Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как правильно стравить воздух с батареи. Как правильно спустить воздух из батареи отопления. Чем опасен воздух в батарее

Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:

  • проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
  • несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
  • пониженное : уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
  • при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
  • систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
  • неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
  • неисправность воздухозаборных устройств;
  • подключение водяного « » к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.

Способы удаления воздушной пробки

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.

Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).

Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.

Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.

Определение места образования пробки и ее удаление

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.

Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды

Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.

Присутствие в отопительной системе воздуха служит препятствием для ее нормальной работы. Начинается отопительный сезон, и многим приходится сталкиваться с такой проблемой как в частных домах, так и в высотках. Холодные батареи, сильный шум внутри них, коррозия на поверхности возникают при появлении воздушных пробок. Проблему можно устранить, если выпустить воздух из батареи отопления.

Чтобы отопление работало как надо – нужно спустить лишний воздух в радиаторе

Причины возникновения

Жителям высоток приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда на последних этажах тепло до них не доходит при запуске отопительного сезона. Причин возникновения завоздушивания бывает несколько:

  • ремонтные работы, например, разбор трубопровода;
  • при монтаже не соблюдены направления уклона, размеры магистралей трубопровода;
  • низкое давление;
  • ошибка при наполнении системы отопления;
  • плохая герметизация стыков - через них осуществляется утечка теплоносителя;
  • подключение к отоплению теплого пола;
  • неисправная работа воздухозаборных устройств.

В этом видео вы узнаете как удалить воздух из радиатора:

Проживая в частном доме, сильно беспокоиться из-за небольшой завоздушенности системы не стоит. В ней теплоноситель меняют редко, следовательно, воздух стравится самостоятельно через один-два дня.

Виды циркуляции

Спустить воздух из радиатора отопления можно несколькими способами. Тут многое зависит от циркуляции, которая делится на два типа:

  • принудительная;
  • естественная.

Например, при естественной циркуляции достаточно легко стравить воздух из батареи через расширительный бак . Располагается он в наивысшей точке. Производят прокладку подающей трубы с подъемом к этому бачку. Обычно такая система стоит в частных домах. После спуска воды немного выжидают и откручивают кран на бачке - пробка должна выйти самостоятельно из-за повышения температуры.


Существует несколько видов разводки, в которых спускают воздух по-разному

Если разводка в квартире нижняя, то правильно спускать воздух из батареи аналогичным способом, как при системе с циркуляционным насосом . Выпуск пробки при принудительном режиме достаточно прост: в наиболее высокой точке установлен воздухосборник, который как раз предназначен для спуска воздуха. В таких случаях трубопровод прокладывается изначально с подъемом по мере движения - воздушные пузырьки движутся по стояку, удаление осуществляется через воздушные краны (они стоят в верхних точках для удобства).

Обратный трубопровод прокладывают всегда с уклоном по направлению слива, чтобы можно было осуществлять ускоренное опорожнение при ремонтных работах.

Процедуру спуска воздуха достаточно проводить дважды в начале запуска отопления - для проверки и контроля. Количество спусков может быть увеличено, если система неисправна или в ней есть какие-то дефекты. В случае с алюминиевыми радиаторами сперва спускают воду - так увеличивается срок их эксплуатации.

Разновидности воздухоотводчиков

Сами воздухоотводчики делятся на автоматические и ручные. В случае с ручными их называют еще Маевскими. У них небольшие габариты, ставят их на торцевых частях отопления. Регулировка крана осуществляется при помощи ключа, а кто-то справляется вручную. Конечно, небольшие размеры сказываются на производительности. Кран Маевского подойдет лишь для локального избавления от воздушных пробок.

Автоматические варианты работают без человеческого вмешательства. Установить их можно горизонтально или вертикально. Производительность довольно высокая, но есть и существенный минус - повышенная чувствительность к загрязнениям. В связи с этим их монтаж осуществляют сразу с фильтрами для надежности.

Устанавливают автоматические воздухоотводчики по определенной схеме: по линии труб в нескольких разных точках. Получается, что сброс воздуха происходит отдельно из каждой группы. Такую многоступенчатую систему обезвоздушивания называют наиболее эффективной. Если осуществить правильную прокладку труб, то проблем с выводом воздуха не возникнет.

Места образования и устранение

Выпускать воздух из батареи нужно в том случае, если нет сомнений в его наличии. На завоздушивание указывают неожиданно возникшие булькающие звуки. Кроме того, хозяин начинает замечать, что прогрев неравномерный. Чтобы восстановить циркуляцию радиатора, требуется удалить воздух.

Если система полностью завоздушена, сначала определяют места образования пробок, постукивая по трубам молотком. Звук более сильный и звонкий в местах образования пробки, участки будут отличаться и более низкой температурой. Обнаружив место с воздухом, требуется выполнить следующие действия:

  1. Подготавливают ключ или отвертку, а также тазик для воды. Термостат открывают до максимального уровня, далее подставляют емкость.
  2. Открывают клапан, убедившись, что вся вода изнутри будет попадать в подставленную емкость. Можно дополнительно разложить вокруг тряпки.
  3. Клапан нужно держать открытым, пока не стечет вся жидкость. Легкое шипение указывает на выход воздуха. Значит, манипуляции выполняются верно.
  4. Если после процедуры все равно трубы плохо греются, то они нуждаются в продуве и промывке - скопление ржавчины внутри тоже может вызывать появление воздуха.

Помимо механического удаления воздуха, существует автоматическое

Если такие манипуляции не улучшили ситуацию, то проверяют уровень заполнения системы. Нередко пробки возникают в зоне изгиба труб, поэтому при монтаже обычно соблюдают их размеры, направление. Если в каком-то месте уклон отличается от задуманного проекта, обязательно устанавливают дополнительные спускные вентили.

Чаще пробки появляются в алюминиевых радиаторах, так как этот материал не отличается особым качеством. Алюминий вступает в реакцию с теплоносителем, результат - образование газов , которые требуется постоянно удалять из системы. Тут обычно советуют заменять алюминиевые варианты на более качественные с наличием антикоррозионного покрытия, а также не забывать про воздухоотводчики.

Чугунные батареи

Кран Маевского упрощает работу, но далеко не на всех батареях присутствует такое удобное приспособление. Например, на чугунных вариантах чаще можно встретить обычную заглушку, закрученную на паклю и покрытую краской. Убрать ее проблематично. Конечно, можно посетить соседей снизу или сверху, у которых предусмотрен кран Маевского на радиаторе - так можно будет получить доступ к теплоносителю. Но такое не всегда представляется возможным.

Придется прибегать к «дедовскому» методу. Потребуется тазик, ведро и много ненужных тряпок. Пробку голыми руками даже можно не стараться открутить, нужно взять разводной ключ. Не лишним будет и растворитель краски, наверняка заглушка присохла за длительный срок намертво. Дальше действуют по инструкции:

  1. Наносят на заглушку растворитель, выжидают двадцать минут.
  2. Проводят по резьбе разводным ключом, пока заглушка не станет поддаваться. Должен раздаться звук выходящего воздуха.
  3. Когда звук затихнет, нужно намотать на заглушку новый слой «фумки», вставить ее на прежнее место. Если требуется - подкрасить место стыка.

Чтобы не переживать об обогреве комнаты в зимний период, надо просто своевременно осуществлять удаление воздушных пробок, мешающих нормальному движению теплоносителя. Результатом будет теплая, уютная атмосфера в доме даже в самые сильные морозы.

Начало сезона отопления в некоторых ситуациях сопровождается таким явлением, как воздушные пробки. Сантехник не всегда может появиться своевременно, ведь такая необходимость может возникнуть в частном доме вдалеке от цивилизации. Поэтому не лишним будет знать, как самому спустить воздух из радиатора отопления.

На основе богатого практического опыта профессиональных специалистов-теплотехников получен ряд рекомендаций, которые могут помочь максимально снизить вероятность появления воздуха в батарее. А также подсказать, что делать, если он там оказался.

Причины появления воздуха

Завоздушивание (так еще называют этот процесс) может произойти по причине человеческого фактора или при нарушении технологии отопительного режима.

Наиболее вероятные причины появления воздушной пробки:

  1. Производство ремонтных работ (сборки и разборки трубопровода), что неизбежно способствует скоплению воздуха.
  2. Нарушения при монтаже отопления угла и направления уклона трубопроводных магистралей.
  3. Сниженное давление в водопроводной системе, при котором уровень воды понижается, заполняя воздухом образовавшиеся пустоты.
  4. Выделение воздушных пузырьков при нагревании воды, которые поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки.
  5. Неправильное наполнение магистрали по скоростному режиму.
  6. Утечка теплоносителя при некачественной герметизации стыков труб, в результате чего в водопроводную систему попадает воздух.
  7. Неисправности в устройствах воздухозабора.

На что влияет воздух

Если в отопительной системе дома происходит завоздушивание, нормальная циркуляция воды нарушается.

Появление воздушной пробки может привести к таким последствиям:

  1. Вибрации труб, ослаблению их стыков и даже разрушению в местах сварки - при длительном воздействии.
  2. Появлению шумов при циркуляции воды.
  3. При образовании в малодоступных местах - к размораживанию всей системы отопления.
  4. Уменьшению (полному или частичному) циркуляции жидкости.
  5. Снижению эффективности процесса отопления и, соответственно, перерасходу топлива.
  6. Сокращению срока службы системы отопления, в том числе по причине преждевременного выхода из строя самого оборудования (при попадании внутрь на металлические части, что приводит к возникновению коррозии).

Воздушные пробки в современной отопительной системе можно сравнить с сырыми дровами, используемыми для печного отопления, - это нерентабельно и технологически вредно.

Как избежать появления воздушных пробок

Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления - правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.

Открытый контур

Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем - специальный патрубок. Его назначение - защита магистрали от перелива.

Такой контур заполняется следующим образом:

  1. В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
  2. Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
  3. После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
  4. Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
  5. Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
  6. Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
  7. Следующий шаг - доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60-70 %.
  8. Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
  9. Происходит включение котла для прогрева.
  10. Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
  11. Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.

В первую неделю после подключения работа системы внимательно контролируется: уровень воды в расширительном баке, а также состояние радиаторов и труб. В случае необходимости, это позволит оперативно разрешить возникшие проблемы.

Заполнение систем закрытого типа

Подобным образом производят заполнение теплоносителем системы закрытого типа. Воду в нее тоже подают медленным потоком через специальный кран. Выполнить заполнение отопительной системы водой можно своими силами.

Следует действовать по следующей схеме:

  1. Для выполнения процедуры необходим прибор для измерения давления в системе - монометр.
  2. Начинается подача теплоносителя в трубопровод.
  3. Одновременно проводится контроль за давлением. Когда оно достигнет чуть более 1,5 бар, выключается подача.
  4. Теперь можно делать спуск воздуха из всех радиаторов через воздухоотводчики. При этом давление в системе должно начать понижаться.
  5. Дозированно добавляется теплоноситель в контур для поддержания его на нужном уровне.
  6. При полной стравке воздуха и наполнении магистрали теплоносителем давление должно соответствовать норме. Оно зависит от конкретного оборудования - от 1,5 до 2,0 бара.

Оптимально проводить заполнение закрытого контура вместе с помощником.

Технология:

  1. Первый стравливает воздушные массы из радиаторов.
  2. Второй контролирует уровень давления в отопительной системе. При необходимости добавляет или снижает интенсивность подачи.
  3. Первый подает сигнал о выходе воздуха из системы.
  4. Напарник доводит давление до заданного.
  5. Подача прекращается.

Как спустить воздух самостоятельно

Эту операцию можно осуществить разными способами - в зависимости от того, принудительной или естественной является циркуляция.

Выпустить воздух из батареи отопления можно следующими способами:

  1. Из системы с естественной циркуляцией воды воздух удаляется через расширительный бак, установленный в верхней точке трубопровода.
  2. Для принудительной циркуляции спуск воздуха осуществляется через специально предусмотренный для этого воздухосборник, установленный в самой верхней точке. В таком случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по направлению подачи теплоносителя. Воздушные массы, поднимающиеся по стояку, удаляются через воздушные краны, установленные также в верхних точках магистрали.
  3. Во всех случаях обратный трубопровод прокладывается с понижением уровня в направлении слива.

Если стандартные способы удаления пробки не действуют, то увеличив давление в отопительной системе до значения, близкого к максимальному, ее можно выдавить через воздухоотводчики. Если это действие не приведет к освобождению системы, рекомендуется стравливать пробку через ближайшее разъемное соединение.

Воздухоотводчики

Они представлены двумя типами: ручными (чаще всего, кран Маевского) и автоматическими.

Ручные

Кран Маевского получил свое наименование по имени изобретателя. Устанавливается на торце радиатора отопления. С его помощью можно самостоятельно в любое время сбросить лишний воздух.

Цены на кран Маевского

кран маевского

Автоматические

Эти воздухоотводчики предназначены для автоматического сброса воздушных пробок. Это происходит по физико-техническим причинам: воздух под действием давления в трубопроводе через клапан воздухоотводчика выходит наружу.

Данный прибор требует регулярного очищения от микрочастиц ржавчины и постороннего сора, находящихся в любом теплоносителе.

Как стравить воздух из чугунной батареи с заглушкой

На чугунных батареях довольно часто устанавливается простая заглушка, закрученная на паклю, покрытую краской. Убрать ее, чтобы получить доступ к воде, довольно затруднительно, но возможно.

Для этого понадобятся следующие материалы, инструменты и емкости:

Перед началом работы желательно перекрыть стояк с целью безопасности, иначе при достаточно резком открытии можно полностью выкрутить заглушку, и воду из батареи тогда будет очень трудно остановить.

Действия по снятию пробки проводятся в следующем порядке:

  1. На пол под заглушку поставить емкость и постелить тряпки на случай утечки теплоносителя.
  2. Растворитель нанести на место, где установлена заглушка, выдержать 15 минут.
  3. После этого аккуратно разводным ключом откручивать по резьбе, пока заглушка не начнет поддаваться. Когда паровоздушная фракция станет стравливаться, будет слышен характерный звук. Признаком того, что воздух ушел, будет отсутствие звука.
  4. Далее обязательно на заглушку наматывается слой «фумки», и она ставится на место.
  5. При желании можно закрасить место стыка заглушки с батареей краской.

Удаление воздуха из радиатора в частном доме

Если есть необходимость выгнать пробки в частном доме, где имеется более одного отапливаемого этажа, развоздушивание радиаторов нужно начинать с самого нижнего уровня и заканчивать верхним.

Для повышения эффективности теплоснабжения дома и увеличения срока службы системы устанавливаются автоматические воздухоотводчики, позволяющие своевременно выпустить воздух из радиатора отопления.

Стоимость ручных и автоматических воздухоотводчиков

Цены на воздухоотводчики для системы отопления зависят главным образом от металла, из которого они изготовлены, от производителя и размера клапана. Стоимость автоматического воздухоотводчика может колебаться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч за приборы импортного производства.

Сравнительная таблица цен основных видов и модификаций.

Номенклатура воздухоотводчика Стоимость в регионах, розничная цена, руб/шт, без НДС Стоимость в Москве, розничная цена, руб/шт, без НДС
Автоматический Броен Баллофикс (Испания) 395,00 373,00
AE32-17 автоматический ДУ 25 (DN 1) PN40 ф 49 850-50 400 49 350
Воздухоотводчик Navien насос Deluxe 13-40K, Deluxe Coaxial 1000-1200 890-1000
Воздухоотводчик ручной FHF-EM (Danfoss) 710-740 705
Воздухоотводчик ручной упрощенный 12,00-15,00 11,50-12,50
Воздухоотводчик ручной, 15, под отвертку 19,75-22,00 18,00-20,00

Воздух, попавший в отопительную систему, является основным препятствием для ее правильного функционирования. С этим вопросом жители квартир и домов имеют дело, как правило, осенью, в начале отопительного сезона. Свист и шум в батареях, холодный стояк и радиаторы, коррозия элементов из металла – это все приводит к образованию воздушных пробок. Такое случается даже при отлично спроектированной и установленной системе отопления.

Причин для попадания воздуха в, казалось бы, зацикленную систему отопления, может быть несколько, но результат будет один – холодные радиаторы. Именно поэтому многие жильцы многоквартирных домов и мерзнут зимой в холодной квартире или частном доме.

Завоздушенность радиаторов происходит и в результате слива воды из труб на лето, который так любят проводить работники служб централизованного отопления.

Плохо соединенные стыки трубопроводов, которые так же присутствуют в системах централизованного отопления, дают не только утечку воды. Через них в систему засасывается воздух.

Причины попадания воздуха в трубы:

  • Окончание проведения ремонта системы (сборка, прочистка, продув, прокачка, разборка трубопровода);
  • Неправильный монтаж новой системы отопления;
  • Неисправность воздухозаборных систем;
  • Пониженное давление в водопроводных трубах;
  • Подключение системы водяного «теплого пола», трубы которого располагаются на разной высоте;
  • Неправильное наполнение отопительной системы.

Последний фактор чаще всего становится причиной попадания воздуха в зацикленную систему. Существуют специальные правила, согласно которых необходимо сливать и заливать воду в трубы, но, иногда, недобросовестные работники их не соблюдают, и в трубах образуются пустоты.

Рассмотрим, как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Если холодные биметаллические радиаторы наблюдаются в домах, то обязательно нужно убрать воздух с отопительной системы. Данную операцию можно осуществить различными способами.

Выбираемый метод зависит от способа циркуляции теплоносителя. Он может быть: естественным, или принудительным.

  • В системе с естественной циркуляцией водоснабжения, появившуюся воздушную пробку, возможно удалить с помощью расширительного бака, который находится наверху.
  • При нижней разводке развоздушивание обычно производят способом, схожим с удалением воздуха в системах, при циркуляционном насосе;
  • Стравить или продуть воздух из системы отопления с естественной циркуляцией вы можете, воспользовавшись расширительным баком;
  • Отопительные системы с применением насоса, в самой высокой точке специально устанавливают воздухосборник, предусмотренный для спуска или сброса скопившегося воздуха.

В последнем случае подающий трубопровод необходимо монтировать грамотно. В этом случае поднимающиеся по стояку скопления воздуха, удаляются через специальный кран-автоспускник. Во всех методах обратный трубопровод нужно прокладывать с уклоном по направлению слива воды. Так, при необходимости ремонта отопления, избавиться от воды можно наиболее быстро.

Воздухоспускной кран Маевского: как спустить воздух из отопительной системы

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Сам по себе спускник Маевского небольшой, и его производительность относительно маленькая. В виду этого, его установка применяется только для устранения небольших воздушных пробок в отдельной отопительной системе. В водопроводе данный кран-сбросник практически не применяют.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.

Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

Более подробно о принципе действия и сферах применения крана Маевского вы узнаете в нашем материале:

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Как выпустить воздух из батареи

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Чтобы вода беспрепятственно циркулировала по системе, необходимо вывести этот воздух и тщательно прокачать систему.

Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан крана Маевского, и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов. В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух. Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в алюминиевых радиаторах. Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Завоздушивание системы отопления: причины образования пробок

Вопрос удаления образовавшихся воздушных пробок из системы отопления на данный момент очень актуален, так как практически все сталкиваются с данной проблемой, по крайней мере, раз в жизни. При отсутствии кранов Маевского в радиаторах отопления, иногда спускать воздух могут при помощи метода вывинчивания заглушки на радиаторе, в котором скопился воздух. Данный способ вытравить воздух очень опасен, так как в случае неосторожного, или очень сильного отвинчивания заглушки может произойти ее срыв. Это повлечет за собой потоп в помещении. А так, как отопительная система обеспечивается большим давлением в системе, то устранение неполадки может затянуться надолго, и пострадает не одна квартира, а несколько. И выкаченный воздух не поможет вам избавиться от проблем.

В основном, звоздушивание системы – это следствие допущенных ошибок в проектировании отопления, или в последствии проведения частичной ее замены.

Нередко, нарушение работы системы центрального общего отопления имеет и другое происхождение. Иногда отопительные радиаторы могут заполняться воздушными пробками по причине физического износа элементов отопительной системы.

Что нужно для того, чтобы в системе не скапливались воздушные пробки:

  1. Необходимо убедиться, что отопительная система находится в нормальном, исправном техническом состоянии, и способна пропускать воду;
  2. Уточните, когда именно производилась замена системы отопления на вашем участке, возможно, требуется капитальный ремонт теплотрассы;
  3. Запуск центральной системы отопления жилого дома может производиться только специалистами, и в соответствии с правилами установки.
  4. При монтаже индивидуального отопления обязательно необходимо соблюдать общие требования для данной типовой схемы отопления.
  5. При заполнении воды в систему, необходимо одновременно постепенно удалять с нее воздух.
  6. Для своевременного удаления воздуха из системы, в верхней ее точке, или на верху полотенцесушителя, рекомендуется установить автоматический воздухоотводчик.

Нюансы эксплуатации зависят от типов и особенностей индивидуальной системы отопления. Обычно при правильном проектировании и грамотном монтаже системы, вода циркулирует правильно, и не завоздушивается.

Учимся, как развоздушить систему отопления: восстановление работы теплоносителя

Способы выведения воздуха из системы зависят от того, как именно циркулирует в ней теплоноситель. В случае, когда вода по трубам течет естественным путем, то воздушная пробка удаляется через расширительный бак, расположенный в верхней точке системы. При, так называемой, верхней разводке, трубопровод, который подает воду, подходит к расширителю под определенным углом. В случае, когда разводка нижняя, то скопившийся воздух спускают аналогично с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции воды, в системе предусматривается воздухосборник, расположенный обычно в верхней части, и отвечающий за сброс воздушного давления. Трубопровод подающий расположен с подъемом в направлении движения воды, а воздух в ней скапливается в воздухоприемниках и должен удаляться через специальные воздушники.

Если же система является закрытой, то данные воздухоприемники заменяют на автоматические воздухоотводчики, которые устанавливаются в нескольких местах отопительной системы. Через них сбрасывают воздух отдельно.

Как правильно развоздушить всю систему отопления:

  1. Определить место, где предположительно собрался воздух. Определить это можно по шуму в трубах и радиаторах. Завоздушенные места более холодные.
  1. Найти точку расположенная выше по движению теплоносителя, в которой имеется наличие воздухоотводчиков Маевского, через которые можно выпустить воздух.
  2. Включить подпитку всей системы и выпустить воздух.

Это универсальный, стандартный набор действий, позволяющий не задумываться, о том, как устранить завоздушивание всей системы отопления, а почистить трубы от воздуха индивидуально.

Как спустить воздух из радиатора отопления (видео)

Чтобы повысить температуру воздуха в помещении зимой, мы прибегаем к самым различным методам. Даже греем . Хотя иногда вопрос решается простым развоздушиванием системы отопления.

Эта статья о том, как удалить воздух в системе отопления и как не допустить ее повторного завоздушивания. В ней я расскажу о решениях для разных отопительных схем и разного уровня квалификации читателя, о причинах появления воздушных пробок и профилактике их образования.

Стравливание воздуха при запуске отопления.

Чем это плохо

  1. Чем вредит воздушная пробка в контуре водяного отопления?

Главная опасность - в том, что она способна полностью остановить циркуляцию во всем контуре или на его отдельном участке. Перепад давлений в типичной системе отопления многоквартирного дома между смесью после водоструйного элеватора и обраткой (то есть в начале и в конце отопительного контура) не превышает 0,2 кгс/см. На отдельном стояке он и вовсе соответствует напору в считанные сантиметры водяного столба.

Распределение давлений в элеваторном узле.

Такого перепада недостаточно для того, чтобы преодолеть разницу в плотности воздуха и воды. В результате верх стояка остается завоздушенным, и циркуляция теплоносителя в нем невозможна. Последствия - отсутствие отопления в квартирах, а в первые же серьезные заморозки - разморозка участка отопительного контура.

Чугунная батарея раздавлена льдом.

Мало того: в большинстве многоквартирных домов советской постройки на отоплении до сих пор используются трубы из черной стали. Ее контакт с воздухом в условиях высокой влажности резко уменьшает ресурс трубопровода. Коррозия, знаете ли.

Откуда берется воздух

  1. Откуда берутся завоздушенные батареи? Разве контур не должен быть заполнен круглогодично?

Должен. На этот счет есть строжайшая инструкция «Тепловых Сетей», отвечающих за работу ЦО.

Только - вот беда! - кроме инструкций, существует еще суровая реальность:

  • Лето - время ревизии и ремонта запорной арматуры на стояках и в элеваторных узлах. Заполнять контур и выполнять спуск воздуха из каждого стояка после замены каждого вентиля и сгона жилищная организация просто разорится на оплате расхода воды, если это делать;

Лето - время ревизии запорной арматуры на отоплении.

  • Жильцы квартир в период отпусков часто озадачиваются заменой и переносом радиаторов. При этом они тоже сбрасывают стояки, а то и дом целиком;
  • При закрытых задвижках и охлаждении контура объем теплоносителя в нем падает. Физика, однако. Стоит открыть любой вентиль - и стояк с шумом засосет воздух;
  • Наконец, остывшие чугунные радиаторы после остановки отопления часто начинают течь между секций. Причина - все то же тепловое расширение. После десятой - пятнадцатой течи в одном подъезде слесарь оказывается перед нелегким выбором: тратить все лето на переборку батарей с заменой прокладок или просто сбросить контур на пару-тройку оставшихся до осени месяцев.

Течь между чугунных секций. Смотрите весной во всех квартирах страны.

Как стравить

Способ, которым выполняется развоздушивание отопительного контура, вполне предсказуемо зависит от двух факторов:

  • От его конфигурации. Системы нижнего и верхнего розлива устроены по-разному;
  • От того, кто вы - жилец одной из квартир или слесарь, обслуживающий многоквартирный дом. Этим определяется ваша цель: нужно ли вам пытаться запустить максимально возможное количество стояков, не поднимаясь на верхние этажи.

Сантехник входит в подвал с правами администратора.

Нижний розлив, уровень доступа - пользователь

  1. Как выглядит удаление воздушной пробки в доме с нижним розливом, если вы - владелец одной из квартир в многоквартирном доме?

Ключевая особенность нижнего розлива - попарное соединение отопительных стояков. Розливы подачи и обратки находятся в подвале; стояки отсекаются от них вентилями, после которых расположены заглушки или краны для сброса воды.

Весь воздух из системы отопления нижнего розлива вытесняется в верхнюю часть каждой пары стояков. В квартирах верхнего этажа или (реже) на чердаке есть перемычка между стояками. Непосредственно на ней или в радиаторной пробке одного из радиаторов расположен кран Маевского - несложное приспособление, позволяющее стравить воздух.

Кран Маевского на радиаторе отопления.

Жильцу верхнего этажа достаточно отвернуть кран на половину оборота и дождаться, пока вместо шипящего воздуха из него тонкой струйкой польется вода. Если вы живете ниже - нанесите визит к соседям сверху в удобное для них время.

Если жильцы верхнего этажа не заселились или в отъезде, проблема решается обслуживающей дом жилищной организацией. Ваша задача - зафиксировать заявку об отсутствии тепла в квартире.

Если проблема не будет решена в кратчайшие сроки, вы вправе потребовать перерасчета за отопление, поэтому жилищники обычно стараются сделать все возможное и невозможное для запуска стояка.

Перерасчет за отопление делается, если в вашей квартире не выполняются санитарные нормы по теплу.

Нижний розлив, уровень доступа - администратор

  1. Как выгнать воздушные пробки из отопительной системы нижнего розлива, если вы на «ты» с сантехникой и имеете доступ в подвал?

Перепустите весь отопительный контур. Для этого достаточно закрыть одну из домовых задвижек отопления и открыть расположенный перед ней сброс в канализацию; если воздух не вышел через 5-10 минут, систему можно перепустить в обратном направлении (из подачи в обратку или из обратки в подачу).

Не забудьте, закрыв сброс, вернуть задвижки в рабочий режим: запорная арматура на входе и выходе из отопительного контура должна быть полностью открыта.

Шток выкручен, задвижка открыта.

Если проблема касается отдельных стояков, во многих случаях их тоже можно перепустить из подвала. Закрыв вентиль на одном из парных стояков, откройте сбросник на нем. Если вместе с водой из крана выйдет большое количество воздуха, у вас есть шансы на успех.

В первую очередь это касается пары стояков, один из которых холостой, а на втором установлены отопительные приборы. При запуске воды на сброс из рабочего в холостой стояк полное удаление воздуха происходит всегда.

Один из парных стояков питает радиаторы, второй - холостой.

Если на стояке вместо сбросников стоят заглушки - не отчаивайтесь, мы можем попытаться решить проблему и в этом случае.

Вот два очевидных решения:

  • Перекройте оба стояка и, сбросив их, установите вместо одной из заглушек шаровый кран с резьбами «папа-мама». Незапланированные расходы (цена шарового крана размером ДУ15 - ДУ20 составляет примерно 100-200 рублей) едва ли покажутся вам кошмаром на фоне отсутствия отопления;

Сбросники на стояках избавят вас от лишних проблем при следующем запуске.

  • Закройте оба вентиля на стояках, а затем отверните одну из заглушек. Перегнав стояк на сброс, остановите его и заверните заглушку обратно, затем запустите в рабочий режим. Зависшая в сравнительно тонкой трубке вода не даст ей набрать новую порцию воздуха.

Этот прием срабатывает лишь в начале отопительного сезона, когда температура смеси на выходе из элеватора не превышает 45 градусов. В холода вместо запуска стояка вы получите довольно серьезные ожоги.

Верхний розлив, уровень доступа - администратор

  1. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления дома с верхним розливом?

Особенность этой системы - вынесенный на чердак дома розлив подачи при находящейся в подвале обратке. Каждый стояк отключается в двух точках - вверху и внизу; все стояки равноценны и на одном этаже имеют одинаковую температуру.

Схема отопления с верхним розливом.

При запуске контура воздух вытесняется из батареи отопления и далее из стояка в подающий розлив, а затем - в расположенный в его верхней точке закрытый расширительный бак. Открыв домовые задвижки, вы должны подняться на чердак и на некоторое время приоткрыть кран в верхней точке бачка. После того, как воздух будет вытеснен теплоносителем, циркуляция во всех стояках восстановится.

Справа вверху - закрытый расширительный бак с вентилем для сброса воздуха.

Если вы далеки от тайн вентилей и задвижек, просто подайте заявку в обслуживающую компанию. В доме верхнего розлива самостоятельно спустить воздух из батареи вы не сможете, а вот залить с чердака жильцов верхнего этажа - запросто.

Частный дом, уровень доступа - администратор

  1. Что делать в частном доме, если контур отопления или его часть на запускается?

Плохая новость - в том, что универсальных рецептов нет: контур отопления частного дома всегда проектируется индивидуально.

Хорошая - в том, что проектировщики руководствуются одинаковыми принципами:

  • При принудительной циркуляции автоматические воздухоотводчики в системе отопления монтируются вблизи циркуляционного насоса (обычно перед ним по ходу движения теплоносителя). Воздушник может стоять и в корпусе котла. Если в контуре воздух - возможно, клапан для воздуха просто забит мусором или окалиной;

Группа безопасности котла. В центре - автоматический воздушник.

  • На отдельные отопительные приборы клапан сброса воздуха ставится лишь в том случае, если они расположены выше розлива. Если розлив проходит под потолком или на чердаке - ищите воздушный клапан для отопления в его верхней части;

Радиатор находится ниже розлива. Воздух будет вытеснен вверх.

  • Каждая скоба (изгиб розлива в вертикальной плоскости) тоже всегда снабжается воздушником. Если их по какой-то причине нет, розлив можно попытаться перегнать на сброс одним из описанных выше способов.

Причиной отсутствия циркуляции часто становится не воздух, а полностью или частично закрытый дроссель на одном из отопительных приборов или участков контура.

На фото - дроссель на подводке радиатора. Если он прикрыт, батарея будет холодной.

Безопасность

  1. Чего нельзя делать, стравливая воздух ?

Человеческая фантазия поистине безгранична, поэтому я приведу лишь повторяющиеся случаи из своей практики.

Разумеется, из репертуара жильцов квартир: у сантехников свои причуды.

  • Нельзя полностью выкручивать стержень из воздушника. Под напором горячей воды его невозможно завернуть обратно;
  • Не стоит пытаться вывернуть сам корпус крана. Даже на половину оборота. Если резьба сорвана, затопление квартиры станет неизбежным;

Выкручивать воздушник безопасно лишь при сброшенном стояке.

  • Еще худшей идеей будет частично вывернуть для стравливания воздуха любую из радиаторных пробок. Прецеденты были. В последнем известном мне случае были затоплены кипятком 6 этажей.

Очень, очень неразумно.

Профилактика

  1. Можно ли своими руками доработать систему отопления так, чтобы не сталкиваться с проблемой завоздушивания?

Если вы живете на верхнем этаже или в частном доме - можно.

Рецепт предельно прост:

  • В автономном контуре подключите отопительные приборы по схеме «снизу вниз». Даже если внутри радиатора скопится воздух, он никак не повлияет на циркуляцию воды через нижний коллектор. При этом батарея будет горячей по всему объему благодаря собственной теплопроводности;

При такой схеме подключение даже завоздушенная батарея будет горячей.

  • В верхней точке стояка или всего контура смонтируйте автоматические воздушники. Они крайне редко требуют обслуживания и стравливают воздушные пробки без вашего участия.

Автоматический воздухоотводчик вполне может заменить кран Маевского на любой батарее.

Заключение

Как видите, все проблемы завоздушивания отопления вполне решаемы. Узнать больше о возможных решениях вы сможете из видео в этой статье. Жду ваших дополнений и комментариев. Успехов, камрады!

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции