Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Социальные и экономические цели компьютеризации общества. Информатизация общества. Что такое процесс информатизации общества. Вопросы для самопроверки

В настоящее время важнейшим показателем уровня научного развития, экономической и оборонной мощи государства становится информация. Чем больше ее производится в народном хозяйстве, тем выше жизненный уровень населения, экономический и политический вес страны. Информатизация общества – это повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. В настоящее время по своему социальному значению информатизация общества сопоставима с его индустриализацией. Эта новая отрасль определяет технический уровень хозяйства.

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и на потребность в увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Информатизация обеспечивает не только рост экономических показателей, развитие народного хозяйства, но и получение новых научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня. Успех в этом вопросе возможен при наличии программы создания информационной инфраструктуры.

Под информационной инфраструктурой понимается структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.

Обмен информацией, ее обработка и хранение – одна из важнейших задач, которую решает человечество. Информатизация общества привела к фундаментальным изменениям в занятости, организационных структурах и стиле жизни людей. Наступила эра информационного общества, пришедшая на смену прежним аграрному и индустриальному обществам. Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Можно выделить характерные черты информационного общества:

1. Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

2. Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

3. В основу общества заложены автоматизированные процессы: генерация, хранение, обработка и использование знаний, – сформировано единство всей человеческой цивилизации.

4. Разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом.

Перечисленные черты информационного общества порождают следующие проблемы:

 проблема адаптации людей в новой информационной среде;

 проблема отбора качественной и достоверной информации;

 увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий;

 возрастание влияния на общество средств массовой информации;

 нарушение частной жизни организаций и людей; и др.

Обратной стороной медали роста объема информации можно назвать информационный голод ввиду невозможности вовремя найти и получить в необходимом объеме требуемую информацию.

Согласно закону А.А. Харкевича, информация растет пропорционально квадрату национального дохода страны. Потоки информации растут по экспоненте. И неизбежно наступает информационный барьер, когда сложность задач обработки информационных потоков превышает человеческие возможности. Человек, являясь основным носителем прогресса, сдерживает его движение, будучи уже не в состоянии воспринять и переработать весь объем информации, необходимой для принятия своевременного решения.

На помощь ему пришли вычислительные машины, методика применения которых постоянно совершенствуется. И лишь компьютеризация позволяет осуществлять обработку информации в нужном объеме. Компьютеризация – это массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения.

Успех компьютеризации может быть обеспечен при трех условиях: высоком качестве техники, программных средств и хорошо организованном сервисе обслуживания. Из года в год растут требования к высокой технической культуре и компьютерной грамотности людей. Поэтому в комплекс наиболее необходимых знаний, кроме историко-культурных, включают и компьютерную грамотность.

В создавшейся ситуации определены основные сферы информатизации и компьютеризации общества:

1. Организация экономической информации на предприятиях. Предприятию постоянно нужна достоверная и оперативная информация о номенклатуре, ценах и изготовителях изделия, о рынках труда и сбыта, о спросе и предложении в стране и за рубежом и т.п.

2. Создание системы информационных услуг для населения с использованием компьютеров, которая значительно сберегает время и освобождает людей для самообразования и творческой работы.

3. Организация системы здравоохранения и социального обеспечения с применением ЭВМ , позволяющей наладить работу компьютерных консультационных центров, создать диагностические компьютерные экспертные системы, наладить учет и обслуживание инвалидов, одиноких, больных и престарелых людей.

4. Компьютеризация системы образования и науки , которая ускорит и обеспечит процесс добывания знаний за счет создания обучающих систем и доступных баз знаний; появление в эксплуатации аудио видеокассет с учебными видео курсами, систем электронных книг и журналов.

Технологии, ориентированные на получение, обработку, хранение и распространение (передачу) информации получили название информационных технологий . Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности. Они в своем развитии прошли несколько этапов , которые условно можно назвать так: ручной (хранение и передача информации с помощью письменности), механический (книгопечатание), электрический (электрическая машинка, ксерокс), электронный, или компьютерный . Говоря об истории развития информационных технологий, не следует забывать и о развитии важного ее элемента – коммуникации (связи).

В отличие от любой инженерной технологии, информационные технологии позволяют интегрировать различные виды технологий, а информация, которую они обрабатывают в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.

Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.

Предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Человечество всегда стремилось облегчить себе жизнь. С целью усовершенствования труда, для более легкого выполнения задач люди изобретали все новые и новые приспособления и устройства, такие как колесо, рычаг, мельница...

Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).

Но настоящая революция произошла тогда, когда человечеству ученые представили шедевр человеческого гения - электронную вычислительную машину, или, более привычно, компьютер. Это был прорыв в технике. Компьютер из громадных, гудящих ящиков превратился в маленькую металлическую коробку с монитором и клавиатурой.

Благодаря этому возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран. Поначалу сотни, а в дальнейшем, десятки тысяч фирм и компаний стали выпускать компьютерные комплектующие и программное обеспечение, которых потребитель требовал все больше и больше.

Мир опутала паутина всемирной Сети, информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать.

И тут появляется новое понятие, с которым тесно связана работа в интернете - информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач, включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. С этим понятием знакомят еще в школе.

Итак, человек обладает информационной культурой, если:

Умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

Умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

Умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

Имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

Умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

Умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

Умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;

Соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Но, вернёмся к появлению компьютера. Данное событие вывело электронную вычислительную технику на качественно новый уровень - она стала доступной большинству рядовых пользователей. Возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран.

Появились хакеры - люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент. Хакеры внесли новое понятие в наше общество - киберпреступления.

Киберпреступность заставила человечество взглянуть на компьютеры под несколько другим углом зрения. Ведь появилась новая угроза его безопасности. Теперь стало тяжело держать в тайне свои телефонные переговоры, даже собственное местонахождение стало легко вычислить благодаря Сети. Некоторые люди стали побаиваться компьютеров.

Но этот минус, породил и плюс. Ведь те же самые технологии можно всегда обратить во благо. Благодаря киберконтролю и средствам слежения были пойманы тысячи преступников. Так хакеры пришли на помощь людям.

Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы. Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть на другом конце света. Причем такое сетевое общение подтолкнуло молодежь на изучение иностранных языков. Ведь интересно поговорить с другом из другой страны на его родном языке.

Небывалых высот достигла скорость распространения информации. Теперь события, произошедшие в одном краю света становятся известны всему миру всего за несколько минут. Именно поэтому XXI век назвали информационным веком.

Появилась даже возможность совершать покупки, не выходя из дома, при помощи электронных магазинов.

В прошлом, отправляя письмо, необходимо было ожидать, покуда оно дойдет до адресата. Порой, такое ожидание занимало несколько недель, а то и месяцев. Теперь же, благодаря системе электронной почты, ваше сообщение доходит всего за две-три минуты.

Когда человек захочет прочесть новую книгу, или послушать свежую музыку, к его услугам всегда имеется INTERNET.

Персональные компьютеры облегчили работу врачам и учителям, пожарным и милиционерам, почтальонам и бухгалтерам, а также представителям прочих профессий.

Персональные компьютеры, помимо помощи в работе, прочно вошли в досуг и личную жизнь людей.

Просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, игра - во всем этом компьютер - верный помощник.

Но именно в этом и заключается коварство компьютера, его главная опасность.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.

Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

Миллионы подростков и взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним - компьютером. Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.

Но все же, несмотря на сказанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра, облегчив труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

Вот только так и остается не отвеченным вопрос - Компьютерные технологии - наше будущее? Поживем - увидим.

Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации

1.1. Информатизация общества, тенденции ее развития

1.2. Экономическая информатика: основные понятия и определения

1.3. Классификация информационных систем

Информатизация общества, тенденции ее развития

Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

В 1994-1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России.

Единое информационное пространство России -это «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов... обеспечивающих информационное удовлетворение граждан».

Цель информатизации - в изменении уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.

Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У.Р. Эшби, в котором устанавливается следующее:

Разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы.

То есть, объективность информатизации общества можно обосновать следующим образом: сложность механизмов управления системой, например обществом, предприятием, цехом, банком, биржей и т.д., должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации.



Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основываться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. Поэтому в настоящее время необходимо решить ряд проблем информатизации:

Во-первых , создание и использование массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях стремительного развития товарных и финансовых рынков обладание достоверной и своевременной информацией стало необходимым условием деятельности предприятий, банков, государственных структур и т.д. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может привести к отрицательным последствиям.

Во-вторых , создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникаций, методическое и программное обеспечение и технологии. С этой целью идет интенсивное насыщение рынка вычислительных средств персональными компьютерами доступными по цене и отвечающими современным техническим и технологическим требованиям.

В-третьих , обеспечение компьютерной грамотности населения. Здесь имеется в виду, необходимость формирования управленческих кадров новой формации владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализации своих решений в соответствующей информационно- технологической среде.

В настоящее время выделяют следующие две тенденции в развитии информатизации:

Первая тенденция - в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации - это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого.

Сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовлетворения личных потребностей.

В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

1) электронный бизнес;

2) банковские и другие расчеты;

3) дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес можно определить как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей (локальных и глобальных) в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется В2С (Buisines to Customers) , если на бизнес-партнера- В2В (Buisines to Customers) /

В области электронного бизнеса В2В выделяют следующие его виды: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы.

Причина развитияэлектронного управления закупками - потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение такого рода затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осу­ществляется тремя путями: 1) использование электронных каталогов; 2) поиск встречных заявок; 3) проведение электронных тендеров.

Электронные аукционы - это типичный пример организации электронного бизнеса вида В2В. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам - сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить на нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель, для того чтобы сделать ставку, также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты).

Электронная биржа -- это более сложная форма посредниче­ства. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.

Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративную сеть, построенную на технологии Интранет. Порталы делятся на следующие группы:

корпоративные (User Portal) - предназначены для предоставления информации широкому кругу пользователей внутри локальной сети, эти порталы обеспечивают доступ к информации, находящейся в информационных системах, с персонального компьютера;

коммерческие (Commerce Gateway, Commerce Portal) - предоставляютспециализированную информацию на платной основе и призваны обеспечить обмен коммерческими документами между бизнес-партнерами. Такого рода порталы обеспечивают автоматическое размещение заявок, заказов на товары и услуги, доступ к участию в интерактивных тендерах на выбор поставщиков; публикацию каталогов, прайс-листов и т.д.;

персональные , предназначенные для предоставления ин­формации по узкому кругу вопросов.

Второе направление сетевой экономики проявляется в совершенствовании банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие:

Перечисление на расчетные счета денежных средств за то­вары и услуги;

Переправка документов (бумажных и электронных), фикси­рующих совершение сделки.

Все электронные платежные системы делятся на два класса: кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на исполь­зовании кредитных карт для осуществления электронных расче­тов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптографии и т.д. Все системы такого класса требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных экви­валентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авто­ризации уполномоченной для этого финансовой структурой.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрения дистанционного образования , т.е. образовательной системы, обеспечивающей получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.

Вторая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам.

Открытой называется система, которая взаимодействует с другими системами в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности:

Способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами;

Переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы;

Возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений.

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслужи­вания в различных сферах деятельности; отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические.

Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

Поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

Адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

Интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство.

Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.

Основные понятия и определения экономической информатики.

Методологической и теоретической основой информатизации служит наука информатика, которая изучает закономерности и методы информационного моделирования реальной действительности.

Информатика делится по отраслям человеческой деятельности: медицинская, научно-техническая, экономическая, геологическая, биологическая и т.д.

Рассмотрим содержание следующих основных понятий информатики и, в частности, экономической информатики: информационный ресурс и информационный продукт; данные, информация, знания; система, прямая и обратная, информационные связи, система управления; информационная система и информационная технология; автоматизированное рабочее место; экономическая задача.

В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).

Т.е., информационные ресурсы общества - это сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Они служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.

Информационный продукт - это результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений).

Информационный продукт в виде данных фиксируется на материальных носителях - документах, базах данных и т.д.

Данные - это факты, характеризующие объекты или процессы, зафиксированные на каком-либо материальном носителе.

Вначале данные рассматриваются как результат измерений и наблюдений. Затем они фиксируются на материальном носителе (в документах, протоколах, в форме сигналов т.д.) и переносятся в компьютер, где находятся в виде файлов или баз данных.

Данные, занесенные в память компьютера в соответствии с некоторыми правилами, т.е. некоторой моделью, называют базами данных.

Информация - это обработанные данные, уменьшающие степень неопределенности знаний пользователя об изучаемом объекте, процессе, явлении.

Информация существует только по поводу конкретного запроса пользователя.

Процесс взаимной трансформации данных и информации при обработке, выполняемой посредством компьютера, можно представить с помощью следующих этапов:

1) преобразование «информация - данные»: факты кодируются в форме данных и вводятся в компьютер;

2) преобразование «данные - данные»: выполняются логические и арифметические операции с данными;

3) преобразование «данные - информация»: обработанные данные выводятся из компьютера, декодируются и интерпретируются пользователем с целью получения информации.

Экономическая информация возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Экономическая информация - это объективизированное воплощение - с помощью знаков и сигналов - знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.

Экономическая информация отражается в виде системы натуральных и стоимостных показателей.

Экономическая информация насчитывает много разновидностей (типов), которые выделяются на основе соответствующих классификационных критериев, например:

· по принадлежности к сфере материального производства и непроизводственной сфере, а внутри - по отраслям и подотраслям народного хозяйства в соответствии с принятой их группировкой;

· по стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса. В силу этого выделяется информация, отражающая снабжение, производство, распределение и потребление, а также материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

· по временным стадиям и функциям управления выделяются: прогнозная информация, плановая, учетная, информация для анализа хозяйственной деятельности (аналитическая), оперативного управления, отчетная;

· по критериям соответствия отражаемым явлениям экономическая информация делится на достоверную и недостоверную;

· по полноте отражения событий экономическая информация подразделяется на достаточную (полную), недостаточную и избыточную.

Для решения задач экономического управления необходима вполне конкретная по содержательности минимальная информация, т.е. достаточная. Избыточная информация содержит излишние данные, которые либо вообще не используются для решения задач (составляют «информационный шум» с его разновидностью для компьютерных сетей - «электронным мусором», или «спэмом» (spam - анг.), либо выполняют контрольно-дублирующие функции;

· по стадии возникновения информация делится на исходную (первичную) и производная (вторичную).

Исходная информация возникает в результате действия источников информации (министерств, ведомств, предприятий и других организаций и подразделений). По этим источникам исходная информация делится на планово-директивную и учетно-отчетную. Планово-директивная информация перемещается ("спускается") вниз по уровням иерархии управления, при этом она разукрупняется, детализируется, "расширяется". Учетно-отчетная информация, наоборот, перемещается вверх по уровням иерархии управления, причем по мере своего продвижения эта информация укрупняется, агрегируется, "сжимается".

Производная информация возникает в результате обработки исходной и другой вторичной - либо только исходной, либо только вторичной. Среди производной информации различают промежуточную и окончательную (результатную) информацию;

· по стабильности во времени экономическая информация делится на постоянную (условно-постоянную) и переменную. При этом важно отметить, что период стабильности носит конкретный характер для определенных задач управления. Как правило, он составляет один год, а для оценки уровня стабильности информации используется коэффициент стабильности К ст, рассчитываемый по формуле

где ИС общ - общее число информационных совокупностей;

ИС изм - число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период.

Если К ст > = 0,85, то информационную совокупность принято считать условно-постоянной, и в условиях автоматизированной обработки информации ее следует организовывать и хранить в виде самостоятельных массивов нормативно-справочной информации (НСИ) или файлов баз данных;

· по технологии решения экономических задач в системах управления различают входную, промежуточную и выходную информацию.

Схема классификации информации по технологии решения представлена на рисунке 1.

Входная Выходная

информация информация

Входная информация делится на: входную переменную (оперативную), входную условно-постоянную.

Результатная (результирующая) информация в зависимости от вида ее использования делится на информацию: 1) для конечного пользователя; 2) подготовленную для решения других задач; 3) используемую для решения той же задачи, но в последующий период.

Примером информации, используемой для решения той же задачи, но в последующий период, может служить конечное сальдо материалов на конец месяца, рассматриваемое как начальное сальдо для следующего месяца.

Схематично связь между видами информации представлена на рисунке 2.

· по источнику возникновения информация делится на:

1. внешнюю (по отношению к предприятию) - отражает состояние рынка, конкурентов, прогнозы процентных ставок, цен, налоговой политики правительства, социальную ситуацию в регионе и т.д. Для внешней информации характерна неточность, противоречивость, неполнота;

2. внутреннюю - возникает внутри системы (предприятия). Она, как правило, точна и непротиворечива.

Экономическая информация может рассматриваться в разных аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический аспект предполагает рассмотрение формы представления информации, не принимая во внимание ее содержание (смысл) и полезность. При этом учитывается тип носителя информации, способ представления ее, скорость передачи и обработки, точность и надежность преобразования. Информацию, рассматриваемую с синтаксических позиций, называют данными (сообщениями).

Семантический аспект дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов. При этом рассматриваются сведения, которые отражает информация, и ее смысловые связи.

Прагматический аспект рассмотрения информации связан с практической полезностью, ценностью для выработки правильного управленческого решения.Ценность информации для управления зависит от двух факторов: качества информации и готовности(способности) потребителя правильно воспользоваться этой информацией.

Качество информации определяют три основных параметра:

1. Полнота информации . Информацию считают полной, если на ее основе можно принять правильное управленческое решение. Излишняя информация может быть вредна, как и недостаточная, поскольку на базе той и другой может быть принято неверное решение. (Излишняя информация может настолько перегрузить управленческий персонал, что он не сможет своевременно выработать управляющую информацию и решение будет принято без ее учета, т.е. на базе неполной информации).

2. Верность информации . Под верностью информации понимают ее соответствие объективной реальности, которую она отражает.

3. Своевременность информации . Своевременной является информация, которая может быть учтена при выработке управляющего решения.

Знания - это обработанная информация, предназначенная для принятия решений.

Знания получают на основании практической деятельности и изучения принципов, связей, закономерностей, согласно которым функционируют объекты в некоторой предметной области.

Знания, закодированные в соответствии с некоторой моделью и занесенные в память компьютера, называют базами знаний .

Все знания человека делятся на два класса: осознанные (например, правила, согласно которым следует выполнять те или иные действия) и неосознанные, выполняемые человеком по неизвестным ему правилам (например, распознавание цвета, ассоциативные и интуитивные знания). Так же как и данные, знания для обработки на компьютере должны пройти ряд этапов. Вначале знания рассматриваются как результат мышления человека, который находится в его памяти. Затем они фиксируются на материальном носителе (учебники, справочники, правила, инструктшвные материалы) и переносятся в компьютер, где размещаются в виде баз знаний.

Последовательность преобразования данных в информацию и знанияпредставлена на рисунке 3.

Рис. 3. Последовательность получения информации и знаний

По формам представления знания подразделяются на декларативные (факты) и процедуральные (правила их обработки). Используются также понятия экстенсиональных и интенсиональных знаний. Первые относятся к конкретному объекту (факты), а вторые характеризуют некоторый класс объектов.

Прежде чем раскрывать понятие «информационная система», необходимо выяснить содержание понятия «система».

Система - это множество взаимосвязанных частей (подсистем), которые согласованно функционируют для достижения некоторой цели.

Подсистема - это часть системы, которая, в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы.

Для того чтобы понять, как функционирует система, необходимо выяснить, как действуют ее подсистемы.

Всякая система характеризуется целью, границами, входом, выходом, прямой и обратной связью. Содержание этих понятий следующее:

цель системы - это причина, ради которой она создается;

вход - это материальные, финансовые и другие объекты, а также информация, поступающие в систему;

выход - это материальные, финансовые и другие объекты, поступающие из системы во внешнюю среду;

прямая информационная связь - это директивная (плановая) информация, используемая для указания того, что следует делать элементам системы;

обратная информационная связь - это информация о состоянии объекта управления, используемая для анализа и корректировки его деятельности.

Без управления невозможна целенаправленная деятельность любой группы людей.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.

Система управления выполняет следующие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ и регулирование. Общая схема системы управления представлена на рисунке 4.

Рис.4. Схема системы управления

В основе- управления лежит обмен информацией, поэтому любая система управления содержит информационную систему (ИС). На рисунке 4 стрелкой, направленной от аппарата управления к объекту управления, представлена прямая связь (П), содержащая директивный (плановый) поток информации, а обратная связь (О) - это поток отчетной информации о выполнении директивных указаний.

Существуют следующие определения информационной системы:

Информационная система (ИС) -- это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, -скопления, хранения, поиска и распространения информации).

Информационная система - это связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого персонала, осуществляющих информационные процессы для подготовки решений.

С появлением компьютеров часть процедур по обработке исходных данных стала выполняться автоматизированно. Поэтому потоки прямой и обратной связи разделились на потоки, которые обрабатываются с помощью компьютеров (ПС и ОС), и те, которые с их помощью не обрабатываются (П и О). На рисунке 5 показано, что ИС связывает аппарат управления и объект управления потоками данных, обрабатываемых с помощью компьютеров



Рис.5. Связь системы управления с ИС.

В основе функционирования ИС лежит информационная технология, которая является связующим звеном между всеми ее компонентами.

Под информационной технологией понимается заданная последовательность процедур и операций, выполняемых над исходными данными с помощью средств автоматизации. Схе матично компоненты ИС и связующая функция информационной технологии представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Состав информационной системы

Информационные технологии состоят из технологических процедур и операций, выполняемых в указанной последовательности. Типовыми операциями являются сбор, регистрация, передача, накопление и обработка данных.

Резкое снижение стоимости персональных компьютеров с одновременным повышением их мощности и появлением коммуникационных сетей позволило автоматизировать деятельность различных специалистов (бухгалтеров, финансистов, кладовщиков и т.д.) непосредственно на их рабочем месте. Появились специально подготовленные рабочие места, названные автоматизированными рабочими местами (АРМ).

Под автоматизированными рабочими местами (АРМ) понимают рабочее место специалиста, укомплектованное персональным компьютером с соответствующим программным обеспечением, позволяющим автоматизировать выполнение его должностных функций.

Отдельный компьютер, не связанный с сетью других компьютеров, не может обеспечить эффективную работу, так как существует: 1) общая нормативно-справочная информация, которая для обеспечения нужд различных АРМ должна находиться под наблюдением спе­циальных служб на одном из центральных компьютеров (сервере); 2) потребность использования информации, полученной одним специалистом на собственном АРМ, для работы компьютера другого АРМ.

В экономике все АРМ можно классифицировать по уровням уцравления:

АРМ руководителя (стратегический уровень управления);

АРМ специалиста (технический уровень управления);

АРМ оперативного персонала (оперативный уровень управления).

Все АРМ объединяются в локальную сеть с выходом в сети сторонних организаций и глобальную сеть. АРМ, объединенные в сеть, как правило, отражают организационно-функциональную структуру предприятия.

Поэтому ИС можно рассматривать как структурированную по уровням управления предприятия совокупность взаимосвязанных АРМ (рисунок 7).

Рис. 7. Уровни управления и соответствующие им уровни АРМ

Представление о задаче относится к интуитивно понятным, но трудно определяемым сущностям.

В самом общем виде под задачей понимается следующая запись:

<дано условие А следует получить В>.

Условие А задается в форме исходных данных или знаний, В - это то, что следует получить в результате компьютерных опера ций. Цель В может задаваться в форме таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д. или в виде описания свойств будущей процедуры.

Например, дано: база данных А10 и база данных А15. Следует получить документ «Оборотная ведомость по складам». Может быть и иная форма задания цели решения, например дано: база данных А10 и база данных А15. Следует разработать процедуру расчета, которая обеспечит сопоставление остатков материалов на складах и их движение.

Все задачи, решаемые с помощью компьютера, можно разделить на два класса:

информационные - решение в основном сводится к преобразованию исходных данных за счет логических операций (группировка, поиск, сортировка и т.д.) и меньшей частью - за счет вычислительных. Значительную часть данного класса составляют экономические задачи (учетные, плановые, аналитические, аудиторские). Характерная черта таких задач - большой объем исходных данных и незначительный объем вычислительных (расчетных) операций;

вычислительные (например, решение системы алгебраических уравнений). Характерная черта таких задач - небольшое число логических операций, небольшой объем исходных данных, но в то же время значительный объем вычислительных операций.

Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.

Первая революция . Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.

Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.

Третья революция . Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.

Четвертая революция . Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).

Пятая революция . Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем.

Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.

В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу . Понятие " информационное общество " как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества . Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение , оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.

В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации , укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Название " информационное общество " впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Создание самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.

Основной смысл концепции информационного общества , сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:

  • большая часть населения развитых стран занята информационной деятельностью;
  • одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
  • власть в обществе переходит в руки информационной элиты;
  • классовая структура общества лишается смысла, постепенно уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное поколение свободных людей - "гомо интеллектус".

Это технократическое определение может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко сформулированных признаков перехода к информационному обществу . Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут" . Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика , философия, экономика и география.

Наиболее краткое определение , характеризующее барьер перехода к информационному обществу , сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным . Этот социально-экономический аспект занятости населения иллюстрируют наблюдения, предложенные Порэтом в виде диаграммы, которая представлена на рис. 5.1 . Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.

Один из основоположников идей информационного общества Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:

В более подробных определениях информационного общества , предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества , традиционно исследуются следующие критерии.

Технологический: анализируются информационные технологии , которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации.

Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество , представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество" .

  1. Ориентация на знания . Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.
  2. Цифровая форма представления объектов . Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).
  3. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы "виртуальная реальность" с воздействием на все органы чувств.
  4. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа "конструктора "Лего", предполагающие многократное и многофункциональное использование.
  5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие. Предприятие нового типа - это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.
  6. Устранение посредников . Устранение в хозяйственной деятельности агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев - всего, что стоит между изготовителем и потребителем, всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций.
  7. Конвергенция . Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.
  8. Инновационная природа. Нововведения - главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха - доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.
  9. Трансформация отношений "изготовитель-потребитель" . Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем , программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.
  10. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.
  11. Глобальные масштабы . Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.
  12. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает благоприятную ситуацию для ускорения этих преобразований.

Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу , и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Как и определение понятия " информационное общество ", определение информатизации имеет несколько взаимодополняющих формулировок.

Термин " информатизация " был впервые применен в докладе " Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д"Эстена. В отечественной периодической печати термин " информатизация " одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества

Социологический подход , когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.

  1. Электронизация - распространение электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы.
  2. Медиатизация - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека, увеличивает скорость и расширяет спектр возможностей этой передачи.
  3. Компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством коммуникации человека, средством избавления от рутинных операций. Компьютеризация - это не только технический и технологический процесс, но и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением.
  4. Интеллектуализация - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства - гибрид механической и электронной техники.

К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией . Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет . Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок , функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации .

Введение

1. Что такое Информатизация? Информатизация общества.

Представление Информационного общества.

2. Роль Информатизации в жизни общества.

3. Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.

4. Последствия Информатизации.

5. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.

На сегодняшний день проблема, связанная с информатизацией общества, является очень актуальной, поскольку уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из главных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности государства на мировой экономической и политической арене; информатизация обуславливает эффективность социально-экономического и политического развития государства, создает новые форматы взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса; содействует социальной интеграции и мирному сосуществованию различных социальных институтов и групп внутри государства. Со второй половины ХХ века в цивилизованном мире происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную.

Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.

Результаты научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой отрасли знания – информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация, как технология автоматизированной обработки информации. Небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в области телекоммуникации - от простейшей линии связи до космической, охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей.

Весь этот комплекс (информатика, все технические средства информационного обеспечения, информационная технология и др.) составляет инфраструктуру и информационное пространство для осуществления информатизации общества.

Информатизация, таким образом, есть комплексный процесс информационного обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития общества на базе современных информационных технологий и соответствующих технических средств.

Проблема информатизации общества (наряду с другими подобного ранга – безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и значение ее в обществе постоянно нарастает. Сам по себе процесс формирования информационного общества был долгим, он прошел в несколько этапов своего становления. Сама по себе Информатизация двояко влияет на общественную жизнь. С одной стороны, информатизация это получение новых знаний, это коммуникация, это быстрый доступ к любой информации, это способствует развитию экономики, общественной сферы жизнедеятельности и многое другое, но с другой стороны, одновременно, она оказывает и негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом.

Объект исследования. Объектом данного исследования является информатизация общества, оказывающая влияние на широкомасштабное применение информационных коммуникаций во всех сферах жизни общества.

Предмет исследования. Предметом исследования является сбор, обработка, хранение, использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.

Цель исследования – целостный анализ процесса информатизации общества, охватывающего всё новые страны и регионы мира, выявление проблем, возникающих в ходе данного процесса и рассмотрение перспектив на будущее.

Основные задачи:

· раскрыть содержание основных понятий, характеризующих процесс информатизации общества, и проследить его основные черты;

· определить основные этапы процесса информатизации и его роль в развитии общества;

· показать положительные и отрицательные последствия информатизации общества;

Посредством осуществления поставленных задач в ходе работы представляется возможным определить специфику процесса информатизации и выявить его непосредственное влияние на развитие общества.


Что же такое Информатизация? Какую роль Информатизация играет в современном обществе? Представление Информационного общества.

Информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования, и развития. (ЮНЕСКО)

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества же представляет из себя

Перестройку и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем - производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно-кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей среды, а также быта и сферы личной трудовой деятельности людей. Необходимость такой социальной перестройки вызвана происшедшей в 1970 ‑ х годах сменой факторов социально-экономического развития - выдвижением на одно из первых мест по значению информационных ресурсов и технологических средств их использования как важнейших факторов прогресса. [ http ://human _ecology .academic .ru /1522/Информатизация_общества ]

Информатизация общества. Гражданин информатизации


Какую роль Информатизация играет в современном обществе?



По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.

Мы живем в третьем тысячелетии, когда человечество вступило в эпоху новой научно - технической революции. К концу 20 века общество овладело многими тайнами и превращения вещества и энергии. Сумело использовать эти знания для улучшения этой жизни. Но в настоящие время одно из важнейших составляющих кроме вещества и энергии является ИНФОРМАЦИЯ .

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как ИНФОРМАТИКА .

Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с ИНТЕРНЕТОМ . Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Информатизация общества процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА . Последние полвека Информатизация является одной из причин перехода людей из сферы прямого материального производства в так называемую информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине 20 века более 2/3 населения сегодня в развитых странах, составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют "белые воротнички", - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информацией (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? По ряду параметров можно, однако, его труд не физический, а интеллектуальный.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В этих странах постоянно растут капиталовложения в научные исследования, включая фундаментальные науки. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства. Информатизация меняет и облик традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Промышленные работы, управляемые ЭВМ, станки с ЧПУ стали обычным оборудованием. Новейшие технологии в сельскохозяйственном производстве не только увеличивают производительность труда, но и облегчают его, вовлекают более образованных людей.

Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.[ http://www.kazedu.kz/referat/131513 ]



Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей; возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что в свою очередь приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. [ http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm ]

Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.

Выделяют следующие этапы развития информатизации:

технический период («железный век», аппаратная фаза), в течение которого сложились основные представления о структуре универсальных вычислительных машин (ЭВМ), определилась архитектура и типы устройств. В течение этого периода перестали использоваться АВМ (аналоговые ВМ), машины для открывания и закрывания дверей, шахматные машины и пр. специализированные контроллеры. Данный период можно ограничить 1947–1970 гг., с момента появления первой ЭВМ и до окончательного утверждения современных представлений о составе, принципах функционирования и структурах ЭВМ. В последующем развитие в основном шло в направлениях повышения экономической, технической, энергетической эффективности путем миниатюризации и повышения быстродействия электронных и механических устройств ЭВМ. При всем многообразии конструкций, центральный процессор и память подчиняются принципам фон–Неймана.
программный период («бронзовый век, программная фаза») характеризуется выработкой современной классификации программных средств, их структур и взаимосвязей, сложились языки программирования, разработаны компиляторы и принципы процедурной обработки, операционные системы, языки управления заданиями. Он ограничен периодом 1954–1970 гг. – начиная с появления первого языка программирования «Fortran» и заканчивая формированием окончательных представлений о функциях операционных систем, систем программирования и прикладных программ (приложений)
информационный период («серебряный век», информационная фаза) – в центре внимания исследователей и разработчиков оказываются структуры данных, языки описания (ЯОД) и манипулирования (ЯМД) данными, непроцедурные подходы к построению систем обработки информации, базы данных, автоматизированные ИПС – с 1970 по 1990 гг.;
гуманитарный период («золотой век»), связан с резким расширением круга пользователей информационных технологий и повышением роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем – с 1990 г
период нанотехнологий начиная с конца XX века.


В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.

В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как упоминалось выше, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций.

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.[ http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm ]

Последствия Информатизации.


Положительные

Отрицательные

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Коммуникативное общество

Снижение культурного уровня

Социализация информации

Технократическое мышление

Преодоление кризиса

цивилизации

Лавина информации

Элитарное знание (поляризация)

Изоляция индивида

ПОЛИТИКА

Расширение свобод

Расширение государственной

бюрократии

Децентрализация

Усиление власти благодаря

знаниям

Выравнивание иерархии власти

Усиление манипуляции людьми

Расширенное участие в

общественной жизни

ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность

Рационализация жизни

Повышение компетентности

Обострение промышленного

кризиса

Увеличение богатства

Преодоление кризиса

Концентрация

Экономия ресурсов

Подверженность кризисам

Охрана окружающей среды

Стандартизация

Децентрализация

промышленности

Массовая безработица

Новая продукция

Новые требования к

мобильности трудящихся

Улучшение качества

Диверсификация продукции

Дегуманизация труда

Новые профессии и

квалификации

Стрессы

Деквалификация

Исчезновение многочисленных

профессий

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие

у стран “третьего мира”

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности

страны

Обострение отношений Юга -

Запада

Уязвимость

Усиление опасности новой

войны из-за обновления военных

систем

Заключение.

Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны.

Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение оправдаются только в том случае, если она будет проводиться с единых позиций, базироваться на единых принципах.

Создание и развитие индустрии переработки информации является определяющим направлением в информатизации, так как именно эта отрасль, используя современные средства и технологии, производит конечный продукт - информацию, пополняет и поддерживает информационный фонд, обеспечивает доступ к нему и использование населением страны.

Информация относится к таким направлениям НТП, которые не могут успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения требуемых темпов информатизации нашего общества.

Информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс, затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют жители страны. Информатизация, в зависимости от своего хода и результатов, может иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных последствий информатизации. Это означает, что, во-первых, в ходе информатизации необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки качества результатов и эффективности процесса информатизации, а во-вторых, иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в требуемом направлении.

Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют организации управления информатизацией на всех уровнях.

Таким образом, информатизация должна быть направлена на повышение эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение информационных потребностей всех членов общества.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции