Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Правила чередования согласных. Чередующиеся гласные в корне слова

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.
  • Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

    Первоначальный облик конструкции

    В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

    Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

    Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

    Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

    Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

    То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

    В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

    Изменения на «границах» конструктивных элементов

    Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

    Корни с чередованием: правописание, примеры

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Чередование: что это такое

    Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
    • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
    • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
    • о – а: рост – растить.
    • Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

      Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

      Правописание зависит от ударения

      Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

      Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

      Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение . Исключение – слово утварь .

      Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

      Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори . Исключения – зоревать, зорянка .

      Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с «ы».

      Правописание зависит от последующего согласного

      От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

      1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение – слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

      2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли ; возраст – сращение – заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

      3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка ; проскочить – проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

      Правописание зависит от последующего гласного

      Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

      Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
    • Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться .

      Правописание зависит от лексического значения

      Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

      Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

      Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

      Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

      • к – ч: рука – ручной;
      • х – ш: грех – грешный;
      • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
      • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
      • б – бл: любовь – влюбленный;
      • п – пл: ослеп – ослепла;
      • в – вл: ловит – улавливает;
      • м – мл: кормить – кормлю.
      • Упражнения: корни с чередованием гласных

        Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

        В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

        Чередование гласных

        В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

        Чередование гласных — это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву «А» в корне, а слово заго реть — букву «О».

        Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные. Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

        История чередующихся корней

        Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

        Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

        Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

      • следующая за чередующейся гласной согласная;
      • ударение;
      • суффикс;
      • смысловое значение.
      • Правописание гласных А-О: соседняя согласная

        Чередование «А» и «О» зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

        От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

        После «Г», «К», «СТ» и «Щ» пишите букву «А» в корне. После «Ж», «Ч» ставьте в корне букву «О».

        Например: располаг аться — располож иться, предполаг ать — предполож ить (но полог ), скак ать – вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти — нара щивать — взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

        Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

        От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

        В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву «А».

        Например: зо рька — за ря, припо й — па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

        В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву «О»:

        Например: зага р — заго реть, тва рь — тво рение, кла няться – покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

        От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс «А», то в корне пишите букву «А».

        Например: ка са ться — ко снуться, отло жить — безотла гательно.

        Правописание гласных А-О: значение корня

        От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

        Корень ра вн употребляется в значении «равнять, становиться равным».

        Например: ура внять права, сра внительный анализ.

        Корень ро вн употребляют в значении «ровнять, делать ровным».

        Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

        Корень -ма к- употребляется в значении «опускать в жидкость».

        Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

        Корень мо к означает «пропускать жидкость».

        Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

        Чередование гласных А-О

        Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

        Вставьте потерянные буквы:

        1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

        2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

        Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:

        1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

        2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

        Чередование гласных е-и: правила правописания

        Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».

        Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

        Например: забе рёт — заби ра ет, приде рётся — приди ра ется, заме рли — зами ра ет, запе р — запи ра ется, выте рся — выти ра ется, бле стит — бли ста ет, выже г — выжи га ют, посте лить — рассти ла ться, выче т — вычи та ть.

        Исключения: соче та ть, соче та ние.

        Чередование гласных Е-И

        Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».

        1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

        Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

        И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

        2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

        Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

        И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):

        1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

        2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

        3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

        4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

        5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

        Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

        Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

        Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

        Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

        Особенности

        Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

        Область применения правила


        Корень
        – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

        Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

        Разновидности

        Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

      • непроверяемые,
      • проверяемые,
      • чередующиеся,
      • выбираемые.
      • От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

        Непроверяемые

        Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

    1. безударные гласные;
    2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
    3. Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

      Проверяемые

      Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

      Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

      го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

      Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

    4. дуб – дуб ок, дуб ы;
    5. чест ный – чест ь, чест ен.
    6. весна – весенний, вёсен.
    7. В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

      Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других - соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

      Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

      «О -Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

      Чередования

      Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

      Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

      Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

      Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

      Последующие согласные

      В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

      От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

      гласной А : -кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

      сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

    8. нажа ть – сжима ть
    9. поня ть – принима ть
    10. кля сть – проклина ть
    11. нача ло – начина ть
    12. измя ть – смина ть
    13. Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

      В словах с чередованиями:

    14. -гор-//-гар - (горе́ть – зага́р),
    15. -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
    16. -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
    17. -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
    18. -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
    19. -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
    20. -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
    21. -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
    22. -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
    23. -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
    24. -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
    25. в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

      Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

      Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

      Оттенки значения

      Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

      -мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

      -плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

      -скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

      -равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» - требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

      Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

      Выбираемые гласные

      Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

      К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

    26. жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
    27. после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
    28. Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный - сверхи нтересный).

      Часть 1. Орфограммы в корне гласные

      Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

      Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

    Чередование звонких и глухих согласных

    • 1. Па конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: ду[б]ы - ду[ п], фб[б"]" - дро[ пф дро[ъа - дро[ ф], кр6[ъ"и - кро[ ф"], ног]а - но[к], стап]о - ста т], буд?]ешъ - бут(будь), кб[ж]а - ко[ш], рб[за - ро[ с], ма[з"и - ма[с", до[ж } й - Эо[ш"]. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный: вяс] упал (вяз), дру[ к] мой (друг), гри[ п] валуй (гриб), во[с внизу (воз).
    • 2. В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости/звонкости.

    Перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[зочка - ска[ск]а , лб[жечка - ло[шка, о[б]рубйть - от"]есать, под]нбс - потп]6рка, колдов]ать - колдо[фскбй, готб[вите - готб[ф"т"е.

    Перед звонкими глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"йтъ - прб[з"6а, моло[т"йтъ - молол"б]а, так]бй - тагж]е, мыть -[зд]уть, от]разйть - о[дтрузйть , ал[ч"пый - ал[д,"ж"ба (алчба), свер[х]ур6чный - свер[уз]вуков6й. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю -[г] дому; о[ т] отца - о[д] брата; отне[с]ла - отнё[ з] бы: чёре[ б] большой (череп); шка в] закрыли (шкаф); мо[у] зелёный (мох).

    Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит, только если после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой

    • (ср.: [с] врачом , [с] вами); о[д] взглядов (ср.: о[ т] власти , о[ т] ворот); [г] вздстш (ср.: [к] внуку , [к] выбору).
    • 3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие произносятся чаще всего после глухих: смот[>], вих р"], смыс[л], вопл), рит[м], пес[ и"]. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими: [р ]туть, [льстить, ститъ, ха. В этих же позициях могут произноситься и неоглушенные сонорные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф[ р], мыс[ л"], р]та, ]чатъся. В середине слова перед глухими согласными сонорные также могут оглушаться: заде[р]ка {задержка), лш[рш] {морж), по[р]т, по[л]з, те[м]п, ба[н]к. "

    Чередование твердых и мягких согласных

    Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягкими согласными многие твердые согласные внутри слова и в проклитиках заменялись мягкими (СС" > С"С"). Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (С"С" > СС"). Эта закономерность действует в настоящее время, захватывая все новые группы согласных. Наиболее последовательно сохраняется мягкость согласного перед мягким в следующих случаях:

    1. Зубные перед мягкими зубными: лю [ст] - мо[с*т"]ик,ле[сн]6й - ле[с у н у ик } у[зла - у[з У л!ёчка } ка[зна - в ка[ з"н"]рабо[та - раб6т"п"]ик, о[дн]я - о[д"н"]м, отыскать - от"т]янутъ , по[лбр6ситъ - по[л!д!еть.

    Перед [т"], [д"1, [с"], [з"] обычен и [и"]: ба пт] - баи у т]ик у и[нд]ус - И[ н"д"]ия, рома[ нс] - о рома[ н"с"]е, Пё[ нз] а -в Пё[ н"з"]е. Однако в некоторых словах в этой позиции допустимо и произношение [н]: во[нз у ить, /со[нс"ёрвы, ко[нс У йлиум и др.

    Па месте мягкого согласного в этой позиции иногда наблюдается произношение твердого на конце приставки или предлога: раст]ирать и раст]ирать, 6ез у -д у ]ёнег и без-д]енег; после твердого согласного: по[л с"т"]м и по[лст у й,мё[рз у н у и и Л£ё[рзн"]м; в начале слова:[с"н"]ег и [сн"]ег, [з"д у ]есь и [зд"]есъ.

    Звуки [л], [л"] не участвуют в действии этой закономерности. Твердый [л] не заменяется мягким: поли]ый - полн]ёй. Перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна; ср.: [з"л у ить и [зл"]итъ, б[с у л у ]ик и 6[сл у ]ик.

    2. Перед [ч"], [нГ] звук [н] обычно заменяется [и"]: вагб[ н] - вагои у ч у ик , т6[п]кий - уто[п у ч"ённый , гока - г6[ у т у ]ик, цыга[и] - цыга[ у т у ]ина. Возможен в некоторых словах и [и] перед [ч"], [ш"]: санч у ]астъ, а[нн]бусы , ви[нн у ]ёстер, стали[нш у ]ина, есёни[т у ]ина.

    Чередование согласных по месту и способу образования

    • 1. Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш] чайником; бе[ з] отца - бе ж] жены ; о[т] мороза - о[ч"] чудес - о[ч] шума.
    • 2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[и!]ся (пяться), о[ч } ]щипнутъ (отщипнуть), веч]шать (ветшать). Понять это легко. Последняя фраза взрывного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи один от другого. Но перед щелевым того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи (уже готовясь к образованию следующего щелевого) лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката. Так, [т| перед [с] меняется на [ц]: де[цсад, бра[ ц] Саши, бу[ц]сы; [т"] перед [с"] меняется на [ц")^мё[ц"]ся, пя[и!]селёдок. Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дззор, по[д,з]зиживатъ ; [д"] перед [з" меняется на [д"з"]: на{д!з"зиратель, пя[д!з"земли.

    В позиции перед [ш], [ж] звуки [т], [д] по предыдущему закону заменяются передненёбными (кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам), в результате чего образуются передненёбные твердые аффрикаты [ч], [дж:^[чшибйть (отшибить), ша[чшая (младшая), подж]жйлки, та[дж]жйк, о[дж]жатъ (отжать). Перед [ш"] происходит замена взрывного мягкой аффрикатой: [ч"]щётно (тщетно), оч"т у ]итатъ (отсчитать), ч"]щерь (дщерь).

    3. Взрывные согласные перед взрывными и аффрикатами того же места образования и аффрикаты перед такими же аффрикатами заменяются имплозивными: о[т] кого - о[т] того - о[т] царя - о[т] чего (перед передненёбным зубной отодвигается в область переднего нёба); на[ д] одним - на[ц двумя, су[и овсяный - су п] перловый", [к] собаке - [к] кошке", конё ц] отдела - конё[ т] цеха (как и не[ т] цеха); "о[ч"] вторая - ио[т] четвёртая (как и до[т"] четвёртая).

    Чередование согласных с нулем звука

    1. Обычно не произносятся [т], [д] ([т*], [д"]) между зубными согласными:

    [с] - [с]: шес[г] - шес[-]сот (шестьсот), турйс[ т] - турис-ский (туристский);

    [с] - [н]: ([с"] - [н"]): мёс[т]о - мес[-]ный (местный), учас[т"]ие - учас[ - ] ник (участник);

    [с] - [ц]: крес[т"]ёц - крес[-]ца (крестца), уз[д]а - под уз[-]цы (под уздцы)",

    [н] - [ц]: талан[т"]ец - талан[-]ца (талантца), голлан[л У ]ец - голлан-]цы (голландцы ).

    Нс произносится [д] ([д"]) и между [р] - [ц], [р] - [ч"]: сер[сСёчиый - сёр-це (сердце), сер[-]чйшко (сердчишко). Не произносится также [л] перед [нц]: со[л]нечный - со[-]нце (солнце).

    В этих сочетаниях чередование [т], [т*], [д], [д"], [л] с нулем звука обязательно. В других подобных сочетаниях строгой обязательности нет, поэтому они рассматриваются в числе орфоэпических норм.

    2. После гласного перед [и] ([и 3 ]) фонема /)/ реализуется нулем звука: мой /мо]"/ [мои] - моя /мо]а/ [ма°]"а] - мои /мо)"и/ [ма э й]; строй /(с|з)тро]/ [строи] - строю /(с|з)тро)у/ [строну] - строит /(с|з)тро]ит/ [стрби э т].

    Чередование долгих и кратких согласных

    Долгие согласные звуки реализуют сочетания двух фонем: ка[с]а - ка/сс/а, лу[н]ая - лу/пп/ая, но иш у ]у - м/ш"ш"/у, вош у ик - вб/зч у /ик. Долгие согласные могут находиться в начале слова перед гласным или между гласными: ввоз, ссора, Анна, щука, вожжи. На стыке приставки и корня долгие согласные встречаются и перед согласным: воззвание - [з], расшвырять - [ш].

    В других позициях долгий согласный теряет свою долготу, т.е. замещается кратким согласным.

    • 1) на конце слова: ва ]а - ва[ н] (ванн), ма[с]а - ма[ с] (масс), суЩа - б/у[м] (сумм), плаШ у ]й - пла ПГ] (плащ)",
    • 2) рядом с согласным: програм]а - програ[мный (программный), ру[с]кий (русский), францу[ский (французский),мо[ш у и - мо[ш]иый (мощный).

    В некоторых случаях эта закономерность отражается и на письме: колонна - колонка, оперетта - оперетка, финны - финский. Производным от этого закона является закон: в русском языке не может быть согласных более чем двойной долготы. Три (и четыре) одинаковых согласных между гласными стягиваются до двух: ссориться - расс]ориться (]тс- + ссориться)",

    3) возможно чередование долгих и кратких согласных и в позиции между гласными в зависимости от положения по отношению к ударному гласному. Это чередование не имеет строгой обязательности и рассматривается в числе орфоэпических норм.

    С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его применения на практике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского язык в 5 классе

    Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
    Буквы е, и в корнях с чередованием

    Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

    Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

    Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

    Тип урока: комбинированный.

    • I. Актуализация опорных знаний учащихся

    Проверка домашнего задания.

    • II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

    Задание учащимся.

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог - пирожок , горох - горошек . Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

    1. Слово учителя.

    План лекции учителя

    2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

    2. Работа с текстом.

    (М. Панов )

    4. Работа с учебником.

    Чтение теоретического материала

    1. Тренировочное упражнение.

    е в корне; во 2-й - с и .

    3. Работа в малых группах.

    4. Работа с учебником.

    Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

    • V. Домашнее задание

    1) Выучить теоретический материал

    2) Выполнить упражнение

    • VI. Итог урока

    1. Заключительное слово учителя.

    Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

    2. Беседа с учащимися.

    Какие гласные чередуются в русском языке?

    Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

    Какие согласные чередуются в корнях слов?

    Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Восприятие и усвоение учебного материала

    1. Слово учителя.

    1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

    В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: сне г - сне ж ок, б е ру - заб и раю .

    2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

    Поговорим о корнях с чередованием е/и : бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная е : расст и лать - расст е лить . Исключения: соч е тать, соч е тание .

    3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

    ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    Чередующиеся звуки

    Примеры

    Чередование гласных

    о - а

    покл о н - кл а няться

    о - ноль звука

    р о т - рта

    е - ноль звука

    д е нь - дня

    е - о

    н е су - н о сить

    е - и - ноль звука

    соб е ру - соб и рать - собрать

    о, е - ё

    в е сло - в ё сла

    Чередование согласных

    г - ж

    бе г у - бе ж ишь

    г - з

    дру г - дру з ья

    к - ч

    пе к у - пе ч ёшь

    х - ш

    у х о - у ш и

    з - ж

    во з ить - во ж у

    с - ш

    но с ить - но ш у

    т - ст

    пле т у - пле ст и

    д - ж - жд

    во д ить - во ж у - во жд ение

    т - ч - щ

    све т - све ч а - осве щ ение

    к - ц - ч

    ли к - ли ц о - ли ч ный

    ск - ст - щ

    пу ск ать - пу ст ить - пу щ у

    б - бл

    лю б ить - лю бл ю

    п - пл

    ку п ить - ку пл ю

    м - мл

    уто м ить - уто мл ю

    в - вл

    ло в ить - ло вл ю

    ф - фл

    гра ф ить - гра фл ю

    • III. Восприятие и усвоение учебного материала

    2. Работа с текстом.

    Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

    Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

    Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

    (М. Панов )

    • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

    1. Тренировочное упражнение.

    Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

    Ответ - отвечу, светить - свечу, лягу - ляжешь, привлеку - привлечёшь, сухой - суше, мазать - мажу, холст - холщовый, дробить - дроблю, лепить - леплю, ломать - сломленный, ставить - ставлю, расту - выращенный, пеку - печёшь, рыбак - рыбачий, творог - творожник, пух - пушистый, косить - кошу, близок - ближе, густой - гуще, ходить - хожу, рубить - рублю, сломить - сломлю, моряк - моряцкий, княгиня - князь, приведу - привести.

    2. Распределительный диктант.

    Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й - с чередующейся буквой е в корне; во 2-й - с и .

    Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

    3. Работа в малых группах.

    1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

    Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев ) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин ) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький ) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь ) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин )

    2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

    Образец: сжечь - сжигать.

    Зап..реть - …, разб..раться - …, расст..лать - …, соб..ру - …, зам..рать - …, разб..русь - …, зап..р - …, выч..тание - …, зам..р - …, соб..раю - …, подб..рать - …, подст..лю - …, выч..сть - …, отб..ру - … .

    3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

    В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

    Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


    2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

    О б р а з е ц .

    Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

    3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

    О б р а з е ц .

    Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

    4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

    А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
    Сделал первый. вдоль.
    Сделал первый. - да скользит по льду.
    упал на. . Говорит ему лисица:
    Вставай, снежок, - Дай переведу.
    вставай, . Отвечает серый ёжик:
    Полежу до ночи, - У меня две пары.
    я ушибся. сам я перейду.
    (А. Екимцев ) (С. Маршак )

    Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

    В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

    5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

    Гружёный - грузить, назову - называть, лицо — личный, осмотр — осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

    6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

    1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

    7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

    О б р а з е ц .

    Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

    Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты, курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

    Корень как часть слова

    Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

    • Разберём такую часть слова как корень.

    Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

    Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

    • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
    • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
    • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
    • 4) а\ о- расти- росток;
    • 5) е\ и- блестеть- блистать;
    • 6) б\ бл- любовь- люблю;
    • 7) в\ вл- ловить- ловля;
    • 8) м\ мл- ломить- преломление;
    • 9) п\ пл- лупить- луплю;
    • 10) ф\ фл- графить- графлю.

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова

    Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

    Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

    Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

    Чередующиеся гласные в корнях

    Написание гласной зависит от места ударения

    1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

    Исключения: пригарь, утварь.

    2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

    Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

    1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

    Пример: Касаться, Коснуться

    2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

    Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

    Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

    Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

    1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

    Пример: Предлагать, предложение

    Исключение: Полог

    2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

    Пример: Растение, выращенный, вырос

    Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

    3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

    Пример: Проскакать, проскочить

    2.2. Корень слова

    1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

    Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (по й ти ).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Чередование сочетаний звуков

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол, лев, стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ- .

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

    Совет 1: Как найти слова с чередующимися согласными в корне

    • Как найти слова с чередующимися согласными в корне
    • Как подготовить к сдаче ГИА
    • Что такое корень слова
    • Как найти простые слова

    Понятие чередования

    В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

    Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в корне встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и морфемный разбор, применить орфографическое правило написания сомнительных согласных корня.

    Два вида чередований

    Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

    Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

    Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

    Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г — ж — з (подруга — подружка — друзья); к — ч — ц (лик — личико — лицо); х — ш — с (лес — леший); д — ж (молодой — омоложение); ск — щ (лоск — лощеный); ст — щ (мост — мощеный) ; б — бл (люблю — любить); в — вл (ловить — ловлю); м — мл (кормить — кормлю); п — пл (купить — куплю).

    Требует серьезного внимания определение морфемного строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

    Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований (кошка- кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

    www.kakprosto.ru

    Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

    Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

    Общая информация

    Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

    Чередование согласных

    Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

    • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
    • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
    • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
    • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
    • щ – ск (лощеный – лоск);
    • щ – ст (мощеный-мост);
    • бл-б (гублю – губить);
    • вл – в (ловлю – ловить);
    • мл – м (кормлю – кормить);
    • пл – п (куплю-купить) и другие.

    Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

    Первоначальный облик конструкции

    В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

    Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

    Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

    Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

    Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

    То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

    В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

    Изменения на «границах» конструктивных элементов

    Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

    ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

    1) от суффикса, следующего за корнем;

    2) от ударения;

    3) от буквы, следующей за гласной;

    4) от значения слова.

    Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

    1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

    Исключения: сочетать, сочетание, чета.

    2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

    3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

    Написание гласных, зависящее от ударения

    1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
    2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

    Исключение: зо рева̀ть.

    3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

    Исключение : у̀тва рь.

    4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

    Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

    1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

    Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

    2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

    Исключения: ска чок, ска чу.

    Написание гласных, зависящее от значения слова

    1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

    2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

    Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

    © 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции