Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который принято называть процедурой интерпретации. В социологии выделяют три вида интерпретации: теоретическую, эмпирическую и операциональную.

Смысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального, изучения.

Определением только центрального понятия теоретическая интерпретация не заканчивается, поскольку сущность проблемы и предмета исследования отражает, как правило, несколько понятий. Одни из них более общие, абстрактные, другие менее общие, входят в состав основных понятий.

Сам процесс теоретической интерпретации распадается на несколько этапов, включающих в себя: 1) выделение базовых понятий, отражающих предмет исследования; 2) вычленение понятий меньшей степени общности, установление их связи с базовыми; 3) формирование единой и целостной непротиворечивой системы понятий, отражающей существо предмета исследования.

Теоретическая интерпретация будет полноценной в том случае, если отвечает целому ряду условий. Определения данных понятий не должны противоречив понятийному аппарату отраслевой социологам, в рамках которой и проводится исследование.

Очень важно обеспечить комплексность интерпретации, которая достигается установлением жестких логических связей между понятиями и формированием их целостной системы. Для этого необходима точность, лаконичность, непротиворечивость определений.

Эмпирическая интерпретация предполагает переход от теоретического понятия к процедурам его измерения на конкретном объекте. Это означает, что для каждого понятия нужно подобрать эмпирические показатели (индикаторы), позволяющие его количественно измерить.

Показатели и индикаторы соотносятся как общее и частное: индикаторы конкретизируют показатели и позволяют непосредственно осуществлять процедуру измерения. Иногда по содержанию и функциям показатели и индикаторы совпадают.

Общепризнанными в социологии считаются две тактики использования показателей. Первая -- тактика выбора множественности показателей, которая гарантирует: 1) полноту анализа объекта исследования, его многосторонность, целостность; 2) получение переизбытка информации и возможность ее дополнительного контроля; 3) повышение надежности получаемой информации.

Вторая тактика предусматривает выбор нескольких сильных показателей. Она устраняет избыточность информации, повышает экономичность исследования, снижая материальные, временные и трудовые затраты. Условием успешности ее применения служит точность подбора показателей, отражающих сущностные характеристики объекта исследования. Обе тактики подбора показателей гарантируют качество полученной с их помощью информации. Информация не может считаться надежной, если показатели и индикаторы подбираются стихийно, без четко обозначенной проблемы исследования и предварительной теоретической интерпретации понятий.

Операциональная интерпретация представляет собой технику исследования. Она предполагает:

1) выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных социологом индикаторов;

2) выбор оптимальных методов сбора первичной социологической информации, которые позволят провести процедуру измерения;

3) подбор техники преобразования и анализа информации. Индикаторы могут служить измерительным инструментом только тогда, когда определенным способом организованы. Этим способом организации индикаторов являются шкалы. В социологических исследованиях используются разные шкалы. Мы приведем пример двух их типов -- неупорядоченных и упорядоченных. Например, изучается отношение студентов к феномену любви. Это отношение можно измерить с помощью шкал разного типа. Неупорядоченная шкала, «заложенная» в анкету и представленная виде одного из ее вопросов, выглядит следующим образом.

Чем для вас является любовь? Любовь -- это... (можно отметить несколько вариантов ответов):

1) основа духовного роста, самореализации личности;

2) пустое слово, придуманное романтиками;

3) отношение между полами, секс;

4) сила, способная гармонизировать человеческие отношения;

5) необходимое условие для создания семьи;

6) великая сила, правящая миром;

7) стимул любых видов человеческой деятельности;

8) основа человеческого единства.

В данной неупорядоченной шкале все восемь пунктов равнозначны, ни один из них не является более «сильным» или весомым. Они подобраны по определенному классификационному критерию: половина высказываний характеризуют любовь как цель, другая половина -- как средство. В вопросе анкеты пункты шкалы перемешаны между собой, при желании можно определить, какой группе высказываний соответствует тот или иной вариант ответа.

А теперь приведем пример упорядоченной шкалы, «заложенной» в другой анкетный вопрос:

1. Очень значимым.

2. Скорее значимым, чем нет.

3. Ни да, ни нет.

4. Скорее не значимым.

5. Совершенно не значимым.

Упорядоченная шкала представляет собой набор высказываний, упорядоченных по силе от позитивного («Очень значимым») к негативному («Совершенно не значимым») отношению к любви.

Операциональная интерпретация представляет собой решение технических вопросов выбора таких способов измерения (типов шкал), которые будут оптимальными для изучаемого объекта и для реализации целей и задач исследования. Интервальная шкала (один из вариантов упорядоченной), которая применяется чаще для измерения количественных признаков, таких, как возраст, доход и др., и задает определенные интервалы, в рамках которого колеблется признак (например, возраст студентов может быть измерен в интервалах: до 18 лет; 18--20 лет; 21-23 года; 24 и более).

Применение разных способов построения шкал дает возможность учесть психологические особенности респондентов (утомляемость, снижение внимания от монотонности и отсутствия разнообразия в построении инструмента и т.д.).

Операциональная интерпретация предполагает также решение вопросов, связанных с обработкой и анализом полученных данных. (В приведенном нами примере самым простым способом обработки является расчет абсолютных значений и процентов по каждому пункту шкалы (пример талица)).

Студенты о значимости для них чувства любви

Задавая более сложную систему обработки данных, можно совместить два типа шкал. Тогда уровень значимости такого явления, как любовь, для личности респондента будет количественно измеряться уже по каждому отдельному варианту ответа (табл.).

Любовь -- это...

Не согласен Согласен

Основа духовного роста, самореализации личности

Пустое слово, придуманное романтиками

Отношение между полами, секс

Сила, способная гармонизировать человеческие отношения

Необходимое условие для создания семьи

Великая сила, правящая миром

Стимул человеческой деятельности

Основа человеческого единства

К процедурам операциональной интерпретации относится и выбор методов анализа информации, в частности методы статистического анализа (корреляционный, факторный, кластерный и др.). Они обязательно сопровождаются логическим анализом, содержательной интерпретацией получаемых данных.

Кроме решения вопросов выбора (построения) шкал, техники их оформления, подбора процедур обработки и анализа данных, операциональная интерпретация предполагает и поиск методов сбора информации, оптимальных для сформированного набора индикаторов.

Рассматривая три типа интерпретации в единстве, необходимо отметить, что они представляют собой три уровня социологического исследования -- методологии, методики и техники. Если теоретическая интерпретация -- это уровень методологии, выстраиваемой с помощью анализа теоретических понятий, объединения их в единую, целостную концепцию, то эмпирическая интерпретация -- это методика, поскольку она показывает путь перехода от теоретических понятий к практике их изменения с помощью показателей и индикаторов; наконец, операциональная интерпретация -- это техника исследования, представляющая совокупность технических процедур сбора и анализа информации.

Контрольные вопросы:

1. Процедуры интерпретации и операционализации как средства перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования.

2. Виды и уровни интерпретации. Логические и операциональный анализ понятий исследования.

3. Индикатор и индекс. Критерии отбор» индикаторов при проектировании инструментария исследования

операционализация понятий

специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение ; Индикатор социальный: Интерпретация основных понятий). О, п. не тождественна операциональному определению. О. п. включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных индексов, шкал, анкет и т. д., то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск социальных индикаторов, а не их использование. Процедура О. п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в индикаторы, точнее в «индикаторные понятия» (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например, описательные); перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый индикатор взаимные выборы и средство регистрации простой подсчет. О. п. является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующпх связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой нде»эльные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы)-фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объсет в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концепт, альные представления об объекте II тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. д.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе О. п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методики и техники) будет не пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации. При исследовании О. п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.

Значительное место в программе занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается проблема исследования. Данный этап называется логическим анализом и интерпретацией основных понятий и переменных. Логический анализ понятий разделяется на две процедуры, связанные между собой: интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация это трактовка, объяснение основных понятий, присутствующих в исследовании. Она предполагает рассмотрение уже имеющихся в научной литературе вариантов их толкования с последующим выбором одного из них, по мнению исследователя, наиболее верно отражающего содержание рассматриваемого явления или процесса.

То есть в этой части методологического раздела программы предстоит тщательно разобраться в структурных элементах поставленной проблемы. Мы уже говорили выше, что одна из главных целей социологического исследования состоит в том, чтобы дать научное объяснение изучаемых явлений и процессов.

Слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, называются понятиями. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. Например, мы описываем некоторых змей как ядовитых, а других как неядовитых, некоторых политиков как либеральных, других как консервативных и т.д. Задача этой части работы состоит в том, чтобы, прежде всего, пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение, или, иначе говоря (концепт). Поэтому такого рода работу называют концептуализацией. Т.е. исследователь должен с самого начала объяснить, что он имеет в виду. И важно, чтобы всякий раз, когда вы употребляете какое-то понятие, вы имели бы под ним одно и то же, в каком бы контексте оно ни использовалось. Это необходимо для того, чтобы те, кто будут читать его отчеты и оценивать их, отчетливо представляли себе, что именно обозначается этими концептами, и могли решить, соответствует ли приведенное значение их собственному пониманию термина.

Среди определяемых для исследователя понятий особое место занимают так называемые переменные. Переменная в социологическом исследовании – это такое явление, характеристика или процесс, которые могут иметь различные конкретные значения. Переменной, к примеру, является пол (который может принимать различные конкретные значения, как «мужской» или «женский», возраст, образование и т.п. Переменными также могут быть: мнения людей, знания, события, факты. Например, переменная факта участия избирателя в выборах может принимать значения:

01 участвовал

02 не участвовал

03 не помнит

04 нет ответа

В эмпирической социологии, как и в математике, переменные подразделяются на независимые и зависимые (функции). Независимы переменные – это те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни. Зависимые переменные – те, которые были вызваны, зависели или выступили в качестве функций других явлений. Те переменные, которые предшествуют по времени возникновения всем другим переменным и могут затрагивать своим воздействием другие независимые переменные, называются антецедентными переменными. Переменные, которые происходят ближе по времени к появлению на свет зависимой переменной и при этом сами испытывают на себе воздействие других независимых переменных, называются интервентными (т.е. промежуточными или вмешивающимися) переменными.

Рассмотрим такой пример. Исследователь выдвигает гипотезу о том, что на вероятность участия избирателя в голосовании на выборах оказывает влияние образовательный уровень. В данном случае образование будет независимой переменной, а участие в голосовании – зависимой переменной. Далее, исследователь начинает размышлять: а благодаря чему формальное образование может вызвать такой эффект? Это говорит о том, что социолог уже начал тем самым искать антецедентные или интервентные переменные, которые могли бы стоять между образованием избирателя и вероятностью явки его на избирательный участок. Можно было бы, например, предположить, что в результате получения образования у человека вырабатывается более сильное чувство гражданского долга, которое и служит причиной участия его в голосовании. Интервентные переменные становятся между независимой и зависимой переменными и помогают более убедительно объяснить процессы влияния одних переменных на другие.

Вторым этапом логического анализа понятий выступает операционализация. Операционализация – продолжение, детализация интерпретации основных понятий. Это процесс «расчленения» основных понятий на составные элементы, получение более простых (операциональных) понятий, поддающихся социологическому замеру, т.е. – это процедура сведения общих понятий к эмпирически проверяемым индикаторам и показателям. Именно они подлежат непосредственному измерению и наблюдению. На основе этих простейших понятий, не допускающих двоякого толкования, составляются вопросы анкеты или бланка интервью. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, например, пол, возраст, место жительства и т.д., то косвенные же делают это неоднозначно. Например, такое понятие как «социальный статус», может вызвать разночтения и потребует довольно большого числа индикаторов. Или, допустим, такое понятие как «групповая сплоченность» и т.д.

Таким образом, операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий.

Параллельно с интерпретацией и операционализацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта , т.е. систематизация имеющихся сведений о данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа – построение гипотетической модели объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

Интерпретация понятий – это истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются (проявляются) с помощью определений (дефиниций). Чтобы понятия науки могли быть средством дальнейшего познания и решения практических задач, требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в воспроизведении схемы процесса познания, приведшего к данной формулировке интерпретируемого понятия. С формальной точки зрения, интерпретация понятий выступает как понижение уровня их общности путем сведения к понятиям меньшей общности через термины, модели, образы и иные доступные данной науке средства. Предел понижения общности интерпретируемого понятия задается целью интерпретации и инструментальными возможностями науки.

Например, если проводится исследование досуга студентов, то нам следует определить, кого мы в данном случае понимаем под термином «студент» – речь идет о студентах всех форм обучения? Или только о студентах дневного отделения? Также нам нужно определить, что такое досуг: это культурно структурированные способы времяпрепровождения (тогда речь идет о том, куда студенты любят ходить чаще – в клубы, спортзалы или кинотеатры), или же все свободное время студента – тогда исследование будет посвящено тому, как студенты его структурируют, сколько у них этого времени, насколько они удовлетворены тем, как они проводят досуг, как они хотели бы его проводить в идеале и т.д.

Даже самые распространенные слова могут пониматься нами неправильно, поэтому при процедуре интерпретации понятий следует всегда пользоваться словарями. Оптимальный вариант – ознакомиться со статьями, посвященными понятию, из нескольких словарей, и составить из них свое определение. Этого определения нужно будет придерживаться при составлении анкеты или построении интервью и задавать вопросы таким образом, чтобы суть ответа вела именно к этому понятию. Например, в разобранном выше случае обязательно должно быть указано, что опрашиваются только студенты дневного отделения вузов (если вы решили исследовать именно их досуг).



Операционализация понятий может осуществляться разными способами:

1. сведение понятия (переменной) к операциональным определениям. Переменная «возраст» может быть определена через вопрос «Сколько вам полных лет?» Переменная «уровень образования» может быть определена через вопрос «Какие учебные заведения вы окончили»?

2. наблюдения и операции понимаются как симптомы латентного свойства, признаки его наличия, но не как оно само – то есть остается дистанция. Мы указываем, что считаем доходы человека через его расходы: сколько вы тратите на еду, одежду и т.д. Продуктивность ученого может измеряться количеством публикаций, но не сводима к ней. Может быть, он вписывает свою фамилию во все работы своих аспирантов.

3. понятие определяется через совокупность признаков, взаимосвязанных переменных. Например, организованность мы определяем через: аккуратность, пунктуальность, целеустремленность, автономность, т.е. самоопределяемость поведения, успешность в выполнении дел.

Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в определение операционализируемого понятия. Теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах.

Эмпирическая интерпретация – выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания.

Операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Например, IQ – это то, что измеряется с помощью тестов IQ. Уровень социальной удовлетворенности можно определить через соответствующий вопросник.

Все три этапа научной интерпретации понятий применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования.

Формирование выборки

Один из фундаментальных вопросов при проведении социологического исследования звучит так: «Можно ли распространить сведения, полученные в процессе обследования, на объекты, находящиеся за нами нашего конкретного опыта?» Ответ однозначен: можно.

Любое единичное наблюдение распространяется на более широкую сферу наблюдений, и проблема репрезентации заключается в том, чтобы установить степень соответствия между параметрами обследо­ванной совокупности и «реальными» характеристиками объекта. Выборочная процедура предназначена как раз для того, чтобы рекон­струировать реальный объект исследования и генеральную совокуп­ность из отдельных моментных наблюдений.

Генеральная совокупность (популяция) – совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы. Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность – это все население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования.

Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с целью получения информации о всей генеральной совокупности.

Число объектов, составляющих выборочную совокупность, называется объемом выборки.

Методы математической статистики позволяют оценить случайную ошибку изучаемых признаков выборки определенного объема. Она находится в пределах 3%.

Кроме объема выборки, существенную роль играет способ формирования выборки.

Репрезентативность – соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

В основании выборочной процедуры всегда лежит «если бы» - предположение о том, что экстраполяция наблюдений существенно не изменит полученный результат. Поэтому генеральную совокупность можно определить как «объективную возможность» выборочной совокупности.

У нас есть возможность провести разграничение объекта исследования и генеральной совокупности: объект - не просто совокупность единиц, а понятие, в соответствии с которым осуществляется идентификация и отбор единиц исследования.

Несомненно, концептуальному объекту должна соответствовать вполне реальная генеральная совокупность. Для этого необходимо предусмотреть еще один объект исследования - проектируемый объект.

Проектируемый объект - это совокупность доступных исследователю единиц. Задача состоит в том, чтобы установить группы, являющиеся недоступными либо труднодоступными для сбора данных.

Реальный объект - та совокупность, которая сформировалась на стадии полевого исследования с учетом ограничений в доступности первичной социологической информации. Помимо заключенных, военнослужащих и больных, меньшую вероятность попасть в выборку имеют жители удаленных от транспортных коммуникаций сел, особенно если обследование производится осенью; оленеводы, монахи и т.д.

Существуют достаточно эффективные способы контроля за­полнения вопросников и приемы ремонта выборки, в частности «взвешивание» основных типологических групп респондентов: группы тех, кого не хватает, увеличиваются, а избыточные группы уменьшаются.

В социологии при обследованиях взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учета, предшествующих опросов на том же объекте. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально-демографические признаки. Это можно сделать по завер­шении анализа данных. Исключение составляют предвыборные оп­росы и опросы, предшествующие переписям населения и референду­мам - исследователи стремятся предсказать их результаты и, тем самым, подтвердить репрезентативность своих данных.

Например, институт Дж. Гэллапа, систематически проводящий обследования общественного мнения по национальной выборке объ­емом 1500 человек, контролирует репрезентативность по имеющимся в национальных цензах данным о распределении населения по полу возрасту, образованию, доходу, профессии, расовой принадлежности (белый - цветной), месту проживания, величине населенного пункта.

В исследованиях, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения, надежность выборочных данных также оце­нивается посредством «апостериорного» контроля. В анкету монито­ринга экономических и социальных перемен включены признаки (вопросы), по которым имеется информация в Государственном комитете по статистике Российской Федерации. Такими признаками являются пол, возраст, образование, тип поселения, семейное положение, сфера занятости, должностной статус респондента. Четыре показателя - пол, возраст, образование и место жительства респондента используются для выделения контро­лируемых групп при определении весов опрошенных - они должны соответствовать аналогичным группам в генеральной совокупности.

Показатели семейного положения, сферы занятости и долж­ностного статуса в определении весов не участвуют и служат для дополнительного контроля выборки.

Максимальное отклонение показателей выборочной совокупности от соответствующих значений государственной статистики составляет 3,1 процентных пункта. Предполагается, что в этих пределах варьирует и ошибка выборки по изучаемому параметру, значение которого в генеральной совокупности неизвестно.

Если выборка выходит за приемлемые рамки по известным перемен­ным, она непригодна и по изучаемой переменной. И все-таки важно сознавать, что одна и та же совокупность единиц описывается многообразными характеристиками, каждой из которых присуща своя степень вариации. Иначе говоря, по одним характеристикам генераль­ная совокупность «хорошо перемешана» и является однородной, по другим-дифференцированной.

Не существует выборки на все случаи социоло­гической жизни. Лучшая выборка - не обязательно большая. Даже очень маленькая выборка может быть вполне представительной. Глав­ное, чтобы она была хорошо перемешана в генеральной совокупности.

Ошибки выборки

1. Случайные: случайная ошибка - это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала критерии доступа к единицам исследования должны быть независимы от изучаемых переменных. Огромные массивы опрашивать не нужно. Для примера сравним данные двух нижеследующих таблиц, взятых из реального опроса, проведенного компанией Дж. Гэллапа:

Результаты опроса жителей США в 1920-х годах о том, как они относятся к запрету спиртного:

Размер выборки Одобряют Не одобряют Нет мнения
12 494

Мы видим, что самое большое расхождение между данными по двенадцатитысячной выборке и другим выборкам меньшего объема составляет два процентных пункта (по признаку несогласия с запретом спиртного). Отсюда следует, что в обследовании отношения американ­цев к запрету спиртного выборка может состоять из 442, равно как и из 12 494 человек, а результаты будут практически одинаковыми.

В практике массовых опросов относительная несущественность количества обследованных для получения точных результатов демонстрировалась неоднократно.

В 1942 г. в Принстонском университете было проведено исследование предпочтений избирателей: выборка составляла 200 человек:

2. Систематические ошибки . Это неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений, которые приводят к «утере» проектируемого объекта исследования. В отличие от случайных, систематические ошибки распределяются во­круг средней неравномерно, при возрастании объема выборки не уменьшаются. Число опрошенных здесь уже не имеет значения, потому что фактическая генеральная совокупность - та, что соответст­вует выборке, уже «уехала» от проектируемой, а исследователь продол­жает надеяться на репрезентативность. Систематические ошибки в отличие от случайных не поддаются предварительному контролю.

Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией по­стоянства. Социологические переменные субъективного плана - мнения, оценки, установки, намерения - меняются столь же быстро, сколь хаотично, иногда под влиянием непредвиденных обстоятельств.

Установим три группы социологических переменных: а) пе­ременные, не обнаруживающие динамики; б) переменные с про­гнозируемой динамикой; в) переменные с непрогнозируемой ди­намикой. В первом случае временным смещением объекта при проектировании выборки можно пренебречь, во втором случае ре­зультаты наблюдений должны экстраполироваться на проектируемый объект с некоторым упреждением - примерно так, как производится стрельба по движущейся цели. Существуют циклы электоральных предпочтений – месяцы и недели.

Третий тип систематических ошибок -недостаточный учет ано­мальных и труднодоступных единиц исследования. Речь идет о тех, кто в силу обстоятельств имеет меньшую вероятность попасть в выборку. Если первый тип систематической ошибки связан с давлением доступных единиц, в данном случае причину ошибки можно обозна­чить как ненавязчивость малодоступных единиц. Их мало, и социолог уже на стадии проектирования генеральной совокупности должен решить, стоит ли пренебрегать малочисленными группами лиц, лишенных свободы, не имеющих определенного места жительства, работающих в отрыве от дома и т. п. Если учет малодоступных единиц не имеет существенного значения для исследования (в большинстве случаев бывает именно так), следует указать, что они исключены из выборочной совокупности. К малодоступным единицам относятся также больные, в частности, находящиеся в стационарах, очень нелегко получить возможность обследовать личный состав Вооружен­ных Сил.

Четвертый тип систематических ошибок – недостаточный учет отсутствующих в месте сбора данных, как правило, по месту проживания,

Пятый тип систематических ошибок - отказы от ответа, которые в зависимости от темы опроса могут составлять довольно значительный процент запланированных интервью. Особенно часто отказы от ответа наблюдаются в крупных городах. Проблема заклю­чается в том, что в отличие от отсутствующих дома отказывающиеся отвечать, по данным исследований, существенно отличаются от сотрудничающих с интервьюером. В частности, имеющие высокое образование и информированные респонденты склонны говорить «не знаю» в противоположность малограмотным и самоуверенным, у которых есть ответ на любой вопрос.

Причины отказа от ответов:

Первая причина связана с содержанием вопросов, недо­статочной осведомленностью респондента в предмете обсуждения либо нежеланием говорить на определенные темы.

Вторая причина - нежелание отвечать в силу недоброжелательной установки по отношению к интервьюеру либо такого рода опросам вообще.

Третья причина - внешние обстоятельства, препятствующие контакту, несмотря на информированность респондента и желание сотрудничать. Общая величина систематической ошибки, как показал Н.Н. Чурилов, составляет 3,03%.

Виды выборки

Виды выборки выделяют в зависимости от способа формирования выборок. Существует три таких способа: сплошной, случайный и неслучайный.

1. Случайный способ. Этим способом можно создать вероятностную, систематическую, районированную и гнездовую выборку.

1.1. вероятностная : нумерация единиц, если это возможно, и отбор среди них с помощью генератора случайных чисел.

1.2. стратифицированная (районирование) – разделение на более или менее однородные части и затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Проблема заключается в обеспечении однородности выделяемых классов на основе существенных для исследователя критериев. Для решения такой задачи необходимо располагать данными о структуре генеральной совокупности и, в частности, о распределении признака районирования. Выделенные «районы» должны существенно отличаться друг от друга, но им должна быть присуща внутренняя однородность. Например, курсы или факультеты института.

1.3. Кластерная (гнездовая). Социологические гнезда - это населенные пункты, районы, предприятия, бригады, учебные группы. Реализовать такую выборку намного легче, чем вероятностную либо районированную. Единицы исследования здесь размещены компактно.

1.4. Механическая. Систематический отбор является упрощенным вариантом случай­ного отбора. В основу выборки здесь положены не вероятностные процедуры, а алфавитные списки, картотеки, схемы, которые, как предполагается, не зависят от изучаемого признака и обеспечивают равновероятность попадания в выборку всех единиц генеральной совокупности.

2. Неслучайные методы отбора дают «стихийную» выборку, квотную выборку и выборку методом «основного массива».

2.1. Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Интервьюер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной сово­купности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности. Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Например, в штате Нью-Йорк проживает 10% населения США. Следовательно, 10% интервью должны быть проведены в Нью-Йорке. Если объем национальной выборки 10 000 человек, то на Нью-Йорк приходится 1000 интервью. Далее. Нью-Йорк Сити включает 40% населения штата. Следовательно, 400 интервью будут проведены в Нью-Йорк Сити. Поскольку третья часть жителей Нью-Йорк Сити живет в Бруклине, 133 интервью будут проведены в этом районе.

Кроме территориальных признаков, для определения квоты выбираются социальный статус, возраст, пол, иногда раса. Распределение этих признаков в генеральной совокуп­ности известно и нетрудно обеспечить ее идентичность структуре выборки. Но при соблюдении квот остается много возможностей для систематических ошибок. В частности, интервьюер, разыскивая рес­пондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе предпочтет беседовать с более привлекательными и коммуникабель­ными людьми. Т.е. при вероятностной выборке инициатива интервьюера меньше портит выборку.

2.2. Метод стихийного отбора внешне похож на случайный. Ис­следователь здесь имеет дело с максимально доступными для него единицами наблюдения и исходит по преимуществу только из критерия принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтроли­руемые систематические ошибки. Особенно это относится к уличным опросам, когда фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Обследования, проводимые с помощью публикуемых в газетах вопросников, строго говоря, относятся к воображаемому объекту. Оценить репрезентативность выборочных средних при сти­хийном отборе практически невозможно.

2.3. Метод основного массива – метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выборочная совокупность составляет значительную долю генеральной и перекрывает возможное смещение. Например, при обследовании коллектива предприятия вполне достаточно опросить «большинство» работников.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные пункты программы социологического исследования.

2. Дайте определение понятия «предмет исследования».

3. Как можно определить объект и предмет исследования, если оно посвящено тому, как абитуриенты выбирают вуз для поступления?

4. Каким требованиям должна отвечать гипотеза социологического исследования?

5. В чем заключается процедура интерпретации и операционализация понятий?

6. Как связано понятие «гипотеза» и понятие «переменная»?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные виды гипотез.

8. Что такое генеральная совокупность? Какова будет генеральная совокупность для исследования, посвященного предпочтениям петербургских покупателей в сфере кормов для кошек?

9. Назовите три основные причины отказа респондентов от ответа.

10. Назовите и охарактеризуйте два любых способа формирования выборки исследования.

Литература:

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие \ М, КДУ, 2009. – 296 с.

2. Ежов С.П., Халлисте О.В. Введение в социологию: учебное пособие. СПб, изд-во СПбГТИ, 2015. – 247 с.

3. Ильясов Ф. Н. Шкалы и специфика социологического измерения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. №1. С. 3-16. Электронный документ. Код доступа:

4. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». – М., «Высшее образование и наука», 2009. – 272 с.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., «Омега-Л», 2007. – 567 с.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции