Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Устройство и принципиальная электрическая схема кондиционера. Схемы кондиционеров. Электросхема системы кондиционирования и вентиляции Схема питания кондиционера

М икропроцессорное управление сплит-системой осуществляется с пульта управления микропроцессором, который обычно устанавливается во внутреннем блоке. Микропроцессор позволяет выполнять следующие функции:

    запоминания и воспроизведения после выключения и последующего включения системы всех установленных с пульта управления параметров;

    задержки пуска компрессора на 3...6 мин после выключения системы;

    контроля температуры испарителя внутреннего блока в режиме охлаждения. Когда температура испарителя будет ниже -1 °С, включается защита от обмерзания;

    задержки защиты от обмерзания, которая не включается в течение первых 5 мин работы компрессора. Защита от обмерзания работает следующим образом - компрессор выключается, а вентилятор внутреннего блока работает с постоянной скоростью 5 мин, после этого, защита остается включенной до достижения заданного уровня температуры;

    обеспечения автоматической продолжительности включения и стоянки компрессора: если компрессор работает непрерывно более 1 ч 45 мин, компрессор будет остановлен на 3 мин, затем включен, и цикл повторяется; то же самое происходит при температуре в помещении 26 °С в течение 1 ч 45 мин и при частоте вращения вентилятора «низкая», «средняя» в течение 1 ч 45 мин; в режиме осушения при температуре выше 23 °С и включенном термостате компрессор работает 8 мин и 3 мин стоит, при выключенном термостате 1 мин работает и 4 мин стоит; при температуре ниже 23 °С и включенном термостате компрессор работает в течение 2 мин с последующей остановкой на 3 мин, при выключенном термостате 1 мин работает и 4 мин стоит;

    установления частоты вращения вентилятора: в автоматическом режиме выбираются следующие частоты вращения вентилятора внутреннего блока: при разности температур заданной и в помещении, равной 2 °С - «высокая», при разности 1... 2 °С - «средняя», если разность менее 1 °С - «низкая»; в режиме обогрева частота вращения вентилятора внутреннего блока при температуре в помещении ниже чем на 2 °С, - «высокая», при температуре в помещении ниже заданной на 1... 2 °С - «средняя», при температуре на 1 °С ниже заданной она становится «низкой»; в режиме обогрева при температуре испарителя ниже 15 °С вентилятор внутреннего блока не включается. При температуре до 18 °С вентилятор работает на «низкой» частоте вращения. Когда температура испарителя достигнет 22 °С, вентилятор начинает работать с заданной частотой вращения; в режиме обогрева при выключенном термисторе частота вращения вентилятора устанавливается самой «низкой». После включения термостата и достижения температуры на испарителе 22 °С частота вращения устанавливается на заданном уровне.

З ащита по высокому давлению в режиме обогрева осуществляется по показаниям термистора внутреннего блока. При температуре внутреннего блока 50... 52 °С наружный вентилятор выключается, а при температуре 46... 48 °С включается.

При выключенном наружном вентиляторе режим оттаивания теплообменника наружного блока не включается.

Оттаивание теплообменника наружного блока контролируется терми-стором, установленным на теплообменнике.

Оттаивание начинается при достижении следующих условий: в режиме обогрева система проработала 40 мин; температура теплообменника достигла значения ниже -3 °С; с момента отключения защиты по высокому давлению прошло менее 4 мин 15 с.

Оттаивание прекращается при достижении температуры на термисторе 3,1 °С или если длительность оттаивания превысила 10 мин.

Четырехходовой клапан устанавливается в нужное положение за 5 с до запуска компрессора.

Электродвигатель вентилятора внутреннего блока оснащается датчиком частоты вращения. Сигнал от датчика поступает на микропроцессор. Сравнивая текущую частоту с заданной, микропроцессор корректирует токи таким образом, чтобы частота приближалась к заданному уровню плавно. Благодаря этому снижается уровень шумов при переходе от одного режима к другому. Если сигнал обратной связи по частоте вращения не поступает в течение 12 с, электродвигатель вентилятора считается заблокированным. Вентилятор выключается и снова включается через 3 мин.

Привод жалюзи обычно оборудуется шаговым двигателем, приводящим в движение жалюзи. Направление движения, скорость и угол наклона регулируются микропроцессором в зависимости от температуры в помещении.

Исправность большинства бытовых кондиционеров контролируется световыми сигналами (мигание индикаторной лампочки). Если она не мигает при нажатии аварийного выключателя, необходимо проверить плату управления. Набор световых сигналов может быть разный, для их идентификации необходимо использовать сервисную инструкцию, но примерный перечень миганий индикаторной лампочки вследствие определенных неисправностей может быть следующим:

    мигает один раз - неисправны соединения внутреннего и внешнего блоков;

    мигает два раза - термистор комнатной температуры и термис-тор внутреннего блока;

    мигает три раза - мотор вентилятора внутреннего блока;

    мигает пять раз - схема питания наружного блока;

    мигает шесть раз - термистор внешнего блока;

    мигает семь раз - плата управления наружного блока;

    мигает десять раз - дренажная система.

С ним в квартире и жара летом нипочем, и сырость осенью, когда идут холодные дожди, а система отопления еще не работает. После покупки и установки кондиционера, наступает следующий этап: подключение кондиционера к питанию.

Эта работа должна проводиться по изображенным схемам, расположенным на крышках модулей кондиционера. Также существует инструкция по эксплуатации с требованиями к питанию и подключению.

Требования к подключению

В конструкцию стандартной климатической системы входит наружный модуль, который располагают за окном, и внутренний модуль. Иногда устанавливают два внутренних или наружных модуля.

Каждый компонент этой системы выполняет свои определенные задачи. Например, внешний модуль отвечает за конденсацию, а внутренний обеспечивает испарение воды. Модули соединены между собой магистралью трубопроводов и электропроводкой. В трубках происходит циркуляция фреона.

Дренажную трубку соединяют с внешним модулем. Через нее отводится конденсирующаяся влага при эксплуатации системы. Согласно правилам дренажную трубку необходимо соединять с системой канализации дома.

В торговой сети имеется широкий выбор климатических систем, способных удовлетворить вкусы любого покупателя. Но их конструкция, принцип работы и методы подключения не имеют особых отличий между собой.

Подключение кондиционера к сети в квартире или доме имеет большие отличия от подобных подключений на производственных объектах или в офисах. Бытовые кондиционеры подключаются только по однофазной схеме.

Систему кондиционирования еще называют сплит системой. Практически применяют два базовых метода для подключения системы кондиционирования:
  1. Непосредственное подключение к розетке.
  2. Отдельным кабелем к электрическому щиту.

Первый метод подходит для любых бытовых приборов, чаще всего они подключаются именно таким методом. Любая сплит система самостоятельно подключается в несколько этапов. Этот порядок необходимо соблюдать.

На рисунке изображено соединение модулей. Также понадобится электрическая схема купленной вами сплит системы.

Подключение кондиционера к розетке
Перед выполнением электрического подключения, нужно проложить кабели к внешнему модулю от испарителя:
  • Проложить кабель, соединяющий два блока.
  • Проложить отдельный кабель к электрическому щиту для системы большой мощности. В должен быть установлен , предохраняющий от перегрузки по току.
  • Для системы средней мощности подключение производится через розетку.
Подключение кондиционера к розетке используют в следующих случаях:
  • В доме электрическая сеть необходимой мощности.
  • Система кондиционирования мобильного или оконного вида.
  • Незначительная мощность системы.
  • К данной линии запрещается подключать другие устройства.
  • Для временного размещения.

Внутренний модуль кондиционера необходимо подключать в усиленную розетку, установив возле нее защитный автомат. Необходимо учесть, что функционирование кондиционера проходит на различных режимах, поэтому его мощность может значительно снижаться и повышаться, в зависимости от вида режима. Поэтому цепь питания кондиционера должна иметь отдельную защиту.

Завод изготовитель прикладывает к комплекту сплит системы инструкцию, которая содержит:
  • Электрическую схему подключения внутреннего и внешнего блока.
  • Общая схема подключения.
  • Схема принципа работы.

Подобная информация есть на внутренней поверхности крышки испарителя и на корпусе наружного блока. Это значительно облегчает подключение кондиционера в бытовых условиях.

Под передней панелью испарителя имеется особая коробка. В ней находятся клеммы для присоединения проводов. Этот модуль системы всегда устанавливается внутри помещения.

От испарителя проводники подключают к клеммам внешнего модуля. При этом следует ориентироваться по номерам клемм и проводов. Концы незадействованных проводников необходимо тщательно заизолировать . Чтобы правильно понять принцип работы и во всем разобраться, необходимо руководствоваться принципиальной схемой.

Целостность изоляции жил проводов является залогом безопасной работы всей системы. Поэтому перед электрическим подключением необходимо осмотреть изоляцию жил на предмет повреждения.

Если вы не можете разобраться в работе сплит системы, и никогда не занимались подобными подключениями, то лучше обратиться за помощью к специалистам, а не пытаться самостоятельно сделать эту работу.

Не допускается подключать кондиционеры к бытовой сети загородного дома или квартиры в следующих случаях:
  • Нет хорошего заземления.
  • Нет прибора, выравнивающего перепады напряжения.
  • Неудовлетворительное состояние электрической проводки.
  • Недостаточное сечение кабеля для подключаемой нагрузки.
  • Электропроводка с алюминиевым проводом, старого образца.

Сплит система является чувствительным устройством. Поэтому она требует исправной электрической сети для обеспечения ее нормальной эксплуатации. В противном случае вы зря потратите деньги, и попадете на дорогостоящий ремонт.

Подключение кондиционера к щиту

Профессионалы советуют применять наиболее безопасный и надежный способ подключения сплит системы: отдельным кабелем. Это обеспечит стабильную эксплуатацию оборудования. Индивидуальная линия позволяет располагать блоки системы в любых удобных местах. При установке устройства защитного отключения будет обеспечена защита от токовой перегрузки сети.

Основные требования к элементам индивидуальной линии:
  • Организовать для всей индивидуальной линии.
  • должно соответствовать рекомендациям завода изготовителя.
  • Кабель должен иметь медные жилы.
  • Наличие или .

Жгуты электрических кабелей заключают в защитный рукав, далее укладывают в специальный пластиковый короб, фиксирующийся на поверхности стены.

Общий порядок подключения
  • Подбор необходимого инструмента и материалов.
  • Изучение схемы подключений.
  • Прокладка кабелей для выполнения подключения наружного блока к соответствующим клеммам испарителя.
  • Проверка работоспособности системы.
Подбор розетки
Бытовая розетка для кондиционера должна соответствовать некоторым требованиям:
  • Обязательное подключение к электрическому щиту через защитный автомат.
  • Обязательное подключение проводом с медными жилами. Если провода алюминиевые, необходимо их заменить.
  • Полное соответствие требованиям и характеристикам завода изготовителя в соответствии с инструкцией к системе кондиционирования.
  • Рекомендуется наличие качественного заземления или дифференцированного реле.

Современные электророзетки «Евро» наиболее подходящие для подключения домашних бытовых устройств повышенной мощности. Чтобы сохранить гарантию на оборудование сплит системы, целесообразно для подключения ее к питанию квалифицированным специалистом, имеющим допуск к таким работам. При самостоятельном подключении гарантия аннулируется.

При установке кондиционера, демонтированного с другого места, и не имеющего гарантии, можно подключить его самостоятельно, аккуратно выполняя все рекомендации.

Выбор провода

Чтобы обеспечить качественное самостоятельное подключение кондиционера необходимо применение провода, соответствующего требованиям завода изготовителя. Обычно бытовые электрические устройства подключаются проводом сечением от 1,5 до 2,5 мм 2 . При этом допустимая сила тока может достигать 18 А. При длине провода до 10 метров достаточно сечения провода 1,5 мм 2 , при увеличении длины применяют провод с большим сечением.

Использование алюминиевого провода для подключения системы кондиционирования запрещается. Для однофазного варианта подключения применяют трехжильный провод, а для трехфазного – пятижильный.

Нельзя прокладывать кабель питания кондиционера вблизи трубопроводов отопления или газовых труб. Расстояние между ними должно быть не менее одного метра.

Существует два способа прокладки проводов для кондиционера:
  1. Собранные в жгуты проводов укладывают в штробы, продолбленные в стене, и закрепляют хомутами. Затем штробы с уложенным кабелем штукатурят строительным гипсом. При необходимости ремонта проводов, гипс можно легко вскрыть.
  2. Электропроводку укладывают в пластиковые коробы (), которые фиксируют на поверхности стены.
Подключение испарителя

Общий принцип подключения разных блоков системы одинаков, не считая некоторых особенностей.

Порядок подключения выносного модуля (испарителя):

После подключения обоих блоков необходимо окончательно проверить правильность схемы подключения. После тщательной проверки выполняется тестирование работоспособности и кратковременное подключение кондиционера.

Ошибки при подключении сплит системы могут привести к неисправностям оборудования и выходу из строя отдельных элементов.

Кондиционер – это прибор для регулировки и сохранения оптимальной температуры в бытовых помещениях, строительных объектах, на транспорте и других местах нахождения людей. Наиболее популярными являются климатизеры компрессионного вида: они как охлаждают воздух, так его и нагревают.

В основе работы устройства находится способность впитывать в себя тепло при испарении и выводить его при конденсации. Рассмотрим более наглядно, как происходит эта процедура в сплит – системе.

Принципиальная схема кондиционера

Главными составными частями данного агрегата является:

  • Компрессор.
  • Испарительный элемент.
  • Вентиль терморегуляции.
  • Вентиляторы.

Внешний блок

В состав кондиционера входят внутренний и наружный модуль, последний размещается вне здания. Это вызвано шумной работой вентилятора и компрессора, а также независимым отводом теплого воздуха в атмосферу.

Устройство наружного блока

Несмотря на разнообразие кондиционеров, их внешний модуль всегда имеет одинаковые составные части:

  1. Компрессор. Он способен сжимать фреон и придавать определенное движение по контуру.
  2. Конденсатор, находящийся в наружном блоке. Он превращает хладагент в жидкое состояние.
  3. Испаритель. Радиатор расположен внутри аппарата – служит для преобразования фреона из водянистой фазы в газообразное положение.
  4. Терморегулирующий вентиль (ТРВ). Посредством прибора понижается напор хладагента.
  5. Вентиляторы. Задача этих устройств заключается в обдуве испарителя и конденсатора, чтобы создать более интенсивный теплообмен с атмосферой.
  6. Фильтры. Эти части кондиционера предохраняют контур от попадания посторонних частиц (грязи, пыли)

ВАЖНО! В случае работы кондиционера в режиме нагнетания теплого воздуха, внешний модуль снабжается четырех ходовым клапаном, который управляется от внутреннего модуля. Он отвечает за изменение режимов подачи теплого и холодного воздушного потока.

Внутренний блок

Внутренний кондиционер необходим для получения охлажденного воздуха в помещении. Конструкция данного блока позволяет принимать поступивший воздух с улицы и равномерно распределять его в помещении. В связи с этим главными элементами внутреннего устройства являются:

Радиатор (испаритель). Такое название он получил потому, что в стадии охлаждения в трубках происходит испарение фреона, а на таком явлении основан принцип работы контура. От размеров этого прибора во многом зависит мощность агрегата: чем больше кондиционер, тем крупнее должен быть испаритель.

Он представляет собой переплетение трубок с пластинками, которые увеличивают плоскость теплообмена. По капиллярным сосудам движется хладагент с определенной скоростью и температурой.

Вентилятор (крыльчатка, вал). Для быстрого охлаждения помещения, необходимо воздушный поток принудительно прогнать через охлажденный радиатор. В этом и помогает данная крыльчатка.

У многих моделей испаритель как бы очерчивает конфигурацию вентилятора, тем самым делая компактной установку внутреннего модуля. При этом создается эффективная циркуляция воздушных масс.

Мотор вентилятора . Он крепится специальным кронштейном к коробке модуля и служит для вращения крыльчатки.

Дренажная ванночка . Во время работы кондиционера на радиаторе образуется конденсат. И вот для его сбора существует данный лоток. В нем, кроме влаги, собирается пыль, грязь и прочие посторонние частицы. Поэтому, для лучшего ухода за ним, данное приспособление съемное.

Вертикальные и горизонтальные жалюзи. Двигаются эти элементы от небольших моторов и крепятся под лотком для дренажа. При этом горизонтальные шторки регулируют воздушный поток вверх-вниз, а вертикальные – вправо-влево.

Командный блок . Данная микросхема представляет собой плату, к которой через провода подходят все значимые пусковые элементы двигателей и датчиков.

Фильтр грубой очистки . Он выглядит как сетка из пластмассы, к которой прилипают мелкие частицы пыли, грязи, шерсти. Очищать такой фильтр нужно один раз в две недели во избежание перегрузки двигателя.

Работа кондиционера

Все компоненты агрегата соединяются друг с другом трубками из меди и тем самым формируют холодильный контур. Внутри его циркулирует фреон с небольшой толикой компрессионного масла.

Устройство кондиционера позволяет совершать следующий процесс:

  1. В компрессор из радиатора поступает хладагент под низким давлением в 2-4 атмосферы и температурой около +15 градусов.
  2. Работая, компрессор сжимает фреон до 16 — 22 очков, в связи с этим он нагревается до +75 — 85 градусов и попадает в конденсатор.
  3. Испаритель охлаждается потоком воздуха, имеющим температуру ниже, чем у фреона, вследствие чего хладагент остывает и преобразуется из газа в водянистое состояние.
  4. Из конденсатора фреон попадает в терморегулирующий вентиль (в бытовых приборах он выглядит в виде спиральной трубки).
  5. При прохождении через капилляры, напор газа понижается до 3-5 атмосфер, и он остывает, при этом часть его испаряется.
  6. После ТРВ жидкий фреон поступает в радиатор, обдуваемый воздушным потоком. В нем хладагент полностью преобразуется в газ, забирает тепло, в связи с этим температура в помещении понижается.

Затем фреон с низким давлением двигается к компрессору, и вся работа компрессора, а значит и бытового кондиционера, повторяется вновь.

Типы кондиционеров

Изготовители производят всякие виды кондиционеров, вкладывая значительные средства в свое дело. В результате чего современный потребитель может выбрать всякую модель по любым параметрам.

Кондиционеры сплит – системы

Устройства типа сплит прекрасно подходят для маленьких комнат.

НА ЗАМЕТКУ! По установке агрегаты делятся на напольные, оконные, настенные и потолочные кондиционеры.

Различают два вида таких устройств: разделительные системы и мульти разделяющиеся системы. Настенные аппараты вида сплит-система представляют собой два блока: маленький внутренний узел и крупный внешний модуль.

Во внешнем устройстве находятся самые шумные в работе устройства. Мульти сплит-система образована в результате объединения нескольких внутренних блоков к единому наружному модулю. Это разрешает оптимально сохранить дизайн дома.

Кондиционеры потолочного типа

В помещениях с большой площадью, как правило, выбирают агрегаты для установки на потолке. Их достоинство состоит в том, что охлажденный воздух равномерно распределяется горизонтально по комнате, не действуя напрямую на людей.

Массивный кондиционер потолочного вида почти незаметен, и он незаменим, когда нужен обширный поток воздуха для самых отдаленных частей помещения, при этом длина струи у некоторых моделей достигает до 55 метров.

Различают также канальные и кассетные потолочные кондиционеры. При этом первые устройства полностью спрятаны за натяжным потолком или в канале, а второго вида – кассетные блоки имеют вид потолочной плитки размером 600×600 мм.

Сплит-система

Хотя разъединительная система состоит из внутреннего и внешнего модулей, по принципу работы она не отличается от действия бытового потолочного кондиционера любого другого типа.

В самом корпусе внешнего блока расположен теплообменник, вентилятор и компрессор. Дополнительными элементами сплит – системы являются осушитель, расширительный клапан и присоединительные трубки.

А также для подключения агрегата к электросети, в нем расположены нужные пусковые и контролирующие приборы.

Промышленные кондиционеры

Такие устройства разрабатываются для обслуживания площадей более 350 метров и поэтому они имеют ряд особенностей, отличаясь тем самым от бытовых кондиционеров. Устройство прецизионного оборудования может быть различным.

Их нередко устанавливают в домах, где нужен особый микроклимат для каждого помещения – торговых центрах, банках, гостиницах. Промышленные кондиционеры подразделяются на следующие системы:

Мультизональные устройства. Эти узлы кондиционирования VRF и VRV включают в себя до 64 внутренних модулей и до трех наружных блоков. Суммарно они располагаются на коммуникациях длиной до 300 метров.

Для всякого внутреннего модуля допускается устанавливать отдельную температуру и обеспечить свой микроклимат в каждой комнате. Погрешность устанавливаемой температуры составляет всего 0,05 градуса.

«Чиллер-фанкойл» . Устройства с этой системой отличаются тем, что внутри контура применяется не фреон, а вода или антифриз. Центральный холодильный аппарат называется «чиллером», а теплообменные элементы – «фанкойлами».

Преимущество такого агрегата в том, что расстояние между этими компонентами может быть любое, так как вода течет по обычным трубам.

Центральные и крышные кондиционеры. Данные устройства разнообразные по своему действию. Они применяются в виде агрегатов по теплообмену, вентиляторов, очистителей и увлажнителей воздуха.

Центральным его называют потому, что воздушная масса обрабатывается во внутреннем блоке и потом по трубам двигается по комнатам. Монтаж кондиционеров такого вида и проведение коммуникаций выделяется особой сложностью и ему требуется наружный источник холода.

По возможности лучше выбирать крышные моноблоки, которые более простые в установке.

Неисправности кондиционеров

Сегодняшнее климатическое оборудование снабжено функцией оповещения о возможных поломках. Стоит лишь расшифровать диагностическую информацию.

Агрегат не включается

Это самая распространенная поломка у кондиционера и наверняка каждый пользователь с ней встречался. Эти проблемы происходят обычно из-за электрической части:

  • Устройство не подключено.
  • Неисправна командная микросхема.
  • Отсутствует связь между наружным и внутренним блоками.
  • Не работает пульт управления.
  • Сработал автомат защиты.
  • Ошибочная коммутация при подаче сигналов.

И наконец, устройство может производить сбой в силу банального износа деталей.

Отключение сплит-системы после непродолжительной работы

Такое явление происходит из-за перегрева компрессора, а также по причине поломки защитного реле. Нагревается установка по причине загрязнения радиатора на внешнем модуле.

В таких случаях следует произвести профилактическую чистку решетки. А также после заправки может нарушиться баланс в контурах радиатора и конденсатора.

Течь конденсата из внутреннего блока

В летнее время владельцы кондиционеров могут наблюдать переполнение емкостей с конденсатом. Причиной этого может быть обмерзание теплообменника, который следует утеплить. Если протекание появляется в стыках, то нужно подкрутить гайки. В случае забивания грязью дренажной трубки, ее также следует прочистить.

Кондиционер работает не на полную мощность

Такая неисправность случается в основном летом. Аппарат во время эксплуатации потребляет большое количество энергии, но не в состоянии обеспечить необходимый температурный режим. Причина здесь чаще всего кроется в загрязненных воздушных фильтрах.

ВНИМАНИЕ! Тонкие очистители, озонаторы, лампы ультрафиолетового света хотя и улучшают воздух, но при этом ощутимо влияют на стоимость агрегата.

Запахи

Если от устройства стал появляться неприятный душок, то для этого есть несколько причин. В случае горелого запаха нужно проверять проводку, причем делать это рекомендуется в сервисных центрах.

Когда зловонье отдает сыростью или плесенью, это значит, что внутри агрегата образовалась колония бактерий. Избавиться от него можно с помощью антигрибкового препарата.

Польза и вред от кондиционера

>Плюсы от устройства

Главным преимуществом климатизеров является то, что они создают в помещении подходящий для человека микроклимат. Это повышает, в свою очередь, производительность труда, улучшает настроение и самочувствие.

Следовательно, основным достоинством этого кондиционера является создание благоприятных условий для работы или отдыха. Основной задачей таких агрегатов является понижение температуры в жаркое время, и нагрев воздуха в холодный период.

К тому же установка кондиционеров в сервисных центрах или в интернет-залах позволяет миновать преждевременных поломок компьютерного оборудования из-за перегрева.

А также некоторые модели таких агрегатов способны выполнить еще несколько полезных функций:

  1. Очищение воздушного пространства от неприятных запахов. Например, часто оконные кондиционеры монтируют на кухне и в туалете.
  2. Увлажнение или осушение воздушной среды в помещении.

Минусы устройств

Однако при неправильном использовании кондиционера, от него может исходить определенный вред для здоровья человека:

  • Есть вероятность, что в этих устройствах размножаются вредные бактерии.
  • Климатическое оборудование благоприятствует распространению вирусов.
  • Кондиционеры, пропуская через себя воздух, убивают в нем полезные элементы.
  • Компрессоры создают шум во время работы.

На самом деле, в большинстве случаев, это относится к мифам, и такие утверждения не соответствуют действительности. Во избежание неприятных явлений, не нужно находиться под холодной струей воздушного потока.

Систематические чистки агрегата и его профилактический ремонт помогут избежать неправильной работы устройства. И если соблюдать эти элементарные правила, то кондиционер создаст в помещении приятный микроклимат, так необходимый человеку для приятного отдыха и плодотворной работы.

Принцип работы любого кондиционера основан на свойстве жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации. Чтобы понять, каким образом происходит этот процесс, рассмотрим схему кондиционера и его устройство на примере сплит-системы:

Основными узлами любого кондиционера являются:

  • Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру.
  • Конденсатор — радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера — переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация).
  • Испаритель — радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение).
  • ТРВ (терморегулирующий вентиль) — понижает давление фреона перед испарителем.
  • Вентиляторы — создают поток воздуха, обдувающего испаритель и конденсатор. Они используются для более интенсивного теплообмена с окружающим воздухом.

Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует смесь фреона и небольшого количества компрессорного масла. В процессе работы кондиционера происходит следующий процесс:

  • В компрессор из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3 - 5 атмосфер и температурой 10 - 20°С.
  • Компрессор сжимает фреон до давления 15 - 25 атмосфер, в результате чего фреон нагревается до 70 - 90°С и поступает в конденсатор.
  • Конденсатор обдувается воздухом, имеющим температуру ниже температуры фреона, в результате фреон остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. При этом воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. На выходе из конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением, температура фреона на 10 - 20°С выше температуры атмосферного воздуха.
  • Из конденсатора теплый фреон поступает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в бытовых кондиционерах выполняется в виде капилляра (длинной тонкой медной трубки, свитой в спираль). В результате прохождения через капилляр давление фреона понижается до 3 - 5 атмосфер и фреон остывает, часть фреона может при этом испариться.
  • После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким давлением и низкой температурой поступает в испаритель, который обдувается комнатным воздухом. В испарителе фреон полностью переходит в газообразное состояние, забирая у воздуха тепло, в результате воздух в комнате охлаждается. Далее газообразный фреон с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.

Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя. В «теплых» кондиционерах в холодильный контур дополнительно устанавливается четырехходовой клапан (на схеме не показан), который позволяет изменить направление движения фреона, меняя испаритель и конденсатор местами. В этом случае внутренний блок кондиционера нагревает воздух, а наружный блок охлаждает его.

Отметим, что одна из наиболее серьезных проблем при работе кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. Тогда на вход компрессора попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаема. В результате происходит гидроудар и компрессор выходит из строя. Причин, по которым фреон может не успевать испариться, может быть несколько. Самые распространенные — загрязненные фильтры (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен) и работа кондиционера при низких температурах наружного воздуха (в этом случае в испаритель поступает переохлажденный фреон).

  1. Предохранитель 15 ампер;
  2. Кнопка включения вентилятора отопителя;
  3. Кнопка включения кондиционера;
  4. Аварийный датчик давления;
  5. Датчик низкого давления;
  6. Реле включения электромагнита компрессора;
  7. Электромагнит компрессора;
  8. Датчик высокого давления;
  9. Реле включения вентилятора охлаждения;
  10. Вентилятор охлаждения;
  11. Предохранитель 20 ампер.

Вы видите простейшую электрическую схему системы автомобильного кондиционера, как она работает смотрите ниже:

В момент включения зажигания автомобиля, на предохранителях "1” и "11”, появляется 12 вольт, заводим автомобиль. Теперь на этих предохранителях 14 вольт.

Что бы запустить систему АК, включаем кнопку "2” вентилятора отопителя салона. После включения вентилятора, на кнопке "3”, появляется 14 вольт, нажимаем эту кнопку и напряжение доходит до датчика "4”, аварийного отключения системы. (Если в системе кондиционера давление будет превышать 18 бар, датчик разомкнет цепь, и напряжение дальше не пойдет, в следствии, кондиционер отключится, это не даст расти давлению и сбережет целостность системы.) (Такие датчики стоят не на всех системах АК, зачастую они вообще отсутствуют.)

Если датчик "4” сомкнут, напряжение доходит до датчика низкого давлении "5”, который замыкает цепь, когда в системе АК давление превышает 2 бар. (Если датчик разомкнут, значит, в системе недостаточно давления его включить, либо не работает сам датчик).

Если все в порядке, питание приходит на управление реле "6”, после срабатывания реле, с предохранителя "11” питание направляется на электромагнит компрессора ”7”.

Для чего нам нужен датчик высокого давления "8”? Для того что бы избежать неприятностей от избыточного давления в системе АК. Этот датчик должен включится, если в системе давление выше 15-ти бар. После его включения, питание с предохранителя "1”, направляется на управление релюшки "9”. Реле замыкает провод который идет от предохранителя "11”, на дополнительный вентилятор охлаждения "10”.

Вот таким образом и работает простейшая электрическая схема, включения системы автомобильного кондиционера.

В природе существует масса разновидностей управления автомобильным кондиционером, климат контроли, в систему которых входят датчики температур салона, и температуры на улице. На такие системы, схем очень много, поэтому привел в пример только одну, самую простую, для представления того, как в общем включается компрессор кондиционера и от чего включается вентилятор охлаждения. На системах с климат-контролем, установлены датчики температуры окружающей среды, поэтому, если температура окружающей среды ниже плюс пяти градусов по Цельсию, кондиционер тоже не включится. А кондиционер нужно включать зимой, хотя бы два раза в месяц на минут 15-20. Для этого владельцам автомобилей с такой системой управления приходится искать тепленькое место для своего авто, либо феном греть датчик температуры окружающей среды (обычно он установлен спереди, между передним радиатором и бампером).

На автомобилях Mercedes стоят реле, которые управляют отдельно клапанами, которые перекрывают подачу горячего тосола в радиатор печки, или подмешивают его для поддержки той температуры в салоне, которую ВЫ задали.

На некоторых автомобилях климат просто отключает и включает компрессор кондиционера, на других климат просто приоткрывает заслонки и подмешивают горячий воздух для поддержания температуры.

Датчики давления тоже бывают разные, например на автомобилях Renault часто встречаются датчики с тремя выводами, которые не замыкают провод как показано на выше приведенной схеме, а меняют свое сопротивление в зависимости от изменения давления в системе кондиционера.

На автомобилях Peugeot вентилятор охлаждения радиатора кондиционера включается сразу, вместе с компрессором, у них две скорости. Когда давление поднимается к критическому, вентилятор крутится быстрее.

На некоторых моделях Mercedes и BMW, встречались датчики высокого давления, которые в зависимости от давления меняли сопротивление, и вентилятор охлаждения в зависимости от сопротивления датчика набирал обороты (немцы молодцы, интересно придумали, но вентиляторы эти не надежные и цена на них не маленькая, например BMW X5 - вентилятор стоил 500у.е. в 2008 году).

Компрессора тоже по разному включаются, есть включение с помощью электромагнита, есть с помощью электроклапана, который устанавливается непосредственно во внутрь компрессора (внутренности таких компрессоров крутятся постоянно).

ВНИМАНИЕ!!! Если ВЫ, только приобрели автомобиль с кондиционером, включаете его, муфта на компрессоре срабатывает, компрессор начинает вращаться, но холода нет. Выключайте кондиционер и направляйтесь к специалисту по ремонту АК. Дело в том, что наши всеми любимые перекупы, которые занимаются перепродажей автомобилей, зачастую не хотят тратить денег на заправку системы кондиционера, и просят электриков ставить перемычку на датчик низкого давления "5”. Если ее поставить, то электромагнит на компрессоре будет срабатывать, компрессор будет вращаться, в следствии чего, он просто клинит. Компрессор стоит не дешево.

Мой ВАМ совет, купив новый, или подержанный автомобиль с кондиционером, обратитесь к специалисту по ремонту АК.

Почему даже с новым автомобилем? Человек купил новый автомобиль (DAEWOO Nubira), но так как на заводе изготовителе, не добавили в систему АК масло, компрессор заклинил. Ему пришлось покупать новый компрессор за 600у.е.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции