзя лучше, характеризуют экстравертный и интровертный тип. Эмпатия ощущает объект по определенной степени пустым и по этой причине может заполнить его своей жизнью. Наоборот, абстрагирование видит объект до определенной степени живым и функционирующим, и из-за этого пытается избежать его воздействия.

В восьмой главе своей работы Юнг переходит к рассмотрению психотипов с точки зрения современной философии. Для исследования он выбирает позицию представителя прагматичной философии Уильяма Джемса. Тот делит всех философов на два типа: рационалисты и эмпирики. По его мнению, рационалист - тонко чувствующий человек, эмпирик - личность закостенелая. Если первому важна свобода воли, то второй подвержен фатализму. Утверждая что-либо, рационалист незаметно для самого себя погружается в догматизм, эмпирик, наоборот, придерживается скептических взглядов.

В девятой главе Юнг обращается к такой науке, как биографика, в частности работам немецкого ученого Вильгельма Оствальда. Составляя биографии ученых, Оствальд обнаруживает противоположность типов, и дает им название классического типа и романтического типа. Первый указанный тип старается максимально усовершенствовать свой труд, поэтому работает медленно, он не оказывает существенного воздействия на окружение, так как боится перед лицом общественности совершить ошибку. Второй же тип - классический - проявляет абсолютно противоположные свойства. Для него характерно, что его деятельность разнообразна и многочисленна, результатом ее является большое число следующих один за другим трудов, и на соплеменников он оказывает значительное и сильное влияние. Оствальд отмечает, что именно большая скорость умственной реакции является признаком романтика и отличает его от медлительного классика.

И, наконец, в десятой главе данного труда, К. Г. Юнг дает свое «общее описание типов». Каждый тип Юнг описывает в определенной строгой последовательности. Сначала, в контексте общей установки сознания, затем, в контексте установки бессознательного, после - с учетом особенностей основных психологических функций, таких как мышление, чувства, ощущения, интуиция. И на этом основании он выделяет также восемь подтипов. По четыре на каждый основной тип. Мыслительные и чувствующие подтипы, по Юнгу, относятся к рациональным, ощущающие и интуитивные - к иррациональным, вне зависимости от того, об экстраверте идет речь или об интроверте.

Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня

Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать. Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой. Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера - управляющего или директора.

Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой. Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.

Литература:
  1. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
  2. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
  3. Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
  4. Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.

Прочитано 7251 раз

Юнг — весьма загадочная личность в научном мире, его идеи до сих пор будоражат умы современников. Юнг расширил границы психиатрии, многие его теории были просто шокирующими для закостенелых учёных кругов. Помимо научных трудов, Карл Юнг прочёл немало теологических и эзотерических трактатов. Необычный учёный проявлял огромный интерес к народным сказаниям и легендам. Психология обязана Юнгу многими открытиями, которые легли в основу современных знаний о человеческом разуме.

Юнг. Психологические типы

Одним из наиболее значимых достижений Карла Юнга является его работа по психологическим типам. В ней он выдвигает идею о том, что кроме приобретённых качеств человек имеет некие врождённые особенности психики, которые невозможно изменить. Во многом этому открытию способствовало наблюдение учёного за маленькими детьми, которые ещё не успели приобрести определённые черты характера, но в их поведении были серьёзные различия.

На основе этих различий и были выявлены психологические типы. Юнг на основании многочисленных опытов и наблюдений понял, что некоторые люди отдают свою энергию вовне, они сосредоточены лишь на мире вокруг, люди или объекты снаружи вызывают у них гораздо больший интерес, чем Таких людей психолог назвал экстравертами. Другой тип - наоборот, отталкивается от своего взгляда на мир, а не от объективного окружения, внутренние переживания интересуют этих субъектов больше, чем люди и предметы из внешнего мира. Их Карл Юнг назвал интровертами. Давайте познакомимся поближе с этими психологическими типами.

Экстраверты

Современное общество — просто рай для экстравертов, ведь в нём приветствуется наглость, поверхностность, материализм и эгоизм. Но кто же такие экстраверты? Согласно концепции Юнга - психологический тип человека, направленный сугубо наружу. Такие люди обожают общество других людей, они естественным путём отстаивают свои интересы и стремятся к лидерству.

Они могут быть общительны, доброжелательны и добры, но также несложно столкнуться с истеричными и злыми персонами.

Экстраверт может быть душой компании, лидером движения или организации, благодаря прекрасным навыкам общения и организаторским талантам. Однако экстравертам крайне тяжело погружаться в свой внутренний мир, поэтому они очень поверхностны.

Сильные и слабые стороны экстравертов

Каждый психологический тип имеет свои сильные и слабые стороны. Например, экстраверты отлично приспосабливаются к смене обстановки, они легко находят в любом коллективе. Концепция психологических типов Юнга описывает экстравертов как отличных собеседников, способных увлечь разговором любого, кто находится рядом с ними.

Также такие люди могут быть замечательными продавцами или менеджерами, они легки на подъём и подвижны. Если говорить в целом, экстраверты идеально приспособлены для жизни в современном поверхностном обществе пронырливых материалистов.

Но не всё так безоблачно в стремительном мире экстравертов. Как гласят психологические типы Юнга, каждый из них имеет свои минусы. Например, экстраверты слишком зависимы от общественного мнения, их мировоззрение строится на общепринятых догмах и концепциях. Также они часто совершают необдуманные действия и поступки, о которых впоследствии сожалеют. Поверхностность закрадывается во все сферы жизни экстраверта, признание в обществе и официальные награды влекут их больше, чем реальные достижения.

Интроверты

Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.

Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно — мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах. Чтобы лучше понять психологические типы Юнга, давайте подробнее рассмотрим функции психики.

Мышление

Типы психики, основанные на мышлении делятся на интровертные и экстравертные. Экстравертный мыслительный тип основывает все свои суждения на интеллектуальных заключениях об окружающей действительности. Его картина мира полностью подчинена логическим цепочкам и рациональным доводам.

Такой человек считает, что весь мир должен подчиняться его интеллектуальной схеме. Всё, что этой схеме не подчиняется — неправильно и иррационально. Иногда подобные люди приносят пользу, но чаще всего они просто невыносимы для окружающих.

Как следует из работ Карла Густава Юнга, психологические типы интровертно-мыслительного вида являются практически полной противоположностью своим экстравертным собратьям. Их картина мира также основывается на интеллектуальных измышлениях, но основаны они не на рациональной картине мира, а на его субъективной модели. Поэтому такой психологический тип имеет множество идей, совершенно естественных для него, но не имеющих никакой связи с реальным миром.

Чувство

Экстравертный чувствующий тип, как гласят психологические типы Карла Юнга, основывает свою жизнь на чувстве. Поэтому мыслительные процессы, если они противоречат чувству, отбрасываются подобным индивидом, он считает их ненужными. Чувства экстравертного типа основаны на общепринятых стереотипах о прекрасном или правильном. Такие люди чувствуют то, что принято в обществе, хотя при этом они совершенно искренни.

Интровертный чувствующий тип исходит из субъективных чувств, зачастую понятных только ему. Истинные мотивы такого человека обычно скрыты от сторонних наблюдателей, часто люди такого типа выглядят холодными и безразличными. Тихие и доброжелательные внешне, они могут скрывать совершенно неадекватные чувственные переживания.

Ощущение

Ощущающий экстравертный тип воспринимает окружающую действительность более остро, чем иные психологические типы. Юнг описывал этот тип как человека, живущего здесь и сейчас.

Ему хочется наиболее интенсивных ощущений, даже если они будут негативными. Картина мира подобного субъекта построена на наблюдениях за объектами внешнего мира, что придаёт ощущающим экстравертам налёт объективности и рассудительности, хотя на самом деле это совсем не так.

Интровертный ощущающий тип крайне тяжело понять. Главную роль в восприятии мира для этого психологического типа играет его субъективная реакция на мир. Поэтому поступки ощущающих интровертов могут быть непонятны, нелогичны и даже пугающи.

Интуиция

Интуитивный тип - один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Можно ли изменить свой психологический тип?

Психологические типы не встречаются в чистом виде. В каждом человеке присутствует и экстраверт и интроверт, но один из этих типов является доминирующим.

Так же дела обстоят и с функциями сознания, то есть если перед вами чувствующий тип, это совсем не значит, что он не пользуется интеллектом, просто чувства играют решающую роль в его жизни. Согласно концепции Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Если вас не устраивает ваш психологический тип, не стоит унывать или пытаться бороться со своим естеством. Гораздо разумнее построить грамотную жизненную стратегию, которая будет учитывать ваши сильные и слабые стороны. Несмотря на то что доминирующий тип изменить нельзя, это не значит, что невозможно хоть как-то измениться. Большинство особенностей человеческого характера не являются врождёнными и неизменными. К тому же психология не физика, в ней лишь предполагают, а не утверждают, так что всё в ваших руках. Те же, кто хочет подробнее ознакомиться с этой темой, могут прочитать замечательную книгу — Юнг К.Г. «Психологические типы».

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции