Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Консультация на тему: Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Льгова»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: учитель-логопед Стародубцева О.Ю.


Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии «РКМЧП» - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

План проведения:

I. Теоретическая часть:

Что такое «синквейн».

Как работать с синквейнами.

Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II. Практическая часть:

Совместная работа с педагогами.

Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.


СИНКВЕЙН это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить .

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.

Критически мыслящие люди умеют:

  • решать задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

.


Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Является формой свободного творчества.


В переводе с французского слово «синквейн» означает « cinq»- пять.

  • Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.

Правила составления синквейна:

1. Первая строка заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного .

2. Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

3. Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

.


Как работать с синквейнами

Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами:

1. Составление нового синквейна.

2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.

2. Самостоятельно на практическом занятии.

3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.


Составление синквейна

по предметной картинке

  • Что это?

АРБУЗ

2. Подберите два слова-признака.

- Какой арбуз?

КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ

3. Подберите три слова-действия.

- Что делает арбуз?

КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ

4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.

Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».

ЯГОДА



Пример синквейна:

1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ

5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО




Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

______ .

Стоит.

Растёт.

Русская .

Белоствольная.

Стройная.

Я любуюсь стройной .

Дерево.


Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки

Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».


Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.

Сказочный герой. Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой .



Обманула

Обхитрила

Выманила

Лиса поступила плохо.

Обманщица


(пример использования компьютерных технологий при рассказывании сказки)

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса»




Использование IT-технологий (сайты) для демонстрации сказок детям :

  • Сказки Всем http://www.skazkivcem.com/skazki-suteeva/ciplenok-i-ytenok
  • Азку.ру - развивающая онлайн-библиотека. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php
  • МультХит.ру. http://multxit.ru/category/ckazki/
  • http://345-games.ru/category/skazki-dlya-detej/
  • Веселяндия- мультфильмы онлайн. http://coolmult.ru
  • http://audioskazki.net/archives/5129
  • http://ollforkids.ru/skazkart/


Результативность :

  • Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания;
  • Расширился и актуализировался словарный запас;
  • Закрепились знания о частях речи, о предложении;
  • Совершенствовался навык использования в речи синонимов;
  • Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
  • Выработалась способность к анализу


счастливая

Жизнь дана на добрые дела



МАСТЕР-КЛАСС

ТВОРЧЕСКИЙ

АКТУАЛЬНЫЙ

Рефлексия

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

ОБЪЕДИНЯЕТ

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы.


Спасибо

Татьяна Салмина

МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Современные формы и методы работы по развитию речи дошкольников .

Синквейн .

Подготовила :

воспитатель Салмина Т. С.

Курчатов – 2016г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания» . На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей - явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много - это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна , который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем

Вывод : Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования , среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно : к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры :

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы : совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников . А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна .

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн , который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна . Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку» .

1-я строка (вершина «елочки» ) – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки» ) – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок , тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна .

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения) .

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет» , «слово-определение» , «слово-действие» , «слово-ассоциация» , «предложение» , введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом) .

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

Формы организации образовательного процесса :

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» .

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов) .

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие) .

6. Мультимедийные презентации (материалы с сайта «Планета детства» , а также авторские презентации).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями : «слов-предметов» , «слов-определений» , «слов-действий» , «слов-ассоциаций» , схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна .

II этап – основной (январь – май первого года обучения) .

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна , формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога) .

Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников , которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое , четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно . Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения) .

Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн ?

О природе;

О картине и литературном герое;

О маме и папе;

О настроении;

По всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени : «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко!

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна ? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.



Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников . В чём же его эффективность и значимость?

Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все .

Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Активизирует познавательную деятельность детей : учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Примеры синквейна :

Список литературы :

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников . Журнал «Логопед» № 5 (2005) .

Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников » . – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О. С. «Придумай слово» . – Т. Ц. Сфера, 2010.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В настоящее время существуют следующие виды синквейна:

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой

2-4-6-8-2-8-6-4-2.

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы,

для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях по развитию связной речи: из слов синквейна, дети могут составить рассказ

Предварительный просмотр:

Дидактический синквейн.

В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Весна.
Теплая, холодная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Сезон

Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

методом дидактического синквейна»

(консультация для воспитателей)

Организация: МБДОУ детский сад №52 города Белово

Населенный пункт: Кемеровская область, город Белово

Введение………………………………………………………………3


  1. Дидактический синквейн как метод обучения…………….........4

  2. Правила составления синквейна…………………………………5

  3. Примеры синквейнов……………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………...9

Приложения…………………………………………………………..10

Введение

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Задачи: 1. Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета. 2. Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений. 3. Обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.


  1. Дидактический синквейн как метод обучения
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный метод в обучении детей рассказыванию как синквейн.

Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественно-творческой деятельности, музыке.

2.Правила составления синквейна

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.);

2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.

3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.


  1. Примеры синквейнов

  1. Кто? Собака

  2. Какая? Мохнатая, большая

  3. Что делает? Спит, играет, лает.

  4. Предложение. Мне нравится играть с собакой

  5. Ассоциация. Друг

  1. Хитрая, пушистая, рыжая

  2. Крадется, ловит, прыгает

  3. Не люблю – хитрит и обматывает

  4. Съела колобка
На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

Пример составления рассказа по синквейну:

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»

Заключение

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: « Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.

Список литературы


  1. Н.Д. Душка Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005г.).

  2. И.О. Загнеев, С.И. Заир-Бек Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс-Дельта». Спб. 2003г.

  3. И.О. Загнеев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Учим детей мыслить критически. – Спб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003 год.

  4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий Мед Био (кафедра медицинской биологии и генетики КГМУ).

  5. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013г, №7.

Приложение

Схема:

Лексические темы, которые усваивают дети старшего возраста, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляют в форме графических рисунков. Слово арбуз

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

Использование синквейна позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.

Гончарова Дарья Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: Армавирский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: Статья
Тема: Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Всероссийский педагогический конкурс

«Инновационные методики и технологии в обучении»
Тема статьи: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Научный руководитель: Татаринцева Екатерина Анатольевна

Место выполнения работы: г. Армавир « Армавирский государственный

педагогический университет»

Введение
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К.Д.Ушинский Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что: 1. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений; 2. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс; 3. У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - способен к принятию собственных решений. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.
Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в дошкольной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества. Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 2-я строка – два слова; 3-я строка – три слова; 4-я строка – четыре слова; 5-я строка (основание «елочки») – одно слово. Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна
– заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая

строка
– два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья

строка
обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка
– это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка
– последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно: I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово- ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом). Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.
Формы организации образовательного процесса: 1. ООД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) . 2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время. 3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает? », «Слова с противоположным значением» и др. 4. Речевые тренинги. 5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) . 6. Мультимедийные презентации. Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов- действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна. II этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три. III этап практический (до конца второго года обучения). Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн? - о природе; - о картине и литературном герое; - о маме и папе; - о настроении; - по всем лексическим темам. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Пример, составленного ребенком синквейна об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица! » Синквейн о белке: «Белка. Рыжая, быстрая. Прыгает, скачет, бегает. Мне нравится ловкая белка. Дикое животное». Синквейн об апельсине: «Апельсин. Круглый, оранжевый. Висит, растет, зреет. Апельсин очень вкусный. Фрукт». Синквейн о дожде: «Дождь. Мокрый, холодный. Капает, стучит, льется. Я не люблю дождь. Вода». Синквейн о семье: «Семья. Дружная, веселая. Любит, помогает, гордится. Вся семья вместе-и душа на месте. Мой дом». Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. На каком этапе ООД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности. Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость?  Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.
 Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей  Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.  Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. На базе МБДОУ детский сад № 17 пос. Красносельского Гулькевичского района, нами была проведена педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет по применению метода синквейн в развитии речи детей. Занятия проводились со всей группой детей – 15 человек. Было проведено вводное занятие (Приложение № 1), где мы знакомили детей с понятиями «слова- предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления. В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому предлагаются наглядно-графические схемы, которые помогают детям быстрее усвоить эти понятия. На втором занятии (Приложение № 2), мы закрепляли пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляли сенквейн по теме занятия.
Сравнительная диаграмма оценки качества и устойчивости результатов

развития речи детей старшего дошкольного возраста с применением метода

синквейн.
До проведения педагогической диагностики
После проведения педагогической диагностики Сравнительная диаграмма показывает, что использование метода синквейна сказалось результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Делая вывод можно сказать, что синквейн помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу;

учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна– процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн помогает развить речь и
мышление. Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.

Приложение № 1

Конспект ООД «Волшебное Зазеркалье» с

использованием методики СИНКВЕЙН для детей

старшего дошкольного возраста.
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге. Задачи: Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе. Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления. Воспитательные: в о с п и т а н и е д о б р ож е л ат е л ь н о с т и, н а в ы ко в сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. ХОД: Педагог: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом. Педагог: Ребята, посмотрите на экран: здесь много полок с книгами скажите, где мы с вами находимся? Дети: В библиотеке. Педагог: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги? Дети: Дом для книг, книжкин дом. Педагог: Молодцы, все верно. (На полу лежит книга) Педагог: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: В шкафу, на книжной полке.
Педагог: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами? Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках. Педагог: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (На экране появляется пустая раскрытая книга) Педагог: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки. Педагог: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да! Педагог: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись? Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д. Педагог: Сейчас мы с вами закроем глаза и попадем в волшебную страну. (Звучит мистическая музыка). Педагог: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним? Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием) Педагог: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку: У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Дети: Буратино.
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
Схема составления синквейна: 1 строчка (Кто? Что?) –существительное-одно ключевое слово. 2 строчка (Какой? Какая? Какое?)- два прилагательных, характеризующих первую строчку.
3 строчка (Что делает?)- три глагола, обозначающих действие относящиеся к теме. 4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме. 5 строчка - одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. 1. 2. 3. 4. . 5. Педагог: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко. Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь) А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек) Педагог: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Педагог: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер) На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»
(на слайдах)
1.
1. ? 2. Добрая, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает,. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки. Педагог: Кто это может быть?
2.
1. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница. Педагог: Кто это может быть?
3.
1. ? 2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами. Педагог: Кто это может быть? Педагог: Ребята, вам понравились мои загадки? Дети: Да! Педагог: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Педагог: А вы любите рисовать? Дети: Да! Педагог: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Составь синквейн самостоятельно по схеме
(Звучит спокойная музыка) Педагог: Давайте сядем за стол, попробуем составить каждый свой сенквейн, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи) Педагог: Отлично! Мы расколдовали сказочную книгу. Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться обратно. (Закрываем глаза, звучит музыка, возвращаемся обратно). Педагог: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?
Педагог: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали? Дети: Синквейн. Педагог: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам? Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении. Педагог: Правильно ребята. На этом наше занятие подошло к концу.
Некоторые из работ детей


1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, смеется. 4. Маша катает куклу на коляске. 5. Игрушка. 1. Дождь. 2. Сильный, холодный. 3. Капает, льет, стучит. 4. Я не люблю дождь. 5. Лужи.

Приложение № 2

Конспект занятия по развитию связной речи для детей

старшего дошкольного возраста. Составление рассказа

«Ласточка» с применением синквейна.
Программные задачи: 1) Образовательные: - Закрепить представления детей о перелетных птицах. - Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна. 2) Развивающие: - Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, сложных прилагательных. - Развивать монологическую речь, долговременную память. 3) Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: - демонстрационный материал «Перелетные птицы» - сюжетная картина «Ласточки» - картинка с изображением ласточки и гнезда ласточки - схемы для составления синквейна (на каждого ребенка) - мяч - картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга (на каждого ребенка) - цветные карандаши (на каждого ребенка) Ход.
1. Оргмомент.
Игра «Птицы». Если птицу назову, В ладоши надо хлопнуть. А если что-то другое, - То ногою топнуть! Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Мухи и стрижи, Лисы, вороны, Галки, макароны, Воробьи и чайки, Грачи и балалайки, Снегири, кукушки, Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, Дятлы и коровы. Прилетели под конец Утка, щука и скворец!
2. Объявление темы.
Педагог: По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ? Дети: Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать. Педагог: А каких птиц называют перелетными? Дети: Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из теплых стран. Педагог: Каких перелетных птиц вы знаете?
3. Вводная беседа.
Загадывание загадки: Прилетела к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)
4. Рассматривание с ю ж е т н о й

п р е д м е т н о й

к а р т и н

изображением ласточек, составление предложений по вопросам.
- Какая ласточка по размеру? (Маленькая, очень красивая птичка.) - Какая у ласточки головка? (Головка у нее маленькая черненькая.) - Какая шейка? (Шейка коротенькая.) - Какой клювик? (Очень маленький треугольный.) - Какие крылышки? (Длинные, узкие, острые и сильные.) - Какой хвост? (Длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный.)
- Какие лапки? (Коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.) - Какого цвета оперенье на спинке (головке, крыльях, хвосте? (Головка, спинка, крылышки и хвост черные.) - Какого цвета грудка? (Грудка нарядная, белая.) - Что у ласточки под шейкой? (Под шейкой красно-синий «галстучек».) - Когда ласточки возвращаются домой? (Возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, листья на деревьях, оживают и весело суетятся насекомые.) - Где ласточки строят гнезда? (Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют свои гнезда под крышами домов.) - Из чего они строят гнезда? (Из маленьких веточек, соломинок, сухих травинок, пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.) - Чем питаются? (Мелкими насекомыми, мошками, комарами и ловят их в воздухе на лету.) - К а к у ю п о л ь з у п р и н о с я т ласточки? (Уничтожают нас екомых- вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.)
5. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Назови ласково». (С мячом.) - У ласточки … Черная голова – черненькая головка. Черная спина - … Острые крылья - … Длинный хвост - … Белая грудь - … Белый пух - … Острый клюв - … Пестрый галстук на шее - … Игра «Скажи одним словом» - Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка. - У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка. - Быстрые крылья - … - Длинный хвост - … - Насекомых едят - …
- Черная с белым - …
6. Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой».
Мы по улице гуляли, (Шаги на месте.) Скворцов и ласточек считали. (Упражнение «Птица летит».) Раз, два, три, четыре, пять – (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца.) Будем их считать опять. Рот открыли, смотрим в небо. (Головы поднимают вверх.) Влево, вправо. Я там не был. (Повороты головы вправо-влево.) Птичкой захотели стать (Руки вниз, удивление.) И руками стали махать. (Взмахи руками.) Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения). Мы подпрыгнули, чтобы взлететь, (Прыжок, руки вверх.) Но пришлось на землю сесть. (Присесть.)
7. Работа по составлению синквейна.
Педагог: ребята мы на прошлом занятии составляли с вами синквей. Давайте попробуем еще раз составить синквейн по картинке. (Педагог показывает картинку с изображением ласточки). - Кто это? - Какая ласточка? - Что делает ласточка? - Составьте предложение о ласточке. - Обобщение или ассоциация.
8. Составление синквейнов детьми.
1-й вариант. - Ласточка. - Черно-белая, теплолюбивая. - Летает, вьет (гнездо, ловит. - Ласточки вьют гнезда под крышами домов. - Перелетная птица. 2-й вариант. - Ласточка. - Быстрокрылая, насекомоядная.
- Проносится, чивкает, уничтожает (насекомых). - Ласточки прилетают в родные края последними. - Весна, тепло, счастье. 3-й вариант. - Ласточка. - Красивая, маленькая. - Кружит, строит (гнездо, охотится (за насекомыми). - Живут ласточки поблизости от человека. - Птица.
9. Рефлексия.
Педагог: Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось и почему? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме? На этом наше занятие подошло к концу.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции