Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Двусторонний характер процесса обучения и его целостность. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения










Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельности обучения. Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.


Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).


Главная - ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.


Вторая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Открытие форм деятельности с предметами человек осуществляет с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).


Третья - опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.




Четвертая - продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и т.п.).








Это некая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.


Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как "единицу анализа становления личности в процессе учения".


Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: 1 компонент отношение студентов к целям и содержанию обучения 2 компонент отношения студентов между собой и к преподавателям 3 компонент условия, в которых протекает учебная деятельность


Фазы учебной деятельности: 1 - осмысление создавшейся ситуации 2 - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения


1) На первой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. 2) На второй фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.





Содержание обучения (по И.Я. Лернеру) 1. Знания 2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности 3. Опыт творчества 4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности


Есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества






Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.


Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи. Содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения




Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.




Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Субъект и объект обучения. Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление.


Единство познания и учения. Общение в процессе обучения влияет на: мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе Такт в отношениях и помощь в учебе Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях


Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов


Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; средний; низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.


Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении) приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов


1 - создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями 2 - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге 3 - одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам 4 - поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов 5 - создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью 6 - недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии


Оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем оперативное предоставление студентам возможности "оправдать нетерпение поднятой руки" предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, "собраться с мыслями"


1 - прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии 2 - мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу 3 - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним 4 - "игровая провокация" ("Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...") Это приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов:


1 -"услышал - запомнил - пересказал" 2 - "познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни"


Функции Содержание Конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету Организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности Коммуникативно- стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться Информационно- обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов Эмоционально- корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом Контрольно- оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой


1 - педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому 2 - студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника 3 - действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации 4 - преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство 5 - студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива








Компонент Содержание компонента Целевой компонент Осознание педагогами цели и задач изучения темы принятие учениками цели и задач изучения темы. Стимулирующе - мотивационный Педагог стимулирует у учащихся интерес и потребность в учении. Ученики - внутренний процесс развития мотивов обучения. Содержание Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников. Операционно- деятельностный Отражает процессуальную сущность обучения. В деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. Контрольно- регулирующий Предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. С помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала. Оценочно- результативный Предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.


Обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения. Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения. Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).


Цель обучения определяет его содержание Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат


Различают стили коммуникативного взаимодействия порождающие несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: 1. Модель диктаторская ("Монблан"); 2. Модель неконтактная ("Китайская стена"); 3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор"); 4. Модель гипорефлексная ("Тетерев"); 5. Модель гиперрефлексная ("Гамлет"); 6. Модель негибкого реагирования ("Робот"); 7. Модель авторитарная ("Я - сам"); 8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Задание: Опишите каждый из этих моделей. Какая модель встречалась вам в вашей жизни обучаемого? Какая модель по вашему мнению наиболее продуктивна в преподавательской деятельности (ответ обоснуйте)?


Мотивы учения студентов в вузе 5 % - Функционального благополучия 9 % - Творческие 10% - Достижения успеха 12 % - Ситуативные 4 % - Получения поощрения 5 % - Широкие социальные 25 % - Личность преподавателя 16 % - Познавательно-утилитарные 23 % - Учебно-познавательные 62 % - Непосредственный интерес


Цели обучения студентов в вузе «Я учусь в вузе для того, чтобы…» Приносить пользу обществу 4% Расширить круг общения 4% Развиваться и само реализовываться 36% Решить проблемы с родителями 2% Добиться успехов в будущем 8% Получить диплом 8% Получить знания 33% Получить образование 32% Стать профессионалом 58%


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Связь учебных дисциплин с будущей профессией Гуманитаризация (культурология, эстетика, этика, политология, экономика, культура речи) Наглядность за счет приведения экспериментальных данных Связь обучения с жизнью Качественная производственная практика Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания Развитие рефлексии Развитие мастерства публичного выступления


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Исключение надиктовывания лекций («прошлый век») Интернет-конференции Компьютеризация процесса обучения Консультирование Совместная подготовка конференций Дискуссия, обсуждение Групповые формы работы Анализ дискуссий, коллоквиумов, тренингов, конференций, игр Практические занятия Факультативные занятия (по выбору студента) Проблемные задачи Повышение самостоятельности студента в обучении Творческие задания Эмоциональное заражение студентов Увлечение личным примером Пробуждение интереса


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: Заинтересованность Демократизм Сотрудничество Уважение Понимание Терпение Сопереживание (эмпатия) Поддерживающая помощь Индивидуальный контакт Эмоциональное заражение Понимание места преподаваемой дисциплины в системе других Создание положительной эмоциональной атмосферы «Преподаватель должен быть в первую очередь Человеком, а затем – носителем знаний»


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ: Осознанность целей обучения Внутренняя мотивация Осознание необходимости знаний Уважение к Личности Позитивный настрой на учебный предмет Заинтересованность Стремление проявлять себя в дискуссиях Эмоциональность Эмоциональная поддержка друг друга Азарт Стабильная подготовка к занятиям Восторг Ответственность Активная позиция Принятие преподавателя Сосредоточенность Уважение преподавателя Вовлеченность

Лекция № 19 (2 часа)

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

Цель: показать педагогический процесс как систему по организации воспитания, обучения и развития личности обущающегося.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

3. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Целостность образовательного процесса.

5. Анализ современных дидактических концепций.

Основная литература

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 101 – 164.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – С. 147 – 164.; 185 – 214.


Дополнительная литература

3. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 90 – 93.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: учебное пособие для / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 70 – 78.

5. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – с. 232 – 239.

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения

Дидактика – это наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования; это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работах чешского ученого, педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Наряду с термином «дидактика» в педагогической науке используют термин «теория обучения».

Дидактика является частью, разделом педагогики. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, методика обучения русскому языку и литературе и др.).

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Обучение это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования.

Очень трудно дать полное определение процесса обучения, так как он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество определений этого процесса:

Это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями (Н.В. Савин);

Сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию (Г.И. Щукина);

Взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями (В.М. Величкина);

Это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности, как основы для формирования черт, свойств и качеств личности (Д.А. Белухин).

Категории «обучение» и «процесс обучения» – не тождественные понятия. Категория «обучение» обозначает явление, а понятие «процесс обучения» (учебный процесс) – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавани е – это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение это деятельность ученика по:

· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников



Как известно, движущей силой любого процесса являются противоречия , единство и противостояние которых как раз и обеспечивает развитие и продвижение вперед.

Основное противоречие процесса обучения – противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Данное центральное внутреннее противоречие порождает целый ряд других противоречий:

· между ранее усвоенным и изучаемым;

· между обыденно-житейским и научным;

· между теоретическими знаниями и практическими умениями эти знания применять;

· между стилями общения и поведения учителя и учащихся;

Понятно, что на самом деле в практике обучения существует гораздо больше противоречий большего или меньшего характера, которые и позволяют свершаться процессу обучения и, в целом, развитию личности его участников.

Все противоречия проявляются в педагогических ситуациях , истинной причиной которых и являются эти противоречия, которые, в свою очередь, могут иметь объективный или субъективный характер, быть постоянными или временными, типичными или случайными.

В течение педагогической деятельности некоторые противоречия удается разрешить, но на их месте появляются другие противоречия. Этот процесс практически бесконечный и подтверждает тот тезис, что педагог и учащиеся находятся в процессе собственного развития и сам процесс обучения, как и процесс педагогического взаимодействия тоже не стоит на месте.

Разрешение противоречий осуществимо при наличии условий:

1) осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса;

2) понимания необходимости этого разрешения;

3) овладения способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

Арендный блок

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): - восприятие нового материала; - осмысление воспринятого; - запоминание; - применение усвоенных знаний на практике; - последующее повторение; - обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения; - выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика. Педагогическая культура. Ответы

Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории. Педагогика - это наука о воспитании человека. Современная дидактика.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Проектирование и оборудование термических цехов. Нагревательные установки

Курс лекций. Нагревательные установки. Установки газокислородного поверхностного нагрева. Установка электроконтактного нагрева (способ Гевелинга). Установки непосредственного (сквозного) электронагрева. Установки электроиндукционного нагрева. Индукторы

Преждевременное рождение. Недоношенный ребенок и уход за ним

Объект исследования – отделение недоношенных областной детской клинической больницы. Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры детской больницы в отделении недоношенных детей. Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры при выхаживании недоношенных новорожденных.

Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

Курсовая работа. В данной работе мною будет проведен кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма, силовой расчет трансмиссии автомобиля, а также прочностной расчет узлов и деталей двигателя (поршня и поршневого пальца).

1. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.). Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Процесс обучения / \ Процесс преподавания Процесс учения (деятельность преподавателя) (деятельность ученика или группы учеников) Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности. Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности. Концепция активности в процессе обучения. Познавательная активность – важнейшее условие осуществления процесса учения и характеристика познавательных действий учащихся. Без активности учащегося в его учении, по существу, процесс обучения не состоится. С одной стороны, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся (или активизация учения) – это система действий учителя, создающего стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом. С другой стороны, активизация учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных и поисковых задач. При этом процесс обучения предполагает реализацию самостоятельности, дисциплины, организованности, ответственности, инициативы и др. личностных качеств учащихся. Познавательная активность – это характеристика деятельности учащихся; активизация учебно-познавательной деятельности школьников – характеристика целенаправленной деятельности учителя в процессе обучения. Таким образом, концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, заключается в системе активных, познавательных действий учащихся, совершаемых ими в результате активно побуждающих действий учителя. Следовательно, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по овладению ими научными знаниями, умениями и навыками, развитию у них творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Движущие силы процесса обучения. Диалектический материализм исходит из того, что источником развития являются единство и борьба противоположностей. Определим противоречия, определяющие развитие, а значит совершенствование учебного процесса. Внешние противоречия, возникающие между постоянно возрастающими под влиянием научно-технического и социально-экономического прогресса требованиями общества к деятельности школы, к организации учебно-воспитательного процесса и уровнем современного состояния школьной практики. Анализ формирования социального заказа школе, мониторинг качества обучения и воспитания школьников позволяют осуществлять меры, направленные на повышение эффективности педагогического процесса в школе. Основным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей, а именно: между логикой излагаемого материала и процессом усвоения его, между уровнем теоретических знаний и умением применять их на практике и т.д. Анализ этих противоречий способствует оптимальному выбору технологий, методов, средств, форм обучения. Основные функции обучения. Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществить три функции: образовательную (обучающую), воспитательную, развивающую. Выделение этих функций условно. Образовательный процесс предполагает формирование у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и личностных качеств, способов мышления и деятельности, мировоззрения, нравственности. Образовательная функция, прежде всего, предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных, общепредметных (или общеучебных) и межпредметных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки – это специфические практические умения и навыки, характерные для определенного учебного предмета и отрасли науки. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам: умение работать с книгой, умение рациональной организации домашнего труда и др., а также общелогические умения: анализировать, обобщать, систематизировать, сопоставлять и др. Межпредметные умения и навыки характеризуют освоение учащимися конкретной учебной дисциплины с учетом ее взаимосвязей с другими предметами, применение междисциплинарных знаний на практике. Воспитательная функция обучения способствует формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы, мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений. Между обучением и воспитанием существует не односторонняя связь от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативности, социальной активности и др. качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Развивающая функция обучения. Обучение и воспитание развивают личность. Это очевидно. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но педагогическая практика показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную сферы личности. В связи с этим в дидактике используется специальный термин развивающее обучение. Сущность его заключается в том, чтобы в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений необходимо обеспечивать и общее развитие личности. Надо особо отметить, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств в следствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А.Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих. Все указанные функции находятся в сложных взаимосвязях, посредством которых проявляется диалектический характер их единства. Возможность комплексного осуществления этих функций должна быть заложена как в учебном материале (содержании обучения), так и в способах и технологиях, посредством которых это содержание передаётся и организуется педагогическое общение. Целостность обучения проявляется в единстве обучающей, воспитывающей и развивающей функций, которые необходимо реализовать в целостном учебно-воспитательном процессе. Цикличность и ступенчатость процесса обучения. Цикличность и ступенчатость процесса обучения заключается в том, что учебный материал разбивается на относительно небольшие части, основательно изучается каждая из них, осуществляется контроль за ее усвоением, а затем усваивается другая часть материала, более сложная. Идея о ступенчатости образования и цикличности обучения была выдвинута в 50-х годах Н. А. Петровым. Цикл обучения -- это последовательность определенных действий учителя и учащихся, направленных на осуществление связи со старым материалом и опытом ученика в качестве основы для введения нового материала, закрепление его и контроль усвоения. Сущность процесса обучения с позиции других наук. Закономерности процесса обучения являются предметом изучения не только одной педагогики, но и других наук, с которыми педагогика связана. Педагогика, обращаясь к основополагающим концепциям физиологии, широко опирается на учение о двух сигнальных системах (например, при исследовании проблемы соотношения слова и наглядности), дает объяснение многим формам поведения и различной степени активности учащихся с позиции возникновения очагов возбуждения и торможения. Ключ к пониманию утомляемости при активном учении - в понимании механизма снижения возбудимости клеток коры головного мозга, подвергающимся слишком длительному или сильному раздражению. Привлекают внимание педагогов и интенсивно ведутся в последнее время исследования ритма физиологических функций (биоритмов) и их влияние на работоспособность человека. Особый подход к пониманию процесса обучения выдвигает и кибернетика, рассматривая обучение как особую управляемую замкнутую систему. Управляющим центром ее является учитель, управляемым объектом - ученик, а само управление осуществляется на основе посылки информации из управляющего центра по каналу прямой связи и получения информации о поведении управляемого объекта по каналу обратной связи. Вопросы познания и познавательной деятельности человека – это коренные вопросы философии – связаны с проблемой обучения в педагогике. В основе философской теории познания лежит теория отражения. Согласно этой теории процесс познания объективного мира представляет собой процесс отражения явлений действительности в сознании человека. Материалистическая сущность отражения заключается в том, что вся материя обладает способностью отражать и быть отражаемой, «что наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира». Формула процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В. И. Ленин).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт

Контрольная работа

Тема: « Двусторонний и личностный характер обучения »

Выполнила: студентка 1 курса

заочного отделения

Доронина Марина Георгиевна.

Проверила:

Орехово-Зуево 2014

Введение

1. Сущность обучения

2. Двувусторонний и личностный характер обучения

3. Единство преподавания и учения

4. Функции обучения

5. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие "процесс обучения" относится к исходным в педагогической науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике оно определяется как двусторонний процесс - процесс преподавания и обучения.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями "обучение", "процесс обучения" понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента - преподавание и учение.

Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение - как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

1 . Сущность обучения

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Обучение - процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником "создания" личности служит мировая культура - духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения, что и ведет к пониманию его сущности? В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

1. Знания.

2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности.

3. Опыт творчества.

4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

2 . Двусторонний и личностный характер обучения

Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения (деятельность преподавателя и деятельность ученика или коллектива учеников). Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Взаимодействие учителя и ученика может протекать как опосредованно, так и в непосредственной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент времени, когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций учителя.

Главной характеристикой личностно ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки, поскольку оно включает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер.

Другой существенной характеристикой личностно ориентированного обучения является его продуктивность, т.е. создание учеником конкретного образовательного продукта - естественно-научной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.

Для описания образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

Изучение, предполагающее постижение учением, усвоение в процессе обучения;

Усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;

Познание, т.е. процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания.

О продуктивном обучении лучше говорить в терминах «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т.п.

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности.

Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например: разучивает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, т.е. изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений могут быть выражены одним емким понятием - освоение.

Термин «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет.

Освоению подлежат как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому этот термин наиболее полно отражает процесс личностно ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

3 . Единство преподавания и учения

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Учение - специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.

В обучении как системе существуют три структурообразующих элемента: знания, деятельность, субъекты, вступающие во взаимоотношения, процессуальные признаки системы, в числе которых движущие силы процесса обучения, основная линия движения, логика процесса и др.

Следует, что:

Педагогическая деятельность соотносится с преподавательской;

Познавательная деятельность соотносится с учением;

Учебная деятельность соотносится с преподаванием и учением.

Следовательно, в единстве преподавания и учения есть обучение.

Основу процесса обучения составляет особая учебная деятельность -- двуединая деятельность учителя и учащихся.

Отношение между деятельностями преподавания и учения является центральным для дидактических исследований, и слияние названных деятельностей происходит именно в процессе этого взаимодействия. Элементом учебной деятельности, ее мельчайшей, более неразложимой частицей является учебное действие. Раскрывая структуры учебного действия, Блинов В.М. ввел понятия "учебная информация" и "учебное воздействие".

Учебная информация -- это такое свойство учебной деятельности, которое стимулирует ее реализацию при установившихся дидактических отношениях, определяя их полезность для выполнения учебной задачи (цели). личность педагог обучение школьник

Учебное воздействие -- обобщенное наименование воздействий преподавания и воздействий учения.

Деятельности преподавания и учения вступают в контакт через соответствующие учебные воздействия.

Эти воздействия посредством обмена учебной информацией соотносятся между собой до тех пор, пока по какому-то критерию не устанавливается, что достигнута заданная степень обученности, следовательно, нужен переход к новому учебному действию.

В результате столкновения учебных воздействий происходит перераспределение учебной информации, выражающееся в увеличении или уменьшении степени активности деятельности преподавания или деятельности учения. Обучение как двусторонний процесс: исследование взаимодействия в диаде "обучающий - обучающийся"

Это исследование основывается на идеях Л.С. Выготского о переходе от внешней к внутренней регуляции при выполнении заданий, лежащих в зоне ближайшего развития.

В нем изучалось то, как дети, обучая других детей настольной игре, в создании которой они сами участвовали, переходят от роли учителей к роли учеников и обратно.

Исследование показало, что качество отношений между обучающим и обучающимся проходит путь от руководства до сотрудничества.

Модель преподавания и обучения как сотрудничества отличается от традиционной модели образования, в которой активный субъект - взрослый учитель передает знания сравнительно пассивному ученику - ребенку.

Вместо этого утверждается, что оптимальным было бы рассматривать обучение как двустороннее взаимодействие, приводящее к когнитивному развитию и учителя, и ученика.

4 . Функции обучения

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умеют ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Это означает, что согласно образовательной функции знания в процессе обучения становятся достоянием личности школьника, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний.

В соответствии с образовательной функцией в обучении знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его как средства, инструменты познавательной деятельности. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии, умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование, организация самостоятельной работы и др.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.

Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную Направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение».

В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д. Кабалевский, Б. Неменский, И. Волков).

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция обучения

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников.

Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов.

Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

5 . Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обуч е ния

Итак, педагогической наукой выделены три функции обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.

Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них. Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.

Заключение

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то, что образовательная функция более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.

Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.

Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей степени; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход всех функций, а не одной из них.

Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения.

По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.

В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их применения.

Список использованной литературы

1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: - М.: Прометей, 1981.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.

3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа- Пресс, 1997.

5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность информационных компьютерных технологий обучения, история их развития. Технология и порядок создания электронных тестов в программе "Wondershare QuizCreator" для использования их в процессе обучения учащихся образовательной области "Технология".

    дипломная работа , добавлен 28.08.2013

    Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты. Познавательные возможности учащихся, практическое применение возможностей в структуре урока. Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся.

    реферат , добавлен 16.11.2008

    Принципы педагогической деятельности при формировании толерантного сознания школьников. Использование проектных методов в процессе обучения, развитие исследовательских, коммуникативных и творческих способностей личности. Способы воспитания толерантности.

    презентация , добавлен 03.05.2014

    Научные основы развития фонематического слуха учащихся начальной школы в развивающей системе обучения. Педагогические условия применения, суть использования и роль звукового анализа слова в курсе русского языка. Сравнительный анализ систем обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2009

    Познавательная деятельность учащихся как необходимое условие успешности процесса обучения школьников 8 классов. Средства активизации познавательной деятельности. Исследование влияния нестандартных форм уроков: дидактическая игра, исторические задачи.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2008

    Теоретические подходы к построению учебного процесса и поиску возможностей его оптимизации. Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов. Внутренняя структура процесса обучения как единство преподавания и учения.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2014

    Теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке в образовательной области "Технология". Построение оптимальной модели процесса обучения. Содержание, формы и методы обучения. Дидактическое обеспечение занятий.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Выявление сущности индивидуализации в научно-педагогическом знании. Рассмотрение роли индивидуализации обучения в формировании и развитии личности. Раскрытие возрастного и психологического аспектов обучения учащихся начальных классов в данном процессе.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Сущность и методика проблемного обучения. Развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений. Основные педагогические условия применения проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования.

    контрольная работа , добавлен 10.05.2012

    Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе. Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания "Технологии" 8 класса. Способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции