Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Междоусобные войны на руси. Причины возникновения княжеских междоусобиц

Схема — вторая усобица на Руси

Причины и предпосылки

Существует несколько основных причин, подтолкнувших наследников Владимира Крестителя к междоусобице:

  • Многоженство князя Владимира — многие из его сыновей были рождены от разных женщин, что увеличивало их неприязнь друг к другу. (Святополк был рожден от наложницы, бывшей жены Ярополка, которого убили по приказу Владимира).
  • Польские связи Святополка — некоторые исследователи предполагают, что князь Святополк попал под влияние своей жены, дочери польского князя Болеслава, и её духовника Рейенберна. Молодому князю была обещана помощь Польши, если он согласится отвернуть Киевскую Русь от христианства к католичеству
  • Общая для всех тенденция больших феодальных государств распадаться на личные княжества, возглавляемые детьми недавно умершего верховного правителя (князя, короля, императора), с последующей борьбой за власть между ними.

Убийство князей Бориса, Глеба и Святослава

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года , Святополк при помощи верных ему вышегородских бояр утвердился в Киеве и объявил себя новым киевским князем. Возглавлявший княжескую дружину Борис, несмотря на уговоры соратников, отказался от противостояния с братом. Дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми.

Согласно официальной истории, Святополк, извещая Бориса о смерти отца и предлагая жить с ним в мире, одновременно отправил к брату наемных убийц. Ночью, 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина.

После этого, под Смоленском наемные убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ним в погоню.


Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.

Официальная версия виновности в братоубийстве именно Святополка позже подверглась оспариванию на основе сохранившихся и переведенных норвежских саг (об Эймунде). Учитывая тот факт, что по летописям Ярослав, Брячислав и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь два брата - Борис и Глеб - заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. А вот Ярослав, чьи потомки имели возможность повлиять на написание летописей, был весьма заинтересован в устранении конкурентов на пути к киевскому престолу.

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа - Святополком, другие - Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну - любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте


Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Итоги и результаты

  • Ярослав Мудрый занял Киевский престол с 1019 года
  • Убиты князья Борис, Глеб и Святослав
  • Святополк бежал после поражения и умер где-то между Чехией и Польшей
  • Червенские города перешли под управление Польши
  • Польский король Болеслав I захватил в Киеве множество пленников, казну и сестер Ярослава Мудрого
  • О независимости от Киева объявили княжества Полоцкое и Тмутараканское
  • Общее разорение городов и территорий на которых происходили события
История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Первая усобица на Руси

Первая усобица на Руси

Перед отъездом из Киева на Дунай Святослав распорядился о судьбе трех своих сыновей. Старшего, Ярополка, он оставил в Киеве; среднего, Олега, отправил княжить в землю древлян, а младшего, Владимира (Вольдемара), посадил в Новгороде. Итак, у власти в Киеве оказался Ярополк Святославич. Но вскоре между братьями началась усобица. В 977 г. Ярополк по совету Свенельда напал на Олега Древлянского, и в бою у города Овруч тот погиб – был сброшен с моста в ров и там задавлен своими падавшими сверху конными воинами. Младший же, малолетний брат Владимир, узнав о выступлении Ярополка против Олега и опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию.

Это было время еще тесных связей правивших Русью варяжских конунгов с родиной предков. В научной литературе XX в. стремились как можно раньше «ославянить» викингов, объединить их с местной славянской знатью. Этот процесс, конечно, шел, но значительно медленнее, чем того хотелось бы некоторым историкам. Еще долго русская элита была двуязычной – отсюда и двойные славянско-скандинавские имена: Олег – Хельг, Игорь – Ингвар, Святослав – Сфендислейф, Малуша – Малфред. Еще долго приходившие из Скандинавии варяги находили в Киеве пристанище перед своими набегами на Византию и другие южные страны. Не раз и не два русские князья, отказавшиеся от скандинавского названия «хакан», бежали на родину предков – в Скандинавию, где находили помощь и поддержку среди родичей и друзей.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Усобица преемников Александра Невского Со смертью Александра Невского в 1263 г. на Руси вновь вспыхнула усобица – «нелюбье». Его многочисленные братья, сыновья и племянники так и не стали достойными преемниками великого князя. Они ссорились и, «бегая… в Орду», наводили на

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Усобица после его смерти По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица, по происхождению своему очень похожая на княжеские усобицы в старой Киевской Руси. Случилось то, что часто бывало там: младшие дяди заспорили со старшими племянниками. Младшие братья

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Часть первая. Летописная история Руси

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Предварительные исторические сведения. – Киевская Русь. – Колонизация Суздальско-Владимирской Руси. – Влияние татарской власти на удельную Русь. – Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси. – Новгород. – Псков. – Литва. – Московское княжество до

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава первая. Сведения о Причерноморской и Салтовской Руси

Из книги Отрекаясь от русского имени. Украинская химера. автора Родин Сергей Сергеевич

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Глава первая Сын «государя всея руси» Потомок византийских императоров Василий родился в ночь с 25 на 26 марта 1479 года. Крещен он был 4 апреля в Троице-Сергиевом монастыре знаменитым ростовским архиепископом Вассианом Рыло и троицким игуменом Паисием. Он был наречен в

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Глава первая. Древние славяне. Происхождение Руси

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава III. Свобода веры и совести в казачестве. - Первая казако-панская усобица. - Три характеристические черты казацких бунтов. - Католический бискуп в качестве примирителя казаков с Киевом. - Признаки разложения Польши. - Вторая казако-панская усобица. Ни запорожским

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

977 Первая усобица на Руси. Победа Владимира Святославича Князь Святослав, уезжая на Балканы, оставил старшего сына Ярополка княжить в Киеве, среднего, Олега, послал в землю древлян, а младшего, Владимира, посадил в Новгороде. Итак, наследником Святослава оказался Ярополк

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Первая леди Древней Руси Шведская принцесса Ингигерд, жившая в конце эпохи викингов, является знаковой фигурой в истории русско-шведских отношений раннего Средневековья. Ее имя довольно часто встречается в исландских сагах, упоминают ее и русские источники. Конечно,

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Глава первая Расцвет и падение Украины-Руси

Из книги Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Складывание феодальных отношений на Руси В IX-XI вв. в древней Руси складывались феодальные отношения. Возникла феодальная земельная собственность, и на этой основе установилась феодальная зависимость сельского населения, сложился господствующий класс

Из книги КАВКАЗСКАЯ УГРОЗА: история, современность и перспектива автора Корабельников А. А.

Глава первая АНАЛИЗ СОБЫТИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ НА ЮГЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ Изучая сегодня исторические документы, мы неизбежно оказываемся под влиянием субъективного взгляда летописца на происходящее. Каждый хронист, естественно, старался представить свой народ в наиболее

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

Часть первая Женщины допетровской руси

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси Легендами овеян образ княгини киевской Ольги, но ее деятельность действительно оставила заметный след в восточнославянской истории X века. Древние летописцы, несомненно, симпатизировали княгине – жене Игоря

Расселение славян в Восточной Европе произошло в VI-XI веках в результате Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог ) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой ) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь ). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовал на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

Освоение славянами Восточно-европейской равнины происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров , разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены. Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры», т.е внезапно.

Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары . Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией. Хазары регулярно совершали набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) были вынуждены платить им дань.

Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в.

На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а на северо-западе – викинги (варяги ) – в основном выходцы из Швеции. Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян ; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне (Киев, основан примерно в VI в. полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами , уличами и тиверцами . В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей ) и их дружин . Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян в IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

Киевская Русь

«Повесть временных лет» (автор – Нестор , 1113г. ) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор , откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью , давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, «севшего» в Новгороде, пошел княжеский род , постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов . Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли значительную роль в становлении русского государства, однако они не склонны ее преувеличивать. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

Первые Киевские князья

В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий ).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства - Руси. Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград ), берет его штурмом (907 г ), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г. , разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), заключил новый договор с Константинополем, а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

Будучи крайне примитивным по своей структуре государством, Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

  1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.
  2. Ежегодно совершаемое полюдье , т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление , т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье она заменила повозом . Теперь князь не объезжал все земли, а только забирал приготовленную дань со специально назначенных мест - погостов . Были введены уроки , т.е. фиксированный размер дани.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена. По ее приказу в Киеве была построена первая деревянная церковь.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец, проведший свою жизнь в военных походах («Александр Македонский Восточной Европы» ). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

Правление Владимира Святославича

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

  1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).
  2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).
  3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу. Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.
  4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

Значение крещения Руси:

  • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.
  • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).
  • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.
  • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.
  • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.
  • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).
  • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

Русь при Ярославе Мудром

В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец. Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.

  1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси - Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.
  2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)
  3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.
  4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
  5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).
  6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.
  7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

Третья усобица на Руси . Владимир Мономах

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть, которая привела, в итоге, к разрушению единого государства. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

  1. Прекращение усобиц.
  2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

  1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
  2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
  3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

В конце XI - вначале XII вв . перед Русью стояло 2 основные проблемы: внутриполитическая (борьба с раздробленностью) и внешнеполитическая (борьба с половецкой угрозой). Причина феодальной раздробленности - династические противоречия между князьями, их борьба за киевский великий стол. С конца XI века в княжеской среде возникает две основные княжеские группы. Первая - это Мономаховичи (Мономашичи), потомки киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. В XII-XIII вв. Мономаховичи правили в Ростовской, Смоленской, Волынской (после присоединения к их владениям в конце XII в. Галича - Галицко-Волынской) землях и в ряде других, более мелких уделов. В Киеве и Новгороде чаще всего тоже правили потомки Владимира Мономаха. Впрочем, Мономаховичи - понятие генеалогическое, а не политическое. Оно не обозначало союза князей и возникло, скорее, как противопоставление Ольговичам, правившим в Черниговской земле, с которыми потомки Мономаха вели борьбу за Киев и другие волости. «История России». Издательство «Астрель». 2000 г. Стр: 221.Но и сами Мономаховичи не были едины и уже в первом поколении распались на ряд враждующих семейств. Первые ссоры из-за уделов начались среди сыновей Мономаха уже в 30-х гг. XII в., а в 40-50-х гг. XII в. вспыхнула война между ростовским князем Юрием Владимировичем Долгоруким (сыном Мономаха) и его племянниками, сыновьями его покойного брата киевского князя Мстислава Владимировича Великого из-за власти над Киевом. Во второй половине XII в. Мономаховичи окончательно распались на Юрьевичей (потомков Юрия Долгорукого), владевших Ростовской землей) и Мстиславичей, в руках, которых оказались Смоленск и Владимир-Волынский. К концу XII в. и Мстиславичи раскололись на потомков Изяслава Мстиславича, правивших на Волыни, и потомков Ростислава-Михаила Мстиславича, владевших Смоленской землей.

Из потомков Изяслава Мстиславича (1097-1154) наиболее известны - князь волынский и киевский Мстислав Изяслович (ум.1170 г.), князь галицко-волынский Роман Мстиславич (ум.1205 г.), князь галицко-волынский Даниил Романович (1201-1264 гг.). Из потомков Ростислава-Михаила Мстиславича (ум.1168 г.) - князь смоленский и киевский Роман Ростиславич (ум.1180 г.), князь смоленский и киевский Мстислав Романович (ум.1223 г.), князь овручский и киевский Рюрик-Василий Ростиславич (ум.1211 г.), князь торческий и киевский Ростислав Рюрикович (1172-1218 гг.), князь переяславский и киевский Владимир-Дмитрий Рюрикович (1187-1239 гг.), князь новгородский Мстислав Ростиславич Храбрый (ум.1180 г.), князь Галицкий Мстислав Мстиславич Удалой (ум.1228 г.). Из потомков Юрия Владимировича Долгорукого (ум.1157 г.) - князь владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский (1111-1174 гг.), князь владимирский Михаил (Михалко) Юрьевич (ум.1177 г.), князь киевский Глеб Юрьевич (ум.1171 г.), князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212 гг.), князь владимирский Константин Всеволодович (1185-1219 гг.), князь владимирский Юрий Всеволодович (1188-1238 гг.), князь владимирский Ярослав Всеволодович (1191-1246 гг.). Потомками Ярослава Всеволодовича были великие князья московские и тверские. Л.Н. Гумилёв. «От Руси до России». 2006 год. Издательство «АСТ».Г. Москва. Стр: 56

Вторая группа - Ольговичи , потомки черниговского князя Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого. Ольговичи владели городами Черниговской земли. В отличие от соперничавших с ними в борьбе за русские земли Мономаховичей, Ольговичи, даже в конце XII в., помнили о своем родстве и сохраняли единство в действиях. Главный город Ольговичей - Чернигов - всегда доставался самому старшему среди потомков Олега Святославича, а второй по значению город Черниговской земли - Новгород-Северский - второму по старшинству Ольговичу. Это особенно любопытно, если учесть, что в конце XII в. число одновременно живущих Ольговичей достигало двух десятков человек. Единство Ольговичей мешало распадению Черниговской земле на отдельные владения. В XII в. Ольговичи неоднократно занимали Киев и Новгород, побеждая в борьбе за них Мономаховичей. Киевскими князьями из потомков Олега Святославича были Всеволод Ольгович (1139-1146 гг.), Игорь Ольгович (1146 г.), Святослав Всеволодович (1173, 1174, 1176-1194 гг.), Всеволод Святославич Чермный (неоднократно занимал Киев в период с 1206 по 1215 гг.), Михаил Всеволодович (1235-1237 гг.). В начале XIII в. Ольговичам удалось ненадолго овладеть Галицко-Волынской землей. К началу XIII в. численность Ольговичей сильно увеличилась. Кроме Черниговского и Новгород-Северского княжений появились княжеские столы в Трубчевске, Сновске, Курске, Рыльске, Козельске, в которых осели младшие Ольговичи, не имевшие шансов, из-за большого количества старших родственников, занять когда-либо Чернигов или Новгород-Северский. Эти владельцы мелких уделов все более отходили от участия в общих делах Черниговской земли. Опустошение в 1239-1240 гг. владений Ольговичей татарами, убийство в 1246 г. А.И. Кулюгин. «Правители России». 3-е издание. Издательство: Славянский дом книги. 2004 год. Г. Москва. Стр. 88 в Золотой Орде последнего значительного черниговского князя Михаила Всеволодовича привели к окончательному распаду Черниговской земли на многочисленные мелкие владения, к прекращению союзнических отношений среди Ольговичей. Княжеские усобицы тесно переплетались с противостоянием против половцев. В этой ситуации Владимир Мономах решил собрать общерусский съезд князей, дабы остановить междоусобицы объединить усилия для войны с половцами. Такой съезд состоялся в 1097 году в замке Владимира Мономаха - в Любече. В.Д. Сиповский. «Родная старина». 1993 год. Г. Нижний Новгород. Стр. 114

Этот съезд принял судьбоносное для страны решение, которое имело смысл - "каждый да держит отчину свою". Мономах и стремился прекратить внутренние раздоры.

Договор был подписан и все князья целовали крест в знак верности соглашению. Но не прошло и нескольких месяцев, как оно было нарушено.

Таким образом, можно выделить основные причины междоусобиц:

  • 1) Борьба за киевский великий стол.
  • 2) Нечёткое разделения волостей между княжескими родами.
  • 3) Обида рода Ольговичей на Мономаха за незаконное княжение на Руси.

Третья усобица на Руси. Владимир Мономах

В 1054 ᴦ. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 ᴦ. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 ᴦ. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 ᴦ. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населœения на Руси – ʼʼлюдиʼʼ – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населœения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителœей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, ʼʼкупаʼʼ – долг) и рядовичи (рабы по договору, ʼʼрядʼʼ – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 ᴦ. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 ᴦ.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олеᴦ.

1078 ᴦ. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гᴦ. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гᴦ. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной (ʼʼлествичнойʼʼ ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а ʼʼк старшему в родеʼʼ - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гᴦ. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

1. Прекращение усобиц.

2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Οʜᴎ состоялись в 1103 - 1111 гᴦ. Поход 1111 года – получил название ʼʼКрестовый поход против степиʼʼ. Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: ʼʼКождо да держить отчину своюʼʼ, ᴛ.ᴇ. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 ᴦ. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

1. ʼʼУстав Владимира Мономахаʼʼ (ʼʼУстав о резахʼʼ ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую –Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . ʼʼУставʼʼ ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

2. Организуются походы против половцев. Οʜᴎ не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

3. Создано литературное произведение – ʼʼПоучение к детямʼʼ – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гᴦ.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гᴦ.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 ᴦ. начинается феодальная раздробленность.

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси

Причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.

2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы.

3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.

4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.

5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединœенное войско во главе с единым правителœем.

6. Пестрый этнический состав Киевской Руси.

Значение феодальной раздробленности:

1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.

2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.

3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.

4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.

5. Происходит усиление княжеских усобиц.

Особенности феодальной раздробленности:

1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.

2. Правители во всœех землях Руси принадлежали к одной династии.

Когда начнется процесс объединœения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).

В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.

Прежде всœего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется населœение с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в серединœе XII в.), в связи с этим в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.

1132 – 1157 гᴦ. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гᴦ. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146ᴦ.) и Москва (1147 ᴦ.)

1157 – 1174 гᴦ. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 ᴦ. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г .). В 1169 ᴦ. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир.
Размещено на реф.рф
Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.

С 1174 по 1176 гᴦ. – правление Михаила Юрьевича.

1176 – 1212 гᴦ. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всœех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета͵ но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 ᴦ.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор ʼʼСлова о полку Игоревеʼʼ (1187 ᴦ.) писал о Всеволоде, что его дружина может ʼʼДон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескатьʼʼ.

В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всœегда привлекали сюда массу земледельческого населœения. В то же время данный цветущий край постоянно подвергался набегам сосœедей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.

Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 ᴦ. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 ᴦ. власть в княжестве захватили бояре, нужнолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 ᴦ. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий ) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.

К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – ʼʼиз варяг в грекиʼʼ (ᴛ.ᴇ. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.

Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие крайне важно сти в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строяфеодальной (аристократической) республики . Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136 ᴦ. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в данном государстве играл слой новгородских бояр.
Размещено на реф.рф
В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружинœе, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр (ʼʼтриста золотых поясовʼʼ), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника , вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого , возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владык у – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.

Третья усобица на Руси. Владимир Мономах - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Третья усобица на Руси. Владимир Мономах" 2017, 2018.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции