Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Характерной чертой первого периода перестройки 1985 1987. Этапы перестройки

Этапы «перестройки»

Перестройку условно можно разделить на три этапа.

Первый этап

Первый этап (март 1985 -- январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве.(1, с. 454)

Основная идея "концепции ускорения социально-экономического развития страны" сводилась к быстрому подъему экономики за счет перераспределения финансовых потоков и новой структурной политики. Предлагалось прекратить затратное капитальное строительство, а высвободившиеся средства направить на техническое перевооружение и модернизацию предприятий. От импорта ширпотреба предлагалось перейти к закупкам машиностроительного оборудования.

Машиностроение было определено в качестве нового "приоритета", а его развитие должно было опережать другие отрасли. Наряду с этими административно-управленческими решениями второй, не менее важной составляющей "ускорения", был назван "человеческий фактор". Имелось в виду продолжение андроповского курса на повсеместное укрепление дисциплины, наведение порядка в расходовании сырья и ресурсов, более рациональное использование оборудования и заслон производству недоброкачественной продукции. Вместе с тем гораздо большее внимание уделялось и другой стороне "человеческого фактора" -- предлагалось по-настоящему заинтересовать людей в результатах труда, вдохнуть жизнь в движение рационализаторов и изобретателей, постараться восстановить стимулы к труду. Таким образом, концепция "ускорения" не была чем-то радикально новым, а представляла собой некое новое сочетание приемов из арсенала традиционного советского опыта. (6, с. 249)

Для повышения качества продукции вскоре после апрельского пленума на наиболее крупных предприятиях была введена государственная приемка продукции. Введение "госприемки" было механическим перенесением опыта оборонных предприятий на гражданское производство. Но замена ведомственного контроля очередной бюрократической структурой вела только к разбуханию административного персонала, нарушению ритмичной работы предприятий. В результате выпуск продукции сократился, дефицит увеличился, а качество так и осталось на прежнем уровне, поскольку на него совершенно не влиял и без того высокий потребительский спрос. (6, с. 251)

С мая 1985 г. началась широкомасштабная антиалкогольная кампания. По планам производство спиртного к 1990 году должно было сократиться вдвое. С пьянством боролись административно-принудительными методами. Ужесточили наказания за пьянство на работе, развернули кампанию в прессе. (7, с. 63)

Проведенные мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм; снизились смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по причинам пьянства и алкоголизма. Но, как писал позже Горбачев, «негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы». К числу издержек кампании относят: спешное закрытие магазинов, винно-водочных заводов; вырубку виноградников; свертывание производств сухих вин; сокращение выпуска пива; массовое развитие самогоноварения, что привело к исчерпыванию в стране ресурсов сахара. Это потянуло за собой резкое сокращение ассортимента кондитерских изделий; стали исчезать недорогие одеколоны, употреблявшиеся вместо водки, а использование других ее «заменителей» привело к росту заболеваний, озлобленности значительных масс населения.

По данным Горбачева, в результате массированной антиалкогольной кампании бюджет недополучил 37 млрд. рублей. Современники приводили и другие цифры: 67 (Н. И. Рыжков) и 200 млрд. (В. С. Павлов). Уже в 1989 г. доходы от торговли спиртным вновь пошли вверх и достигли 54 млрд. рублей, на 1 млрд. превысив уровень 1984 г. Отрицательный политический эффект антиалкогольной кампании был многократно усилен тем, что она явилась одним из наиболее «видимых» и ярких источников финансовой разбалансированности, происхождение которой носило более глубокий характер.

Тревожная информация о «перегибах» по разным каналам доходила до руководства, но «наверху» не считали необходимым корректировать курс. «Уж очень велико было наше стремление побороть эту страшную беду», -- писал позже Горбачев. Стремление «быстрее побороть беды» определяло характер многих решений, принятых в сферах экономической и социальной политики в 1985--1986 гг. (4, с. 592)

К осени 1988 года правительство было вынуждено снять ограничения на продажу спиртных напитков.

5 мая 1986 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов». Власти обрушились на «шабашников» и «хапуг», запретили вы воз продукции из одного региона в другой. В борьбе местной администрации с «нетрудовыми доходами» пострадало личное подсобное хозяйство граждан. В результате еще более обострился дефицит продуктов питания.

Указ и особенно рвение властей при его исполнении противоречили Закону СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности СССР», который был принят 19 ноября 1986 года и введен в действие 1 мая 1987 года. Но уже первые попытки снять железную узду с частнопредпринимательской деятельности натолкнулись на враждебное отношение членов Политбюро. М.С. Соломенцев и В.М. Чебриков опасались, что поощрение индивидуального хозяйства подорвет колхозы и «бросит тень» на коллективизацию. На что Горбачев ответил: «Отовсюду сообщают: в магазинах ничего нет. Мы все боимся, не подорвет ли личное хозяйство социализм. А что его подорвут пустые полки, не боимся?». (7, с. 64)

Постепенно набирала темпы его «кадровая революция». Позитивное впечатление производило избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежневе. В 1985--1986 гг. важных постов лишились Г. А.Алиев, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов. Зато в числе первых в центральном партийном аппарате их получили Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачев, Э. А, Шеварднадзе, Л. Н. Зайков, Б. Н. Ельцин. Изменения шли сверху вниз. Широкий общественный резонанс получили действия нового первого секретаря московского ГК КПСС Б. Н. Ельцина, который провел настоящую чистку кадров в горкоме и райкомах партии.

Со временем темпы и масштабы перемен начини вызывать настороженность. Их стали называть «кадровой чисткой», сопоставимой со сталинской «кадровой революцией». (4, с. 591)

За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 гг., когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 г., когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены остававшиеся в руководстве представители "кремлевских старцев", в том числе Громыко, Соломенцев, Долгих. (5, с. 167)

Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление общества, выразившееся, прежде всего в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Проводником идей Горбачева в Москве стал сменивший Гришина на посту первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин, заявлявший: "У нас в Москве идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим посадить". Из 33 райкомовских секретарей в Москве были смещены 23, причем некоторые несколько раз. В период пребывания Ельцина во главе московской организации КПСС оказались в тюрьме за различные преступления более 800 торговых работников. Обновление общества виделось в борьбе с коррупцией, при этом методы управления и внедрения реформ оставались по-прежнему директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов. (5, с. 168)

Под влиянием всех этих факторов к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране стала стремительно ухудшаться. Курс на "ускорение" в 1986 г. полностью провалился: четвертая часть предприятий не выполнила производственные планы, 13% из них были убыточными. По итогам года возник небывалый для СССР бюджетный дефицит, который составил 17 млрд. руб. и продолжал стремительно увеличиваться. Инвестиции в народное хозяйство стали производиться за счет скрытого повышения цен и роста эмиссии. В январе 1987 г. начался спад производства, который так и не удалось преодолеть, и который стал началом глубочайшего экономического кризиса. (6, с. 251)

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.4.6 . Всего получено оценок: 650.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началось преобразование советского общества, которое должна было осуществляться в рамках социалистической системы.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения »). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами.

«Ускорение» привело к некоторому оживлению экономики, но уже к 1987 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем – и в промышленности. Ситуацию осложняли огромные капиталовложения, необходимые для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и продолжающаяся война в Афганистане.

Руководство страны было вынуждено пойти на более радикальные преобразования. С лета 1987 г. начинается собственно перестройка. Программу экономических преобразований разрабатывали Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунич. Образцом для перестройки стал НЭП.

Основное содержание перестройки:
В экономической сфере:

  1. Происходит перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики).
  2. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.
  3. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

В политической сфере:

  1. Расширяется внутрипартийная демократия. Возникает внутрипартийная оппозиция, связанная, прежде всего, с неудачами экономических преобразований. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразований выступил первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. На XIX Всесоюзной конференции КПСС было принято решение о запрете безальтернативных выборов.
  2. Существенно перестраивается государственный аппарат. В соответствии с решениями XIX конференции (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). В марте 1990 г. В СССР был введен пост президента. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев.
  3. С 1986 г. проводится политика «гласности » и «плюрализма », т.е. в СССР искусственно создается некое подобие свободы слова, предполагающее возможность свободного обсуждения строго определенного партией круга вопросов.
  4. В стране начинает складываться многопартийная система.

В духовной сфере:

  1. Государство ослабляет идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Свободно издаются запрещенные ранее литературные произведения, известные читателям только по «самиздату» - «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Дети Арбата» Б. Рыбакова и т.д.
  2. В рамках «гласности» и «плюрализма» проводятся «круглые столы» по некоторым вопросам истории СССР. Начинается критика «культа личности» Сталина, пересматривается отношение к Гражданской войне и т.д.
  3. Расширяются культурные связи с Западом.

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись расцветом «черного рынка» и углублением дефицита. «Гласность» и «плюрализм» - главные лозунги перестройки – к падению авторитета КПСС, развитию националистических движений. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований. Г. Явлинским и С. Шаталиным была подготовлена программа «5оо дней», предусматривающая относительно радикальные экономические преобразования с целью постепенного перехода к рынку. Эта программа была отвергнута Горбачевым под влиянием консервативного крыла КПСС.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике. Предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Однако эти меры уже не могли спасти социалистическую систему и СССР.

Уже с середины 80-х фактически намечается распад государства. Возникают мощные националистические движения. В 1986 г. происходят погромы русского населения в Казахстане. Межнациональные конфликты возникли в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С 1988 г. начинается вооруженный армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 1988-1989 гг. выходят из-под контроля центра Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдавия. В 1990 г. они официально провозглашают свою независимость.

12 июня 1990 г. I Съезд Советов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации .

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Чтобы придать легитимность этому процессу в марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Большинство населения высказалось за сохранение СССР, но на новых условиях. В апреле 1991 г. начались переговоры Горбачева с руководством 9 республик в Ново-Огареве («Новоогаревский процесс»).

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. Подписание договора было намечено на 22 августа.

Именно намеченное подписание Союзного договора спровоцировало выступление ГКЧП (19 августа–21 августа 1991 г), пытавшегося сохранить СССР в старой форме. В Государственный Комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков.

ГКЧП был издан приказ об аресте Б.Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР. Было введено военное положение. Однако большинство населения и военнослужащих отказались поддержать ГКЧП. Это предрешило его поражение. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора уже так и не состоялось.

В результате августовского путча был окончательно подорван авторитет М.С. Горбачева. Реальная власть в стране перешла к руководителям республик. В конце августа была приостановлена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ) – «Беловежские соглашения ». 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внешняя политика СССР В 1985-1991 гг

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе «нового политического мышления ».

Основное содержание «нового политического мышления»:

  1. Признание современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о расколе мира на две противоположные идеологические системы.
  2. Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
  3. Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Для нового внешнеполитического курса требовались новые кадры – министр иностранных дел, символ успешной советской внешней политики, А.А. Громыко был заменен Э.А. Шеварднадзе.

Исходя из принципов «нового мышления» Горбачев определил три основных направления внешней политики:

  1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.
  2. Урегулирование региональных конфликтов (начиная с Афганистана).
  3. Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации.

После встреч в верхах (практически ежегодных) СССР и США были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г., Вашингтон) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г., Москва).

Одновременно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Разрушена берлинская стена. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев дал согласие на объединение Германии. 2 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

В странах социалистического содружества с лета 1988 г. и до весны 1990 г. происходит серия народных революций («Бархатные революции »), в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к демократическим силам. Начинается форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Весной 1991 г. оформляется роспуск СЭВ и ОВД.

В мае 1989 г. М. С. Горбачев нанес визит в Пекин. После этого была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Несмотря на некоторые успехи, на практике, «новое мышление» стало политикой односторонних уступок СССР и привело к краху его внешней политики. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро потерял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990- 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к странам «Большой семерки».

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции