Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Презентация на тему: Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ. Модель сопровождения детей с овз в доу

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»

Старший воспитатель

Никишина Г.С.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

С нарушением слуха; зрения; речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

    замедленное и ограниченное восприятие;

    недостатки развития моторики;

    недостатки речевого, сенсорного развития;

    недостатки развития мыслительной деятельности;

    недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

    пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

    недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса

Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ)

Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении

Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

Между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей.

И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);

Косикова Анастасия Олеговна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Кленок» Пермский край, г. Соликамск.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Дата публикации: 13.10.2014 г.

Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий». (Дэвид Бланкет)

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова).

На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

При организации работы с такими детьми перед коллективом нашего учреждения встали следующие задачи:

Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех дошкольников;

Помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры педагогов, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ . Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации ребенка внешним службам.

Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Деятельность консилиума осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:

  • Подготовительный (октябрь)
  • Промежуточный (декабрь)
  • Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающую работу с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Консилиум участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.

В нашем дошкольном учреждении индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:

  1. 1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;
  2. 2. Составление ИОМа (индивидуального образовательного маршрута);
  3. 3. Решение поставленных задач;
  4. 4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.

При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в дошкольное учреждение педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего воспитанника, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование.

Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (ПМПк).

На основании Положения о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в дошкольном учреждении был разработан внутренний институциональный документ - индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом особенностей дошкольника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы), и включает в себя следующие направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • коммуникативная деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • этика отношений.

ИОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования. С ним обязательно знакомим родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На этом этапе идет последовательная работа с дошкольником по вхождению в социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в различные образовательные ситуации и режимные моменты.

Здесь важно не забывать, что помощь педагогов должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности, необходимо поддерживать ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.

На протяжении всей работы специалисты и педагоги ведут дневник динамического наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ. Этот документ позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.

В зависимости от результатов промежуточного обследования педагоги своевременно вносят изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

В 2013 году на базе нашего дошкольного учреждения был проведен открытый показ заседания Психолого-медико-педагогического консилиума в рамках работы проблемной группы «Детский сад – начальная школа», на котором присутствовали представители Отдела развития дошкольного образования и педагоги других образовательных учреждений. С разрешения родителей ребенка с ОВЗ, так же присутствующих на заседании консилиума, показан весь пакет документов на этого ребенка. Опыт работы дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ был представлен на город и получил положительные отзывы.

Такая организация работы подходит для всех категорий детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и способствует:

1. Созданию комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ;

2. Социализации - включению ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формированию положительных отношений в коллективе сверстников.

3. Помощи в усвоении соответствующих общеобразовательных программ.

4. Обеспечению преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

6. Осуществлению взаимодействия с родителями.

В заключение хотелось сказать, что с накоплением практического опыта и повышением теоретических знаний педагогов и специалистов дошкольного учреждения, работа по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуется.

Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что и они могут нас чему-то научить»


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

Старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад комбинированного

вида №14" Смирнова М.П.

Слайд1

Актуальность проблемы

Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы

В Конвенции о правах ребенка(1989г.), Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

. ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ: психолого-педагогических (п.3.2.2.),кадровых (п.3.4.3), финансовых(п 3.6.3), обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Слайд3

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Слайд4

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное(специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Слайд5

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Слайд 6

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Слайд7,8,9

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Этап медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

I этап - Подготовительный.

Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК

II этап – Комплексной диагностики.

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Деятельностный этап . Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута

Слайд10

Компоненты образовательного маршрута:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Слайд11

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.

Слайд18

Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду, наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует две группы компенсирующей направленности: одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая -для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени).Наполняемость этих групп по 8 человек. В этом году среди них 10 детей-инвалидов. Кроме того в детском саду есть группа комбинированной направленности, в которой наряду со здоровыми детьми воспитываются дети с нарушениями речи (в этом году их 5 человек)

Слайд19

-"Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др.

-"Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец

- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Слайд 20

Алгоритм сопровождения

Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.

После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

По необходимости(изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.

В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок, целевых прогулок и экскурсий.

В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития и рекомендации (это может быть направление на ПМПК для перевода в другую группу, ДОУ, выпуск в школу или продолжение коррекционо-развивающего обучения по новому ИОМ в данной группе).

Слайд 21

Задачи маршрута сопровождения.

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • подготовка к школьному обучению
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Слайд 22

На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:

1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ

2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье

3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы(ксерокопия запрашивается у родителей)

4.Информация о специалистах, реализующих ИОМ (воспитатель, учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

5.Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)

6.Выписка из истории развития ребенка и лист медицинских заключений(выдается детской поликлиникой)

7.Карта развития ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)

8.Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, логопедом)

9.Индивидуальный образовательный маршрут

10.Взаимодействие с семьей (формы взаимодействия, содержание работы, ответственный педагог)

11.Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)

12.Справка по результатам освоения программы за учебный год(составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

13.Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)

Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу

Слайд 23

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №14"

слайд 24

Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением

Слайд25

Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат:

Высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности

Анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы

Выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида

Родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Слайд 26

Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:

Опыт работы детских садов мало освещен в литературе.

Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов.

Недостаточное обеспечение специализированной литературой.(методики, диагностический инструментарий)

Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)

Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Наличие в одной группе детей разного возраста с разными диагнозами,

Увеличение числа детей со сложной структурой дефекта

Однако есть главное - любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.

Слайд 27

Для этого мы стараемся создать все условия. На фотографиях представлена Предметно-развивающая среда в группах, сенсорной комнаты, специальное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты, которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№14» Смирнова М.П.

Актуальность Конвенция о правах ребенка(1989г.) Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". идеи индивидуализации и гуманизации образования обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) учет индивидуальных потребностей и возможностей освоения ребенком Программы создание необходимых условий для детей с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: . содержательное - вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут. деятельностное - специальные педагогические технологии. процессуальное - организационный аспект.

Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): максимальная реализации образовательных и социальных потребностей детей ИОМ разрабатываются: для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. ИОМ ориентируется: на образовательные потребности воспитанника индивидуальные способности и возможности воспитанника

Принципы построения ИОМ (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие) : принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. принцип соблюдения интересов ребенка. (Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка»). принцип отказа от усредненного нормирования принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов принцип непрерывности

Этапы индивидуального сопровождения Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный. Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы IV этап – Деятельностный. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута V этап – Рефлексивный. Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Компоненты образовательного маршрута: целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения).

Варианты оформления ИОМ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14: 9групп общеразвивающей направленности 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени) 1 группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Реализуемые программы: "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др. "Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Алгоритм сопровождения ПМПК Базовая диагностика ПМПк Разработка ИОМ Реализация ИОМ Итоговая диагностика ПМПК или ПМПк (определение дальнейшего маршрута)

Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Папка индивидуального сопровождения: Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ Общие данные о ребенке Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Информация о специалистах, реализующих ИОМ Выписка из протокола Городецкой ПМПК Выписка из истории развития ребенка, лист медицинских заключений Карта развития ребенка Карты диагностического обследования Индивидуальный образовательный маршрут Взаимодействие с семьей Психолого-педагогические характеристики на ребенка Справка по результатам освоения программы за учебный год Детские работы

Модель взаимодействия специалистов Ребенок с ОВЗ Административное сопровождение комплектование групп в соответствии с решением ПМПК создание климата психологического комфорта для детей с ОВЗ Формирование коррекционно-развивающей среды в группах Медицинское сопровождение (врач-педиатр, медицинская сестра, психоневролог, массажист,физиосестра,инструктор ЛФК) Осмотры детей Антропометрические измерения Лечебно-оздоровительная профилактика Сезонная профилактика эпидемий гриппа и ОРВИ Проведение медицинского массажа Физиопроцедуры Занятия ЛФК Участие в ПМПк ДОУ Контроль за организацией полноценного питания Консультирование педагогов, родителей: Психолого-педагогическое сопровождение Социальный педагог Координирование сопровождения детей-инвалидов Консультирование педагогов Работа с семьями Учитель-дефектолог диагностика психических процессов, познавательной деятельности Разработка ИОМ, их реализация Коррекционно-развивающая работа оснащение и оформление кабинета консультирование педагогов, родителей Участие в ПМПк ДОУ Представление детей на ПМПК Воспитатели Педагогическая диагностика НОД Создание предметно-развивающей коррекционной среды коррекционная направленность режимных моментов индивидуальная работа по заданию учителя -дефектолога реализация ИОМ работа с семьями культурно - досуговая деятельность Музыкальный руководитель: педагогическая диагностика музыкальные занятия Индивидуальная коррекционная работа коммуникативные игры, танцы Праздники, развлечения Работа с семьями Педагог-психолог Занятия в сенсорной комнате Консультирование педагогов, родителей по запросу Диагностическое обследование, коррекционные занятия по запросу

Взаимодействие с социумом Ребенок с ОВЗ Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ Коррекционная школа V вида Коррекционная школа Vlll вида Центральная детская библиотека Городецкий Федоровский мужской монастырь Детский музей на Купеческой, Музей добра Центр социальной помощи семье и детям Детская поликлиника

Результативность работы высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности положительная динамика в освоении детьми программы выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Основные трудности в работе Опыт работы детских садов мало освещен в литературе. Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов. Недостаточное обеспечение специализированной литературой(методические разработки, диагностический инструментарий и т.д.) Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства) Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Развивающее пространство ДОУ

Специальное оборудование

Лечебный массаж Медицинский осмотр Комплекс ЛФК Занятие с учителем-дефектологом

Музыкальные занятия Физкультурные занятия Занятия и игры с воспитателями

Взаимодействие с речевой школой Взаимодействие с музеями Взаимодействие с родителями

Спасибо за внимание!


© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции