Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Маршрут освоения сибири ермаком. Поход ермака в сибирь. Лирическое отступление о картах

В 1581-1585 годах Московское царство во главе с Иваном Грозным существенно расширило границы государства на Восток, вследствие победы над монголо-татарскими ханствами. Именно в этот период Россия впервые включила в свой состав Западную Сибирь. Это случилось благодаря удачному походу казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем против хана Кучума. В данной статье предлагается краткий обзор такого исторического события, как присоединение западной Сибири к России.

Подготовка похода Ермака

В 1579 году на территории Орел-городка (современный Пермский край) был сформирован отряд казаков, состоящий из 700-800 воинов. Их возглавлял Ермак Тимофеевич, ранее бывший атаманам волжских казаков. Орел-городок находился в собственности купеческого рода Строгановых. Именно они и выделили деньги на создание войска. Главная цель – защита населения от набегов кочевников с территории Сибирского ханства. Однако в 1581 году было принято решение организовать ответный поход с целью ослабить агрессивного соседа. Первые несколько месяцев похода – это была борьба с природой. Очень часто участникам похода приходилось орудовать топором, чтобы прорубать ход через непроходимые леса. В итоге, казаки приостановили поход на период зимы 1581-1582 года, создав укрепленный лагерь Кокуй-городок.

Ход войны с Сибирским ханством

Первые битвы между ханством и казаками состоялись весной 1582 года: в марте состоялось сражение на территории современной Свердловской области. Возле города Туринск казаки полностью разбили местные войска хана Кучума, а в мае уже заняли крупный город Чинги-туру. В конце сентября началось сражение за столицу Сибирского ханства Кашлык. Через месяц победу вновь одержали казаки. Однако после изнурительного похода Ермак решил сделать паузу и отправил посольство к Ивану Грозному, тем самым взяв паузу в присоединении Западной Сибири к русскому царству.

Когда Иван Грозный узнал о первых стычках между казаками и Сибирским ханством, царь приказал отозвать «воров», имея в виду казацкие отряды, которые «самовольно напали на соседей». Однако в конце 1582 года к царю прибыл посланник Ермака - Иван Кольцо, который сообщил Грозному об успехах, а также попросил подкрепления для полного разгрома Сибирского ханства. После этого царь одобрил поход Ермака и послал в Сибирь оружие, жалование и подкрепление.

Историческая справка

Карта похода Ермака в Сибирь 1582-1585 годов


В 1583 году войска Ермака нанесли поражение хану Кучуму на реке Вагае, а его племянника Маметкула и вовсе взяли в плен. Сам хан сбежал на территорию Ишимской степи, откуда периодически продолжал совершать нападения на земли России. В период с 1583 по 1585 Ермак уже не совершал масштабных походов, но включал в состав России новые земли Западной Сибири: атаман обещал покоренным народам защиту и покровительство, а они должны были платить специальный налог – ясак.

В 1585 году во время одной из стычек с местными племенами (по другой версии, нападение войска хана Кучума) небольшой отряд Ермака терпит поражение, а сам атаман погибает. Но главная цель и задача в жизни этого человека была решена – Западная Сибирь присоединилась к России.

Результаты похода Ермака

Историки выделяют следующие ключевые результаты похода Ермака в Сибирь:

  1. Расширение территории России за счет присоединения земель Сибирского ханства.
  2. Появление во внешней политике России нового направления для завоевательных походов, вектора, который будет приносить стране большие успехи.
  3. Колонизация Сибири. В результате этих процессов возникает большое количество городов. Через год после смерти Ермака, в 1586 был основан первый город России в Сибири – Тюмень. Произошло это на месте ставки хана, городе Кашлык, бывшей столице Сибирского ханства.

Присоединение Западной Сибири, которое случилось благодаря походам во главе с Ермаком Тимофеевичем имеет большое значение в истории России. Именно в результате этих походов Россия впервые начала распространять свое влияние на Сибири, и, тем самым, развиваться, становясь самым большим государством в мире.

Переход Ермака через Уральский хребет

О походе атамана Ермака и его казачьего войска в Сибирь написано много. Как художественных трудов, так и исторических изысканий. У Ермака, увы, не было своего , который вел дневник и подробно описал всю кругосветку Ф. Магеллана. Поэтому ученым и исследователям приходится довольствоваться лишь косвенными доказательствами, сверять тексты различных летописей, царских указов и воспоминаний современников похода.

О боевых действиях казаков в Сибири у историков имеются достаточно подробные сведения. А вот о самом переходе дружины Ермака от низовьев Чусовой до берегов Тобола известно гораздо меньше. А ведь это расстояние в полторы тысячи километров!

Василий Суриков. "Покорение Сибири Ермаком", 1895

Вся информация на сей счет сводится примерно к следующему: казаки на стругах отплыли из Верхнечусовских городков вверх по Чусовой то ли осенью, то ли в середине лета 1579?, 1581? 1582? года, поднялись по ее правому притоку р. Серебряной до уральского водораздела. Где-то здесь стали на зимовку. По весне спустились к реке Тагил, по Тагилу – в Туру, по Туре – в Тобол, где в октябре месяце начались сражения с войсками сибирского владетеля Кучума …

Все. Никакой конкретики, одни общие фразы. При такой неопределенности у любого любителя исторических подробностей могут возникнуть следующие вопросы:

Когда же точно Ермак отправился в свой поход?

На каких стругах или лодках шли казаки? С парусами или без?

Сколько верст в день преодолевали вверх по Чусовой?

Как и сколько дней поднимались по Серебряной?

Как осуществили переволок через уральский хребет.

Зимовали казаки на перевале или не зимовали?

Если зимовали, то почему добрались до Сибири только к октябрю?

Сколько дней спускались вниз по рекам Тагил, Тура и Тобол?

Сколько всего времени занял «марш-бросок» казаков до столицы Сибири?

Попробуем найти ответы на эти вопросы. У нас нет на руках дневников, подлинных свидетельств и прямых доказательств. Поэтому единственным нашим инструментом будет логика.

Время старта экспедиции Ермака на восток

Точная дата старта войска Ермака доподлинно неизвестна. Её определяют как 1579, 1581 и 1582 годы. Скорее всего, это был 1582 год. Но нам интересен не столько год, сколько время начала экспедиции.

Хрестоматийной датой, (согласно Ремезовской летописи), считается 1 сентября. По другим источникам – середина лета. На самом деле это принципиальный вопрос. Давайте рассуждать последовательно. Начнем с численного состава казачьего войска.

Сколько людей было в дружине Ермака?

Казаков с Яика на Сылву (левый приток Чусовой) пришло 540 человек. Плюс 300 ратных людей им в помощь отрядили Строгановы. Итого порядка 800 человек. Эта цифру никто не подвергает сомнениям. Она очень важна для дальнейших рассуждений.

На каких судах войско Ермака отправилось в поход?

По некоторым сведения, войско Ермака погрузилось на 80 стругов. Или на каждое судно примерно по 10 человек. Что представляли собой эти «струги»? С большой долей вероятности можно предположить, что это были большие весельные плоскодонные лодки, годные для прохода по неглубоким уральским рекам.

Вообще, весельная плоскодонная лодка на Урале - самое распространенное судно. Парусной «культуры» тут не было как таковой, просто потому, что негде плавать под парусами. Парус требует мачты, а мачта – такелажа, парусины и т.д. С косым парусом на узкой реке много не «поманеврируешь». А прямой парус полезен только при попутном ветре. На таких извилистых реках, как Чусовая или Серебряная ловить попутный ветер – гиблое дело. Паруса в этой части похода были бы просто помехой. Хотя они могли пригодиться потом - на Туре, Тоболе и Иртыше. Поэтому совершенно отвергать наличие каких-то легких парусов на казацких стругах не стоит. Но при движении вверх по Чусовой и ее притокам основным двигателем была мускульная сила.

Возможно так выглядели струги, на которых шло войско Ермака

Конструкция лодок

Чусовая и другие уральские реки в среднем течении каменисты и крайне мелководны. Стало быть, у лодки должна быть мелкая осадка. Её дает, как уже сказано, только плоскодонка. Кроме того, Ермак и его атаманы знали, что придется преодолевать уральский водораздел волоком. Поэтому лодки должны были быть не большие и не тяжелые, чтобы их можно было перетащить по неподготовленному волоку. А где надо – даже на руках.

Кстати, посмотрите внимательно вверх на картину В. Сурикова. На переднем плане хорошо различим казачий струг - художник представил его как обычную лодку.

Грузоподъемность лодок

10 человек плюс столько же груза. Груз – припасы, снаряжение и оружие (пищали, мелкие мортиры и большой запас пороха и картечи).

Гребцы сидели парами, на каждое весло 1 человек. Возможно, был рулевой. На мелких перекатах, которых на Чусовой (и особенно на Серебряной) предостаточно, люди выходили прямо в воду и шли по дну, чтобы протащить лодку со снаряжением.

В сентябре на Урале вода в реках уже холодная. Сушиться и обогреваться в походе негде. Резиновых сапог еще не изобрели. Шагать в холодной воде голыми ногами значило заполучить полный букет болезней - от простуды и артрита до воспаления легких. Ермак не мог этого не понимать. Уже по одной этой причине утверждение о начале похода в начале осени, «на зиму глядя», вызывает большие сомнения. Разумно было успеть пройти мелководные уральские реки по теплу.

О скорости передвижения

На современной байдарке вниз по течению на Чусовой можно делать 20-30 километров в день, если грести 8 часов подряд. Скорость течения самой Чусовой в середине лета между перекатами невелика – от 2-х до 5 км/час. Скорость груженой гребной лодки в стоячей воде при длительной размеренной гребле - максимум 7-8 км/час. (Причем увеличение количества гребцов не добавляет скорости в той де пропорции, лишь несколько уменьшается нагрузка на каждого гребца.)

Тогда скорость продвижения казачьих стругов вперед относительно берега будет ~ 3-5 км/час. В том числе и в тех местах, где лодки тащили на веревках с берега, подобно бурлакам. Если допустить, что веслами и ногами работали по 8-9 часов в день, то флотилия могла продвигаться вперед примерно на 25-30 км в сутки. Но с учетом перекатов, обносов, вынужденных остановок, усталости к концу дня и прочих тормозящих моментов типа ремонта лодок, 20 км в день – это самая оптимистичная дневная дистанция. Причем к концу дня руки у гребцов должны были просто отваливаться от усталости. А ведь еще нужно стать на ночлег, развести костер, приготовить еду, поспать хорошо, чтобы восстановить силы…

Сколько дней занял путь вверх по Чусовой?

Расстояние от Верхнечусовских городков до г. Чусовой по руслу примерно 100 км. От Чусового до устья р. Серебряной – еще 150 верст. Итого 250. Это расстояние можно преодолеть за две недели. (Если в реальности был выбран путь до Межевой Утки, то тогда еще плюс 50 км, или 2-3 дня пути.)

Наконец, главный аргумент – волка ноги кормят! Не за тем казаки собирались в военный поход, чтобы вот так просто полгода торчать посередь тайги!

Казаки на р. Тагил построили себе новый флот

Есть версия, что казаки побросали свои струги при подъеме на перевал на р. Серебряная, спустились пешком к реке Тагил (к Ермакову городищу или другому месту) и здесь построили новые струги. Но для того, чтобы строить струги, нужны доски. В больших количествах. Значит, казаки должны были предусмотрительно запастись пилами, гвоздями, пропиткой, построить лесопилку, таскать на себе бревна к этой самой лесопилке, вручную напилить столько досок! С трудом представляю себе вольных казаков-разбойников, промышлявших грабежами и войной (фактически бандитов с большой дороги!), таскающее на хребте бревна и строящее целый флот! Опять же, на место такого объемного строительства непременно должны были остаться следы. Но ведь ничего нет…

Есть мнение, что казаки построили плоты. Да, плоты делать просто. Но плоты тихоходны и крайне неповоротливы. На плоту не пройти мели и перекаты. А дальше по Туре и Тоболу на широкой воде - как на плотах маневрировать и передвигаться? Кроме того, плоты крайне уязвимы для стрел противника.

Итак, Ермак со товарищи, преодолев самый трудный участок пути посуху, спустились в Баранчу, потом в Тагил, из которого полным ходом рванули по Туре к Тоболу. О таком варианте развития событий свидетельствуют и даты первых стычек казаков с воинами Кучума – 20 октября. А 26 октября столица Сибирского ханства уже пала под натиском Ермаковой рати.

Сколько времени занял путь вниз по Тагилу, Туре до Тобола?

Вся дистанция от устья р. Баранча на Тагиле до устья р. Тура при впадении в Тобол порядка 1000 км по руслу. Вниз по течению можно проходить 20-25 км в день даже не особо напрягаясь. Значит весь путь от уральского водораздела до Тобола можно было преодолеть за 40-50 дней, или примерно полтора месяца.

Теперь суммируем общее время дружины Ермака в походе:

20 дней вверх по Чусовой до устья р. Серебряная

10 дней вверх по Серебряной

10 дней – организация волока и перетаскивание лодок на водоразделе

50 дней вниз по Тагилу и Туре

10 дней по Тоболу до впадения в Иртыш

Получается 100 дней или три с небольшим месяца.

Обратный отсчет времени дает примерную дату старта дружины Ермака из Верхнечусовских городков. Отнимаем от 25 октября 100 дней и получаем примерно середину июля. С учетом допустимых погрешностей это могло быть и начало лета, то есть июнь-середина июля. Никак не 1 сентября.

Выводы:

Войско Ермака дошло от берегов Камы до Тобола примерно за 100 дней.

Казаки передвигались по рекам на легких весельно-парусных стругах.

Никакой зимовки на уральском водоразделе Ермак не делал.

Начало похода Ермака - середине или начало лета, но не осень!

Поход дружины Ермака – это был военный рейд на территорию противника с целью:устранения угрозы нападений на русские владения на Урале (для Строгановых), захвата богатой добычи (для казаков и дружинников), перспектива расширения владений Московского царства

Все цели достигнуты. Поход оказался удачным благодаря внезапности нанесенного казаками удара, их превосходства в вооружении и методах ведения боевых действий, опытным командирам и личным организаторским способностям атамана Ермака.

Ледокол Ермак

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Туринск, первое сражение

Туринск основан на месте поселения хантов Епансин (Епанчин)-юрт, названного так по имени местного мансийского князца Епанзя (Япанза). Во времена Ермака это был окраинный провинциальный центр лесостепного Сибирского ханства, территория которого находилась южнее ранее завоеванных Россией таежных Обдории (низовья Оби) и Югории (верхняя Тура, Тавда, Пелым, Сосьва и Лозьва) – поставщиков «мягкой рухляди».

Во второй раз за Уралом Ермак встретил людей: "...догребли до деревни до Епанчины и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша" . Дотла был сожжен пограничный Епанчин-городок – своеобразные «ворота в Сибирь». Устрашив немногочисленных местных жителей (моральный фактор имел огромное значение в войнах того времени), атаман заявил им, что пришел с миром, исключительно для сбора ясака в государеву казну. У спецслужб это называется легендой или «работой под чужим флагом». Тогда вроде бы и права определенные появляются. Вот так, с лукавства и присвоения государственных полномочий началось завоевание Сибири. Теперь понятно, почему военную добычу атаман не Строгановым, а царю отправил. Иначе за обман поплатился бы головой – государство-то в спину дышит.

«Ты прими-де, Грозный царь, ты поклон от Ермака,
Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,
Всю Сибирскую страну, дай прощенье Ермаку!»

А солепромышленники, несмотря на царскую грамоту, за Уралом так никаких земель и не получили. Пожалуй, это была их единственная невыгодная сделка за всю историю существования династии.

Весть о разгроме стойбища Епанчи быстро достигла ставки Кучума, но тот посчитал акцию Ермака не опасным пограничным набегом, предпринятым в ответ на его нападение на Соликамск: «а приходу на себя Ермакова не чаял, а чаяху, что воротится на Часовую» . Сибирский властитель разбирался в русских делах. Он знал, что ногайские князья бесчестят послов московского царя, а тот, стараясь избежать войны, шлет им богатые дары. Москва не будет воевать с Сибирским ханством. Но Кучум не знал, что вольные казаки двинулись в Сибирь хотя и с согласия царя (правда, восьмилетней давности), но по собственному почину. Опасность он почувствовал только тогда, когда Ермак разгромил улус главного сановника хана Карачи в самом устье Тобола - отсюда до столицы Сибирского ханства оставался всего один день пути.

В 1600 г. на этом месте поставили русский острог. Несмотря на то, что в реке Туре однажды была найдена пищаль и существует предание, что находящийся посередине реки Ермаков курган был намыт на месте, где когда-то затонул один из его стругов, археологических исследований здесь до сих пор не проводилось.

Музеев в городе два. Самые дорогие и интересные экспонаты Туринского краеведческого музея, оказывается, были присвоены Ирбитским музеем. Где мы действительно видели огромные фарфоровые китайские вазы и мебель купца Чиркова, а здесь на стенах висят только их фото.

Музей декабристов был открыт в 1991 г., в самый разгар перестройки и сопутствующей ей разрухи. Очередной парадокс. Такой музей в России, конечно, не единственный. Они есть везде, где жили декабристы. И в нашем крае тоже. Только нет пророков в своем отечестве. И вот здесь, в 3-х тысячах километрах от дома, мы впервые не по книжкам узнали о попытке этого военного переворота. 14 декабря 1825 г., в первый день своего правления, царь Николай Первый уничтожил 1271 поборника отмены крепостного права. После скорого суда еще пятерых казнили через повешение (вместо четвертования), кто-то просидел в одиночке 15 лет, более ста человек были сосланы на вечную каторгу и по три года относили кандалы. Для декабристов была построена отдельная тюрьма, которая – опять парадокс, дала возможность удовлетворять этим униженным людям самую дорогую роскошь – роскошь человеческого общения. В этой тюрьме декабристы смогли организовать трудовую артель, они регулярно выписывали и читали газеты. «Поведение наше, основанное на самых простых, но строгих нравственных правилах, на ясном понятии о справедливости, честности и любви к ближнему, не могло не иметь влияния на людей, которые, по недостаточному образованию своему и искаженным понятиям знали только одну материальную сторону жизни и потому старались только об ея улучшении, не понимая других целей своего существования» .

Музей размещается в доме, где жил декабрист В. И. Ивашев. Экскурсоводы рассказывают о его трогательной любви к дочери гувернантки отца француженке Камилле де Дантю. В Туринск она последовала за сосланным мужем, с которым прожила здесь долгие годы. Ивашев умер во время панихиды своей жены, заказанной им через год со дня ее преждевременной смерти.

Рядом с музеем декабристов находится Свято-Николаевский женский монастырь, организованный местночтимым старцем святым Василиском. Вместе со своим учеником Зосимой он странствовал по Сибири и бывал в гг. Енисейске и Красноярске.

В прежние годы через Туринск проехало много знаменитостей, а однажды здесь прогнали в Москву около сотни трофейных верблюдов (1619 г.). А вот велосипедные туристы здесь пока еще редкость. В прошлом году из Екатеринбурга сюда завернули два чеха и больше никого музейщики не помнят.

На ночь остановились в какой-то забытой Богом деревне. У случайной женщины узнали, в каком доме можно было бы переночевать и нас разместили в хате, хозяйка которой недавно умерла, а дети живут отдельно.

Сварили местной картошки с тушенкой, да и улеглись спать. Ночью проснулись от криков и звуков борьбы. Наш Сергей воевал с кем-то, но когда я вскочил и подбежал к нему, то оказалось, что он уже сам справился и закрыл дверь на крючок. Со слов Сергея, несколько минут назад он проснулся от того, что кто-то лез в оконную форточку. Он подождал, когда незнакомец влезет в комнату и неожиданно включил мощный велофонарь. Человека чуть "кондрат" не хватил.

Чего надо?

Да я тут жил раньше, я – Вася, сын хозяйки. А вы кто?

Туристы. Нас тут дочь хозяйки разместила.

Тогда я домой пойду.

И пошел. А когда дверь за ним закрылась, видно, очнулся и стал рваться обратно. Сергей дверь-то отпустил и Вася с крыльца с огромным шумом грохнулся. Но тут прибежала Васина сестра и, после матерной перебранки, увела брата-пьяницу.

Наутро выяснилось, что этот Вася ночью притащился сначала к сестре, но она его в дом не пустила. Тогда Вася полез на ночевку в пустующую квартиру своей матери. Где мы его так напугали, что он до сих пор еще не в себе.

Конфликт я загладил 50-рублевкой, которую Вася тут же обменял в ближайшем магазине на средство от похмелья. А мы потом еще не раз со смехом вспоминали ночное происшествие.

За селом Красная Слобода на речке Межанице натыкаемся на знак «Сибирь». На другой стороне щита указано: «Урал». В 17-18 веках здесь проходила граница между Пермской и Тобольской губерниями. Рядом со знаком обустроен родник: «наберем водицы чистой и с собой ее возьмем» . До Тюмени нам осталось «рукой подать».

Тюменский волок

В нефтегазовом центре Сибири случайный парень-велосипедист сопроводил нас до ж. д. вокзала, где выяснилось, что билеты домой мы взять сможем только на проходящие поезда, а их продают за три дня. За это время мы только доберемся до Тобольска, а еще хотелось бы попасть и в столицу Кучума, и съездить к месту гибели Ермака. Это еще минимум один день, да день нужен на то, чтобы из Тобольска в Тюмень автобусом или электричкой выбраться. Так что принимаем решение ехать наоборот: автобусом до Тобольска, там побывать везде, где захочется, после чего купить билеты и за три дня своим ходом вернуться в Тюмень. Заодно местные ребята к встрече с нами подготовятся, телевидение настроят.

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге, идущей из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке». Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой, и потому за эту территорию веками шла жестокая борьба между кочевниками Южной Сибири. Древний тюменский край до покорения его русской державой не раз переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним на протяжении нескольких столетий. Тюменское ханство, созданное еще в 1-м столетии, было сильным и главным, а сама Тюмень в летописях, для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась Великою Тюменью.

Во второй половине XIV века, воспользовавшись ослаблением ханства Золотой Орды, сибирские татары основали на берегах Ишима свое независимое государство. Но очень скоро один из пяти их беков - Чинги, опасаясь мести родственников убитого им ордынского хана Она, перенес столицу на берега Туры. Там и положил он начало прародителю современной Тюмени - городу Чинги-Тура (Чимги-Тура), много десятилетий теснившемуся между буераками р. Тюменки.

Древние обитатели татарской Тюмени «вели торговлю с Кондиею, Югрою и Обдориею: получали оттуда пушных зверей, рыбу, птичий пух и Мамонтову кость, а взамен доставляли их жителям железо, серебряные вещи, хлеб и разные ткани» . Торговали с Тюменью болгары, которые завозили сюда свою юфть, шелковые и бумажные ткани, серебро, сабельные клинки и мед. Бухарские караваны везли бумажные и шелковые ткани, хлопчатную бумагу, мерлушки, шкуры леопардов и тигров, кошениль, кишмиш, изюм и урюк.

После распада Золотой Орды в этих краях возникло большое Сибирское ханство, центр которого из Чинги-Туры был перенесён к устью Тобола. Много позже на месте великой столицы был поставлен русский острог. Сегодня здесь находятся тюменские кварталы «Царева городища» и стадион «Геолог».

Ночевали в пригородном лесу. Когда-то здесь, в полуразрушенной бывшей столице ханства Чимги-Туре, отдыхала и дружина Ермака. А утром без проблем сели в автобус и уже к обеду были в Тобольске, лихо проскочив мимо мест многочисленных стычек казаков с татарскими мурзами. На Тоболе спокойная жизнь у казаков закончилась. Отныне они уже редко приставали к берегу, не пели песен и не разжигали костров, питались сухарями и крупой, кое-как размоченной в холодной речной воде.

Тобольск и Искер, столицы Сибири

На постой устроились рядом с Тобольским кремлем на Станции юных туристов (120 рублей в сутки) в компании со студентами-археологами и будущими художниками. Живем в одной комнате с профессором Александром Васильевичем Матвеевым. Он оказался хорошим знакомым новосибирского академика В. Е. Ларичева, у которого в гостях я был всего месяц назад. Они между собой всего неделю как перезванивались. Вот вам и еще раз подтверждение того, как тесен наш мир.

Немного катаемся по городу. Фотографируемся у памятника поэту Петру Ершову, известному по сказке о коньке-горбунке. А вечером вместе с Сергеем еще успеваем сгонять на Иртыш к бывшей столице Сибирского ханства. По рассказам сотрудников станции туристов, ехать нужно было чуть больше 20 км в сторону Абалаковского монастыря.

Нужный отворот нашли, расспросив местных жителей в д. Преображенка. Деревня старая, показана на первой сибирской карте 1701 г.

На берегу Иртыша обнаружилась большая плоская поляна, а на краю нее - небольшая стела с полумесяцем на вершине и надписью на татарском языке: «Себер ханлыгы баш каласы урыны, «Искер». От потомков нашим чтимым предкам» . В переводе это означает что-то вроде: «Искер – глава земли сибирского народа» . Напротив знака находится старое русское кладбище. А где же городище? Похоже, что это совсем не Кучумова ставка, а «Астана Искерская» - мавзолей шейхов, внуков Зенги-баба. По крайней мере, такое заключение мы сделали, тщательно изучив на обратном пути придорожный рекламный плакат. А до столицы Сибирского ханства мы, к сожалению, не доехали. Судя по указателю, нужно было проехать еще 5 км до Абалаковского монастыря и еще пять - до д. Загваздино. Но местные жители про Кучумово городище, оказывается, ничего не знают, а непосредственные указатели, в связи с реконструкцией автодороги, снесены. Характерно, что и на первой карте Сибири, составленной через 120 лет после похода Ермака тобольчанином С. У. Ремезовым, Искер также не указан.

В самом селе Абалак мы могли бы увидеть памятник Д. И. Менделееву, его школу и усадьбу, посетить музей. Но, видно, в этот раз было не судьба.

Археологические раскопки, проведенные на месте бывшей столицы, выявили немного: керамику и бронзовые украшения. Похоже, что не было особых богатств у Кучума, либо он унес их с собой после проигранного Ермаку боя на Чувашевом мысу. Однако, насколько известно из истории, у кочевников богатством считалось не злато и серебро, а количество скота. Так что всякие истории о некоем кладе Ермака, наверное, сказки. Разбогатеть он мог только захваченным оружием, которого у него и у самого было в достатке, а также скотом, «собольей казной», шубами, коврами да продуктами. А это в земле или в пещерах не сохранишь.

В краеведческом музее Тобольска нас встречает залихватская статуя Ермака. Она сильно диссонирует с описанием летописи, где Ермак изображается как «мужествен, разумен, человечен и зрачен, всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, плечист и силен» . На сибирских портретах атаман выглядит необычно. Он сутул и напряжен, лицо асимметрично: глаза смотрят как бы по отдельности, левый глаз жестко контролирует окружающее, правый же не на чем не сосредоточен, как бы блуждает. По мнению моего знакомого психиатра, на портретах изображен целеустремленный, даже агрессивный человек, недовольный результатами своей деятельности. Он привык логически мыслить, все тщательно взвешивать и просчитывать, не доверяя интуиции. Это человек, несомненно, умный, но не творческий, он часто использует проверенные, шаблонные решения. Может, именно это и подвело его на Вагае, где ситуация оказалась не стандартной: гнались за Кучумом, но никого не обнаружили и повернули назад. Однако Ермак не почувствовал обмана, ситуация его не насторожила. Второй момент: ночью пошел дождь, но караулы не были усилены.

К сожалению, прижизненных изображений Ермака не сохранилось. Да и не было их, наверное. Известные мне портреты, вероятно, были списаны с одного – до того они все похожи. Самый ранний из них – середины 17 века, был нарисован со слов служивших с Ермаком казаков. Автор изображения неизвестен. Похожий портрет Ермака есть и в Енисейском музее – я сфотографировал его, когда путешествовал по Маковскому волоку. И точно такой же я видел в запасниках музея Томского университета. Немного отличаются по одежде портреты в Пермском краеведческом музее и в музее Верхнего Чусовского городка. Говорят, что в дореволюционное время такие портреты были широко распространены по всей Сибири и висели во многих зажиточных крестьянских домах. И на всех копиях художниками сохранялся этот особый взгляд и сутулость.

Могу предположить, что, если даже этих особенностей у Ермака и не было, то народные художники неосознанно в него их вложили. Например, ориентируясь на символы знамени Ермака, воплощавшего его характер и идеи. Оно было синим, с широкой кумачовой каймой, расшитое узором. В центре нашиты две фигуры из белой холстины: единорог и лев, стоящие на задних лапах друг против друга. Лев – это символ могущества. Единорог – благоразумия, чистоты и строгости. Красный цвет означает мужество, отвагу и независимость, а синий ассоциируется с водой и небом. Это цвет стабильности и непреходящих, вечных ценностей, глубоких раздумий и самоуглубления. Помните, что нам говорил отец Кирилл в Успенском монастыре?

В экспозициях Тобольского музея русские и татарские кольчуги ничем друг от друга не отличаются, а вот шлемы – разные, как и оружие. Важный экспонат - пуговица-печатка, которая была встроена слева на подаренной Ермаку царской кольчуге (сама она хранится в Московской Оружейной палате вместе с шлемом Кучума). Эта печатка была найдена в 1915 г. на раскопках городища Искер. Судя по надписи, она принадлежала царскому воеводе Петру Шуйскому, который в 1564 году был убит под Смоленском. Тогда-то кольчуга ("а на том-де пансыре на грудех мишени золотые, а на них вырезано на одной государево имя, а на другой орел" ) и поступила в царскую казну.

От сибирских татар того периода осталось много разных вещей. Совершенно очевидно, что их цивилизация была ничуть не менее развитой, чем русская. У них и ножницы железные имелись, и пашенный инструмент, и замки - а, значит, и амбары, дома. На камне могильной плиты с ханского кладбища близ Тобольска надпись исполнена по-арабски. Судя по содержанию, умерший был тюрком и исповедовал ислам.

Похоже, что здесь, в Сибири, происходили глобальные геополитические процессы, столкнулись две цивилизации: мусульманский Восток и христианская Европа. Ведь и сам Кучум появился в этих местах совсем недавно (1563 г.), всего за 9 лет до прихода Ермака. Покоренная ханом Сибирь была включена в обширное Бухарское ханство, вассалом которого узбек Кучум являлся. Но Россия оказалась ближе, агрессивнее, да и захват Зауралья начала на столетие раньше.

По территории белокаменного кремля группами ходят какие-то ребята в черных мундирах. На кадетов вроде бы не похожи. Оказалось - семинаристы. Их тут одновременно обучается около 500 человек. Образование 4-летнее. У одного из них я обменял брелок с берестяным изображением Красноярской часовни на пуговицу с надписью ТДС – Тобольская духовная семинария. Это один из трех духовных центров православия в России и мощный туристический комплекс. В этом году в город привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций. Прогнозируется, что общее количество туристов, посетивших Тобольск в этом году, составит 150 тыс. человек, а к 2008 году эта цифра должна удвоиться.

Зашел в церковную лавку и случайно узнал, что наш архиепископ Антоний до этого целый год служил епископом в Тобольске. Вот так все близко в Сибири.

Но это еще не все! В картинной галерее я разговорился с женщиной-косторезом. Она оказалась из старинного рода сибирских татар. Ее фамилия Кульмаметова при обратном прочтении (по-арабски) получается очень похожей на «Маметкул» - так звали главного военачальника Кучума. Женщина когда-то училась в Ирбинской средней школе Курагинского района Красноярского края, где я два года работал учителем. И хотя было это в разное время, у нас оказалось много общих знакомых. Из-за чего меня усадили на место всемирно известного татарского художника Минсалима Тимергазеева и я не очень успешно попробовал хоть что-то нацарапать буром по мамонтовой кости. А ведь она значительно мягче лосиного рога, из которого художник делает наиболее сложные композиции. И как эти рога объедают полевые мыши?

Сергей же обнаружил в галерее фотографии, сделанные его однофамилицией и получил от нее набор открыток с дарственной надписью автора.

Во дворе картинной галереи расположен Сад Ермака, в котором на мысу Чукман в 1849 г. установлен 16-метровый памятник атаману в виде каменной стелы, огражденной цепями и стволами пушек. Рядом – надгробная плита жертвам колчаковского режима, и, без всякого текста, скромный памятник крестьянам, погибшим в восстании 1921 года. Отсюда на Тобольск очень красивые виды. По Никольскому взвозу мы лихо скатываемся вниз, к своей гостинице. Компьютер на велосипеде Димона показывает 72 км/час.

Гибель Ермака

На следующий день, предварительно созвонившись с краеведом Владимиром Ильичем Крапивиным, мы едем к месту гибели Ермака, на стрелку Иртыша и речки Вагай. В оба конца хотим обернуться за день, поэтому с собой берем минимум одежды и никакой еды. И то, и другое - наш просчет. Пауты объедают все видимые части наших тел, а нам поесть здесь совершенно негде.

По дороге проезжаем татарские деревни Сабанаки и Юрты Иртышатские. В каждой них есть деревянные мечети (одна из них - постройки 1844 г.), по архитектуре полные копии наших православных храмов. Только на остроконечном куполе минарета торчит не крест, а полумесяц.

Один из местных жителей, одетый в национальную тюбетейку, рассказывает, что они вот уже четыре года выступают против того, чтобы русские власти сломали Тобольский памятник Ермаку.

Не может такого быть, - возражаю я. – В прессе вроде бы наоборот пишут.

Да-да, татары против, потому что это наш национальный герой. Именно Ермак освободил сибирскую землю от монгольского ига! Кучум был бухарцем, потомком Чингисхана, наследником Золотой Орды. И Сибирским ханством он завладел, зарезав законного правителя Едигера, у которого был мирный договор с русским царем.

И ведь действительно, с приходом Кучума у сибирских людей вообще не стало спокойной жизни. Сначала он завоевал племена хантов и манси, потом три года воевал с русскими, а когда они ушли (после гибели Ермака), с наследниками Едигера.

Краевед нас встречает в заранее условленном месте, на отвороте в деревню Старый Погост. Далее едем по полузатопленному Иртышом проселку к Касым-Туре - Девичьему холму. На нем киевлянами - членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», 21 августа 1985 г. сложен небольшой каменный тур с табличкой из нержавейки с надписью «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985 гг.». Выше тура - 9-метровый лиственничный крест, который 24 июля 1996 г. установили участники парусно-гребной экспедиции «Аргонавты Сибири» (учащиеся морского спецкласса Новосибирского кадетского корпуса и курсанты Омского речного училища), посвятившие свой шлюпочный поход по маршруту Павлодар-Омск-Тобольск 300-летию российского флота.

Ранее холм копал археолог Могильников (фамилия-то какая!), который установил, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и 2-5-метровые валы, идущие поперек холма (мы их тоже видели), а также найденные осколки керамики и оружие.

Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа (по старому стилю) 1585 г. Но не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Туда нам проехать не удается, потому что это место нынче затоплено. Сам Иртыш (переводится как «землерой») со времен Ермака сильно изменил свое русло. Тем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи» длиной с километр, которую вроде бы казаки и прокопали когда-то для обеспечения своей безопасности. В связи с этим все лето прошлого года тюменские археологи под руководством нашего знакомого профессора Матвеева производили здесь раскопки и смогли реконструировать события, непосредственно предшествовавшие гибели атамана. Отчет об этой экспедиции еще не опубликован. Крапивин же полагает, что у Ермака здесь было становище, которым он не раз пользовался. Иначе для чего «перекопь» делать? И место удобное для контроля за торговыми караванами, которые как раз вдоль Вагая шли. Версия интересная, но она не подтверждается летописями, да и на карте Сибири, составленной в 1701 г. С. У. Ремезовым, «Ермакова перекопь» совсем не в устье Вагая показана.

По мнению краеведа, убили Ермака люди местного мурзы Кайдаула («кодя» - хороший). Потому что именно ему при разделе имущества, снятого с трупа всплывшего атамана, отдали верхнюю, самую ценную для воина часть «панцыря». А вот Кучуму не дали ничего!

Крапивин также сомневается в том, что казачий караул мог заснуть, хоть даже и в дождь. Люди они были очень опытные и такой оплошности вряд ли бы допустили. Просто противники у них был более искушенные – профессиональные охотники. Вот и случилось, что «напоила Ермака из мертвого ковша непроглядная пучина Иртыша» .

Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша (см. карту Ремезова). Труп был обнаружен через неделю после боя около Епанчинских Юрт, что в 12 км от Абалака. По летописи, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну» , где хоронили и свою знать. Над могилой был насыпан огромный курган, над которым «сиял яркий свет и пылал столп огненный» . К сожалению, археологическими исследованиями, проведенными в 1981 г., ни кургана, ни могилы Ермака найдено не было. У татар преданий о ней также не сохранилось, потому что мусульманские авторитеты «смертный завет положиша, что про него рускам не вещати» .

Кучум был убит через 13 лет после гибели Ермака, в 1598 году. Он был окончательно разбит калмыками недалеко от современного Новосибирска.

У Крапивина дома оказывается свой небольшой музей. Экспонаты в него он собирал тут же, в окрестностях. Пушечное ядро, коллекция самоваров, монет и значков. На одном из них изображен герб г. Ачинска, в верхней части которого узнаем герб Тобольска. Оказывается, наш Ачинск когда-то входил в Тобольскую губернию.

Вдумчивый нам попался краевед, за что и получил в подарок набранную мной из Интернета книжку. Может еще до чего важного доберется. Тема эта востребованная. Например, на студии «Уралфильм» снимается документальный фильм «Ермак - Кучум», в котором рассматривается несколько версий судьбы атамана Ермака и его гибели. Съемки проходят в предместье Тобольска Потчуваше, где произошло решающее сражение казачьей дружины с войском хана Кучума и в старом устье реки Вагай, где был последний бой атамана Ермака. А по телеканалу «культура» на днях сделали отдельную передачу про былинного богатыря в «научной» версии. Дешевая профанация, плеваться хочется. Подобная публикация была напечатан в журнале «Биография» (№ 8, 2007).

В этот день мы проехали более 170 км и, как ни странно, почти не устали. Вот что значит кататься налегке. Да еще на блинчиках с чаем, приготовленном на настоящем самоваре: «чай пить – не дрова рубить» .

Нет пророка в своем отечестве

С утра покупаем билеты на поезд, прощаемся с многочисленными новыми знакомыми и уезжаем в Тюмень. После вчерашнего пробега ясно, что мы легко сможем доехать до областного центра за 2 дня. Так оно и получилось.

По дороге достопримечательностей ноль. Только и запомнилось, как у дороги копченого сига ели с пирожками и квасом. Местность ровная и однообразная. Развлекаемся, как можем. То голяком купаемся на удивление местным, то сиденье на Машином байке меняем на мотоциклетное, то Сергей вдруг обнаруживает в своем рюкзаке пустую пивную банку, а я - кирпич. Периодически складываю убитых паутов в полую ручку своего топора, а Маша с Димой прямо на ходу целуются.

Минуем деревни Караульнояр и Березовый Яр – здесь у ермаковцев тоже были локальные бои с сибирскими татарами. В Караульнояре река резко сужается и татары в этом месте натягивали железную цепь, но напором стругов казаки ее порвали. Здесь атаман применил еще и военную хитрость: в лодках оставили по несколько человек, а остальных изображали одетые в шапки и кафтаны чучела. Сами же казаки ударили нападавшим в тыл, подкравшись берегом.

В устье Тавды у Ермака была недельная стоянка. Отсюда шла старинная водная дорога на Русь – серьезное искушение для измученных и израненных казаков. Ведь среди них были не только вольные («воровские») люди, но и служивые, и бывшие строгановские работники. И только общий круг поддержал прежнее их намерение воевать Кучума. Снова пели песни: размах, удаль, жестокость и смерть! В казачьей дружине без личной инициативы, риска, высокого сознания своего долга просто не обойтись. Успех боя зависит от храбрости каждого (казаку, раненому в спину, награды не давали). Важны были и товарищество, и ватажная артельность. Без них боя тоже не выиграешь.

Однако народ-то казачий таков, что для поддержания дисциплины без наказаний никак не обойдешься. За проступки наказывали «жгутами», «в великом запрещении» были блуд и «нечистота». Провинившихся сажали «на чепь» и держали на ней по три дня. Дезертиров казнили, «насыпав песку в пазуху и посадя в мешок, в воду» : «больши 20 человек с песком и камением в Сылвы угружены» .

Запреты касались всех. Соблюдая табу на «блуд», Ермак отказался принять от князца Елыгая «прекрасную дочь свою в честь и дар» .

Вскоре, в районе юрт мурзы Бабасана, дружина столкнулась с армией Маметкула, племянником Кучума. Этот бой продолжался 5 дней. Так что в два месяца казачий поход точно уже не укладывается и споры о датах его начала надуманны. Реально все таки получается, что Ермак в свой разбойничий набег выступил 1 сентября 1581 г., потом на Кокуе зимовал, в мае следующего года по большой воде сплавился по Баранче в Тагил и к Кучумовой столице добрался уже осенью 1582 г.

По пути заезжаем в с. Покровское. Здесь дружина Ермака разбила объединенное татарское войско.

В 1909 г. в этом селе родился и жил старец Григорий Распутин. Тюменским предпринимателем здесь создан частный музей, но работает он только по предварительным заявкам. Зато в деревне есть свой «Распутин» - 57-летний Виктор Федорович Пролубщиков (от слова «прорубь), бывший актер самодеятельного театра, который с удовольствием нам позирует. Действительно, очень похож. Виктор рассказывает, что в прошлом году сюда из Франции приезжала правнучка старца и когда увидела двойника деда, от неожиданности упала в обморок.

Из особенных экспонатов в музее есть венский стул, который Распутин подарил местному жениху на свадьбу со словами: «Сейчас ты молод и тебе он не надо, а потом мужской силы не будет – присядь» . Все посетители на тот стул обязательно присаживаются. Но нам это без надобности - свое седло не хуже работает.

Обычно в музей приезжают немцы - земляки последней императрицы. Так что и Виктор несколько слов по-немецки выучил, чтобы подороже себя продавать...

О Распутине Виктор знает, наверное, все и на память легко цитирует его пророчества. В одном их них старец еще за месяц предсказал свою смерть. Пророчество необычное и потому я полностью привожу это прощальное письмо, названное автором "Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго»

«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января (1917 г.) я уйду из жизни. Я хочу Русскому народу, папе (Царю), русской маме (Царице), детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский царь некого опасаться. Оставайся на твоём троне и царствуй. И ты, русский царь, не безпокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыт свои руки. Они оставят Россию.

Братья возстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт больше двух лет. Их убьёт русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоём избранном роде. Григорий.”

В 1918 г., когда Николая Второго и членов царской семьи везли из Тобольска в Екатеринбург, конвоиры заехали в Покровское сменить лошадей. Царская чета вышла из повозки и поклонилась дому Распутина. Жена старца Прасковья их благословила. Получилось, что на смерть. Пророчество уже сбывалось.

Это пророчество в разных вариантах Распутин высказывал многим людям. Например, фрейлина императрицы А. А. Вырубова записала следующее: "Была Россия - будет красная яма. Была красная яма - будет болото нечестивых, которые красную ямы вырыли. Было болото нечестивых - будет поле сухое, но не будет России - не будет и ямы" .

Выходит, что нынешнее состояние России определили не объективный ход истории, не конкретные большевики-коммунисты и развязанная ими классовая борьба, а князь Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Госдумы Пуришкевич, 16 декабря 1916 г. лично застрелившие Божьего старца вместо того, чтобы нанять для этого простых мужиков-уголовников. Вот ведь какая была настоящая причина всех наших проблем. Казалось бы, какое отношение к судьбам миллионов людей может иметь обычный распутный мужик, хотя и отмеченный Богом?

На самом деле все было не совсем так и уж точно без всякой мистики. Недавно проведенное СкотландЯрдом расследование показало, что Распутин был убит третьим, контрольным выстрелом в голову, сделанным сотрудником Британской секретной службы Освальдом Райнером (Ocvald Rayner). Который не только организовал заговор, но и полностью спланировал само убийство. Дело в том, что старец, значившийся в переписке спецслужб под кличкой «Темная сила», постоянно выступал против участия России в Первой мировой войне. Царь и его супруга к нему прислушивались и были близки к закрытию Восточного фронта. Переброска 250-тысячной немецкой армии на западный фронт привела бы к неминуемому поражению Англии.

Все тлен

В Тюмень – «ворота в край нефти и газа» , мы въезжаем поздним вечером.

По дороге случилась неприятность – Маша засмотрелась, въехала мне в колесо и упала, повредив колено. Перебрасываем ее вещи на наши багажники и оставшиеся 20 км до города она едет, вращая только одну педаль. В Тюмени отыскать травматологию нам помогают местные байкеры, а у одной из них, Катерины, мы оставляем нашу пострадавшую на постой. Сами же уезжаем ночевать в Гилевский городской парк.

Утром увозим Машу на железнодорожный вокзал, где она безмятежно отсыпается, заодно охраняя вещи. Я же связался с телевидением и около памятного креста Ермаку наговорил на камеру всякой всячины про атамана и наш героический поход. Сергей подлакировал мое интервью бравым казачьим видом и рассказом о своем путешествии на Сталинскую железную дорогу.

На обратном пути около цирка фотографируюсь с бронзовыми клоунами «Никулиным» и «Карандашем». А вот в краеведческий музей попасть мне не удается, потому что у него как раз сегодня выходной. Зато – очередной парадокс, в нем работает... платный туалет.

Музеи живут своей жизнью, их посетители и путешественники – своей. А может, и нет в этом никаких парадоксов? Просто потому, что В ЭТОМ ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Странно, но почти тоже происходит и с нашей, ранее сплоченной группой. Еще ночью от нас отбился Сергей, косо смотрят друг на друга Дима и Маша. Так бывает, когда путешествие вдруг заканчивается, задача решена и напряжение спадает, обнажая чувства. Но я не переживаю. В конце концов, прикосновение к векам и бесстрастное время все выровняют. И уже не существенно, был ли Ермак разбойником или покорителем Сибири, пытавшимся основать свой «город Солнца». Важно, что теперь здесь находится наша Родина.

Кое-что из использованной литературы:

1. Русский путь в Сибирь. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ирбит. 2006;

2. А. Иванов. Вниз по реке теснин. Путеводитель по Чусовой в 2-х томах. Пермь. 2004;

3. Г. Головчанский, А. Мельничук. Строгановские городки, острожки, села. Пермь. 2005;

4. С. Неганов. Четыре века Прикамского казачества. Пермь. 2002;

5. Быль Чусовских городков. Краеведческий сборник. Екатеринбург. 2000;

6. 12 путешествий по Среднему Уралу. Путеводитель. Реж. 2006;

7. А. Бычков. «Исконно русская» земля Сибирь. Москва. 2006;

8. И. В. Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут. 1993;

9. Г. Ф. Миллер. История Сибири. Москва. 2005.

10. С. У. Ремезов. Чертежная книга Сибири. Милан. 2003.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Я. М. КАРАМЗИН

Карта Сибири из «Чертёжной книги» (юг - вверху, север - внизу, запад - справа, восток - слева).

Сибирские летописи содержат восемь летописей о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, и даже больше, летописи повествуют о том, что происходило после смерти атамана казаков Ермака Тимофеевича, это кладезь уникальных исторических очерков, особо ценный подробный исторический источник.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Список Сибирских летописей.

1) РУМЯНЦЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
2) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
3) ПОГОДИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
4) СТРОГАНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
5) БУЗУНОВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
6) ПУСТОЗЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
7) ОПИСАНИЕ СИБИРИ
8) КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581-1582 гг.)

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах 17-18 века.

Историческая справка о современном слове Сибирь, укоренившимся современном понимании Сибирской земли, как следует из летописей Сибирь это прежде всего город властителя Хана Кучума, который впоследствии был убит калмыками за то, что разорял и грабил своих подопечных на закате бесславной своей жизни, Кучум угнал табун лошадей за это злодеяние, калмыкские воины его догнали, и убили.

"Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромные богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял и когда шел через калмыкские улусы, то угнал конские табуны. Калмыкские же воины догнали его, и войска его разгромили, и коней своих отвоевали. Тогда царь Кучум бежал в Ногаи и там был ими убит."

Сибирь (Кашлык, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) город, столица Сибирского ханства. Находилась на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска в Тюменской области, сейчас памятник археологии "Кучумово городище".

В то время часто случались набеги Кучумовских племен на Пермь и пермские русские земли, которые в следствии этого несли постоянные разорения, претерпели насилие и людское горе, это беспокоило Ивана Васильевича, после некоторых расспросов братьев Строгановых о Сибирском царстве, и о возможности защиты от набегов башкир, остяков, вагулов, татар, нагайцев, сибирских отрядов, и других кочевников, Иван Васильевич дает добро грамотами с государевыми золотыми печатями на земли от устья реки Чусовой вверх по обеим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков, а в тех местах, от Камы вверх по чусовой - на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от набегов басурман, дает полную свободу действий, и защиты всеми доступными способами, после чего начинается строительство укреплений, снабжение необходимыми ресурсами, и набор производится отрядов.

С этого момента на сцене появляется атаман Ермак с соратниками, которые часто разбойничали, громили и грабили на реках Волга, Оке и море, суда, каторги, купеческие торговые караваны с ватагой в 5000 человек, думая пойти в Кызылбаши вместе с донскими и яицкими казаками, чтобы господствовать на море, но этого не случилось, грабя купцов, в том числе государственную казну и прочий православных люд, проливая кровь христианскую, об этих подвигах становиться известно, царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, государь взбешен, и разгневан.

В дальнейшем эти события определили судьбу Ермаку Тимофеевичу с сотоварищами идти на службу к Строгановым, охранять земли от набегов разношерстных племен, и в дальнейшем осуществить военный поход на Сибирь.





В следствии чего Ермак с соратниками поступает на службу к Строгановым загладить вину, возможно из опасений, что прогневался великий князь Иван Васильевич, в том либо, либо ином случае, Ермак обороняет Русскую землю и Пермь Великую, разбивает кочевые отряды и покоряет близлежащие племена кочевников, после чего снаряжается экспедиция на Сибирское ханство Кучума, а дальше идут кровавые и ужасающие битвы с ханом Кучумом и кочевниками, которые многократно превосходили силы Ермака с соратниками, зачастую казаки перед битвой с противником, преклоняли колени с молитвой на устах, а далее в схватке следовала отчаянная храбрость (отступать не куда было), тем и брали противоборствую сторону, стоит отметить, что помощи в Сибирской земле Ермаку не было ни от кого ждать, после каждой схватки гибли соратники.

Отмечу, что восемь летописей о Сибири дают разнообразную информацию, зачастую дополняя друг друга, в итоге складывается общая картинка хронологии в событиях, что было в столь далекое время, кто был Ермак, его происхождение, что он делал, что происходило после смерти атамана Ермака с соратниками в Сибирской земле, никакая Википедия, ни кино об этом не расскажет в полной картине.

Что знают об этом ныне живущие современные Сибиряки? Сомневаюсь, что большинство из современников слышало что-либо об исторических Сибирских летописях, тем более, что описано внутри.

Постскриптум: После покорения Сибирских земель производятся экспедиции на край и конец Сибирской земли, Русским Царством активно осваивается Сибирь (освоение велось вдоль рек - Тобола, Иртыша, Оби, Енисея, Амура), основываются новые города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628), отстраиваются церкви, монастыри, жилые и производственные сооружения, заселяются казаки, купцы, промышленные и служилые люди, казаки, купцы, земледельцы, крестьяне-переселенцы, и прочий люди.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году.

Покорение Сибири в свое время стало важным этапом на пути становления русской государственности. Огромную роль в этом сыграл поход Ермака в 1581-1585 годах.

Мнения историков по поводу возникновения идеи покорения Сибирских земель расходятся. Некоторые считают, что изначальная мысль самого похода принадлежит пермским купцам Строгановым, которые ранее уже приглашали к себе Ермака, заботясь о сохранности земель. Но в настоящее время большинство склоняются к версии, что задумка принадлежит самому Ермаку. А купцы выступали не идеологами похода, а лишь в качестве источника финансирования. В свою очередь историк Г. Красинский придерживается мнения, что поход организовывался по указанию московского правительства.

Причины похода

  1. Необъятные просторы. Ходила молва о богатстве и красоте Сибирских земель, что вызывало у российского государства интерес и желание ими завладеть.
  2. Разведка и присоединение земель. Одной молвы было недостаточно. Потребовалось наверняка выяснить, что за земли лежат на Востоке, как живет и как настроено местное население (в то время в Сибири проживало около 250 тысяч человек). В зависимости от результатов разведки по возможности планировалось присоединение земель под дланью .
  3. Защита собственных границ. Иван Грозный считал нужным укрепить восточные границы. Со стороны Сибири в то время действительно существовала угроза. Например, Сибирский хан Кучум часто промышлял набегами на Урал, значительно замедляя этим его освоение.

Как итог, поход готовился под эгидой завоевания и освоения Сибирских земель. И Ермак приложил к этому все необходимые усилия.

Основные события

До сих пор нет достоверной информации о хронологии событий похода и их взаимосвязи. Сибирские летописи отрывочны, путаются в годах и не содержат сведений о месяцах и датах. Но сами факты произошедших сражений сомнений у историков не вызывают:

  • За начало похода Ермака в Сибирь принято принимать 1581 год, хотя в литературе по истории можно встретить и другие варианты (1580 или 1582 годы).
  • Предположительное столкновение с Пелымским князем Бегбелием в 1581 году.
  • Завоевание Ермаком княжества Назым.
  • Вступление в Колпукольскую волость, где Ермак смог одержать верх над князем Самаром.
  • Договор о мире с князем из Нижнего Приобья (который затем остался властвовать на той же территории от имени Ермака).
  • Сражение на реке Иртыш, где Ермак сразился с войском хана Маметкула (родственник Кучума) и разбил его войска своим неожиданным наступлением. Русские покорили город Кашлык — столицу сибирского ханства.
  • В 1985 году настали тяжелые времена для казаков, большие потери и нехватка людей (помощь из Москвы задерживалась, в том числе из-за смерти Ивана Грозного).
  • Гибель Ермака и его отряда от рук Кучума и печальное окончание похода.

Итоги похода

К сожалению, Сибирские первопроходцы отдали свои жизни, покоряя новые земли. Но плоды завоевания Сибири для Русского государства нельзя не оценить по достоинству. На широчайших просторах настроили новые города и постепенно расселились крестьяне. Молва о богатстве земель за горами Урала оказалась правдой, а русская казна увеличилась за счет повышения размера поступающих налогов.

Несмотря на драматический исход похода, имя Ермака прочно укоренилось не только в летописях и работах историков, но и в народном творчестве. О нем писали песни, сочиняли былины, писали картины. А с приходом технического прогресса об освоении Сибири был снят не один фильм. В военном деле спустя даже сотни лет русские полководцы изучали и перенимали его стратегии в построении войска.

Благодаря собственному упорству и захвату столицы ханства Ермак вошел в историю не проигравшим, а победителем.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции