Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обучение ребёнка на дому. Опыт мамы. Обучение в Сети. Сильные стороны домашнего обучения

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Начинается учебный год, и вы хотите быть успешным учеником. Вам понадобится хороший старт! Это значит, что необходимо правильно организовать свою учебу. Следует заранее подготовиться к учебному году и правильно планировать свою учебу на протяжении всего года. Это поможет вам достичь успехов в учебе.

Шаги

Организация учебы в начальной школе

    Подготовьте все необходимое до начала учебного года. Приготовьте все, о чем упоминал учитель. Возможно, учитель заранее раздаст список школьных принадлежностей, которые понадобятся вам в новом учебном году. В таком случае попросите родителей помочь вам приобрести все необходимое перед началом учебного года. В результате вы будете уверены, что у вас есть все необходимое для учебы.

    Сложите школьные принадлежности в отдельное место, предназначенное только для них. После того как вы соберете все необходимые принадлежности, следует разместить их в одном месте. Это может быть подходящий пенал или отделение в школьном ранце. Позаботьтесь о том, чтобы все школьные принадлежности располагались в одном месте, отдельно от других вещей.

    • Можно отвести для школьных принадлежностей два отдельных места. В одном удобно хранить предметы, которыми вы пользуетесь ежедневно, а во втором - те, которые вам требуются значительно реже.
    • Лучше всего использовать специально предназначенный для школьных принадлежностей пенал, так как в нем можно удобно разместить все предметы.
  1. Держите в чистоте свое рабочее место. Если у вас есть собственный письменный стол с ящиком, не сваливайте все в одну кучу. Вместо этого аккуратно разложите все школьные принадлежности. Так вы сохраните их в чистоте, не помнете тетради и легко сможете найти все необходимое.

    • Следите также за порядком в школьном ранце и на рабочем месте дома. Если время от времени не наводить порядок в ранце, это может привести к повреждению школьных принадлежностей, важных бумаг и тетрадей.
    • Чтобы содержать рабочее место в чистоте, кладите каждый предмет на отведенное ему место. Так вы сохраните порядок и легко сможете найти все необходимое.
    • Если вам сложно поддерживать порядок, попробуйте хранить мелкие предметы в органайзере для канцелярских принадлежностей.
  2. Выполняйте домашние задания. Даже в начальной школе вам будут задавать задания, которые следует вовремя выполнять. При выдаче очередного задания учитель сообщит вам срок его сдачи. Для записи различных заданий вам может потребоваться дневник. Он поможет вам планировать выполнение домашних заданий и соблюдать необходимые сроки.

    • При получении очередного домашнего задания сразу же запишите в дневник срок сдачи. Не забывайте брать дневник с собой в школу.
    • Если вам сложно уследить за всеми заданиями, попросите родителей помочь вам и напоминать о текущих заданиях. Они должны делать это заранее, чтобы у вас было время для выполнения заданий в срок.
    • По возвращении домой после школы не забывайте о домашнем задании, которое следует выполнить на завтра. Если для выполнения домашнего задания необходимы какие-либо дополнительные материалы, не забудьте взять их в школе.

    Организация учебы в средней школе

    1. Решите, какой вид рабочей тетради подойдет вам. Это очень важный вопрос. Некоторые предпочитают для ведения записей скрепленную спиралью тетрадь, в то время как другим больше нравится скоросшиватель с отдельными листами. Выберите наиболее подходящую и удобную для вас тетрадь.

      Заведите для каждого предмета отдельную папку. На занятиях вам могут выдавать большое количество учебного материала, в том числе и для домашней работы. В этом случае удобно иметь папки для отдельных предметов. Надпишите папки и складывайте в них соответствующие материалы.

      • Берите папки с собой в школу. Если вам дадут учебные материалы по какому-то предмету, после просмотра положите их в соответствующую папку.
      • Если вы боитесь, что листы могут выпасть из папок, используйте папки-конверты или другие плотно закрывающиеся папки.
      • Очищайте свои папки раз в неделю. Вынимайте из папок старые ненужные бумаги и освобождайте их для новых материалов.
      • Некоторые скрепленные спиралью тетради снабжены кармашками. Это удобно для хранения дополнительных листов. Если у вас именно такая тетрадь, используйте для каждого предмета отдельный кармашек и не смешивайте листы по разным предметам.
    2. Приобретите другие школьные принадлежности. Вам понадобятся карандаши, ручки, линейка, бумага и множество других вещей. Не исключено также, что перед началом нового учебного года стоит купить новый ранец или рюкзак.

      • Если различные предметы преподают разные учителя, многие принадлежности пригодятся сразу для нескольких предметов. Просмотрите списки необходимого по разным предметам и сравните их между собой. Там наверняка найдутся общие принадлежности, например карандаши, которые вы сможете использовать на разных уроках.
      • Запаситесь всеми принадлежностями, о которых упомянул учитель. Так вы как следует подготовитесь к урокам и не будете испытывать недостаток в чем-либо необходимом.
    3. Держите свое рабочее место в чистоте и порядке. Если у вас есть собственный запирающийся шкафчик, поддерживайте в нем порядок. В этом случае вы сможете при первой же необходимости легко найти нужные учебники, папки и тетради.

      • Не исключено, что вам придется делить шкафчик с другим учеником. Он может быть менее аккуратным, чем вы, и вам придется разделить внутреннее пространство шкафчика, чтобы поддерживать порядок хотя бы в своей половине.
      • Отведите для каждой вещи свое место в шкафчике. Например, книги можно положить на полку, куртку и рюкзак повесить на крючок, сменную обувь поставить вниз, и так далее. Так вам будет легче поддерживать порядок в своем шкафчике.
      • Если вам тяжело поддерживать порядок изо дня в день, отведите для этого один день в неделю (хватит нескольких минут). В этот день раскладывайте вещи по своим местам и забирайте все ненужное домой. Можно отвести для этого пятницу, чтобы каждую новую неделю начинать с чистым и прибранным шкафчиком.
    4. Следите за домашними заданиями и сроками их сдачи. Это очень важная сторона учебы. Для хорошей успеваемости необходимо знать, когда следует приступать к выполнению того или иного задания и помнить о сроках его сдачи. Нет ничего хуже, чем прийти на урок и обнаружить, что вы забыли выполнить домашнее задание.

      • Лучше всего использовать для этого бумажный или электронный дневник для заметок. Записывайте все важные даты и сроки сдачи заданий. Так вы сможете легко определить, какие задания являются первоочередными и к какому сроку их необходимо выполнить.
      • Отмечайте необходимые сроки сдачи сразу после того, как узнаете о них. Это касается и тех случаев, когда учитель переносит эти сроки. Так вы не забудете о важных датах. Для этого необходимо постоянно иметь при себе дневник и делать в нем необходимые пометки.
      • Попробуйте отмечать в своем дневнике задания по разным предметам различным цветом. Выберите для каждого предмета свой цвет и отмечайте им соответствующие задания, чтобы легко различать их.
    5. Пользуйтесь подходящими принадлежностями в школе и дома. При правильной организации учебы вы сможете определить, какие школьные принадлежности понадобятся вам для выполнения того или иного задания. Это касается как домашней работы, так и занятий в школе.

      • Указывайте в записях в дневнике то, что вам понадобится для выполнения соответствующих заданий. Это облегчит вам выбор необходимых принадлежностей.
      • При необходимости учитель скажет вам, что следует принести на следующий урок. Это зависит от конкретного предмета и изучаемой темы.
      • Не всегда хочется носить тяжелые учебники. Однако иногда это просто необходимо для того, чтобы как следует выполнить домашнее задание.
    6. Не откладывайте домашнюю работу до последнего. Для успешной учебы следует правильно планировать свое время. Не затягивайте до последнего и вовремя выполняйте домашние задания.

      Отведите отдельное место для выполнения домашних заданий. Не занимайтесь там ничем иным, кроме школьных заданий. Это поможет вам сосредоточиться на работе и ни на что не отвлекаться.

Здравствуйте, друзья!

Прошлый мой рассказ , вызвал бурное обсуждение. Спасибо за ценные комментарии, которые очень сильно дополнили саму статью!

Сегодня я, как и обещала, расскажу о том, как организовать учебу ребенка дома, чтобы это не превращалось в постоянную битву «за пример» или за лишнюю строчку в прописях.

Поясню проблему: В школе все просто: все дети пришли, все смотрят на учителя, все выходят к доске и что-то рассказывают. Конечно кто-то зевает и смотрит за окно, кто-то дергает соседку за косичку, но в целом дети знают, когда начинается урок, когда он закончится, сколько продлится перемена. Все быстро усваивают, что играть с игрушками на уроке нельзя, что разговаривать нельзя и прочие правила, которые очень сильно упрощают работу педагогу.

Другое дело занятия дома: здесь на полу лежат игрушки, на стеллаже — любимые книжки, рядом играет младший брат. В теплое время к соблазнам подключается двор, песочница и велосипед. В общем, не хочется ничего писать, читать, решать, а хочется просто играть, играть…

(Играть, конечно, важно! И эта одна из причин, почему мы выбрали СО:
у ребенка есть несколько часов в день на ИГРУ!)

Сегодня расскажу, как эта проблема, решается в нашей семье. Сразу скажу, что сейчас сын во 2 классе. Он учится практически сам 1-2 часа в день. Сам решает, что он сегодня будет делать — только математику или только русский или и то, и другое. Сам выбирает формат: диктант, несколько упражнений из рабочей тетради, эссе или олимпиадные задания по русскому языку. Точно также по математике. Сам листает учебники, задачники, открывает нужные сайты в интернете и лишь иногда просит проверить.

Но так получилось не сразу: были и слезы, и “не хочу”, и швыряние учебников. Сейчас попробую обобщить и описать самые действенные инструменты, которые помогли нам справиться с этим:

Подготовка почвы: режим. Детей, которые идут в школу надо готовить к этому событию, чтобы они понимали что их ждет на уроке, что такое перемена и прочие премудрости школьного образования. Также и детей, собирающихся учиться дома, надо готовить к такой форме обучения. Желательно хотя бы за год до начала ввести четкий режим, в который будет укладываться время, когда ребенок будет учиться.

Если ребенок привык, что после завтрака он учится, если ребенок четко знает из каких блоков состоит его обучение, если он представляет, сколько по времени он будет заниматься, и что будет дальше, то вам практически не надо тратить силы, нервы, придумывать изощренные методы манипуляции или мотивации.

Но изначально, если в школе этот ритм создается школой, то дома придется попыхтеть вам. Само собой этот ритм должен удовлетворять потребности всех членов семьи — младшим детям обязательно нужна утренняя прогулка, с дошколятами надо успеть поиграть в течение дня, мама должна иметь возможность отдохнуть или заняться чем-то для души… Это творческий процесс. Мы пробуем, добавляем или убираем какие-то элементы и следим за тем, что получается. Кстати, ритм нужен не только школьникам он еще больше нужен маленьким детям и также очень облегчает планирования дня для мамы. Не надо каждый день простраивать и продумывать все “с нуля” Просто наполняем уже существующий “скелет дня” какими-то конкретными делами — “мясом”.

Договор. О том, что с этого дня ты становишься школьником, и должен будешь учиться нужно договориться с ребенком. Не получится просто вдруг сказать, что сегодня вам надо научиться решать вот такие примеры, потому что “уже пора” или “скоро их надо будет отвечать на аттестации”.

В самых четких и понятных фразах мы рассказали сыну, что в нашей стране НЕЛЬЗЯ не учиться по закону. Ребенок с 7 лет обязан учиться или в школе, или дома, или еще где-то. Объяснили, почему государство так решило и, чем обоснован этот закон. По-моему, важно не пускаться здесь в философию о том, что “не будешь учиться, можешь стать дворником” или “о важности обучения по жизни и в целом” . Это важные темы, но сейчас мы говорим именно о “формальном обучение”, которое обязательно в нашей стране.

Если идете в школу, то правила и обязанности будут другие.

Мы максимально честно описали распорядок дня при обучении в ближайшей школе, его обязанности и дела. И также честно рассказали о том, что его ждет, если он будет учиться дома. В нашем случае проблем с выбором у ребенка не было. Он был на 100% готов учиться дома. Хотя мы всегда держим в голове возможность пойти в школу — обычную или альтернативную.

Если ребенок сомневается, то родители решают сами с какой ФОРМЫ получения образования начать: можно пойти в школу, попробовать, потом учиться дома и сравнить. Можно наоборот остаться дома и если “не пойдет” пойти в школу. Семейное обучение — это не судьбоносное решение. Пробуем, анализируем, решаем, что делать дальше.

Польза от такого договора огромная. Он дает возможность ребенку:

    чувствовать, что учеба «не злая» воля родителя и он тоже участвовал в принятие решения

    осознать почему младший брат может играть, а он … тоже может, но тогда придется посидеть с учебником после обеда или на следующий день

    чувствовать, что родители за одно с ним

    самому брать ответственность за свое обучение. Конечно не на 100%, но сначала понемногу, а потом все больше и больше. Это как раз вопрос о том, как учиться в старших классах.

И, кстати, в идеале у договора должен быть срок действия. Например, 1 учебный год, мы учимся вот так с тобой, а потом решаем, как будем продолжать.

Внутренний ресурс и мотивация. Этот прекрасный инструмент, который порой дает возможность осваивать целые разделы из школьной программы вообще без напряга. Я не понимаю, как это происходит, какой-то “эффект туннелирования.” (В физике — это преодоление микрочастицей потенциального барьера. Электрон был здесь, и уже “вдруг” находится за “преградой”)

Тут конечно важна чуткость, умение видеть зону ближайшего развития ребенка и умение так сонастроиться с этими интересами, создать такую питательную среду (чаще всего среда для ребенка — это та или иная форма игры =)), что ребенок сам “прет”, как на танке.

Пример . Несколько раз играли втроем в «Каркассон»: я, папа, Глеб. Потом вдруг замечаю на полу в детской карточки, нарисованные кем-то из детей, очень похожи на карточки Каркассона, но с рельсами!

“О! Глеб, какая идея свежая! А давай сделаем Каркассон с рельсами или дополнение к основному Каркассону!”

Глеб: «Да, я это и хотел сделать! Но не пойму как карточки ровными нарисовать…»

Показываю, как чертить квадраты, отмерять, пользоваться угольником. И все! Ребенок с удовольствием делает квадраты, отмеряет, прикидывает, придумывает. За день полностью осваивает, как пользоваться линейкой, угольником, что такое прямой угол и прочие премудрости геометрии

И таких примеров у меня вагон и тележка… Когда дети сами создают свои блоги, сами делают квесты для взрослых или снимают видео-репортажи =)

Вообще, в семейном обучении часто приходится искать, придумывать, пробовать и отбрасывать, но и удовлетворение от процесса, гораздо выше, как у ребенка, так и у родителя.

С уважением, Несютина Ксения

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Самоорганизация и распределение учебного времени – это один из самых важных и сложных навыков, который необходимо развивать любому учащемуся разных возрастных категорий. Мы с вами возьмем на рассмотрение тему: как организовать обучение студентов. Самые веселые и запоминающиеся годы это конечное студенческие, ты принадлежишь сам себе, ты уже не маленький – но до сих пор на попечении у родителей (материально), но еще и не взрослый – тем не менее, живешь сам в отдельной квартире со своими друзьями сокурсниками. Студенческая жизнь полна не только развлечениями, но и обязанностями, которые порой совместить так тяжело. Однако, если студент, разработает себе некий план и будет знать, как организовать обучение, то он сможет успешно соединять полезное с приятным. Ему уже не придется проводить бессонные ночи перед сдачей экзаменов, читая конспекты, которые увидел впервые.

Как организовать обучение студенту

Приблизительный план организации своего обучения:

В первую очередь заведите органайзер, куда вы будете заносить все намеченные события и задания, которые нужно будет выполнить. Записывайте туда все комментарии преподавателя, которые имеют отношение к домашним заданиям, работам на будущее, даже незначительные и мелкие. Старайтесь писать аккуратнее, так вам захочется выполнить это задание – хитрости человеческой психики. Просматривайте ежедневно ваши записи, так вы сможете правильно распределить время выполнения намеченных заданий.

Прикиньте время, которое вы потратите на каждое задание, и также запишите его, добавьте часа полтора дополнительно, так при непредвиденных ситуациях, то ли пробка по дороге домой, то ли задержка с поиском информации или еще что-либо, оставленное на всякий случай время спасет вас. Всегда заканчивайте начатые дела, даже если вы уже немного задержались во времени, это сложно конечно, но так вы выработаете хорошую привычку и сможете в дальнейшем повысить свою продуктивность и скорость работы.

Расставьте приоритеты. Допустим, вам задали написать сочинение по любимому английскому, но завтра вас ожидает зачет по философии, которая вам совсем не по душе. Наберитесь терпения и делайте все по порядку. Выучите сначала философию, что бы потом, сочиняя текст по английскому, вас не тревожили посторонние мысли. Если важными являются все задания, то сделайте сначала все легкие, оставив таким образом больше времени на сложные и не интересные.

Для того чтобы все успевать, нужно проявить к себе немного строгости и не включать интернет без надобности. Социальные сети увлекают с головой, вы совсем не замечаете как уходит время и вы ничего не успеваете сделать. Так что сначала выполните все заданные вам задания, чтобы потом общаться с друзьями с легкой душой.

Некоторые, приходя домой забывают о том, что им нужно выучить и сделать на завтра, они с головой увлекаются домашними делами, готовят, убирают или просто болтают по телефону. По этому, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало вас при подготовке к занятиям, берите ноутбук или просто учебники и отправляйтесь в хорошо оборудованную библиотеку. Уж там вы точно не найдете альтернативу своим занятиям!

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции