Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Было вводное слово запятая. XI. Запятые при вводных предложениях и вводных словах. В каких случаях запятые не ставятся

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос , казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным .

И в том и в другом примере употребляется слово казалось , но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос... затруднил гостя . Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Захватите с собой, кстати , наши книги.
Фраза эта, между прочим , напомнила мне одну старую шутку.

Эти слова сказаны кстати .

Эта фраза была сказана между прочим.

Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.

К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно , во втором – непременно . Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения. Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и запятыми не выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

    Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:

    КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

    Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. Например: Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.

    К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ.

    Иногда вводные слова указывают на источник информации , которую сообщает говорящий. Вводные словосочетания в этом случае начинаются словами ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ. Например: Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки.

    Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.

    ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.

    Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. Например: Во-первых, это причастие образовалось от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нем должно быть две буквы Н.

    ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ.

    Встречаются также предложения, где вводные слова указывают на способ оформления мыслей . Например: Одним словом, все прошло хорошо.

    ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:

Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

    Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
    Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
    Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

    Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

    Очень часто трудности возникают в предложениях со словами ОДНАКО и НАКОНЕЦ. Слово ОДНАКО выделяется только в том случае, когда его нельзя заменить на союз НО. Сравните два предложения:
    Однако мы понимаем, что этот показатель все еще низок (ОДНАКО = НО). Пока, однако, у нас еще нет четкой картины происходящего (ОДНАКО – вводное слово).

    Слово НАКОНЕЦ является вводным только в том случае, когда не имеет пространственного или временного значения, а указывает порядок мыслей. Например:
    Надеюсь, что в ближайшее время этот проект наконец будет реализован. И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание.

    Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

    Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

    Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

    На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

    Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

    Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

    Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

    Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
    Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Упражнение

  1. Портреты висели_ напротив зеркала.
  2. Напротив_ он даже не изменился в лице.
  3. С одной стороны_ я с вами полностью согласен.
  4. С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
  5. Правда_ всегда лучше лжи.
  6. Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.
  7. Весной_ возможно_ наводнение.
  8. Весной_ возможно_ будет наводнение.
  9. Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.
  10. В Греции_ говорят_ все есть.
  11. Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).
  12. По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.
  13. Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.
  14. Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.
  15. К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).
  16. Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
  17. Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .
  18. Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).
  19. Вы_ одним словом_ легко отделались.
  20. Итак_ теперь можно сделать вывод.
  21. Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).
  22. Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.
  23. Ветер_ однако_ был сильный.
  24. Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.
  25. Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.
  26. Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).
  27. Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).
  28. Вы_ непременно_ должны к нам приехать.
  29. Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).
  30. Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).
  31. Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).
  32. Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.
  33. Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.
  34. Да_ признаюсь_ я сам так думал.
  35. Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.
  36. Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.
  37. Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).
  38. Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).
  39. Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).
  40. Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.
  41. Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.
  42. В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.
  43. Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).
  44. Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.
  45. Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.
  46. Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.
  47. Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.
  48. Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.
  49. Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.
  50. К счастью_ упомянутые выше примеры - исключение, а не правило.
  51. Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.
  52. Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве (М. М. Сперанский).
  53. Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.
  54. Но в нашем деле_ правда_ быстро вышла наружу, и нас вскоре освободили.

"По моему мнению" выделяется запятыми или нет?

Важность пунктуации

Знать пунктуацию безумно важно. К сожалению, среднестатистический россиянин не знает, что «кстати», «может быть», «во-первых», «по-моему» выделяются запятыми. А слово «наверное» не всегда даже пишут с буквой «е» на конце.

Когда мы общаемся с человеком не вживую, а посредством Интернета, часто сталкиваемся с безграмотностью по ту сторону чата. Это, безусловно, портит впечатление о собеседнике, ведь именно грамотные люди способны привлечь наше внимание к их личности. Если мы видим, что все запятые на месте, все слова написаны правильно, мысль выражена ясно, сразу появляется желание узнать человека поближе, возникает ощущение, что мы общаемся с умным, начитанным и мудрым собеседником.

Некоторые люди считают, что в повседневном общении грамотность неважна. Это их дело. Возможно, такие люди смогут впечатлить нас чем-нибудь другим. Но если вы работаете с клиентами? Общаясь с ними, вы представляете компанию. Ваш потенциальный клиент может и отказаться от ваших услуг, если по переписке поймет, что вы не можете грамотно построить элементарное предложение.

Современные блогеры выкладывают свои посты по 3 раза в день. Причем у многих аж несколько тысяч подписчиков. И из них треть - это школьники и студенты, которые, думая, что их кумир идеален во всем, перенимают по своей неопытности написание слов и стиль выражения мыслей. Если Instagram-звезда становится известной, ей стоит задуматься о том, что на нее возлагается огромная ответственность. Следует не забывать о своей аудитории и присылать своим друзьям посты хотя бы на элементарную проверку - обязательно найдется хоть один знакомый, который сможет помочь.

В общем, как видим, в грамотности сплошные плюсы. А теперь давайте изучим, как пишутся вводные слова и как они обособляются в предложении.

Что такое «вводные слова»?

Вводные слова - сочетания слов или слова, которые не являются членами предложения. С их помощью мы выражаем отношение к тому, что мы сообщаем. Вводные конструкции и слова на письме в предложении выделяются запятыми, а в устной речи выделяются интонационно, то есть паузами или быстрым произнесением.

Значения вводных слов

Они имеют различные значения. Рассмотрим следующую таблицу с соответствующими примерами:



Значения Вводные слова Примеры
1) Степень уверенности

Уверенность: Разумеется, несомненно, без сомнения, конечно, безусловно, действительно, само собой, правда, в самом деле и др.

Неуверенность: наверное, полагаю, должно быть, думаю, по-видимому, может быть, в каком-то смысле, предположим, кажется, допустим, надеюсь, так или иначе и др.

Безусловно, это был лучший урок в моей жизни. - «безусловно» выделяется запятыми

По-видимому, ему не понравилось представление, поэтому он ушел чуть раньше.

2) Выражение чувств

Одобрение: к счастью, что хорошо, к общей радости, что еще лучше и др.

Недоумение: удивительно, странно, к изумлению, непонятное дело и др.

Опасения: не дай бог, неровен час, чего доброго и др.

Сожаление: к несчастью, как на беду, к великому сожалению, что еще хуже, на беду, к досаде, как нарочно, увы и др.

Общие: кроме шуток, по сути, смею сказать, по правде говоря, надо сказать, справедливо, правда, между нами говоря, признаюсь, по существу, по совести и др.

К сожалению, мой друг меня не дождался, поэтому мне пришлось идти домой ночью одному. - «к сожалению» выделяется запятыми

Странно, но у меня не болел живот после вчерашнего плотного ужина.

3) Принадлежность сообщения (кому оно принадлежит, источник сообщения)

По словам (кого-л.), по сообщению (кого-л.), по мнению (кого-л.), по выражению (кого-л.), на мой взгляд, по-моему, по пословице, по-твоему, по слухам, с точки зрения (кого-л.), дескать, говорят, мол, как считаю, как говорят, как помню, как известно, как было указано, как оказалось, как говорили (когда-л.) и др.

По-моему, скоро пойдет дождь - «по-моему» выделяется запятыми

Говорят, с лечением медлить нельзя.

4) Замечания о способах оформления мыслей

Иначе говоря, лучше сказать, одним словом, другими словами, словом, грубо говоря, собственно, собственно говоря, прямо говоря, вернее, прямо сказать, короче, проще сказать, как бы сказать, что называется, так сказать и др.

Грубо говоря, мне нужно доделать это задание до следующего понедельника. - «грубо говоря» выделяется в предложении запятыми

Проще сказать, тебе нужно подать оригинал аттестата в тот вуз, в который ты больше всего хочешь.

5) Порядок мыслей, их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, так, значит, следовательно, таким образом, напротив, кстати, например, наоборот, в частности, к примеру, кроме того, более того, к тому же, вдобавок, притом, с одной (другой) стороны, впрочем, в общем, сверх того, главное, между прочим, стало быть, к слову и др.

Я довольно часто бываю в вашей кофейне. Например, чаще всего я беру латте. - «например» выделяется запятыми

Ты, кстати, принесешь мою книгу послезавтра?

6) Оценка меры и степени

По крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени и др.

По крайней мере, ты пришел вовремя. - «по крайней мере» обособляется

Жара летом, в той или иной степени, ощущается во всей России.

7) Привлечение внимания к говорящему

Видите ли, как видите, знаешь ли, веришь ли, понимаешь ли, позвольте, можете себе представить, представьте, послушайте, поверьте, признайтесь, не поверишь, заметьте, если хочешь знать, согласись, напоминаю, подчеркиваю, повторяю, что важно, существенно и др.

Веришь ли, после того, как я поспал 10 часов, все прошло. - «веришь ли» обособляется

Представляете, я простоял вчера в ожидании своего троллейбуса под дождем около часа, но на утро не заболел.

Надеемся, что с помощью таблицы мы довольно доступно объяснили постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями.

Вводные слова-обманки

Не стоит забывать о том, что существуют омонимичные конструкции, которые обычно запутывают при изучении правила. Во многих предложениях вводные слова являются членами предложения. Давайте разберемся, в каких ситуациях они являются частью грамматической основы. Сравните следующие примеры:

  • Решение врача было бесспорно. Решение врача было, бесспорно, правильным.
  • К моему счастью прибавилось чувство удовлетворения. К моему счастью, проект был сдан вовремя.
  • Все казалось таким скучным. Все, казалось, были скучающими.

Как видите, мы не можем на первый взгляд определить, вводное слово это или часть грамматической основы. Обязательно нужно вчитываться в предложение, чтобы понять смысл, а затем выделить члены предложения. Запятыми слова, состоящие в грамматической основе, не выделяются.

Определяйте синтаксическую функцию

Итак, вы встретили вводные слова в предложении, но после них не стоит запятая, хотя источник весьма достоверный. И вот вы задались вопросом: так слова «вообще», «действительно», «однако» выделяются запятыми или нет?

Ответ прост. Нужно отслеживать их синтаксическую функцию в предложении. Именно от этого зависит, ставится ли запятая или нет. Рассмотрим некоторые примеры:

  1. Слово «вообще» обособляется, если оно имеет значение «вообще говоря». Сравните: Я, вообще, в принципе не ем молочные продукты. Мне вообще запрещено употреблять молочные продукты.

  2. Сочетание «во всяком случае» вводное, если имеет ограничительно-оценочное значение. Сравните: Во всяком случае, ты сделал задание первым. Я должен во всяком случае помочь тебе с контрольной.
  3. Слово «наверное» вводное, если употреблено в значении «вероятно». Ср.: Наверное, часа через два будет гроза. Я знаю наверное (=точно, несомненно), что гроза будет через два часа.
  4. Слово «действительно» вводное, если имеет значение «верно, точно». Ср.: Действительно, эту картину я уже видел. Я действительно (=в действительности, в самом деле) умная, судя по результатам теста.
  5. Сочетание «в самом деле» не является вводным в значении «действительно». Ср.: Вы в самом деле умный. Чего он, в самом деле, злится на меня? (значение недоумения, негодования)
  6. Если слово «однако» можно заменить на союз «но», то запятую ставить не нужно. Ср.: Однако я попытаюсь поступить на бюджет с моими баллами.
  7. Сочетание «по моему» (заметьте, написание раздельное) не обособляется, если это предлог и местоимение. Например: По моему сценарию поставили пьесу. По-моему (вводное слово, пишется через дефис), хорошо получилось. - здесь «по-моему» выделяется запятыми.

Важное примечание

Идентично вводным словам выделяются запятыми на письме междометия и слова «да», «нет». Посмотрите на следующие примеры:

  • Ох, как же долго нам еще придется идти.
  • Ух, вот это дождь пошел!
  • Нет, я не буду есть этот суп с мясом.
  • Да, как-то не задалась сегодня погода, придется отменять поход.

Вывод

Итак, сегодня мы сделали несколько шагов вперед и побороли безграмотность в аспекте вводных слов. Надеемся, теперь вы сможете не только правильно написать, но и объяснить, почему «по-моему» выделяется запятыми. Изучайте и уважайте русский язык!

Сочетание «по моему мнению » может быть вводной конструкцией, а может и не быть. Чаще всего, на наш взгляд, бывает.

Практически любое вводное слово или вводное сочетание слов имеет так называемое модальное значение или модальность . Это некое общее приблизительное лексическое значение, присущее целой большой группе семантически похожих конструкций.

В нашем примере, сочетание «по моему мнению» может быть запрограммировано на модальность «источник мнения » либо на «неуверенность», «негарантированность». То есть человек может использовать эту вводную конструкцию, когда хочет сказать:

  • «Да, это именно я так думаю, а не кто-то ещё».
  • «Я не уверен в этом факте, просто так считаю».

Если в предложении видно, что «по моему мнению» (не ошибайтесь и не пишите между «по» и «моему» дефис) имеет такие модальные значения, то необходимо выделить эту вводную часть предложения запятыми. И этот знак препинания будет с обеих сторон.

Например :

  • «Люди, по моему мнению, созданы инопланетянами». (у автора нет гарантии в истинности данного высказывания; поэтому он использовал вводную конструкцию, близкую к «на мой взгляд», «мне кажется», «возможно», «по мне»).

Попробуйте вычеркнуть из предложения весь этот вводный фрагмент. Модальность исчезнет, а суть останется. Как видим, запятые поставлены и До, и После.

А теперь рассмотрим несколько иной пример:

  • «Этот бестактный человек проехался по моему мнению, как пьяный тракторист по чистому ржаному полю».

Почему нет запятых с двух сторон? Есть одна, да и та лишь из-за того, что есть «как» с остальным сравнительным оборотом. А потому что мы привели довольно редкое предложение, когда «по моему мнению» не относится к вводным словам. Нет и указанной выше модальности, естественно. Запятые не нужны.

Предложения

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.)


2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Пожалуй, (1) у каждого мальчишки бывает в жизни период,(2) когда он мечтает сделаться сыщиком, (3) следователем, (4) контрразведчиком...(Сотник Ю.)


3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Ярко сверкали на солнце кресты собора. Бамкал большой колокол на звоннице. День, (1) к нашему удовольствию, (2) был воскресный. Мы стояли с Андреем в толпе на деревянном мосту, (3) навалившись грудью на перила, (4) оцепенев от восторга. (Платов Л.)


4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.)


5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводных словах:

Поезд шёл в юго-западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала ещё своих позиций. (Вашенцев С.)


6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Госпитальное время в моей голове слилось в полусон, (1) тяжёлый, (2) мучительный. Правда, (3) я пытаюсь понять, (4) что произошло со мной. Но все предстает смутно, (5) как в дыму, (6) словно кто-то накинул на мозг, (7) на сознание тонкую капроновую накидку. (Горбачёв Н.)


7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)


8. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

В тот день наш учитель не остался на репетиции спектакля, (1) который готовили под его руководством старшеклассники, (2) - сразу после уроков побежал домой, (3) прижимая к себе стопку книг. Видно, (4) не терпелось просмотреть их. Книги были, (5) наверное, (6) интересными, (7) потому что после их получения настроение нашего учителя улучшилось. (Платов Л.)


9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Вводное слово Не вводное слово
Запятая нужна! Запятая не нужна!
Однако Нельзя заменить союзом «но» Можно заменить союзом «но»
Мы, однако, очень устали сегодня. Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный.
Действительно В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения Стоит в середине или в конце предложения
Действительно, он ничего не знает. Он действительно ничего не знает
Значит В значении «следовательно» В значении «означает, это»
Если наступила зима, значит, скоро Новый Год. Опоздать – значит не успеть.
Наконец Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще» В значении «в конце концов, после всего, под конец»
Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. Мы наконец добрались до нашего отеля.

Слова, всегда являющиеся вводными/не вводными

Пунктуация при вводном слове

Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла. Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.)
Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради.
Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Вводные слова

Мера того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Привлечение внимания собеседника Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря
Источник информации По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения
Связность речи Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны
Частота того, о чем говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
Степень возможности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Эмоции, чувства К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Разбор типовых вариантов задания №17 ЕГЭ по русскому языку



Первый вариант задания

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

«Лучше всего» не является вводной конструкцией. «Практически» - наречие, не являющееся вводным словом, значит, запятые не ставятся. А вот «наверное» - вводное слово, к тому же его легко можно убрать из предложения без потери смысла.



Предложение с расставленными запятыми выглядит так:

Лучше всего добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден практически отовсюду, поэтому дальше путь укажет, наверное, любой местный житель.

Ответ: 4, 5.

Не забудьте, что в бланке ЕГЭ запятые между цифрами ответа не нужны, и нужно написать одним числом: 45

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

«Как известно» - вводная конструкция, значит, обособляем запятыми с двух сторон. Если прочитать предложение без нее, смысл не потеряется – это подтверждает необходимость запятых. «Естественно» в этом предложении тоже играет роль вводного слова; его также можно убрать из предложения без потери смысла – обособляем запятыми.

Итак, готовое предложение:

Русский язык, как известно, занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место, естественно, принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

«С точки зрения…» - вводная конструкция, легко убирающаяся из предложения без потери смысла: обособляем запятыми. А вот «однако» в данном предложении легко заменяется союзом «но», и, значит, вводным словом не является. Обособлять его запятыми не нужно, но запятую перед ним мы поставим: она будет отделять друг от друга две части сложного предложения.

Окончательный вариант:

Фотография, с точки зрения специалистов, состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы, однако простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

Ответ: 1, 2, 3.

Разбор задания №18 ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Восемнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку, направленное на проверку умения выпускников расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения. Давайте повторим теорию о пунктуации сложноподчиненного предложения.

Теория к заданию №18 ЕГЭ по русскому языку

Сложноподчиненное предложение делится на главную и придаточную части; последняя присоединяется при помощи союзов и может находиться перед, после и внутри первой. Придаточная часть отделяется запятой в следующих случаях:

Если она стоит перед или после главной и начинается со слова «когда»; если придаточная часть находится непосредственно в главной части, то она обособляется запятыми с двух сторон Когда в автобус зашла бабушка, мальчик уступил ей место. Утром, когда в автобус зашла бабушка, мальчик уступил ей место.
Однородные придаточные части, между которыми нет союзов, соединяются запятыми; также запятые ставятся между однородными придаточными, соединенными повторяющимися союзами Мы понимали, что завтра придется и покупать билеты, и забирать путевку, и получать справку.
Если она стоит перед или после главной и начинается со слов «потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как, по мере того как»; если такая придаточная часть находится непосредственно в главной части, то она обособляется запятыми с двух сторон В то время как он рассказывал, я пытался воссоздать картину произошедшего. Я, в то время как он рассказывал, пытался воссоздать картину произошедшего.

Сложные союзы:

Важно запомнить: Если два подчинительных союз находятся рядом, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то. После союзного слова «который» запятая не ставится.

Разбор типовых вариантов задания №18 ЕГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.

Придаточная часть данного предложения – «через которые выходят в Интернет». Обособляем ее запятыми, не забывая о том, что после слова «которые» запятая не нужна. «Что» в данном случае выполняет роль союзного слова, поэтому перед ним нужна запятая. Итак, готовое предложение: Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств, через которые выходят в Интернет, ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно, что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.

Ответ: 1, 3, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.

Придаточная часть здесь стоит перед главной и начинается со слова «когда», поэтому отделяем ее запятой. Перед «что» в подобных конструкциях (сказал, что; говорит, что; думаю, что) всегда нужна запятая. Перед «который» тоже нужна запятая, а после – нет. Получается: Когда он высказал бесполезную мысль вслух, его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить, что не понимает он беспечный российский народ, который не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.

Ответ: 1, 2, 3.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И здесь ставим запятую перед словом «что». Придаточная часть данного предложения – которые стали столь популярны во всем мире; повторим, что это определяется тем, что и без нее получается осмысленное предложение: Мы думаем, что исследования социальных сетей разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии. Значит, нужно обособить придаточную часть знаками препинания – поставить запятые вместо цифр 2 и 4. После слова «которые» запятую не ставим.

Ответ: 1, 2, 4.

Разбор задания №19 ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Верно выполненное задание №19 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с подчинительной и сочинительной связью; нужно проставить запятые в нужных местах. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.

Теория к заданию №19 ЕГЭ по русскому языку

Придаточная часть предложения начинается с союзов - она может находиться перед, после и внутри главной части.

Виды придаточных

Вид На какие вопросы отвечает Виды связи
Определительное Какой? Какое? Какая? Какие? Союзы который, какой, кто, что, где, чей
Изъяснительное Вопросы косвенных падежей Союзы: что, ли, как, будто, чтобы, как бы не
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько
Образа действия, степени Как? Каким образом? В какой степени? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто
Союзные слова: как, сколько
Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова: где, откуда, куда
Условия При каком условии? Союзы: если, если бы, коли, раз, как бы, коль скоро
Времени Когда? Как долго? С каких пор? Союзы: когда, пока,едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как
Причины Почему? Отчего? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, так как
Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы
Сравнительное Как? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, что, чем, нежели
Следствия Союз: так что
Уступительное Несмотря на что? Вопреки чему? Союзы: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что
Союзные слова: что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни
Присоединительное Союзные слова: что, почему, зачем, отчего
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции