Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Культура Киевской Руси. Архитектура и искусство

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии - Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является "Остромирово Евангелие". Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором "Слова о законе и благодати". Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором "Чтения", "Жития Феодосия" и "Повести временных лет". Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. "Поучение" стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы - "Слове о полку Игореве".

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию ("Слово о гибели Русской земли").

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода - Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды - фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера обладали своими устойчивыми, веками сложившимися традициями языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали подлинные шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура . На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт зодчества, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время главным строительным материалом была доступная в изобилии древесина. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство построек в славянских "градах" сооружалось из срубов – бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые избы, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основание крепостных валов. Старались строить без применения гвоздей, т.к. ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, представляющих собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Ее судьба сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена до основания. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получила крестово-купольная планировка соборов. Такая композиция храма основывалась на христианской символике, подчеркивая его назначение. В соответствии с этой системой своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестовидную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды – полуокружные выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (межрядные пространства).

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение - концентрировать духовную энергию людей, "молитвенное горение" и направлять в небо. Считалось, что если молитва отдельного человека может "не дойти" до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполам, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции, купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными.


Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы (плоский кирпич, близкой к квадратной формы). Строители применяли метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнялись цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид. Кладка выполнялась на высоком худо­жественном уровне и была одним из главных украшений здания. Позднее киевскую кладку переняла и Византия.

Воплощением главных архитектурных достижений Киевской Руси явился Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней в сильно перестроенном виде. Он был сооружен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

По названию Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальное, самостоятельное архитектурное строение. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефное крестовокупольное здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, в центральной апсиде помещался алтарь. Двенадцать малых куполов ступенями поднимались к большому центральному куполу. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея, что в целом создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Многолавие, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов – вот те новшества, которые древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянного зодчества. Киевский Софийский собор послужил образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры. Постройка главного собора – Успенской церкви – явилась важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось широкое распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г., а в настоящее время идут работы по ее восстановлению. Несколько позже в том же монастыре была построена удивительная по красоте и пропорциональности надвратная церковь.

На рубеже ХI-ХII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхого. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих эпох, взорвали в 30-е гг. нашего столетия. Независимая Украина восстановила свою святыню.

Не менее интересны архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись– в ХII-XIII вв., в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местным народным творчеством. Зодчие переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыне – кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земле – белый камень. Отсюда происходит значительное художественное разнообразие в архитектуре древнерусских земель.

Лучше всего архитектура XI-XIII вв. сохранилась в “стольном граде” Северской земли – Чернигове, живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романскому стилю: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольной церкви Параскевы Пятницы. Существует предположение, что это здание выстроено выдающимся зодчим того времени Петром Милоногом. Он впервые применил “ступенчатые” арки, получившие в дальнейшем большое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложное инженерное сооружение – каменную подпорную стену под горой, размывавшейся водами Днепра. Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они “как бы парили в воздухе”.

Галицко-Волынское, самое западное княжество, имело оживленные культурные отношения с Венгрией, Чехией и Балканами, воспринимала, осваивала и перерабатывала элементы зодчества этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура, получает распространение такой вариант церковной постройки, как круглая в плане ротонда . К сожалению, богатая архитектура этой земли практически не сохранилась.

В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. В зависимости от архитектурно-художественного замысла находились живопись, резьба по камню, художественное литье.

Изобразительное искусство . Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконо­пись и книжная миниатюра.

Жанры монументальной живописи – фрески и мозаики - складывалась на основе византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сырой штукатурке - покрывались стены православных храмов. Особенности такой техники требуют от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, переда­вались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древне­русские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только художественной, но и технологической, отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения составлялись из смальты – кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (зеленая – более 30, красная и синяя – по 20 и т.д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичные цветные стекла вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и как бы оживали, двигались, что производило и производит большое впечатление. Главная мозаика – величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор проявил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Пожалуй, наиболее знаменита мозаичная Богоматерь-Оранта. Оранта – название в византийской традиции сюжета с изображением молящейся Богоматери. Дева Мария, поднявшая в молитвенном жесте руки, предстает на золотом мерцающем фоне на своде алтарной апсиды.

Все стены, столбы и своды Софийского собора покрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярославу людей – митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых – покровителей княжеского рода. Башни, где располагаются лестницы, по которым поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие). На стене под арками хоров помещалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора и всей княжеской семьи. В 1651 г. голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие изображения погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растер­тыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам – канону. В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложна. Величайшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои произведения подлинными чувствами. В "Киево-Печерском патерике" описано житие знаменитого мастера – Алимпия (Алипия). Древнейшие из сохранившихся икон относятся примерно ко времени княжения Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, получивших название «Умиление».

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Изображением трех евангелистов – Иоанна, Луки и Марка – было украшено Остромирово Евангелие. Четвертого евангелиста, Матфея, нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. Рукопись с красочными иллюстрациями называлась «лицевой». «Лицевым» является знаменитый «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги богато орнаментировались.

Декоративно-прикладное искусство. Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизнь. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского.

Особенно поражают высокой эстетикой и техникой исполнения ювелирные изделия. Были известны и применялись чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и зерни (украшение из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелирного искусства – техника перегородчатой эмали. Пришла она из Византии, но вскоре киевские мастера превзошли учителей. Процесс изготовления схематически выглядел так. На золотую пластину наплавляли тонкие золотые перегородки, полученные полости заполняли эмалевым порошком и расплавляли его. В древних кладах найдены украшения с изображением сирен, дерева жизни, цветочного орнамента. Немецкий знаток ремесел Теофил (ХI в.), перечисляя в своей записке страны, прославившиеся в различных искусствах, назвал на почетном месте и Русь, мастера которой был известны своими изделиями «из золота с эмалью и из серебра с чернью».

Музыка. В жизни людей Киевской Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображения музыкантов и плясунов. По этим изображениям, а также из былин, летописей мы знаем музыкальные инструменты Руси – рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосое пение стало частью богослужений, православный канон не допускал инструментальную музыку. Пение велось по специальным рукописям-книгам. Сложилось две системы нотных записей – самобытная и византийская.

В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа – самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитие культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпало под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя наобщеевропейский культурный уровень, а в некоторых ее областях - превзойдя его. Новые веяния в культуре, боль­шее региональное своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась в восстановлении политического единства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Церковное искусство, пришедшее на Русь из Византии, сразу же попало под влияние отечественных культурных традиций. Русское искусство эпохи Средневековья (IX - XVII вв.) неразрывно связано с христианской верой, библейскими образами и сюжетами. Древнерусские зодчие при строительстве храмов быстро усваивали архитектурные приемы византийцев. Архитектура объединила фрески, иконопись, скульптуру и другие виды искусства в единый ансамбль. Древнерусские зодчие руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру храма в окружающий ландшафт, стремясь к гармонии рукотворных форм и природы.

3 слайд

Описание слайда:

Внешний вид храма, как правило, соответствовал его внутренней структуре. Ритму ярусов ЗАКОМАР (полукруглых или килевидной формы завершений верхней части наружной стены здания) вторили КОКОШНИКИ (ложные закомары) аналогичной формы, что создавало дополнительный декоративный эффект. Полукруглая закомара Килевидные закомары

4 слайд

Описание слайда:

КУПОЛА храма могли иметь различную форму: яйцевидную, шлемовидную и луковичную, напоминавшую пламя свечи. Количество куполов тоже было разным: два купола символизировали проявление божественного и человеческого начал в Христе, три - Святую Троицу, единство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, пять - Христа в окружении четырех евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея), тринадцать куполов означали взаимосвязь Христа с двенадцатью апостолами - его учениками.

5 слайд

Описание слайда:

В восточной части храма располагался алтарь. В его глубине находился престол. Снаружи алтарную часть храма легко определить по апсидам - полуцилиндрическим выступам. С западной стороны в древних храмах устраивали притвор - помещение в виде закрытой галереи или открытого портика. В нем во время службы стояли те, кому не дозволялось входить в главное помещение храма. Гульбище - галерея снаружи храма - связывало здание с окружающим пространством.

6 слайд

Описание слайда:

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (XII в.) Он представляет собой крестово-купольное сооружение с одной главой. Ширина храма больше, чем его высота, поэтому он производит впечатление мощного и приземистого. Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Могучий шлем главы похож на воинский, а зубчатые треугольные украшения (городки) под главой - на декор парадного шлема полководца.

7 слайд

Описание слайда:

Храмы из дерева выполнялись четырехугольными или многоугольными в плане. Почти все деревянные храмы имели одинаковую композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный сруб (восьмерик), который венчали главы на цилиндрических шеях, криволинейные бочки, а также четырех-, шести- или восьмигранный шатер. Однако зодчие, следуя этой общей схеме, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Каждый из них имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. пример Тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.) сгорел в начале XI века

8 слайд

Описание слайда:

Один из самых древних памятников деревянного зодчества, относящийся к концу XIV в., - церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря - находится на острове КИЖИ (Карелия). Недалеко от этой церкви возвышаются девятиглавая Покровская церковь типа восьмерик на четверике (1764), шатровая колокольня (1874) и деревянное чудо - Преображенская церковь с 22 луковичными главами (внутри сохранился четырехъярусный иконостас), построенная без единого гвоздя неизвестным мастером в начале XVIII в.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Первым городом на Руси, принявшим крещение, был Киев. Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера. Все храмы Киева XI в. были возведены из ПЛИНФЫ (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Здесь использовали особую плинфу - светло-желтую и необычайно тонкую (2,5-3 см).

11 слайд

Описание слайда:

Одной из первых значительных храмовых построек Киева была многоглавая церковь Успения Богоматери (Десятинная). В ее богатом внутреннем убранстве широко применялась мозаика. Церковь была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века. Десятинная церковь на многие столетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

12 слайд

Описание слайда:

Софийский собор (София - Премудрость Божья) (построен во время правления Ярослава Мудрого, в конце 30-х - начале 50-х годов XI в.) Его архитектуре присущи триумфальность и праздничность. Огромный пятинефный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось.

13 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНЕРУССКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Складывалась на основе византийских традиций. Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Все пространство храма мысленно делится на две зоны: «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (богослужения).

14 слайд

Описание слайда:

В «небесной» зоне царит изображение Христа. Христос Пантократор (Вседержитель) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе Софии Киевской. Суровый Пантократор, создатель и властитель мира, словно обозревает землю с небес. Мощная полуфигура его заключена в медальон, который окружают архангелы - небесное воинство. В барабане центрального купола собора изображены апостолы. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырех евангелистов - авторов Нового Завета.

Древнерусское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального обра-за жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Для искусства домон-гольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. С христиан-ством на Русь пришла крестово-купольная форма храма – типичная для греко-восточных православных стран.

Первым известным каменным храмом Киевской Руси была Деся-тинная церковь (989–996), построенная византийскими мастерами при князе Владимире. Была разрушена в 1240г. во время нашествия Батыя.

В годы правления Ярослава Мудрого ((978г. – 1054 г.) была основа-на монахом Антонием Киево-Печерская лавра (1051 г.). Возведен Софииевский собор (1037г.), олицетворявший величие и силу государ-ства. В архитектуре храма воплотилась идея иерархии. Главный купол символизировал Христа, а двенадцать других куполов ─ его учеников-апостолов. При строительстве применялись полукруглые арки – зако-мары, характерные только для русского зодчества. Внимание к сводча-тым аркам определялось традицией, связанной с символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храм был украшен мозаикой и фресками, с изображениями князя с семьей в окружении свиты, Христа-Вседержителя, Богоматери Оранты.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота, сооруженные в подража-ние константинопольским.

Необходимым элементом украшения культовой архитектуры была станковая живопись иконопись . Православная церковь никогда не допускала написания образов с живых людей и требовала соблюдения канона. Чтобы неукоснительно следовать требованиям, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо подлин-никами, которые содержали словесное описание сюжета, либо графичес-кими изображениями на доске, которые необходимо было дорисовать. К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода относят иконы: «Спас Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий Солун-ский», «Ангел Златые Власы», «Архангел Михаил», «Владимирская Бого-матерь». Все эти иконы, написанные в разное время, объединяет следо-вание византийской традиции. История сохранила мало имен иконно-писцев этого периода. Среди наиболее известных значится Алипий, который принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры .

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси ведущее место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске . Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев.В тоже время языческое народное творчество повлияло на формирование приемов древнерусского искус-ства и способствовало созданию собственных традиций.

Не менее значимой в синтезе искусств Киевской Руси была духов-ная музыка. Как для иконописных изображений, так и для музыкальных сочинений был обязателен канон, регламентирующий творчество распев-щиков и гимнографов. Единственным совершенным музыкальным инстру-ментом признавался только человеческий голос, поэтому церковное пение не имело инструментального сопровождения. Наравне с церковно-певческим искусством, высокого мастерства достигло искусство колоколь-ного звона.

Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора было сопровождать музыкой официальные церемонии и пиршества. Особой популярностью пользова-лись героические песни-славы, исполняемые при встречах князя по возвращении из похода и при восхождении его на престол. В обычаях княжеского двора было присутствие скоморохов, чье искусство было синкретическим, соединявшим в себе музыку, пение, акробатику, танцы, фокусы. Скоморохи также были сказителями и потешниками, участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранив-шимися на Руси после распространения христианства. В историических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебных, похоронных обрядах и других семейных цере-мониях. Высоко ценилось творчество поэта XI ─ XII вв. Баяна, слагавшего устные сказания, песни и сопровождавшего их игрой на гуслях.

В народном быту широко использовались духовые и щипковые инструменты: трубы, флейты, свирели, пищали, роги, сопилки, деревян-ные трубы, гусли, смычки. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инстру-менты, куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Бóльшая часть их сохранилась в народной музыке по сей день.

Значительное место в искусстве Киевской Руси занимало приклад-ное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи обра-зы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки); зерни (маленькие металлические зернышки, напаян-ные на изделие); черни (рельеф изделия сохранялся серебряным, а фон заливали чернью); финифти (в технике выемчатой и перегородчатой эмали).

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния и прежде всего Византии, Киевская Русь создала свою самобыт-ную культуру, предопределила пути развития искусства отдельных зе-мель и княжеств.

Контрольные вопросы:

1. Какие культурные достижения имели место в средневековой культуре?

2. Какую роль и значение имело христианство при формировании европейской средневековой культуры?

3. Охарактеризуйте направления средневековой литературы.

4. Какие главные стили сформировались в искусстве Средневе- ковья?

5. Охарактеризуйте социально-политическую культуру Киевской Руси на момент ее становления.

6. Какие факторы повлияли на выбор князем Владимиром право- славного направления христианства?

7. Почему назрела необходимость отказаться от языческой веры? Какие преимущества обеспечивала христианская вера?

8. Охарактеризуйте основные направления искусства Киевской Руси.

Литература: основная 1, с. 46–56, 99–106; 4, с. 75–83, 134–137]; дополнительная .

Киевская Русь Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры и начали поиски собственных средств художественной выразительности.

В IX-X вв. возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. по письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохрагился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм - Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке). Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо- Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера. Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. ч. и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). В XII в. обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. ("Остромирово евангелие", 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.

Уже в XI - начале XII вв. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода. Монументальной простотой, пластической мощью объёма выделяется Софийский собор в Новгороде, монолитной цельностью композиции отличаются новгородские соборы начала XII в. (пятикупольный Николо-Дворищенский, трехкупольные соборы Антониева монастыря и Юрьева монастыря, мастер Пётр). Новгородская иконопись XI - первой полвины XII вв. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы "Устюжское благовещение", "Ангел Златые власы"). Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.

Наследие Киевской Руси, ставшее значит, вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ, возникших в период феодальной раздробленности (владимиро-суздальская школа, новгородская школа и др.), и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции