Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Порт Тикси: В ожидании грузов (фото). Порт Тикси: В ожидании грузов (фото) Возникновение и развитие порта

В январе этого года без помпы и шумных мероприятий свое 80-летие отметил один из главных транспортных узлов Якутии - морской порт «Тикси». Впрочем, юбилейные торжества все же будут, но позже, когда откроется навигация. А пока, до наступления лета, морские ворота республики стоят на ледовом замке, который растает не раньше середины июля. О том, как сегодня живет порт «Тикси» — в фоторепортаже ЯСИА .

По обеим сторонам — вереницы заброшенных двухэтажек. Так сейчас выглядит улица Морская, ведущая в Тиксинский порт. О славном прошлом юбиляра напоминает большая, добротная вывеска у входа, на которой значится прежнее название «Тиксинский морской торговый порт». Нынешний морской порт «Тикси» старается держать марку, хотя и переживает, скажем честно, не лучшие времена.

Созданный в 1934 году, он перерабатывал грузы, поступавшие по программе ленд-лиза, обеспечивал доставку грузов в арктические районы Якутии в рамках арктического завоза.

Самым плодотворным был 1986 год. Тогда здесь были переработаны рекордные объемы грузов - 850 тысяч тонн. В этом же году были построены два глубоководных пирса, на то время — первые в мировой практике. Сегодня из них используется только один.

«Нет таких объемов груза, чтобы пользоваться обоими» , — объясняет Светлана Трофимова, директор по экономике и производству ОАО «Морской порт «Тикси». В отсутствие генерального директора Владимира Земнухова она проводит для нас экскурсию по портовой территории.

От некогда большого хозяйства, в которое входили нефтебаза, дизельная, котельная, автохозяйство, осталось несколько кранов, складские помещения, а портовый флот уменьшился до четырех единиц. Из них в навигацию используются только рейдовый буксир-толкач «Волна» и разъездной катер «Заря», сейчас они в тесной компании зимуют на одном из пирсов.

Тяжелые времена начались в постперестроечные годы, когда многое было пущено на самотек, а то и вовсе заброшено. Не обошла эта судьба и Тиксинский порт. Постепенно начал падать грузооборот — в 1997 порт переработал всего 20 тысяч тонн, а в 2013 эти объемы упали до рекордно низких и едва превысили 8 тысяч тонн. В 2005 году Тиксинский морской порт перестал быть федеральным: он был переименован в ОАО Морской порт «Тикси» и перешел в собственность республики.

Как и большиие объемы грузов круглогодичная навигация тоже осталась в прошлом, сегодня она длится лишь несколько месяцев - ровно столько, сколько позволяет короткое арктическое лето. Официальные сроки - с середины июля до конца сентября, в некоторых случаях — и до октября, но не дольше. Все остальное время порт, как спящая красавица, ждет своего принца (читай — навигации).

«Раньше здесь грузили лес, уголь, грузы, доставляемые в рамках северного завоза. Сейчас в основном идет коммерческий груз для местных предпринимателей, немного привозит «Якутопторг». Вот, пожалуй, и все. Лес уже не возят, в последний раз его его грузили «Алмазы Анабара» в 2008 году», — вспоминает Светлана Трофимова.

Тем не менее она уверена: несмотря на то, что сегодня порт работает лишь на одну десятую своей мощности, он все еще способен повторить прежние достижения.

«Здесь все функционирует, заморожено только. Если расконсервировать, порт будет работать, как и работал. И с прежними объемами мы справимся. Просто сейчас в этом нет необходимости. В прошлые годы с моря приходили большие суда, разгружались и потом уже из Тикси грузы развозили по арктическим районам. Сейчас такого нет. Когда-нибудь, возможно, все здесь возродится. Мы пытаемся сохранить то, что есть. Проводим обследование причалов и кранов. Вдруг когда-нибудь понадобиться», — продолжает она.

Рассказывает, что недавно – в октябре-ноябре прошедшего года - к ним приезжал японец. Интересовался, как порт развивается, спрашивал, может не справляется он с большими объемами. «Справляется, просто объемов нет» , — комментирует Светлана Трофимова.

О развитии порта «Тикси» в последние несколько лет много говорится на разных уровнях. Основные перспективы связывают с возрождением Северного морского пути и сотрудничеством с Китаем, для которого это хорошая возможность быстро и безопасно доставлять грузы в Европу. К сожалению, пока все это остается разговорами. Выльются ли они в какие-то конкретные перспективы для порта «Тикси», сказать трудно. Пока же весь грузооборот ограничивается нуждами поселка, которые, прямо скажем, небольшие, и с каждым годом ситуация становится хуже.

«Если раньше уголь перерабатывали (котельные были на угле), лес, то сейчас этого нет. Все эти объемы ушли, остались только мелкие грузы. Нужен ли порт как перевалочный пункт - решать не нам. Это компетенция правительств Якутии и России. Пока никто ничего не говорит. Внесли нас в список стратегически важных объектов, а нас заливает каждый год сточными водами. В сентябре ГУП «ЖКХ РС (Я)» вообще воду холодную отключили. Так что сидим без воды и канализации», — подводит итог разговору наша собеседница.

Несмотря на все сложности, юбилейную навигацию 2014 года морской порт «Тикси» намерен встретить в 100% готовности. Дай, Бог, не последнюю…


Мы достигли посёлка Тикси, крайней точки нашего пути. В этот день не было смысла торопиться с подъёмом - прибытие теплохода на стоянку в заливе Неёлова лишь в 10-30, а на берег мы сойдём и вовсе после обеда. Тикси расположен на побережье моря Лаптевых, но теплоход швартуется не в бухте Тикси, а на стоянке в заливе Неёлова, защищённом от сурового моря Лаптевых Быковским полуостровом. Залив Неёлова отделён от бухты Тикси узеньким перешейком, минимальной шириной всего около двух километров, а туристов от теплохода до Тикси везут на автобусах.

Приближаемся к месту стоянки в Неёлова:

Теплоход швартуется к старому лихтёру:

От вчерашних туч не осталось и следа, всё ярче светит солнце, предвещая замечательный день. Неподалёку от места нашей стоянки находится аэропорт Тикси, предназначенный как для гражданской авиации, так и для военной. До уха доносится всё нарастающий шум - заходит на посадку борт из Москвы: ТУ-154, словно гигантская птица, очень красиво заходит на посадку над заливом.

У причала наш теплоход встречают пограничники. Тикси, как и многие приграничные, а также северные районы нашей страны, является пограничной зоной, и туда требуются погранпропуска. Туристы, едущие в погранзону "дикарём" оформляют их самостоятельно в соответствующих органах, а в случае организованного тура (например, круиз на теплоходе) их оформляет турфирма, в данном случае "Алроса". В Тикси погранцы зашли на теплоход, проверили в дирекции круиза наличие пропусков на каждого туриста, а выход на берег и обратный вход на теплоход осуществлялся строго по паспорту.

Погранцы у трапа теплохода:

После обеда, пройдя паспортный контроль, мы сошли на берег. Старый лихтёр давно отслужил своё - он много повидал на своём веку и теперь завершает свой жизненный путь в качестве пристани.

Много лет назад на этом капитанском мостике стоял настоящий капитан...

"Михаил Светлов" на стоянке в заливе Неёлова:

Поля деревьев на берегу. Здесь тундра и практически нет лесной растительности - эти деревья по Быковской протоке принесла в залив Лена.

А вот и экскурсионный автобус… Дорога по пересечённой местности была очень весёлой - задорный смех сидевших друг на друге пассажиров слышался в салоне отовсюду, а для иностранцев такие покатушки и вовсе оказались одним из самых головокружительных аттракционов поездки!

Делаем остановку у знака «Тикси».

Отсюда открывается прекрасная панорама посёлка.

Тикси в переводе с якутского означает «причал». Тикси - морские ворота Якутии, крупный транспортный узел Российской Федерации. Порт Тикси был основан в 30-х годах 20 века, когда советские суда начали регулярное плавание по Северному морскому пути. В августе 1932 года пароход «Лена» высадил на необитаемый берег первый отряд зимовщиков-строителей. В годы Великой Отечественной войны через Тикси уже шли транспорты в Архангельск, Мурманск и Владивосток. В послевоенные годы роль Северного Морского пути ещё более возросла: на всём протяжении от Мурманска до Чукотки кипела жизнь - работали десятки мощных судов, с 1959 по 1992 годы для Северного морского пути было построено 8 атомных ледоколов (и ещё один атомный лихтёровоз). На всём протяжении от Кольского полуострова до Берингова пролива круглогодично работали десятки метеостанций, действовала ледовая разведка. Транспорты, конвоируемые ледоколами, привозили в европейскую часть страны 7 миллионов тонн грузов ежегодно, и, наоборот, - практически весь наш арктический север обеспечивался всем необходимым через Севморпуть. С 1967 года Тикси стал местом базирования Северо-Восточного Управления морского флота, связавшего транспортными сетями море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, устья судоходных рек Лены, Хатанги, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Тикси стал одним из крупнейших, современных и высокомеханизированных портов Арктики.

К сожалению, всё это осталось в прошлом - в начале 90-х объём перевозок по Севморпути снизился в 5-6 раз, многие арктические порты пришли в упадок. В настоящее время наметилось некоторое увеличение грузопотока, но в основном это касается «западного плеча» Северного морского пути от Мурманска через Баренцево и Карское моря до Дудинки (Норильска). Восточная же часть пути - самая северная, суровая, практически на 80-й широте огибающая Таймыр, ведущая далее к устьям Лены, Индигирки, Колымы, и далее мимо Чукотки к Берингову проливу по-прежнему используется крайне мало.

Первым делом мы посетили Полярный музей

Посёлок Тикси - административный и культурный центр Булунского улуса Якутии. Посёлок состоит из двух- и пятиэтажных домов на сваях; фактически Тикси представляет собой два обособленных городка: Тикси-1 - гражданский посёлок, Тикси-3 - военный. Неподалёку от военного городка находится аэропорт, использующийся совместно для гражданских и военных самолётов и вертолётов.

Одна из центральных улиц:

Автомобиль для наших дорог!

На сопке, возвышающейся над посёлком - антенны военных:

Страницы славной истории:

Никто не забыт и ничто не забыто...

Снегозащитные сооружения:

Направляемся в порт... К сожалению этот, некогда один из главных арктических портов нашей страны, сейчас переживает не лучшие времена...

А в нескольких километрах от берега расположен остров Бруснева, где вот уже много лет находится кладбище кораблей. Готовясь к поездке, мы прорабатывали идею совершить на этот остров марш-бросок, но к сожалению, время в Тикси ограничено - всего не успеть...

Мы посмотрели посёлок и окрестности порта, пофотографировали окружающие Тикси сопки, но чем меньше времени оставалось до отъезда нашего ПАЗика к теплоходу, тем сильнее хотелось осуществить ещё одно желание - спуститься к самому морю, к самой воде, поклониться суровому Ледовитому Океану. Сделать это оказалось непросто - кругом огромная и необычайно захламлённая территория порта, далее какие-то склады, потом - нефтебаза, расположенная на самом обрыве. Наконец, я заметил расположенный в паре километрах от посёлка небольшой уютный заливчик, куда можно было успеть добежать.

А потом всё случилось как-то само собой - оказавшись на 72 широте на берегу Ледовитого Океана, у нас ни на секунду не возникло разногласий относительно того, что делать дальше. Что делать!? Конечно, НЫРЯТЬ!!!

И совершенно не важно, что вода всего пять градусов…

До свидания, далёкое заполярное море, до свидания, Ледовитый Океан - мы ещё обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО к тебе вернёмся!

В 18-00 «Светлов» отошёл от причала и направился на Север, пересекая залив Неёлова и держа курс на Быков мыс. Но ещё долгое время панорама посёлка Тикси остаётся видна с кормы… Пересекая залив Неёлова...

После вчерашнего пасмурного дня погода снова балует путешественников. Никогда бы не поверил, что буду загорать и есть мороженое на носу теплохода, идущего на 72 широте по заливу Моря Лаптевых! В этом рейсе нам очень повезло с погодой - солнце и тепло сопровождали нас все оставшиеся дни до самого Якутска!

Море Лаптевых... Жара!!!

площадь акватории

96,78 кв. км.

площадь территории грузооборот

▲ 55,5 тыс. тонн (2011)

пропускная способность

67,0 тыс. тонн

время навигации к-во и длина причалов

16 причалов, 1724 м

глубина у причала Дополнительные сведения стивидоры

ОАО «Морской порт Тикси» (Тиксинский филиал ФГУ «АМП Ванино»)

Капитан порта ближайшие порты ближайшая ж/д станция

порт не связан с ж/д сетью

ближайший аэропорт 71°38′36″ с. ш. 128°53′16″ в. д.  /  71.64333° с. ш. 128.88778° в. д.  / 71.64333; 128.88778 (G) (Я)

Ти́кси - российский арктический морской порт , расположенный на побережье моря Лаптевых , губа Буор-Хая , бухта Тикси . Населённый пункт - посёлок Тикси Булунского улуса Республики Саха (Якутия) .

Через Тикси осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк , Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы. Между портом Тикси и посёлком Усть-Кут по реке Яна и по реке Лена до Якутска организована грузопассажирская линия.

История

Производственная инфраструктура

В настоящее время в порту используются 8 сухогрузных причалов и 2 вспомогательных, остальные выведены из эксплуатации из-за ветхости. Нефтеналивной причал представляет собой 2 затопленных лихтера в виде буквы «Т».

Для хранения грузов используются 3 крытых склада общей площадью 3,8 тыс. м² и 17 открытых площадок общей площадью 52,95 тыс. кв. м². Ёмкость резервуаров под нефтепродукты составляет 38 тыс. тонн.

Порт оснащён 9 портальными кранами r/п до 32 т, 2 плавкранами, 2 гусеничными г/п до 25 т, мостовым контейнерным краном для складских грузовых операций, автопогрузчиками, ролл-трейлерами, бульдозером. 2 тягачами «Терберг», 50 автомашинами.

Грузооборот

Грузооборот, тыс. т
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
12,3 ▼ 0,0 ▼ 0,0 ▼ 0,0 ▲ 19,9 ▼ 0 ▲ 39,4 ▲ 40,3 ▲ 55,5 ▲ 358,4

Напишите отзыв о статье "Тикси (порт)"

Примечания

Административный центр Булунского улуса Республики Саха (Якутия). Стоит на берегу одноименной бухты. Тут же находится морской порт, расположенный в восточном направлении от устья реки Лены, на берегу моря Лаптевых.

Немного истории

Впервые эти места были описаны в 1739 году известным российским полярником и исследователем Дмитрием Лаптевым. Тогда открытой им бухте присвоили название Губа Горелая. 1878 году тут пришвартовались пароходы «Вега» и «Елена». Участники этой экспедиции А. Норденшельд, А. Сибиряков и лейтенант Оскар Нордквист были восхищены красотой этих мест. При этом последний высказал предложение о необходимости присвоении бухте другого имени, так как название Горелая неспособно передать все прелести сибирской действительности. После того как они выяснили у переводчика название места, которые дали аборигены, бухту стали называть Тикси.

Бухта Тикси

В переводе с якутского языка «тикси» означает причал. Общая длина бухты достигает 21 км, ширина у входа 18 км. Наибольшая глубина около 12 м. Она замерзающая, лед стоит с октября по июль месяц. Стоящий здесь одноименный порт являются морскими воротами Якутии. Это крупный транспортный узел арктической части России. Здесь находится Северо-Восточное управление морского флота РФ, которое отвечает за транспортное сообщение в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море и Чукотском море, а также за судоходство по рекам Лена, Хатанга, Оленок, Индигирка, Колыма.

Возникновение и развитие порта

Порт был создан в 1933 году. В этот период СССР начал активное освоение Северного морского пути. Первые зимовщики, а также строители порта и поселка высадились на берегу бухты в августе 1932 года.

Здесь в разное время жили известные люди России, а также исследователи Сибири А. Папанин, А. Маринеско, А. Чилингаров.

В годы Великой Отечественной войны через Тикси шла переброска важных транспортных грузов в Архангельск, Мурманск и Владивосток.

Настоящее время

В настоящее время порт Тикси считается достаточно современным и высоко механизированным по меркам арктического побережья России. Навигация здесь короткая, не более 3 месяцев. Но в Тикси полярники живут и работают круглый год. Сам поселок состоит из 2- и 5-этажных домов. Все построены на сваях. Частный сектор отсутствует.

Фактически Тикси - это два обособленных города. Тикси-1 - поселок городского типа, в котором проживает гражданские население. Тикси-3 - военный городок. Обе части соединяет трасса длиной в шесть километров. Рядом с военным поселком находится аэропорт, который эксплуатируется гражданскими и военными самолетами. Здесь же находится вертолетная стоянка. Обычно в Якутск из аэропорта два раза в неделю летает самолет. Имеются рейсы в Москву и Санкт-Петербург. Летают они в эти города несколько раз в месяц.

Поселок городского типа

Население Тикси составляет порядка 6-7 тыс. человек. Кроме различных районных учреждений, здесь работает Тиксинское управление гидрометеорологии и контроля окружающей среды, геофизическая обсерватория, строительно-монтажное управление.

Зимой обычная температура 25-30 градусов со знаком минус. Но нередко бывает, что она опускается гораздо ниже. В период с конца осени по середину весны Тикси захватывают ураганные ветра, очень часты шквальные метели и снежные бураны. Солнце появляется над поселком только с середины февраля.

Поселок обязан своему возникновению морскому порту Тикси. Сам порт находится в центральном секторе арктического побережья России, на берегу моря Лаптевых. В непосредственной близости от дельты реки Лена. В бухте Тикси. Этот порт считается одним из самых северных портов РФ и построен в наиболее труднодоступном участке Северного морского пути.

Жизнь порта

Работает порт только летом. Навигация длится около 90 дней. Здесь происходит перевалка грузов с морских судов для Тикси и поселков, которые расположены в глубине материка на Оленок, Яна, Индигирка, Колыма. Порт осуществляет перевалку в основном промышленных и продовольственных грузов, различного оборудования, вывозит лес и лесоматериалы. Железнодорожного сообщения с портом Тикси нет.

Кроме сообщения с республиканским центром, Москвой и Санкт-Петербургом, выполняются местные авиационный перелеты.

Летом, в период навигации, между поселком Усть-Кут, находящимся на реке Яна, и поселком Тикси действует грузопассажирское сообщение. В это время по реке Лена до Якутска ходят теплоходы.

Порт работает круглосуточно. Его основным оператором является ОАО «Морской порт Тикси», который в том числе самостоятельно осуществляет добычу и перевозку песка, а также организует перевозки пассажиров.

Заправку топливом судов в нем произвести нельзя, необходимой инфраструктуры нет. Судам предоставляется только пресная вода.

Пополнить запас продовольствия можно только в местных торговых сетях и за наличный расчет. С учетом дефицита товаров отпуск его осуществляется в ограниченном количестве. Медицинское обслуживание осуществляется в Тикси. В порту имеется собственная судоремонтная база. Располагает порт и водолазной станцией, однако работы она ведет исключительно по особому разрешению руководство порта.

Порт Тикси, производственные мощности порта, акватория, глубина

Порт насчитывает 16 причалов, их общая длина составляет 1724 м. Глубина у причалов колеблется от 2,5 до 6,8 м.

Имеет в своем распоряжении 9 портальных кранов, 6 плавучих и 4 гусеничных. Располагает мостовым контейнерным краном и несколькими автомобильными. ОАО «Морской порт Тикси» владеет кроме этого тридцатью автопогрузчиками, трейлерами, бульдозерами, тракторами и около различными автомашинами (около 50 штук).

Акватория порта занимает 0,29 га. Для обеспечения приема морских судов имеется два причальных терминала. Общая их длина составляет 315 м. Пропускная способность 67000 тонн в год. Период навигации официально заявлен с 15.07 по 30.09. Порт обеспечен складскими помещениями, из которых открытые площадью 52009 квадратных метров, закрытые - 3000 квадратных метров. Имеются резервуары емкостью 38000 тонн.

Основная специализация порта - обработка и перевалка продовольственных грузов, генеральных, контейнеров морского типа весом до 20 тонн, перевалка угля, леса, лесоматериалов и нефтепродуктов.

Обработку судов порт Тикси может вести как у причальных стенок, так и на рейдах. В этих целях используются специальные плавсредства и судовые перегрузочные устройства.

Неопределенности в перспективах

Необходимо отметить, что в 20-м веке порт Тикси достаточно бурно развивался. Прилегающий к нему поселок получил статус поселения городского типа. К концу века население Тикси стало сокращаться. В настоящее время его стало почти в два раза меньше по сравнению с тем, что было в пик развития.

Уменьшение роли порта произошло вследствие технического прогресса. После того как стали обеспечивать атомные ледоколы, необходимости в промежуточных остановках на пути движения караванов судов отпала. Поэтому заходить корабли в якутский порт Тикси перестали.

Как доехать

Для того чтобы попасть в Тикси, необходимо получить специальный пропуск на посещение этого региона. Он оформляется погранслужбой ФСБ РФ. Без этого документа находиться там запрещено.

Попадают сюда обычно тремя способами: самолетом, теплоходом, по зимней дороге. Но стоит отметить, что все эти способы не совсем надежны. Так, весной и зимой регулярное авиационное сообщение может быть приостановлено на неопределенное время из-за постоянных снежных буранов и сильных ветров. Теплоход может доставить в эту местность людей только в летнее время, в период навигации, которая относительно недолгая. Более того, теплоходы, как правило, всегда загружены, достать билеты очень трудно. Добираться зимней дорогой следует только в составе колонн полноприводных автомобилей.

Тем же, кто добрался до Тикси, обязательно стоит попробовать местную рыбу, очень вкусную и еще встречающуюся в изобилии в устье реки Лена. Местные рыбные дары, а именно нельма, муксун, чир, ряпушка известны своими вкусовыми качествами не только в Булунском улусе и Якутске, но и в Москве. А привезенное из этих северных и суровых мест собственноручно сделанное фото порта Тикси обеспечит воспоминаниями на долгое время.

    Тикси: Тикси посёлок городского типа в Якутии. Тикси морской порт. Тикси бухта в море Лаптевых. Тикси полярная геокосмофизическая обсерватория в посёлке Тикси. Тикси марка снегохода от ОАО «Русская механика».… … Википедия

    Пгт, р.ц., Якутия. Основан в 1937 г. как будущий морской порт в бухте Гц/ecu, море Лаптевых в связи с освоением Сев. морского пути; с 1939 г. рабоч. пос. Тикси (якут, тикси отстой, пристань, место встречи). Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

    Поселок городского типа в Российской Федерации, Якутия, морской порт в бухте Тикси, близ устья Лены. 8,8 тыс. жителей (1993). Возник в связи с освоением Северного морского пути. Близ Тикси полярная станция (с 1932) … Большой Энциклопедический словарь

    ТИКСИ, посёлок городского типа в Якутии, морской порт в бухте Тикси, близ устья р. Лена. 6,3 тыс. жителей (1998). Возник в 1932 34 в связи с освоением Северного морского пути. Близ Тикси полярная станция (с 1932). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Координаты: 54°41′ с. ш. 20°10′ в. д. / 54.683333° с. ш. 20.166667° в. д. … Википедия

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции