Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мировой океан-колыбель жизни. Колыбель жизни на земле – океан? Мировой океан колыбель жизни так как

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Физическая география материков и океанов и методика обучения с ИКТ »

По теме:

«Жизнь в Мировом океане. Распределение живых организмов в океане»

Исполнитель:

Бакланова Людмила Николаевна

Москва 2018 год

Стр.

Введение

Распространение жизни в океане

Заключение

Список литературы

Введение

Мировой океан - одно из немногих уникальных природных образований на нашей планете. Он многолик в восприятии: вызывает неподдельный интерес, восхищение, будоражит воображение бездной и мощью, служит домом, пищей и зашитой для его обитателей. Водная гладь, занимая приблизительно 71% поверхности Земли, что составляет почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, до сих пор скрывает много загадок. И немудрено: тысячелетиями человек "ходил за три моря", ловил рыбу, а изучать его начал лишь три века назад.

Почти все жизненное пространство сосредоточено в океанах. Под поверхностью океана находится 4/5 всех живых организмов. В глубоководной зоне океана, до сих пор слабо изученной человеком, обитает множество видов животных.

Жизнь в океане существует повсюду - от поверхности до самого дна и от экватора до арктических широт. Однако разнообразие организмов и насыщенность ими водных пространств зависят от многих причин. Среди них главные - глубина, географическая широта, удаленность от берегов.

Цель работы- изучить многообразие живых организмов Мирового океана.

    Океан – колыбель жизни на Земле

Около 3,4 миллиардов лет назад в океанах зародилась жизнь. Лишь через три миллиарда лет на суше появились первые жители.

Развитие жизни в нем привело к изменению свойств водных масс (солености, содержания газов и др.). Так, например, появление в океане зеленых растений привело к тому, что увеличилось содержание кислорода в воде. Из воды кислород выделялся в атмосферу, изменив ее состав при этом. Появление кислорода в атмосфере привело к возможности заселения суши организмами - выходцами из океанов.

Всех жителей Мирового океана по условиям их обитания можно объединить в 3 группы:

1) организмы, живущие на поверхности океана и в толще воды и не обладающие активными средствами передвижения;

2) организмы, активно перемещающиеся в толще воды;

3) организмы, обитающие на дне.

Анализ живых организмов и мест их обитания позволяет утверждать, что океан населен организмами неравномерно. Особенно плотно населены прибрежные районы с глубинами до 200 метров, хорошо освещаемые и прогреваемые солнечными лучами. На материковой отмели можно увидеть леса и луга из водорослей - пастбища для рыб и других обитателей океана. Вдали от берегов крупные водоросли встречаются редко, так как солнечные лучи с трудом проникают сквозь толщу воды. Здесь царствует планктон (греч. planktos - блуждающий). Это растения и животные, не способные противостоять течениям, переносящим их на значительные расстояния. Большинство этих организмов очень малы, многие из них видны только под микроскопом. Различают фитопланктон и зоопланктон. Фитопланктон - это различные водоросли, развитые в верхнем, освещенном слое воды. Зоопланктон населяет всю толщу воды: это мелкие рачки, многочисленные простейшие (одноклеточные животные, имеющие микроскопические размеры). Планктон - основная пища большинства обитателей океана. Естественно, что районы, богатые им, богаты и рыбой. Здесь же могут обитать и усатые киты, в питании которых планктон занимает основное место.

На дне моря или океана обитает бентос (греч. benthos - глубокий). Это совокупность растительных и животных организмов, обитающих на грунте или в грунте морского дна. К бентосу относятся бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные и другие. Важное промысловое значение имеют среди них креветки, устрицы, морские гребешки, омары, крабы. Бентос - прекрасная пищевая база для моржей, каланов и некоторых видов рыб.

Глубины океана населены мало, но они не безжизненны. Растений там, конечно, уже нет, но в полнейшей тьме, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные рыбы: они имеют огромные зубастые пасти, светящиеся туловища, «фонари» на голове. Одни из них слепые, другие могут слабо видеть в темноте. Питаются они остатками организмов, падающих сверху, или поедают друг друга. В толще воды обитает множество бактерий, которые проживают и в самых глубоких водных массах. Благодаря их деятельности отмершие организмы разлагаются, и освобождаются необходимые для питания живых существ элементы.

В океане повсеместно обитают активно перемещающиеся организмы. Это разнообразные рыбы, морские млекопитающие (дельфины, киты, тюлени, моржи), морские змеи, кальмары, черепахи и другие.

Жизнь в океане размещается неравномерно не только в глубину, но и в зависимости от географической широты. Полярные воды из-за низких температур и долгой полярной ночи бедны планктоном. Больше всего его развивается в водах умеренного пояса обоих полушарий. Здесь течения, сильные ветра способствуют перемешиванию водных масс и поднятию глубинных вод, обогащению их питательными веществами и кислородом. Из-за сильного развития планктона развиваются и различные виды рыб, поэтому умеренные широты - самые рыбные районы океана. В тропических широтах количество живых организмов уменьшается, так как эти воды сильно прогреты, сильно солены и плохо перемешаны с глубинными водными массами. В экваториальных широтах число организмов опять увеличивается.

    Разнообразие живых организмов в океане

Огромен и разнообразен живой мир : более 150 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей обитают в нем. Даже теперь, когда развились наземные животные и растения, в водной среде их обитает значительно больше, чем на суше. Здесь живут самые крупные животные, например кит, который в 25 раз тяжелее слона - самого большого животного суши; крупнейшие растения - водоросли, протяженностью во много десятков метров. Условия существования в воде всего живого гораздо благоприятнее, чем на суше: здесь нет резких колебаний температуры, окружающая вода хорошо поддерживает в пространстве тело организма и ему не нужен столь мощный скелет или корни, как обитателям суши, противостоящим воздействию воздушной стихии.

В органическом мире морей и океанов выделяются - и , а также , т. е. совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морей, озер, рек. Бентос делится на животный ( ) и растительный ( ). Больше - , особенно в прибрежных мелководьях.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Мировой океан-колыбель жизни.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Оборудовани е: презентация «Мировой океан», таблицы, географическая карта, видеоматериал.

ХОД УРОКА.

  1. Постановка учебной проблемы.

Приветствие всех присутствующих на борту круизного лайнера «Крым»: дорогие друзья, сегодня мы совершим незабываемое путешествие по Мировому океану, на батискафе опустимся в его глубины и познакомимся с его обитателями. Сегодня нас будут сопровождать эксперты, они окажут нам необходимую помощь, когда мы будем в ней нуждаться.

  1. Обобщение и систематизация знаний .

Первое слово предоставляется эксперту географу, который знакомит с основными данными о Мировом океане: площади поверхности, средней глубине, солености, залежах полезных ископаемых, биосфере.

Демонстрируется видеофильм, в котором показаны жители подводного царства, глубоководные аппараты - батискаф, батисфера, аквалангисты, изучающие подводный мир.

В ходе демонстрации видео делаем паузы, во время которых заслушиваются короткие сообщения учеников и обсуждается увиденное. С физической точки зрения предлагаются такие вопросы.

● Почему для исследования подводных глубин необходимо спецснаряжение?

● Как кислород, необходимый для дыхания рыбам попадает в воду?

● Для чего рыбам нужен плавательный пузырь?

● Как регулируется глубина погружения рыб при его помощи?

● Почему у подводных растений стебель мягкий и гибкий?

● Как измерить глубину воды под кораблем?

● Почему рыбы, акулы, дельфины имеют обтекаемую форму?

● Почему нефтяное загрязнение воды опасно?

Эксперты-биологи характеризуют животных, которых ученики видят на экране.

◄ Эксперт – биолог.

В мировом океане живет более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Водоросли играют значительную роль в обеспечении кислородом жителей вод, человек потребляет их в пищу, использует как удобрения, из них получают йод, спирт, уксусную кислоту. В Мировом океане ежегодно вылавливают 85 млн. тонн рыбы. Это не только 1% мирового продовольственного производства, но и 15% потребляемых человечеством животных белков. Шельф океана содержит величайшие запасы нефти и газа, железо-магниевых руд и других полезных ископаемых.

◄Океанолог

Акулы – из ряда пластинчатожаберных рыб. Длина тела от0,2 м (черная акула) до 20 м (гигантская акула). Известно около 250 видов. Широко распространены главным образом в тропических моря. Объект промысла (мясо употребляют в еду, из печени получают рыбий жир, из костяка – клей) Большие акулы (Китовая, синяя) являются опасными для человека.

◄Физиолог

Электрический скат может создавать напряжение 650 В. Интересный рецепт электролечения при помощи электрического ската был описан древнеримским лекарем в 1 столетии н.э.: «Головная боль исчезает, если живого черного ската поместить на болезненную точку и держать его, пока боль не исчезнет». Древние греки считали, что электрические скаты могут «заворожить» жертву, и называли их «нарке» - т.е. тот что оказывает оцепенение, отсюда и название «наркотик».

◄Зоолог

Размах плавников манты достигает 8 м. Масса около 3 тонн. На голове у него небольшие рога, которыми он загоняет в рот мелкие рыбешки. За эти «рога» их и прозвали «морскими дьяволами»

◄ Генетик

Мурена имеет змееподобное тело длиной 3 м. На челюстях острые зубы, которые раньше ошибочно считали отравленными. Кожа без чешуи. Мурены обычно прячутся в трещинах подводных рифов и скал, ожидая свою добычу -рыб, крабов, каракатиц. На человека сама мурена не нападает, только в том случае, если ее потревожить. Мясо некоторых видов мурены вызывает сильное отравление в случае приема ее в пищу.

◄ Биофизик

Удельный вес хрящевых рыб больше, чем удельный вес воды, поэтому они должны постоянно двигать хвостом, чтобы не упасть на дно. Кроме этого им помогают передвигаться в воде подводные течения.

◄Эколог

Ежегодно в Мировой океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Чтобы понять, как это много, можно привести такой пример: 1 л разлитой нефти перекрывает доступ кислорода до 40 тыс. литров морской воды. Мы знаем, что плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она растекается по поверхности воды и создает тонкую пленку на ее поверхности. По данным американских ученых 1/3 океана покрыта нефтью. Мало того, что без доступа кислорода могут погибнуть рыбы, которые им дышат, но это настоящее несчастье и для водоплавающих птиц. Как выдумаете почему?

◄Микробиолог

Нефтяное пятно не пропускает солнечные лучи, вследствие чего престает размножаться планктон – основа пищи морских обитателей. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, синтетические пленки т емкости, пластмассовые сетки) Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности. У рыб, которые выжили в таких условиях, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста. Нередко изменяется и видовой состав организмов.

  1. Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока, еще раз акцентирует внимание на экологических проблемах Мирового океана, связанных с жизнедеятельностью человека. Благодарит все присутствующих за работу.


РЕЦЕНЗИИ. ОТЗЫВЫ

МИРОВОЙ ОКЕАН - КОЛЫБЕЛЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ*

Необозримое число опубликованных гипотез происхождения и эволюции жизни на Земле пополнилось кардинально отличающейся от всех прежних новой гипотезой, представляемой известным геохимиком А.А. Дроз-довской. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века она опубликовала свою версию причины первого в истории Земли глобального проявления одноклеточных организмов в осадочных породах, перекрывающих раннепротерозойскую джеспилитовую формацию криворожского типа (ДФКТ), возраст которой оценивается интервалом изотопных дат 2,4-2,2 млрд лет. Версия была основана на созданной А.А. Дроздовской компьютерной физико-химической модели генезиса ДФКТ, согласно которой эта формация являет собой хемогенно-осадочный продукт морского редокс-барьерного се-диментогенеза, образованный во время перехода внешних оболочек Земли из восстановительных условий развития в окислительные. Взяв за точку отсчета верхний возраст этой формации, А.А. Дроздовская предложила тогда считать, что глобальное образование одноклеточных организмов на рубеже геологического времени 2,2 млрд лет назад было спровоцировано впервые появившимся тогда в атмосфере и Мировом океане термодинамически устойчивым кислородом.

И вот теперь, спустя почти двадцать лет, А.А. Дроздовская представила в своей новой книге весьма обстоятельно обоснованную гипотезу истории земной жизни, названную геоэнергогенной. А.А. Дроздовская утверждает, что образование жизни на Земле и все скачкообразные перестройки видового состава организмов биосферы, происходившие на перестроечных рубежах биологической эволюции, осуществлялись под воздействием взрывоподобных геодинамических катаклизмов, которые периодически возникали в менявшихся во времени энерговзаимодействиях Земли с Космосом. Она полагает, что такие катаклизмы порождали в земной коре тектонические разломы, через которые из недр на поверхность вырывались мощные потоки геогенных энергий, и они так или иначе преобразовывали материальный мир земной экзосферы.

Первое в истории Земли глобальное геоэнергогенное образование первичных форм живой материи А.А. Дроздовская увязывает с самым мощным в истории Земли взрывоподобным геодинамическим катаклизмом, возникшим, согласно гипотезе, на рубеже 2,4 млрд лет назад. Она полагает, что такой катаклизм обусловил своеобразный «раскол» земной коры и образование множества разломов, в которых и начали отлагаться осадки джеспилитовой формации. А все последующие перестройки видового состава биосферы, периодически происходившие в последующем времени биологической эволюции, А.А. Дроздовская увязывает с взрывоподобными геодинамическими катаклизмами меньшей мощности, которые, по ее мнению, осуществляли геоэнергогенное усложнение организации живой материи.

* А.А. Дроздовская. Жизнь: происхождение и эволюция в энерговзаимодействиях Земли с Космосом. - Киев: Символ-Т, 2009. - 334 с.

Доверительность обоснований гипотезы А.А. Дроздовской зиждется на комплексном характере ее исследования, которое она выполняла, как это теперь принято говорить, «на стыке» нескольких наук, используя методы как традиционных геологических и физико-химических наук, так и двух новых наук - геоэкологии и эниологии. Определяющую роль в формировании гипотезы сыграло применение новейших компьютерных технологий, позволивших резко расширить диапазон учитываемых в исследовании параметров геохимической эволюции, которые должны были термодинамически ограничивать ход развития химической эволюции Мирового океана и атмосферы как во всем времени геологической истории, так и на протяжении времени образования ДФКТ в интервале рубежей 2,4-2,2 млрд лет назад.

Вместе с тем, нужно признать, что весьма значимую роль в формировании гипотезы сыграли геоэкологические и эниологические технологии исследования влияния процессов энергообмена Земли с Космосом на экологию. В книге А.А. Дроздовской их описанию отведена чуть ли не треть ее объема.

Понятно, что эта часть книги будет принята далеко не всеми ее читателями, поскольку многие геоэкологические, и, в особенности, эниологи-ческие, в частности, биолокационный, методы исследования, пока официально не причислены к рангу научных методов. Однако, широкое применение этих методов в геологической практике заставляет расценивать полученные с их помощью результаты как весьма перспективные.

В книге детально описаны многие созданные А.А. Дроздовской оригинальные биолокационные технологии, позволяющие определять изменения энергетических состояний организмов биосферы в воздействиях излучений физических полей окружающей среды. Особое внимание читателя должна привлечь созданная А.А. Дроздовской трехдипольная модель биополя, раскрывающая необозримые возможности в определениях специфики воздействия физических полей окружающей среды на человека. Несомненный интерес вызовут и описанные в книге авторские представления о будущей судьбе человечества в воздействиях энергообмена Земли с Космосом и о роли религиозных верований в формировании мировоззрения о природе и механизмах таких воздействий на организмы биосферы.

В заключение следует сказать, что установленная А.А. Дроздовской генетическая связь истории глобального образования первичных форм живой земной материи с началом формирования в морском седиментогенезе ДФКТ неоспоримо свидетельствует о том, что колыбелью земной жизни был Мировой океан.

В целом же выполненная А.А. Дроздовской работа представляется зарождением нового научного направления в комплексных исследованиях геологических проблем.

Е.А. Кулиш, академик НАН Украины, член-корреспондент РАН, профессор, доктор геолого-минералогических наук

Жизнь в глубинах веков Трофимов Борис Александрович

ОКЕАНЫ И МОРЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ Расцвет жизни в воде

ОКЕАНЫ И МОРЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ

Расцвет жизни в воде

В протерозое и в первой половине палеозоя, то есть в течение 600 миллионов лет, жизнь продолжала развиваться главным образом в воде - в океанах и морях, которые были колыбелью жизни на нашей планете. Растения и животные суши стали развиваться значительно позже.Мы знаем, что в настоящее время органический мир океанов и морей велик и разнообразен. Там обитает множество примитивных по строению и древнейших организмов.В океанах и морях живет более 150 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей.На первом месте стоят моллюски, их более 60 тысяч видов, ракообразных - около 20 тысяч, морских рыб - более 16 тысяч видов, одноклеточных - около 10 тысяч, червей и близких к ним животных - более 7 тысяч видов, кишечнополостных - около 9 тысяч, иглокожих - 5 тысяч, губок - 4 тысячи видов.Животных, которые живут в воде, гораздо больше, чем на суше. Из общего числа существующих сейчас 63 классов животных и 33 классов растений только в море живут 37 классов животных и 5 классов растений.Мир живых существ морей и океанов прошел грандиозный путь исторического развития.За этот огромный промежуток времени, о котором мы говорим, в развитии жизни на Земле произошло много великих событий. Вот главные из них.

Крупная одноклеточная водоросль

Зеленые водоросли

Первое событие - появление многоклеточных организмов, второе - возникновение и расцвет различных водорослей и морских беспозвоночных животных и третье - появление первых позвоночных животных.Величайшим скачком в развитии жизни было возникновение многоклеточных организмов, ибо это дало громадные возможности для ее дальнейшего прогрессивного развития.Это произошло, вероятно, следующим образом. Каждый одноклеточный организм представляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный осуществлять все жизненные функции: питание, выделение, дыхание, движение, размножение. Иное дело многоклеточные организмы. В них каждая клетка или группы клеток приспособлены к выполнению какой-либо определенной функции. В простых многоклеточных организмах, например у некоторых жгутиковых водорослей из группы вольвоксовых, такого разделения функций между клетками еще не было. Вольвоксы - шарообразные организмы - состоят сверху из одного слоя клеток, а внутри наполнены жидкостью. Они представляют собой как бы колонии одноклеточных существ, предков многоклеточных. В дальнейшем клетки таких организмов специализировались: одни клетки стали выполнять, например, двигательную функцию, другие - питательную, третьи - функцию размножения и т. п. Так возникли многоклеточные организмы с различными органами. Наиболее обоснованной теорией происхождения многоклеточных животных является теория, выдвинутая И. И. Мечниковым. По мнению И. И. Мечникова, исходной формой для многоклеточных была паренхимелла, сходная с личинкой губок - паренхимулой и личинкой кишечнополостных - планулой. Паренхимелла могла возникнуть из колоний жгутиконосцев, подобно вольвоксам. В дальнейшем у предков многоклеточных возникли защитные клетки наружного слоя (эктодерма), а внутренние клетки стали нести пищеварительную функцию и превратились в кишечную полость (энтодерму).Изменение и развитие древних многоклеточных организмов происходило по-разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие сохранили подвижный образ жизни. Возникли разнообразные многоклеточные организмы: водоросли, а также губки, медузы и другие беспозвоночные животные, которые населяли древнейшие моря и океаны. Появление этих организмов относится к весьма отдаленному времени, но, несмотря на это, изменились они с тех пор очень мало и не дали начала другим животным.Способность к прогрессивному развитию проявили совсем другие древние многоклеточные животные, родственники медуз, - гребневики, которые обладали достаточной подвижностью. На определенной ступени своего развития они вынуждены были сменить образ жизни: плавание на ползание. Это повлекло за собой изменение строения: сплющивание тела, образование головы, появление различий между брюшиной и спинной сторонами. Так возникли водные черви. Постепенно у них выработалась большая подвижность, образовались мускульные волокна, появилась кровеносная и другие системы органов.

Амёба

Инфузории-туфельки

Гидроидный полип - одно из простых многоклеточных животных

Древние примитивные кольчатые черви дали начало членистоногим животным. Короткие нечленистые придатки, или параподии, кольчецов превратились в длинные суставные ножки, способные к весьма сложным движениям, головной мозг и вся нервная система у членистоногих увеличились и усложнились, а органы чувств, например глаза, достигли высокой степени развития. С начала палеозоя известны трилобиты, ракоскорпионы, низшие ракообразные. Позднее возникли паукообразные, многоножки и насекомые. Палеонтологические, сравнительно анатомические и эмбриологические данные показывают, что ракообразные произошли от одной группы кольчецов, трилобиты, мечехвосты, паукообразные - от другой, многоножки и насекомые - от третьей.Предки моллюсков были, вероятно, близки к кольчецам. На это указывают черты строения низших моллюсков и поразительное сходство эмбрионального развития (строение яиц и личинок, сходство стадий развития и пр.) моллюсков и кольчецов. Но у моллюсков возник нечленистый, концентрированный тип строения. Основные классы моллюсков появились в докембрии и хорошо известны с кембрийского периода Мшанки, плеченогие, также известные из древнейших отложений, происходят от каких-то червеобразных форм; имеют, с другой стороны, близость к кишечнополостным. Плеченогие - морские животные - внешне похожи на моллюсков, но их раковина открывается не в стороны, как у двустворчатых моллюсков, а снизу вверх. По бокам рта у них есть два выроста, названные «руками». Они являются органами дыхания и создают ток воды у рта. Плеченогие были широко распространенными животными в древних морях.

Кремневаягубка

Одиночный четырехлучевой коралл

Обширный и своеобразный тип иглокожих (морские звезды, ежи, лилии, офиуры или змеехвостки) возник и бурно развился задолго до кембрия от червеобразных предков. Вероятными предками их были свободноподвижные, двустороннесимметричные червеобразные животные с тремя парами разделенных внутренних полостей, не имевшие внутреннего и внешнего скелета.Все это происходило более 500 миллионов лет назад.Таким образом, жизнь в архейскую и протерозойскую эру была сосредоточена и развивалась в воде. Моря и океаны были колыбелью жизни на нашей планете.В следующую - палеозойскую - эру, которая началась около 500 миллионов лет назад и продолжалась более 300 миллионов лет, живые существа продолжали свое дальнейшее развитие. Эту эру делят на пять периодов: кембрийский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.Первая половина палеозоя - кембрийский и силурийский периоды. Это было спокойное время в истории Земли. Материки располагались тогда ниже, чем теперь, и, следовательно, океаны занимали большую поверхность и образовывали много глубоководных морей.В них, как и в протерозойскую эру, обитали водоросли, ползали, плавали или чуть шевелились прикрепленные ко дну различные беспозвоночные животные. В большом количестве стали распространяться губки, археоциаты и трилобиты. Слово «археоциаты» в переводе на русский язык означает «древние бокалы». Их назвали так потому, что эти животные действительно напоминали бокал или кубок. Много их остатков найдено на территории современной Сибири в виде ископаемых рифов.

Трилобит азафус

Археоциаты были родственны губкам и кораллам, имели прочный известковый скелет и прикреплялись ко дну длинными нитями.Трилобиты, родственники ракообразных, внешне походили на мокриц и были, повидимому, сродни современным мечехвостам и морским скорпионам. Их тело, состоящее из головы, туловища и хвоста, покрывали щитки. Некоторые трилобиты были очень маленькими - величиной с горошину, другие достигали полуметра в длину. Они плавали или ползали в мелководных заливах, питаясь растениями и телами умерших животных.

В те времена в воде жили также многочисленные и разнообразные губки, кораллы, черви, плеченогие, моллюски, иглокожие (морские звезды, лилии, морские ежи). Но главных обитателей нынешних морей и океанов - рыб - еще не было. Первые редкие отпечатки рыб ученые обнаружили в поздних отложениях силурийского периода. Это значит, что возраст их достигает 400 миллионов лет! Какими же были предки рыб?

Колония низших хордовых животных граптолитов с плавательным пузырем

Долгое время наука не находила ответа на этот вопрос. Только исследования выдающегося русского эмбриолога Александра Онуфриевича Ковалевского, а также последние палеонтологические открытия пролили свет на загадку происхождения рыб. Оказывается, они возникли от морских червеобразных животных. Древние рыбы имели узкое, длинное тело. Внутри тела костей не было, но снаружи оно иногда было покрыто панцырем. Парными плавниками древние рыбы не обладали. Они были похожи на ныне живущих миног и миксин и вместе с тем на маленькое, длиною 5-7 сантиметров, простое по строению рыбообразное животное - ланцетника. Он живет в южных морях, в песчаном грунте, встречается и у нас в Черном море. Строение его замечательно, так как он имеет черты беспозвоночных и позвоночных животных. Тело его длинное, заостренное книзу, похожее на ланцет, состоит из ряда сегментов, то есть имеет членистое строение, как у многих червеобразных беспозвоночных. С другой стороны, с позвоночными его роднят наличие хорды, головной мозг, сложный жаберный аппарат.

Головоногий моллюск, пожирающий трилобита

Материки и океаны в кембрийском периоде

Внутреннее строение и личиночное развитие ланцетника, изученное А. О. Ковалевским, говорит о близком родстве как с низшими хордовыми - оболочниками и асцидиями, - так и с позвоночными животными, в частности рыбами.

Современный головоногий моллюск каракатица

Наиболее характерным признаком, отличающим хордовых животных, куда относятся ланцетник и ряд других близких к нему животных, а также все позвоночные, служит наличие хорды - спинной хрящевой струны или позвоночника, - расположение головного мозга над передней частью хорды, присутствие сложного жаберного аппарата или легких.В отложениях силурийского и девонского периодов найдены чрезвычайно хорошо сохранившиеся остатки древних рыб. По этим остаткам можно даже судить, как были расположены главные кровеносные сосуды и нервы.Самыми древнейшими известными нам позвоночными являются щитковые бесчелюстные. По внешнему виду они напоминают рыб, но рыбами их еще назвать нельзя. У них не было челюстей и парных плавников, как у миног и миксин. Их близкие родичи, так называемые панцырные рыбы, имели челюсти, парные плавники, обладали более усовершенствованным внутренним скелетом, головным мозгом и органами чувств. Но их тело сковывал массивный костный панцырь, покрывавший голову и передний отдел туловища. Все эти рыбы вымерли в девонском периоде, около 300 миллионов лет назад, уступив место хрящевым и костным рыбам.Существуют две точки зрения на вопрос о том, где появились первые позвоночные - в морях или пресных водах. В пользу морского происхождения говорит значительное количество растворенного в морской воде кальция, входящего в состав костей, а также обитание всех низших позвоночных в море. Сторонники пресноводного происхождения рассматривают причину возникновения скелета вообще как устойчивой опоры тела и считают, что он должен был возникнуть в проточной воде, активно противодействуя течению. Несомненно, что предки позвоночных обитали в зоне, где пресные воды граничат с морскими, - там и находят их остатки. Известные нам древнейшие позвоночные уже обладали костной тканью - панцырем, - внутренний же скелет их был, повидимому, хрящевым; в ископаемом состоянии он не сохранился. Замена хряща костью (окостенение хряща) произошла значительно позднее - у высших групп рыб.Следует отметить также, что соленость морской воды тогда была ниже, чем теперь, поэтому рыбы, вероятно, могли легче переходить из морской воды в пресную и наоборот.

Из книги Путешествие в прошлое автора Голосницкий Лев Петрович

О чём рассказывают архейские и протерозойские слои Море - колыбель жизни У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический роман «Машина времени». В этом романе рассказывается, как один учёный изобрел и построил машину, на которой можно

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ Основные теории, предложенные на этот счет, можно свести к четырем гипотезам:1. Жизнь не имеет начала. Жизнь, материя и энергия сосуществуют в бесконечной и вечной Вселенной.2. Жизнь была создана в результате сверхъестественного события в особый

Из книги Инстинкты человека автора Протопопов Анатолий

САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ В свое время была распространена гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, согласно которой современные организмы при соответствующих условиях могут образовываться из неорганического материала. Этого мнения придерживались некоторые биологи

Из книги Муравьи, кто они? автора Мариковский Павел Иустинович

Пример из жизни рыб Рассмотрим рыбок-синежаберников Lepomis macrochirus, обитающих в холодных пресных водоёмах Северной Америки. Обычный (честный) самец синежаберника строит связку гнёзд, и ждёт самок, которые отложат икру, которую он оплодотворяет и далее за ней ухаживает. У него

Из книги Моя жизнь среди кабанов автора Майнхардт Хайнц

Ритмы жизни Засони россомирмексыВ прошлом году я встретил несколько очень редких муравьев «рабовладельцев» Россомирмекс проформикарум. Они бродили по голому месту, то ли вышли на разведку для очередного грабительского похода, то ли разыскивали свое жилище. Муравей

Из книги Металлы, которые всегда с тобой автора Терлецкий Ефим Давидович

Опыт жизни Разделка тушиАсфальтовое шоссе сжато с обеих сторон высокими старыми тополями. Здесь по дороге из Алма-Аты в Нарын беспрерывно мчатся машины. В тополевой аллее стоит неумолчный гомон испанских воробьев. Сюда на северную родину они прилетают на лето, чтобы

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

Образ жизни Семейство свиней относится к отряду парнокопытных животных, подотряду нежвачных парнокопытных. В Европе имеется их единственный представитель - род кабанов. Часто кабанов называют еще черной дичью. Термин «черная дичь» носит собирательный характер и не

Из книги По следам минувшего автора Яковлева Ирина Николаевна

Из книги Пчелы [Повесть о биологии пчелиной семьи и победах науки о пчелах] автора Васильева Евгения Николаевна

ЭРА НОВОЙ ЖИЗНИ Расцвет высших растении и животных По теории естественного отбора новые формы должны стоять выше прежних не только в силу победы в борьбе за существование, но еще и вследствие дальнейшего шага в деле специализирования органов.Ч. Дарвин ВЕК

Из книги Логика случая [О природе и происхождении биологической эволюции] автора Кунин Евгений Викторович

Глава VIII НА ЗЕМЛЕ, В ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ. РАСЦВЕТ ДИНОЗАВРОВ Если бы мы смогли взглянуть на нашу планету 160 миллионов лет назад, то нас прежде всего поразили бы непривычные для глаз очертания материков.Ближе к Северному полюсу - простертая в широтном направлении Лавразия.

Из книги Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции автора Добржанский Феодосий Григорьевич

Продление жизни Несколько раз упоминалось, между прочим, в этой книге, что медоносная пчела, появившаяся на свет весной или летом, живет в среднем не больше шести недель, тогда как рожденная осенью живет шесть месяцев и дольше. В том факте, что осенью семья оказывается

Из книги Беседы о лесе автора Бобров Рэм Васильевич

Приложение II Эволюция космоса и жизни: вечная инфляция, теория «мира многих миров», антропный отбор и грубая оценка вероятности возникновения жизни Пер. П. АверинаКраткое введение в инфляционную космологию для неспециалистовТеория «мира многих миров» (МММ),

Из книги Жизнь моря автора Богоров Венианим Григорьевич

Из книги Мы бессмертны! Научные доказательства Души автора Мухин Юрий Игнатьевич

Лес в нашей жизни (вместо предисловия) «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но поддерживают самую жизнь на земле». Этими словами нашего замечательного писателя К. Паустовского, по-видимому, лучше всего начать книгу о лесах. Из

Из книги автора

Колыбель жизни Уже давно развеяла наука библейские легенды о божественном сотворении Земли. Ученые раскрыли многие законы происхождения Земли и развития обитающих на ней растений и животных. Но еще крепко держатся церковники за обветшалые догмы. Правда, вместо сказки

Из книги автора

Правила жизни Кроме этого, все религии, без исключения, превосходят «серьезных ученых» и в другом, очень важном вопросе.Мы люди, венец творения природы - мы результат действия известных и еще неизвестных законов природы, и над этим результатом (нами, людьми) законы

Тема урока : Мировой океан-колыбель жизни.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Оборудовани е: презентация «Мировой океан», таблицы, географическая карта, видеоматериал.

ХОД УРОКА.

Постановка учебной проблемы.

Приветствие всех присутствующих на борту круизного лайнера «Крым»: дорогие друзья, сегодня мы совершим незабываемое путешествие по Мировому океану, на батискафе опустимся в его глубины и познакомимся с его обитателями. Сегодня нас будут сопровождать эксперты, они окажут нам необходимую помощь, когда мы будем в ней нуждаться.

Обобщение и систематизация знаний .

Первое слово предоставляется эксперту географу, который знакомит с основными данными о Мировом океане: площади поверхности, средней глубине, солености, залежах полезных ископаемых, биосфере.

Демонстрируется видеофильм, в котором показаны жители подводного царства, глубоководные аппараты - батискаф, батисфера, аквалангисты, изучающие подводный мир.

В ходе демонстрации видео делаем паузы, во время которых заслушиваются короткие сообщения учеников и обсуждается увиденное. С физической точки зрения предлагаются такие вопросы.

● Почему для исследования подводных глубин необходимо спецснаряжение?

● Как кислород, необходимый для дыхания рыбам попадает в воду?

● Для чего рыбам нужен плавательный пузырь?

● Как регулируется глубина погружения рыб при его помощи?

● Почему у подводных растений стебель мягкий и гибкий?

● Как измерить глубину воды под кораблем?

● Почему рыбы, акулы, дельфины имеют обтекаемую форму?

● Почему нефтяное загрязнение воды опасно?

Эксперты-биологи характеризуют животных, которых ученики видят на экране.

◄ Эксперт – биолог.

В мировом океане живет более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Водоросли играют значительную роль в обеспечении кислородом жителей вод, человек потребляет их в пищу, использует как удобрения, из них получают йод, спирт, уксусную кислоту. В Мировом океане ежегодно вылавливают 85 млн. тонн рыбы. Это не только 1% мирового продовольственного производства, но и 15% потребляемых человечеством животных белков. Шельф океана содержит величайшие запасы нефти и газа, железо-магниевых руд и других полезных ископаемых.

◄Океанолог

Акулы – из ряда пластинчатожаберных рыб. Длина тела от0,2 м (черная акула) до 20 м (гигантская акула). Известно около 250 видов. Широко распространены главным образом в тропических моря. Объект промысла (мясо употребляют в еду, из печени получают рыбий жир, из костяка – клей) Большие акулы (Китовая, синяя) являются опасными для человека.

◄Физиолог

Электрический скат может создавать напряжение 650 В. Интересный рецепт электролечения при помощи электрического ската был описан древнеримским лекарем в 1 столетии н.э.: «Головная боль исчезает, если живого черного ската поместить на болезненную точку и держать его, пока боль не исчезнет». Древние греки считали, что электрические скаты могут «заворожить» жертву, и называли их «нарке» - т.е. тот что оказывает оцепенение, отсюда и название «наркотик».

Размах плавников манты достигает 8 м. Масса около 3 тонн. На голове у него небольшие рога, которыми он загоняет в рот мелкие рыбешки. За эти «рога» их и прозвали «морскими дьяволами»

◄ Генетик

Мурена имеет змееподобное тело длиной 3 м. На челюстях острые зубы, которые раньше ошибочно считали отравленными. Кожа без чешуи. Мурены обычно прячутся в трещинах подводных рифов и скал, ожидая свою добычу -рыб, крабов, каракатиц. На человека сама мурена не нападает, только в том случае, если ее потревожить. Мясо некоторых видов мурены вызывает сильное отравление в случае приема ее в пищу.

◄ Биофизик

Удельный вес хрящевых рыб больше, чем удельный вес воды, поэтому они должны постоянно двигать хвостом, чтобы не упасть на дно. Кроме этого им помогают передвигаться в воде подводные течения.

Ежегодно в Мировой океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Чтобы понять, как это много, можно привести такой пример: 1 л разлитой нефти перекрывает доступ кислорода до 40 тыс. литров морской воды. Мы знаем, что плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она растекается по поверхности воды и создает тонкую пленку на ее поверхности. По данным американских ученых 1/3 океана покрыта нефтью. Мало того, что без доступа кислорода могут погибнуть рыбы, которые им дышат, но это настоящее несчастье и для водоплавающих птиц. Как выдумаете почему?

◄Микробиолог

Нефтяное пятно не пропускает солнечные лучи, вследствие чего престает размножаться планктон – основа пищи морских обитателей. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, синтетические пленки т емкости, пластмассовые сетки) Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности. У рыб, которые выжили в таких условиях, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста. Нередко изменяется и видовой состав организмов.

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока, еще раз акцентирует внимание на экологических проблемах Мирового океана, связанных с жизнедеятельностью человека. Благодарит все присутствующих за работу.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции