Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны. Устройство мира после второй мировой

Итоги второй мировой. Авторитет СССР базировался на военной мощи Советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - 52 государства. В октябре 1945 г. была создана Организация Объединённых Наций (ООН), которая объединила 51 государство. СССР стал постоянным членом Совета Безопасности - основного органа ООН.В 1945-1948 гг. при активном давлении СССР были сформированы коммунистические правительства в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае. В большинстве этих стран находились советские войска. Здесь сложилась экономическая и политическая система, аналогичная сталинской. С этими государствами были заключены договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Им была оказана значительная экономическая поддержка в восстановлении экономики. Любое отклонение от намеченного политического курса воспринималось в Москве враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с Югославией в 1948 г. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В него вошли СССР и страны Восточной Европы. Основной задачей СЭВ было установление взаимовыгодного экономического сотрудничества. В первые послевоенные годы коммунисты входили в состав правительств ряда западно-европейских государств, в том числе Франции и Италии. Усиление влияния коммунистов было связано с тем, что во многих странах в годы войны они возглавляли борьбу с фашизмом. В Западной Европе, оккупированной войсками Соединённых Штатов и Великобритании, коммунистические партии не смогли прийти к власти. В соответствии с "планом Маршалла" США оказали этим странам экономическую помощь в размере 12 млрд. долларов. Экономическое и политическое влияние США в этом регионе усилилось. Таким образом, Европа была разделена на две противоборствующие друг другу группировки государств. Уже в 1945 г. противоречия в политике ведущих стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании обострились. В ноябре 1945 г. США имели план ведения атомной войны против СССР. На территории СССР было намечено 20 крупных объектов для атомных бомбардировок. В марте 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании Черчилль в Фултоне (США) произнёс свою знаменитую речь о "железном занавесе" и начале "холодной войны". Целью такой политики была защита западной цивилизации от коммунизма. Президент США Г.Трумэн поддержал позицию Черчилля. На Парижской конференции 1946 г. бывшим союзникам не удалось урегулировать спорные вопросы. Надежды на сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции не сбылись. Ядром противостояния стало советско-американское противоборство. Символом раскола на две системы явился раздел Германии на два государства. В оккупационных зонах США, Англии и Франции была сформирована система западного образца и в 1949 г. образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В зоне оккупации СССР - Германская Демократическая Республика (ГДР)В 1949 г. был создан военно-политический блок НАТО, в который вошли США, Канада и десять западноевропейских государств. СССР и страны Восточной Европы постепенно оказались в окружении военных баз США. В 1955 г. образовался восточноевропейский военно-политический блок - Организация Варшавского договора (ОВД). Два враждебных блока противостояли друг другу. В 1954 г. появился военный блок СЕАТО. Он объединил США, Великобританию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Таиланд, Филиппины и Пакистан. Самым острым столкновением двух сторон стала корейская война (1950-1953). После окончания II мировой войны на севере Кореи укрепились силы, ориентированные на СССР, на юге - на США. Война началась после того, как войска северокорейского правительства Ким Ир Сена за несколько недель заняли почти весь Корейский полуостров. СССР оказал Северной Корее значительную военную помощь. Китай, где незадолго до этого к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Мао Цзэдуном, направил в Северную Корею добровольцев. США под флагом ООН ввели в Корею свои войска. Американцы обсуждали вопрос о применении атомного оружия. Мир оказался на грани ядерной войны. К середине 1951 г. обстановка в Корее стабилизировалась. В 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. В результате войны погибло несколько миллионов человек. Корея осталась разделённой на два государства. После смерти Сталина в некоторых странах Восточной Европы наметились признаки недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Венгрии и Чехословакии. В 1953 г. Советская армия подавила антиправительственные выступления в ГДР. С осени 1954 г. началась нормализация отношений с Югославией. Были установлены дружеские отношения с Индией. В сентябре 1955 г. Советский союз признал ФРГ и установил с ней дипломатические отношения.

  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Типичные ошибки авторов рефератов
  • II. Календарный план занятий
  • III. Описание балльно-рейтинговой системы
  • 4 Кредита (144 балла)
  • IV. Темы и задания к семинарским занятиям по курсу «история».
  • Тема 8. Советский человек – традиционный или модернизированный?
  • Тема 9. Духовное развитие общества и появление «нового человека» во второй половине хх – начале ххi вв.
  • V. Вопросы к рубежной аттестации (1-ый курс, 1-й сем., нач. Ноября)
  • VI. Вопросы к итоговой аттестации (1-ый курс, 2-ой сем., начало июня)
  • VII. Темы рефератов
  • 2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
  • 1. По закону ускорения развития общества.
  • 2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.
  • 3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
  • 4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный
  • 5. Место России среди других цивилизаций
  • Лекция № 2 Восточные славяне. Возникновение и развитие древнерусского государства (VI – середина XI в.В.)
  • 1. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственного уклада и политической организации в VI – середине IX в.В.
  • 2.Образование, расцвет и начало раздробленности
  • Лекция №3 Политическая раздробленность на Руси. Борьба за независимость в XIII в. И начало объединения Русских земель
  • 1.Причины и последствия раздробленности Руси
  • 2.Борьба за независимость и её итоги.
  • Лекция №4 Образование централизованного российского государства. Политика и реформы Ивана IV Грозного.
  • 1. Образование и политическая система Российского централизованного государства
  • 2. Политика и реформы Ивана Грозного
  • Важнейшие реформы:
  • Лекция № 5 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины, ход и итоги смутного времени
  • 2.Ход и итоги Смутного времени
  • 2. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция №6
  • 2. Просвещенный абсолютизм и итоги правления Екатерины Великой.
  • Лекция №7 Россия в первой половине XIX века. Великие реформы Александра II и особенности модернизации страны.
  • 2.Начало промышленного переворота в России
  • 3.Великие реформы Александра II и их значение.
  • 4.Особенности модернизации пореформенной России.
  • Лекция №8 Россия на рубеже XIX – XX веков.
  • Лекция № 9 Столыпинские реформы и их итоги. Россия в I Мировой войне.
  • Лекция № 10 Смена путей исторического развития России в 1917 г. Становление советской системы.
  • 2. Двоевластие. Кризис Временного правительства.
  • 3.Установление Советской власти. Учредительное собрание.
  • Лекция № 11 Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 12 Советский Союз в 1920-30-е годы хх века
  • 2. Образование ссср.
  • 3. Советская модель модернизации.
  • 4. Завершение складывания тоталитарной политической системы. Режим «личной власти» Сталина.
  • 5. Международное положение и внешняя политика ссср в 1930-е годы
  • Лекция № 13 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.
  • Лекция №15 Восстановление народного хозяйства в ссср (1946-1952гг.). Советское общество в 1953-1964гг.
  • Лекция №16 Советское государство в середине 1960-х - начале 1990-х годов Особенности периода правления л.И. Брежнева
  • Лекция №17 Перестройка и распад ссср. Образование Российской Федерации
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – начало ххIв.)
  • Россия в 2000 - 2012 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.

    Внешняя и внутренняя политика СССР.

    Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

    Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

    В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

    На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

    Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

    Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

    В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

    СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

    Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

    Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

    После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

    Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

    В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

    Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

    Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

    Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

    Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

    В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

    12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

    В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

    После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

    Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

    Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи(1949 г.).

    1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

    Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию ВаршавскогоДоговора: ( 1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

    Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

    США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

    В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

    Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.

    Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора «холодная война» , появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж.Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б.Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У.Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

    Однако «декларацией», или провозглашением, «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У.Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя, в конечном счете, к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

    Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 19451948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

    В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенными с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.


    В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

    Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советскоюгославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советскоюгославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 19481949 гг. были репрессированы в Польше В.Гомулка, М.Спыхальский, 3.Клишко; в Венгрии Л.Райк и Я.Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т.Костов, в Албании К.Дзодзе и многие другие. В 19501951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р.Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

    Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж.Маршалла одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

    После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военнополитического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики. Конец 1940 начало 1950х гг. стали кульминацией «холодной войны». В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (19501953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

    Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, с другой, за мировое господство.

    1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматрива­лось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

    Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом западная граница Поль­ши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, дру­гая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

    Неудачей закончились попытки США поставить диплома­тическое признание некоторых стран Восточной Европы в за­висимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

    Успешное в целом для СССР решение важных политиче­ских проблем было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Советской армии, а также за­интересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

    Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

    ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой вой­ны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Вели­кобритании и Китая. Советской делегации удалось организо­вать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.

    Устав ООН обязывал членов организации разрешать спо­ры между собой только мирными средствами, воздерживать­ся в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равно­правие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

    B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

    Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Ки­тай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по от­ношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

    Начало «холодной войны».

    Уже к концу войны резко обо­значились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влия­ния в нем обеих сторон. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли ему надеяться на возможность решительного изменения рас­становки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разра­ботан план военных действий против СССР (операция «Немыслимое»): У. Черчилль планировал начать Третью миро­вую войну 1 июля 1945 г. совместной атакой англо-амери­канцев и формирований немецких солдат против советских войск в Германии. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного во­енного превосходства Красной армии от этого плана отказа­лись.

    Вскоре обе стороны перешли к политике балансирования на грани войны. В 1947 г. американский журналист У. Липпман назвал эту политику «холодной войной». Поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром ста­ла речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Чер­чилля в военном колледже города Фултон (США) в марте

    г. Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Президент США Гарри Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вы­звали беспокойство, который назвал речь «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Советской Армией странах Европы, но и в Азии.

    Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.

    В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухуд­шаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва по­добных настроений США приняли программу помощи Евро­пе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Мар­шалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

    С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевро­пейских стран к социализму парламентскими методами. Пра­вительства коммунистов в 1гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого ком­мунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистиче­ский лагерь.

    Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попыт­ках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

    План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальней­шему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).

    Первые международные кризисы.

    В 1948 г. США приня­ли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Герма­нии определило введение в обращение западно-германской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Запа­дом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупацион­ных войск союзников).

    Берлинский кризис поставил мир на грань войны, при­вел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Пар­ламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Герма­ния (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парла­менту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократиче­ская Республика (ГДР).

    Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлан­тический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Пор­тугалия, Исландия и Канада.

    Корейская война.

    После разгрома Японии ее бывшая ко­лония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и амери­канские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею.

    25июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пят­надцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев амери­канцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сби­ли 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).

    В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?

    2. Когда была создана ООН? Каковы были ее цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

    3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

    4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?

    5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

    6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?

    7. Была ли неизбежной «холодная война»? Свой ответ аргументи­руйте.

    Тема 16. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

    1. Изменения в международных отношениях в послевоенный период. Начало «холодной войны».

    2. Образование социалистического блока в Восточной Европе. Начало падения колониальной системы.

    Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в соотношение сил на международной арене. После поражения Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав и потеряли свои колонии. Франция и даже Великобритания значительно ослабли. Зато Соединенные Штаты Америки вышли из войны усилившимися. Далеко обогнав все остальные страны в области экономики, они превратились в гигантскую «сверхдержаву», занявшую главное место в капиталистическом мире.

    Другой сверхдержавой стал Советский Союз. Несмотря на тяжелые потери победа СССР в войне, его огромный экономический потенциал, наличие мощной армии, образование под руководством СССР блока народно-демократических государств, превратили Советский Союз в величайшую державу мира. Международный авторитет СССР значительно возрос. Без его участия теперь не решался ни один серьёзный вопрос мировой политики. Противостояние «сверхдержав» США и СССР и в связи с этим образование «двухполюсного мира» наложили глубокий отпечаток на всю послевоенную историю.

    После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция - с другой, представляли различные социальные системы. Советский Союз - социалистическую, а его бывшие союзники - капиталистическую. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Разоренные войной жители Европы и Азии с большим интересом относились к опыту быстрого индустриального строительства в СССР, миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро преодолеть разруху.

    Непростые отношения между бывшими странами союзницами получили название «холодная война». Вообще этот термин обозначает состояние военно-политической, экономической и идеологической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны и закончилась в начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

    «Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. Первым шагом в этом направлении стала «фултонская речь». 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», а именно США, Великобританию и их союзников дать отпор Советскому Союзу. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

    В 1946-1947 гг. Советский Союз усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море. В этих условиях президент США Гарри Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.

    Гарри Трумэн, 33-й президент США

    Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. В ряде западноевропейских государств социалисты и коммунисты входили в состав правительств. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи. Главной его целью было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы, чтобы не допустить приход к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире. Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете. Его целью было оказание экономической помощи разорённой войной Европе. Американская сторона не оговаривала, какие именно страны могут рассчитывать на финансовую поддержку. При этом Джордж Маршал прекрасно понимал, что конгресс США не поддержит программу помощи, одним из получателей которой будет Советский Союз.

    На состоявшейся в июле 1945 года конференции в Париже СССР отказался принять участие в плане Маршала. Советское руководство посчитало, что с его помощью Соединённые Штаты получат контроль над экономикой стран, которым будет оказывать финансовую поддержку. Вместе с Советским Союзом к плану не присоединились и молодые социалистические государства Восточной Европы.

    План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Страны-участники обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла

    (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи)

    В ходе реализации плана Маршала были достигнуты все основные и вторичные цели. США и Канада получили прекрасный рынок сбыта излишков продукции, экономика западноевропейских стран была восстановлена, отсталые отрасли промышленности модернизированы, суммарный уровень ВВП в 1947-1951 годах показал рост почти в 33%, промышленность и сельское хозяйство превысили довоенный уровень на 40 и 11 % соответственно. Кроме того, это закрепило раскол Европы на режимы принявшие американские условия и вошедшие в сферу влияния СССР.

    Одним из символов разделённой Европы стала судьба Германии. В 1945 году её территория была оккупирована союзными войсками. Были проведены мероприятия по демилитаризации немецкой экономики и демократизации общества. СССР и западные державы по-разному видели дальнейшую судьбу Германии. В итоге 23 мая 1949 года на подконтрольной США. Великобритании и Франции территории была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 года из восточногерманских областей, была образована Германская Демократическая Республика (ГДР), которая вошла в сферу влияния СССР. Раскол Германии стал одной из наиболее сложных международных проблем в послевоенной истории.

    «Холодная война» требовала укрепления коммунистического движения, в которое за время войны пришли новые люди, часто - демократически настроенные. В 1947 году крупнейшими европейскими компартиями вместо Коминтерна был создан Коминформ, который должен был согласовывать деятельность коммунистов в разных странах. Однако Коминформ был использован для осуждения попыток восточноевропейских коммунистических режимов искать свои варианты развития. Эта политика привела, в частности, к советско-югославскому конфликту. В 1948 году в СССР развернулись репрессивные кампании против всех, кто мог иметь культурные контакты с внешним миром. Однако репрессии, направленные против инакомыслящих, проходили и в странах Запада, прежде всего в США. Эти события получили известность как «охота на ведьм».

    Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства особенно в области атомного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-атомных вооружений. Первоначально лидером в гонке были США. Они располагали атомным оружием, впервые опробованным еще в августе 1945 года при бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки. Планы американского генерального штаба предусматривали применение атомного оружия против СССР и его союзников в случае военного конфликта.

    Советский военно-промышленный комплекс прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые совместно с разведслужбами. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Таким образом, создание нового оружия в СССР было вопросом времени, которого у нас на тот момент не было.

    В 1949 году Советский Союз испытал собственную атомную бомбу. Эта новость вызвала шок у американского руководства. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее, хотя такая возможность и обсуждалась высокопоставленными американскими военными. В 1953 году СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли нашу страну лишь в количестве ядерного оружия и средств его доставки, но не качественно. У СССР было практически любое вооружение, которым располагали США.

    В апреле 1949 года США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз - Североатлантический блок (НАТО). Согласно принятым на себя обязательствам, каждая из стран-участниц этого пакта обязывалась оказать немедленную помощь, включая применение вооружённой силы, в случае вооружённого напа-дения на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке. СССР и страны Восточной Европы в 1955 году отве-тили на это созданием своего военного союза - Организации Варшавского договора. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом был окончательно разрушен.

    Государства Европы, вошедшие

    в НАТО (обозначены синим) и ОВД (красные)

    Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее - революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью.

    Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения. Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни.

    Как отмечалось выше, важной предпосылкой складывания мировой системы социализма явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.).

    1949 год можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией мировой системы социализма, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по образцу СССР. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

    Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

    Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

    Иосип Броз Тито, руководитель послевоенной Югославии

    Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Целью СЭВ было объявлено содействие путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию, интеграции социалистической экономики, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса. Предполагалось при помощи повышения уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью добиться непрерывного роста производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния населения стран - членов СЭВ.

    Здание СЭВ в Москве

    В результате проведённых реформ и при активном участии СЭВ уже к середине 50-х годов восточноевропейские страны достигли значительных успехов в послевоенном восстановлении экономики. Был совершён впечатляющий рывок в наращивании хозяйственного потенциала и модернизации социальной структуры. В масштабах региона был завершён переход от аграрного к аграрно-индустриальному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Экономический рост осуществлялся на экстенсивной основе, за счёт всё большего вовлечения рабочей силы, энергии, сырья. Сформировалась «мобилизационная» система экономических отношений, в которой вертикальная командно-административная структура заменяла действие горизонтальных рыночных связей. Её неизбежным порождением стала бюрократизация экономического управления.

    Тем не менее, социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью мировой системы социализма. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

    Первой на этот путь вступила Монголия. В 1921 году была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 году - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 года страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

    Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 года. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу Советского Союза, превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами мировой системы социализма, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

    Помимо Китая, в социалистический лагерь вошли такие государства Азии, как Вьетнам и Северная Корея Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 года временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954 гг.), а затем с США (1965-1973 гг.) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 года. Таким образом, строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ.

    Страны мира в 1959 году

    Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 году и разделенной в 1948 году на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

    В конце 50-х гг. к лагерю социалистических государств присоединилась Куба. В январе 1959 года там произошла антиколониальная революция. Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства страны.

    В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству социалистических стран удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах мировой системы социализма модель развития сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны социалистического лагеря все более отставали от передовых капиталистических держав по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в то время, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

    Победа демократических сил над фашизмом во Второй мировой войне и усиление влияния СССР создали благоприятные условия для падения колониальной системы. Вопрос о системе международной опеки(иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости».

    За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.

    С середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. В 1960 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам.

    К концу Второй мировой войны на 55 территориях Африканского континента и ряда примыкавших к нему островов проживало около 200 млн. человек. Формально самостоятельными считались Египет, Эфиопия, Либерия и доминион Великобритании – Южно-Африканский Союз, имевшие свои правительства и администрации. Огромная часть территорий Африки была поделена между Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. К этому времени во всем мире в сохранившихся колониях проживало 3,7% населения планеты на территории, составлявшей менее 1 % площади земного шара.

    Всего после Второй мировой войны освободились от колониального ига более 2 млрд, человек. Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации.

    Освобождение стран Африки от колониаль-

    © 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции