Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Шельф или материковая отмель строение этой части. Что такое континентальный шельф? Что такое шельфовая зона

Доктор географических наук Д. ФАЩУК.

Побережья морей и океанов давно превратились в "сгустки" человеческой деятельности. В настоящее время в шестидесятикилометровой полосе вдоль океанских берегов проживают 60% жителей земного шара. Плотность населения здесь в 2,5 раза выше, чем в среднем на планете. Участки суши вдоль морских берегов по праву считаются "золотым краем", а их природная среда рассматривается как бесценное богатство. Не менее богато природными ресурсами и граничащее с берегом океанское мелководье, которое получило название "континентальный шельф".

Илл. 2. Во многих местах вдоль континентов существуют краевые поднятия - "плотины", которые создают препятствия на пути твердых осадков, поступающих с суши.

В тропических водах бровка шельфа нередко образована коралловыми рифами.

Дж. У. Тёрнер. Дортрехт. Пакетбот из Роттердама заштилел (1818).

Сравнивая картину Дж. У. Тёрнера "Метель" с современной фотографией морской волны, трудно усомниться в том, что сюжет шедевра подсказан художнику морем.

Дж. У. Тёрнер. Метель (1842).

Притягательная сила морского побережья как места обитания определяется не только благоприятным для жизни климатом, но, главным образом, пищевыми, минеральными, энергетическими и духовными ресурсами, а также средствами коммуникации, которые обеспечивает океан. Такие города, как Гамбург, Роттердам, Санкт-Петербург, Шанхай, Калькутта, Амстердам, Буэнос-Айрес, Нью-Йорк, Новый Орлеан и многие другие мировые центры промышленности и торговли, возникли в наиболее привлекательных для заселения районах суши - в зонах эстуариев (впадения рек в море) и низовьях крупных равнинных рек, связанных водными артериями с глубинными частями материка.

Из более чем 181 тысячи видов донных морских организмов, обитающих в Мировом океане, 180 тысяч живут в прибрежной зоне. Их общая биомасса оценивается в 8-9 млрд тонн. Многие виды морских животных человек использует в пищу с незапамятных времен. В прибрежных водах сосредоточено до 80-90% из 1 млрд тонн общей биомассы высших морских организмов Мирового океана (нектона). Половину этого количества составляют рыбы. Ежегодная продукция нектона - около 200 млн тонн, а содержание, например, жира в этом добре достигает 8 млн тонн - почти в два раза больше, чем дает все мировое животноводство.

Бесценна и морская вода. Известно, что в одном ее кубическом километре содержится более 35 млн тонн твердого вещества, из которых: около 27 млн тонн поваренной соли, 1,3 млн тонн магния, 900 тыс. тонн серы, 65 тыс. тонн брома, а также тонны алюминия, марганца, меди, урана, молибдена и приблизитель но 20-50 кг золота. Если умножить эти цифры на объем вод Мирового океана (1370 млн км 3) и сравнить с запасами этих ископаемых на суше, то появляется серьезный повод для размышлений на тему: как добыть все эти минеральные ресурсы?

Одного только золота в морской воде растворено около 70 млн тонн, тогда как его разведанные запасы на суше составляют всего 120-150 тыс. тонн. Но технологии промышленной добычи золота из морской воды пока не существует. Гораздо проще оказалось извлекать полезные ископаемые из морского дна прибрежных мелководий. Богатства континентального шельфа включают нефть, газ, серу, уголь, железную руду, олово, песок, россыпи ильменита, рутила, циркона, магнетита, алмазов, золота, платины, янтаря. Кстати сказать, запасы многих из них до сих пор не оценены.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕРМИН "DE FACTO"

Летом 1887 года небольшой шотландский рыболовный траулер "Шакал" проводил гидрологи ческие исследования в Атлантическом океане к западу от острова Льюис из архипелага Внешние Гебриды. Работами руководил преподаватель физической географии из колледжа Эдинбурга, 26-летний член Шотландского географического общества Хью Роберт Милл. По весьма самокритич ному мнению, высказанному ученым в автобиографии почти через 40 лет (в 1924 году), особых открытий в этой экспедиции сделано не было, за исключением разве что небольшого лингвистического "пустячка": словарь географических терминов пополнился новым понятием "континентальный шельф".

Забегая вперед, отметим, что "пустячок", введенный Хью, лишил покоя поколения ученых, пытающихся в течение вот уже более 100 лет дать определение этому понятию и каким-то образом классифицировать шельфы Мирового океана. Предмет открытия молодого шотландского географа оказался настолько непростым, что даже сегодня, несмотря на многолетние усилия науки, по мнению академика Е. Ф. Шнюкова, "четкого общепринятого современного определения шельфа нет".

К 1975 году, например, достоверные сведения о геологии шельфов имелись лишь для 5-10% их общей площади, составляющей, по данным различных авторов, то ли 26,6, то ли 31,1 млн км 2 . О тектоническом же строении этой части подводного ландшафта всего несколько десятков лет назад вообще почти ничего не было известно.

А тем временем англичане, как ни в чем не бывало, словом "shelf" с одинаковым успехом обозначают: полку, выступ, закраину, площадку или уступ суши, скалы, а также склон, плотик и множество других понятий. Какое из них имел в виду Милл, догадаться нетрудно. Измеряя глубину моря с борта "Шакала", он обратил внимание на то, что по мере удаления от берега она плавно растет до 100 фатомов - морских саженей (1 фатом - 1,83 м), а затем дно резко проваливается, подобно склону горы, и уходит на большие глубины. Скорее всего, именно такой скачок-свал глубин побудил исследователя назвать часть морского дна от края подводного обрыва до предела досягаемости действия волн "континентальным шельфом". Само же слово "шельф", по мнению ученых, в геологии конкретной смысловой нагрузки не несет (как, например, слово "рак" в медицине) и должно восприниматься "de facto".

Тем не менее, если есть термин, должно быть и его определение, хотя бы описательное. В 1949 году, спустя более полувека после открытия Милла, один из основоположников морской геологии американец Ф. П. Шепард предложил считать шельфом "мелководные платформы и площадки террас, окаймляющие бoльшую часть материков и имеющие сравнительно резкий перегиб поперечного профиля, определяющий переход к континентальному склону". Этот перегиб был назван им "shelf break" - бровка шельфа. Средняя глубина внешнего края шельфа Мирового океана - 130-132 м, ширина в среднем составляет около 40 морских миль (73-78 км). Самые обширные в мире - шельфы Баренцева моря (1300-1700 км) и других арктических морей, а также побережья Аргентины. В центре морского шельфа Баренцева моря глубины достигают 300-400 м, а на бровке в желобах, оставленных ледником, 600 м. Максимальные глубины на более узких шельфах полуострова Лабрадор (ширина 200 км) и острова Ньюфаундленд (ширина 500 км) составляют соответственно 800 и 1000 м. На шельфе Патагонии - южной оконечности Южно-Американского континента - заметны следы в виде рытвин - трогов (от нем. das Trog - корыто) - с глубинами 200-700 м, которые оставил ледник. По "вине" ледника, кстати, возник Магелланов пролив, представляющий собой систему фиордов между Огненной Землей и континентом.

Современные морские геоморфологи, развивая концепцию шельфа, пополнили запас географических терминов еще одним, детализирующим прежние представления о подводных "каменных полках" континентов. В рамках шельфов они выделяют береговую зону - участок морского дна, ограниченный со стороны суши линией максимального, ежегодно повторяющегося заплеска прибойного потока, а со стороны моря - глубиной, соответствующей 1/3 длины наиболее крупной штормовой волны в данном месте. Именно до такой глубины проникает активное волнение в открытом море. Если принять ее за 60 м, то площадь береговой зоны Мирового океана оказывается равной 15 млн км 2 , или 10% поверхности земной суши.

Некоторые ученые в последние годы определяют береговую зону как контактную зону механического взаимодействия движущихся масс воды и донного материала между собой и с неподвижным дном. Кроме того, обитающие внутри нее гидробионты (бентосные организмы, кораллы, водоросли) также принимают участие в процессе накопления, перемещения и трансформации твердого вещества в придонном слое. Только это происходит не механическим, а биохимическим путем, в ходе фазовых превращений - перехода вещества из жидкого состояния в твердое и наоборот. Так, например, возникают на шельфах коралловые рифы.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ "КАША" НА КРАЮ ОКЕАНА

С мнением Шепарда о том, что шельфом следует считать мелководные участки дна океанов и морей, окаймляющие континенты и острова, сегодня соглашаются все специалисты. Но при этом одни полагают, что шельф является лишь подводным продолжением суши, а другие утверждают, что эти самые мелководные платформы и площадки террас вокруг континентов и островов представляют собой особые структурные элементы подводного рельефа - переходные зоны от материка к океану. Сторонники первой гипотезы признают совпадение роли тектонических движений в формировании рельефа на суше и на континентальном шельфе. Во втором же случае шельф оказывается автономным в тектоническом отношении элементом морского ландшафта со всеми вытекающими из этого выводами для народного хозяйства (например, стратегия и технология поиска полезных ископаемых).

И все же строение и историю шельфов не следует рассматривать изолированно от прилегающих районов суши и океанических впадин. В формировании мелководных "прибрежных полок" принимают участие как экзогенные, так и эндогенные процессы. Первые протекают на поверхности Земли под влиянием энергии Солнца (гидробиологические, гидрометеорологические, деятельность ледников) или силы тяжести (седиментационные, лат. sedimentum - оседание). Вторые питаются энергией из недр Земли (тектонические, сейсмические, вулканические, магматические).

Самый древний из континентальных шельфов образовался 350-285 млн лет назад (карбон) в эпоху интенсивной тектонической деятельности - Герцинской складчатости. В Желтом море, например, за последние 500 млн лет в результате тектонической деятельности сформировалось более десятка вдольконтинентальных краевых поднятий - "плотин" для потоков твердых осадков с суши. Аналогичная плотина возникла также в период между 270 и 60 млн лет назад вдоль всего восточного побережья США.

Впрочем, краевые континентальные поднятия - "плотины" - могут возникать и в результате деятельности кораллов, а также вследствие выдавливания из глубин Земли пластичных пород (соль, глина) и образования так называемых диапировых (греч. diapeiro - пронзаю) структур, пронзающих земную твердь до самой поверхности.

Установлено, что большинство современных шельфов Мирового океана сформировалось в течение новейшего времени - в позднечетвертичный период (поздний плейстоцен), начавшийся примерно 125 млн лет назад. Он делится на несколько этапов, связанных с крупными оледенениями. Последний из них (18-20 тыс. лет назад), в зависимости от района обнаружения его следов, именуется: в Альпах - "вюрм", в Северной Европе - "висла", на европейской части России - "валдай", а в Северной Америке - "висконсин".

Шельфы этого времени представляют собой сочетание деформированных волнами абразионных (лат. abrasion - соскабливание) и аккумулятивных террас, возникших под влиянием седиментационных процессов. Их эффект наложился на последствия предыдущей деятельности тектонических механизмов. Осадки заполнили прогибы между древними каменными "плотинами" и материками, ледники "вспахали" коренные и древние осадочные породы, волнение и палеореки размыли поверхность шельфов при отступлениях моря, а продолжающийся процесс движения материков все это "хозяйство" перемешивает, растаскивает, сжимает. Немудрено, что "кашу" геологических последствий, заварившуюся в результате такого сочетания факторов, до сих пор не могут "расхлебать" когорты ученых во всем мире. Свидетельство тому - обилие разработанных вариантов классификации шельфов. На сегодняшний день их можно насчитать около десятка.

Одна из первых классификаций, предложенная в 1969 году американским геоморфологом К. О. Эмери, включала шесть типов континентальных мелководий, отличавшихся одно от другого механизмами образования: на тектонических поднятиях, на рифовых поднятиях, на диапировых структурах, простые (без поднятий), ледниковой природы, сформированные волнением.

В 1977 году профессор МГУ П. А. Каплин, классифицируя шельфы с позиции теории движения литосферных плит и новой глобальной тектоники, подразделил их на пассивные и активные. Первые относятся к атлантическому типу, так как располагаются преимущественно в спокойных в тектоническом отношении районах: Арктическом и Норвежско-Гренландском бассейнах, в Северной и Южной Атлантике, в Индийском (за исключением Зондской дуги) и Южном (за исключением моря Скоша) океанах, где пролегают главные оси расхождения континентов. Кстати, одна из палеогеографических реконструкций процесса раскола древнего континента Пангеи показала полное совпадение контуров Северной Америки и Западной Африки по изобате 2000 м. Северо-Американская и Африканская литосферные плиты отделились одна от другой в позднем триасе (230-195 млн лет назад), и между ними образовалась океаническая кора. В это время Южная Америка была еще соединена с Африкой. Только в позднем юрском периоде (160-140 млн лет назад) Гондвана - южная половина расколовшейся Пангеи - окончательно раздробилась. Северо-Американский и Африканский материки начали расходиться по оси спрединга - линии Срединно-Атлантического хребта, а в позднем меловом периоде (100-80 млн лет назад) Атлантика приобрела очертания, близкие к современным.

Пассивные шельфы Северного Ледовитого и Атлантического океанов характеризуются мощным слоем осадков (до 10-12 км), выровненным рельефом поверхности, максимальной шириной (300 км и более), глубоким залеганием бровки шельфа (400-600 м). Кроме того, они бывают часто прорезаны подводными каньонами, связанными с долинами крупных рек.

Шельфы активных континентальных окраин относятся к тихоокеанскому типу, так как большая их часть связана с зонами столкновения и поглощения литосферных плит у побережья Тихого океана (за исключением шельфа Аляски в Беринговом море и северо-восточной окраины Азиатского материка в Охотском). Такие шельфы имеют небольшую ширину, сложный пересеченный рельеф, небольшой слой рыхлых, очень разнородных по составу осадков. Типичным их примером является континентальная окраина андского типа, располагающаяся вдоль западного побережья Южной Америки. Ее образование связано с надвиганием континентальной плиты литосферы на океаническую. В зоне погружения последней сформировались глубоководный желоб, континентальная терраса, а также горные цепи на краю материка.

Такой тип континентальной окраины простирается на 8 тыс. км от побережья Колумбии до Огненной Земли и имеет самый большой на земной поверхности градиент рельефа - до 14 км, между дном глубоководной впадины и вершинами Анд. Любопытно, что, согласно теории обработки поверхностей металлов, самый тонкий, нулевой уровень шлифовки, применяемый в космической и радиоэлектронной промышленности, требует, чтобы отношение глубины изъяна к диаметру детали было менее 0,001%. Сравнив градиент рельефа нашей планеты (14 км) с ее диаметром (около 14 тыс. км), получим такую же цифру. Иначе говоря, матушка-Земля в планетарном масштабе отшлифована по высшему уровню точности для человеческой цивилизации! Континентальные шельфы можно считать примером такой шлифовки, которую миллионы лет осуществляли природные силы. Грубую черновую работу земных недр довершили ветер, волны и приливы, создав нынешний рельеф.

ВЕЩЬ "RES COMMUNIS" - ПРИНАДЛЕЖАЩАЯ ВСЕМ

Проблемы физической географии шельфов, установления их границ и особенностей природы, оказывается, абсолютно не тревожат экономистов, юристов и политиков. В их задачу входят определение и защита общественно-политического и экономического статуса территорий морского дна в рамках границ, прилегающих к побережью континентальных и островных государств. По этому поводу международные отношения выясняются с давних времен. Еще в Древнем Риме господствовала доктрина "делового моря" - "mare nostrum", которая тем не менее не привела к его экономическому разделу между государствами. В XVII веке голландский ученый-юрист Гуго Гроций заявил, что "море не может истощиться ни вследствие плавания по нему, ни вследствие рыбной ловли, то есть ни одним из способов, которыми оно может быть использовано". Для экономического освоения Мирового океана им была предложена концепция "res communis" - вещь, принадлежащая всем. Но уже в 1911 году, убедившись, что запасы, например, морских котиков можно уничтожить всего за несколько лет, США, Россия, Япония и Великобритания (Канада) заключили первое в истории морского права соглашение об охране ресурсов океана.

С тех пор их было подписано десятки, но только в 1945 году тридцать третий президент США Гарри Трумен (1884-1972) заявил претензию на минеральные ресурсы (нефть) континентального шельфа своей страны. В 1947 году Перу объявила своей собственностью рыбу, обитающую в пределах 200 миль от берега, а акваторию включила в территориальные воды страны. К 1973 году к Перу присоединились еще восемь государств, несмотря на то, что в 1970 году в одной из резолюций ООН было четко заявлено, что "дно морей и океанов… а также ресурсы… принадлежат всему человечеству".

В 1977 году США также объявили 200-мильную рыболовную зону. Далее последовали Япония, Австралия, Новая Зеландия. При этом акватория экономической зоны Японии, например, в 12 раз превысила территорию самой страны. К 1987 году уже 114 прибрежных стран приняли аналогичные законы - произошел, по существу, политико-экономический раздел 40% акватории Мирового океана, или 26% поверхности земного шара. Трудно даже представить, какую правовую путаницу внес он в отношения между государствами по поводу использования морских ресурсов.

В 1968 году указ Президиума Верховного Совета "О континентальном шельфе Союза ССР" устанавливал суверенные права на разведку и эксплуатацию природных богатств этих территорий и акваторий страны. Пути реализации указа были намечены только в 1969 году в постановлении Совета Министров СССР "О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его естественных богатств", а в 1984 году последовал указ "Об экономической зоне СССР". При этом следует отметить, что советское законодательство, в отличие от законодательства Перу, не включало шельф в состав государственной территории. Кстати, долгое время ширина территориальных вод прибрежных и островных государств ограничивалась пределами, установленными со времен Средневековья, и составляла 3 мили - максимальное расстояние полета пушечного ядра. Только в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву расширила эту границу до 12 миль (дальность видимости горизонта с мостика среднетоннажного судна).

Так или иначе, но декларация Трумена 1945 года стала основой международно-правового определения понятия "шельф", которое было дано в Женеве в 1958 году на I Конференции ООН по морскому праву. С этой позиции шельфом являются "поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу континента или островов, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 м, или же за этим пределом, до того места, до которого глубина позволяет разработку природных богатств этих районов".

Через 25 лет Конвенция ООН 1982 года, по существу, узаконила экономические зоны, назвав шельфом прибрежного государства "морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря… до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря…" Интересно, что США отказались подписать этот документ, резервируя за собой "право действовать по своему усмотрению". В августе 1984 года Англия, Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Япония и США подписали соглашение, предусматривающее для этих государств возможность добычи ресурсов дна без каких-либо обязательств в отношении других стран и решений Конвенции ООН по морскому праву.

Закон РФ "О континентальном шельфе" принят в 1995 году. В последние годы под руководством профессора Н. А. Айбулатова разрабатывается более совершенный закон "О комплексном управлении прибрежной зоной".

Естественно, что реальные физико-географические границы шельфа редко, точнее, практически никогда не совпадают ни с 200-метровой изобатой, ни с 200-мильной зоной. Возможности же современной техники добычи полезных ископаемых морского дна позволяют вести их разработку даже на глубинах 5-6 км. Так что, следуя за политиками и юристами, придерживающимися принципа "эксплуатабельности", в понятие "шельф" можно смело включить и ложе Мирового океана, но лучше все-таки этого не делать.

Тем не менее, несмотря на недостатки, международно-правовое определение понятия "шельф" имеет одно несомненное природоохранное достоинство. Согласно решению Женевской конвенции, если государство по экономическим или политическим причинам не может или не хочет разведывать и разрабатывать минеральные ресурсы своего шельфа, то этого не имеет права делать и никакая другая держава. В качестве утешения иностранцам на чужих шельфах предоставляется свобода судоходства, рыболовства, научных исследований, разрешено прокладывать кабели, трубопроводы, на худой конец - "заплывать за буйки".

По оценке, выполненной профессором П. А. Моисеевым, в Северном полушарии площадь прибрежной зоны, заключенной между изобатами 0-200 м, занимает 12,1% водной поверхности (10,7 млн км 2). В Южном, более океаническом полушарии поверхность океана больше, и здесь аналогичные участки дна составляют только 3,9% акватории (8 млн км 2).

ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА

Существуют письменные доказательства того, что с древних времен люди не только пользовались биологическими ресурсами шельфа, но и интересовались его природой. Так, в 450 году до н. э. летописец Древнего Египта древнегреческий историк и географ Геродот дал первое описание шельфа Средиземного моря: "Природа Египетской земли такова, что если, приближаясь к ней на корабле, в одном дне пути от нее бросить лот, то получишь ил даже на глубине 11 саженей (20 м)". Не упустил античный ученый в своих землеописаниях и тот факт, что на приустьевых участках рек обычно развиваются мощные песчаные образования - дельты. Этот термин, кстати, происходит от названия заглавной буквы греческого алфавита D (дельта), по сходству с которой в древности была названа треугольная дельта Нила. Исследуя ее, Геродот пришел к выводу о том, что Египет - это дар Нила. Имелся, очевидно, в виду тот факт, что река выносила такое огромное количество твердого материала (140 мегатонн в год, сейчас - 88 мегатонн), которого хватило бы для формирования не только ее дельты, но и всей территории Египта.

Уже в XIX веке знание характера донных отложений помогало рыбакам Северной Атлантики определять свое местоположение на шельфе не традиционным в то время методом - на "выпуклый рыбацкий глаз", а в полном смысле слова на "коренной рыбацкий зуб", с помощью так называемых "йоркширских бобов" - мелкой гальки, поднятой лотом со дна мелководья. Если гальку удавалось разгрызть, то, значит, судно находилось к западу от банки Доггер, а если не удавалось, то восточнее.

Древние римляне догадались учитывать особенности режима волнения моря при создании прибрежных аквахозяйств. В окрестностях Рима, располагающегося сегодня на реке Тибр, в 27 км от ее впадения в Тирренское море, обнаружены остатки трех рыбных прудов. В античные времена, когда уровень моря был значительно выше современного, их аэрация периодически осуществлялась прибоем в моменты сильных штормов.

В 1502 году при строительстве порта Чезенатико знание особенностей морских берегов и режима движения наносов помогло гению инженерной мысли эпохи Возрождения Леонардо да Винчи учесть вдольбереговое перемещение наносов и избежать заиления порта посредством сооружения ограждающих молов. Очевидно, именно в этой связи им был изречен мудрейший совет для морских исследовате лей всех времен и народов: "Изучая движение воды, не забудь из каждого обнаруженного явления сделать вывод для практики, чтобы твоя наука не осталась бесполезной".

Величайший английский живописец-романтик Уильям Тёрнер (1775-1851) вряд ли создал бы свои красочные фантасмагорические пейзажи, не поселись он в свое время в маленьком домике у моря в восточном Кенте под видом чудака капитана Пагги Бута, якобы даже в отставке не способного расстаться с любимой стихией.

Бесконечное разнообразие цвета над океаном вызвало к жизни музыкальную поэму "Море" основоположника импрессионизма в музыке Клода Дебюсси (1862-1918). А какие шедевры народного творчества в виде хоровых матросских песен-шэнти рождались по утрам под воздействием магических чар оптических эффектов в атмосфере при выходе парусников в рейс! По выражению одного английского старого морского "волка", "шэнти - это десять парней на один канат". Песни "на фалах" - при подъеме парусов, песни "на баке" - чтобы "брать якорь на кат (борт)", песни "на шпиле" - при подъеме якоря или буксировке судна и сегодня часто звучат в портовых тавернах побережья Атлантики:

Тяни снасть! Эка страсть!
Длинный трос! Хоть ты брось!
Молодцы!
За концы!
Мясо - дрянь! Куртки - рвань!
В рубцах спина! Вот те на!
Косы рыжи! Спины пониже!
Налетай народ! Перекладина
ждет!
И стар и млад! И все подряд!
Тяни! Крепи! На весь свет
вопи!

Среди американских матросов, возвращавшихся из рейса, были не менее популярны "марсовые" песни, исполнявшиеся соскучившимися по берегу морскими бродягами на марсах - площадках для управления парусами и наблюдения за горизонтом, расположенных на верхушках мачт в месте соединения их со стеньгами. Очевидно, именно они разбудили музу творчества португальского поэта Луиша ди Камоэнса, создавшего в 1572 году поэму "Лузиады", посвященную героическому плаванию Бартоломеу Диаша в поисках морского пути к Индии (1488):

Как ласков ветер, кротки небеса!
О, Лузиады, ставьте паруса!
Нам океан уж больше не грозит,
Направьте к родине скорей бушприт,
Недолго ждать: приветствия друзей
Заставят вас забыть
все беды прошлых дней.

Исполнители этих песен вряд ли могли объяснить, почему на берегу из их, возможно не всегда чистых, душ невольно вырывались возгласы удивительной доброты, бескорыстия и преданности любимым людям:

Что б ни стало со мной,
я охотно отдам
Тем, кого я, как должно, люблю -
Сердце - Полли моей, кошелек мой
- друзьям,
Ну а жизнь - моему королю.

Только люди, испытавшие восторг встречи с берегом после многомесячных сражений со стихией, чувствовавшие неописуемое наслаждение от аромата его запахов, пьяневшие хоть раз в жизни от одного только легкого прикосновения женских губ, способны понять характер и поступки героев песен "Истинных английских матросов":

Когда приплывем мы в Бостон
иль Нью-Йорк,
Вот там заживу я богато,
Чтобы пить и кутить,
пока все не пропью
За успех дорогого фрегата.

Скольких молодых людей натолкнули эти шедевры мировой культуры и народного творчества на решительный шаг - посвятить свою жизнь морю! Многие из произведений такого жанра уже давно считаются народными и, к счастью, стали частичкой культуры целого поколения морских исследователей конца ХХ века, которую, несмотря на все превратности судьбы, эти люди трепетно хранят и передают сегодня своим ученикам:

Наш фрегат давно уже на рейде
Борется с прибрежною
волною,
Эй, налейте, сволочи,
налейте,
Или вы поссоритесь
со мною.
Сорок тысяч бед
за нами следом
Бродят как надежная
охрана,
Плюньте, кто на дно
пойдет последним,
В пенистую морду океана.
Смитт-Вессон
калибра 38,
Друг мой до последней
перестрелки,
Если мы о чем-нибудь
и просим,
Это чтоб подохнуть
не на стеньге.
Разнесется эхо, эхо, эхо,
Эх вы, чайки-дурочки, не плачьте -
Это задыхается от смеха
Море, обнимающее мачты.
Эй, вы черти, черти, черти, черти -
Не плясать вам на моей могиле.
Мы с тобой не все еще допели,
Мы с тобой не все еще допили.
Наш фрегат давно уже на рейде
Борется с прибрежною волною,
Эй, налейте, сволочи, налейте,
Или вы поссоритесь со мною.

Вот что пишет американский океанограф профессор Р. Ревел: "Океан воздействует на все наши чувства: неповторимый запах моря, звук разбивающихся валов, блеск волн, танцующих под солнцем и луной, ощущение морских брызг на лице и горьковатый вкус морской воды. Но все-таки обаяние океана - это нечто большее, чем таинство и эмоциональное наслаждение. Оно возникает, помимо чувств, из полузабытых воспоминаний и неясных образов, таящихся в глубинах подсознания". Стоит согласиться с выводом Ревела, убежденного в том, что "быть океанографом - это не совсем то же самое, что быть профессиональным моряком. Океанографы берут самое лучшее из двух миров - и моря, и суши".

ЛИТЕРАТУРА

Айбулатов Н. А., Аксенов А. А. И на деревянных кораблях плавали железные люди. (К истории прибрежных исследований России) . - М.: Наука, 2003. 232 с.

Ионин А. С., Медведев В. С., Павлидис В. А. Шельф - рельеф, осадки и образование . - М.: Наука, 1987. 205 с.

Каплин П. А., Леонтьев О. К., Лукьянова С. А., Никифоров Л. Г. Берега . - М.: Мысль, 1991. 480 с.

Патин С. А. Нефть и экология континентального шельфа . - М.: ВНИРО, 2001. 247 с.

Сафьянов Г. А. Береговая зона океана в XX веке. - М.: Мысль, 1978. 264 с.

Эмери К. О. Континентальные шельфы / / Кн. "Наука об океане". - М.: Прогресс, 1981. С.43-62.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Самый обширный - шельф Евразийского материка, охватывающий 10 млн км 2 , при этом шельфы Северной и Западной Европы занимают 2,6 млн км 2 . Второе место по площади (до 6 млн км 2) занимают шельфы Северной Америки и Гренландии. На третьем (4,5 млн км 2) - шельфы вдоль Тихоокеанского побережья и островов Индонезии. Далее следуют шельфы Южной Америки (2,2 млн км 2 , из которых почти 2 млн км 2 на восточном побережье и только 0,2 млн км 2 - на западном), Австралии, Новой Зеландии и Тасмании (более 2 млн км 2) и Африки (1 млн км 2). На карте шельфы показаны фиолетовым цветом.

Илл. 2. Плотины могут представлять собой тектонические поднятия пород или излияния лавы (А), рифы (Б), построенные морскими организмами, и выжатые на поверхность пластичные породы - соляные купола (В). Простые шельфы (без поднятий) сформированы осадочными породами (Г). Вертикальный масштаб на рисунке увеличен в 6 раз (по К. О. Эмери).

Когда мой дядя приезжал домой в отпуск, я часто захаживал к нему в гости послушать рассказы о его работе на шельфе. Тогда я еще не понимал, кем он работает и в чём смысл его работы, но загадочное слово «шельф» из его уст звучало часто. Став взрослым, я, разумеется, понял, о чем говорил мой дядя и я стал всерьёз задумываться о том, чтобы продолжить его дело.

Что такое шельф

Итак, что же такое шельф? Это продолжение материка под водой. Его средняя глубина невелика от 200 до 600 метров (может достигать и полутора километров). Между шельфом и берегом лежит так называемая «бровка». Это переходная часть между сушей (берегом моря) и морским дном.

Какие бывают шельфы

Большой вклад в изучение инженерно-геологических процессов, развивающихся на дне и в прилегающей прибрежной зоне морей внесли советские ученые-геологи в 70-80 годах прошлого века. Ими была разработана структура шельфа по геоструктурному признаку :

  • ортошельфы (платформенные области);
  • парашельфы (в складчатых областях земной коры);
  • гемишельфы (в геосинклиналях -самых подвижных элементах литосферы).

Общепринятой классификации для шельфов нет. Но поскольку шельфы окаймляют острова и континенты их делят на: континентальный шельф (или арктический) (например, Российский континентальный шельф, примыкающий непосредственно к России) и островной шельф . Эти шельфы не глубокие и не широкие. Делятся, в свою очередь, на шельфы активных континентальных окраин (здесь часты землетрясения и цунами) и шельфы пассивных окраин .

Чем богаты шельфы

Шельфы богаты газом и и нефтью. Но их добыча сложнее, чем на суше, ведь месторождения находятся под водой. Глубина моря местами может достигать 500 метров. Поэтому было изобретено сложное техническое сооружение - б уровая платформа .


Если глубина воды до 40 метров, то применяют стационарные платформы (они крепятся ко дну сваями), а на больших глубинах работают полупогружные платформы (стоят на подводных понтонах). Для того, чтобы за какой-либо страной числился прилегающий к её берегам шельф, необходимо подать заявку в Комиссию при ООН для рассмотрения. В наше время наибольший интерес ведущих мировых держав вызывает Арктический шельф . Борьбу за обладание правами на этот шельф ведут Россия, и . Так, добыча нефти в российском секторе Арктического шельфа по прогнозам вырастет в 3,6 раза к 2030 году. Почти 30 стран осуществляют пробную и промышленную эксплуатацию полезных ископаемых на шельфах. Арктические шельфы нашей страны богаты флорой и фауной. А белый медведь стал символом Арктики.


Рассказы моего дяди дали мне не только всеобъемлющее знания о том, что же на самом деле являет собой шельф, но и определили мою будущую профессию. Теперь я работаю на нефтяной платформе, помогая нашему государству в добыче полезных ископаемых.

Узнать, что такое шельф, можно из школьной программы по географии. Это океанические участки дна, относительно мелководные (до пары сотен метров).

Кроме океанов шельф выделяют также во внутренних и окраинных морях, которые окаймляют острова, материки, а также находятся в глубине континентов (внутренние моря, например - Азовское).

Измерение шельфа

Очевидно, что границей шельфа с материковой стороны является линия берега, внешняя же граница индивидуальна для каждого моря или океана. Она проводится в месте, где глубины резко увеличиваются, по бровке. Пределы ширины шельфа могут сильно варьировать - от пары десятков метров (характерно для островов) до полукилометрового расстояния от линии берега (полуострова, внутренние части континентов). Самый широкий шельф находится в Японском море. Бровка шельфа может быть не ярко выраженной, к примеру, там, где крупные реки впадают в море. В таких местах принято обозначать 200-метровую границу шельфа.

Шельф - около 8% от всей площади Мирового океана (его дна), что составляет приблизительно 31 тысячу квадратных километров. Средняя глубина шельфовой части - 132 м, а ширина его - от 1-3 м до 1500 км. В шельфовой части Мирового океана залегают полезные ископаемые, чаще всего это нефть, природный газ, металлы - золото, платина, олово, цирконий, титан. В шельфе найдены даже залежи алмазов.

Примеры использования слова

Все примеры использования слова «шельф» связаны с описанием морского (океанического) дна. Чаще всего данное слово употребляется при описании процесса бурения при добыче газа и нефти, которые часто производятся на глубоководном шельфе.

Больше подробностей о любом термине, незнакомом слове и примерах их употребления вы сможете узнать, ознакомившись с нашим разделом .

Понятие «континентальный шельф» можно рассматривать как с географической, так и с правовой точки зрения. Если говорить о географии, то шельфом называют морское дно и недра, отходящее на расстояние 200 и более морских миль от территориальных вод, до подводного края материка.


Это ровная поверхность подводной материковой части, имеющая общую с сушей геологическую структуру. Условные границы шельфа – берег океана с одной стороны и «бровка» с другой (место, где морское дно переходит в ).

Шельф может иметь разную глубину, но чаще всего толща воды над бровкой составляет до 200 метров. Хотя есть на планете места, где глубина над бровкой достигает и 1500 метров, как, к примеру, у берегов Новой Зеландии. По подсчетам ученых, общая площадь континентальных шельфов мирового океана – примерно 32 миллиона квадратных километров.

Самым обширным континентальным шельфом славится северное побережье Евразии (ширина шельфа до полутора тысяч километров), северное побережье Австралии, Берингово море. Одно из самых узких мест континентального шельфа – западное побережье Южной Америки.

Рельеф шельфа

По своей структуре континентальные шельфы бывают разными. Шельф может иметь волнистый рельеф, как у берегов Евразии; может быть почти гладким, как в северных широтах, где поверхность шельфа «отполирована» крупными глыбами льда. В тропиках и в Южном полушарии шельфы часто окружены коралловыми рифами (самый крупный из известных –


Большой барьерный риф у берегов Австралии), отгораживающими побережье от океанических глубин. У берегов Калифорнии шельф испещрен глубокими ложбинами, образовавшимися вследствие эрозии суши задолго до того, как она опустилась под воду. Там, где близко к побережью проходит мощное течение, шельф может начинаться плавным наклоном, а потом резко обрываться в глубину.

Контроль над шельфами

Континентальные шельфы – основные районы рыболовства: в этой части мирового океана есть огромный запас пищи для рыб, поэтому именно на шельфах ведется основная добыча рыбы. Кроме того, в недрах шельфа в разных районах планеты есть богатые запасы газа и нефти, как, например, в Мексиканском заливе.

Согласно существующей с 1982 года Конвенции ООН по морскому праву, прибрежные государства имеют право контролировать морской шельф, то есть ту часть морского дна и недр, которая находится за пределами территориальных вод.


Право вести исследования и добычу полезных ископаемых на шельфе страна может получить после того, как ее заявка будет рассмотрена международной Комиссией ООН по границам континентального шельфа. Эти границы также исчисляются согласно нормам вышеупомянутой Конвенции.

К примеру, в Северном море континентальный шельф имеют право разрабатывать семь государств: Норвегия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия. В этой части шельфа уже открыто более шестидесяти месторождений природного газа и нефти, причем самые крупные находятся в зоне норвежского и британского влияния.

Континентальный шельф и морское право

Суверенное право прибрежного государства вести разведку шельфа и разработку ресурсов в этой части означает, что если государство не ведет подобных работ, то никто не имеет права претендовать на аналогичные действия в этом районе.

Иными словами, никто не может проводить разведку и разработку, не получив предварительно на это согласия прибрежного государства, контролирующего эту часть шельфа. Примечательно, что права на шельф не распространяются на воздушное пространство и покрывающие воды: здесь любое государство может прокладывать трубопроводы и кабели, согласуя предполагаемую трассу с прибрежным государством.


Прибрежное государство обладает исключительным правом сооружать на континентальном шельфе искусственные острова. Если разработка минеральных ресурсов ведется за пределами 200 миль от территориальных вод, то Конвенция ООН обязывает прибрежное государство отчислять деньги или делать взносы натурой Международному органу по морскому дну.

Шельф (материковая отмель) - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м, но в отдельных случаях достигают 1500-2000 м (напр., в Южно-Курильской котловине Охотского м.); ширина до 1500 км (напр., в Сев. Ледовитом ок.). Общая площадь шельфа ок. 32 млн. км 2 . В пределах шельфа ведется разработка месторождений нефти и газа, исследуется возможность добычи некоторых других полезных ископаемых. Лов рыбы в шельфовых водах 92%. На шельф распространяются суверенные права прибрежного государства; без его прямого согласия никто не вправе вести разработку, разведку и добычу естественных богатств шельфа. В международном праве континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод. Правовой режим континентального шельфа и его границы регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982, конвенциями и внутренними законами государств. Граница шельфа в сторону океана обычно проводится по зоне резкого перегиба профиля дна - бровке, ниже которой располагается материковый склон. Ширина шельфа, как и глубина на бровке, не одинакова, и колеблется в значительных пределах - от 40 до 500 м по глубине и от первых до тысячи километров по ширине. Наибольшей ширины шельф достигает вокруг северного побережья Евразии и в Южно-Китайском море (до 1200-1300 км). Относительно узкий шельф окружает почти повсеместно Африканский материк. При работах в Японском море бровка шельфа была встречена на глубинах 130-150 м, при ширине материковой отмели 10-15 км.

В геологическом плане шельф представляет собой окраинную часть материков и является подводным продолжением последних. Сравнивая геологическое строение островов, расположенных на материковой отмели, с прибрежными областями континента, не трудно убедиться, что основные тектонические структуры, осадочные и магматические породы продолжаются в море и обнажаются на островах.

Примером может служить остров Новая Земля, являющийся в геологическом плане продолжением Уральской складчатой системы; на Новосибирском архипелаге развиты те же осадочные и магматические комплексы, что и на берегу материка. Подобные примеры не единичны и определяют общую закономерность единого геолого-исторического развития континента и его подводного продолжения - шельфа. Об единстве континентов и шельфа свидетельствует и строение глубинных слоев Земли.

Общепринятой классификации Шельфа нет. Различают континентальные и островные Шельфы. Островные Шельфы, как правило, менее глубокие, неширокие, специфичны по рельефу и осадкам. Кроме того, выделяются Шельфы активных и пассивных континентальных окраин. Шельфы активных окраин отличаются большой сейсмичностью, повышенным тепловым потоком, интенсивными магнитными аномалиями, проявлениями вулканизма. Морфологически они выражены хуже, чем Шельфы пассивных окраин: более узкие, имеют крутой ступенчатый склон, часто раздроблены тектоническими разрывами. Предлагалось классифицировать Шельфы по типу их неоднородностей: тектонические, литогенетические (океанские в зоне действия крупной зыби, океанские в зоне действия постоянных штормов, внутренних приливных и бесприливных морей, в зоне преобладания штилей и т. п.

Процесс формирования рельефа и осадков на шельфе подчиняется в основном географической зональности, хотя присутствуют также азональные фации и формы рельефа (вулканические, тектонические и приливные). Рельеф шельфа в основном выровненный. Шельфовые равнины почти повсюду осложнены различными формами мезо- и микрорельефа тектонического (тектонические ступени, сбросовые уступы), субаэрального (затопленные долины рек, моренные валы, денудационные останцы и гряды и др.), субаквального (образованные волнами и течениями песчаные волны, гряды, рифели, каналы стока компенсационных и разрывных течений) и прибрежно-морского или берегового генезиса (элементы древних береговых линий - абразионные террасы, реликтовые аккумулятивные формы). Специфические формы рельефа Шельфа - подводные каньоны, проблема происхождения которых дискуссионна. Размеры каньонов чрезвычайно велики, некоторые из них начинаются в пределах береговой зоны, пересекают Шельф, прорезают материковый склон и заканчиваются на абиссальных равнинах (например, длина каньонов реки Конго около 800 км, врез в дно 1100 м).

На шельфах морей и океанов выявлено около 2 тыс. месторождений нефти и газа с суммарными запасами нефти 40 млрд. т и газа 20 трлн. м 3 ; пробурено более 300 тыс. скважин. Почти 100 стран ведут поисковые и эксплуатационные работы в акваториях при глубине воды до 1,5 км. Темпы освоения морских месторождений нефти и газа ежегодно увеличиваются. История морской добычи нефти насчитывает более полутора веков.

Добыча подводных месторождений

Во многих районах Мирового океана на поверхности и в недрах шельфа и континентального склона выявлены различные ценные полезные ископаемые. На дне залегают фосфоритовые конкреции - специфические образования, представленные зернами размером от 0,1-0,3 до 2-3 мм, желваками - до 5-10 см, плитами и глыбами весом до десятков и сотен килограммов. Они содержат до 30% окиси фосфора с незначительными примесями молибдена, ванадия, цинка, стронция.

В размещении фосфоритных конкреций проявляются определенные закономерности. Их залежи встречаются на пространствах, ограниченных параллелями 40-42° с.ш. и 50° ю.ш., и приурочены они исключительно к океанским шельфам. В окраинных и внутренних морях они не обнаружены. Скопления конкреций наблюдаются в зонах апвеллинга.

Наиболее богаты фосфоритами южнокалифорнийский и мексиканский шельфы. Эти ископаемые широко распространены у берегов Северной и Южной Америки, от острова Ванкувер до берегов Чили, возле Хонсю, на плато Чатам у Новой Зеландии, на шельфе острова Тасмания, на банках возле Соломоновых островов, на западноафриканском шельфе, от Гибралтара до банки Агульяс, в районе Пиренейского полуострова, у берегов Бразилии и США, на плато Блейк, в шельфовой зоне Аравийского полуострова, Индостана, Северных Андаманских островов, острова Рождества, Мадагаскара, Сокотра и в других районах.

Общие запасы фосфоритных конкреций в Мировом океане достигают 3*10 11 тонн. Их запасы на шельфе Калифорнии оцениваются в 2-4 млрд. тонн. При современных и даже более высоких темпах потребления фосфатного сырья океан может обеспечить мировую потребность в нем на ближайшие 1000 лет. Однако промышленная добыча фосфоритов из подводных залежей пока не ведется, так как их качество ниже, чем на суше; технология морских разработок еще не отработана. Исследования показали, что только калифорнийские фосфоритовые конкреции образуют настолько богатые залежи, что их добыча может давать до 50% прибылей на вложенный капитал. Здесь проводится разведка фосфоритовых залежей. Определенный интерес к подводным фосфоритовым месторождениям проявляют Япония, Австралия, Перу и другие страны. В настоящее время морская добыча фосфоритовых конкреций может быть оправданной лишь в районах, где остро ощущается недостаток фосфатного сырья и куда затруднен его ввоз.

Другой вид ценных полезных ископаемых - баритовые конкреции. Они представляют собой образования округлой формы размером от 1 до 20 см и содержат примерно от 75 до 84% сернокислого бария. В качестве примесей в них присутствуют сульфаты стронция и свинца. Эти конкреции обнаружены на шельфе Шри-Ланки, на банке Син-Гури в Японском море и в других районах океана. На Аляске, в проливе Дункан, на глубине 30 м разрабатывается единственное в мире жильное месторождение барита. Его запасы оцениваются здесь в 2,5 млн. тонн, а суточная добыча составляет около 1000 тонн. Баритовое сырье используется в химической и пищевой промышленности, а также как утяжелитель глиняных растворов при бурении на нефть.

В морских осадках на глубинах 2000-6000 метров распространен минерал глауконит, содержащий от 4 до 9,5% окиси калия. Этот минерал считают потенциально возможным сырьем для производства калийных удобрений.

Некоторые виды полезных ископаемых залегают в недрах шельфа. К ним относится сера. Обычно она встречается в соляных куполах, погребенных под слоем осадочных пород мощностью в несколько десятков метров. Потенциальные ресурсы серы в подводных месторождениях оцениваются от десятков до сотен миллионов тонн. В настоящее время серу добывают США в Мексиканском заливе на глубинах порядка 15 метров. Здесь пробурены скважины, через которые к местам залегания серы подается горячий пар или вода. Сера плавится, становится жидкой и под воздействием сжатого воздуха через эти же скважины поступает к трубопроводам и по ним к баржам, где и застывает в охладительных цистернах. Это месторождение дает 20% серы, производимой в США, и 4% ее мирового выпуска. Соляно-купольные структуры с возможным промышленным содержанием серы обнаружены в Персидском заливе, Красном и Каспийском морях.

В прибрежной зоне шельфа расположены подводные месторождения железной руды. Ее добывают с помощью наклонных шахт, уходящих с берега в недра шельфа. Наиболее значительная разработка морских залежей железной руды ведется в Канаде, на восточном побережье Ньюфаунленда (месторождение Ваба-на). Достоверные запасы железной руды здесь оцениваются в 2 млрд. тонн, а ее ежегодная добыча равна примерно 3 млн. тонн. Кроме того, Канада добывает железную руду в Гудзоновом заливе, Япония - на острове Кюсю, Финляндия - у входа в Финский залив. Вместе взятые, эти страны добывают из подводных месторождений 1% от общемировой добычи железной руды. Перспективны шельфы Африки, полуострова Индостан в Азии, Австралии, Южной Америки.

В небольших количествах из подводных шахт добываются медь и никель (Канада - в Гудзоновом заливе, близ Черчилля, и Великобритания - у полуострова Корнуолл). В Турции, на побережье Эгейского моря, разрабатываются ртутные руды. Швеция начала проектные работы по добыче железа, меди, цинка, свинца, золота и серебра из недр Ботнического залива. Разработки предполагается вести шахтным способом на глубине 140-150 м от поверхности дна.

В настоящее время в Мировом океане осваиваются коренные месторождения уже в значительных масштабах. Известно более 100 подводных шахт и рудников, заложенных с берега материков, естественных или искусственных островов для добычи полезных ископаемых погребенного типа. Некоторые из этих рудников и шахт глубиной 100-120 метров удалены от берега на 8 км и простираются до глубин от 30 до 240 метров ниже уровня моря. В перспективе намечается освоение новых подводных месторождений с выходом на большие глубины.

В настоящее время с освоением Мирового океана связывают решение четырех основных проблем, имеющих первостепенное значение для дальнейшего развития общества: увеличение добычи минерального сырья, использование энергии океана, обеспечение продуктами питания и размещение населения. Шельф, как самая доступная часть Мирового океана, служит зоной активной деятельности человека по освоению минеральных, биологических и химических ресурсов за пределами суши.

Существуют следующие основные направления использования континентального шельфа:

1. освоение шельфа как источника нефти и газа;
2. освоение шельфа как источника твердых полезных ископаемых;
3. освоение шельфа как источника биологических ресурсов;
4. освоение шельфа как источника энергии;
5. использование шельфа для размещения на нем гражданских и промышленных объектов.

Среди указанных направлений достаточно большой интерес в настоящее время представляет шельф как источник нефти и газа. Установлено, что общая нефтегазоносная площадь континентального шельфа составляет около 13 млн. км 2 , а суммарные запасы нефти – около 100 млрд. т.
Ощущая нехватку энергетических ресурсов, многие страны мира ведут поисковые и добычные работы в пределах морских акваторий. В начале 70-х гг. XX века 21 государство добывало нефть и газ в океанах и морях, 46 стран проводили геофизические и буровые работы, 5 стран готовились к ним. В начале 90-х гг. поиском морских месторождений и их разработкой занималось уже более 100 государств. В настоящее время освоение ресурсов шельфа, несмотря на сложные природно-климатические условия морского поиска, непрерывно продолжается. Разведка месторождений осложняется штормовыми ветрами, наличием мощной толщи воды, волн, сильных течений и айсбергов. Все это увеличивает затраты на поиск и добычу морских углеводородов.
Тем не менее, добыча нефти в море неуклонно растет, составляя в среднем 32 % общемировой, так как потенциальные ресурсы нефти и газа в акваториях Мирового океана превосходят их запасы на суше почти в 3 раза. Открытия начала 90-х гг. подтвердили более 500 месторождений у берегов США, более 150 – в Северном море и свыше 40 – в Персидском заливе.
Стоимость строительства морских скважин достаточно высока. Например, средняя стоимость 1300 поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин, пробуренных в Северном море, составила 2,5 – 5 млн. долл. При разработке месторождений Арктического региона эта стоимость возрастает на порядок. Суммарные затраты в мире за период с начала 70-х до середины 80-х гг. составили более 600 млрд. долл., из которых 265 млрд. долл. истрачено на поисково-разведочные работы и добычу нефти.
. Прибыль на каждую тонну добытой нефти резко снижается с глубиной воды в точке бурения скважины. Например, если на суше она в среднем составляет 3,65 долл., то на глубине 3 м – 2,41 долл., 30 м – 1,68 долл., 130 м – 0,66 долл. Доходы от добычи газа падают до нуля даже при 3-метровой глубине моря. Подсчитано, что пределом рентабельности разработки месторождения сегодня является глубина моря 100 м для месторождения с запасами нефти 7 млн. т и 130 м для месторождений с запасами 13,5 млн. т нефти. Несмотря на высокие капиталовложения, поиск и разведка новых месторождений нефти и газа ведутся во все более широких масштабах, и распространяются на глубоководные районы шельфа, поскольку свыше 30 % запасов нефти и газа в Мировом океане находится за пределами зоны с изобатой 200 м. Наибольшая доля всех объемов капиталовложений на освоение шельфа приходится на разведку и освоение месторождений нефти и газа.
Анализ состояния проблемы освоения Мирового океана в настоящее время показывает, что создание морских инженерных сооружений на континентальном шельфе, как и любых других технических объектов, не является самоцелью: оно обусловлено общественно необходимыми потребностями. Для большинства стран с развитой капиталистической экономикой проблема освоения ресурсов континентального шельфа является своего рода «двигателем», т.к. естественной основой существования и развития являются рационально построенные механизмы стимуляции общественного потребления. Особенно важно это обстоятельство для европейских и скандинавских государств, где запасы полезных ископаемых – энергоисточников потребления – на суше находятся на грани исчерпания, а их добыча на территориях колоний все больше осложняется наличием социальных проблем. Это же обстоятельство относится и к России. Поэтому естественным выходом из этой ситуации представляется возможность осваивать ресурсы шельфа, тем более что по ряду прогнозов и оценок запасы последних достаточно велики.

Важным элементом удовлетворения потребности общества в ресурсах шельфа, таким образом, являются технические инженерные сооружения – буровые установки различных типов; причем достаточно большой удельный вес занимают стационарные буровые установки.

Очевидно, что проектирование любого нового объекта морской техники необходимо начинать с анализа существующих и потенциальных потребностей общества, точнее, той его части, которая будет покупать и использовать этот объект, а также с оценки состояния объекта морской техники и прогнозирования потребности общества на определенный период времени, чтобы обеспечить достаточный временной интервал для создания объекта морской техники с теми свойствами, которые потребуются от него через некоторое время. Последнее обстоятельство особенно существенно, если учесть, что период постройки большинства морских инженерных сооружений соизмерим с возможным временным интервалом прогноза.

Необходимость освоения ресурсов шельфа, обоснованная выше, толкнула развитые страны на путь создания качественно новых объектов морской техники – технических средств освоения ресурсов. Такие формы деятельности всех промышленно-производственных фирм являются залогом их успеха на данном сегменте рынка, а в основе всех форм и методов планирования производства, менеджмента и коммерческого маркетинга лежат научные способы изучения и прогнозирования технологических характеристик производимых технических систем, а также выявление объективных законов их развития.

Однако перспективность и экономическая эффективность разработки природных ресурсов на арктических шельфах Северных регионов Российской Федерации затрагивает очень важную проблему экологической безопасности всего Мирового океана. Проблема обеспечения безопасности Мирового океана в настоящее время по значимости и остроте выходит на уровень таких проблем, как разоружение, урегулирование региональных конфликтов и кризисных ситуаций. Загрязнение окружающей среды и Мирового океана достигло критической точки. Экологическая угроза мировому океану поставила перед международным сообществом задачу принятия срочных мер по спасению среды обитания человечества. Их особенностью является то, что ни одно государство в отдельности, даже при помощи самых строгих мер не способно справиться с экологической угрозой. Отсюда возникает острая необходимость международного сотрудничества, принятия экстренных мер по обеспечению международной экологической безопасности, принятия оптимальной экологической стратегии, включающей и концепцию, и программу совместных действий всех стран.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции