Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Понятие об активном и пассивном составе лексики. Понятие о пассивном и активном составе словаря

Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Что такое спряжение?

Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят . Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут . Следовательно, это глагол первого спряжения.

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы- , которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит , нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить .

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить . Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь . Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать . Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму - пилить . На конце слова -ить , следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть , зависеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть . Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

4 глагола на -ать , которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать , слышать, держать, дышать . Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ .

И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ .

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать . При их спряжении получается следующая картина.

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы : если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать .
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости от типа спряжения:

Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют): несу, несешь, несет, несем, несете, несут;

Глаголы II спряжения имеют окончания -у(-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят):сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.

Спряжение глаголов определяется двумя способами: но личному окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (петь - пою"т); сидеть - II спр. (сидеть - сидя"т) и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное.

Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ить (иться):вялить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, канителиться, косить, кружить, лакомиться, манить, мерить, молить, нарядить, нездоровиться, нравиться, нянчить, пениться.

Исключения: брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется - зиждутся) - имеют окончания I спряжения; четыре глагола на ать (аться): гнать, держать, дышать, слышать и семь глаголов на еть (еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть - имеют окончания II спряжения.

Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на ать, еть, уть, а также глаголы на оть с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Вот некоторые из них: бормотать, выздороветь, греть, закабалять, закаляться, кликать, колебать(-ся), колоть, колыхать(-ся), краснеть, лепетать, лопотать, молоть, обожать, омрачать, паять, плакать, пороть, считать, сыпать, таять, топтать, тянуть, шептать.

Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым , т. е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных -- окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).

Глаголы стлать и стелить и производные от них: выстлать - выстелить, застлать - застелить, постлать - постелить, перестлать - перестелить и др. - имеют личные окончании I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению:выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.

В неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять, чаять, чуять пишется суффикс -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь(но: таи"шь от таи"ть), тает, таем, таете, тают.

От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.

Глагол мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.

У многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят (выговорить - говорить), выспишься - спишь(выспаться - спать), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).

Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- (2-е л., ед. ч.) и окончания -те (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете или -ите. Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются; ср.: Пиши"те аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пи"шете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение), а у глаголов II спряжения такие формы совпадают в написании; ср.: Держи"те ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно де"ржите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).

Задания. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1) умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром

2) пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова

3) расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся

4) они всех ненавид..т, ре..щее знамя

Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив. Вариант №1. Не хвал..тся - хвалиться, глагол на -ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем - Я. Бор..щийся - бороться, первое спряжение, вставляем - Ю. Вариант №2. Пыш..щий - пыхать, первое спряжение, У. Кол..т - колоть, первое спряжение, Ю. Вариант № 3. Расстила..щиеся - расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся - обидеть, исключение, второе спряжение, Я. Вариант №4. Ненавид…т - ненавидеть, исключение, второе спряжение, Я. Ре..щее - реять (см. Подсказка), первое спряжение, Ю. Таким образом, правильный вариант №2.

1) обгон..шь, знач..мый

2) назнач..шь, сдвига..мый

3) вытр..шь, налад..вший

4) засохн..шь, исправ..вшийся

В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) постел..шь, вер..вший

2) выход..шь, провер..нный

3) наде..шься, разве..нный

4) огранич..шь, слыш..мый

В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) колебл..шься, исследу..мый

2) гон..шь, расставл..нный

3) потерп..шь, скле..нный

4) бре..шься, дремл..щий

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Подсказка.

ЕНН А-НН
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве)
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве)
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду)
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам)
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес)
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо)
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно)
выкач-енн-ый (выкатить) выкач-а-нн-ый (выкачать)

Алгоритм действий.

1. Определите время причастия или глагола.

2. Поставь в начальную форму.

3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.

4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.

Разбор задания.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1) умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром

2) пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова

3) расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся

4) они всех ненавид..т, ре..щее знамя

Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив.

Вариант №1.

Не хвал..тся – хвалиться, глагол на –ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем – Я. Бор..щийся – бороться, первое спряжение, вставляем – Ю.

Вариант №2.

Пыш..щий – пыхать, первое спряжение, У. Кол..т – колоть, первое спряжение, Ю.

Вариант № 3.

Расстила..щиеся – расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся – обидеть, исключение, второе спряжение, Я.

План

Введение

1. Понятие активного и пассивного запаса языка

2. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

2.1 Активный словарь

2.2 Пассивный словарь

Заключение

Список литературы


Введение

активный пассивный словарный речевой


1. Понятие активного и пассивного запаса языка

Утверждение о том, что устаревшая лексика принадлежит к пассивному запасу языка, общепризнано. Об этом писали многие. С этим, насколько известно, не спорил никто. Однако, как показывает анализ лексикографической теории и практики, в понимании соотношения понятий "устаревшая лексика" и "пассивный словарный запас языка" (или, иначе, "периферия языка") имеются существенные "перекосы". Но прежде чем говорить о них, напомним, какое содержание традиционно вкладывается лингвистами в понятие "пассивный запас языка" периферия языка" и "устаревшая лексика".

Как известно, понятие активного и пассивного запаса языка в лексико- графическую теорию и практику ввел Л.В. Щерба (в работе "Опыт общей теории лексикографии"). К пассивному лексическому запасу Щерба относил слова, которые стали менее употребительными и круг использования которых сузился. В современном языкознании существует несколько точек зрения на пассивный словарный запас языка. В одном случае в пассивный словарь языка лингвистами включается "часть словарного состава языка, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями означаемых ими явлений (названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена) или лексических единиц, известных только части носителей языка (архаизмы, неологизмы), используемых только в отдельных функциональных разновидностях языка (книжная, разговорная и другая стилистически окрашенная лексика)". Это понимание пассивного лексического запаса отражено в "Лингвистическом энциклопедическом словаре" и разделяется Б.П. Баранниковой и А.А. Реформатским, Д.Э. Розенталем и М.А. Теленковой и др. исследователями. Сторонники другой точки зрения утверждают, что пассивный словарь - это "часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление". Такое понимание пассивного словарного запаса языка отражено в энциклопедии "Русский язык" и поддерживается Н.М. Шанским, М.И. Фоминой, Ф.П. Сороколетовым и др. Эта точка зрения на пассивный словарь является более "узкой", т.к. включает в него лишь часть устаревшей (устаревающей) лексики и часть неологизмов. И то и другое отмечено наличием временного компонента в характеристике, низкой частотностью употребления и, как следствие, периферийной позицией в словаре. Еще одно мнение по этому поводу основывается на разграничении понятий язык и речь: "понятия "активный" и "пассивный" словарь относятся прежде всего не к языку, а к речи, т.е. к языковой деятельности отдельных индивидов, поэтому активный и пассивный словари разных людей, относящихся к разным общественным группам, профессиям, к разным местностям, могут и не совпадать". Н.М. Шанский предупреждает о том, что пассивный словарный запас языка не следует путать с пассивным запасом слов того или иного носителя языка, зависящим от его профессии, образования, повседневной работы и т.д.". Как отмечает З.Ф.Белянская, "нечеткое разграничение явлений языка и речи сказалось на отнесении Л.А. Булаховским к пассивному словарному составу языка слов специального употребления, архаизмов, неологизмов, диалектизмов и многих заимствований, а А.А. Реформатским также экспрессивных выражений" .Некоторые ученые отказались от термина "пассивный словарь". Так, П.Я. Черных считает, что "правильнее было бы говорить о разной степени активности слов" и "периферии действующего словаря", т.е. о словах, "которыми говорящие пользуются в разговоре о чужих и чуждых их повседневному быту предметах мысли".П.Н. Денисов, описывая лексическую систему в терминах полевой структуры, включает устаревшую лексику в периферийную зону.Традиционно термин устаревшая лексика используется как обобщающее понятие по отношению к терминам историзм и архаизм. При этом под историзмами понимаются устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они называли. К архаизмам относят лексемы, называющие существующие реалии, но вытесненные по лингвистическим или экстралингвистическим причинам из употребления синонимическими единицами. Таким образом, историзмы не имеют параллелей в современном языке, архаизмы же, напротив, имеют в современном языке синонимы. У лингвистов нет единого мнения о том, считать ли историзмы фактами современного языка, находящимися на его периферии, или же фактами, ушедшими за границы языка и, следовательно, выпавшими из его лексической системы.

2. Лексика русского языка сточки зрения активного и пассивного запаса

Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономической, социальной, политической жизнью народа. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними - и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.

К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы). Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются. В современном языке к ним обращаются лишь в том случае, когда нужно назвать вышедшие из употребления предметы, явления, например в специальной научно-исторической литературе, а также в языке художественных произведений с целью воссоздания той или иной исторической эпохи. Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греч. archaios - древний). Например: понеже - потому, вежды - веки, гость - торговец, купец (по преимуществу - иноземный), гостьба- торговля и др. Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка. Например: тать - вор, разбойник; стрый - дядя по отцу, стрыиня - жена дяди по отцу; уй - дядя по матери; стремь - вниз; строп- 1) кровля и 2) небесный свод; вежа - 1) шатер, кибитка, 2) башня; тук - жир, сало и многие другие. Некоторые из архаизмов сохраняются в современном языке в составе фразеологизмов: попасть в впросак, где просак - прядильный веревочный станок; ни зги не видно, где зга (стьга) - дорога, дорожка; бить челом, где чело - лоб; с жиру беситься, где жир - богатство; беречь как зеницу ока, где зеница - зрачок и т. д.

Слова не могут переставать употребляться внезапно, вдруг исчезать. Переход из активного словаря в пассивный происходит постепенно. Важно учитывать то, когда мы встречаем устаревшее слово в языке, например, того или иного писателя прошлых лет, что им (т.е. писателем) это слово вполне могло осознаваться как общеупотребительное, относиться к активному словарному запасу. Но также вполне может быть, что автор сознательно прибегает к архаизации языка своего произведения. Следовательно, всегда важно обращаться к контексту: 1.культурно-историческому (когда жил автор, какие события происходили в то время в области политики, общественной и культурной жизни и т.д.); 2.контексту самого произведения. С какой целью использует автор такие слова: для придания особой торжественности, для создания иронии и т.д.

Весь словарь, в связи с постоянными изменениями в общественной и культурной жизни, на которую язык всегда «реагирует» и в которой всегда «участвует», весь словарь можно разделить по характеру употребления слов на две большие группы:

1.Активный состав лексики . Сюда относятся слова, которые используются носителями языка постоянно, давно вошли в язык и понятны всем.

2.Пассивный состав лексики . Сюда вошли наименования тех предметов, понятий, качеств, которые уже утратились, исчезли в процессе истории. Или, наоборот, это совсем новые слова, которые являются еще не освоенными, и это чувствуют носители языка (т.е. основная масса грамотных, культурных людей, не обязат. только лингвисты или литературоведы).

Слова из пассивного состава делятся на 3 группы (условно):

1.устаревающие

2.устаревшие

Рассмотрим их:

1.Устаревающие – слова, которые все реже используются в СРЯ. М.б. в словаре помета «устаревающее». Это касается особенно произношения и форм слов, у которых есть варианты: одни варианты сейчас используются активно, а другие теперь стали малоупотребительными (но когда-то они входили в активный состав).

Ударен.: #Директор – дире кторы (сейчас: директора )

Профе ссоры/профессора

То поли/ тополя

2.Устаревшие – слова. Как правило, не встреч. В СРЯ. Сюда входят: историзмы, архаизмы.

Историзмы – это слова, которые вышли из активного словаря, т.к. когда-то они называли вполне понятные для своей эпохи реалии, а теперь эти реалии утрачены. Основная группа историзмов понятна современным носителям русского языка, но такие слова почти не употребляются в речи, используются в определенных стилистических целях (например, при воссоздании колорита эпохи и т.д.). Историзмы могут быть использованы при описании давным-давно ушедших времен, а могут относиться к более близкому нам историческому отрезку.

# Боярин, стрелец, кольчуга, арбалет, опричник. Слова 20-го в.: нэпман (НЭП-новая экономич. политика), трудодни, продналог .

Совсем забытые слова: ратай, гридень

Скорее всего, историзмы появляются в языке по внеязыковым (экстралингвистическим) причинам: например, из-за устаревания предметов быта, оружия, развития техники и т.п.

Поэтому в СРЯ синонимов историзмам подобрать нельзя.

Архаизмы (от греч. arhaios - древний) – это устаревшие слова, обозначающие реалии, которые не были бесследно утрачены, а названы по-другому.

# Глагол – речь; вепрь – кабан; сей – этот; особливо – особенно; позор – зрелище; виктория – победа; рескрипт – указ.

Если историзмы – это слова, которые ушли из активного словаря навсегда, то архаизмы могут возвращаться в активный словарь из пассивного.

Указ, майор, вождь (в 20-е гг. 20 в. вновь стало использоваться активно, а до этого еще во времена Пушкина было отнесено к устаревшим словам и даже в словаре была особая помета).

Типы архаизмов

1.Лексические архаизмы – это слова, которые устарели во всех своих значениях и имеет в СРЯ соответствующий синоним.

# Выя – шея; отроковица – девочка-подросток; брадобрей – парикмахер; льзя – можно; лицедей, комедиант – актер

2.Семантические архаизмы – это слова, которые сохранились в СРЯ, но имеющие еще и устаревшее значение.

#В СРЯ позор – «бесчестье», а в прошлые эпохи имело значение «зрелище », а позорить значило «выставлять на всеобщее обозрение»

Живот в значении «жизнь »; гость купец ;

Пушкин «Капитанская дочка»: «Схвачен был башкирец с возмутительными листами» - в знач. «призывающий к возмущению, восстанию». Ср. в СРЯ – другое значение, ср. выражения: возмутительное поведение; возмутительный поступок.

3.Фонетические архаизмы – это слова, которые отличаются от современных своим фонетическим обликом (обычно одним-двумя звуками):

#осьмнадцать – восемнадцать; пиит – поэт; гистория – история; зерцало – зеркало («Юности честное зерцало»); нумер – номер.

У некоторых слов в СРЯ теперь другое ударение, не такое, какое было раньше (их называют еще акцентными архаизмами):

Музы ка; призра к; симво л .

Лермонтов: Ее насмешливый призра к

И днем и ночью дух тревожит

4.Лексико-словообразовательные (= морфологические) архаизмы - слова, которые имеют в СРЯ иную морфологическую структуру.

#Нервический – нервный; бедство – бедствие; рухнуться – рухнуть (Достоевский:«Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке»); пастырь - пастух

  1. Новые слова.

Неологизмы (греч. neos – новый + logos – понятие, слово). Появление новых слов в языке – процесс, противоположный устареванию слов.

I. Общеязыковые неологизмы . Возникают в языке в связи с появлением каких-либо новых понятий.

# Комсомол, пятилетка . Компьютер . Промоушен . Назван. новых музыкальных направлений: рэп . Названия новых отраслей науки: астрофизка, биофизика, эргонимика – и ученых этих областей стали называть астрофизиками, биофизиками, эргономами . Назван. лекарств: новопассит .

Характерно, что вновь появившееся слово тут же ведет к появлению нового слова, создающегося по определенному образцу (электрон => политрон- теплотрон – климатрон - микротрон).

1. Собственно лексические неологизмы . Способы поступления в язык: например, слово существует в языке, вдруг у него появляется новый синоним. Один вытесняет другой и один из них переходит в состав пассивного словаря (т.е. архаизация).

# Сейчас говорят паровоз вместо пароход .

В стихотв. поэта 19 в. Кукольника: Быстро мчится в чистом поле пароход.

Пароход вместо пироскаф .

Различие вместо разнота и разность .

Пушкин «ЕО»: Сперва взаимной разнотой они друг другу были скучны…; Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной.

Или слова, которые образуются от слов, которые уже давно существуют в языке по словообразовательным моделям СРЯ:

# Космос – от него образованы: космонавт, космодром, космошлем и др.

Ракета – ракетоноситель, ракетчик, ракетоносец, ракетодром .

2. Лексико-семантические неологизмы . Слово давно существует в языке, но у него вдруг развивается новое значение.

# Бригадир : 1.«военный чин в русской армии 18 в.» 2.«руководитель коллектива людей на предприятии, заводе»

Династия: 1. «ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода» 2. «о тружениках, передающих из рода в род мастерство, славные трудовые традиции (трудовая династия )».

II. Индивидуальные неологизмы (= контекстуально-речевые; = окказиональные) .

Это слова, созданные отдельными личностями: поэтами, писателями, общественными деятелями с определенной стилистической целью.

Они могут входит в состав ЛЯ:

# Ломоносов, занимаясь наукой, создал слова: насос, маятник, созвездие, полнолуние, чертеж и др.

Н.М. Карамзин: влюбленность, рассеянность, трогательность, промышленность, будущность .

См. Шишков выступал против этого: По аналогии с прилагательным трогательный, наречием трогательно и существительным трогательность Шишков с иронией образует: «Птица есть тварь летательная и клевательная», «устал от многой ходительности», «он говорил со мною кусательно ». Шишков предлагает не использовать эти новые слова, а замены: вместо «Я видел трогательную сцену » - «Я видел жалкое и плачевное зрелище ».

Шишков говорил, что карамзинисты даже из русских слов пытаются сделать нерусские, вместо будущее время говорят будущность, настоящее время настоящность .

Обычно, неологизмы, созданные писателями в контексте своего произведения, не получают широкого распространения, и поэтому их новизна сохраняется долгие годы:

# Маяковский: змея двухметроворостая .

Или: Перья-облака, закат расканарейте !

Пролетает вечность – бесконечночасый распустила хвост.

Неологизмы создаются при помощи морфем, известных в языке: Чехов придумал такие слова: пассажирство – при помощи суффикса -ство (ср.братство; студенчество и т.д.). Омужчиниться (ср.обабиться); Охалатиться; обынтеллигентиться; окошкодохлиться .

Пушкин: кюхельбекерно .

Этимология – (греч. этимос «истинный»+логос «значение») – следовательно – наука об истинном значении слова.

1.Это раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем.

2.Происхождение и история конкретных слов и морфем. Например: Происхождение слова «выдра», можно сказать «Этимология слова выдра »

Учитываются строение слова в прошлом, словообразовательный способ от соответствующей производящей основы, источник и время появления слова, если удается.

Привлекаются данные смежных дисциплин: диалектологии, этнографии, археологии, истории.

Например, если это предмет, то обязательно надо учитывать, как он функционировал, как его использовали и т.д.

Око (т.е. глаз) однокоренное слово с окно .

Облако с обвалакивать .

Этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими.

Например, сходство слов выдра и выдрать является внешним, в действительности происхождение и история этих слов не имеют ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (ср. современное драть ), который родственен литовскому dirti – «сдирать», греческому «dero» (c тем же значением) и некоторым глаголам в других индоевропейских языках, а выдр а родственно литовскому udra в том же значении, греческим hydra – «водяная змея» и hydоr – «вода» (буквально: выдра – «водяное животное»).

Словари:

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка.

Черных П .Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х томах. – М., 1994.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М., 2008.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции