Сообщение дворец халифа что там было. Дворец халифа. План дворца, составленный чикагскими археологами
В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.
Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.
История крепости
В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца - VII -VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.
Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.
Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.
Описание дворца
В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма - здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.
Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.
После посещения музея Рокфеллера мы решили, что надо непременно посетить дворец Хишама.
потому что вот образцы раннего исламского искусства на каждом шагу не встречаются.
Ещё в конце девятнадцатого века учёные мужи из британского Фонда Исследований Палестины обращали внимание на руины именем Хирбет аль-Мафджар (что-то вроде "место, где течёт вода") к северу от Иерихона, на восточном берегу Вади Нуэйма. В 1935-48 развалины начал изучать арабский археолог Димитри Барамки (на каком-то этапе к нему присоединился начальник мандатного управления древностей Роберт Гамильтон) и обнаружил раннеисламский дворец со скульптурами, шедевр времен Омейядского халифата
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).
Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца. Про Хишама же известно, что он, мол, донашивал свою "дохалифскую" одежду, умел печь хлеб и доить коз...А вот племянник его уже увлекался охотой да поэзией, на него больше похоже.
вот тут где-то вот это все и стояло...
но кое-что достойное осталось...
символ дворца Хишама (и мы с ним)
(видимо. это было настенное украшение)предполагается, что выглядел дворец как-то так
сейчас его пытаются "отстроить заново"
видимо, из-за строительства мы не смогли увидеть эти прекрасные мозаики, увы
Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.
P.S.В 2014-м геофизическое исследование выявило под дворцом следы более раннего комплекса, ориентированного "по диагонали" по отношению к дворцу. Исследователи подозревают римский форт.
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
В эпоху первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661-750 гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.
В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (первая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранившиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.
Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама - чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.
Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иерусалимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание должно было затмить находящуюся ря-
Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .
****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначальника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.
*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.
**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.
***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.
дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы мусульман» её великолепием и огромностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иерусалимской святыни: «Это Скала, о которой сообщают, что на неё Посланник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обычай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Мусульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торжества ислама.
Зодчим удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.
Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморными колоннами обрамляют скалу, выступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную пропорциональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных элементов каждого вида кратно четырём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.
Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мраморными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними
Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.
протянулись массивные балки, которые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.
В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных памятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внутри была украшена цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада.
Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё большее значение приобретала декоративность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмерным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной прорисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официальным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре повой столицы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Первоначально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполагалось, что в нём будут жить представители всех социальных и этнических групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на земле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его закладки. Мадинат ас-Салам - круглый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посередине которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копьём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелёный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.
Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-
*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.
Хакани, построенный в 836 г., занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительственных, парадных и жилых наземных и подземных (летних) помещений, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам культовым сооружением считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми бастионами и угловыми башнями, и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.
Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.
Прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876-879 г.) в Каире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-
Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.
АРАБЕСКА
Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, протекающее в заданном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом или ювелирном изделии.
Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.
Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.
тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных
высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой произведений архитектуры в мусульманских странах.
История средневекового мусульманского мира насыщена бурными политическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифату Аббасидов.
В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Около трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая начало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.
Арабский халифат. Столицей халифата с 661 по 750 годы являлся город Дамаск, а с 762 года, при Аббасидах стал г.Багдад. Расцвет этого государства был связан с легендарным халифом Харун-ар-Рашидом (766-809 гг.).
Система управления Арабским халифатом:
Особенности феодального строя арабов: Собственник всей земли – государство и его глава – халиф. Халиф – заместитель, преемник пророка. Налог с земли поступает в казну халифа. Налог с земли поступает в казну халифа. Религиозный характер государства (теократия, жизнь по законам шариата).
Причины высокого уровня культуры арабов: В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.
Открытия и изобретения арабских ремесленников открытие дамасской стали; в изготовлении из стали зеркал; в изготовлении бумаги; в производстве шелка, шерсти, парчи; в производстве кожи; в производстве сахарного тростника и риса; в развитии садового искусства.
Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке. Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.> При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые. В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов. « Байтул-хикма » (« Дом мудрости ») – академия наук.
Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки: Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу); знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру – Аль-Хорезми; могли вычислить длину окружности; знали число «пи».
Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия; Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца. Персидская рукопись с чертежом Аль-Бируни, поясняющим фазы затмения
Памятник Аль-Бируни в парке Лалех в Тегеране.
География: Масуди – создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие. карта мира Аль-Масуди.
Ботаника: создали первую классификацию растений. Физика: знали законы оптики. Химия: умели получать спирт и серную кислоту. Страница из арабского трактата по алхимии. XIII в.
Медицина: Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней; лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.
Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Учение о «двойственной истине». История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.
В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:
Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь».
Фирдоуси – поэма « Шах-наме » («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн. Автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского. Он работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 1011 году.
В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман: ввел правило носить разную одежду в разные сезоны; убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной; установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт; любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники; изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции; музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).
Особенности развития архитектуры Востока: мечети – мусульманские храмы. квадратные здания с прямой крышей или куполом; украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески; Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда; Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок; Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности; Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой; Рядом с мечетью башни – минареты.
Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн
Мечеть в Кайруане (Тунис) Кайруан - мусульманская святыня в Африке.
Название Альгамбра (в переводе с арабского - «красный замок») произошло от цвета высушенной солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены замка.
Вклад арабов в мировую культуру: Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.). Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов; Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.
Причины распада Арабского халифата: огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть; восстания покоренных народов; стремление эмиров к самостоятельности; наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности; раскол ислама на два течения: шииты и сунниты.
ДВОРЕЦ ХАЛИФА
ХИШАМА
Учитель истории и
обществознания
Скопкарева К.П.
площади современного Иерихо есть холм
высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего
века археологи открыли то, что осталось от
древнего Иерихона, одного из старейших
городов мира.
К северу от раскопок древнего Иерихона
(примерно в трех километрах) находятся
руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн
Абдаль-Малика, жившего в первой половине
VIII века нашей эры.Дворец Хишам или Хирбет эль Мафджар являет из
себя прекрасно сохранившийся памятник Омеядской
архитектуры. Строительство дворца началось во времена
правления Валида Второго - халифа омеядской династии
в то время когда правителем в Святой земле был халиф
Хишам ибн Абд эл-Малик (724 - 743).Этот дворец, представляющий собой большое
двухэтажное квадратное здание, украшенное
великолепными мозаичными узорами. Он
состоял из двух коллонад, двух мечетей и двух
бань с великолепным мозаичным полом. Он был
разрушен в результате землятресения 4 года
спустя. Вероятно, только во дворце Хишама
можно
увидеть
наиболее
сохранившуюся
великолепную мозаику Израиля. Остатки резьбы
по камню, найденные в этом месте, дают
представление о том, насколько впечатляющим
был сам дворец.«Древо жизни» - так называется одна из самых
красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира.
Ею был устелен пол гостевой комнаты банного
комплекса. Имитирующая прекрасные персидские
ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась,
лишь немногим пострадав от землетрясений.Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня
хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в
ИерусалимеДворец Хишама являлся национальным парком.
Сегодня, это памятник архитектуры под защитой
Палестинской автономии.