Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

К д кавелин краткая биография. Кавелин Константин Дмитриевич – краткая биография. Архив, личные фонды

Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – историк, философ, правовед и публицист, был одним из идеологов государственнического либерал-консерватизма.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – историк, философ, правовед и публицист, был одним из идеологов государственнического либерал-консерватизма.

Научные интересы Кавелина охватывали проблемы истории, философии, права, социологии, психологии, этики и эстетики. В 1840-50-х гг. он опубликовал ряд статей по русской истории, в которых сформулировал совместно с С. М. Соловьевым основы нового направления в исторической науке, получившего позднее название государственной школы. Уже в статье «Взгляд на юридический быт древней России» Кавелин выдвинул основополагающие идеи своей исторической концепции: органичность и закономерность русской истории, ее включенность в мировую историю при сохранении своеобразия национального пути развития. Истоки этого своеобразия Кавелин усматривал в отсутствии начала личности у славянских племен; вызванном сохранявшимся родовым бытом, и его раннем проявлении (благодаря постоянным войнам и распространению христианства) у германских племен. Это определило решающую роль государства в русской истории, которая, в отличие от Западной Европы, делалась не «снизу», а «сверху», т.е. усилиями власти, а не личности.

По словам Кавелина, «вся русская история, как древняя, так и новая, есть по преимуществу государственная». Но, отмечая различия между Россией и Западом, Кавелин их не абсолютизировал, а подчеркивал общую цель «народов христианского мира» - «безусловное признание достоинства человека, лица и всестороннее его развитие». Однако двигались народы к этой цели разными путями. Все содержание исторического процесса в допетровской Руси как раз и состояло, по мнению Кавелина, «в постепенном образовании, появлении начала личности и, следовательно, в постепенном отрицании исключительно кровного быта, в котором личность не могла существовать».

Кавелин выделял в истории России три этапа: родовой, семейный и государственный. В отличие от ряда западников, он подчеркивал, что русская история развивалась «сама из себя, без решительных посторонних влияний». Правда, в самом начале своей истории русско-славянские племена испытали воздействие внешнего фактора, связанного с призванием варягов, которые, по словам Кавелина, принесли с собою, первые зачатки гражданственности и государственного единства всей русской земли». Однако призвание варягов при столкновении с родовым строем славян завершилось их подчинением «туземному элементу». После Ярослава Мудрого единый княжеский род, сообща владевший русской землей, распался на семьи, разделившие между собой родовую собственность. В результате победы «семейного начала» над родовым возникли уделы и произошло политическое разделение Руси. Вотчинная система, выросшая из уделов, утвердилась в эпоху москвских князей. Базируясь на частном праве владельца-вотчинника, она привела к победе территориальных отношений над кровными, стала переходным периодом от вотчинных отношений к государственным, начало которого Кавелин связывал с деятельностью Ивана IV, а завершение - с реформами Петра 1. В опричнине Кавелина увидел «первую попытку создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, поставить в государственном управлении начало личного достоинства». Жестокости опричнины, а также ее неудачу Кавелин объяснял приверженностью общества к традициям и обычаям предков. Только в результате петровских преобразований окончательно утвердились государство и связанное с ним личное начало, а Россия включилась в ход мировой истории, потеряла свою национальную исключительность.

Историческая концепция, сформулированная во «Взгляде на юридический быт древней России», стала, по сути дела, первым теоретическим обобщением отечественной истории, представавшей как закономерный процесс развития «народного организма». Однако историческая закономерность у Кавелина превращалась в фатальную неизбежность; она воплощалась в жизнь в результате деятельности людей, все более осознававших действительность и освобождавшихся от природных и социальных «определений». В своей статье Кавелина преодолевал как крайности западничества, не учитывавшего или пренебрежительно относившегося к историческим особенностям России, так и увлечения славянофильства, идеализировавшего ее историю до Петра I. Историческая концепция Кавелина служила обоснованием политических воззрений формировавшегося отечественного либерализма, выступавшего за освобождение личности и обеспечение условий ее развития путем реформ, проводимых верховной властью.

В 186О-х гг. под влиянием последствий Крестьянской реформы 1861 и восприятия идей позитивизма взгляды Кавелина начали эволюционировать. Преодолевая гегельянский подход к истории, определявший ее содержание развертыванием тех или иных «начал», Кавелин па новом этапе своего творчества стал обращаться к реальным факторам исторического развития. Основное содержание отечественной истории Кавелин теперь видел не в развитии рода, а в движении общества, обусловленном влиянием природной среды и колонизации, церкви и культурных заимствований, государства и народного сознания. Начало отечественной истории Кавелин находил теперь не в Киевской, а в Северо-Восточной Руси. Основная задача Великороссии, по его мнению, заключалась в создании могущественного государства, позволившего ей, в отличие от древних славянских политических образований, сохранить независимость. Недостижение этой цели потребовало значительных усилий и жертв, повлекло за собой экономическую отсталость и духовную зависимость. По словам Кавелина, «в течение столетий все силы Великороссии были обращены на грубый материальный труд, заселение дикой страны между дикими племенами и при самых враждебных человеку природных условиях. Все эти обстоятельства, вместе взятые, на целые века делали невозможным развитие великорусской ветви из самой себя». В результате источником развития становилось интеллектуальное меньшинство, заимствовавшее те или иные иноземные идеи и обеспечивавшее распространение культуры «сверху вниз, из вершины общества в народные массы». Однако, полагая, «что славянские племена не могут развиваться, не усвоивши себе плодов высшей европейской культуры», Кавелин обратил внимание на характер этого усвоения, противопоставляя органическому соединению поверхностное копирование элементов иной цивилизации. Он полагал, что механический перенос европейских ценностей вел не к сближению России и Запада, а к противоестественному синтезу, несущему угрозу национальной идентичности, ибо вхождение «в круг западноевропейского развития, по крайней мере, до сих пор, действовало разлагающим образом на все славянские племена, которых коснулось». Переосмысливая историю допетровской Руси, Кавелин в основание общественного устройства ставил уже не род, а двор. Зарождение крепостничества он стал выводить не из задолженности крестьян, а из тех отношений, которые существовали в крестьянском дворе. Крепостное право «прямо вытекало из первообраза великорусского быта - двора, или дома, возникло из домашней власти и по ее образцу». Оно складывалось в результате переноса представлений о «владыке дома» на помещика, в обязанности которого входило не только определение обязанностей и повинностей, но и попечительство по отношению к своим людям.

Самодержавие, по версии Кавелина, являлось естественной формой русской государственности, порожденной народным идеалом. «В царской власти, сложившейся по типу власти домовладыки, русскому народу представилась в идеальном преображенном виде та же самая власть, которую он коротко знал из ежедневного быта, с которой жил и умирал». В сознании народа, полагал Кавелин, «царь есть само государство - идеальное, благотворное, но вместе и грозное его выражение». Подчеркивая особую роль государственной власти, Кавелин признавал, что она не давала развиться «личному началу» - главному условию общественного прогресса. В 17 в., по мнению Кавелина, российская государственность стала замкнутой системой, похожей на монархию азиатского типа, «обреченной на совершенную неподвижность». Петр I осознал глубину кризиса и осуществил преобразования, пробудившие «начала личной свободы». Кавелин признавал реформы Петра I «органическим явлением великорусской жизни» и ценил монарха за то, что тот сумел выбрать на Западе и, преодолевая массу препятствий, внедрить в России те элементы европейской жизни, в которых русское общество нуждалось и которые способно было воспринять. С Петра I верховная власть начала проводить реформы «сверху», постепенно упраздняя «крепостническое состояние, ...даруя гражданские права русскому народу, начиная с высших слоев общества и оканчивая низшими». Согласно Кавелину, со времен Петра I государство было окончательно поставлено на службу национальным интересам, взяло на себя преобразовательные функции и обеспечение прав личности.

В социологии Кавелин, опираясь на позитивистскую теорию «органического общества», обосновывал как естественный характер социального неравенства, так и органическую «взаимозависимость» классов. Он доказывал утопичность социалистических теорий, полагая, что отмена частной собственности противоречит «закону свободы» и приведет общество к упадку, ибо лишь «личная собственность, как и личное начало, есть начало движения, прогресса, развития». Вместе с тем Кавелин выступал против абсолютного господства частнособственнических отношений, обосновывал необходимость сохранения крестьянской общины. Сочетание общественной и частной собственности Кавелин считал, с одной стороны, условием экономического прогресса и свободы личности, а с другой - гарантией против пролетаризации крестьянства, средством сохранения социальной стабильности. Одним из первых в русской общественной мысли Кавелин выдвинул идею смешанной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности. В условиях России эта идея вела к синтезу традиционных структур - общины и новых капиталистических по своей сути отношений, что в наибольшей степени отвечало потребностям мирной модернизации крестьянской страны.

В нач. 1880-х гг. Кавелин выступил с программой реформ, предусматривавшей увеличение крестьянских наделов, сокращение податей, ограничение административного произвола, развитие народного образования. Главное, что, по его мнению, мешало русскому народу преобразовать страну и обустроить свою жизнь - культурная неразвитость и «стертость личного начала». Отсутствие общей культуры Кавелин объяснял тем, что русский народ «все свои несомненные способности всецело и исключительно посвятил на политическое творчество, на создание русского государства и этому делу принес в жертву все остальное». Тем самым Кавелин подводил к мысли об историческом долге государства перед народом, с которым связывал судьбы России. Помочь же крестьянству обеспечить процветание страны должны были – государство, создающее для него сносные «внешние» условия жизни, и интеллигенция, просвещающая народ. Будущая Россия представлялась Кавелину «мужицким царством», «необозримым морем оседлого, свободного, трудящегося, благоустроенного крестьянства, с сильной центр, властью, обставленной высшей интеллигенцией».

Выступления К. в нач. 18бО-х гг. против конституционных проектов дворянства не означали отрицания им конституции и политических свобод. Напротив, Кавелин исходил из того, что в России еще не созрели условия для представительного правления, их надо подготавливать, развивая местное самоуправление, проводя административные реформы, поднимая материальный и культурный уровень парода. Политическая незрелость русского общества он надеялся преодолеть не за счет немедленного достижения политической свободы, а в процессе длительного гражданского и культурного его совершенствования под руководством власти, сотрудничающей с либеральной интеллигенцией.

Кавелин полагал, что переустройство России возможно только путем мирных реформ, а всякая революция гибельна как для государства, так и для парода. Считая, что «царство справедливости» нельзя построить па крови и насилии, Кавелин утверждал, что революции задерживают прогресс и, вызывая реакцию, способны «сокрушить государственный организм». Кавелин отрицал связь «революционной партии» в России с подлинными интересами народа, хотя и признавал, что ее деятельность отражала некоторые «болезненные стороны» русской жизни.

Венцом теоретических исканий Кавелина стала его последняя работа «Задачи этики». В ней он выдвигал на первый план не права и свободу личности, а ее невыявленность и нравственную несостоятельность. Роль этики для Кавелина возрастала в связи с тем, что изменение общественных форм он связывал не только с внешними факторами, по и с «развитием субъективного мира». Исходя из определяющей роли личности, Кавелин придавал особое значение ее нравственному становлению, которое и вело к преобразованию объективного мира в соответствии с нравственными идеалами личности. Кроме того, нравственное воспитание должно было компенсировать недостаточность внешних (политических, правовых) факторов развития личности.

Выдвинув идею особой крестьянской формации, сложившейся в России, Кавелин представлял ее не как изолированную, а тем более противостоящую Западу, а скорее как переходную ступень к общечеловеческой цивилизации. Само же продвижение России по пути прогресса зависело от ее собственных усилий, органически синтезирующих достижения европейской культуры с национальными традициями. Особый путь развития России не предполагал выполнения какой-то великой исторической миссии, о которой говорили славянофилы, а означал, в контексте рассуждений Кавелина, самостоятельное воплощение па русской почве общечеловеческих ценностей.

Константин Дмитриевич Кавелин

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) - русский философ, историк и политический деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал либералом, что привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена . К философии обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах «Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку приспособить психологию для объяснения христианской этики. Философия, по его мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, которая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату. Абстрактности материализма и идеализма, исследующим общее, Кавелин противополагает конкретное знание индивидуальной души. На этой основе, по его мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая позитивизм). Кавелин признавал свободу воли.

Кавелин К. Д. (1818-1885) - крупный либеральный деятель реформы 1861 г., известный публицист и историк, до 1858 г. преподаватель наследника престола. Письмо представляет собой трактат обличительного содержания, которые нередко распространялись в рукописном виде. Несмотря на то, что оно направлялось конкретному адресату - крупному историку, профессору Московского университета С. М. Соловьеву, предназначалось письмо для чтения в кругах московской интеллигенции (на это есть указания в тексте).

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «История». / Сост. В.Ф. Антонов и др. Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990, с. 19.

Другие биографические материала:

Фролов И.Т . Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Платонов О. Русский мыслитель (Энциклопедический словарь Русской цивилизации ).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012 ).

Бажов С.И. Философ, публицист, правовед, историк (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М ).

Ерыгин А. Н., Приленский В. И. Считается одним из создателей «государственной (юридической)» школы (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Порох И.В. С позиций агностицизма и позитивизма выступал против материализма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965 ).

Поборник развития национального самосознания русского народа (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Кавелин выступал противником личной собственности на землю (Большая энциклопедия русского народа ).

Далее читайте:

Белинский В.Г. Письмо К. Д. Кавелину . 22 ноября 1847 г.

Кавелин К.Д. Письмо к С. М. Соловьеву . 16 января 1856 г.:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собрание сочинений. Т. 1–4. СПб., 1897–1900;

Наш умственный строй. Статья по философии русской истории и культуры. М., 1989.

Из лит. переписки К. Д. Кавелина (1847-84 гг.), "РМ", 1892, кн. 1, 3, 5, 10, 1895, кн. 2, 1896, кн. 2, 1897, кн. 1;

Записка К. Д. Кавелина о нигилизме (публ. П. А. Зайончковского), "ИА", 1950, No 5;

Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену, Женева, 1892.

Литература:

Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Материалы для биографии. Из семейной переписки и воспоминаний//Вестник Европы. 1886. №5–8, 10, 11; 1887. №2, 4, 5, 8; 1888. №5;

Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896;

Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. 4. Ревель; Берлин, [ б. г.];

Арсеньев К.К. Памяти К.Д. Кавелина//Вестник Европы. 1910. №5;

Мизинов П. История и поэзия. М., 1900; Сыромятников Б.И.

К.Д. Кавелин // Великая реформа. Т. 5. М., 1911;

Зайончковский П.А. Записка К.Д. Кавелина по нигилизму//Исторический архив. Т. 5. М.; Л., 1950.

Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 204);

Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1941;

Тальников Д. Л., Концепция Кавелина и ист. взгляды Белинского, "ВИ", 1956, No 9;

Розенталь В. Н., Петербург. кружок К. Д. Кавелина в кон. 40-х и в нач. 50-х гг. XIX в., "Уч. зап. Рязан. гос. пед, ин-та", 1957, т. 16;

Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революц. ситуации, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., (т. 3), М., 1963;

Розенталь В. Н., Первое открытое выступление рус. либералов, в 1855-56 гг., "ИСССР", 1958, No 2;

Иллерицкий В. Е., О гос. школе в рус. историографии, "ВИ", 1959, No 5;

Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

Место рождения

Санкт-Петербург

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Волковское православное кладбище в Санкт-Петербурге

Образование

Московский университет, юридический факультет (1839)

Годы работы в университете

Этапы карьеры в университете

Основные вехи жизни, карьера вне университета

1844-1848 гг. – адъюнкт юридического факультета Московского университета. В 1857-1858 гг. преподавал русскую историю и гражданское право цесаревичу Николаю Александровичу, был отстранен от преподавания после того, как в 1858 г. Н.Г. Чернышевским в «Современнике» была опубликована его записка об освобождении крестьян. После оставленияу ухода из Санкт-Петербургского университета (после волнений 1861 г.) отправился на три года в заграничную командировку, затем три года служил в министерстве финансов. В 1862-1863 гг. был командирован во Францию и Германию для изучения состония западных университетов в связис университетской реформой. В конце 1860-х и первой половине 1870-х К. занимается преимущественно делами собственного имения в Тульской губернии. В 1878-1885 гг. – профессор Военно-юридической академии, президент Вольно-Экономического общества (1882-1884).

Общественная деятельность

В 1840-х годах был близок к известным западникам – Н.А. Некрасову, И.И. Панаеву, И.С. Тургеневу. Входил в кружок В.Г. Белинского, имел тесные контакты с А.И. Герценом, опубликовал ряд статей в «Современнике» и «Отечественных записках». В конце 1850-х-1860-х годах начинает тяготеть к славянофилам, в 1866 г. предсталяет царю свою записку под названием «О нигилизме и мерах против него необходимых».

Награды

Золотая медаль Московского университета за сочинение «О римском владении»

Область научных интересов, значение в науке

Наряду с Б.Н. Чичериным и Т.Н. Грановским К. можно назвать ярким представителем государственной школы в русской историографии. В своих трудах он доказывал историческую обоснованность самодержавного строя в России как условия существования российской государственности, однако считал его совместимым с гражданскими свободами. Также К. исследовал историю и социально-правовую функцию сельской общины, роль семьи в правоотношениях в свете изучения общественного строя в России с древнейших времен.

Диссертации

Ученики

  • Афанасьев А.Н.
  • Егунов А.Н.
  • Чичерин Б.Н.

Основные труды

Что есть гражданское право и где его пределы? : Один из современных юридических вопросов. СПб., 1864.

Априорная философия или положительная наука? : По поводу дисс. г. В. Соловьева [Кризис западной философии. Против позитивизма]. СПб., 1875.

Политические призраки: верховная власть и административный произвол: один из современных русских вопросов. Берлин, 1878.

Русское гражданское уложение. СПб., 1882.

Задачи этики: Учение о нравственности при современных условиях знания. СПб., 1886, 3-е изд.

Краткий взгляд на русскую историю. СПб., 1887.

О верховной власти в России. М., 1905.

Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. Сост., вступительная статья В.К. Кантора. Подг. текста и прим. В.К. Кантора и О.Е. Майоровой. М.: Правда. 1989. 654 с.

Основная биобиблиография

Лит.: Кавелин как психолог // Отечественные записки. 1872. № 8; Памяти Константина Дмитриевича Кавелина // Русская старина. 1885. № 6; Грасс Л.И. Воспоминания о Кавелине // Исторический вестник. 1885. Кн. 8; Бобровский П.О. Константин Дмитриевич Кавелин на Кафедре гражданского права в Военно-юридической академии 1878-1885 г. СПб., 1890; Корсаков Д.А. Из литературной переписки К.Д. Кавелина // Русская мысль. 1893. Кн. 1,3,5,10; Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин: очерк жизни и деятельности. СПб., 1896; Симонов И.С. Кавелин–учитель: (к 25-летию со дня смерти: 3 мая 1885 г. – 3 мая 1910 г.). СПб., 1910; Петров Ф.А. К.Д. Кавелин в Московском университете. М., 1997; Гладких Е.П. К.Д. Кавелин как фольклорист и этнограф: дисс. на соиск. учен. ст. канд.фил. наук. СПб., 1999; Арсланов Р.А. К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в Росси: дисс. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. М., 2000; Назарова А.В. Психологические воззрения К.Д. Кавелина. Киров, 2008.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 2. Дела Совета за 1825-1899 гг. Д. 403. Разрешение профессору Кавелину продолжать лекции гражданского судопроизводства для студентов 3 курса юридического разряда. 1860 г. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 2. Дела Совета за 1825-1899 гг. Д. 433. Препровождение записки профессора Кавелина о необходимости и пользе отменить параграф 86 Устава университета касательно преподавания. 1860 г.; ИРЛИ РАН. Ф. 119; ЦГАЛИ. Ф. 141; ГИМ. Ф. 56.

Составители и редакторы

Е.Е. Кудрявцева, Д. А. Сосницкий, Т.Н. Жуковская

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Константин Кавелин, 1880-1884

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти : Санкт-Петербург

Научная сфера: история, социология

Альма-матер: Московский университет

Константи́н Дми́триевич Каве́лин - русский историк, правовед, социолог и публицист.

Общие вопросы истории освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую форму. Наряду с Б.Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть - инициатором и гарантом прогресса.

К трудам философского характера относятся «Задачи психологии» (1872) и «Задачи этики» (1884). Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Мысли и заметки о русской истории» (1866).


Чичерин Борис Николаевич

Место рождения:

Место смерти: село Караул, Кирсановский уезд Тамбовской губернии, Российская империя

Научная сфера: правоведение, философия

Альма-матер: Московский университет

Бори́с Никола́евич Чиче́рин - русский правовед, философ, историк и публицист. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г.В.Чичерина.

Чичерин был одним из основателей юридической (государственной) школы русской историографии 2-ой пол. XIX в; автор фундаментального 5-титомного исследования "История политических учений", сочинения "Собственность и государство", "Курс государственной науки", "Философия права".

Понимание термина «свобода »:

· отрицательная сторона - независимость от чужой воли;

· положительная - возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению.

Мнение о свободе : действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбежных при совместном существовании.

Субъективное право - это законная свобода человека что-либо делать или требовать;

Объективное право - закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений.


Собственность - необходимое проявление свободы.

О равенстве:

Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

Провозгласил принцип : "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц "

Государство – это "союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага". Идея государства и его цель - гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага. Основные элементы государства : 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель.

Лучшая форма правления - конституционная монархия. "Монарх представляет начало власти, народ и его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели".

Для создания в Российской империи конституционных основ необходимо учредить в России двухпалатное законосовещательное собрание : верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников; нижняя - из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.

Русский историк, правовед, социолог, публицист и общественный деятель эпохи реформ Александра II, один из идеологов русского либерализма.

Константин Дмитриевич Кавелин родился 4 (16) ноября 1818 года в в семье Дмитрия Александровича Кавелина (1778-1851), директора Главного педагогического института.

Получил хорошее домашнее образование. В период подготовки к поступлению в Московский университет в 1834-1835 годах занимался с . В 1835-1839 годах учился в Московском университете, сперва на философском факультете, затем на юридическом. Окончил университет с золотой медалью.

В 1855 году К. Д. Кавелин составил «Записку» об освобождении крестьян с землей за выкуп в пользу помещиков при содействии государства. Документ распространялся в списках и получил заметный общественный резонанс. Благодаря своему проекту К. Д. Кавелин смог сблизиться с либерально-реформаторскими кругами столичного общества, получил доступ ко двору великой княгини Елены Павловны.

В 1857 году К. Д. Кавелин был приглашен на кафедру гражданского права в Санкт-Петербургский университет. Одновременно ему было поручено преподавать историю и правоведение цесаревичу Николаю Александровичу. В этот период «Записка» К. Д. Кавелина об освобождении крестьян была опубликована в «Голосах из » (1857) и Н. Г. Чернышевским в «Современнике» (1858). Появление этого проекта в печати не осталось без внимания и вызвало недовольство императора Александра II. В 1858 году К. Д. Кавелин был отстранен от чтения лекций наследнику престола, но сохранял за собой кафедру в университете вплоть до студенческих волнений 1861 года.

Если в период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года К. Д. Кавелин поддерживал правительственные начинания с умеренно-либеральных позиций, то уже в конце 1861 года его взгляды эволюционировали в сторону большего консерватизма. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) он выступил против идеи конституционной монархии с апологией сильной самодержавной власти. Позднее К. Д. Кавелин представил Александру II глубоко консервативную записку «О нигилизме и мерах против него необходимых» (1866).

В 1864-1877 годах К. Д. Кавелин служил в министерстве финансов, активно занимался исторической публицистикой. В 1878 году он вернулся к профессорской деятельности, получил кафедру гражданского права в Военно-юридической академии. В 1882-1884 годах являлся президентом Вольно-экономического общества.

К. Д. Кавелин - один из основателей государственной школы в русской историографии. Его исторические взгляды наиболее отчетливо сформулированы в работах «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Мысли и заметки о русской истории» (1866) и «Краткий взгляд на русскую историю» (1887). К. Д. Кавелин развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По его мнению, государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть - инициатором и гарантом прогресса. К. Д. Кавелин был сторонником культурного сближения с Западной Европой, оставаясь при этом поборником развития национального самосознания русского народа.


© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции