Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Факультет "инженерный бизнес и менеджмент". Нук "инженерный бизнес и менеджмент"

Инженерный менеджмент (engineering management) -- это дисциплина, занимающаяся менеджментом в инженерных организациях. Вот типичные определения:

Инженерный менеджмент -- это специализированная форма менеджмента, относящаяся к промышленной инженерии, которая касается применения инженерных принципов к деловой практике (http://en.wikipedia.org/wiki/Engineering_management).

Инженерный менеджер отличается от других менеджеров потому что он [или она] обладает как способностью применять инженерные принципы, так и навыки (skills) в организации и направлении (directing) людей и проектов. Он уникально клвалифицирован для двух типов работ: управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство) в почти любом предприятии, так и управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии. Daniel Babckok, 1978

Инженерный менеджмент -- это искусство и наука планирования, организации, назначения ресурсов, направляющих (directing) и контролирующих деятельностей, которые имеют технологическую компоненту (ASEM).

Engineering management -- это проектирование (designing), эксплуатация (operating) и непрерывное совершенствование целенаправленных (purposeful) систем из людей, машин, денег, времени, информации и энергии путём интегрирования инженерныхо и менеджерских знаний, приёмов работы и навыков, для достижения желаемых целей в технологическом предприятии и с учётом соображений по окружающей среде, качеству и этики (Omurtag, 1988)

Engineering management -- это дисциплина, адресующая принятие и воплощение в жизнь решений в части стратегического и операционного лидерства в текущих и новых (emerging) технологиях и их влиянию на взаимосвязанные системы (IEEE, 1990 и Kocaoglu, 1991).

Есть ассоциация -- ASEM, American Society for Engieering Management (http://asem.org). Она небольшая, там 600 членов, по факту она международная: 105 иностранных членов. Я, кстати, член этой организации -- пока единственный из России. Тамошние органы управления удивительны: они представлены главным образом представителями учебных заведений, а не промышленности.

Первый факультет инженерного менеджмента открылся в 1907 году в Стивенсовском институте, который сейчас славится выпуском как системных инженеров, так и инженерных менеджеров (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/engineering-management/). В принципе, инженерных менеджеров (MEM, master of engineering management) по факту выпускают везде, где выпускают систмных инженеров (см. списочек: . На входе -- бакалавры инженерии, на выходе -- инженерные менеджеры. Учат инженерному менеджменту не только в США, но и в Европе и по всему миру. В России инженерному менеджменту тоже учат (в отличие от системной инженерии, которой не учат до сих пор), и довольно давно.

Есть в США в 2007г. даже основан консорциум приличных университетов, которые согласуют в нём свои учебные программы инженерного менеджмента: http://www.mempc.org . Вот картинка, иллюстрирующая подход этого консорциума (http://www.mempc.org/images/skillsets.jpg):

То есть берут бакалавра инженерии, и далее он становится инженерным менеджером, выбирая либо MEM, либо MBA -- каковых всё одно недостаточно, чтобы выполнять функции успешного руководителя инженерного коллектива. Так, та же Школа систем и предприятий Стивенсоновского института технологии берет бакалавра инженерии и даёт ему обязательных для получения MEM четыре курса (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/certificates/engineering-management/):
-- экономика инженерии и стоимостный анализ
-- элементы исследования операций
-- упроавление проектами для сложных систем
-- проектирование и управление предприятиями-разработчиками
И пятый курс по выбору.

Можно по инженерному менеджменту и Ph.D. защитить.

Тем не менее, возникает вопрос: является ли инженерный менеджмент отдельной полноценной дисциплиной с какими-то особыми практиками, или это просто такое "вечномодное" слово для обозначения произвольно сбалансированной учебным заведением смеси из инженерных дисциплин и дисциплин MBA? Переформулирую: есть ли в инженерном менеджменте что-то такое, чего не преподают ни чистым инженерам (в том числе системным инженерам), ни менеджерам (которые MBA или MSM)?!

Это можно попробовать узнать, ежели поглядеть на Engineering Management Body of Knowledge, используемый для профессиональной сертификации (вот структура этого Body: http://scitation.aip.org/getpdfbk/servlet/GetBK?id=00ASME802991000001000000000000&idtype=cvips&ownerid=asme&booktype=asme_press&bookid=802991&contentid=802991_fm&prog=normal&bypassSSO=1):

На верхнем уровне мало что видно, ибо области знаний включают невинные с любой точки зрения:

1. Market Research, Assessment, and Forecasting
2. Strategic Planning and Change Management
3. Product, Service and Process Development
4. Engineering Projects and Process Management
5. Financial Resource Management
6. Marketing, Sales and Communications Management
7. Leadership and Organizational Management
8. Professional Responsibility, Ethics and Legal Issues
Дьявол, очевидно, в деталях. При попытках поглядеть реальные программы сразу бросается в глаза огромное количество численных моделей, как в экономическом мейнстриме (но не моделе-ориентированность, которую определим как опору на модели данных). В чисто инженерные дисциплины (например, используя подход enterpise engineering, или DEMO) эти области знания тоже не упакуешь -- туда уйдёт лишь часть. Не пройдёшь тут и на игнорировании слова "management" (см. ).

Тем не менее, в инженерном менеджменте есть наличие следующих специальных тем:
-- операционный менеджмент, причём не только на уровне размахивания руками, но и на уровне factory physics (вот тут я констатирую, что в MBA этому практически не учат -- , я поэтому пытаюсь определить предмет "организация операций". Затем еще в 2007г. я пытался на этом месте развернуть программу работ -- но сейчас понятно, что узко думал, и выбирал неправильные инструменты: . А задумался над операционным менеджментом как существеннейшей проблемой, из которой впоследствии вылез и PraxOS еще в 2005г.: ). Заодно отметим, что operations engineer и operations egineering тоже бывает, и это предмет отдельного разбирательства, так как это еще и связано с устоявшимся industrial engineering, традиционно понимаемым как analysis, design and control of materials, work and information in operating systems, а затем расширившимся в сторону банковских сервисов и прочих "не-промышленностей" (http://ioe.engin.umich.edu/overview/).
-- менеджмент технологий (смену поколений технологий -- как её проводить). Это ключевая функция, поэтому иногда даже говорят engineering and technology management, вынося это на самый верхний уровень.
-- design management (не только "художественного design" типа http://www.pratt.edu/academics/art_design/art_grad/design_management/ или http://www.scad.edu/design-management/ , но и в смысле "проектирование" -- http://www.plm.automation.siemens.com/en_us/products/velocity/solidedge/overview/design_management.shtml , http://en.wikipedia.org/wiki/Plant_Design_Management_System , http://am08-saopaulo.fyper.com/ , хотя тут сам предмет еще не устаканился по-человечески)
-- организационные катастрофы (organizational accidents), типа расследований крупных аварий и последующего принятия мер: углублённо, как прямая связка инженерных и организационных решений.

И, в инженерный менеджмент конечно, включаются традиционные для "чисто менеджмента" темы работы с людьми (то же leadership, как умение уболтать заняться чужим делом и войти в чужое положение, как в своё собственное -- "комиссарство"), финансов, маркетинга и прочее "как в MBA".

Тем самым вся проблематика PraxOS, как она понималась на начальных стадиях (пока мы не занимались плотно системной инженерией и онтологической интеграцией данных) укладывается по большей части в этот самый инженерный менеджмент, и неуловимо (скорее всего, формальный критерий тут нельзя привести -- разве что фразы "обычные менеджеры не могут организовать бригаду инженеров -- нет взаимопонимания") дистанцируется от MBA.

Я попробую тут восстановить эту логику "другого менеджмента": поскольку обучаются инженеры, а инженерам кроме сугубо инженерных "материаловедения" и "электротехники" дают тренинг в работе с формальными методами (я не имею ввиду только численные методы!), т.е. тренинг в работе с логикой, то в менеджменте таким людям дают формальные организационные модели -- хотя это и не айтишники, чтобы с ними прямо разговаривали об "организационной архитектуре" (entertpise architecture) и связанных с ними моделях. Это нужно просто довести до логического (pun intended) завершения:
-- понимаем современную логику ("современную" -- это ключевое слово)
-- понимаем праксеологию, computer science, математику ("языки")
-- на базе праксеологии разбираемся с инженерией, экономикой, правом, менеджментом

Инженерный менеджмент на сегодня весьма "моделенасыщен" (как и экономический мейнстрим, как и инженерия). Но он совсем не моделе-ориентирован (совсем не model-based engineering management, такого даже в Гугле не находится), если мы понимаем моделе-ориентированность как использование моделей данных. Ближайшее пересечение моделей данных и инженерного менеджмента -- это архитектура предприятия, нужная айтишникам. Эта архитектура предприятия много лет продвигается айтишниками как важный инструмент для менеджеров, но толку пока это этого продвижения не видно. Скорее всего, толк может быть, если этот подход (он же -- подход организационного моделирования) будет освоен инженерными менеджерами, у которых есть тренинг и привычка к работе с формальными методами, с моделями/чертежами.

Одной из enabling technologies для моделеориентированности является ISO 15926. И тут нужно уточнить, что product models (plant models) являются уж точно инженерными/системно-инженерными. А вот project models с их factory physics попадают уже в модели инженерного менеджмента (с учётом вечного спора о том, входит или не входит управление проектами в состав практик системной инженерии).

Так что будем заниматься еще и моделеориентированным инженерным менеджментом, а не только моделеориентированной системной инженерией -- собственно, это и есть PraxOS (организационная система, т.е. "система менеджмента"). Более того, сама замена технологии "никакой" инженерии на системную инженерию, а потом на моделеориентированную инженерию; или технологию обменов данными "точка-точка" на онтологическую интеграцию данных -- это типичная тема инженерного менеджмента, technology management.

История и предпосылки возникновения факультета

Экономические преобразования в Российской Федерации, начало которым было положено еще в 90-х гг. ХХ века, а также расширение международного сотрудничества привели к значительному изменению в структуре продукции, выпускаемой в машиностроении, прежде всего, продукции военно-промышленного комплекса. Предприятия, которые работают в сфере высокотехнологичных отраслей, вынуждены заниматься коммерциализацией своей продукции, предпринимательской деятельностью в области высоких технологий, то есть заниматься инженерным бизнесом. Вместе с крупными организациями в этот бизнес активно вступают малые и средние фирмы. В связи с такими изменениями в экономике на предприятиях возникла острая необходимость в специалистах, которые бы хорошо разбирались в предмете инженерного бизнеса (наукоемких продуктах и технологиях), умели бы анализировать отечественный и зарубежный рынки, комплексно решать вопросы управления производством и организациями различных форм собственности. Таким образом, потребовались абсолютно новые специалисты, обладающие наряду с теоретическими знаниями и практическими навыками инженера, экономиста и менеджера. Другими словами, потребовались инженеры-менеджеры. Но и это еще не все. В связи с интернационализацией бизнеса эти специалисты кроме вышеперечисленных навыков и знаний должны свободно владеть иностранными языками, а также иметь представление о внешнеэкономической деятельности. Для подготовки именно таких специалистов и был открыт факультет Инженерный бизнес и менеджмент (ИБМ).

Для открытия факультета в университете имелись все необходимые предпосылки. Так, развитие экономических и организационных наук в ИМТУ-МВТУ-МГТУ им. Н.Э.Баумана началось еще в начале ХХ века, когда в 1904 году в ИМТУ впервые в мире Чарновским Н.Ф. начал читаться курс «Организация и оборудование механических заводов». Ему же принадлежит идея комплексности организационных знаний. В 1929 годув МВТУ была создана кафедра «Экономика и организация производства», что стало новинкой для Высшей технической школы. В 1937 году коллектив этой кафедры подготовил к выпуску первый в стране учебник по организации производства для технических вузов под ред. Б.Я.Канценбогена.

Несмотря на богатый научный опыт и множество экономических работ с техническим уклоном, факультет Инженерный бизнес и менеджмент (ИБМ) был открыт в МГТУ им. Н.Э. Баумана лишь в 1993 году, когда потребность в инженерах-менеджерах стала критической. Через 2 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана осуществлен первый в истории университета выпуск бакалавров по направлению «Менеджмент». А в 1998 году впервые МГТУ им. Н.Э. Баумана выпустил специалистов по специальностям «Менеджмент» и «Экономика и управление предприятием».

Факультет сегодня

В настоящее время на базе факультета работает 6 выпускающих кафедр:

  • Экономическая теория (ИБМ 1)
  • Экономика и организация производства (ИБМ 2)
  • Промышленная логистика (ИБМ 3)
  • Менеджмент (ИБМ 4)
  • Финансы (ИБМ 5)
  • Внешнеэкономическая деятельность (ИБМ 6)

Обучение студентов производится по 2 специальностям и 8 специализациям с присвоением квалификации «Менеджер» или «Инженер-менеджер»:

  1. Менеджмент организации
  • Государственное регулирование экономических ресурсов
  1. Менеджмент высоких технологий
  • Управление наукоемкими разработками
  • Контроллинг промышленных организаций
  • Организация логистических систем наукоемких производств
  • Управление маркетингом высокотехнологичных и наукоемких производств
  • Информационный менеджмент в наукоемких производствах
  • Управление инвестициями наукоемких производств
  • Организация бизнеса наукоемких производств

За небольшой срок своего существования факультет выпустил более 1000 дипломированных высококвалифицированных специалистов. Инженеры-менеджеры и менеджеры, подготовленные на факультете, способны решать вопросы управления производством и организациями различных форм собственности. За время обучения на факультете студенты глубоко овладевают своей специальностью. Широкий спектр изучаемых дисциплин с курсом на фундаментальную университетскую подготовку и приобретаемые всевозможные навыки в рамках специальных дисциплин позволяют им и дальше совершенствоваться в процессе трудовой деятельности. Выпускники факультета работают в государственных и муниципальных органах управления, промышленных корпорациях и концернах, сбытовых организациях, в банках и на финансовых предприятиях.

Решению серьезных учебных и научных задач содействует высокий профессионализм и научный уровень преподавательского состава факультета. На факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» трудится 38 докторов и 107 кандидатов наук, действуют два диссертационных совета. При факультете имеется аспирантура, в которой ежегодно обучается более 110 человек (аспирантов и соискателей). Ведется большая научно-исследовательская работа.

Также на факультете осуществляет активную деятельность студенческое научное общество - региональная общественная организация содействия экономической подготовке студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана «Наука и экономика», которая занимается организацией и проведением научно-практических конференций и конкурсов грантов в области экономических дисциплин.

Кафедра

«Промышленная логистика»

(ИБМ-3)

Курсовая работа

по дисциплине «Организация и управление маркетингом»

на тему:

Студент: Полковниченко Богдан Александрович

Группа: ИБМ6-71

Преподаватель: Толмачёв Олег Михайлович

Москва, 2013 г.

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ БИЗНЕС И МЕНЕДЖМЕНТ .

КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННАЯ ЛОГИСТИКА .

Расчётно-пояснительная записка к курсовой работе на тему:

Стратегический маркетинг современного промышленного предприятия.

Студент _______________________________ ______________ Полковниченко Б.А. .

(Подпись, дата) (И.О. Фамилия)

Руководитель курсовой работы ________ __________________ Толмачев О.М.

(Подпись, дата)

Москва, 2013

Введение …………………………………………………………………………… 4

1. Теоретические аспекты формирования маркетинговой стратегии промышленного предприятия . …………………………………………………..5

1.1 Сущность и виды маркетинговых стратегий промышленного предприятия………...…..............................................................................................5

1.2 Процесс формирования маркетинговых стратегий в общей системе управления предприятием. …………… ………………………………….……...13

1.3 Методы и инструменты разработки маркетинговой стратеги предприятия. …………………………………………………………………..… 21

2.Исследование процессов формирования маркетинговых стратегий …... 29

2.1.Анализ внешней и внутренней среды ОАО"КЭМЗ"………………… 29

2.2. Исследование стратегических возможностей ОАО "КЭМЗ"…… 38

2.3. Оценка эффективности реализации маркетинговых стратегий ОАО "КЭМЗ"…………………………………………………………………...……….. 46

Заключение ……………………………………………………………………… 55

Литература ………………………………………………………………………..

Введение

Сегодня многие специалисты осознали принципиально важную роль маркетинга. Причём это актуально для предприятий любой отрасли экономики. Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение её стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок.

Сущность маркетинга на современном потребительском рынке состоит в приоритете индивидуальных потребностей над всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому маркетинг должен рассматриваться не только как один из элементов управления, но и как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вследствие всего современный маркетинг становится, прежде всего, стратегическим, возрастает целенаправленность и научная обоснованность принимаемых маркетинговых решений, краткосрочные планы все в большей мере опираются на долговременные программы, определяющие глобальные цели предприятия на рынке.

Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоемким производством, имеющих большую протяженность производственной структуры наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развивать свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.

Многие известные компании не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это в конечном итоге привело их к успеху, но и при достижении успехов, ради дальнейшего существования фирма должна прибегать к стратегическому планированию. Это должно быть не разовым процессом, а постоянной, текущей деятельностью. Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании.

Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты маркетинговой стратегии промышленного предприятия на примере ОАО "КЭМЗ".

ТАТЬЯНА САДОВСКАЯ,
доктор технических наук, профессор
ВЯЧЕСЛАВ АКОПОВ
доктор технических наук,
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана

Выпускники Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана (МГТУ), известного как “кузница инженерных кадров”, занимают руководящие должности на промышленных предприятиях, в органах государственного управления, а теперь и в сфере предпринимательства. Управленческие навыки приобретались ими, как правило, в процессе трудовой деятельности или рамках системы повышения квалификации, куда раньше направлялись специалисты, имевшие солидный стаж практической работы.

Сегодня, когда цена ошибки в условиях рыночных отношений резко возрастает, ситуация изменилась. Теперь любой производственник должен быстро ориентироваться в экономической обстановке, принимать адекватные решения или иметь возможность получить помощь квалифицированного специалиста.

В то же время приходящие на промышленные предприятия выпускники экономических вузов нередко сталкиваются с противоположной проблемой - они не всегда сразу понимают специфику производственного процесса, теряя самый дорогой ресурс - время.

Решить эту дилемму призван факультет “Инженерный бизнес и менеджмент”, созданный в 1993 г. на базе общеуниверситетской кафедры “Экономика и организация производства”.

Организация учебного процесса

Факультет дает образование по специальностям “Экономика и управление предприятиями” (с присвоением квалификации экономист-менеджер), “Менеджмент” (квалификация - менеджер) и “Инженерный бизнес” (квалификация - инженер-менеджер).

Подобная специализация не освобождает от необходимости изучать основные дисциплины, обязательные на всех инженерных факультетах. За период обучения (5 лет 6 мес.) 40% времени отводится базовым учебным курсам (математика, физика, иностранные языки, общественные науки), 40% - специальным экономическим и управленческим дисциплинам, 20% - сугубо инженерным дисциплинам. Большое внимание уделяется обучению современным компьютерным технологиям, умению эффективно использовать информационные сети и различные базы данных.

Организация обучения по новым специальностям потребовала большой предварительной научно-методической проработки. Мы исходили из того, что будущие выпускники факультета должны обладать умением анализировать производственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия или частной фирмы в рыночной среде, формулировать стратегические и оперативные цели, вырабатывать оптимальные пути их достижения, комплексно решать различные задачи управления финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами.

Для этого были сформированы 6 кафедр: экономической теории, экономики и организации производства, логистики, менеджмента, финансов, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, а также самостоятельная секция бухгалтерского учета. Структура кафедр формируется на секционной основе. Каждая секция специализируется на одном из научных направлений и полностью отвечает за комплекс мероприятий по разработке учебных программ и методических пособий, проведение научно-исследовательских работ по своей тематике, подготовку лекционного материала, организацию семинаров и т.д.

В качестве примера остановимся на организации работы кафедры “Менеджмент”. Она имеет пять секций: основы менеджмента, управление персоналом, стратегический менеджмент, управление научно-техническими нововведениями, информационные сети и базы данных для целей инженерного бизнеса. Каждая из них разрабатывает курсы по одной или нескольким дисциплинам. Так, секция “Стратегический менеджмент” подготовила учебные курсы “Основы стратегического анализа, управления и планирования”, “Теория и практика прогнозирования и место прогнозирования в управлении”, “Стратегия и ее роль в процессе планирования и управления”.

Многие лекционные курсы подкреплены лабораторными работами с использованием ЭВМ. Для этого на факультете создана хорошо оснащенная лаборатория. До проведения лабораторных работ по специальности студенты должны освоить курс компьютерной грамотности в объеме 30 час.

Обязательным элементом подготовки является учебная практика, по окончании которой необходимо представить на кафедру и защитить письменный отчет.

Лучшие студенты имеют возможность продолжить обучение по 7-летней программе, дающей право на получение звания магистра, а затем поступить в аспирантуру факультета, где сегодня обучается 36 аспирантов. Как правило, каждый аспирант должен внести свою лепту в развитие факультета, работая параллельно c подготовкой диссертации в качестве преподавателя, инженера или занимая какую-либо административную должность в деканате.

На факультете действует Диссертационный совет, имеющий право принимать докторские и кандидатские диссертации по специальности 08.00.28 “Организация производства”.

Экономическое образование инженеров

Новый факультет, сознавая ответственность за уровень экономической и управленческой подготовки инженеров - выпускников МГТУ, с самого начала был открыт для всех теперешних и бывших студентов, а также инженеров, окончивших другие технические вузы.

С целью учета различных интересов обучающихся используется несколько форм организации учебного процесса.

Кафедры ведут занятия по экономическим дисциплинам на всех инженерных факультетах МГТУ и в его филиалах.

Внедрена программа “Второе образование”, рассчитанная на заинтересованных студентов старших курсов и дипломированных инженеров. В ее рамках ведется обучение по направлению “Менеджмент”. Она рассчитана на 1,5 года и включает изучение 23 экономических и управленческих дисциплин. По окончании обучения по этой программе слушатели получают дипломы бакалавров.

По соглашению между МГТУ и Центральными политехническими институтами Парижа и Лиона на факультете совместно с французскими преподавателями проводится обучение студентов старших курсов и инженеров по двухгодичной программе “Менеджмент в промышленных системах”. В течение первого года слушатели овладевают французским языком, а в течение второго слушают лекции французских специалистов по тем же курсам, которые изучают студенты во Франции. После этого предусматривается двухнедельная стажировка во Франции с посещением предприятий, практикой по ситуационному анализу и участием в семинарах. По ее окончании слушателям выдается Государственный диплом Высших инженерных школ Франции.

На факультете разработана так называемая блочная система обучения, которая позволяет студентам старших курсов и инженерам получить второе образование в области экономики и управления на уровне предприятий. Эта система дает возможность изучать сгруппированные по законченным блокам предметы в соответствии с индивидуальными планами обучения.

Повышению уровня экономической и управленческой подготовки выпускников МГТУ призвано способствовать сотрудничество с другими профильными вузами и факультетами, в том числе зарубежными. Этой цели служит также совместная исследовательская работа с различными научными учреждениями.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции