Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как избавиться от потребности в общении. Потребность в общении. Цели и функции общения

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения . Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения" .

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности). Мотивы, обслуживающие данную потребность, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими: от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Например, вступая в определенные отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и добродетельного человека и т.д.

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. to affiliate – присоединять). Аффилиации проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер .

Исследователи склонны выделять некоторые существенные черты человеческих потребностей:

  • – объективность происхождения;
  • – их исторический характер;
  • – зависимость от практической деятельности;
  • – социальная обусловленность.

Человеческие потребности весьма многообразны, к ним относят: сохранение вида; потребность в деятельности; потребность смысла жизни; потребность в свободе, труде, познании, общении.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

  • 1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
  • 2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  • 3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
  • 4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
  • 5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или болеетого – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка .

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример 1.8

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих .

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям. Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась .

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

  • внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;
  • внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

  • – агрессия (направленная на других или на себя);
  • – рационализация;
  • – снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример 1.9

Если ребенку запретить строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать в воздухе .

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех.

Для изучения фрустрации могут использоваться "Методика неразрешимых задач" и "Методика прерванного действия" .

Рассматривая проблему потребности в общении, следует обратиться к вопросу о статусе ее существования. В связи с этим дискутируется вопрос о том, существует ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же она является одной из разновидностей последних.

Большинство авторов, например, Η. Ф. Добрынин. А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, К. Обуховский, М. Ainsworth, считали потребность в общении специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей . При этом на практике ее нередко сводили к таким частным потребностям, как потребность во впечатлениях , в безопасности и др.

В данном вопросе более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой, которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения . В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  • 1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • 2) принадлежности к социальной общности;
  • 3) сопереживании и сочувствии;
  • 4) заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  • 5) оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  • 6) установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • 7) постоянном обмене опытом, знаниями;
  • 8) оценке со стороны других, уважении, авторитете;
  • 9) выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем .

Однако это еще не все проблемные вопросы, связанные с потребностью в общении. Так, до сих пор остается открытым вопрос о природе ее происхождения: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Относительно этого вопроса имеются две противоположные точки зрения. Например, такие ученые, как Λ. В. Веденов и D. Campbell считали, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения .

Также Б. Ф. Ломов указывал на то, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, она диктует поведение людей нс меньше, чем витальные потребности .

Точку зрения о врожденности потребности в общении не разделяли такие известные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Так, М. И. Лисина, приводя в пример наблюдения над младенцами, указывала на то, что эта потребность формируется прижизненно как результат контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.10

В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться .

Подобные исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов и четырех критериев становления потребности в общении: а) первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; б) второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в) третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; г) четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Согласно М. И. Лисиной, все указанные этапы становления потребности в общении и исследование М. Ю. Кистяковской означают, что данная потребность формируется прижизненно, являясь результатом контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.11

Исследование М. Ю. Кистяковской, проведенное в условиях госпитализма, показало, что дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко "продвинуть" его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру .

По М. И. Лисиной, потребность в общении (коммуникации ) есть стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей: 1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать; 2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др. ) М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации) .

Анализируя работу М. И. Лисиной, Е. П. Ильин подчеркивал, что потребность в собственно общении – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Поэтому не случайно выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как потребность в аффилиации (контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать). Кроме того, потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах; о стремлении к общению подростков, связанному с уровнем притязаний; о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков, и др.

Итак, потребность в общении, считает А. А. Леонтьев, – независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Далее А. А. Леонтьев развивает свою мысль и указывает на то, что первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику .

В работе Η. П. Ерастова представлена классификация мотивов общения, в основе которой лежат различные виды потребностей:

  • мотив-потребность;
  • мотив-интерес;
  • мотив-привычка;
  • мотив-каприз;
  • мотив-долг .

При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Η. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:

  • – взаимодействующие, которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;
  • – противодействующие, которые исключают друг друга, противоположны по направленности: один желает узнать правду, а другой не хочет се говорить;
  • – независимо протекающие, не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов . В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать: 1) организацию совместной деятельности; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений .

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

  • 1) оказание помощи другому человеку;
  • 2) получение помощи;
  • 3) поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • 4) поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • 5) самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • 6) приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • 7) изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению. Это

может быть либо постоянный, либо ситуативный партнер по общению. Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение.

Пример 1.12

Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие.

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.

М. И. Лисина в своей работе пишет, что основной функцией общения является организация совместной деятельности с другими людьми для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования .

В соответствии с содержанием общения Б. Ф. Ломов выделил следующие его функции:

  • информационную (передача-прием информации, знаний и умений);
  • экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
  • регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению – реципиента с целью изменения или сохранения его поведения (например, руководитель дает распоряжение подчиненному), активности, отношения друг к другу либо его эмоционального состояния, свойств его личности (при воспитательных воздействиях));
  • социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);
  • социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Стоит отметить, что в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение .

Для обозначения функций межличностного общения выделим его предметную область:

  • 1) объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");
  • 2) передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");
  • 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга") .

В соответствии с предметными областями можно назвать следующие функции межличностного общения:

  • 1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  • 4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • 5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера .

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

  • 1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.
  • 2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.
  • 3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  • 4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия .

Кроме указанных классификаций функций общения хочется остановиться еще на некоторых, наиболее распространенных. Среди них выделяют классификации Е. В. Андриенко, В. Н. Панферова, Е. И. Рогова, О. Г. Филатовой.

При рассмотрении общения в определенной системе отношений Е. В. Андриенко выделяет три группы функций общения:

  • 1) психологические функции, обусловливающие развитие человека как индивида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных процессов (аффективность);
  • 2) социальные функции, детерминирующие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах, формах;
  • 3) инструментальные функции, определяющие многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Интерес в этом плане представляет общение человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира (например, с природой). Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, малоизученных в современной науке (например, развитие наблюдательности, любознательности и любопытства) .

Как отмечает Е. В. Андриенко, концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

О. Г. Филатова в своей работе указывает на следующие функции общения:

  • инструментальная (передача информации для совершения определенных действий);
  • трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и пр.);
  • экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • самовыражения;
  • социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
  • социализации .

В работе Е. И. Рогова мы найдем следующие пять основных функций общения:

прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

– формирующая (проявляется в процессе развития человека и становления его как личности);

подтверждающая (только в процессе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах);

  • – организации и поддержания межличностных отношений;
  • – внутриличностная (в диалоге с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки) .

Согласно классификации В. Н. Панферова существует шесть функций человека как субъекта общения:

  • 1) коммуникативные функции осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. При этом информация заключается в форму различных знаков, образующих язык общения. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "канал – знак";
  • 2) информационные функции обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "знак – значение";
  • 3) когнитивные функции направлены на интерпретацию отношения "знак – значение" в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "значение – смысл", связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
  • 4) эмотивные функции проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "смысл – отношение";
  • 5) конативные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, с побудительными силами человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Данные функции проявляются в рамках проблемы "отношение – поведение", эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
  • 6) креативные функции направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Эти функции в процессах общения проявляются в решении проблем, возникающих в системе соотношений "поведение – личность" .

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. На важность регулятивной функции указывал и Б. Ф. Ломов (классификацию по Б. Ф. Ломову см. выше). Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

Общение - это желание проводить время с приятелями или друзьями. Стремление приятно и весело провести время - это составляющая данного желания, поскольку результаты наших исследований показывают, что веселье и забавы возможны, в основном, при наличии общности людей. Даже животные предпочитают развлекаться вместе с приятелями. Например, африканские слоны во время игры бегают, поворачиваются на месте, хлопают ушами и размахивают хоботом, поливают один другого водой и издают громкие звуки. бычно дети предпочитают играть с другими детьми, а не в одиночку. Летом часто можно увидеть малышей, со смехом и шумом обливающих друг друга из водяных пистолетов, мало чем отличаясь при этом от африканских слонов.

Примеры общительных людей

Три мушкетера из романа Александра Дюма являются хорошей иллюстрацией радости, которую несет в себе общение. Ихдевиз «Один за всех, все за одного» непосредственно взывает к удовольствию, которое дает общение с близкими по духу людьми. Д"Артаньян и три его друга любили развлекаться. Они любили выпить, пошутить, и испытывали истинное удовольствие от своих проказ и проделок. Они любили людей и легко заводили разговор с незнакомцами.

«Дружба, которая объединила этих четырех людей, и потребность встречаться по три-четыре раза на день, то ли во имя дуэлей, то ли по делу, то ли ради забав, заставляла их все время следовать друг за другом как тень, и вы постоянно могли встретить этих неразлучников, разыскивавших друг друга...».

Общительность тесно связана с веселостью и доброжелательностью. Например, в кинофильме Вуди Аллена «Энни Холл» в образе Элви Зингера представлен забавный тип человека, который с трудом заводит друзей. У Элви такая мрачная точка зрения, что он считает, что «все состоит из ужасного и жалкого». Его возлюбленная Энни Холл является намного более собранным, доброжелательно настроенным и общительным человеком. Их разногласия разлучают их, и Энни покидает Элви, отправляясь в южную Калифорнию на поиск забав, веселых вечеринок и романтических приключений.

Общительные люди нуждаются в компании не только для того, чтобы повеселиться, но также и для удовлетворения основной потребности в счастье. Они ориентированы на то, чтобы стремиться к другим людям, познавать их и делать себя интересными для них. Они не могут оставаться в одиночестве длительное время. Аесли они находятся среди других людей, они тут же ищут возможность повеселиться.

Каждый нуждается в каком-то объеме общения, который зависит от характера данного человека. Когда люди испытывают то, что, по их мнению, является избыточным объемом общения, они чувствуют себя обремененными требованиями взаимного общения с другими людьми. После нескольких дней участия в деловых встречах, потребовавших большого внимания, человек, например бизнесмен, пресытился общением и желает побыть некоторое время в одиночестве, наедине с собой. Когда же люди общаются меньше, чем им хотелось бы, они чувствуют себя одиноко. После целого дня работы в начальной школе учитель может испытывать потребность в общении со взрослыми, и захочет пойти на вечеринку или навестить друга. В этих примерах и бизнесмен, и учитель стремятся установить некое равновесие между потребностью в общении и потребностью в одиночестве.

Потребность побыть наедине с самим собой отнюдь не означает, что человек застенчив то время как одинокий человек не испытывает особой потребности в общении, застенчивый человек испытывает ее, но боится оказаться отвергнутым. Хотя у застенчивых людей фактически имеется, по меньшей мере, средняя потребность в общении, они весьма легко смущаются (что указывает на потребность в признании). Они могут вести себя как «напыщенные индюки», боясь расслабиться и повеселиться из-за боязни глупо выглядеть.

Многие психологи-клиницисты рассматривают способность людей находить себе друзей и поддерживать с ними дружбу как важный компонент психического здоровья. Повышенная потребность в уединении может быть признаком различных психических расстройств, таких, как депрессия, шизофрения и аутизм.

Как люди с клинической депрессией, так и люди, страдающие шизофренией, оторваны от общества. Дети, больные аутизмом, предпочитают играть сами с собой. Они не проявляют обычного интереса к тому, оказывают ли родители им внимание или нет.

Согласно теории 16 основных желаний, желание уединения - нормальная эмоция, которую можно отличить от тех примеров социальной изоляции, которые наблюдаются при клинических расстройствах. Нам всем время от времени бывает нужно побыть в уединении, хотя некоторые люди ощущают эту потребность более остро, чем другие. Только в том случае, когда потребность в уединении сопровождается проявлением глубокой печали, или когда присутствуют другие признаки психических заболеваний, у нас могут возникнуть причины для беспокойства по поводу возможного серьезного психического расстройства.

Общение в данном контексте можно рассматривать и как средство, и как цель. Если люди становятся членами сельского клуба или социальной группы для того, чтобы объединиться для решения проблем, возникающих в бизнесе, то общение - это средство для достижения успеха в работе (удовлетворяющее потребность во власти). Если же они вступают в местный клуб ради престижа, то общение является средством для того, чтобы произвести впечатление на других людей (положение в обществе). Согласно результатам докторской диссертации Сьюзан Хэверкемп, студенты колледжей вступают в студенческие организации прежде всего ради престижа, а не за тем, чтобы наслаждаться компанией других членов этих клубов. Основная потребность в общении проявляется только тогда, когда человек ищет дружбы ради дружбы, ради удовольствия быть с другими людьми, и ни по какой иной причине.

Как оценить свою потребность в общении

1. Вы чувствуете, что вам нужно побольше быть рядом с другими людьми, чтобы чувствовать себя счастливым/счастливой.

2. Вас считают человеком, который любит веселье и забавы.

1. Вы замкнутый человек.

2. Вы терпеть не можете вечеринок.

3. Вам нет особого дела до других людей, за исключением членов семьи и нескольких близких друзей.

Оцените вашу потребность контакта с обществом как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, указывающим, что эта потребность является одновременно и очень важной и менее важной вашей потребностью.

После того как вы себя оценили, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них – потребность в безопасности. Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит аффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Аффилиация – собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании выражается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно как его нежелание пойти на контакт или более того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на понимании его как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

1.4. Виды, формы и цели общения

Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций.

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

· материальное (обмен предметами, продуктами);

· когнитивное (обмен знаниями);

· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

· мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами);

· деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1) контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);

2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);

3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);

4) закрытое – открытое;

5) частное – деловое;

6) официальное – неофициальное и др.

Знания о мире;

Имеющийся опыт;

Приобретенные умения и навыки;

Имеющиеся способности;

Сведения о потребностях;

Сведения об эмоциональных состояниях.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, творческих, эстетических.

Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

– мотив кооперации (общий выигрыш);

– индивидуализм (собственный выигрыш);

– конкуренция;

– агрессия;

– равенство.

Психологи выделяют восемь основных целей общения:

Контактная – «установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения»;

Информационный обмен сообщениями – прием и передача сведений, информации;

Побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

Координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности;

Понимание;

Эмотивное возбуждение – обмен эмоциями;

Установление отношений;

Оказание влияния.

К основным целям общения относят достижение изменений:

– в мотивационной сфере;

– в познавательной сфере;

– в эмоционально-волевой сфере;

– в поведенческой сфере.

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.

Выделяют следующие формы общения:

1)«контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

2) примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

3)формально-ролевое общение, когда регламентированы исодержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.);

5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

6) духовное. Межличностное общение (доверительно-неформаль­ное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения;

9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперации – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации – «не обманывай»; 4) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть свой (невербальный) канал общения».

Кажется легким. Но так ли просто на него ответить? Очевидность ответа кроется в неполном понимании значения этого слова, которое ошибочно приравнено в нашем сознании к понятию разговора, речи. Но это не так. На вопрос «Зачем люди общаются?» невозможно ответить без четкого понимания понятия «общение».

Значение термина

Как уже говорилось выше, данное понятие приравнивают к понятию разговора, речи. Недостаточное понимание дает ошибочный ответ на вопрос «Зачем люди общаются?», на который дается ответ только для передачи информации. Но это лишь составная часть. Истинные причины намного глубже.

Общение подразделяется на две категории:

  • Вербальное.
  • Невербальное.

Первое как раз и соответствует разговору, обмену данными. Второе подразумевается как взаимодействие без использования речи. Это жесты, взгляды, переписка и т.д. Достаточно вспомнить детскую игру, когда без слов необходимо назвать какой-либо объект. Это и будет ярким примером Но перейдем к причинам согласно школьному курсу.

Зачем люди общаются. 7 класс, обществознание

Из курса обществознания следует, что человеку свойственна деятельность. Без нее невозможно существование. Деятельность носит сознательный характер. Также она обладает продуктивностью. Т.е. все, что мы делаем, осознанно, в итоге появляется какой-либо результат. Но человеческая деятельность носит общественный характер, т.к. невозможна вне коллектива, социума. Поэтому для достижения ему просто необходимо взаимодействие с другими людьми. Следовательно, становится понятно, зачем люди общаются. Для достижения результатов деятельности. Но об этом подробнее.

понятие, иерархия, виды, связь с общением

Но причина деятельности - определенная потребность. Именно она является главным мотивом. Человеку свойственно задавать вопросы: «Зачем?» «Для какой цели?» «Зачем идти туда, ехать на работу, писать письмо?» и т.д. Для этого нужна потребность. Т.е. причина, заставляющая действовать.

Иерархию потребностей, которой пользуются до сих пор психологи, выдвинул американский ученый А. Маслоу. Согласно его теории, существует 3 категории. Особенность их в том, что пока не удовлетворятся потребности первой, человек не начнет удовлетворять остальные, и т.д.

Естественные потребности входят в первую категорию. К таким относятся потребность в пище, воде, воздухе, жилище и т.д. Их еще называют физиологическими, природными. Без их удовлетворения человек просто погибнет. Они являются первостепенными. С этим трудно поспорить. Люди, погибающие от жажды в пустыне, меньше всего хотят читать книги и смотреть телевизионные передачи.

Социальные. Эта необходимость связана с обществом. Трудовая желание в признании. Сюда же относится потребность в общении.

Идеальные. Или еще их называют высшие духовные. Это желание совершенствоваться, постигать что-то новое, творить и т.д.

Таким образом, зачем люди общаются? Обществознание как курс дает две причины:

  • Необходимость. Т.к. человек живет в обществе, ему не достичь определенных результатов без взаимодействия с другими людьми.

Необходимость в этом случае подразумевается как вынужденная мера. Человек не желает с кем-либо контактировать, но ему приходится в силу жизненных обстоятельств. Например, во время серьезных депрессий он хочет побыть один, никого не видеть, прийти в себя. Однако вокруг постоянно находятся другие люди. На работе, в транспорте, в магазине.

  • Потребность. Общение человеку также необходимо просто так. Чтобы оставаться социальным существом. Быть полноценной личностью.

Последний пункт ярко иллюстрирует следующий пример. Человеку, попадающему на необитаемый остров, не нужно общение для удовлетворения биологических или идеальных потребностей. Он один. Сам добывает пищу, разводит огонь, справляется с вызовами природы. Но постепенно его разум затуманивается, он начинает сходить с ума. В этом случае психологи рекомендуют «создать» вымышленного друга для общения. Иногда этим приемом пользуются дети, которые ограничены в силу каких-либо обстоятельств в контакте с другими детьми.

Цели общения

Разобрав причины, определим цели общения. Их несколько:

  • Передача и усвоение социального опыта.
  • Формирование индивидуальности в человеке.
  • Социализация (становление) личности.
  • Взаимодействие по обмену информации.

Виды общения

В зависимости от характеристики психологических свойств выделяют:

  • Примитивное.
  • Ролевое (имеется в виду социальная роль человека: отец, муж и т.д.).
  • Деловое или профессиональное.
  • Дружеское или межличностное.
  • Манипулятивное или императивное, направленное на извлечение выгоды.
  • Светское беспредметное.

Инструменты общения

Самый распространенный - это язык, речь. Фразы, слова и т.д.

Второй инструмент - переписка. Сюда же входит деловая документация. В последнее время набирает популярность электронное общение по социальным сетям.

К инструментам общения также относятся жесты, прикосновения, взгляды, интонация, иногда несущая совершенно иную смысловую нагрузку, чем слова.

Итоги

Зачем люди общаются. 7 класс (обществознание) изучает данное понятие в школьном курсе. Мы выяснили, что человеческого существования. Она делает его социальным существом, коллективным. Без нее невозможно удовлетворять потребности, но и сама по себе также является необходимостью. Надеемся, что стало понятно, зачем

Общение как потребность.
В связи с вышеупомянутым по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая необходимость?
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).

На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:

1) афилиация (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому помощь и поддержку и принимать ее от другого;

2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие.Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто заботится, любит и заботится), во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иного явления), в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления), в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на прочувствованный дефицит в количестве и качестве социальных связей.

Одиночество может проявляться так:
- Отчаяние (панический ужас, немощность, ощущение покинутости);
- Депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);
- Невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);
- Нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, неразумности и постоянное ощущение безопасности).
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;

3) аттракция (привлекать) означает положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, стремление к ней). Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-либо компанию. Например, в спортивный клуб вступают не потому, что им очень нравятся члены клуба.Или, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, показывающие, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению аттракции;

4) дружба - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями позитивных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;

5) любовь - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек проявляет устойчивые чувства (по психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удостоверяющих ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его к соответствующим реакций и потребностей.

Все эти потребности не являются врожденными. Они как социальные нужды состоят, как правило, в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.

Сформулируем специфические особенности процесса коммуникации, которые будут подробно рассматриваться в следующих разделах:

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, ее значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

3. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

4. Коммуникативное воздействие имеет место только при наличии единой или подобной системы кодификации и декодификации системы знаков.

5. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко показываются связь, которая существует между общением и отношением.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции