Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тело рыбы покрыто. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Сообщение темы и целей урока

Продолжаем нашу традиционную рубрику Советы бывалых рыбаков - сегодня представлен материал объясняющий строение и форму тела рыбы, и ее движений:

Навигация: О рыбе - органы, инстинкты

Строение организма рыб и форма их тела приспособлены для обитания в воде. Вода во много раз плотнее воздуха, и передвигаться в ней не так-то легко. Постепенно, в течение многих поколений, у рыб появились специальные приспособления, облегчающие движение, выработались особые приёмы, позволяющие плавать легко и стремительно. Значительно облегчает движение слизь, которой покрыто тело рыб. Всем рыбам свойственны обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, наличие конечностей в виде плавников. Наиболее совершенная форма - веретенообразная - у рыб, совершающих далёкие плавания, поднимающихся по реке против течений, либо у рыб, держащихся на течении. Тело такой формы позволяет жереху, форели и некоторым другим рыбам легко преодолевать быстрины и плавать, долго не утомляясь.

Малоподвижные донные рыбы имеют округлое, толстое тело, иногда сплюснутое сверху вниз, и более тёмную окраску (сом, налим). А у рыб, обитающих в тихой воде (лещ, карась, карп, плотва и др.), тело сжато с боков. Это помогает им двигаться среди водных растений и поворачиваться в вертикальной плоскости.

У большинства рыб чаще всего заостренная голова незаметно (без шеи) переходит в туловище, а последнее - в хвостовой отдел. Границу между головой и туловищем обозначают жаберные щели, а между туловищем и хвостовым стеблем - анальное отверстие.

Отличаются рыбы и по положению рта. У леща, например, он приспособлен брать пищу со дна (его рот может даже вытягиваться в трубку), у щуки - схватывать добычу, а у чехони, питающейся у самой поверхности воды падающими насекомыми, рот верхний. У карповых зубы расположены в глотке, они помогают им дробить грубую пищу.

Тело рыбы снабжено плавниками: непарными (спинной и хвостовой) и парными (грудные и брюшные). Расположенные на спине и под хвостом являются килями. Поступательное движение вперед осуществляется хвостовым плавником, а также волнообразными изгибами тела. Парные плавники поддерживают рыбу в горизонтальном положении, способствуют её поворотам (рис. 1). В передвижении рыбы в вертикальном направлении большое значение имеет плавательный пузырь, наполненный газами. Изменение объёма плавательного пузыря обусловливает всплывание или погружение рыбы. Но некоторые виды рыб не имеют плавательного пузыря, поэтому, чтобы подняться в верхние слои воды, им приходится прилагать большие усилия (например, угрям).

Окраска тела рыб всегда приспособлена к цветовым и световым условиям водоёма. Вот почему иногда одна и та же разновидность рыбы имеет различные оттенки окраски в различных водоёмах.

У рыб, обитающих в зарослях водных растений, на туловище имеются пятна или поперечные полосы, делающие их менее заметными на фоне водорослей (окунь, щука). Верхоплавающие рыбы сверху окрашены в тёмные цвета, благодаря чему они плохо видны сверху, где обитаютих постоянные враги - птицы. Серебристо-белые бока и брюхо маскируют рыбу при наблюдении снизу, откуда могут напасть на неё хищники. А вот донные рыбы имеют тёмную окраску, сливающуюся с фоном дна.

Учитель : Хохлова И.В. Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р


Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала Методы: Технологии

План урока.

I. Организационный момент.
а) Упражнение по коррекции памяти
II.Сообщение темы и целей урока.
III.Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Вводная беседа. IV.Изучение нового материала. а) Рассказ учителя. б) Упражнения в словообразовании V.Физминутка. VI. Обобщение. VII. Закрепление. а) Программированное задание. б) Упражнения в составлении предложений. в) Работа в тетрадях. VIII. Итог урока. Оценка знаний. IX. Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.


Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. - Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти. Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

V.Изучение нового материала.а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы. Физминутка. Упражнения для глаз.
Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку. Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
-
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция - это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы . А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите? Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый. Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки». Давайте рассмотрим их. - Посмотрите, какие разные рыбы получились. - Скажите, из каких частей они состоят? В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка - рыбище.
Плавник- плавничок - плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

- Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие. - Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
- не в грязной воде, а … (в чистой),
- не медленно, а …(быстро), стремительно.
- Сама она была не простая, а … (золотая).

- Питаются ли рыбы? Чем питается?

- Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

- Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

- Детеныши рыб появляются из …? (икры)

Они называются …? (мальки)

Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб - (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение "Посчитай .

1малек, 10 ..., 15 ..., 25 ...
1 рыба, 5 ..., 15 ..., ...,25 ...

1)Описать по плану щуку, акулу, карася 2)Работа в тетрадях. 3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?- Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?


Учитель : Хохлова И.В.

Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р

Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала

Методы: Технологии

План урока.

I . Организационный момент.

а) Упражнение по коррекции памяти

II .Сообщение темы и целей урока.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

IV .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

б) Упражнения в словообразовании

V .Физминутка.

VI . Обобщение.

VII . Закрепление.

а) Программированное задание.

б) Упражнения в составлении предложений.

в) Работа в тетрадях.

VIII . Итог урока. Оценка знаний.

IX . Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала

Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Организационный момент.

а)Коррекционное упражнение

б)Упражнение в словообразовании

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения.

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти.

Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

Дети запоминают сюжетную картинку, как можно больше

II . Сообщение темы и целей урока

Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.

Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды?

Вильнёт хвостом Туда-сюда - И нет её, И нет следа.

Кто такие рыбы?

Отгадывают загадку

Рыбы — это водные животные.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

б) Упражнение в классификации

Где живут рыбы?

Продолжите предложение : речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах) Реках, озерах, ручьях

Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах

Речные рыбы Морские рыбы

Подбери слова-«родственники» к слову рыба.
Рыба - рыбка - рыбонька - рыбешка - рыбища - рыбина - рыбак - рыбачка - рыбачий - рыбачить - рыбий- рыбалка - рыболов.

Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах.

Распределяют рыб (морские, речные)

К слову рыба подбирают однокоренные слова

IV .Физминутка.

Физкультминутка для тела «Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.

V .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы.

Физминутка.

Упражнения для глаз.

Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция — это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате — батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф — маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы .

А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите?

Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый.

Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки».

Давайте рассмотрим их. — Посмотрите, какие разные рыбы получились. — Скажите, из каких частей они состоят?

В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка — рыбище.
Плавник- плавничок — плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

— Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
— не в грязной воде, а … (в чистой),
— не медленно, а …(быстро), стремительно.
— Сама она была не простая, а … (золотая).

— Питаются ли рыбы? Чем питается?

Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

— Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

— Детеныши рыб появляются из …? (икры)

— Они называются …? (мальки)

— Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб — (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение «Посчитай .

1малек, 10 …, 15 …, 25 …
1 рыба, 5 …, 15 …, …,25 …

Отгадывают загадку.

река

Описывают погоду.

Подбирают слова признаки

Собирают рыбу из «осколков».

плавники, голова, овальное туловище, хвост, плавники покрыто чешуей, живет в воде)

Ответы детей.

(червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).

(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

VI . Обобщение.

Обобщающая беседа.

Каковы же основные признаки рыб?

-Где обитают рыбы?

— А без воды они могут жить? Почему?

Как дышат рыбы? При помощи чего?

— Чем покрыто тело рыб?

-Чем рыбы отличаются друг от друга?

Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.

В водоёмах. Нет. Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают.

Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской.

VII . Закрепление.

Программированное задание.

Упражнения в составлении предложений.

1)Описать по плану щуку, акулу, карася

2)Работа в тетрадях.

3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?

— Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?

Описывают рыб по плану.

Выполняют тест. (1гр.)

(плавать, плавать на лодках, кораблях)

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Ответы учащихся

(Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

VIII . Итог урока.

Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, а если как сом на дне, грустное. На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, на которую вы поработали.

IX . Домашнее задание.


Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: закрепить знания учащихся о рыбах.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся представление о рыбах как о классе животных ; упражнять учащихся в составлении повествовательного рассказа.

Коррекционно-развивающие: формировать мыслительные операции; развивать слуховую память ; расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе.

Что требуется живым существам для жизни, кроме дыхания? (питание) Чем питаются рыбы?

Обратите внимание на окраску чешуи рыб. Что вы можете о ней сказать? (Окраска может быть разной).

У рыб, которые живут в верхней части воды окраска более светлая. Рыбы, которые живут на большой глубине , имеют более темную окраску. Почему так происходит? Зачем рыбе бать незаметной? (Чтобы спасаться от врагов, чтобы подкараулить жертву и т. д.)

Посмотрите на окуня. Как окрашена его чешуя? (Она полосатая). Как вы думаете, почему? Вспомните, как называют такой вид окраски. (Маскировочная)

Рассказ учителя. Теперь поговорим о размножении рыб. Некоторые животные рождают живых детенышей. Птицы выводят птенцов из яиц. А рыбы откладывают икру. Икринки похожи на шарики размером с булавочную головку. Цвет икры у разных видов рыб различный: серый, черный, оранжевый. Из икринок на свет появляются мальки. Летом на речке мы наблюдали стайки мальков. Они плавают в мелких местах, где вода хорошо прогрета. Мальков часто поедают хищные рыбы. Те мальки, которые уцелеют, станут взрослыми рыбами.

В период откладывания икры ловить рыбу запрещается. Можете объяснить, почему?

Игра «Спроси и угадай»

Один ученик достает из конверта картинку с изображение рыбы. Второй пытается угадать, какая это рыба. Задавая вопросы типа «Где живет эта рыба?», «Какого цвета у нее чешуя?»

6. Работа над составлением рассказа.

Отгадайте загадку:

«Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке? (Удочка)

Для чего нужна удочка?

Послушайте предложение «Коля и Саша пошли ловить рыбу». Попробуйте передать эту мысль другими словами. Сейчас мы попробуем составить рассказ о рыбалке. Помогут вам словосочетания и фразы из учебника.

7. Лексические упражнения . Для чего нужно ловить рыбу? Чтобы употреблять рыбу в пищу , ее нужно готовить. Что делают с рыбой? (жарят, варят суп или уху, консервируют, солят)

8. Домашнее задание. Выполнить задания на стр.119

9.Итог урока.

О каких животных мы говорили?

Что нового вы узнали?

Что показалось интересным?

10. Домашнее задание: Придумать загадки о рыбах.

Рыбы являются первичноводными организмами. Они обитают в пресных и соленых водоемах. В связи с тем, что водная среда обитания очень плотная и вязкая (плотность воды в 800 раз выше, чем плотность воздуха, а вязкость в 50 раз больше, чем вязкость воздуха) рыбы имеют обтекаемую форму тела , чаще уплощенную с боков.

Общую схему строения рыб удобно рассматривать на примере Окуня речного - Perca fluviatilis (тип Хордовые, подтип Позвоночные, надкласс Рыбы, класс Костные рыбы, отряд Окунеобразные). Окунь речной – промысловая рыба, широко распространенная в пресных водоемах Европы и Азии. Окунь - хищная рыба, питается различными беспозвоночными животными и рыбой, причем часто поедает большое количество мальков, поэтому может быть вреден в местах рыборазведения. Окунь достигает половой зрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения. Самки выметывают икру, склеенную в виде лент, на водные растения. Самцы в это время извергают сперму. Подвижные спер­матозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом. Оплодотворенная икринка начинает делиться. Обра­зуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок - остаток запаса питательных веществ икринки. У окуня через 9-14 дней после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться сначала микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослого окуня - это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца длина его достигает 2 см, а через год молодой окунь имеет длину около 10 см. Икра окуня часто погибает от обсыхания, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния.

Общая схема строения рыб на примере Окуня речного представлена на рисунке 1. Различная форма тела рыб показана на рисунке 2.

Тело любой рыбы состоит из головы , туловища и хвоста . Границей между головой и ту­ловищем служит жаберная щель, а между туловищем и хвостом - аналь­ное отверстие.

На голове у рыб располагается рот , глаза , ноздри . Рот у костных рыб расположен на переднем конце головы, отчего та­ких рыб называют конечноротыми,

Общая характеристика рыб

у хрящевых рыб рот общирный, поперечно расположенный. По бокам головы находятся крупные плоские глаза. Впереди лежат парные ноздри - органы обоняния. Ноздри открываются в обонятельную ямку и не сообщаются между собой.

У костных рыб есть костная жаберная крышка . В связи с этим вместо пяти жаберных от­верстий (как у хрящевых рыб) образуется одна жаберная щель. У хрящевых рыб жаберной крышки нет.

Рис. 1. Схема строения костных рыб.

1 - мозг; 2- глаза; 3 - обонятельные ямки; 4 - жаб­ры; 5 - сердце; 6 - грудной плавник; 7- кишечник; 8 - брюшной плавник; 9 - половая железа; 10 - анальное отверстие; 11 - анальный плавник; 12 - хвостовой плавник; 13 - спинной плавник; 14 - позвоночник; 15 - почка; 16 - плавательный пузырь.

Рис. 2. Различная форма тела рыб.

1 - торпедовидная форма (скумбрия)

2 - стреловидная форма (сарган)

3 – сплющенная с боков (лещ)

4 – тип луны-рыбы (луна-рыба)

5 – тип камбалы (камбала)

6 – змеевидная форма (угорь)

7 - лентовидная форма (сельдяной король)

8 - шаровидная форма (кузовок)

9 - плоская форма (скат).

Общая характеристика рыб

Конечности у рыб водного типа – плавники . Парные плавники (грудные, брюшные) расположены в вертикальной плоскости. Спинные плавники снабжены мягкими ветвистыми и тверды­ми колючими лучами. Лучи связаны между собой тонкой кожистой пере­понкой. На нижней стороне тела ближе к заднему концу находится подхвостовой, или анальный плавник. Перед ним в об­щем углублении лежат три отверстия: анальное, половое и выделительное – у костных рыб, а у хрящевых рыб имеется одно клоакальное отверстие.

Плавники делятся на две группы: парные (грудные, брюшные) обеспечивают повороты, поддержание равновесия, медленные движения; непарные (спинной, анальный) обеспечивают устойчивость при дви­жении, хвостовой выполняет функции руля.

Вдоль тела тянется хорошо заметная боковая линия - орган ориента­ции рыб.

Тело костных рыб покрыто костной (ганоидной) чешуей , состоящей из про­зрачных костных пластинок. Каждая чешуйка лежит в особом карма­не. Чешуи налегают друг на друга в виде черепицы, защищающей тело рыбы. У хрящевых рыб чешуя плакоидная, состоящая из дентина. Строение чешуи рыб представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Чешуя рыб.

I. плакоидная чешуя у хрящевых рыб.

II. ганоидная чешуя у костных рыб:

1 - циклоидная чешуя,

2 - ктеноидная чешуя,

3 - вершина чешуи,

4 - годичные кольца,

5 - центр чешуи.

Общая характеристика рыб

Тело рыбы покрыто слизью , способствующей лучшему передвижению в плотной водной среде, уменьшающей трение при плавании и обла­дающей бактерицидными свойствами, препятствующими проникновению в кожу бактерий.

Скелет костных рыб – костный, а у хрящевых рыб – хрящевой. Разделен на отделы: осевой скелет (позвоночник), скелет головы (череп) и скелет конечностей (плавники).

Позвоночник делится на два отдела: туловищный и хвостовой. Состоит из двояковогнутых позвонков, между которыми сохранились остатки хор­ды. Туловищный позвонок состоит из тела позвонка, верхней и нижней дуги. Концы верхних дуг срастаются, образуя спинномозговой канал, и заканчиваются длинным непарным остистым отростком. Нижние дуги разрастаются в стороны в виде двух поперечных отростков, к которым причленяются длинные и тонкие ребра. У хвостовых позвонков хорошо выражены нижние дуги, которые образуют гемальный канал и заканчива­ются нижним остистым отростком. По гемальному каналу проходят кро­веносные сосуды. Ребра отсутствуют. Позвонки соединяются друг с другом при помощи суставных отрост­ков, расположенных у основания верхних дуг. Такое соединение обеспе­чивает прочность скелета при сохранении его подвижности. У активно плавающих рыб всегда имеется развитый позвоночник. Позвоночный столб у рыб неподвижно соединен с черепом.

Череп рыб состоит из большого количества костей: мозговой (черепной) ко­робки, челюстных костей, жаберных дуг и жаберных крышек.

Скелет конечностей включает пояс и скелет свободных конечностей. Первичный плечевой пояс представлен лопаткой и коракоидом (врановой костью). Сверху к нему прикрепляется большая серповидная кость с вы­тянутым, заостренным отростком - клейтрумом. С помощью двух малень­ких косточек вторичного пояса (надклейтрум и заднетеменная кость) плече­вой пояс неподвижно сочленяется с черепом. Тазовый пояс прост и имеет форму треугольной кости. Соединен с парными брюшными плавниками. Лежит в толще брюшной мускулатуры и не соединен с позвоночником.

Скелет свободных конечностей (плавников) состоит из хрящевых или костных лучей, покрытых кожей.

М ышечная система состоит из отдельных сегментов, разделенных со­единительнотканными перегородками. Появляются группы мышц (жа­берные, мышцы парных плавников). Сокращения мышц обеспечивают из­гибание позвоночника и приводят в движение хвостовую лопасть.

Нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг представлен пятью отделами: передним, промежуточным, средним, продолговатым и мозжечком. Хорошо развиты обонятельные доли переднего мозга. Передний мозг мал по размерам, крыша эпителиальная и не содержит мозгового вещества.

Общая характеристика рыб

К промежуточному мозгу подходят зри­тельные нервы. В среднем мозге хорошо развиты зрительные центры. Мозжечок отвечает за координацию движений и в связи со сложными дви­жениями в воде достигает крупных размеров. В продолговатом мозге на­ходятся центры регуляции дыхательной, кровеносной, пищеварительной систем, а также центры органов чувств (слуха, боковой линии). От голо­вного мозга отходят десять пар черепно-мозговых нервов.

Органы чувств у рыб разнообразны. Вкусовые рецепторы (органы химического чувства) располагаются по всей поверхности тела - на голове, плавниках, в глот­ке, пищеводе, ротовой полости. Эти рецепторы важны для поиска и рас­познавания пищи. Экспериментально установлено, что рыбы могут разли­чать горькое, соленое, кислое, сладкое. Органы обоняния представлены парными слепыми обонятельными мешками, на спинной стороне головы, выстланными обонятельным эпите­лием. Парные наружные ноздри соединяют полости этих мешков с внеш­ней средой. Внутренних ноздрей (хоан) нет. Орган обоняния позволяет ры­бам находить партнера в период размножения, чувствовать приближение добычи или опасность. Органы зрения (глаза) располагаются по бокам головы. Зрение моноку­лярное. Роговица плоская, хрусталик имеет шаровидную (сферическую) форму. Рыбы могут видеть только на близком расстоянии. Круговые мыш­цы зрачка и хрусталика отсутствуют. Аккомодация (изменение фокусно­го расстояния) происходит за счет перемещений хрусталика к передней камере или от нее с помощью отростка сосудистой оболочки (серповидно­го отростка), который прикрепляется к задней стенке хрусталика. В сет­чатке содержатся палочки и колбочки (цветовое зрение). Орган слуха и равновесия представлен внутренним ухом с тремя полу­кружными каналами (орган равновесия), содержащими жидкость с взве­шенными твердыми кристаллами. Рыбы способны издавать и восприни­мать различные звуки в широком диапазоне. Звуковая проводимость тка­ней тела рыбы близка к звукопроводимости воды, поэтому звуковые волны передаются непосредственно через ткани. Боковая линия (орган осязания) - орган, воспринимающий направле­ние, перемещение воды, ее давление и силу потока. Это группа чувстви­тельных клеток, погруженных в каналы, проходящие под кожей и откры­вающиеся на поверхность тела отверстиями.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, огра­ниченным челюстями с коническими зубами (для захвата и удержания пищи). Настоящего языка нет. Крышей ротовой полости является осно­вание черепа (первичное твердое нёбо). Глотка, пронизанная жаберны­ми щелями, переходит в короткий пищевод, а затем в растяжимый же­лудок. От него отходит тонкая кишка, образуя характерный изгиб, по­сле чего кишка тянется прямо назад (толстая кишка) и открывается наружу у костных рыб самостоятельным анальным отверстием, а у хрящевых рыб в клоакальную полость. В начальной части тонкой кишки у костных рыб расположены слепые выросты - пилорические придат­ки, выполняющие функцию увеличения пищеварительной поверхности кишечника. У хрящевых рыб пилорических придатков нет, а есть так называемый спиральный клапан. У рыб развита печень, желчный пузырь, в петле кишечни­ка располагается поджелудочная

Общая характеристика рыб

железа в виде долек. От переднего от­дела кишечника обособляется плавательный пузырь (вырост спинной стенки пищевода), наполненный смесью газов. Его функции: гидроста­тическая, газообменная (частично), резонансная (увеличение диапазо­на воспринимаемых звуковых волн). У хрящевых рыб плавательного пузыря нет.

Дыхательная система представлена жабрами, которые состоят из четырех пар жаберных дуг. На жаберных дугах расположены жаберные тычинки, выполняющие функцию цедильного аппарата, а также жа­берные лепестки, снабженные густой сетью капилляров. Вода, попада­ющая в глотку через рот, омывает жаберные лепестки, в которых проис­ходит газообмен (поступление кислорода в кровь и выведение из нее уг­лекислого газа). Строение жабр представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Строение органов дыхания рыб.

1 - жаберная дуга,

2 - жаберные лепестки,

3 - жаберные тычинки.

Акт дыхания у костных рыб производится движением жаберных крышек: ры­ба приподнимает жаберную крышку, жаберная перепонка прижимает­ся к жаберной щели. В результате образуется пространство с понижен­ным давлением, и вода из ротоглоточной полости всасывается в боко­вую жаберную полость. При опускании жаберной крышки создается избыточное давление, и вода через наружные жаберные отверстия вы­талкивается наружу.

У рыб могут возникать приспособления для использования атмосфер­ного кислорода: стенки кишечника с кровеносными сосудами, выросты дорсальной и

Общая характеристика рыб

вентральной стенки глотки, плавательный пузырь. Органы воздушного дыхания обеспечивают выживание особей в сильно загрязнен­ных водоемах, где количество кислорода в воде снижается.

Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. На брюшной стороне располагается двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка, содержащее венозную кровь. Венозная кровь из желудочка сердца поступает в брюшную аорту и далее по четырем прино­сящим жаберным артериям в жабры. В жаберных лепестках кровь насы­щается кислородом и становится артериальной. Затем выносящие жабер­ные артерии впадают в корни аорты и далее в спинную аорту, несущую кровь к голове, мускулатуре и по всем внутренним органам. Венозная кровь возвращается в сердце по непарной хвостовой вене и по парным задним и передним кардиальным венам. Правая задняя кардиальная ве­на проходит через почки, не разветвляясь, а левая дает сеть капилляров. Воротная система почек развита только в левой почке. Задние кардиальные вены сливаются с передними и образуют кювьеровы протоки. Подкишечная вена проходит через печень и, распадаясь там на капилляры, об­разует воротную систему печени. Из печени выходит печеночная вена, впадающая, как и кювьеровы протоки, в венозный синус. У рыб в крови имеются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты имеют овальную форму и содержат ядра.

Выделительная система представлена парными лентовидными туло­вищными почками (мезонефрос, первичные почки), расположенными по бокам позвоночника почти вдоль всей полости тела. От каждой почки от­ходят мочеточники, сливающиеся в общий проток и впадающие в моче­вой пузырь, который самостоятельным отверстием мочеиспускательного канала открывается позади анального отверстия во внешнюю среду у костных рыб, а у хрящевых отверстие мочеиспускательного канала открывается в клоакальную полость. Че­рез почки выводятся продукты азотистого обмена - мочевина, раство­ренная в воде. Основным конечным продуктом азотистого обмена являет­ся аммиак. Он обладает высокой токсичностью, и накопление его в крови в больших концентрациях нежелательно, вредно для организма. Благо­даря растворимости аммиака в воде выделение продуктов обмена возмож­но через жабры и кожу.

Половая система. Раздельнополые. Половые железы парные. Оплодо­творение у костных рыб наружное. Развитие прямое. Икра богата желтком, и последую­щее развитие осуществляется во внешней среде. Рыбы являются анамниями, т.е. позвоночными животными, чьи зародыши не имеют специальных зародышевых оболочек, и развитие их протекает в водной среде.

Особенности размножения костных рыб:

1. У большинства рыб осуществляется выметывание (нерест) большого количества икры в воду, где происходит ее оплодотворение и разви­тие зародышей (речной окунь). При этом большое количество икри­нок погибает на ранних стадиях развития от хищников или попадая в неблагоприятные условия. Существуют нерестовые

Общая характеристика рыб

миграции. Проходные рыбы осуществляют миграцию из морей в реки. Лососе­вые - кета, горбуша - проделывают длинный путь из моря в реки, где существует благоприятный кислородный режим для развития икры. Некоторые (речной угорь) плывут на нерест из рек в моря.

2. Выметывание небольшого количества икры, которая благодаря за­боте о потомстве имеет больше шансов на выживание (например, са­мец трехиглой колюшки строит гнезда, самец морского конька вы­нашивает развивающуюся икру в специальной сумке и др.).

3. Яйцеживорождение (гуппи, меченосцы) - из половых путей самки появляются личинки, превращающиеся при переходе к самостоя­тельному питанию в мальков.

У хрящевых рыб оплодотворение внутреннее, яйца развиваются в яйцеводах, количество эмбрионов не велико.

Рыбы, являясь элементом биологического разнообразия, имеют огромное значение в природе как потребители создающегося в воде растительного вещества. Рыбы являются переносчиками вещества и энергии по пищевым цепям. Кроме того, рыбы продуцируют хозяйственно ценные продукты (мясо, жир) и могут быть активно использованы человеком.

Рыбы как биологическая группа возникли в ходе эволюции на Земле в силуре палеозойской эры (435 - 400 млн. л.н.). Уже в девоне они представляли господствующую группу организмов во всех типах водных бассейнов. До настоящего времени сохранились лишь две ветви эволюции рыб: хрящевые и костные рыбы.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции