Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Похищение лукреции. Смерть лукреции. Трагедия «Тит Андроник»

Первое издание поэмы вышло в 1594 году. Она была напечатана по рукописи Шекспира и создана, вероятно, за год до обнародования. Предание, лежащее в основе сюжета поэмы, впервые было рассказано Овидием в "Фастах" (песнь II). Правда, другим первоисточником является повествование римского историка Тита Ливия, но вероятнее, что именно поэт, а не историк вдохновил Шекспира. Сюжет был очень популярен в английской литературе до Шекспира. Различные варианты трагической истории Лукреции содержатся в поэмах "Легенды о славных женщинах" Чосера (XIV в.) и "Падение монархов" Лидгейта (XV в.), а также в прозаическом пересказе в сборнике "Дворец удовольствий" (1567) Пейнтера. Существовали и английские баллады на этот сюжет, датируемые 1568-1570-1576 годами.

Вторая поэма Шекспира выглядит как попытка отвести обвинения в прославлении чувственной любви. Никакого спора о любви здесь уже нет. С самого начала поэмы чувственная страсть безоговорочно осуждается.

Сын римского царя Тарквиний, прослышав о красоте Лукреции, жены Коллатина, загорается страстью к ней. Он покидает военный лагерь, где находится и муж Лукреции, и является в дом красавицы. Убедившись в справедливости рассказов о ней, одержимый страстью, Тарквиний решает овладеть ею. Проникнув в ее дом, он пытается уговорить Лукрецию отдаться ему, но, увидев, что даже угрозы не действуют, прибегает к насилию. Обесчещенная Лукреция рассказывает о своем позоре мужу и друзьям, требуя, чтобы они кровью омыли нанесенное оскорбление, а сама закалывается. Коллатин и римляне, возмущенные насилием, свергают власть рода Тарквиниев и изгоняют их из Рима.

Пушкин оставил нам следующее суждение о поэме: "Перечитывая Лукрецию, довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что ж, если бы Лукреции пришло в голову дать пощечину Гарквинию? быть может, это охладило бы его предприимчивость и он со стыдом принужден был отступить? Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те.

Итак, республикою, консулами, диктаторами, Катонами, Кесарем мы обязаны соблазнительному происшествию..." *

* ("А. С. Пушкин о литературе", Гослитиздат, М. 1962, стр. 247. )

Известно, что это навело нашего поэта на мысль "пародировать историю и Шекспира", и результатом явилась поэма "Граф Нулин".

Как повествовательное произведение "Лукреция" действительно довольно слабая поэма. Внешнее действие и тут служит лишь поводом для многочисленных лирических отступлений. Здесь нет столь красочных описаний, как в "Венере и Адонисе". Переживания Лукреции изображены не очень убедительно. Ее горе выражается в рассуждениях, которые, будучи интересными по мыслям, едва ли уместны в ее устах; зато образ Тарквиния обрисован с несомненной психологической глубиной. Мгновенная страсть, овладевшая им, жадность сладострастника, пробудившаяся от рассказов и усилившаяся от вида самой Лукреции, сомнения, предшествующие вторжению в ее спальню, животная похоть, побудившая его прибегнуть к насилию, а затем ощущение пустоты и сожаление о содеянном - все это передано живо, и каждый штрих в образе Тарквиния написан рукой того Шекспира, который владел тайнами душевных движений человека.

И все же, не психологической правды следует искать в этой поэме. Она, как и "Венера и Адонис", представляет собой образец философской лирики. Как и в первой поэме, содержанием являются идеи, выражаемые посредством поэтических образных концепций.

Тарквиний - типичный индивидуалист эпохи Возрождения. В нем живет жажда обладать всеми благами жизни, открывшимися людям тогда, когда они отвергли средневековый аскетизм. Он ценит красоту, но его она побуждает не к добру, а к злу.

Препятствия лишь больше разжигают его страсть. Но Тарквииий не только сластолюбец. Он воплощение эгоизма, и в этом смысле представляет собою Зло вообще, как Лукреция является символом Красоты и Добродетели. Недаром дверь спальни Лукреции поэтически определяется как "преграда между Злом и Красотой".

Зло коренится в дурных страстях человека. В "Лукреции" страсть предстает не тем красивым и естественным стремлением к счастью, каким она явлется в "Венере и Адонисе", а темной силой, калечащей жизнь и уродующей человеческие души. Добиваясь цели нечистыми путями, человек лишает себя в дальнейшем возможности наслаждаться тем, чего добивался:

Кто алчно жаждет чем-то обладать, Тот все готов отдать, чем он владеет, Готов он все растратить, проиграть... А луч надежды меркнет и слабеет... Пусть счастья ветерок тебя обвеет, Но день зловещий быстро настает, Весть принося о том, что ты - банкрот! Мы все мечтаем в старости туманной Найти почет, богатство и покой, И к этой цели рвемся неустанно... Но жертвовать приходится порой То жизнью, ради чести выйдя в бой, То честью, ради денег, и к могиле Столь многих эти деньги приводили. Рискуя, мы порой перестаем Собою быть в плену метаморфозы, И часто путь, которым мы идем, Шипы нам устилают, а не розы...

Многое в этих рассуждениях предвосхищает мысли Макбета. Но то, что здесь всего лишь риторика, в поздней трагедии Шекспира прозвучит дивной поэзией глубоко страдающей души.

Тарквиний-тонкий софист. К его услугам тысячи доводов. Уговаривая Лукрецию, он говорит ей: "Ведь тайный грех похож на мысль без дела". Лукреция отстаивает не только свою честь. У нее тоже есть доводы в споре с Тарквинием. Он нарушает свой долг царя, его долг монарха вести борьбу со злом. И в рассуждения Лукреции вторгается политика:

Меч для добра дарован королю, Ты должен в гидре зла убить дыханье!

После того как Тарквиний добился своего, Лукреция остается наедине с горестными мыслями, и одна за другой следуют ее жалобы, которые представляют собой различные вариации на тему зла.

Причина зла, как определяет Лукреция, - враждебный людям Случай. Случай - это некая злая сила, которая проникает буквально повсюду и искажает все в жизни. Случай разрушает личное благополучие людей и благоденствие всего общества. Это место поэмы содержит столь широкую, исчерпывающую характеристику форм зла, что его стоит привести целиком:

О Случай, как тяжка твоя вина! Предателя склоняешь ты к измене, Тобою лань к волкам завлечена. Ты предрешаешь миг для преступленья, Закон и разум руша в ослепленье! В пещере сумрачной, незрим для всех, Таится, души уловляя, Грех! Ты на разврат весталок соблазняешь. Ты разжигаешь пламенную страсть, Ты честность и доверье убиваешь, Ты дев невинных подстрекаешь пасть, Хула ль, хвала - твоя всесильна власть! Вор и насильник, с хитростью во взоре, В желчь превращаешь мед, блаженство - в горе!

Случай никогда не приходит на помощь тем, кто страдает и находится в нужде. Они обречены на бедствия, и спасения им неоткуда ждать.

В последующем перечислении бедствий жизни подчеркивается несправедливость Случая - одним достаются все блага, тогда как другие лишены самого необходимого. Более того, несчастье одного - основа благополучия другого.

Умрет больной, покуда врач храпит, Сиротка плачет, враг ее ликует, Пирует суд, вдова в слезах молчит, На травле граф, а в селах мор лютует... Тебя не благо общее волнует! Измены, зависть, зло, насилье, гнев - Ты всем им служишь, в злобе озверев.

В завершение всемогущему Случаю приписывается вина за все зло, оскверняющее жизнь:

Твоя вина - убийство, воровство, Твоя вина - грех клятвопреступленья, Твоя вина - измена, плутовство, Твоя вина-позор кровосмешенья! Ты спутник всех грехов без исключенья В прошедшем, в будущем, везде, всегда, От хаоса до Страшного суда.

В приведенных здесь строках поэмы звучит такое признание всесилия зла, какое мы привыкли связывать у Шекспира лишь с более поздним периодом творчества, когда он создал свои трагедии от "Гамлета" до "Тимона Афинского". В жалобах Лукреции звучат те же мотивы, которыми проникнут знаменитый сонет 66, монологи Гамлета и полные обличительного пафоса речи Тимона Афинского.

Если для Тарквиния не существует никаких нравственных понятий и он не заботится ни о совести, ни о чести, то для Лукреции понятие о человеческом достоинстве воплощается именно в чести. Во имя ее она и решает уйти из жизни. Но она не хочет умереть, не отомстив. Перед ней долг - побудить других на борьбу со злом, воплощенным в Тарквинии. Она призывает мужа для того, чтобы рассказать ему свою печальную повесть.

Горькая судьба Лукреции вызывает скорбь всех близких. Ее отец в отчаянии восклицает:

О Время, прекрати свое движенье, Раз умирает то, что жить должно, И входит доблесть в смертные владенья, А жить ничтожным только суждено.

Убит горем и муж Лукреции. Но тут раздается голос Брута, который взывает к мужеству друзей и сограждан. Его призыв находит отклик в сердцах римлян, которые восстают, чтобы изгнать Тарквиния. Свержение тирана завершает историю злосчастной Лукреции, символизируя торжество справедливости.

Однако победа над Злом достигается через жертвенное самоубийство Лукреции. Она своей героической смертью утверждает, что честь дороже жизни, и ее мужественный стоицизм вдохновляет римлян на восстание.

Пушкин, как мы знаем, не мог принять наивной концепции истории, лежащей в основе поэмы. Ему показалось неубедительным то, что частный случай обесчещения Лукреции послужил причиной государственного переворота.

Между тем в ранних драмах Шекспира изображается примерно то же самое. Однако в "Ричарде III" и "Тите Андронике" показаны многие случаи жестокости тирании, и это создает вполне убедительную картину зла, поразившего всю жизнь государства. В поэме же Шекспир ограничивается изображением лишь одного случая тиранического произвола. О том, что он является не единичным, мы узнаем не из непосредственно возникающей перед нами картины реальной жизни, а лишь из лирических ламентаций героини. Поэтому Пушкин был прав в том смысле, что поэма не содержит наглядного и реалистически-конкретного изображения всех проявлений зла, создавших такую обстановку, при которой гибель Лукреции явилась последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян.

Однако критика Пушкина справедлива лишь при условии рассмотрения поэмы как реалистического произведения. Сказанное выше об общем характере поэтического творчества Шекспира освобождает нас от необходимости аргументировать неправомерность такого подхода к "Лукреции".

Рассматривая это произведение в ряду других, созданных Шекспиром в раннюю пору его творчества, мы не можем не заметить того, что оно имеет большое значение как декларация философских и политических воззрений автора. Поэма свидетельствует о том, что проблема зла и вопросы общественной несправедливости волновали Шекспира задолго до того, как он создал свои великие трагедии. Если в "Венере и Адонисе" Шекспир поднял любовную тему на философскую высоту, то в "Лукреции" он создал значительный для своего времени образец гражданской лирики. Вслушаемся в призыв Брута: не сладостен и не медоточив здесь голос Шекспира, в нем звучит пафос гражданского мужества:

О римлянин, ты сердцу не давай Потоком жалоб горестных излиться! Склонись над алтарем, к богам взывай, Чтоб грозным гневом вспыхнули их лица, Чтоб мести помогли они свершиться! Недрогнувшей рукой наш славный Рим От грязи мерзкой мы освободим. Клянемся Капитолием священным, Чистейшей кровью, пролитой сейчас, Сияньем солнечным благословенным, Правами римлян, вечными для нас, Душой Лукреции, чей взор угас, Ножом кровавым этим - мы едины! Мы отомстим за смерть жены невинной!

"Лукреция" выражает не только общественные и этические идеалы молодого Шекспира, но и его эстетические взгляды. Поэма содержит ряд строф, раскрывающих перед нами взгляды Шекспира на искусство.

Отправив письмо мужу, Лукреция в ожидании его разглядывает картину. Это огромное полотно, изображающее события Троянской войны; Лукреция видит на картине

Скорбь Гекубы тяжелей свинца: Приам пред нею кровью истекает, А Пирр его пятою попирает.

Шекспир следующим образом характеризует картину, разглядываемую Лукрецией:

В ней прояснил художник власть времен, Смерть красоты и бед нагроможденье...

Это и есть центральная идея поэмы. Искусство способно своими условными средствами воссоздать облик действительности:

Назло природе, миру горькой прозы Искусством жизнь застывшая дана: Засохшей краски капли - это слезы Их об убитом муже льет жена...

Описание изображенных на картине греков и троянцев служит Шекспиру примером того, как посредством воображения художник воспроизводит жизнь. Одна черта особенно значительна. Толпой стоят греки - Аякс, Одиссей, Нестор. Не видно лишь Ахилла. Он скрыт в толпе, над которой возвышается его рука с занесенным копьем. Смотрящий картину восполняет невидимое своим воображением. Деталь, которая видна, помогает угадать целое, которого не видно.

Воображенье властно здесь царит. Обманчив облик, но в нем блеск и сила, Ахилла нет, он где-то сзади скрыт, Но здесь копье героя заменило. Пред взором мысленным все ясно было - В руке, ноге иль голове порой Угадывался целиком герой.

Эти слова - ключ к одной из особенностей метода Шекспира как поэта и драматурга. Он не видел необходимости выписывать каждый образ во всей полноте. Как художник, он выбирал те детали, по которым "угадывался целиком герой".

Обращает на себя внимание и другое место в этом описании картины. На ней изображен злодей. Предатель Си- нон - "дьявол убежденный и отпетый". Но на картине -

Он принял облик светлой доброты, Так затаив все зло в глубинах где-то, Что трудно было распознать черты Предательства, коварства, клеветы...

Здесь возникает тема, которая проходит через многие произведения Шекспира: различие между внешним обликом и сущностью. Лукреция выражает наивное понимание искусства. Ей хотелось бы, чтобы художественное изображение было прямолинейным:

Она картину ясно разглядела И мастера за мастерство корит... Синона образ ложен - в этом дело: Не может быть дух зла в прекрасном скрыт! Она опять все пристальней глядит, И, видя, что лицо его правдиво, Она решает, что картина лжива.

Этот эпизод полон иронии. Шекспир здесь отвергает морализаторский принцип средневекового искусства, согласно которому нравственно злое должно было в художественном изображении выглядеть безобразным, а доброе - внешне прекрасным. Соответственно этому в поэме Тарквиний представлен отнюдь не как злодей, дурная натура которого заметна уже в его внешнем обличии. Этот принцип, однако, применялся Шекспиром не только в "Лукреции", но и во всем его остальном творчестве. Сказанное здесь имеет значение для понимания образов, наделенных отрицательными нравственными качествами в его драмах.

Музей изобразительных искусств представляет картину Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция" из частного собрания. В коллекции музея есть несколько произведений мастерской Рубенса, они находятся в запасниках, и три произведения собственно Рубенса. Это небольшие произведения, эскизы. Картина "Тарквиний и Лукреция" довольно большого размера, таких в музее нет. Эта картина более раннего периода, чем произведения из музейной коллекции. Сравнивая эти произведения, можно сопоставить разные грани дарования мастера.

История, которая на ней запечатлена, довольно туманна. Здесь изображен мужчина, который склонился над дамой, который хотел бы сдернуть с нее оставшийся край покрывала. Исходя из названия - это Тарквиний. Обнаженная дама, стремительно ускользающая от мужчины - Лукреция. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположилась страшная старуха с волосами-змеями - Фурия. Фигуры прорисованы четко, сомнений здесь нет. Мужчина склоняет даму к близости, а дама протестует. Получается, что картина изображает сцену насилия. Парадокс в том, что сцена насилия в XVII веке, а картина написана в 1609-1611 гг, трактуется как сцена добродетели. Вникая в легенду, мы узнаем, что любовной страстью к Лукреции пылал сын Тарквиния - Секст. Почему тогда отец Тарквиний склонился над Лукрецией со страстью во взоре?

Это первый вопрос, а дальше их много. Работа Рубенса не имеет подписи, как и все его работы. Художник свои картины не подписывал. Известно, что часть работ Рубенса подписаны. В. А. Садков рассказал, что картины подписали сами коллекционеры, которым принадлежали произведения.

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. Рубенс начинает работать в Антверпене и вскоре приобретает большую известность. Он расписывает антверпенский собор, и его слава выходит за пределы города и родной Фландрии. "Тарквиний и Лукреция" подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Полотно до настоящего времени сменило много владельцев. Рубенс мог его написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. В 1769 году картина была приобретена прусским королем Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме в Сан-Суси. В Россию произведение было перевезено как трофейное имущество, что имеет официальные подтверждения.

Вопрос подлинности произведения сложно как подтвердить, так и опровергнуть. В.А. Садков не видит аргументов для сомнений.

Если сравнить "Тарквиния и Лукрецию" и более поздние произведения, то можно увидеть, как манера письма становится более широкой. Потом в работах Рубенса появятся и его знаменитые пейзажи. В ранних произведениях фигуры еще напоминают античные скульптуры, далее трактовка тела становится более свободной.

Многие европейские музеи обладают большими коллекциями работ Рубенса. Но сложно сказать, какая из коллекций наиболее значительна. Одно время больше ценились масштабные полотна. Такая коллекция хранится в Лувре. Большие произведения написаны с эскизов Рубенса его помощниками и учениками. Оценить участие самого Рубенса в больших произведениях довольно сложно. Что он писал - может быть только блики в зрачках глаз или иные мелочи. В XX веке предпочтения сменились от больших произведений к работам собственно Рубенса. Зачастую эти произведения меньшего формата. Рубенс перед написанием картин составлял договор - на полотне, какого размера будет написано, сколько фигур и сколько за то будет заплачено. Прописывался и такой пункт: произведение будет написано только мастером или при помощи учеников. Произведения, которые были написаны только Рубенсом, самые дорогие. Эти произведения и эскизы хранятся в Вене, в Мюнхене. В Эрмитаже смешанная коллекция - есть и собственные картины, и большие полотна, написанные вместе с учениками.

Картина "Тарквиний и Лукреция" раньше была показана в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Н. Трегуб).

Другие выставки ГМИИ - "Эпоха Меровингов - Европа без границ"

Дата создания: 1666 год.
Тип: картина маслом.
Жанр: историческая картина.
Местонахождение: Институт искусств Миннеаполиса, США.

Синопсис

Эта картина – одна из последних крупных работ Рембрандта. Печальное полотно иллюстрирует мучительную смерть Лукреции, приведшая к восстанию и дальнейшему становлению Римской республики, и демонстрирует мастерство работы автора со светотенью, придающей трехмерной реалистичности главной героине. Такая манера создавать освещение, безусловно, позаимствована у Караваджо и его последователей.

Эмоциональной силы картине придают выразительные глаза и выражение лица добродетели Лукреции. Психологически напряженное «Самоубийство Лукреции » полностью оправдывает статус Рембрандта, как одного из лучших голландских реалистов.

История картины

Трагедия Лукреции – примерной жены Луция Тарквиния Коллатина началась, когда женщина вступила в контакт с сыном Тарквиния Гордого, жестокого этрусского царя Рима. Секст Тарквиний, угрожая оружием и расправой над семьей Лукреции обесчестил несчастную, так как та, испугалась смерти близких, скандалов и позора сделав все, что хотел сын царя. Но затем, она рассказывает о произошедшем своему мужу и отцу, после чего, получив их клятву мести, Лукреция заколола себя до смерти. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия.

Самоубийство Лукреции

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя исключительно на психологических аспектах, Рембрандт лишает композицию любых отвлекающих деталей и факторов. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. Мрачное настроение и пущей выразительности драматичному положению придает темный и глубокий фон. Чтобы успокоить себя, Лукреция хватается за шнур занавеса – символического изображения конца ее жизни.В момент, захваченный в картине, героиня уже пронзила себя и вытащила кинжал, кровь начинает просачиваться через ее платье. Линия, продлевающая кинжал, цепи, веревки и складки одежды пересекаются в месте смертельной раны. Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа », авторства Караваджо. Не исключено, что Рембранд видел оригинал или копию этой работы, что вдохновило его на создание столь мрачного полотна.


Древнеримская легенда об изгнании из Рима династии этрусских царей , связывает причину падения монархии и установления республики с темой поруганной женской чести и мести за нее. В «Истории Рима» Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.
Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын и другие воины были уже в городе.
Лишь жена Коллатина (племянника царя) Лукреция сидела за прялкой, остальные жены развлекались. Пораженный красотой Лукреции, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Коллатина, и обесчестил ее.
Бедная женщина решила, что лишь самоубийство будет свидетельствовать о невинности ее души. В соответствии с традициями того времени, она умерла почетной смертью.
Перед тем, как убить себя, она взяла обещание своего мужа, отца и родственника, Луциуса Юниуса Брута, что ее смерть будет отомщена.
Брут, поднял ее, пронзенное ножом, тело и воззвал всех присутствующих отложить свою скорбь и превратить ее в гнев против монархии. Он вынес тело из дома и поместил его на римском форуме. Как пишет римский историк Тит Ливий, Брут « напомнил о более жестоких деяниях и, охваченный чувством гнева, воспламенил толпу и повел ее отобрать власть тирана» с требованием изгнать всю правящую семью. Когда цель была достигнута, были назначено 2 консула, Брут и Коллатин (муж Лукреции), которые провозгласили первую римскую республику.

Этот сюжет был очень популярен в эпоху Возрождения, есть множество гравюр, рисунков и картин описывающих моменты трагедии.

Поругание. Лукреция и Секст Тарквиний


Тьеполо, Джованни Баттиста


TIZIANO Vecellio Tarquin and Lucretia 1568-71


Тинторетто "Тарквиний и Лукреция", 1578-1580


Питер Рубенс "Тарквиний и Лукреция" (Государственный Эрмитаж)


Tarquin and Lucretia 1536 Fresco Palazzo Ducale, Mantua
Уж если вести следствие преступления, то второй мужчина, которого можно видеть на некоторых картинах - это раб Тарквиния, которого тот грозился убить и оставить тело в постели Лукреции, шантажируя бедную женщину и добиваясь её согласия.

Самоубийство Лукреции


Lukrecja -Lucas Cranach Starszy


Йос ван Клеве (Joos van Cleve), 1525. Фландрия


Lucretia - the Elder Cranach Lucas


Lucretia Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar)


Lucas Cranach Lucretia 1537


Lucas Cranach, The suicide of Lucretia, 1538


Lucretia unknow artist


Тициан Вечеллио


Рембрандт Самоубийство Лукреции (1664)


Рембрандт Самоубийство Лукреции (1666)
Кисти Рембрандта, оплакивающего смерть своей жены, принадлежат две картины о Лукреции. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.


Джованни Антонио Бацци. Лукреция

Оплакивание


Francesco Rustici Paintings


The Death of Lucretia 1561 Bernaert de Ryckere

Отмщение


The Death of Lucretia, 1871 Giclee Print by Eduardo Rosales


Сандро Боттичелли "Смерть Лукреции"

Во времена античности легендарная Лукреция была чтима потому, что пожертвовала собой во имя идеалов непорочности и была символом патриотизма.

Немного позже, в христианскую эпоху, ее суицид был интерпретирован иначе. Августин в своей книге «Сказание о 2-х градах» настаивал, что христиане не могут совершать суициды ни при каких обстоятельствах. Он привел в пример 300 монахинь, которые были изнасилованы в период римской империи и не совершали суицида. Августин писал, что в подобной ситуации нельзя обвинить женщину в нарушении целомудрия
Позднее 5 церковный соборов подтвердили воззрения Августина и систематизировали наказания за суицид. Собор в Арле (452г) обозначил суицид грехом нравственным. Собор в Орлеане (533) запретил хоронить преступников-самоубийц по христианским обычаям. Собор в Берга (563) применил те же меры ко всем, кто покончил жизнь самоубийством. Собор в Антисидоруме (590) отказывал в приношениях и пожертвованиях от имени погибших от суицида (отказ в божественной благодати). Собор в Толедо (693)определил, что люди, совершившие попытки к суициду должны были быть изгнаны из сообщества.

Не смотря на воззрения Августина, Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Брута и Лукрецию в Лимбо (первый круг), среди знатных римлян и язычников, кто не может быть обвинен в грехе или наказан. Среди прочих тут же находились Сократ и Сенека, которые совершили суицид.
Лукреция не была помещена в нижние слои ада, где ее с другими самоубийцами терзали бы гарпии, ведь в римской истории она почиталась, как святая. Во времена ренессанса возникло множество упоминаний о ее героическом суициде, как о мученичестве.

Образ Лукреции так же появляется у Шекспира в поэме "Лукреция". У Джеффри Чосера Лукреция - в его произведении « Легенда о примерных женщинах». По Чосеру она сильно любила своего мужа, и поэтому не могла перенести произошедшего с ней, т.е. её отчаянный поступок объясняется любовью к супругу.

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - это дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.
Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.
На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:
"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела - ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну - и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова - всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом - грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба - пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин - с Луцием Юнием Брутом - случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» - она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору - душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний - вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него - если вы мужчины - усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль - не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, - отвечает она, - рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь - и вас, боги, беру в свидетели, - что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции