Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Выборы. Значение выборов

Президент России через призму Конституции

Выборы президента страны всегда являются знаковым событием для любого государства. Именно президент определяет вектор внутреннего развития на последующие несколько лет, а также внешнюю политику страны. Но что еще более важно, глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом президент - системообразущая фигура, тем более, когда речь заходит о России. Исходя из объема полномочий первого лица, наше государство представляет собой классический образец президентской республики.

При этом одно из главных отличий такого конституционного строя - это, безусловно, выборность президента не парламентом, а путем всенародного голосования. Немаловажно и то, что именно президент формирует правительство, которое является исполнительной ветвью власти в стране. Да, президент формально не возглавляет кабинет министров, но при этом сложно переоценить его вклад в решение общенациональных вопросов. Не случайно, глава государства обладает правом законодательной инициативы. Таким образом важность этой фигуры в российских реалиях является исключительной. А истинно демократическое, правовое государство, которым и является РФ, невозможно без активной позиции президента страны.

Фигура президента важна еще и тем, что он принимает меры по охране суверенитета РФ, обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Также он представляет государство на международной арене. Наверное, нам совсем небезразлично, что за человек будет олицетворять собой такую страну, как Россия, на переговорах с зарубежными партнерами.

Долой нигилизм, или все для избирателя

Каждый из нас уже совсем скоро будет вправе напрямую выбрать кандидата, кто сможет наиболее оптимально справиться с теми обязанностями, которые основной закон страны возлагает на президента. Для этого всего лишь требуется определитьcя с тем, кого из 8 человек, зарегистрированных ЦИК, вы готовы поддержать 18 марта. Судя по представленным кандидатам, каждый из россиян, обладающий правом голоса, а также придерживающийся какой-либо политической идеологии, сможет выбрать своего фаворита. В избирательном бюллетене есть представители левых взглядов, либерал-демократы, центристы, консерваторы и т. д.

Между тем немаловажно ответить на вопрос, который волнует очень многих — почему я, как гражданин РФ, должен пойти на участок 18 марта и отдать свой голос за кого-либо из кандидатов. Зачастую можно услышать от некоторых россиян, которые далеки от политики, либо интересуются ей от случая к случаю: "Я не ходил на участок, ну что может решить мой единственный голос?" Или: "А зачем я вообще туда пойду - лучше провести свой выходной день другим образом, а гражданский долг - это обращайтесь к другим".

Кстати, ранее некоторые граждане, чья командировка, отпуск или просто поездка на уикенд в соседний город совпадали по времени с днем голосования, испытывали существенные неудобства с тем, как отдать свой голос на выборах президента страны.

Теперь все выглядит совсем по-другому, никаких открепительных удостоверений брать не нужно. На этот раз процедура голосования не по месту регистрации максимальна удобна для избирателей, ЦИК уже все предусмотрел. Если 18 марта вы будете находиться не по месту регистрации, указанному в паспорте, или у вас нет регистрации, голосуйте на любом избирательном участке по месту нахождения. Для этого заранее вы можете, например, подать заявление через портал Госуслуг, чтобы вас включили в список избирателей на удобном вам участке.

В день голосования не забудьте захватить с собой паспорт и заявление. Его можно взять в распечатанном виде или показать на экране мобильного телефона. Отправить заявление можно по 12 марта включительно. Таким образом для всех избирателей созданы наиболее благоприятные условия, чтобы проголосовать 18 марта, даже находясь за пределами своего города или субъекта РФ.

На участок – как на праздник

….Знаете, в истории было не так уж мало случаев, когда голос отдельно взятого человека решал исход всей выборной кампании. Можно вспомнить те же президентские выборы 2000 года в США, где и вовсе потребовался ручной пересчет голосов. Ну, а если брать примеры из отечественной истории, то это выборы главы Республики Алтай 2014 года. Тогда победитель выиграл в первом туре, набрав чуть более 50% голосов. Если же опираться на сухую математику, речь шла примерно о 400 голосах избирателей. Теперь представьте себе, если бы эти люди остались дома — как минимум это значило бы проведение второго тура, а как максимум — поражение их кандидата в дальнейшем.

Поэтому не совсем понятны рассуждения еще и тех людей, кто говорит: "Мой кандидат и так победит, даже если я не смогу прийти на участок". Но позвольте, откуда такая уверенность, история как раз доказывает, что это может быть опасным заблуждением. Да и потом, если ты точно знаешь, кого хотел бы видеть главой своей страны на следующие 6 лет, неужели этот человек не стоит нескольких потраченных на него минут. Немного прогуляться с семьей в воскресенье, дойти до избирательного участка, получить бюллетень, зайти в кабинку для голосования, поставить галочку напротив понравившейся фамилии и опустить бюллетень в урну. Всё. Ничего лишнего. Зато потом долгое время ты будешь ощущать свою сопричастность к формированию государственной власти в стране – в этом ли не предназначение настоящего гражданина и патриота своего отечества?

К тому же сама атмосфера выборов - это все равно что большой народный праздник, по своему духу близкий, например, к масленичным гуляниям. В этот воскресный день, 18 марта, на участках как всегда будут проходить концерты, викторины, спортивные состязания, для желающих – еще и экскурсии по школьным музеям, розыгрыши призов и многое другое. Так что поход на участок превращается в своеобразный вид воскресного досуга для целых семей.

Впиши свое имя в историю страны

Опять же вы можете взять с собой детей, чтобы приобщить их к атмосфере выборов. Не на словах, а на деле показать, что такое голосование и почему без преувеличения вся страна в этот день стремится попасть на участки. Только так в будущем можно вырастить патриота России. Важно, чтобы наши дети с раннего возраста испытывали чувство сопричастности к важным государственным делам, которыми, несомненно, являются выборы. Потом эта традиция может войти в добрую привычку.

Почему я как родитель должен пойти на выборы? Мы выбираем не просто будущее для своей страны, и даже не будущее для себя. Прежде всего, речь идет о наших детях. Это медицина и образование, это кружки, спортивные секции и многое другое.

Какой будет Россия в 2020-е годы, в какую сторону она будет развиваться - зависит в том числе и от вашего голоса. Вот почему я еще пойду на участок 18 марта.

Опять же не стоит забывать и про тех, кому только исполнилось 18 лет, кто будет голосовать не только на президентских — вообще на каких бы то ни было выборах — впервые в жизни. Согласитесь, есть некий символизм и магия чисел – попасть на УИК 18-го числа в 18 лет. В этом случае молодой человек придет выбирать будущее как для страны, так и для своего поколения в целом. Поколения, которому предстоит уже в недалеком будущем решать ключевые вопросы на уровне государства, строить и создавать новую Россию – страну XXI века.

…Понятно, что ходить на выборы - это право, а не обязанность. Но для каждого сознательного гражданина нашей страны поход на избирательный участок - это шанс стать частью истории России. Она пишется всеми нами, здесь и сейчас.

Выборы – основной способ воздействия граждан на власть. Почему все же стоит ходить на выборы?

Материалы по теме:

Несколько очевидных причин, чтобы воспользоваться своим голосом.

Почему все же стоит ходить на выборы?

  1. Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом - Конституцией - всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.
  2. От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.
  3. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.
  4. Максимальная явка - залог честных выборов.
  5. Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя - минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?
  6. Волеизъявление - это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.
  7. И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Впервые за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра.

С.Собянин, из интервью « Первому каналу »

Возможность выбора дается гражданам довольно редко - раз в несколько лет, если мы говорим о думских и президентских выборах, или выборах главы города (в тех регионах, где эта должность выборная). Это - настоящая, хоть и редкая, возможность сделать что-то для того, чтобы сделать свою жизнь, свой город, свою страну немного лучше. Попытаться, по крайней мере.

Некоторые несознательные граждане считают, что от того, опущен ли бюллетень в урну, ничего не зависит, потому что у нас все «не так» или «не этак»... Хочется таким гражданам задать вопрос: «А вы попробовали что-то сделать, чтобы приблизить момент, чтобы было «так»?» Ведь у вас был шанс, пусть маленький, но вы им не воспользовались, вы не выразили свою волю. И кто вам виноват теперь, что что-то «не так»?

Установка видеокамер на избирательных участках довольно наглядно показала, что голосуют все, даже те, кто на выборы не ходил. В ряде регионов нашей страны были замечены и сняты на видео вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени - голоса тех, кто выборы проигнорировал. Логика проста: хоть избиратель и не пришел, но бюллетень-то на него есть, почему же его не использовать... Хотите такого «выбора» - тогда не ругайтесь, что вас что-то не устраивает.

Попробуем развеять несколько устойчивых предрассудков.

Ходить на выборы - надо!

Участие в выборах - гражданский долг гражданина и его право выразить свою позицию по отношению к власти - действующей или будущей. Не нравится действующий чиновник и/или, наоборот, очень нравится определенный кандидат - есть возможность его поменять на того, кого вы считаете более эффективным управленцем. И чем больше тех, кто с вами согласен, тем выше шанс сменить неугодного.

«Я никому не верю, поэтому на выборы не пойду»

Порог явки - т.е. минимальное количество проголосовавших, необходимо для признания результатов выборов на конкретном участке действительными, - был отменен несколько лет назад. Это значит, что даже если свою волю выразит всего один человек, результат будет действительным. И этот результат может вам не понравиться... Придите на участок и проголосуйте за партию или кандидата, наиболее близких вам по убеждениям.

«Никому не верю, но приду и испорчу бюллетень»

Недействительные (испорченные) бюллетени не распределяются между кандидатами. Таким образом можно проголосовать за того, чья позиция совсем не близка.

«Зачем идти на выборы, если результаты все равно будут подделаны?»

Вот потому и надо, что чем выше явка избирателей, тем сложнее фальсифицировать результаты выборов. А из-за того, что вы на участок не придете, вы сами лично даете отличную возможность использовать ваш бюллетень за вас. Не давайте такой возможности! Для честных выборов необходима максимальная явка, необходим каждый голос.

«Власть принимает решения, которые нужны ей, а мнение народа никого не интересует»

Если бы народ активнее высказывал свое мнение, таких мыслей бы не было. Да, изменения происходят не сразу и не вдруг. Это постепенный процесс. Но именно в ваших силах его не только запустить, но и продолжать влиять на принятие властных решений.

Сидеть на кухне, охаивая власть - непродуктивно. Это просто бесполезные сотрясения воздуха. К тому же, не проголосовав, морального права обсуждать ситуацию у вас нет, т.к. вы не приложили никаких усилий для ее изменения.

Не оправдывайте собственное бездействие. Идите на выборы и голосуйте - потому что это единственный действенный рычаг народного влияния.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.

Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность1 всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства -Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобра-зующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важ-

1 В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus - законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. 358

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

нейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослу-шания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государст-вен-ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между разными кандидатами, проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" традиционно получали, по официальным данным, 98-99% поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следо-II

Глава 21. Избирательная система Российской Федерации 359

вательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь

Страница

демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Еще по теме § 1. Значение выборов в демократическом государстве:

  1. § 4 Законные условия для вступления в брак. – Первое условие – свободное сознание сторон. – Понятие о принуждении. – Обычай женить и выдавать замуж в семье и в отношениях вотчинной власти. – Право государства принуждать к браку. – Историческое значение авторизации к браку. – Требование родительского согласия по иностранным законодательствам. – Ограничение свободы в браке со стороны государства и общины. – Постановления русского закона. – Хозяйственное значение брака в крестьянском быту и его пос
  2. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  3. Выбор линейного мышления - это выбор прожить жизнь в танце частиц.
  4. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.

С одной стороны , главное предназначение парламента заключается в том, чтобы принимать законы, регулирующие жизнь государства и общества. Для этого имеют значения программы партий, деловые и моральные качества самих депутатов, точная расстановка сил: блокирующее меньшинство, простое большинство или конституционное большинство.

Однако нетрудно заметить, что с этой точки зрения предстоящие выборы не имеют ровно никакого значения. Совершенно никакого. Уже достаточно давно в Думе принимаются законы, подготовленные исключительно в недрах правительства и администрации президента. Большинство депутатов голосует так, как им велят (или дозволяют) руководители партийных фракций (редкие исключения никакой роли не играют). Все партии за исключением КПРФ и ряда отдельных депутатов голосуют единым образом, как бы это не пытался опровергнуть Жириновский во "Временах" у Познера (у большинства в парламенте такой запас прочности, что часть депутатов иногда запросто могут позволить продемонстрировать самостоятельность своих позиций). У реальной оппозиции либеральному курсу нет никаких шансов получить в Думе даже блокирующее меньшинство. А мнимая оппозиция всегда будет действовать в пределах выделенных ей для этого лимитов.

В общем, данная сторона вопроса не представляет абсолютно никакого интереса. Законодательная деятельность парламента декоративна и носит технический характер.

Вот, к примеру, депутат нынешнего созыва А. Крутов честно признается: "Знаете, я когда-то был Народным депутатом СССР. Это было давно. Я помню те выборы, помню людей, которые ходили голосовать, ходили агитировать без всяких денег. Люди горели, они думали, что вот сейчас мы изменим эту жизнь, которая нам всем опостылела. Они верили в это. Они были искренними, шли на митинги, на собрания, собирались тысячи людей. И вот за эти годы мы, политики, их обманули, предали. Когда я пришел в Государственную Думу, мне казалось, что я смогу внести какое-то нравственное начало в политику. Оказалось, что это очень сложно. Что я имею в виду, говоря "нравственное начало"? Все те законопроекты, которые предлагались нами и мною, касались нравственных и духовных сфер нашего общества, так и не были приняты. Ни один, за исключением немногих половинчатых".

И если даже вдруг при новом ее составе появятся серьезные разногласия, то только потому, что по команде от закулисной власти в стенах парламента будет разыгрываться какая-нибудь новая политическая комбинация, которая от результатов самих выборов если и будет зависеть, то сугубо тактически. Скорее же наоборот - планируемые и программируемые результаты выборов зависят от того, что именно планируется разыграть в дальнейшем. Скажем, Грызлову по какому-нибудь важному кадровому вопросу скажут так проголосовать, а Миронову не так, а как Зюганов заведомо проголосует. В результате: пятьдесят на пятьдесят, после чего, гладишь, и революцию какую-нибудь красно-желтую замутить можно будет...

В общем, какой-то смысл от результатов выборов только в этой стороне искать можно. На хорошие, нужные стране и народу законы надежды никакой. На администрацию президента надежды больше, чем на парламент. Там хоть что-то реально решить могут.

Но есть у выборов и вторая сторона , не столь очевидная, но в некотором смысле, даже более важная. Выборы очень ясно показывают политические настроения в обществе, и, в свою очередь, активно формируют эти настроения.

Например, провал СПС и "Яблока" ясно показывает не столько, быть может, окончательный провал либерально-демократических идей, сколько полный провал и неспособность доморощенных демократов к их практической реализации, сплошной блеф и обман. И даже безграничная поддержка либералов СМИ не способна скрыть этого. Неудачи национал-патриотических сил тоже показывают не столько идеологическую, сколько практическую их слабость и неспособность к политическому объединению, вся сила которых легко перекрывается информационной блокадой, бессмысленность игры по чужим правилам. Относительно высокий и стабильный уровень поддержки КПРФ показывает, что рано, да и не нужно списывать со счета социалистические идеи и настроения. Анализ результатов голосований в Думе показывает то, что одномандатники, как правило, голосуют лучше, чем партийцы и т.д. Т.е. по динамике изменения поддержки тех или иных кандидатов, тех или иных партий можно было достаточно точно судить о смене и векторе изменения настроений в обществе. Сами избиратели также, основываясь на общих результатах, где осознанно - где интуитивно, вносили поправки в свои позиции.

Теперь же и этого не будет. Не будет второй составляющей, придающей хоть какой-то смысл парламентским выборам.

Результаты нынешних выборов решающим образом зависят уже от самой системы выборов. По-хорошему, парламент должен формироваться исключительно по одномандатным округам. Не партии о трех головах, с неизвестным внутриутробным наполнением, мы должны выбирать, а конкретных людей, которых мы знаем и уважаем. История российского парламентаризма показала, что именно по одномандатным округам в Думу попадали яркие личности, относительно независимые, способные отстаивать (в т.ч. внутри фракций) свое мнение. И даже партии, формируя, свои партийные списки, считались с этим, в результате чего такие люди проходили в т.ч. и по этим самым партийным спискам.

Постепенно все изменилось. Сначала стали зачищать от слишком строптивых сами партии, воздвигли серьезные информационные и финансовые препятствия на пути независимых кандидатов, потом же и вовсе решили зачистить Думу от одномандатников, заодно запретив участие в выборах объединениям и поставив непреодолимый 7 % барьер на пути новых партий (не путать со старыми под новыми названиями). Вроде еще и демократия, а вроде уже и нет... Но тогда что и зачем?

Психология избирателя такова, что он не хочет отдавать свой голос впустую, заведомо непроходным (и неважно по каким причинам) партиям. На это и рассчитаны все рейтинги, которые усиленно муссирую средства массового информирования и программирования. Стадный инстинкт и привычка болельщиков (которых, как правило, много у лидеров чемпионата и мало у аутсайдеров) заставят многих из нас отдать свой голос не той партии, которой мы действительно симпатизируем, а действовать методом исключения: за эту не буду ни за что, за эту - никогда, за эту и за ту нет смысла, остается только вот эта. А дальше последний вопрос: идти или не идти...

Хотелось, скажем, мне один хороший союз поддержать, а после того, как ни разу не увидел его рейтинга по телевизору, да еще и узнал, что ряд уважаемых кандидатов отказалось войти в его списки - так и мне расхотелось. Не вижу смысла без рейтинга и без хорошей компании.

Как знать, быть может, если бы мы все, невзирая ни на какие рейтинги, проголосовали за того, за кого хотим - наши кандидаты, наша партия была бы в Думе, а так мы даже никогда не узнаем: а сколько нас таких, которые пошли на вполне разумные компромиссы с совестью. Ну, пусть бы оказалось нас меньше 7 % - к следующему разу подтянулись бы, а так... Бы, да кабы. Вот это самое плохое в новой системе выборов - они лишают нас надежд и на будущие выборы тоже.

Если и есть какой-то смысл в грядущих парламентских выборах, так это только тот, что они должны показать полную свою бессмысленность для народа, и для страны. А дальше думать надо...
г. Новосибирск

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции