Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Джавахарлал неру политика.  А.В.Горев, В.М. Зимянин "Джавахарлал Неру". Происхождение и семья


1. Введение. Джавахарлал Неру, краткая биография


Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец - Моти-лал Неру - адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905-1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии .

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929-1930, 1936-1937, 1946, 1951 - 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях - панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира - «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни .

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза - таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру - дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.


2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории


2.1 Экономические взгляды Джавахарлала Неру


В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются историко-экономические основы “курса Неру”.

Экономика, в понимании Неру, является ведущей сферой исторического процесса, который непосредственно влияет на всех, без исключения, области человеческой жизнедеятельности.

Неру отличал экономический рост как сугубо экономическую категорию, связанную с усовершенствованием орудий труда, от экономического роста как социально-экономической категории, которая возникла с внедрением кооперации. Невзирая на то, что Неру пытался преодолеть рьяное отношение к буржуазным коммерческим ценностям, разрушить обветшалые стереотипы периода феодализма и тем самым реформировать культурную традицию Индии, он не смог достаточно глубоко разобраться в некоторых вопросах денежно-кредитной политики, он также не разграничивал макро и микро уровни финансовой сферы. В своих исследованиях Неру хотел раскрыть, в первую очередь, моральную сущность экономических процессов, решить проблему моральной легитимации финансовой и денежно-кредитной политики. Неру определял двойное влияние финансовых олигархов на международную экономическую систему, и потому, с целью поддержки прогресса и финансовой стойкости государств, считал необходимым частично ограничивать и контролировать их деятельность. Неру считал, что побудительным мотивом капиталистического ведения хозяйства является личная выгода, а главными условиями существования капитализма является свободный мировой рынок и конкуренция .

Он указывал на противоречивость капитализма, а также на главную экономическую проблему капитализма – отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и услугами, то есть несостоятельностью решить проблему деления снова созданного богатства. Все же таки Неру признавал прогрессивность капитализма, который решил проблему производства и подал много полезных уроков в области управления. Он вывел зависимость “производство - денежное накопление”, которая с учетом его склонности к выявлению взаимосвязей (денежное накопление-производство), позволяет допустить, что у него формировались элементы монетарного подхода. Империализм, по мнению Неру, был естественным порождением капитализма, сущностью которого было нарушение свободной конкуренции и неограничено стремление наживы. Неру выделял три периода в развитии империализма в Индом и отмечал, что с каждым периодом эксплуатация росла и приобретала все более “совершенную” форму, в результате чего Индия отстала в нормальном историческом развитии приблизительно на сто лет.

Обобщая макроэкономические взгляды Неру необходимо отметить: во-первых, он считал, что национальные монополии могут существовать только в пределах государственных образований; во-вторых, занимание государством или транснациональной компанией (ТНК) монополистического положения на любом сегменте мирового рынка Неру расценивал как естественную победу в честной конкуренции; в-третьих, государства, которые желают вступить в конкурентную борьбу с государством-монополистом или ТНК-монополистом, согласно Неру, должны проводить протекционистскую политику с целью создания равноправных условий для всех конкурирующих сторон; в-четвертых, интеграция в мировой рынок стран, которые развиваются, должен происходить постепенно и сбалансировано, чтобы не ослаблять внутренний рынок. “Социализация международной структуры”, по убеждению Неру, будет обеспечивать в будущем координацию, планирование и регуляцию внешнеэкономической деятельности всех цивилизованных стран. В историко-экономическом обосновании своего “курса” Неру акцентировал внимание на иррациональности капиталистической системы, необходимости ограничения конкуренции путем введения планирования, которое воплощает в себе дух науки и попытку применения продуманного научного метода, который обеспечивает широкую регуляцию и координацию. Неру осознавал, что индустриализация требует больших материальных средств, которые на первом этапе не окупаются. Однако, он считал, что единственным путем для решения проблемы безработицы в Индом является развитие новых отраслей промышленности и создания не средних, а больших промышленных предприятий.


2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру


В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса .

Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.


2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем


В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.

По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством .

Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации .

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.


3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру


3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии


Подраздел освещает осуществление социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией Индии.

Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг..

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command) .

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.


3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру


В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от самодовлиючеи исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.


4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру


Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал моральный подход к политике, за которым моральные принципы неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний класс является движущей силой социального прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его развития, как путем ограничения интересов большого капитала, который рвался к власти, так и путем активной борьбы с бедностью большинства индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую уверенность в прогрессивности демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индом стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ.

В качестве общественной идеологии Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального сознания, которое, в свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной концепции социализма. Основным содержанием данной теоретической концепции было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства .

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические и политические установки Неру создают своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру” было преодоление стихийности капиталистической системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индом не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации. Изрыл ускоренной индустриализации повлек в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора.

Цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения в мировоззрении Неру. Этот подход позволил Неру увидеть историческую необходимость сохранения связи Индии с Британским содружеством наций, углубить финансово-экономическое и научно-техническое сотрудничество из СССР и США, распространить цивилизационное влияние на ПСА. Политика неприсоединения для Неру была не только наиболее выгодной внешнеполитической стратегией Индии, а также одним из методов построения “современной цивилизации”, которая должна была создать условия для полноценного развития всех наций. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая в сочетании с методологическими ошибками в его исторических исследованиях обусловило отрыв политической практики Неру от самовыключения исторической традиции Китая. Рядом с несостоятельностью Неру подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, к существенным просчетам Неру также следует отнести и то, что он не смог обеспечить преемственность своей идеологической и политической линии.

Модернизация Индии под руководством Неру стала эмпирической базой для формирования более зрелых концепций модернизации, в которых ученые отказались от “вестернизации”, то есть решение проблем модернизации в позитивистском социологическом плане. На фундаментах своих исторических исследований Неру пришел к пониманию специфики, своеобразия и исторического наследия не только Индии, но и других стран и народов. Это позволило ему поддерживать стабильность и удерживать относительное политическое единство индийского общества, контролировать заданный превращением темп при неизменной структуре реформ.

Таким образом, благодаря большому опыту общественно-политических исследований, Неру смог творчески подойти к политике модернизации и в своей политической деятельности превзойти концепции модернизации, которые предлагались социологической и политической науками его времени.


Список использованной литературы


2. Евтушенко А.Б. Трансцендентное в формировании политической культуры государственного деятеля: анализ взглядов и деятельности Джавахарлала Неру // Москва, изд. Лидер 1999 г.

3. Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. – Киев 2000 г.

5. Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год.



Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год.

Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру Москва, изд. «Политическая литература», 1989 год.

Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. – Киев 2000 г.

Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру Москва, изд. «Политическая литература», 1989 год.

Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец -- Моти-лал Неру -- адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905--1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год..

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929--1930, 1936--1937, 1946, 1951 -- 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях -- панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира -- «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год..

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза -- таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру -- дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.

Влиятельный лидер Индийского движения за независимость и политический наследник Махатмы Ганди, Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром страны в 1947 году. Столкнувшись с проблемой объединения огромного населения, разнообразного в культуре, языке и религии, он успешно провел различные экономические, социальные и образовательные реформы, которые снискали ему уважение и восхищение миллионов индийцев.

Его политика неприсоединения и Panchscheel-принципы мирного сосуществования - управляла международными отношениями Индии до начала китайско-индийской войны в 1962 году, которая способствовала его ухудшению здоровья и последующей смерти в 1964 году, закончив свой 17-летний пост. Его дочь, Индира Ганди, и внук, Раджив Ганди, позже служил премьер-министрами.

Джавахарлал Неру: молодость и семья

Джавахарлал Неру родился в богатой семье Кашмирского Брахмана в Аллахабаде 14 ноября 1889 года. Обучался у себя дома до 15 лет, Неру впоследствии посещал Харроу в Англии, а позже, Тринити-колледж, Кембридж. Изучив юриспруденцию в лондонском внутреннем храме, он вернулся в Индию в возрасте 22 лет, где он практиковал юриспруденцию со своим отцом и выдающимся барристером, Motilal Nehru.

В 1949 году, после того, как владельцы зоопарка убили большинство диких животных Токио, чтобы предотвратить их от побега во время воздушной атаки Второй Мировой Войны, Неру обрадовался японских детей, представив зоопарк Уэно с индийским слоном.

В 1916 году, через четыре года после того, как его родители заключили подходящее соглашение, Неру женился на 17-летнем Камале Кауле. В следующем году родился их единственный ребенок, Индира Приядаршини.

Джавахарлал Неру: Политическое Пробуждение

Узнав об аресте уважаемой теософистки Энни Бесант в 1917 году, Неру был перемещен в Всиндийскую Лигу самоуправления, организацию, посвященную получению самоуправления в Британской империи. В апреле 1919 года британские войска открыли огонь по тысячам безоружных гражданских лиц, которые протестовали против недавно принятого законодательства, разрешающего задержание подозреваемых политических врагов без суда. Резня в Амритсаре, в которой были убиты 379 индейцев и ранены более тысячи других, возмутила Неру и еще больше укрепила его решимость завоевать независимость Индии.

Во время движения за отказ от сотрудничества (1920-22), возглавляемого Махатмой Ганди, Неру впервые был заключен в тюрьму за действия против британского правительства и в течение следующих двух с половиной десятилетий провел в общей сложности девять лет в тюрьме.

В 1929 году Джавахарлал был избран президентом Индийского национального конгресса-его первая руководящая роль в политике, — благодаря чему он продвигал цель полной независимости от Великобритании, а не статуса доминиона. В ответ на британский декларации участие Индии в войне против Германии в начале Второй мировой войны не консультируясь с индийскими лидерами, члены Конгресса 8 августа 1942 года приняли резолюцию о выходе из Индии, требуя политической свободы от Великобритании в обмен на поддержку военных действий. На следующий день британское правительство арестовало всех лидеров Конгресса, включая Неру и Ганди.

Джавахарлал Неру: проблемы и Наследие премьер-министра

15 августа 1947 года Индия, наконец, обрела независимость, и Неру стал первым премьер-министром страны. На фоне празднования вновь обретенной свободы также наблюдались значительные потрясения. Массовое перемещение, последовавшее за разделением на отдельные страны-Пакистан и Индию, а также споры по поводу контроля над Кашмиром, привели к потере имущества и гибели нескольких сотен тысяч мусульман и индусов.

На протяжении своего 17-летнего руководства Неру выступал за демократический социализм и секуляризм и поощрял индустриализацию Индии, начиная с осуществления первого из его пятилетних планов в 1951 году, в которых подчеркивалась важность увеличения сельскохозяйственного производства.

Он также способствовал научно-техническому прогрессу путем создания высшего образования и провел различные социальные реформы, такие как бесплатное государственное образование и питание для индийских детей, юридические права женщин, включая право на наследование имущества и развод со своими мужьями, а также законы, запрещающие дискриминацию по признаку касты.

Во время Холодной войны, Джавахарлал Неру проводит политику неприсоединения, в котором он исповедует нейтралитет, но был раскритикован, когда он отказался выступить с осуждением советского вторжения в Венгрию в 1956 году и позже просит иностранной помощи после того, как Китай вторгся в Индию северной границе в 1962 году.

Конфликт, известный как китайско-Индийская война, оказал пагубное воздействие на здоровье Неру, что привело к тяжелому инсульту в январе 1964 года и его смерти через несколько месяцев 27 мая

Популярные Цитаты Джавахарлала Неру

Джавахарлал Неру был ключевым политическим лидером партии Индийского национального конгресса и первым премьер-министром Индии. Он был главной фигурой в международной политике после войны, в которой он также считался лидером интересов третьего мира. Он также хорошо известен своей привязанностью к детям и упоминается как ChaCha Nehru и Pandit Nehru или Panditji. Вот список некоторых из его популярных цитат, которые могут вдохновить вас.

«Силы в капиталистическом обществе, если их не остановить, как правило, делают богатых богаче, а бедных беднее.”

«Невежество всегда боится перемен.”

«То, что мы являемся на самом деле, имеет значение больше, чем то, что другие люди думают о нас.” –Джавахарлал Неру

«Время измеряется не годами, а тем, что человек делает, что он чувствует и чего он добивается.” –

«Вы не меняете ход истории, поворачивая лица портретов к стене.”

«Искусство людей — это настоящее зеркало их ума.”

«Культура-это расширение разума и духа.”

«В жизни нет, пожалуй, ничего настолько плохого и опасного, как страх.”

«Те, кто готов умереть за любое дело, редко бывают побеждены.” – Джавахарлал Неру

«Демократия и социализм-это средство достижения цели, а не сама цель.”

«Давайте будем немного смиренными; давайте думать, что истина может быть не совсем с нами.”

«Неудача приходит только тогда, когда мы забываем о наших идеалах, целях и принципах.” –

«Теория должна быть отождествлена с реальностью.”

«Гражданство заклюается в службе страны.” – Джавахарлал Неру

«Социализм-это не только образ жизни, но и определенный научный подход к социально-экономическим проблемам.”

«Человек, который убегает, подвергает себя опасности больше, чем человек, который сидит тихо.” – Джавахарлал Неру

«Демократия-это хорошо. Я говорю это, потому что другие системы хуже.”

«Единственной альтернативой сосуществованию является совместное уничтожение.” –

«Наш главный недостаток заключается в том, что мы больше склонны говорить о вещах, чем делать их.” – Джавахарлал Неру

«Мы живем в удивительном мире, который полон красоты, очарования и приключений. Нет конца приключениям, которые мы можем иметь, если только мы ищем их с открытыми глазами.”

«Слишком легко сделать предложения, а потом попытаться избежать последствий того, что мы говорим.”

«Без мира все остальные мечты исчезают и сводятся к пеплу.”

«Это привычка каждого государства-агрессора утверждать, что оно действует в обороне.” –Джавахарлал Неру

«Чисто агитационное отношение недостаточно для детального рассмотрения темы.”

«Великие дела и маленькие люди заболевают вместе.”

«Каждая мелочь имеет значение в кризис.”

«Факты являются фактами и не исчезнут из-за ваших симпатий.”

«Слишком осторожная политика-это самый большой риск для всех.” – Джавахарлал Неру

Предшественник: Должность учреждена Преемник: Гулзарилал Нанда (и.о.)
Лал Бахадур Шастри Рождение: 14 ноября (1889-11-14 )
Аллахабад , Британская Индия Смерть: 27 мая (1964-05-27 ) (74 года)
Нью-Дели Отец: Мотилал Неру Супруга: Камала Неру Дети: дочь: Индира Партия: ИНК Образование: Кембриджский университет Профессия: Юрист Награды:

Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной .

Труды

Публикации на русском языке
  • Неру Дж. Автобиография / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, В.Ч. Павлов, В.Н. Мачавариани, Б.В. Поспелов. - М .: , 1955. - 655 с. (в пер.)
  • Неру Дж. Открытие Индии / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов; Ред. перевода В.Н. Мачавариани. - М .: Издательство иностранной литературы , 1955. - 652, с. (в пер.)
  • Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В трёх томах = Лондон, 1949 / Джавахарлал Неру / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского, П. В. Куцобина, А. Л. Нарочницкого . - М .: Прогресс , 1977. - 25 000 экз. (в пер., суперобл.) (Переиздано - 1981; 1989, ISBN 5-01-001834-9)
  • Неру Дж. Открытие Индии. В двух томах / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, И.С. Кливанская. - М .: Политиздат , 1989. - 75 000 экз. - ISBN 5-250-00853-4 (в пер.)

Память

См. также

  • Индира Ганди - дочь Джавахарлала Неру

Примечания

Литература

  • Горев А. В., Зимянин В. М. Неру / Александр Горев, Владимир Зимянин. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 416 с. - (Жизнь замечательных людей). - 150 000 экз. (в пер.)
  • Мартышин О. В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1981. - 312 с. - 8 000 экз.
  • Ульяновский Р. А. Джавахарлал Неру // Три лидера великого индийского народа / Р. А. Ульяновский. - М .: Политиздат , 1986. - 232 с. - 100 000 экз.
  • Вафа А. Х., Литман А. Д. Философские взгляды Джавахарлала Неру. - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1987. - 288 с. - 5 000 экз.
  • Джавахарлал Неру. Воспоминания. Исследования / Отв. редакторы и составители Э. Н. Комаров и Л. В. Митрохин; . - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1989. - 208, с. - 5 000 экз. - ISBN 5-02-016703-7 (в пер.)
  • Сарвепалли Гопал. Джавахарлал Неру. Биография (2 тома) = Javaharlal Nehry. A Biography / Переводчик И. М. Кулаковская-Ершова. - М .: Прогресс , 1989. - 896 с. - 37 000 экз. - ISBN 5-01-001567-6
  • Володин А. Г., Шаститко П. М. «Пусть не обманет надежда!..» Жизнь и борьба Джавахарлала Неру. - М .:

хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; известен также как Пандит (Учёный) Неру

первый премьер-министр независимой Индии, один из самых видных политических деятелей мира

Краткая биография

– политический деятель мирового масштаба, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди , министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).

Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889 г. Его отцом был известный адвокат Мотилал Неру, который стал одним из первых индийских политических деятелей. Джавахарлал Неру получил домашнее образование, продолжил обучение в Харроу, а также в Кембриджском Университете (Тринити-колледже). По завершении образования вернулся на родину, работал юристом.

В 1916 г. состоялось его знакомство с Мохандасом Ганди, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии. Впоследствии Неру превратился в его ближайшего соратника, пользовавшегося теми же методами в борьбе за независимость Индии от британских властей (ненасильственное сопротивление). Неру стал членом Индийского национального конгресса (ИНК); наставничество Ганди помогло ему выдвинуться на пост генерального секретаря ИНК, который он занимал на протяжении 1923-1925 гг.; в тот же период он был и сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.

В 1929 г. Дж. Неру был провозглашен лозунг о независимости своей страны, еще через два года на съезде партии в Караги он стал во главе создания всеиндийской программы по развитию в социальной и экономической сферах. В 1930-ых гг. был среди тех, кто занимал резко негативную позицию по отношению к милитаризму и фашизму. За период до 1947 г. ему пришлось в общей сложности более десятка лет провести в тюремных застенках.

С 15 августа 1947 г., после того, как его страна стала независимой, он занял пост премьера-министра Индии, и первым государственным деятелем на этой должности он пробыл до самой смерти. Остался Неру на этом посту и в результате первых всеиндийских выборов (1951-1952), по итогам которых Индийский национальный конгресс вернулся к власти.

Джавахарлала Неру неслучайно называли строителем новой Индии, ведь именно ему принадлежала заслуга разработки главных принципов становления и развития государства, его как внутренней, так и внешней политики. Они получили известность как «курс Неру». Первый премьер-министр придерживался позиции, что государство должно активно вмешиваться в национальную экономику, но при этом не недооценивал значения для социального и экономического развития страны частной инициативы, считая ее главным двигателем и стимулом. Под его началом индийское правительство провело ряд масштабных мероприятий, направленных на ликвидацию отсталости населения и страны в целом. Экономика Индии развивалась по разработанными под руководством Неру планам на пятилетки, которые были реализованы на протяжении 1951-1966 гг.

В апреле 1954 г. индийский руководитель провозгласил «панчашилу» - так назывались пять принципов, на которых основывалось мирное сосуществование разных социальных систем. Индия выбрала для себя курс позитивного нейтралитета, который предусматривал независимость страны в равной степени от восточного и западного блока. В то же время Неру был сторонником активного развития дружеских отношений с Советским Союзом. Индийский лидер был участником трехсторонних консультаций вместе с Иосипом Броз Тито и Гамалом Абдель Насером, после которых возникло Движение неприсоединения, куда вошли страны, чья экономика кардинально отличалась от советской и капиталистической модели.

Биография из Википедии

Джавахарла́л Не́ру (хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; известен также как Пандит (Учёный ) Неру ) (14 ноября 1889 года, Аллахабад, Британская Индия, - 27 мая 1964 года, Нью-Дели) - один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения. Под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем Индийского национального конгресса, а в дальнейшем, после обретения страной независимости 15 августа 1947 года, первым премьер-министром Индии. Оставался на этом посту вплоть до 27 мая 1964 года, когда умер от сердечного приступа. Отец Индиры Ганди и дед Раджива Ганди, которые были третьим и седьмым премьер-министрами Индии соответственно.

Вступив в должность премьер-министра, во внешней политике Неру занял нейтральную позицию, подразумевающую независимость Индии как от западного, так и от восточного блоков. Ввиду этого он вместе с Гамалом Абдель Насером и Иосипом Брозом Тито принял участие в трёхсторонних консультациях, предшествовавших созданию Движения неприсоединения, объединяющего страны с экономикой значительно отличающейся от либерального капитализма и советского этатизма. Однако впоследствии он признал, что нейтральная позиция по отношению к международному коммунизму, проводящему агрессивную экспансионистскую политику, была малоэффективна. Нападение Китая на Индию заставило его сблизиться со странами НАТО и отказаться от нейтралитета.

Во внутренней политике Неру был активным сторонником дирижизма, признавая при этом частную инициативу как основной функциональный двигатель для гармоничного экономического и социального развития.

Молодость

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в Аллахабаде в семье, принадлежащей к варне (касте) кашмирских брахманов. Его мать была Сваруп Рани (1863-1954), а его отец Мотилал Неру (1861-1931) был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс в 1919-1920 и 1928-1929 годах. Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди как «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу (Большой Лондон). Во время своего пребывания в Великобритании также он был известен как Джо Неру (Joe Nehru). В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета. Ещё в Англии его внимание привлекает деятельность только что возвратившегося из Южной Африки вождя индийцев в борьбе за национальную свободу Махатмы Ганди, который позднее становится непосредственным наставником и политическим учителем Джавахарлала Неру. После возвращения в Индию Неру поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.

8 февраля 1916 года, в день индуистского праздника, знаменующего приход весны, Джавахарлал женился на шестнадцатилетней Камале Каул. Через год после свадьбы у них родилась единственная дочь, которую назвали Индирой.

Молодёжный лидер

Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК, боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. Колониальные власти Великобритании неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров.

Председатель ИНК

В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. Также в этом году, Джавахарлал приехал на празднование десятилетия Октябрьской революции вместе с отцом Мотилалом Неру, сестрой Кришной и женой Камалой.

В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних - Всеиндийская мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых». В 1936 году, после выхода из тюрьмы, выступая на сессии Конгресса в Лакхнау, Неру заявил:

Я уверен, что единственный ключ к решению проблем, стоящих перед миром и перед Индией, - социализм. Когда я произношу это слово, я вкладываю в него не расплывчивый гуманистический смысл, а точное научно-экономическое содержание… Я не вижу иного пути уничтожения безработицы, деградации и зависимости индийского народа, кроме социализма. Для этого необходимы широкие революционные преобразования в нашем политическом и общественном строе, уничтожение богатых в сельском хозяйстве и промышленности… Это означает ликвидацию частной собственности (за небольшим исключением) и замену теперешней системы, основанной на погоне за прибылью, высшим идеалом кооперативного производства…

Первый премьер-министр Индии

24 августа 1946 года Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии - Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года - первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства - Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над Красным фортом в Дели. В ночь с 14 на 15 августа Джавахарлал Неру сказал, что:

Когда часы пробьют полночь и весь мир погрузится в сон, Индия проснется к жизни и свободе, в этот торжественный момент мы клянемся посвятить себя служению Индии, её народу и, что еще важнее, великому делу служения всему человечеству. Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелегким. Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям. Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии - дом, в котором смогут жить все её дети.

В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии.

Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86 % всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году - португальские анклавы на побережье.

В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру предупреждал народ:

Нельзя забывать, что бедность невозможно сразу превратить в богатство посредством какого-либо волшебства, применив социалистический или капиталистический метод. Единственный путь лежит через напряжённую работу, улучшение производительности труда и организации справедливого распределения продуктов. Это длительный и тяжёлый процесс. В слабо развитой стране капиталистический метод не предоставляет таких возможностей. Только с помощью планового социалистического подхода можно достичь непрерывного прогресса, хотя на это потребуется время.

Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия:

Не сбрасывая со счетов классовые противоречия, мы хотим решить эту проблему мирным путём на основе сотрудничества. Мы стремимся к сглаживанию, а не к обострению классовых конфликтов, и стараемся привлечь людей на свою сторону, а не грозим им борьбой и уничтожением… Теория классовых конфликтов и войн устарела и стала слишком опасной в наше время.

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру объявляет о смерти Ганди.
Фотограф: Анри Картье-Брессон.
(Одна из самых знаменитых фотографий 40-х годов)

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Важным направлением внешней политики правительства Неру 1950 - начале 1960-х гг. была ликвидация колониальных анклавов европейских государств на Индостанском полуострове. В 1954 году, после переговоров с французским правительством, в состав Индии были включены территории т. н. Французской Индии (Пондишерри и др.). В 1961 году после непродолжительной силовой операции индийские войска заняли португальские колонии на полуострове - Гоа, Даман и Диу (их присоединение к Индии было признано Португалией в 1974 году).

Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. В то же время он ясно очертил границы индийского нейтралитета:

Когда под угрозой находится свобода и справедливость, когда совершается агрессия, мы не можем быть и не будем нейтральными

Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. В Советском Союзе Неру посетил Сталинград, Ялту, Алтай, Тбилиси, Ташкент, Самарканд, Магнитогорск и Свердловск. В Свердловске (ныне - Екатеринбург) Неру с дочерью Индирой Ганди встречали тысячи простых горожан - индийский премьер был поражен таким радушием. В этом городе он посетил крупнейший завод «Уралмаш», с которым после Индия заключила контракт. С тех пор завод поставил в Индию более 300 экскаваторов. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции