Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Iii. общество как социальная система. Понятие общества как основной категории социологии

Понятие общества как основной категории социологии

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Введение

общество тип социальный

Выбранная мною тема «Общество», на мой взгляд, особенно актуальна на сегодняшний день. Когда общество находится в нестабильном состоянии, но обладает мощным интеллектуальным и экономическим потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Психологи способны раскрыть внутренний мир людей, экономисты - дать рекомендации по оздоровлению производства, политологи - описать процессы взаимодействия органов власти и населения. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества, когда хотим укрепить стабильность социального развития, мы должны обратиться к категориям социологической науки: социальная структура, социальные институты, изменение классовой системы, характер социального неравенства и условия социальной мобильности. Именно социология может решать все вопросы в комплексе и нарисовать общую картину ситуации в конкретном обществе. Только имея представления о развитии социума, можно описать тенденции трансформации общества в его ведущих сферах, показав ключевые социологические понятия, можно увязать их в единую систему. Знания об обществе необходимы для решения основной задачи - дать представления, как жить в меняющемся социуме, разбираться в тенденциях обновления социальной реальности.

Цель данной работы - изучить понятие «общество» с позиции социологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть понятие общества в различных социологических теориях;

.Изучить общество как социальную систему;

.Выделить типологии общества.

1. Понятие общества в социологии

Общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Общество - это не совокупность индивидов, а особый социальный организм; не механическое скопление взаимодействующих индивидов, а совокупность целенаправленных связей и отношений, в которых находятся индивиды; общество - образованные в результате их взаимодействия социальные группы, общности и институты. Для общества характерно:

-стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;

-производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;

-воспроизводство способа производства материальных благ;

-воспроизводство жизни - деторождение;

-духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).

Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:

Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.

Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.

Автономность и высокий уровень саморегуляции.

Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.

В социологии существует ряд определений общества. Приведем некоторые из них. Общество - это:

.индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм);

.взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий (М. Вебер);

.система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (Т. Парсонс);

.исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К. Маркс).

Социум (от лат. socium - общее, совместное) - это обширная устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, вследствие этого, общностью культуры. Высшая форма социума - общество как целостная социальная система. Другие его разновидности - родовые и семейно-родственные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Любой социум представляет собой целостность, основанную на обмене деятельностью между входящими в нее индивидами и группами. Социум выступает в качестве относительно автономного образования, взаимосвязанного с другими социальными общностями. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп регулируется социальными нормами, закрепленными либо, традицией либо юридически, или имеющими силу морального долженствования.

Понятие «социум» используется в социологии для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости индивидов, образующих его, а также активного воздействия общностей на развитие и деятельность личности. Производным от понятия «социум» является прилагательное «социетальный»; этим понятием обозначают явления и процессы, относящиеся к обществу в целом; например, социетальная проблема - та, что затрагивает интересы всех общественных слоев и групп населения.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Термин «общество» употребляется и в более узком смысле для обозначения определенного типа общества (западное общество) и даже отдельного региона или страны.

Осознание того, что человек живет в обществе, происходило в процессе длительного развития философской мысли. В античности сфера человеческого бытия отождествлялась не с обществом, а с государством. В философии Нового Времени представления об обществе формируются преимущественно в рамках теории общественного договора, согласно которой переход человека из естественного состояния в общественное связывается с возникновением государства. Шаг вперед сделал Г. Гегель, который отделил гражданское общество как сферу частных (имущественных и других) интересов от государства.

Большое влияние на западную социологию оказали взгляды известного французского ученого О. Конта, считавшего общество функциональной системой, которая покоится на разделении труда и солидарности. Структуру данной системы составляют семья, классы и государства. Другой представитель французской школы социологии Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на «коллективных представлениях». По представлениям М. Вебера, общество - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий. Из «социальных действий» исходил и американский социолог-теоретик Т. Парсонс, считавший общество системой, связующим началом которой являются нормы, ценности, институты.

Немецкий философ и социолог К. Маркс рассматривал развитие общества как закономерный естественноисторический процесс, в ходе которого происходит смена общественно-экономических формаций. Специфика формации определяется ее производственными отношениями - базисом, на котором вырастает соответствующая ему надстройка (политические и юридические институты, идеологические общественные отношения и формы сознания). Производственные отношения определяют также социальную дифференциацию, деление общества на классы.

Для современного состояния общества характерно сосуществование в нем различных и взаимодействующих друг с другом социально-экономических укладов и целостных формационных структур, наличие разнообразных противоречий, возникновение глобальных проблем, свидетельствующих о том, что мир становится все более взаимосвязанным.

Социология изучает общество на различных уровнях его организации, начиная с международных взаимодействий до малых групп, а также в различных пространственных и временных рамках. Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации). Предметом внимания социологов могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества, так называемые, малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими «связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания. Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Условием эффективного применения общих принципов научного подхода к обществу является их конкретизация, учитывающая особенности изучаемого социального объекта или процесса.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура - словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных - экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания - знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни» в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего, он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

2. Общество как социальная система

Система (от греч. система - целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Социальная система - совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют своеобразную социальную целостность и единство.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать и проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Т. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная система представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

а) социальные индивиды;

б) социальные общности;

в) социальные институты;

г) социальные связи;

д) социальные отношения;

е) социальная культура.

Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде:

.Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды.

.Социальные учреждения, общественные институты, организации.

.Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей.

.Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п.

Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):

.Адаптация.

.Интеграция.

.Целедостижение.

.Поддержание ценностного образа взаимодействий.

Главные сферы (подсистемы) общества:

.Экономическая

.Политическая

.Социальная (общество и его элементы)

.Духовная (культура, наука, образование, религия).

Экономическая сфера - это предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Это то, что позволяет обществу запустить имеющиеся в его распоряжении ресурсы в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества непосредственно участвуют 50-60% населения, называемого экономически активным. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Экономика современной России носит преимущественно сырьевой характер и ориентирована на экспорт большей части добываемой в стране нефти и газа, а также сырой древесины.

Политическая сфера - это центральные, региональные и местные органы власти, армия и другие силовые структуры, налоговая и таможенная службы, которые в совокупности составляют государство, а также внепарламентские политические партии. Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть больших социальных групп и ее использование для реализации их интересов и потребностей. Духовная сфера включает в себя четыре подсистемы: культуру, науку, образование и религию. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и интернет, памятники культуры и истории. Наука призвана открывать новые знания в технической, естественнонаучной и гуманитарной областях. Образование призвано передавать полученные знания последующим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать достижением народа.

Социальная сфера в широком смысле - это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения. Это системы здравоохранения и связи, культурно - фондовые учреждения, коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, магазины, предприятия общественного питания. Социальная сфера, в узком смысле, включает в себя социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные и др.), а также органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения центрального и местного назначения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Успехи или провалы в одной сфере влияют на благополучие либо провалы в другой, особенно при игнорировании интересов большинства населения и ориентации на интересы кланов, группировок или отдельных слоев общества.

Каждая из сфер выполняет свою функцию и роль в обществе: экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом (базисом) общества; политическая сфера играет роль управленческой надстройки; социальная и духовная сферы пронизывают всю пирамиду общества.

Марксистская социология выделяет в обществе базис и надстройку. Экономический базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Политическая надстройка включает в себя идеологию, культуру, искусство, образование, науку, религию, политику, семью и является духовной основой общества.

Социальные изменения в обществе начинаются с преобразования производительных сил и их влияния на изменение характер производственных отношений и приводит к смене одного общественного строя другим в результате классовой борьбы - движущей силы истории.

Современные отечественные социологи (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко) полагают, что ни одна из четырех сфер общества не выступает в качестве единственного базиса, детерминирующего другие сферы. Все среды оказывают друг на друга одинаковое значимое влияние и являются равнозначными.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

К основным элементам социальной системы общества можно отнести: классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной системы неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Таким образом, социальная система в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

3. Типология обществ

Современные ученые, занимающиеся изучением общества, учитывая многообразие обществ, применяют соответствующую классификацию их по определенным типам. Несколько типов общества, обладающих сходными признаками, составляют типологию. Обычно выделяют несколько типологий. По наличию или отсутствию письменности общества делят на дописьменные и письменные, в которых присутствуют различные виды письма (клинопись, берестяные грамоты, узелковые письма, различные виды алфавитов, компьютер и пр.) Дописьменные общества иногда называют донаучными, доиндустриальными. Исторические знания не фиксируются, есть только легенды, предания. У этих народов ограничен круг знаний, нет науки, культура развивается медленно, в стороне от прогресса. Часто причиной этого является изоляция в силу географического положения.

Сторонники второй типологии делят общества на простые и сложные. В простых нет разделения на богатых и бедных, нет начальников и подчиненных. Сложные общества имеют государственный аппарат, науку, технику существует социальное расслоение. Здесь уже появляются классы, неравенство закрепляется в соответствии с юридическими, экономическими и религиозными нормами. В сложных обществах уже присутствует государство. Дописьменные общества можно отнести к простым, письменные - к сложным.

Третья типология определяет характер общества по способу производства. По этому критерию делят на следующие типы:

общество охотников и собирателей;

общество земледельцев;

общество скотоводов;

индустриальное общество;

постиндустриальное общество.

По способу производства все общества подразделялись на следующие типы:

-общество первобытных охотников и собирателей (30-40тыс. лет);

-общество огородничества или садоводческое общество;

-общество скотоводов;

-земледельческие общества (8-10 тыс. лет);

-индустриальное общество (250 лет);

Марксистская формационная типология общества опирается на два критерия: способ производства и форма собственности. К. Маркс выделил четыре общественно - экономические формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. В будущем должна наступить коммунистическая формация, включающая в себя переходный период от капитализма к социализму, первую фазу - социализм и вторую фазу - собственно капитализм. Эти общественные экономические формации рассматривались К. Марксом как последовательные ступени общественно-исторического прогресса в процессе исторической эволюции народов мира.

Появление ведущей формации на каждом из этапов исторического пути отнюдь не означало, что данная ступень должна быть пройдена всеми народами. Сравнительная история стран Запада и Востока, Севера и Юга показывает, чем различные группы народов восходили от одной стадии к другой по различным историческим лестницам, а то и перескакивая через стадию. Достаточно сказать, что славянские и германские населения не знали рабства, за исключением его домашних форм, а народы национальных окраин России после октябрьской революция с помощью русского народа перешли от феодализма, к социализму минуя капитализм.

Цивилизационная типология во многом противостоит формационной. В отличие от формации цивилизация понимается как конкретное, живое, социальное тело, наделенное культурным своеобразием и пришедшим на смену варварству. Цивилизации могут быть как национальными (китайская, русская, индийская), так и региональными (западноевропейская, арабская и др.). Наиболее мощные цивилизации складываются на протяжении многих столетий и даже тысячелетий, вбирая в себя опыт и достижения многих десятков поколений.

Современная типология общества основаны на выделении в качестве критериев (уровней) развития промышленности, науки, техники и т. д.:

-Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл).

-Предмодернистское, модернистское и постмодернистское общество (С. Круг и С. Леш).

-«Первая», «вторая», «третья» волна цивилизаций (А. Тоффлер).

-Информационное общество (И. Масуда) или технотронное общество

(З. Бжезинский), которое рассматривается как ступени исторического развития общества, сменяющие индустриальное общество.

Наиболее распространенной из них является теория постиндустриального общества. Термин «постиндустриальное общество» введен в научный оборот в середине 20 века А. Тоффлером и Д. Беллом. В постиндустриальных обществах они выделяют резкое возрастание роли знания и информации, появление «интеллектуальных технологий», смещение производства в сферу обслуживания, торговлю, финансы, медицину, науку, образование. В этом обществе увеличивается число людей интеллектуального труда, происходят сдвиги в системе социокультурных ценностей населения, усиливаются ориентации на постматериальные ценности, связанные с проблемами экологии, повышением качества жизни.

Некоторые исследователи подразделяют общества по политическому критерию, разделяя их, таким образом, на тоталитарные, авторитарные и демократические. Выбор классификации во многом определяется тем, в каком ракурсе и с какой стороны конкретно изучается общество как сложное структурное образование.

В подтверждение тезиса о неравномерности социально-экономического развития государств в наше время можно привести несколько примеров с различными типами общества. Доиндустриальный тип общества характерен для многих государств Африки, Латинской Америки, Южной Азии. Основное население занято в земледелии, рыболовстве, скотоводстве, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. Индустриальный тип общества охватывает государства, расположенные в Северной Америке, Европе, на территории бывшего ССР. Основная масса людей занята в производстве товаров массового потребления, которое осуществляется на базе широкого применения техники. Постиндустриальный тип общества представляет США, Канада, Западная Европа. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль знания и информации. Имея необходимое образование, доступ к новейшей информации, индивид получает реальные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества. В 60-х годах ХХ века концепции постиндустриального общества подвергаются острой критике за идеализацию современного капиталистического общества.

С 70-х годов по настоящее время на смену индустриальному обществу в самых развитых странах приходит постиндустриальное общество. В нем уже преобладает информатика и сфера обслуживания, в которой трудится большинство занятого населения. Однако постиндустриальное общество наблюдается только в развитых передовых странах: США, Япония, Германия, Франция, Канада, Великобритания, Южная Корея и др. Уверенно к нему движется социалистический Китай. Большинству стран мира, в том числе и России еще только предстоит приблизиться к ним. А это будет зависеть от характера, содержания и темпов социально-экономических преобразований, восстановления разрушенной реформами экономики и модернизационного прорыва.

При переходе к постиндустриальному обществу товаропроизводственная экономика уступает место обслуживающей. Происходят изменения и в социальной структуре: классовое движение уступает место профессиональному. Решающим становится уровень образования и знаний, а не собственность.

Американские социологи Г. Кан и Д. Белл в начале 70-х годов предложили еще одну типологию общества, которую развил впоследствии в отечественной науке академик В. Л. Иноземцев: на смену современной цивилизации приходит постэкономическое общество, представляющее собой более масштабное явление, чем «индустриальное общество». В доэкономическом обществе не было рынка, частной собственности и эксплуатации наемного труда. В экономическом обществе они стали главными факторами развития, а в постэкономическом должны постепенно отмереть. Важнейшей чертой длительного переход к постэкономическому обществу станет преодоление труда как утилитарной активности и замена и замена его творческой деятельностью, не мотивированный напрямую чисто материальными факторами.

Таковы основные подходы к типологии обществ в современной социологической науке.

общество тип социальный

Заключение

Вся история социологической мысли - это история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Это история теоретических подъемов и спадов. На различных ее этапах «теоретический оптимизм» сменялся «теоретическим пессимизмом», граничащим с отказом от возможности разработки общей теории общества вообще. Указанная история сопровождалась выработкой различных концептуальных подходов к категории «общество». Понятие «общество» в широком смысле охватывает способы взаимосвязи людей и формы их объединения. Общество и природа взаимосвязаны. Общество - динамическая система. Ее основными подсистемами являются сферы общественной жизни - экономическая, политическая, социальная, духовная.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. Общество как социальная система представляет собой совокупность основных социальных элементов, образующих определенную целостность и единство. В современной социологической науке существуют различные подходы к типологии общества и классификации социальных общностей и социальных групп.

С писок использованной литературы

1.Зосименко, И. А. Социология в схемах / И. А. Зосименко, В. А. Чернов. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.

.Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. - М., 2009

.Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство «Логос». 2004.

.Симонова, О. А. История социологии ХХ века: учебное пособие / О. А. Симонова. - М.: Логос, 2008.

.Система социологического знания: учеб. Пособие / Сост. Г.В. Щекин. - 4-е изд. - К.: МАУП. - 2006.

.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2008

.Социология / Под ред. Елсукова А.Н. - Мн., 2008.

.Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений / О. В. Шиняева, И. Г. Гоношилина, И. А. Зосименко и др. - Ульяновск: УлГТУ, 2011.

.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2009.

Введение

1. Понятие общества

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный


1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. 2. Общество как система Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются...

И действовать по отношению к ним определенным образом. Выделял порядка 20 основных инстинктов: воспроизводства, любопытства, драчливости или враждебности. Вопросы по истории социологии 1. Зарождение и становление социологии как науки. 2. Классификация наук Огюста Конта. 3. Идеальные типы социологии Макса Вебера. 4. Социальная статика и социальная...

Понятие общества в философии

Мыслители разных времен пытались понять общество, с одной стороны, как процесс в его историческом развитии, а с другой - как целостность разнообразных форм и видов взаимоотношений людей на всем Земном шаре.

Философы с давних пор пробовали выяснить, существуют ли какие-либо закономерности в этом процессе, можно ли их вычленить и использовать. Еще в античную эпоху господствовало такое определение общества, как способ реализации взаимных потребностей и удовлетворения так называемых социальных инстинктов (Платон и Аристотель). В эпоху Просвещения его стали считать результатом общественного договора. Однако не было определено приемлемое для всех понятие. Социология же, выделившись как наука, занялась именно этим вопросом. В подходах к его решению большую роль сыграло развитие позитивизма и естественно-математических дисциплин.

Первые попытки проанализировать социум продемонстрировали наличие как минимум двух моментов. Первый из них - это определение сущности общества в широком смысле этого слова (как сложившуюся исторически совокупность взаимоотношений). Второй же - более узкий подход - методология анализа данного устройства социума, существующего в конкретном месте и в определенное время. При этом многие социологи словно возвращаются к античной трактовке общественных отношений, только в новом восприятии.

Например, Г. Зиммель в своей теории словно возрождает платоновскую идею о социуме как о возможности совокупной реализации внутренних потребностей, мотивов и побудительных сил различных индивидов. Понятие общества в социологии у Дюркгейма основано в какой-то степени на философии Гегеля. Последний считал реальные процессы деятельности человечества воплощением Абсолютной идеи в ее развитии. Дюркгейм тоже рассматривает общество как нечто, существующее вне и над индивидуумами, в духовном смысле этого слова. Хотя в практическом разрезе его тип определяется по распределению труда, которое социализирует человека, втягивая его в процесс производства.

Понятие общества в социологии систем

В 19 веке стал очень модным системный и критический подход к оценке общественного развития. Одним из первых представителей такого направления можно назвать Маркса. В своей теории он предложил систему анализа, в которой главную роль играет производство - особый вид социальной жизнедеятельности. Оно удовлетворяет потребности людей, в то же время реализует их более глубокие нужды.

Оно является основой целостности всего социального организма. Понятие общества в социологии другого, не менее известного мыслителя, Макса Вебера, покоится совершенно на противоположном «ките» - это, прежде всего, психология и сознание. Правда, не столько индивидуальное, сколько массовое. Господствующие ценности и мораль, согласно этой теории, способны повлиять на социальные отношения и даже изменить их до неузнаваемости. ХХ век ввел еще одно игнорируемое предшественниками понятие - «человек». В социологии нашего времени, разумеется, не отбрасывается влияние экономических факторов, но они считаются опосредованными. Стимулы, исходящие из производственной, политической и идеологической сфер, являются лишь потенциальными причинами поведения людей и их групп в обществе. Они проходят через фильтр их менталитета. Кроме того, огромную роль в анализе общества играет научная парадигма, которая расширяет

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему «движения наций». Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, поэтому нельзя сказать, что социология как наука возникла в то время. Анализ общества, поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о «волевом и сознательном» переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся к всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр Вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические «разумные» типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо, прежде всего, подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдались бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Слово социология , обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Как и многие другие философы того времени, О. Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Как полагал О. Конт этот организм действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельных социальных фактов, их сопоставление и проверка, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель проводил лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии .

Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса.

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обеспечивая таким путем значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и практическом отношении. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

Э. Дюркгейм в отличие от Вебера считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология» (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании,- с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом». Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук - крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают социальную антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности. Иногда даже специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако попытаемся сделать это. Прежде всего определим предмет социальной антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социальная антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах . Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г. Щедровицкий. Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого (рис. 1
). Очевидно, что в случае а наша система является упорядоченной, организованной, однако ее части не взаимодействуют, т.е. если мы изменим положение одного из шариков, это никак не скажется на изменении положения остальных частей системы. Но если, как в случае б , положение шариков фиксируется пружинами, то каждое изменение в положении одной части системы неизбежно приведет к изменениям позиций всех остальных ее частей. Конечно, эти изменения в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же части испытают значительное воздействие.

Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

Еще одним моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах .

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) обеспечивает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции