Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования. Гармония души и тела: как спортивная культура помогает духовному развитию

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................................................................................................3 1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4 2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6 3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8 4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10 5. Анализ результатов исследования..............................................................12. 5.1. Описание методики и организации исследования.............................12 5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15. Заключение.........................................................................................................19Литература..........................................................................................................20 Приложения........................................................................................................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.

Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности».

Культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая и духовная культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Качество изменений, происходящих во всех сферах современного российского общества, во многом зависит от образовательного потенциала общества, и поэтому роль образования в его развитии как никогда возрастает.

Самобразование – это один из механизмов цивилизации, процесс освоения, распространения и передачи в поколениях культуры общества, которая и выступает в качестве его предметно-содержательной основы. Образование последовательно осваивает общечеловеческий опыт и вводит его в поток цивилизации, образуя базу дальнейшего развития культуры.

Продукт самосовершенствования – это образованный человек, который неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении.

Физическое и духовное самосовершенствование является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать в тесной взаимосвязи.

Древние учения самосовершенствования. Йога.

Одним из наиболее важных факторов по саморазвитию и самосовершенствованию есть познание. Эта мудрость дошла до нас из далекого Тибета еще семьей Рерихов. В них говорится, что каждая клетка человеческого организма излучает мощный поток энергии физической и духовной, а объединяясь воедино эти потоки способны защитить физическое тело от негативного воздействия окружающей среды. На основе этих учений была разработана целая система упражнений по самосовершенствованию человека в разных жизненных ситуациях.

Что такое «йога»? Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит «соединять», присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели.

Йога - это система морального и физического самосовершенствования, являющаяся частью многих философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Существовало четыре основные Йоги - Карма Йога (путь активного действия и труда), Жнана Йога (путь знания, мудрости), Бхакти Йога (путь любви) и Раджа Йога (путь развития духа и концентрации). О них подробно рассказано в четырёх книгах, написанных индийским философом Свами Вивеканандой.

В Пуранах, древнеиндийских священных книгах, сказано: на смене эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдёт границы, то огненное очищение будет единственным исходом.

Учение Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

Агни Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мысли.

Проблема духовного и физического здоровья в современном обществе. Необходимость самосовершенствования.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Прямое влияние на духовное и физическое здоровье нации оказывает состояние нравственности в обществе.

Ныне в России отсутствует государственная концепция охраны здоровья. Поэтому встает задача принятия на федеральном уровне такой концепции, которая помогла бы выйти из кризисного состояния и заключалась бы в осуществлении права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности жизни. Это соответствует доктрине Всемирной организации здравоохранения, которая провозгласила стратегию достижения здоровья для всех.

Важным представляется и признание проблемы охраны здоровья как высшего приоритета государства. Положение может быть коренным образом улучшено, если государственные руководители будут регулярно выступать перед народом с ежегодным обращением о здоровье нации по материалам очередной «белой книги» с последующей ее публикацией.

Особое внимание следует уделить духовному и физическому здоровью подрастающего поколения. Социальное оздоровление общества нужно начинать с молодежи. Государство должно воспитывать нравственно и физически здорового гражданина, патриота своей Родины. Для этого целесообразно принять на высшем государственном уровне специальную программу воспитания молодежи, финансируемую отдельной строкой бюджета. Необходимо также более эффективно проводить массовую спортивно-оздоровительную работу.

Заключение:

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» справедлива! Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования неоспоримы.

Физическое развитие гражданина составляет такое же национальное достояние, как и духовное развитие человека. Именно это единство не только закладывает фундамент базовых ценностей развития личности, но и определяет вектор гармоничного развития всего общества, составляя богатство и силу нации.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., Академия. – 2004. – 480 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М. – 1999. –321 c.

3. Завадич В.Н. Формирование духовной культуры. Дис... канд. пед. наук. – Луганск. – 1997. – 190 с. 4

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. – М., Физкультура и спорт. – 1963.- 151 с. 5

5. Бех І.Д. Виховання особистості. – Т.2. – Київ, «Либідь» . –2003. – 342 с. 6. Уткин В.Л. Оптимизация двигательной активности человека.- М., Физкультура и спорт. – 1971. – 250 с.

7. Гориневский В.В. Избранные произведения. – М., Физкультура и спорт. – 1951. – Т. 1. – 319 c.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М., Физкультура и спорт. – 1951.- Т.1.- С. 295.

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость : чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. По словам Л. Н. Толстого: ``От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина..."".

Духовное развитие людей протекает неравномерно . Даже при самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. Существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств - сензитивные периоды (возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны). Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств, при этом большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Например, так называемые дети-Маугли не овладели человеческой речью - важнейшим элементом психики человека, так как был упущен сензитивный период для формирования речи - 1,5-2,5 года, а если ребенок к этому времени не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Задержка, например, прямохождения влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Педагоги должны уделять пристальное внимание периодам формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Согласно исследованиям американских психологов, возраст от 6 до 12 лет - сензитивный период для развития навыков решения проблем (творческого мышления).

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации . На пластичности нервной системы (способности к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов) основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации : слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными качествами (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Москвин Н. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в ᴦ.Набережные Челны

Набережные Челны, Россия

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально обусловленной разновидности деятельности общества, определяется преимущественно непосредственной и опосредованной потребностью труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания. Результаты физического воспитания выражаются в показателях здоровья, физической силы, выносливости, в активной двигательной деятельности, развитии двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Достижение этих результатов обеспечивается методами, средствами, формами, условиями, факторами физического воспитания. Достигаемые результаты и всœе то, что обеспечивает данный процесс, представляют значительную общекультурную ценность и являются неотъемлемым пластом современной культуры.

В.К. Бальсевич в связи с этим пишет: ʼʼВ первую очередь, понятие ʼʼфизическая культураʼʼ может иметь смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности не только отдельной личности, но и различных человеческих сообществ и общества в целом. Во-вторых, исходя из общего смысла понятия ʼʼкультураʼʼ, данный феномен предполагает сознательное преобразование, ʼʼвзращиваниеʼʼ человеческой телœесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу, как личности, так и общества. В-третьих, он оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, как один из важнейших стимулов формирования культуры их отношения с природой и к природе, в т.ч. и к природе в человеке. Последнее, к нашему всœеобщему сожалению, продолжает оставаться неосознанным и непонятым подавляющим большинством людей, их сообществ и управляющих ими структурʼʼ.

С учетом характера ценностей принято различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства, ко второй – совокупность всœех знаний, всœе формы мышления и вся сфера мировоззрения. Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в базе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

В связи с этим, дискуссионной является проблема возможности отнесения физической культуры либо к материальной, либо к духовной культуре, либо к обособленному виду культуры, где органически сочетаются и материальные и духовные стороны этого феномена. М.С. Каган считает физическую культуру областью материальной культуры, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

Л.П. Матвеев подчеркивает, что связь физической культуры с материальной проявляется в процессе двигательной активности, которая составляет её главное содержание. ʼʼФизкультурная деятельность в данном отношении есть наше ʼʼсамопроизводствоʼʼ.

Другая часть учёных относит физическую культуру к духовной культуре, мотивируя это тем, что человек не механизм, а, прежде всœего, духовность. Приоритет духовности, по мнению И.М. Быховской, проявляется в том, что физическая культура - ϶ᴛᴏ не область непосредственной ʼʼработы с теломʼʼ, хотя именно телœесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всœего ʼʼработа с духом человека, его внутренним, а не внешним миромʼʼ.

Как отмечает В.М. Выдрин, физическая культура органично связана с духовной культурой, поскольку развивает образное мышление, в её сфере идёт процесс творчества, формирования представления и восприятия прекрасного, созданного средствами и формами проявления физической культуры. Ей так же свойственны процессы прогнозирования результатов двигательной деятельности, что является одним из аспектов духовной культуры. Он подчеркивает, что физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всœех природных сущностных сил и морального духа человека. Другими словами, в физической культуре воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена и имеет своими результатами ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. По этой причине сведение физической культуры только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телœесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности. Она не должна быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является главной ее характеристикой как социального явления. По этой же причинœе она не должна быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о ʼʼфизическомʼʼ, а о ʼʼфизкультурномʼʼ воспитании человека. В случае если в слове ʼʼфизическоеʼʼ традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в терминœе ʼʼфизкультурноеʼʼ присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телœесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всœего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.

Л.И. Лубышева считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается ʼʼфизическая культура личностиʼʼ. Автор говорит, что физическая культура личности - ϶ᴛᴏ забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, ʼʼфизкультурная ментальностьʼʼ человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура, в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования, определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телœесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей.

В Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО записано: ʼʼВ учебных программах крайне важно отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культуройʼʼ.

В другом важном международном документе – Европейском манифесте ʼʼМолодые люди и спортʼʼ, принятом на 8-ой конференции европейских ми­нистров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, определœена нацелœенность занятий спортом на: 1) развитие психических, физических и социальных качеств; 2) обучение эстетическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; 3) воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе, к группам меньшинства; 4) обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; 5) воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; 6) пропаганду здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта͵ возможности этой сферы в формировании морально-волевых качеств молодежи и гармонично развитой личности на протяжении многих лет недооцениваются в России. Тем не менее, в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особого внимания заслуживает воспитание в детско-юношеских спортивных школах, где юные спортсмены отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям.

Особенно сложны и специфичны связи физической культуры, спорта с нравственным развитием личности, формированием ее личностных установок. Практически весь процесс занятия спортом, вся его организация оказывают прямое или опосредованное влияние на развитие нравственных качеств личности, причем, это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Занятия спортом требуют значительного времени, большого напряжения сил и продолжительных тренировок. Это воспитывает такие качества личности, как целœеустремленность, настойчивость, коллективизм. При этом усиленные спортивные занятия могут иметь и негативные последствия: вести к ограниченности интересов, деформации жизненных ценностей. Участие в соревнованиях способствует формированию воли, решительности, умению владеть собой. Но оно может привести в отдельных случаях и к развитию индивидуализма, стремлению добиться победы любой ценой. Сама возможность проявления положительных или отрицательных воздействий спорта на процесс формирования духовного мира личности в решающей степени зависит от эффективности воспитательной работы.

В современных условиях, когда всœе населœение России и, в том числе, молодежь и дети переживают ситуацию переоценки ценностей во всœех сферах общественной жизни, спорт является одним из немногих институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентаций.

Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют из себяудивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. Искреннее служение идее дает шанс на сохранение некоего оазиса духовности, который зелœенеет благодаря не иссякающим родникам культурной традиции Востока. За этим весь восточный менталитет и специфический подход к мастерству. Главной заботой является совершенствование и освобождение духа, сознания, что сочетается с необычайной целœеустремленностью и долготерпением. В их базе – изучение природной закономерности и пробуждение собственных природных сил через упорную и длительную тренировку. В обретении полного мастерства духа над телœесно-технической стороной является на Востоке аксиомой. В противном случае гармония тела, техники и духа оставалась бы непостижимым идеалом, а каратэ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нас интересует, утратило бы свою ценность, как боевое искусство. Боевые искусства, в т.ч. и каратэ, нужны человечеству, как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целœенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры общества, решая социально значимые задачи формирования личности. Она воплощает единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена на ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой, выступает как процесс обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Специфическими результатами присвоения личностью ценностей современной физической культуры являются физическое и нравственное совершенствование личности, обеспечивающее ее готовность к жизни в обществе в различных сферах деятельности и общения на социально приемлемом уровне.

При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время всœе большую значимость приобретает философско-культурологический подход.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. В современных условиях, когда Россия переживает кризис общественного сознания, изменяются ценностные ориентации и установки, приводящие к распущенности нравов, к росту криминогенности общества, росту преступности и насилия, в том числе, и в подростковой среде, восточные боевые искусства могут и должны использоваться в качестве эффективного средства формирования духовности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" 2017, 2018.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции