Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое. Что такое нато: история, организация, функции

Военно-медицинская академия

Кафедра общественных наук

Курсанта: Шакшакбаева Даурена Муратовича

Группа: 3а

Тема:Краткая история создания НАТО

Руководитель-консультант: Горбенко В.И

Защита проведена:

“__”___________”2013 Оценка: ____

Санкт-Петербург 2013г

1).Введение

2) Главы:

1. Краткая история создания НАТО

2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

3)Заключение

4) Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.

Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 26 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Мальта, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. С каждым годом организация планирует расширение.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США.

Глава 1. Краткая история создания НАТО

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны.

Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва,

Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Функции и состав НАТО

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Страны-члены НАТО

В состав НАТО на 2009 год входят следующие государства:

В 1949 году в состав вошли: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия. Причем, Исландия - единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. В том же году в состав вошли Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Стоит отметить, что с июля 1966Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. В 1952 году к организации присоединились такие страны, как Греция и Турция. Однако с1974по1980Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока -Турцией. За ними последовала Германия – 1955 год. Стоит учитывать, что присоединиласьЗападная Германия.Саарвоссоединился с ФРГ в1957, с3 октября1990- объединеннаяГермания. В 1982 году в состав вошла Испания, а в 1999 – Польша, Чехия, Венгрия. В 2004 году было принято решение о вступлении в организацию Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. И только в апреле 2009 года – Албания и Хорватия.

Глава 2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

Понятие геополитических интересов.

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих направлениях с полным контролем подчинением ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав и некоторыми другими механизмами.

Геополитические интересы НАТО в XXI

Одной из основных программ НАТО конца XX века по праву можно считать программу партнерства с Украиной, принятая в 1999 году постоянным Советом НАТО.

Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

Обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;

Развитие военно-технического сотрудничества;

Обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

Содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного

Планирования и финансирования, стандартизации систем военного

Планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

Развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада, стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее национально-государственным интересам.

Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими супер структурами. В этом ее постоянная геополитическая "несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего злокозненного по отношению к Украине.

Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с "кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны.

В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России.

Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере, как это может сделать Россия.

Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент нового санитарного кордона между Россией и Европой.

Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".

Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.

Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.

Особую роль в стратегии НАТО играет Грузия. Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, ктивного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и локирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

70 лет назад, измученная Второй мировой войной Европа, встречала весну долгожданной Победы над нацизмом. Для очевидцев этих событий, которые вчера рукоплескали Красной Армии на улицах и площадях освобожденных европейских столиц, все было предельно ясно. Основной вклад в разгром фашизма внес Советский Союз, государство с иной социальной системой. Государство, которое вдруг стало ведущим игроком на международной арене.

Правящая элита США и ведущих европейских государств, всерьёз напуганная победным шествием социализма в Восточной Европе, внимательно вслушивается в речь У. Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне (штат. Миссури. США) об объявлении «холодной войны». Президент Трумэн грозит применить против СССР атомное оружие. Генерал Эйзенхауэр разработал план «Totality» -план войны с СССР.

Первым актом в холодной войне явилось создание Североатлантического альянса – NATO (англ. North Atlantic Treaty Organization). 4 апреля 1949 года двенадцать стран: США и Канада и 10 государств Европы (Бельгия, Франция, Великобритания, Исландия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Португалия, Норвегия) создали объединенные силы коллективной безопасности.

Первый генеральный секретарь альянса заявлял, что военно- политический блок был создан для того, чтобы «сдерживать проникновение русских в Западную Европу и Америку». Хотя оснований для такого заявления не было. Во-первых, И. Сталин отказался поддерживать прокоммунистические мятежи в 1948 году в Греции, во-вторых, главный идеолог перманентной революции Лев Троцкий был убит Меркадером ещё в 1940. Однако, Гарри Трумэн не доверял Москве и считал события в Греции, а также во Вьетнаме реальным наступлением коммунизма.

Вторым потрясением для Запада было создание военно-политического союза стран Восточной Европы - Варшавский Договор в 1955 году. Пакт был воспринят США как доказательство агрессивных намерений СССР. За 66 летнюю историю НАТО расширялось 6 раз и сейчас насчитывает 28 членов (в 1952 году к нему присоединились Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года - объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия). Обратите внимание, в альянс вошли государства, далеко отстоящие от Атлантического Океана вроде Турции и бывших Прибалтийских республик СССР. До сих пор рвутся под «зонтик» НАТО Грузия и Украина

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим органом является Совет НАТО, кроме этого, два раза в год собирается Комитет военного планирования, в который вошли министры обороны стран участниц блока. Численность военнослужащих по данным 2010 года составила 3,8 млн человек. Содержание такой армейской армады – дело очень дорогостоящее. Разумеется, львиная доля военных расходов приходится на Соединенные Штаты (72% или 4, 4 % ВВП), остальные участники по 1,4% ВВП своих стран. Неофициально, члены военного блока должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП. Однако это требование выполняют лишь Великобритания, Эстония и Греция. Но, такое распределение затрат дает возможность США безоговорочно доминировать в альянсе, диктовать свою политику.

Агрессивный характер военно-политического союза и его антироссийская направленность особенно проявились при развале мировой системы социализма, упразднении Варшавского Договора и развале СССР. Вместо роспуска своего «оборонительного союза» НАТО охотно приняло в свой состав большинство бывших социалистических союзников у западных границ Российской Федерации, а не очень сговорчивых(Югославия) развалила на карликовые образования, лишенные какого-либо суверенитета.

Бремя военных расходов ложиться на плечи европейских государств, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Европа все чаще и чаще вовлекается Вашингтоном в различные военные авантюры на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии и Африке. И это все на фоне растущей безработицы и бедности. Немало Европейских политиков выступают против обслуживания чужих интересов, направленных на ослабление стабильности в мире. Между тем НАТО, уже не скрывая своих намерений, движется в направлении к Третьей мировой войне, сжимая кольцо своих баз и вооружений вокруг Российской Федерации, навязывая необходимость наращивания военных расходов российской экономике, еще не окрепшей после потрясений 90х годов.

Последнее десятилетие НАТО становится открытым инструментом вмешательства США во внутренние дела суверенных государств (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия). В августе 2008 года при полной поддержке Вашингтона Грузия атаковала российских миротворцев в Южной Осетии и мирное населения Цхинвала. Однако США и руководство НАТО недооценили силы и возможности России, быстро разгромившей вооруженные грузинские формирования.

А.Ф. Расмуссен- генеральный секретарь НАТО в апреле2014 года заявил о неизбежности дополнительных расходов на оборону в связи с событиями на Украине. В НАТОвских штабах, напуганных присоединением Крыма и Севастополя к России, разрабатываются планы отражения Российской агрессии, которая якобы стремится разделить Европу на сферы влияния.

Поворот Западного мира от политики взаимного сотрудничества и коллективной безопасности к политике антироссийских санкций и конфронтации свидетельствует о том, что мы вступили в долговременную полосу противостояния с Европой и США. Это противостояние может быть преодолено только признанием за Россией права самостоятельно, в соответствии с международными нормами, без подсказки извне, отстаивать свои национальные интересы. К сожалению, и в международных отношениях признается только сила, когда другие аргументы бессильны.

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза
North Atlantic Treaty Organization, NATO ;
Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN .
Фильм про НАТО >>>

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".
В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых - скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО - Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО - между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.
Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.
Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").
После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.


4 апреля исполняется 65 лет с момента основания Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization), или . Предпосылки для появления организации появились незадолго до окончания Второй мировой войны, когда стало ясно, что союзникам придется заниматься переделом территорий освобожденной Европы.

Созданию Североатлантического альянса предшествовал конфликт между югославским лидером Иосипом Брозом Тито и Иосифом Сталиным, показавший, что даже у стран социалистического блока могут быть коренные разногласия.

Окончательному сближению стран — участниц будущего блока способствовала введенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина, которая подтолкнула страны Западной Европы в объятия Соединенных Штатов Америки. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что участники переговоров, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии.

Заключенный 4 апреля 1949 года Североатлантический договор являлся не только инструментом сдерживания военной агрессии со стороны Советского Союза, но и средством консолидации разделенных противоречиями европейских стран.

Первоначально в состав организации вошли 12 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Окончательно же договор вступил в силу 24 августа 1949 года, когда его ратифицировали правительства стран-участниц. Кроме того, была создана международная организационная структура, которой подчинялись военные силы в Европе и по всему миру.

В качестве противовеса НАТО в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Как и Североатлантический договор, подписанное странами социалистического блока соглашение подразумевало право стран-участниц на коллективную безопасность.

Тем не менее между созданием НАТО и заключением Варшавского договора прошло почти шесть лет. Появление нового блока было ответом не на появление НАТО, но на его расширение — в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, а в 1955 году и Западная Германия. Более того, Организация Североатлантического договора с самого начала позиционировала себя как средство предотвращения советской угрозы.

К началу 1960-х на первый план вышла проблема ядерной безопасности. В частности, Карибский кризис вынудил США передать часть своего ядерного арсенала в совместное использование странам-союзникам. Несмотря на то что страны — участницы НАТО имели общие цели и задачи, прошло совсем немного времени, прежде чем начали проявляться разногласия, носящие основополагающий характер.

В 1966 году тогдашний президент Франции Шарль де Голль решил не передавать французскую армию под контроль НАТО. Более того, он отказался размещать на территории Франции и военные базы НАТО.

Фактически произошла конфронтация между Парижем и Вашингтоном, в результате которого Франция вышла из комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО, сохранив право проводить испытания ядерного оружия и иметь независимую армию. В то же время Франция осталась элементом политической структуры организации.

В то же время открытой конфронтации не было. Корейская война, война во Вьетнаме и ряд других конфликтов прошли при гласной и негласной поддержке со стороны СССР и США, а также их союзников. Более того, посредством своих союзников стороны обеспечивали оружием третьи страны. Например, договор о поставках советского оружия в Египет реализовывала Чехословакия, а СССР формально сохранял нейтралитет в арабо-израильском противостоянии вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года.

За периодом напряженности последовала эра разрядки. В 1973 году в Вене прошли переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, участие в которых приняли Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Восточная Германия, Нидерланды, Польша, СССР, США, Западная Германия и Чехословакия. Тем не менее из-за непримиримости позиций СССР и США переговоры оказались малоэффективными. Двусторонние контакты продолжались вплоть до 1979 года, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан.

В ответ на это силы альянса приняли решение о размещении на территории нескольких стран Западной Европы новых американских систем ракетно-ядерного оружия.

В 1980-х годах НАТО стало вновь расширять сферы своего влияния, пользуясь тем, что Советский Союз постепенно отказывался от поддержки некогда дружественных режимов. В то же время в 1982 году в ряды НАТО вступила Испания. Еще одной важной вехой стало подписание в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот договор, заключенный странами — участницами НАТО и государствами Варшавского договора, устанавливал равновесие обычных вооруженных сил и препятствовал созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Тем не менее 15 лет назад, в марте 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии. Формальным поводом для бомбардировок стала гуманитарная катастрофа, начавшаяся в крае. В короткий срок около миллиона албанцев-косоваров покинули край и перебрались в соседние Албанию и Македонию. Происшедшие в Югославии события и последовавшее за ними создание Международного уголовного суда стали ярким свидетельством того, что мир стал однополярным.

После распада СССР в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву, вошли страны постсоциалистического лагеря.

В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Кроме того, в 2009 году членами НАТО стали Албания и Хорватия. Это стало возможным благодаря системе кандидатства: сначала кандидатам было необходимо присоединиться к плану действий по членству в НАТО, реализовать их и, наконец, присоединиться к альянсу.

Еще одним камнем преткновения между Россией и странами НАТО стало решение разместить на территории Европы элементы системы национальной противоракетной обороны США. Обострила отношения и агрессия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Наконец, последние события на Украине привели к тому, что НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией, а Россия, в свою очередь, .

НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами

Накануне 65-летнего юбилея НАТО «Газета.Ru» побеседовала с директором Информационного бюро НАТО в Москве Робертом Пшелем.

— Обращаясь к истории, как бы вы могли оценить эволюцию НАТО, цели, которые организация преследует?

— Это большая тема — 65 лет.

Если мы говорим об эволюции НАТО, то это в каком-то смысле парадокс.

Потому что, с одной стороны, основа НАТО, а конкретно я имею в виду то, что НАТО являлось и является организацией коллективной обороны, прежде всего имея в виду пятую статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, в случае если подобное вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет иметь право на индивидуальную или коллективную самооборону. — «Газета.Ru»), не изменилась.

Есть еще и другие элементы — в том смысле, что НАТО — это международная, межгосударственная организация в классическом смысле (все решения принимаются на основе консенсуса) и что это военно-политическая организация. Это не изменилось.

С другой стороны, очень изменился мир за эти 65 лет.

НАТО, я думаю, показало за время своего существования, если мы говорим прежде всего об эволюции организации после окончания «холодной войны», что союзники полностью готовы взаимодействовать и менять текущие приоритеты организации. А это еще одно крупное изменение: в начале 1990-х в НАТО было 16 государств, а теперь 28. Речь идет о безопасности стран-членов. Это главная задача, главная цель, благодаря которой НАТО существует.

Но чтобы реализовать эту функцию, необходимо считаться и с новыми угрозами, например кибератаками и современными формами терроризма, а также с новыми типами кризисов, о которых основатели НАТО не могли даже и догадываться.

Это вопрос эволюции и истории.

Знаете, 90-е годы — серьезный кризис на Балканах, последнее время — Афганистан и другие вызовы. Короче говоря, я думаю, что здесь есть такой элемент, что основой, еще раз повторяю, является самый главный принцип, что это организация, основанная на ценностях, на том, что является самым важным для стран-членов. НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами, которые стоят перед международным сообществом в данный момент.

Я думаю, даже последние события доказали, что НАТО полностью готово заниматься теми приоритетами, которые считает важными для стран-членов.

Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии. Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты.

Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим.

— А как вы оцениваете отношения между Советским Союзом и НАТО, а также его преемником — Россией?

— Здесь нужно быть осторожным, делая сравнения с историей, и переносить это буквально на сегодняшние события. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров.

Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет.

Основа НАТО — вооруженные силы США

«Газета.Ru» побеседовала о НАТО и деятельности альянса с российским ученым-американистом, заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком .

— Как бы вы могли бы оценить эволюцию Североатлантического альянса за последние годы, против кого он был сформирован, почему он сформировался именно в такой форме?

— Прежде всего, существование такого альянса предотвратило очередные европейские конфликты, когда они образовывались в конце XIX — начале XX века: Англия, Германия, Франция и так далее.

Вот это все Североатлантический союз снял.

Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы.

Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью.

Третье — это более сложное — это расширение НАТО, когда в НАТО начали принимать кого угодно и из него начали делать противника России.

Это уже более сомнительная роль, потому что, как правило, у России были хорошие отношения с НАТО, но почему-то вопрос о расширении НАТО с Россией не обсуждался.

Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. Эти две проблемы НАТО не захотело решать с Россией. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию. Это были основные функции.

— Как вы оцениваете события последних лет, начиная с программы «Восточное партнерство» и до сегодняшних заявлений в Брюсселе представителями НАТО по поводу сворачивания сотрудничества с Россией?

— НАТО, конечно, здесь следует отчетливо указаниям от Вашингтона, которому не нравится, что Россия принимает какие-то самостоятельные шаги, не согласовывая и не обсуждая их с Западом. То есть мы исключаем право НАТО и США на поступки и действия, не согласованные с Россией, а они, в свою очередь, не признают право России на не согласованные с НАТО поступки. Ситуация тогда

возникает довольно тревожная: обе стороны не могут договориться о каких-то правилах поведения в Европе.

Что касается других аспектов, например участия НАТО в войне в Афганистане, то они оказывают мало влияния. А вот основное — это то, что НАТО до сих пор считает, что вопросы общеевропейской безопасности с Россией согласовывать не обязательно. С нашей точки зрения, это является неприемлемым.

— Роль США оставалась довольно сильной в принятии решений?

— Конечно.

Кто платит, тот и заказывает музыку. Основа НАТО — это не европейские разрозненные силы, а вооруженные силы США и их военные возможности.

Бюрократия есть бюрократия, они определяют цвет петличек, ширину лампасов. Но все основные политические решения принимаются в Вашингтоне — и больше нигде.

Доброго времени суток, меня зовут Олег Золоторев. Сегодня я смотрел на новостном канале очередное заседание НАТО и понял, что не до конца осознаю, о чем там говориться, так как не знаю двух вещей. Первое - почему страны НАТО примкнули к военному альянсу в мирное время, даже после развала СССР. И второе - что значит буква «Т» в аббревиатуре сокращенного названия Североатлантического военного блока.А вы знаете ответы на эти вопросы?

Если нет, тогда присоединяйтесь, и мы вместе разберемся в этом:
- что такое НАТО?
- зачем нужна данная организация?
- кто в нее входит и почему?

Что значит «Т» в аббревиатуре НАТО?

Если говорить формальным языком, то НАТО – это североатлантический блок, объединяющий 28 стан обязательствами о взаимопомощи в военно-политических вопросах. Официальное название альянса «North Atlantic Treaty Organization» или «Организация Северо-Атлантического Договора» на русском.

Treaty – это «договор», если перевести с английского.

Главная цель Североатлантического альянса – сделать все возможное, дабы гарантировать безопасность и свободу странам-участницам в рамках действующей стратегии НАТО, которая включает в себя:

1. Осуществление действий по сдерживанию и предотвращению любых военных угроз против стран-участниц НАТО.
2. Предоставление площадки для консультаций и переговоров.
3. Содействие всестороннему развитию партнерства между государствами-участниками.
4. Активное участие в переговорных процессах по урегулированию военных кризисов(конфликтов).
5. Также страны блока НАТО при нападении на одного из союзников обязаны предоставить ему всестороннюю помощь (военную, экономическую, политическую).

Страны НАТО список (2016 год)

На данный момент в Североатлантический блок входит 28 государств-членов, а также 5 государств подписавших договор о «расширенном партнерстве», 3 страны кандидата и 2 станы-участницы «Ускоренного диалога».

Страны НАТО список на 01.01.2016.

Державы-участники Плана действий по членству на 1.01.2016.


Державы-участницы Индивидуального партнерского плана на 01.01.2016.

Державы-участницы Ускоренного диалога на 01.01.2016г.

Что затолкало 28 государств в Североатлантический военный блок?

Если посмотреть в официальные исторические сводки, то там будет сказано, что история НАТО стартовала 4 апреля 1949 года.Но на самом деле все началось немногим ранее - 5 марта 1946 года, после знаменитой речи Черчилля, произнесенной в городке Фултон, где он объявил о начале «Холодной Войны». Экс-премьер Великобритании призвал к объединению «западного мира» для усиления давления на СССР, чтобы изменить его поведение как на внешней геополитической арене, так и внутри Страны Советов.

К чему привел страх перед СССР?

Практически сразу же после слов Черчилля пять государств западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) начали переговоры, целью которых было создание альянса, способного противостоять СССР. Что привело к подписанию между ними Брюссельского пакта (март 1948) и созданию Западноевропейского союза (Western European Union).
Параллельно с этим в Америке начались схожие процессы. Так 12 марта 1947 года администрация президента США провозгласила доктрину Трумэна (Truman Doctrine), которая, по сути, являлась стратегией сдерживания СССР. Согласно ей США предлагало европейским государствам экономическую помощь для восстановления послевоенной экономики при условии, что те выведут из правительственных и законодательных органов всех коммунистов. А также позволят США размещать военные базы на их территории. В рамках доктрины Трумэна США профинансировали восстановление и реформирование Турции ($100 млн) и Греции ($300 млн).

Кроме того, согласно провозглашенному плану госдеп начал переговоры с Канадой и королевством Великобритании для создания военного альянса. Но так как королевство планировало вступить в схожий союз с западноевропейскими странами, то эти действия не увенчались успехом. Однако они привели к тому, что Британия уговорила США и Канаду примкнуть к ранее подписанному Западноевропейскому договору.

Подпишитесь и получайте аналитику на email!

Подписаться

Основатели: страны блока НАТО на момент создания альянса

Что в итоге привело к подписанию знаменитого Североатлантического военного договора в 04.04.1949г. между 12 державами, которые и стали учредителями НАТО. Пакт вступил в силу 24 августа 1949 г. после процедуры ратификации, после его ратификации всеми державами-основателями.

Страны входящие в НАТО на правах основателей.

6 этапов расширения НАТО!

Но так как противоречия между Западным миром и Страной Советов после создания Североатлантического альянса не исчезли, а напротив - начали увеличиваться практически экспоненциально, страны НАТО приняли принципиальное решение о расширении военного блока за счет новых стран-участниц.

Основанием для этого стали следующие события:
- послевоенная (коммунистическая) гражданская война в Греции (1946-1949);
- учреждение Коминформа (1947);
- начало Берлинского кризиса (1948);
- создание Совета Экономической Взаимопомощи для стран «Советского блока» (1949);
- Корейская война, приведшая к разделению страны на Северную и Южную Корею (1950-53).

Первое расширение: страны НАТО к окончанию 1952 года

Как писалось выше, страны входящие в НАТО, пришли к единому мнению о том, что нужно расширяться. Как результат данного решения, в 1952 году к блоку примкнули две новые страны-участницы: Греция и Турция.

Греция присоединись к Североатлантическому договору, поскольку боялась нового вмешательства СССР, которое ранее привело к началу гражданской войны между промонархическим правительством и партизанами-коммунистами. По схожим причинам к НАТО присоединилась Турция, а также потому, что ее президент Мустафа Кемаль Ататюрк являлся сторонником «вестернизации». В рамках которой он проводил политику «деисламизации» своей страны и одновременно с этим выстраивал демократию по образцу Западного мира.

Второе расширение: Западная Германия

Следующей страной, присоединившейся к НАТО, стала Федеральная Республика Германии (Западная Германия). И это было вполне логично, так как влияние СССР на ГДР (Восточную Германию) постоянно возрастало, и как следствие, коллективный Запад начинал опасаться того, что это влияние распространится на западную часть Германии.В итоге было принято решение о принятии ФРГ в НАТО, дабы защитить ее от советского блока. Что вызвало весьма много возражений со стороны Франции, поскольку та помнила о недавней войне и не хотела, дабы Германия имела хоть какую-то армию.
Однако, разногласие были недостаточно сильны, чтобы помешать расширению НАТО и вскоре они были урегулированы. После чего ФРГ примкнула к «Союзникам». Сначала к Западноевропейскому союзу в 1954 году, а потом к Североатлантическому в 1955 году. После чего ФРГ получила право на формирование собственной армии, но с двумя ограничениями:
1. Армия ФРГ не могла действовать вне своей государственной территории.
2. Также страны блока НАТО запретили ФРГ разрабатывать и/или использовать оружие массового поражения.

Третье расширение: Испания

После принятия ФРГ в НАТО планы по расширению альянса заморозили, так как было решено не провоцировать СССР и избегать возникновения очередного «Карибского кризиса». Что продолжалось до того момента, как советские войска вошли в Афганистан. Это в очередной раз напугало европейских политиков и как результат, Испания под руководством Леопольдо Кальво-Сотело продекламировала, что их новый приоритет во внешней политике – это присоединение к блоку НАТО.

И 30 мая 1982 года Испания добилась своего, став членом альянса. Правда, в этом же году к власти после выборов пришла Социалистическая партия, которая приостановила процесс интеграции в Организацию Северо-Атлантического Договораи провозгласила о начале «периода осмысление». Следствием этого стал плебисцит (12.03.1986), на котором испанцам предлагали решить: «Стоит ли продлевать членство в НАТО?»

Результаты референдума подтвердили необходимость интеграции в военные и политические структуры НАТО (52,53%).

Четвертое расширение: страны-члены НАТО на 1999 год

После Испании расширение альянса вновь заморозили до тех пор, пока не развалилась Организация Варшавского Договора. В результате чего многие страны освободились от влияния Москвы и начали движение в сторону Запада как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Содействием чего стал 4-й этап расширения альянса, во время которого к нему примкнули еще 3 страны.

Страны НАТО, список на 1999 год.

Республику Польшу в альянс привел Кшиштоф Ян Скубишевский, который еще в 1990 году побывал в штаб-квартире альянса и провел первые переговоры о вступлении его державы в Североатлантический военный блок. По итогам данной встречи участники переговоров создали план вступления Польши в НАТО, по которому новой кандидатке необходимо было реформировать свою армию под стандарты НАТО. А также провести масштабные экономические и политические преобразования, которые требуются для гарантирования прав и свобод населения стран-участниц НАТО.

Свои обязательства Польша выполнила к 1997 году, после чего она сразу начался завершающий этап переговоров о присоединении. Он закончился в 1999 году, когда страны НАТО одностадийным голосованием приняли в свои ряды три новые республики, включая Польшу.

Практически идентичный путь вступления прошла Венгрия. Она также после развала СССР огласила о намерении примкнуть в НАТО, и аналогично Польше получила свой план действия с теми же условиями. Выполнив их, Венгрия получила приглашение (1997), после чего был проведен плебисцит, на котором венгры подавляющим большинством высказались за вступление в Североатлантический блок (85,3%).

Относительно Чехии, то эта страна немножко замешкалась «на старте», так как стала независимой лишь в 1993 году. Но как только это случилось,чехи также огласили, что их главная задача во внешней политике – это вступление в Организацию Северо-Атлантического договора. После чего в 1994 году Чешская Республика стала участником программы интеграциив альянс - «Партнерство ради мира», а в 1997 году аналогично Венгрии и Польше получила официальное приглашение. И как итог в 1999 году страны блока НАТО проголосовали за принятие Чехии в свой альянс.

Пятое расширение: страны входящие в НАТО, список 2004 года

Следующая волна расширения Организации Северо-Атлантического договора прокатилась Европой в 2004 году, когда список стран-участниц блока пополнился еще семью государствами: Болгарией, Эстонией, Румынией, Литвой, Словенией, Словакией, Латвия.

Литва– это, пожалуй, тот случай, когда можно сказать: «быть иначе просто не могло». Поскольку коренные литовцы, мягко говоря, недолюбливают и боятся Россию. Особенно после конфликта 1991 года. После которого они приложили максимум усилий, дабы защитится от нее и обезопасить себя от очередного вторжения российской армии на свою территорию. Кроме того, они содействовали своим соседям в вопросах по вступлению в Организацию Северо-Атлантического договора, создав Вильнюсскую группу 9 государств.

Болгария, как и остальные державы пятого этапа расширения, начали движение в сторону альянса с присоединения к программе интеграции - «Партнерство ради мира» (1994). В рамках которой она обязались реорганизовать свои военные силы под стандарты Североатлантического блока. Что и было сделано к Мадридскому саммиту (1997), где страны НАТО включили Болгарию в список кандидатов на вступление в альянс. После чего Болгария проверяла еще несколько реформ и окончательно переформатировала свои войска под стандарты блока. А в 2004 ее официально приняли в НАТО.

В том что касается Латвии,то ее присоединение к военному блоку - это в большей мере итог лоббирования данного вопроса со стороны ЕС и США, а не результат усилий правительства данной страны.Это связано с тем, что в Латвии боялись негативной реакции русскоговорящей части населения страны и самой России и потому сами в альянс не сильно спешили попасть. Но ради интеграции в ЕС они пошли на этот шаг.

Об Эстонии много говорить не буду, так она практически полностью повторила путь Болгарии. За исключением того, что приглашение в НАТО было получено не в 1997, а в 1999 году.

Для Румынии путь в Североатлантический блок открыл Ион Илиеску (президент 1990-1996; 2000-2004), он в 1991 начал процесс консультаций о вступлении в альянс. Что через 3 года привело Румынию к подписанию договора интеграции в блок НАТО - «Партнерство ради мира», а в 1995 году к участию в договоре«Индивидуального партнерства». Еще спустя два года власти республики обратились к участникам Мадридского саммита с просьбой об оказании им всесторонней поддержки по присоединению их державы к блоку НАТО. В 2002 году они получили приглашение, а в 2004 стали членом Организацию Северо-Атлантического договора.

Далее, по списку идет Словакия. Для этой страны путь в альянс был весьма тернист и вполне мог привести к серьезному конфликту и вполне может быть к военному. А все потому что власти, руководившие этим государством в 1995 году, не хотели двигаться на запад и всячески препятствовали этому. Несмотря на то, что этого хотело население. Потому они устроили «псевдо» референдум, на котором электорату предлагалось проголосовать по трем вопросам:
1. О присоединении к блоку НАТО.
2. О размещении на территории Словакии иностранных военных баз.
3. О размещении в стране чужого ядерного оружия.

По всем вопросам был получен отрицательный ответ, при явке 9,2%. Но это не имело значения, так как ЦИК признала плебисцит недействительным из-за большого числа нарушений и фальсификаций. Тем не менее референдум все же привел к изменениям в стране, поскольку он вызвал волне негатива правительству, из-за чего спустя три года к власти пришли оппозиционные силы под руководством Микулашеме Дзуринды. После этого началось целенаправленное движение в сторону полной интеграции с западными странами и с НАТО в частности. Как итог, страны-члены НАТОв 2004 году предложили Словакии стать частью блока.

Относительно Словении, то ее путь в военный, наверное, был самым простым. Так как население и власть хотели интеграции с НАТО, да и участники блока были не против. Единственная сложность- это организация референдума, проводившегося в 2003 году, на котором словенцев спросили: «Хотят ли они вступать в Организацию Северо-Атлантического договора?» Результат голосования был положительным (66,02%) и в 2004 году страны НАТО приняли Словению в свой блок.

Шестое расширение: Албания и Хорватия

Последними кого страны-члены НАТО приняли – это две относительно небольшие балканские державы: Хорватия и Албания. Кроме них на этом этапе также планировали присоединить и Македонию, но против этого выступила Греция. Из-за споров, касающихся названия данного государства.

Путь этих выше упомянутых государств в НАТО был почти идентичен, так как они действовали сообща и даже создали для этого специальную структуру - «Адриатическую хартию» (2003).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции