Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Государственные банки в россии. Общая характеристика акционерных обществ с государственным участием

Помимо рассмотренных выше классификаций также следует ос­тановиться на делении капитала на государственный и частный. Од­нако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифи­цируются как частные.

Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвести­ции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не толь­ко займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые прави­тельствами, но и аналогичные потоки по линии международных ор­ганизаций - МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «офици­альной помощи развитию».

В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развиваю­щихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%

1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне -11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.

Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассмат­риваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, до­ля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %

Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и тем­пами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппи­ровать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031-9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля част­ных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высоки­ми темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и сред­ними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составля­ют 8,4 и 9,9%.



В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций прихо­дилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: про­изошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.

В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложе­ния, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напро­тив, государственные капиталы имеют более длительный срок оку­паемости, так как вкладываются главным образом в инфраструкту­ру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдает­ся рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кре­диты на строительство дорог, портов, электростанций, телекомму­никационных систем.

В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накоплен­ных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффек­тивными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.

минимальными.

Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых ино­странных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капита­лов.

Государство использует следующие меры регулирования :

Методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхо­вание и гарантирование кредитов;

Нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание техни­ческой помощи.

Важным практическим документом по регулированию ино­странных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

§ недискриминационный подход к странам-донорам;

§ национальный режим для иностранных инвесторов;

§ сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

§ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

§ обеспечение регистрации и конвертируемости;

§ устранение барьеров при вывозе капитала;

§ избежание двойного налогообложения;

§ соблюдение иностранными инвесторами наравне с собствен­ным национальным законодательством законов, администра­тивных правил и положений страны-реципиента;

§ разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестицион­ного проекта;

§ разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе общество в 2017 году при осуществлении закупок товаров, работ и услуг обязано руководствоваться требованиями N 223-ФЗ. N 44-ФЗ распространяется на это ООО только в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 15 этого Закона.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. К хозяйственным обществам относятся в том числе общества с ограниченной ответственностью ( ГК РФ).
На сегодняшний день не принято федеральных законов, которыми бы в Закона N 223-ФЗ вносились изменения, исключающие из сферы действия этого Закона общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО) со стопроцентной долей участия государства в уставном капитале. Поэтому в настоящее время ООО, в уставном капитале которого доля участия государства превышает 50% (в том числе составляет 100%), при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должно применять положения N 223-ФЗ. Если в упомянутую норму не будут внесены изменения, эта обязанность сохранится и в 2017 году.
Что касается от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то с 01.01.2017 в этот Закон вносятся изменения, дополняющие перечень заказчиков, которые обязаны будут при осуществлении закупок руководствоваться требованиями N 44-ФЗ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (см. от 03.07.2016 N 321-ФЗ).
Федеральных законов, в соответствии с которыми действие N 44-ФЗ с 01.01.2017 или с иной даты будет распространяться на хозяйственные общества с преобладающим участием государства, на сегодняшний день не принято. Единственный случай, когда ООО обязано применять нормы N 44-ФЗ, предусмотрен ч. 5 ст. 15 этого федерального закона. Согласно указанной норме (каких-либо изменений в нее на сегодняшний день не внесено) при предоставлении в соответствии с РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Таким образом, в 2017 году ООО со 100% долей участия государства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по-прежнему будет обязано руководствоваться требованиями Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

В целом можно выделить шесть вариантов формирования уставного капитала Центрального банка:
вариант: 100% капитала банка находится в собственности государства (например в Великобритании, Дании, России, Франции, ФРГ и др.).
вариант: 43% капитала банка находится в собственности частных лиц, а 57% - в собственности кантона (в Швейцарии).
вариант: 100% капитала банка находится в собственности банков и страховых компаний (в Италии).
вариант: 100% капитала банка находится в собственности федеральных банков - членов Федеральной резервной системы (в США).
вариант: 55% капитала банка находится в собственности государства, а 45% - в собственности частных лиц (в Японии).
вариант: 50% капитала банка находится в собственности федерации, а 50% - в собственности физических и юридических лиц-резиденюв (с согласия Министерства финансов государства).

Еще по теме 1. Участие государства в капитале Центрального банка:

  1. Назначение руководителя Центрального банка государства
  2. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику Центрального банка
  3. 11.2. Цели и направления кредитно-денежной политики государства. Роль Центрального банка в ее осуществлении
  4. Задача и цели центрального банка. Функции центрального банка
  5. 18. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, результаты. Норма обязательных резервов. Роль учетных ставок процента Центрального Банка. Операции на открытом рынке.

Государственное акционерное предприятие берет свои истоки еще с момента становления первого акционерного общества. В 1555г. было организовано первое акционерное общество Лондонскими деятелями. Важными функциями этого общества было заключение взаимовыгодных торговых сделок и ведение внешнеэкономической деятельности между Англией и Россией. При Петре 1 в 1757 году было организовано первое Российское акционерное общество, организованное за счет долей капитала своих инвесторов.

На сегодняшний момент, суть формирования такого общества осталась такой же. Регламентируется работа Акционерных обществ Законом об Акционерных обществах, который четко распределяет функции участников общества: исполнительных органов, общего собрания и совета директоров. Подразделяются общества на и закрытое, отличительной особенностью которых является открытостью или закрытостью в проведении продажи акций и информирования о деятельности предприятия массовому кругу лиц или ограниченному. Согласно поправке в Законе от 2014 года, Открытые акционерные общества называются Публичными акционерными обществами, а Закрытые – Непубличными акционерными обществами.

Что такое Государственное акционерное предприятие

Это организация, фирма, общество, компания, использующие в своей деятельности, направленной на извлечение прибыли, Государства и своих акционеров. Отличительной особенностью такого предприятия является то, что этой организационно - правовой формы принадлежит Государству и назначаются на управление предприятие руководители, выбранные государственными органами. В нашем случае можно назвать такое предприятие Акционерным обществом с государственным участием.

Очень часто можно услышать в обиходе про унитарные государственные предприятия, что же входит в это понятие? Слово унитарное означает имущество, используемое без права собственности. Значит, полностью унитарные предприятия занимаются такой же деятельностью, что и другие, но пользуются не своим имуществом, ответственность за которое закрепляется за всеми участниками предприятия. И разновидности унитарных предприятий тоже есть: муниципальные предприятия, государственные, федеральные государственные. При этом унитарные предприятия принято считать менее открытыми публике для анализа, чем акционерные общества, т.к. деятельность последних четко регламентирована.

Особенности государственного предприятия

У таких предприятий есть свои положительные стороны и недостатки. Важной положительной особенностью является то, что Государство спонсирует их деятельность, что дает значительное преимущество перед частными фирмами, выполняющими похожую работу или совершающую такую же сделку. Такое преимущество позволяет выполнить крупный , т.к. пользуется большим доверием, рейтингом перед заказчиком. А также такие предприятия имеют возможность получения больших кредитов, полагаясь на покровительство крупного спонсора – Государства. Из всего этого можно сделать вывод, что такие предприятия занимаются крупнейшими заказами и работами, и мелким предпринимателям нет смысла конкурировать с такими гигантами как Государственные акционерные предприятия. Последние занимают большую территорию, если это цех или производство, имеют большую численность персонала, эти предприятия имеют полное право называться сверхкрупными предприятиями.

Но даже у таких, можно сказать, монополистов, есть свои недостатки:

Во-первых, в связи с тем, что Уставный капитал не может быть разделен между участниками предприятия, отсутствует возможность притока новых денежных потоков и инвестиций, чтобы постоянно обеспечивать свою способностью выпуска актуальной продукции. Таким образом, в случае кризиса, такие предприятия получают меньше финансирования для поддержания нормальной и успешной работы. Отсюда и возможные последствия – снижение конкурентоспособности, снижение производительности, сокращение рабочих мест и т.д. И не стоит забывать, что иногда такие крупные работодатели обеспечивают жизнеспособностью небольших городов и в случае уменьшения объемов работы предприятия ведут по цепочке к другим кризисным последствиям, которые могут распространиться на большие территории, безработицу и т.д.

Во-вторых, не стоит забывать и о целях исполнительных органах в данном предприятии, их целях с собственниками имущества предприятия. Конечно, у собственников основная цель это извлечение прибыли, приобретение больших благ от финансирования и предоставления права пользования имуществом собственника. При этом целью у наемных сотрудников и трудящегося общества этого предприятия заключаются в простом выполнении своей работы без повышенных норм и стремлений, получения заработной платы, решении социальных вопросов и задач, а также получения гарантий от работодателя. Все эти факторы противоречат двум значимым силам: собственника и трудового народа и важной задачей в таком случае является предпринять меры для успешной мотивации, которая поможет и в приумножении собственности для реального «хозяина». И конечно это можно сделать с помощью сильных руководителей с отличными организационными способностями с четко структурированной моделью административно - командной системы.

Какое государственное акционерное предприятие эффективнее

Однако не стоит забывать, что все описанные недостатки сразу же могут исчезнуть в процессе приватизации унитарного предприятия и преобразования в акционерное предприятие. Ведь возможностей у акционерных предприятий гораздо шире, потому что, собственниками капитала являются акционеры и соответственно управлять таким обществом гораздо проще, т.к. есть четкая мотивация в достижении цели и предполагаемый кризис уже гораздо меньше влияет на деятельность такой компании. Тем более, что такое акционерное предприятие может быть с контролирующим органом - государством на 100%, а может быть и на 51%, с контрольным пакетом акций.

Разберемся с первым вариантом акционерного предприятия. Такое предприятие не может управляться акционером, а может только наставлять, ориентировать на результат, оценивать и контролировать. Эффективность предприятия со 100% участием государства будет оцениваться только от успешности работы руководящего состава предприятия. Но здесь же возникают и большие риски, никакой гарантии точной успешности не может быть.

Дело с государственными акционерными предприятиями с контрольным пакетом акций обстоит совершенно по-другому. Такое предприятие можно назвать смешанным типом акционерного общества. И в таком случае решается множество проблем, которые описывались ранее. Даже взять проблему инвестирования, теперь она решена сама собой, могут спокойно прибавляться к действующему капиталу со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Также, автоматически решается проблема контроля государства и управленческой деятельности руководителей, в этом случае нет рисков в успешности, теперь все зависит от обеих сторон предприятия. Теперь государственный деятель может не только контролировать работы предприятия, но и прогнозирует, оценивает деятельностью компании, разрабатывает стратегию и политику управления, и основные принципы работы, теперь государственным деятель полноправный член управления акционерным обществом.

Подытоживая тему о государственных акционерных предприятиях, необходимо увидеть их роль в экономике страны. Оно из важнейших направлений этих предприятий с глобальной точки зрения – это управление рисками, усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и эффективным использованием федерального имущества, а также достижением установленных целей и задач управления. Это может быть обеспечено с помощью следующих мероприятий:

  • построение карт рисков, т.е. внедрение автоматических ролей, внедрения принципа ключевых процессов,
  • внешнего контроля – четкий механизм контролирующих органов ревизоров и аудиторов,
  • системы долгосрочного планирования,
  • системы внутреннего контроля - формирование четких принципов контроля, а также координации между органами контроля.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции