Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обучение в целостном образовательном процессе. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и обучения

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.…………………...4

1.1.Сущность процесса обучения…………………………………………………...4

1.2.Преподавание и учение как две стороны учебного процесса………………...7

1.3.Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения……………………………………………………………………………...8

Выводы……………………………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………………12

Ключевые слова…………………………………………………………………….13

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной контрольной работы является изучение сущности процесса обучения и его двусторонний характер.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности процесса обучения

2. Изучение двустороннего характера процесса обучения.

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.

1.1Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда .

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения химии, обучения истории).

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Преподавание - это деятельность учителя по:

1. передаче информации;

2. организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3. оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

4. стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

5. оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

1. освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

2. самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

3. осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

1. овладение системами знаний и оперирование ими;

2. овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

3. развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

4.овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

1. различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

2.запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

1. степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

2. темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

3. уровень образованности или профессионального мастерства;

4. готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

1.2. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения.

1.3. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?» .

Психологи приводят факты общения учителей с учащимися, свидетельствующие о том, что учителя действительно не задумываются над своим общением с детьми.

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителей с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Выводы

Обучение - сложное, тонкое, многогранное и своеобразное искусство, так как в нем участвуют двое - учитель и ученик. Результаты обучения находят свое отражение в качестве знаний, уровне развития ученика.

Признавая обучение искусством, не следует думать, что не все могут им овладеть. Педагогическая деятельность требует от учителя разносторонних знаний, упорного труда для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Обучение включает в себя деятельность учителя - преподавание и деятельность ученика - учение. Под руководством учителя дети включаются в деятельность. Некоторые ошибаются, их исправляют товарищи, дает пояснения учитель. Главное, что бы никто не отвлекался. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель, и ученики активно, целеустремленно работают.

Список литературы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – с. 203-204.

2. Сидоров С.В. Двусторонний и личностный характер обучения: Учебник. Шадринск, 2004. –с. 50.

3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

4. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

5. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

Ключевые слова

Обучение

Образование

Дидактика

Обучаемость

Педагог

процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучениеосновывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на обучения и на вытекающиеиз него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всеймассы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (), понимаемой какцелое.

Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Дидактика

(поучающий) – раздел педагогики, в котором разрабатывается теория образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.

Дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

Дидактика- ( греч. didaktike искусство или наука обучения) – теория обучения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Краткий психологический словарь . - Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л . А . Карпенко , А . В . Петровский , М . Г . Ярошевский . 1998 .

Обучаемость - (англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальныхвозможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. К запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля исамоконтроля.

Большой психологический словарь . - М . : Прайм - ЕВРОЗНАК . Под ред . Б . Г . Мещерякова , акад . В . П . Зинченко . 2003 .

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида

Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта.

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999

Педагог -лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией; учитель, преподаватель.

Это был настоящий педагог, очень серьезно относившийся и к своему учительству, и к своей карьере. Короленко, История моего современника.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Педагог - воспитатель. Лицо, ведущее работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. Кроме того, ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

«Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.»,2003 г.

Лекция № 19 (2 часа)

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

Цель: показать педагогический процесс как систему по организации воспитания, обучения и развития личности обущающегося.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

3. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Целостность образовательного процесса.

5. Анализ современных дидактических концепций.

Основная литература

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 101 – 164.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – С. 147 – 164.; 185 – 214.


Дополнительная литература

3. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 90 – 93.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: учебное пособие для / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 70 – 78.

5. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – с. 232 – 239.

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения

Дидактика – это наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования; это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работах чешского ученого, педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Наряду с термином «дидактика» в педагогической науке используют термин «теория обучения».

Дидактика является частью, разделом педагогики. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, методика обучения русскому языку и литературе и др.).

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Обучение это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования.

Очень трудно дать полное определение процесса обучения, так как он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество определений этого процесса:

Это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями (Н.В. Савин);

Сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию (Г.И. Щукина);

Взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями (В.М. Величкина);

Это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности, как основы для формирования черт, свойств и качеств личности (Д.А. Белухин).

Категории «обучение» и «процесс обучения» – не тождественные понятия. Категория «обучение» обозначает явление, а понятие «процесс обучения» (учебный процесс) – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавани е – это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение это деятельность ученика по:

· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников



Как известно, движущей силой любого процесса являются противоречия , единство и противостояние которых как раз и обеспечивает развитие и продвижение вперед.

Основное противоречие процесса обучения – противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Данное центральное внутреннее противоречие порождает целый ряд других противоречий:

· между ранее усвоенным и изучаемым;

· между обыденно-житейским и научным;

· между теоретическими знаниями и практическими умениями эти знания применять;

· между стилями общения и поведения учителя и учащихся;

Понятно, что на самом деле в практике обучения существует гораздо больше противоречий большего или меньшего характера, которые и позволяют свершаться процессу обучения и, в целом, развитию личности его участников.

Все противоречия проявляются в педагогических ситуациях , истинной причиной которых и являются эти противоречия, которые, в свою очередь, могут иметь объективный или субъективный характер, быть постоянными или временными, типичными или случайными.

В течение педагогической деятельности некоторые противоречия удается разрешить, но на их месте появляются другие противоречия. Этот процесс практически бесконечный и подтверждает тот тезис, что педагог и учащиеся находятся в процессе собственного развития и сам процесс обучения, как и процесс педагогического взаимодействия тоже не стоит на месте.

Разрешение противоречий осуществимо при наличии условий:

1) осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса;

2) понимания необходимости этого разрешения;

3) овладения способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не

поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения ос­нована на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!»:

“На проводимый мною открытый урок пришли 15 учителей. Я начал урок этим приветствием и тут же радостно осознал, что мне удалось произнести его в...особой тональности. После урока я подходил к каждому присутствующему и спрашивал: «Вы, наверное, обратили внимание, как я произнес: "Здравствуйте, дети!"?» И они ничего не смогли мне сказать, даже не смогли точно вспомнить, е какими словами я обратился к детям. «Приветствие как приветствие, - говорили они в недоумении, - что тут особенного?..» Как удивлялся я, что особая тональность приветствия - располагающая, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения - не достойна того, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека? Скажите человеку «Здравствуйте» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произне­сенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!


Как произнести приветствие «Здравствуйте, дети!» - это серьезная педагогическая проблема... Моя заповедь гласит:

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах...

Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:

«Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...

Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...

Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...

Шалуны - дети с юмором. Видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...

Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...

Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности... (1, 26-27).

Так ли относится учитель к шалунам?

Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно выяснить, предложив студентам такую диагностику:

«Разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом - положительные».

Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим «набором» отрицательных качеств личности.

2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?»

Психолог Б.Г. Ананьев приводит факты общения учителя с учащимися, свидетельствующие о том, что учитель действительно не задумывается над своим общением с детьми. Педагог обращается к слабой ученице после того, как не ответили на вопрос сильные и средние ученики: «Ну, может быть, хоть ты ответишь?» Такое обращение учителя к ученице создает неблагоприятную обстановку для правильного ответа. Большое значение для ответа учащихся имеет то, как учитель обращается к ученикам: «Петя, скажи нам»; к другим ученикам обращается по фамилиям: «Иванов, скажи нам!», а к некоторым - показывая рукой или глазами на ученика или неопределенно: «Вот ты там, да, да, да, ты скажи нам!»

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать. Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всегда поднимают руки, а остальные шалят, т.е. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях. И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;

2) минимум поощрений и наказаний;

3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;

4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;

5) отсутствие принуждения к учению.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.

Литература (дополнительная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения
Рубрика (тематическая категория) Образование

1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителœем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы всœе участники процесса обучения стали субъектами, ᴛ.ᴇ. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

При этом учитель в массовой практике часто данный процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, ᴛ.ᴇ. упрощает его по такой формуле: ʼʼЯ преподаю, а вы должны учитьсяʼʼ. В случае если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что указывал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не

поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на базе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: ʼʼЯ вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учитьсяʼʼ. Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения ос­нована на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителœей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге ʼʼЗдравствуйте, дети!ʼʼ:

“На проводимый мною открытый урок пришли 15 учителœей. Я начал урок этим приветствием и тут же радостно осознал, что мне удалось произнести его в...особой тональности. После урока я подходил к каждому присутствующему и спрашивал: ʼʼВы, наверное, обратили внимание, как я произнес: "Здравствуйте, дети!"?ʼʼ И они ничего не смогли мне сказать, даже не смогли точно вспомнить, е какими словами я обратился к детям. ʼʼПриветствие как приветствие, - говорили они в недоумении, - что тут особенного?..ʼʼ Как удивлялся я, что особая тональность приветствия - располагающая, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения - не достойна того, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека? Скажите человеку ʼʼЗдравствуйтеʼʼ тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произне­сенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!

Как произнести приветствие ʼʼЗдравствуйте, дети!ʼʼ - это серьезная педагогическая проблема... Моя заповедь гласит:

В случае если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах...

Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителœей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:

ʼʼШалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство крайне важно сти переоценки ситуаций и отношений...

Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...

Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...

Шалуны - дети с юмором. Видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...

Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всœеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...

Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности... (1, 26-27).

Так ли относится учитель к шалунам?

Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно узнать, предложив студентам такую диагностику:

ʼʼРазделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом - положительныеʼʼ.

Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим ʼʼнаборомʼʼ отрицательных качеств личности.

2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться исходя из возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер.
Размещено на реф.рф
При этом в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: ʼʼПочему не работаешь?ʼʼ, ʼʼА ты не вертись, встань возле парты и постойʼʼ, ʼʼЧто сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?ʼʼ, ʼʼОпять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?ʼʼ

Психолог Б.Г. Ананьев приводит факты общения учителя с учащимися, свидетельствующие о том, что учитель действительно не задумывается над своим общением с детьми. Педагог обращается к слабой ученице после того, как не ответили на вопрос сильные и средние ученики: ʼʼНу, должна быть, хоть ты ответишь?ʼʼ Такое обращение учителя к ученице создает неблагоприятную обстановку для правильного ответа. Большое значение для ответа учащихся имеет то, как учитель обращается к ученикам: ʼʼПетя, скажи намʼʼ; к другим ученикам обращается по фамилиям: ʼʼИванов, скажи нам!ʼʼ, а к некоторым - показывая рукой или глазами на ученика или неопределœенно: ʼʼВот ты там, да, да, да, ты скажи нам!ʼʼ

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всœего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать. Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всœегда поднимают руки, а остальные шалят, ᴛ.ᴇ. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях. И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

По этой причине учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения. Для гуманистического стиля общения характерны следующие признаки:

1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;

2) минимум поощрений и наказаний;

3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;

4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;

5) отсутствие принуждения к учению.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю крайне важно знать определœенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всœегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и всœе замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен ʼʼне замечатьʼʼ или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителœен тон учителя, чем более он раздражителœен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.

Литература (дополнительная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганроᴦ. 2007.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения" 2017, 2018.

Арендный блок

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): - восприятие нового материала; - осмысление воспринятого; - запоминание; - применение усвоенных знаний на практике; - последующее повторение; - обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения; - выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика. Педагогическая культура. Ответы

Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории. Педагогика - это наука о воспитании человека. Современная дидактика.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Проектирование и оборудование термических цехов. Нагревательные установки

Курс лекций. Нагревательные установки. Установки газокислородного поверхностного нагрева. Установка электроконтактного нагрева (способ Гевелинга). Установки непосредственного (сквозного) электронагрева. Установки электроиндукционного нагрева. Индукторы

Преждевременное рождение. Недоношенный ребенок и уход за ним

Объект исследования – отделение недоношенных областной детской клинической больницы. Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры детской больницы в отделении недоношенных детей. Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры при выхаживании недоношенных новорожденных.

Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

Курсовая работа. В данной работе мною будет проведен кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма, силовой расчет трансмиссии автомобиля, а также прочностной расчет узлов и деталей двигателя (поршня и поршневого пальца).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции