Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Роль эмпатии. Эмпатия

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья. Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии - значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии - эмпатия слушания).

Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения - показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная - основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная - субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии - это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь "читать" жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия - это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие "эмпатия" в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм - это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому - утверждения доноров: "Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах".

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: "Чтобы получить внутреннее вознаграждение". Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, - это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: "Эмпатия в психологии - что это такое?" - можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае - очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение "Угадай-ка". Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников - изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. "Зеркало и обезьянка". Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача "Обезьяны" показывать различные жесты и мимику. Задача "Зеркала" все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. "Телефон". Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он - эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком - это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

Благодаря эмпатии человек может понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние других людей. Эта сложная и важная способность человека помогает ему принимать правильные решения и совершать оптимальные поступки по отношению к близким.

Понятие «эмпатия»

Термин «empathy» переводится как сочувствие, сопереживание, сострадание. В психологии это понятие означает способность сопереживать людям, понимать их эмоции. Считается, что чувство эмпатии особенно развито у кормящих матерей и влюбленных женщин. Многие специалисты считают такую способность врожденной. По их мнению, она зависит от активности зеркальных нейронов головного мозга – физического и эмоционального состояния сопереживающего.

Виды в психологии

Обратите внимание, что эмпатичному человеку обязательно нужно осознавать, что переживаемые им чувства – это ощущения постороннего, а не его собственные. Если такого понимания нет, индивидуум не считается эмпатом. Для эмпатичных личностей характерны следующие формы эмпатии:

  • Сочувствие. Так называется способность сочувствовать посторонним. Другая интерпретация – состояние эмпата по поводу переживаний окружающих.
  • Сопереживание. Это способность идентифицировать себя с другим человеком и переживать его эмоциональное состояние.

Люди могут по-разному переживать состояние окружающих. В зависимости от этого выделяют следующие виды эмпатических способностей:

Степени чувства

Современная психология признает, что в каждом человеке есть эмпатические способности. Отличие только в том, с какой силой они проявляются:

Степень эмпатии

Описание

Это слабая способность к сопереживанию. Таких личностей называют антиэмпатами или не-эмпатами. Среди них в 4 раза больше мужчин. Они сложно уживаются с окружающими, редко общаются с соседями или коллегами, не принимают чужую точку зрения, не подкрепленную логикой.

Нормальная, или высокая

Таким уровнем эмпатии обладают около 80% людей. Они могут понимать чувства окружающих, но проникаются ими редко. Сопереживают только членам семьи, знакомым, друзьям.

Личностей с таким уровнем эмпатических способностей и называют эмпатами. Они сопереживают посторонним, никогда не упускают деталей, внимательно слушают, легко заводят новые знакомства, имеют много друзей.

Преимущества и недостатки способности

Поскольку за счет эмпатических способностей человек способен сопереживать, это делает его хорошим коллегой, супругом или мужем и пр. Это качество особенно необходимо для тех, кто работает в социальной сфере: учителей, продавцов, медицинского персонала, психологов.

Стоит отметить, что признаки эмпатии имеют и негативные стороны. Повышенная чувствительность делает эмпата слишком уязвимым. Все плюсы и минусы эмпатии можно объединить в следующий список:

Преимущества

  • расширение восприятия мира;
  • развитие альтруизма, склонности к героическим поступкам;
  • укрепление отношений с близкими людьми;
  • создание благоприятной атмосферы в профессиональной среде;
  • повышение уровня близости и удовлетворения от любовных отношений;
  • улучшение эмоционального состояния пациентов;
  • мирное разрешение конфликтов;
  • снижение уровня агрессии по отношению к другим людям;
  • уравновешивание социального неравенства между классами общества.

Недостатки

  • эмпата легко обидеть;
  • эмпат не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания;
  • сильная впечатлительность;
  • эмоциональная уязвимость, ранимость;
  • высокий риск развития психических расстройств и фобий;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • формирование отношений с людьми по принципу «игра в одни ворота»;
  • подверженность высокой тревожности;
  • высокая чувствительность к критике окружающих;
  • высокий риск развития депрессий, панических атак;
  • трудно сказать другому «нет»;
  • отсутствие взаимопонимания со стороны окружающих.

Развитие эмпатии

При условии врожденного наличия эмпатических способностей их можно развивать. Существует множество методов тренировки. Самые популярные методы:

  • «Угадай чувство». Близкий человек должен изобразить какое-либо чувство, а вам нужно ее угадать.
  • «Телефон». Кто-то изображает эмоциональный разговор по телефону, а вам нужно угадать, с кем тот общается.
  • «Зеркало и обезьяна». Один человек показывает мимикой, жестами, голосом эмоции, а другой повторяет их, пытаясь угадать, что первый может ощущать в таком состоянии.
  • При беседе нужно представлять, что собеседник – это вы, его проблемы – ваши, его боль – тоже ваша. Необходимо ощутить, как бы вы чувствовали себя в описываемой собеседником ситуации.

Видео

Для человека очень важно стать счастливым, жить в окружении любящих и понимающих людей. Для того чтобы ощутить гармонию и счастье жизни, нужно уметь сострадать, понимать других людей. Удивительное чувство, которое дарит такую возможность, называется эмпатией.

Объясняя, что такое эмпатия, определение этому дару можно дать, вооружившись знанием греческого языка. По-гречески «эмпатия» означает «сострадание, сопереживание». Говоря проще, человек-эмпат тонко воспринимает чувства и эмоции окружающих, он умеет глубоко сочувствовать людям. При этом эмпат не теряет контроль над собственными ощущениями.

Эмпатия - умение чувствовать других

Эмпатия – уникальная способность, она дается далеко не каждому человеку. Впервые этот термин ввел в научный обиход известный психотерапевт Эдвард Титчнер. Ученым была разработана шкала определения уровня эмпатии у людей, принципы ее классификации. Его разработки используются и в современной психологии.

По мнению психологов, сейчас насущной проблемой современного общества становится сильный недостаток умения сопереживать. Ведущий специалист в области психологии Дуглас Лабир даже ввел в обиход определение СДЭ (синдром дефицита эмпатии).

У этой волшебной способности есть множество классификаций и видов. Эмпатия может существовать в чистой (классической) форме, а может и включать разнообразные дополнительные аспекты.

Эмоции чужих, как собственные

Эмпатия – это способность человека тонко воспринимать чужие беды. Она так и не нашла рационального объяснения. Эмпатическое восприятие не зависит от интеллектуального уровня, образованности человека . Большинство ученых склоняются к мнению, что эмпатия – способность, передающаяся на генном уровне.


Что такое эмпатия

Это умение является важным дополнением к профессиональной деятельности многих специалистов:

  • психоаналитики получают полное представление о психическом и эмоциональном состоянии пациента;
  • психологам эмпатия служит важным рычагом понимания собеседника и точного выявления проблематичных состояний;
  • для криминалистов такой дар помогает по крупицам собирать малейшие нюансы о мыслях и чувствах жертвы/преступника;
  • врачи могут оценить насколько готов пациент к медицинским манипуляциям и как эффективно отзывается больной на лечение;

Эмпатическая способность считается не просто важным, но и необходимым качеством для людей. Особенно это касается тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с общением: педагоги, воспитатели, менеджеры, агенты, руководители, продавцы, косметологи, стилисты.

Как зарождается эмпатия

Заметить, что человек тонко воспринимает чувства окружающих, можно уже в раннем детстве. Маленькие эмпаты:

  1. Чересчур активно реагируют на любое проявление родительских эмоций. На ссоры, повышенный тембр голоса отвечает плачем.
  2. Проявляются и проблемы соматического характера: личико у малышей краснеет, сердечко начинает чаще биться, возникает повышенное потоотделение.

Ученые отмечают, что малыши-эмпаты чаще появляются в семьях, где родители проявляют большое внимание к чувствам других людей. Врожденная эмпатия может со временем потухнуть либо стать сильнее и явственней. Укрепить способность чувствовать помогает теплая, доверительная обстановка в семье, грамотное воспитание, основанное на заботе о ближних.

От чего зависит умение сопереживать

Эмпатия в психологии – это сложная наука, основанная на первичном искреннем расположении к собеседнику, желании его понять, выслушать. На эмпатический дар влияет и ряд других личностных качеств (характер, уровень образования, интеллекта):

  1. Такие качества, как педантизм, суровость, сухость мешают полноценному проявлению эмпатических способностей.
  2. Если у человека присутствует эгоцентризм (заострение внимание на собственной персоне), эмпатия ему незнакома.
  3. Недостаточно высокий уровень интеллекта мешает эмпату адекватно оценивать ситуацию. Такая личность будет неправильно обосновывать ощущения собеседника.

Чаще к проявлениям истинной, глубокой эмпатии склонны личности с повышенным порогом интеллектуально-духовного развития . Такие люди умеют тесно соприкасаться с эмоциями чужих, пропуская их через себя. Они интуитивно осознают мысли, мучающие собеседников, и адекватно оценивают эмоциональные состояния оппонентов.

Помимо умения сопереживать и тонко чувствовать эмоции окружающих, эмпаты могут также ярко воспринимать волнительные ситуации из книг, кинофильмов, театральных постановок.

Так ли хорошо быть эмпатом?

Узнав, что представляет собой эмпатия, многие люди стремятся развить у себя такие способности. Но не бросайтесь в омут с головой. Эмпатичность – это умение важное, но им нужно грамотно пользоваться. Многие обладатели дара мучаются от него. Ведь для эмпатов крайне важно иметь твердую волю и сильный, зрелый характер. Иначе справиться с наплывом чужих эмоций становится непосильной задачей.

Ведь помимо неоценимых достоинств:

  • умение помочь родным и близким людям;
  • разрешение любых конфликтных ситуаций;
  • невозможность обмануться и быть обманутым;
  • отличные перспективы для профессионализма.

Эмпатия имеет и негативные стороны, обратную сторону медали. К недостаткам такой способности можно отнести:

  • частое ощущение опустошенности;
  • риск развития психических расстройств;
  • стремительное эмоциональное «выгорание»;
  • отсутствие взаимности, что добавляет лишних переживаний;
  • обостренное восприятие моральной боли, которой эмпаты не могут противостоять.

Особенности проявления эмпатических склонностей индивидуальны. Они зависят от уровня и вида дара, к которому склонен определенный человек.

Виды эмпатических способностей

Среди специалистов есть разработанная классификация, определяющая категории, формы и степени эмпатических способностей. Разработал градацию Карл Рэнсом Роджерс (американский педагог и психолог).


Основные категории эмпатии

Категории эмпатии

Согласно психологической классификации, эмпатический дар подразделяется на три вида:

Эмоциональная . Эмоционально эмпатичный человек – это личность, очень близко воспринимающая чужие переживания. Они в прямом смысле слова пропускают их через себя, принимая боль собеседника, как свою собственную. В любой момент они откликаются на беду посторонних и всегда приходят на помощь.

Эмоциональная эмпатия является самой распространенной, именно на ней и выстраиваются дружеские и понимающие взаимоотношения.

Когнитивная . Дар такого уровня строится на умении анализировать полученную информацию. Когнитивные эмпаты первым делом проводят сравнительную характеристику, анализируя собственные мысли и размышления оппонентов.

Такие люди не просто тонко воспринимают и чувствуют эмоции собеседников, но еще и подключают собственный интеллект, чтобы досконально проанализировать события. Их важная задача – осознать и полностью понять. Этот вид эмпатии наблюдается в научных спорах и дискуссиях.

Предикативная . «Предикат» обозначает «некое утверждение об определенном субъекте». Этот уровень эмпатических способностей базируется на умении предугадывать поведение и ощущения оппонентов на интуитивном уровне. Ярче такие проявления наблюдаются при каких-либо конфликтных ситуациях и ссорах. Предикативный эмпат умеет поставить себя на место собеседника и понять его переживания «изнутри», не созерцая, а проникая вглубь .

Все категории эмпатических способностей наблюдаются у каждого человека, в той или иной степени. Уровень их развития зависит от характера личности, темпераментных особенностей и развитости мозговой активности.

Формы эмпатических способностей

У эмпатов психологи также различают и два отдельных вида эмпатического состояния:

  1. Сочувствие. Способность, формирующаяся на появлении личного чувственного отношения к событию, происходящему с оппонентом.
  2. Сопереживание. Эмпатическое сопереживание базируется на возникновении у эмпата стойких эмоций, таких же, которые испытывает собеседник.

Как проявляются разные формы эмпатии, можно понять, наблюдая за реакцией эмпата. Например, если при беседе оппонент начинает переживать до слез, провоцируя ответные слезы у человека-эмпата – это способность сопереживать.

При сочувствии эмпатическая личность начинает проявлять собственные звуковые эмоции подобные тем, какие переживает собеседник.

Уровни развития эмпатии

Среди психологов существуют определенные тесты, помогающие выявить степень развития эмпатических способностей. Этих уровней четыре:

Высокий (аффективный) . Этот уровень отличается повышенной способностью полностью проникаться и прочувствовать чувства окружающих. Эмпат до такой степени «вживается» в проблемы оппонента, что перестает различать свои несчастья от чужих.

Если у человека-эмпата нет достаточно сильного, жесткого характера, аффективная эмпатия может спровоцировать у него проблемы в психическом и личном плане.

Такие личности часто страдают от чрезмерно развитой впечатлительности, ранимости. Они обладают сверхтонкой душевной организацией. Если эмпаты в состоянии справится с потоками чужих бед, в профессиональной сфере они добиваются высокого мастерства.


Главное правило эмпатии

Повышенный . Эмпаты этого уровня развития воспринимают чужую боль и эмоции без особого вреда для себя. Они проявляют искренний интерес к проблемам собеседника, но соблюдают некоторую деликатную дистанцию. Такие личности коммуникативные, социальные, они без труда находят общий язык с любым человеком.

Нормальный . Самый распространенный уровень эмпатических способностей. Он проявляется хорошим, врожденным даром понимания проблем посторонних людей. Такая личность неравнодушна к чужим бедам и отзывчива на помощь. Повышенное участие в бедах и проблемах со стороны эмпата приходится на близких и родных людей, нежели на посторонних.

Низкий . Существуют и люди, у которых полностью отсутствует чувство эмпатии. Этих личностей еще называют «антиэмпаты». Они не отличаются гибким мышлением и не способны взглянуть на проблему со стороны. Их ничто не заставит принять позицию оппонента, если она отличается от собственной.

Антиэмпаты всецело сосредоточены на личной жизни и проблемах, среди посторонних они испытывают некий дискомфорт. Это яркие эгоцентрики-интроверты с узким кругом общения и выраженными проблемами в умении контактировать с окружающими.

Как стать эмпатом

Можно ли развить врожденные эмпатические способности? По мнению психологов, эмпатию можно натренировать и улучшить (при условии наличия такого дара). В этом помогут различные тренинги и специально разработанные упражнения на развитие внимательности .


Как развить эмпатию

Особенно хорошими помощниками в тренировке эмпатических способностей становятся артистичные этюды. К ним можно отнести:

  • тренировку на запоминание лиц;
  • упражнение на умение глядеть на себя со стороны;
  • перевоплощение в других людей, зверей, птиц, насекомых.

Развитию эмпатии способствуют ассоциативные игры, танцы, просмотр хороших волнующих фильмов, слушание музыки. Развивайте собственную эмоциональность, вместе с ней придет и эмпатия. Но, прежде чем становиться эмпатом, определите для себя, действительно ли вам необходима такая способность и сможете ли вы управлять ею.

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место . Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом ( , депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции