Функции президента рф в соответствии с конституцией. Роль и функции президента. президент власть дума законодательный
Они связаны важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).
- Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
- Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т.п.).
- Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
- Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы,- с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.
Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур.
Президент:
- назначает Председателя Правительства;
- назначает заместителей Председателя Правительства;
- назначает министров;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
- принимает решения об отставке Правительства;
- предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);
- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;
- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
- может формировать свою Администрацию;
- определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;
- назначает высшее командование Вооруженных Сил;
- назначает дипломатических представителей.
Полномочия по отношению к власти законодательной:
- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;
- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
- подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании;
Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России.
Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
Полномочия по отношению к гражданам:
- решает вопросы гражданства;
- предоставляет политическое убежище;
- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
- решает вопросы помилования.
Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.
Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.
Президент Российской Федерации:
1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:
Обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);
Отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);
В своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;
Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).
Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства . Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.
Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.
Основные функции Президента России определены в ст. 80 Конституции РФ. Для реализации функций Президенту предоставлены соответствующие полномочия, т.е. каждой функции корреспондируют определенные полномочия.
Президент России является гарантом Конституции РФ. В этом качестве он должен защищать Конституцию РФ, т.е. обеспечивать се соблюдение другими органами государственной власти, должностными лицами, иными субъектами. В юридической литературе имеется мнение о том, что полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.07.1995 № 10-П отметил, что это означает отказ от прямого действия Конституции. Поддерживая приоритет законодательного регулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, Конституционный Суд не исключил возможность использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда соответствующий круг общественных отношений не урегулирован федеральным законом.
Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта палаты Федерального Собрания, он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.
Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент выступает при реализации всех своих полномочий. Реализация этой функции Президентом происходит через: воздействие на законодательную, исполнительную и судебную власть путем определения основных направлений государственной политики; участие в федеральном законодательном процессе; участие в формировании и функционировании высших органов государственной власти; непосредственное руководство органами власти во всех важных сферах государственной жизни, а также взаимодействие с ними при решении общегосударственных задач.
Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Для реализации этой функции Президент наделен полномочиями Верховного главнокомандующего, который в мирное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах осуществляет непосредственное руководство ими.
Президент как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Отношения Президента РФ с другими органами государственной власти строятся на основе принципов самостоятельности и независимости органов государственной власти, с одной стороны, и единства власти – с другой. Необходимость обеспечения единства государственной власти определяет обязанность Президента принимать меры для преодоления разногласий между органами государственной власти в случаях, когда такие разногласия препятствуют нормальному осуществлению государственной власти и реализации прав и свобод человека и гражданина.
Согласительные процедуры используются Президентом для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ. Формами согласительной процедуры могут быть: переговоры, третейский суд, оказание так называемых добрых услуг.
Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Эта функция конкретизируется в праве Президента обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Хотя послания Президента адресованы Федеральному Собранию, однако они обязательны для исполнения прежде всего Правительством РФ.
Полномочия Президента по реализации основных функций можно классифицировать по сферам общественных отношений, в которых они реализуются.
Полномочия Президента России в области прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ прежде всего определяет Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это приоритетные задачи Президента, которые определяют содержание остальных президентских полномочий, реализуемых им как лично, так и через органы государственной власти.
В широком смысле все полномочия Президента РФ, закрепленные Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами, направлены на достижение главной цели – гарантировать права и свободы человека и гражданина.
В узком смысле Президент имеет конкретный перечень полномочий в области правового статуса личности. Прежде всего это принятие решений по вопросам гражданства в случаях натурализации, т.е. приобретения гражданства по заявлению определенного лица при соблюдении необходимых для этого условий, оптации (перехода части территории одного государства к другому) и т.д. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.
К ведению Президента отнесено предоставление политического убежища. Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. К полномочиям Президента относится принятие указа о помиловании, который принимается в результате рассмотрения персонального обращения к Президенту осужденного.
В числе полномочий Президента РФ: награждение государственными наградами; присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Президент вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был утвержден Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, при Президенте действует образуемая им Комиссия по государственным наградам. Президент утвердил Положение об этой комиссии.
Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Федеральным Собранием Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Президент имеет право на роспуск Государственной Думы в связи с трехкратным отклонением Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ст. 111 Конституции РФ) и выражением Государственной Думой повторно в течение трех месяцев недоверия Правительству. В последнем случае если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, то Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением палаты. При повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).
При проведении парламентского расследования по фактам грубого и массового нарушения прав человека итоговый доклад, утвержденный палатами Федерального Собрания, направляется Президенту России.
Существенные полномочия принадлежат Президенту России в области законодательного процесса. Они позволяют гарантировать со стороны главы государства принятие законов, отвечающих интересам соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе наложить вето на принятый закон и вернуть его на новое рассмотрение. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона. Посредством выполнения этих полномочий Президент обеспечивает и гарантирует единое правовое пространство на всей территории России.
На практике также имеют место регулярные встречи, совещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.
Президент назначает своих полномочных представителей в Государственной Думе и Совете Федерации. Представители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении конкретных законопроектов, вносимых от имени Президента в Государственную Думу.
Полномочия Президента России в сфере взаимоотношений с Правительством РФ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; в силу ст. 83 и 117 Конституции РФ принимает решение об отставке Правительства РФ без участия Государственной Думы; но предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка.
13 мая 2000 г. Указом Президента в Российской Федерации был учрежден институт полномочного представителя в федеральном округе, назначаемого Президентом и ответственного перед ним.
Задачами полномочного представителя являются: организация в федеральном округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, сформулированной и адресованной Президентом РФ органам государственной власти; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, в состав которого входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности и другие лица.
Президент формирует Администрацию Президента – рабочий орган Президента, исполняющий возложенные на него права и обязанности.
Полномочия Президентш России в сфере взаимодействия с судебной властью и прокуратурой. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент не только участвует в формировании судебных органов, но способствует совершенствованию судебной системы России. С этой цель при нем создан Совет по вопросам совершенствования правосудия.
Президент взаимодействует с органами прокуратуры. Он вносит в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Поскольку из Конституции РФ и Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан – в отсутствие иного регулирования – издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).
Генеральный прокурор ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Полномочия Президента России в области формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Так, Президент РФ приостановил своим указом действие постановления администрации Красноярского края от 22 февраля 1994 г., которым назначался референдум по проекту краевого закона "Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае", поскольку реализация постановления администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 77, устанавливающих процедуру принятия устава края.
Президент РФ осуществляет согласительные процедуры в случае конфликтных ситуаций между органами государственной власти субъектов РФ.
Более подробно основы взаимодействия Президента России и законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Они заключаются в следующем.
По представлению Президента России законодательные органы государственной власти субъекта РФ оформляют решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации, отрешить его от должности, распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных указанным Федеральным законом.
Полномочия Президента России в области обороны и безопасности. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Более подробно полномочия Президента России в области обороны перечислены в ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне". В частности, он утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; план применения Вооруженных Сил РФ; мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Кроме того, Президент России утверждает: структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований; штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше. Он утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; положения о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обороны.
Президент РФ издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Полномочия Президента России в области внешней политики и международных отношений. Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, непосредственно инструктирует министра иностранных дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ. Однако подписанные Президентом международные договоры подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания. Ратификация международного договора подтверждается ратификационной грамотой, которую подписывает Президент РФ.
Президент России осуществляет перечисленные полномочия лично без какого-либо уполномочивающего на то документа. Однако он может уполномочить подписать международный договор определенное лицо и от своего имени предоставить ему для этого соответствующий документ.
Выполняя функции главы государства, Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В верительных грамотах указывается, что послу поручено представлять интересы своего государства в Российской
Федерации. Отзывные грамоты прекращают полномочия посла иностранного государства в России.
После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Полномочия Президента России в области принятия правовых актов. Правовыми актами Президента являются указы и распоряжения.
Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными.
Указы нормативного характера могут издаваться Президентом РФ как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Примером нормативного указа Президента является Указ от 21.07.1997 № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища". Ненормативные указы Президента носят правоприменительный характер и издаются по вопросам награждения орденами и медалями Российской Федерации, предоставления политического убежища, присвоения высших воинских и высших специальных званий в отношении конкретных физических лиц.
Президент РФ обязан обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации обязанность относительно включения такого изменения в текст ст. 65 Конституции РФ реализуется указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-11).
Не противоречит Конституции РФ издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Однако действие таких указов ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П).
Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории России.
В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85–90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:
1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;
2) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;
3) Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Госдумой, отказа Госдумой в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Госдумы на освобождение Председателя Правительства.
При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением Госдумы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Госдумы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму;
4) в особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производится Государственной Думой. При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;
Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных министров, хотя эти лица и назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства;
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других Федеральных судов;
Президент формирует Администрацию Президента, которая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;
В соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, органах местного самоуправления, а также в российских иностранных и международных организациях;
Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
Президенту дано конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает Указ.
Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета РФ, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.
Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью.
Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы также в случае роспуска Государственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Конституцией России.
Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным статьям). Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.
В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона, такой закон не имеет юридической силы.
В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.
Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.
Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Президент РФ вводит своим Указом военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.
Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума не подлежит роспуску.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).
Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.
Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президенты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Советом Федерации.
Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:
Приема в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
Принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
Дает разрешение на выход из гражданства;
Разрешает гражданину РФ иметь двойное гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ.
В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.
Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Государственных наград могут быть удостоены граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана Комиссия по государственным наградам.
Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ).
В указанной статье дана важная характеристика статуса Президента Российской Федерации – его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает содержание понятия неприкосновенности. Но из анализа других положений Конституции можно сделать следующий вывод:
1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;
2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;
3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.
Основные функции Президента Российской Федерации определены в статье 80 Конституции Российской Федерации. К ним относятся:
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российский Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая и одна из важнейших функций Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина рассматривается как обязанность Президента, прежде всего, обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за рамки своей компетенции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, а не Конституций субъектов Российской Федерации, но поскольку последних должны соответствовать Федеральной Конституции, то функцию президента необходимо рассматривать как всей системы Конституционной законности в стране. Президент не может не принимать участия, если хоть один орган государственной власти не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, если при этом каким - либо образом ущемляются права и свободы каких - либо групп или слоев населения. Президент не только имеет право, но и обязан принимать меры по ликвидации нарушений Конституции Российской Федерации, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.
Таким образом, вышесказанное означает, что Президент несет персональную ответственность за организацию бесперебойной работы механизма защиты Конституции и прав человека и гражданина.
Выполняя вторую функцию по охране государственного суверенитета, независимости России, ее государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, Президент Российской Федерации действует, не выходя за рамки своих полномочий, установленных действующей Конституцией. Президент обязан определить нарушения или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие меры по их нейтрализации. Эти действия могут быть поэтапными или одновременными, если речь идет о внезапной внешней агрессии, когда требуются решительные меры.
Каждый орган (институт) государственной власти, в рамках своей компетенции, обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако институты государственной власти только частично обеспечивают действие Конституции, поэтому перед Президентом стоит задача сохранить устойчивость государства в целом, потому что только в этих условиях органы государственной власти и должностные лица смогут нормально осуществлять свои полномочия, в нормальном конституционном режиме. Выделяется также главенство Президента в государственной системе. Потому что Президент обеспечивает условия, при которых все институты власти способны выполнять свои функции, а также об обязанности президентского контроля за тем, чтобы все институты власти действовали в рамках своих полномочий и не один из институтов власти не мог посягнуть на прерогативы другого, насильственными методами присвоить власть в стране или чьи - либо властные полномочия.
Третья функция Президента Российской Федерации указывает на его возможность в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ранее эта функция принадлежала Съезду народных депутатов Российской Федерации. Однако это не означает, что Президент Российской Федерации играет роль всемогущего правителя страны, на которую претендовал Съезд. Это обусловлено рядом факторов:
- 1. в действующей Конституции последовательно реализована модель разделения властей. В прежней Конституции это лишь провозглашалось, но так и не было окончательно закреплено.
- 2. Президент определяет не вообще все внутреннюю и внешнюю политику государства, а лишь ее основные направления.
- 3. реализация данного полномочия ограничивается правовым условием - соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Смысл данной функции Президента в следующем. Президент является главой государства, но одновременно он обладает политическим представительством (мандатом), вручаемым ему народом на прямых всеобщих выборах. Рассматривая данную функцию важно установит, какова роль данного полномочия применительно к другим органам государственной власти. Определяя основные направления внутренней и внешней политики, Президент провозглашает собственное понимание государственных приоритетов. В соответствии с Конституцией Президент не должен ни с кем согласовывать свое мнение о направлениях политики. Но с реальности он не может не считаться не с ситуацией в стране, ни с состоянием бюджета, ни с общественным мнением. Однако это не значит, что основные направления политики, определяемые Президентом, должны рассматриваться, как такие, которые могут быть лишь приняты к сведению другими органами власти.
Основные направления политики определяются Президентом в различных формах:
ежегодные послания Парламенту, содержащие как оценку положения дел в стране, так и будущие государственные задачи;
бюджетные послания Президента страны Правительству Российской Федерации;
тематические концептуальные документы Президента;
указы, а также некоторые публичные выступления Президента Российской Федерации.
И четвертая, не менее важная функция Президента как представителя Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент, представляя Российскую Федерацию внутри страны, выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношении, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Примером представительства Президента может служить подписание им от имени федеральной власти договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию и в отношениях со структурами гражданского общества. Однако он вправе использовать только полномочия, установленные Конституцией. Руководители других федеральных органов власти также могут вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации и общественными структурами, но они могут представлять только конкретный государственный орган, в то время как Президент представляет все государство в целом.
В представительстве в международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию как государство - субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.
В соответствии с международным правом, Президент пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.
В данной главе был рассмотрен конституционный статус Президента Российской Федерации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на Президента Российской Федерации, который является главой государства и главным должностным лицом возложены задачи и функции направленные на обеспечение слаженного функционирования, как государственных органов, отдельных граждан, так и всего государства в целом.