Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сущность процесса обучения, его функции и задачи. Сущность процесса обучения – основа дидактики

Обучение – это процесс управления педагогом познавательной деятельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выработанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования).

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся для достижения определенных результатов в образовании, развитии и формировании личности.

Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны в нем участвует обучающийся – тот, кто осуществляет учебную деятельность (учащийся), и тот, который ею управляет (учитель). Другими словами, процесс обучения включает два теснейшим образом взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание (деятельность преподавания) – это педагогическое управление учебной деятельностью учащихся. Неправильно понимать под преподаванием только сообщение, передачу определенной суммы знаний.

Учение (учебная деятельность) – это целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения.

Третий важный компонент учебного процесса – предмет обучения. В современной общеобразовательной школе предмет обучения составляют основы техники, труда, искусств, физической культуры, нравственности, политических знаний, основы общеобразовательного знания. Таким образом, процесс обучения представляется как познавательная деятельность в системе «учитель – предмет обучения – ученик».

В процессе обучения происходит постоянное изменение соотношения между преподаванием и учением в сторону повышения роли самостоятельной деятельности учащихся.

Методологической основой процесса обучения является теория познания (гносеология) – философское учение о закономерностях познания вообще, о возможности человека познавать окружающую его действительность, об источниках, формах и методах постижения человеком истины. Организация в общеобразовательной школе познавательной деятельности учащихся не должны противоречить общим принципам научного познания. Вместе с тем исследования ученых и познавательная деятельность учащихся и ученого отличаются существенным образом:

1. Разница в целях: ученый раскрывает непознанное, учитель направляет деятельность учащегося к «открытию» уже познанного, открытого наукой, проверенного практикой.

2. Пределы познания в науке обусловлены состоянием исследований на данном этапе исторического развития. В процессе обучения эти пределы очерчены кругом учебных программ, учебников, других школьных документов.

В соответствии с материалистической теорией познания, логика процесса обучения та же, что и в научном исследовании: от восприятия эмпирических фактов – к абстрактному мышлению, а от него – к практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения:

1. Объективные потребности общественного развития, т. е. прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

2. Руководящая роль учителя в совместной деятельности учителя и учащихся. Учитель исподволь подводит учащихся к решению все более сложных учебных задач, учащиеся овладевают все новыми и новыми знаниями.

3. Наличие противоречия между новыми познавательными задачами и имеющимися у учащегося знаниями. Ученик будет охотно преодолевать противоречия, если он почувствует и осознает приращение своих знаний и рост интеллектуальных способностей и если ему посильно преодоление противоречий.

4. Рост и укрепление нравственно-волевых сил ученика, направленных на приобретение новых знаний и их применение в практике. Путь к осознанию учеником необходимости мыслительной работы в данном случае лежит через побуждение его отчетливо видеть познавательную задачу, выполняя которую он поднимается в своем продвижении на ступеньку выше и приобретает новые средства для решения последующих познавательных задач, ведущих к главной цели - получению образования.

5. Положительные эмоциональные переживания, которыми, как правило, сопровождается достижение положительных и практически полезных результатов в учении.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

1. Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

2. Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

4. Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

5. Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

6. Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

7. Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку).

Эти звенья составляют законченный цикл обучения (дидактический цикл).

Функции процесса обучения. Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский). (Эти три функции выражаются в трёх обязательных целях урока.).

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

Наиболее интенсивное развитие всех этих сфер личности учащегося происходит в условиях проблемных ситуаций, когда требуется творческий подход и напряжение интеллекта.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

а) формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

б) формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

в) формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Реализация воспитательной функции обучения предполагает, во-первых, гуманистическую направленность содержания образования (которое должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости), а также уважительное отношение к личности учащегося и одновременно разумную требовательность к нему.

Во-вторых, в процессе школьного обучения формируется гражданское и национальное самосознание учащихся, система их представлений о социальном и политическом укладе Беларуси, о приоритетах национальной политики и культуры, об особенностях национального менталитета белорусов.

В-третьих, в обучении необходимо опираться на сильные стороны учащихся. Это обусловлено тем, что учащиеся не одинаковы по уровню воспитанности. Многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний. Появление детей-аутсайдеров и детей с девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и отвержение ребенка.

В-четвертых, важную роль в процессе формирования личности ученика играет пример учителя, проявление им своего личного субъективного отношения жизненным явлениям, к окружающей действительности, к своей педагогической деятельности и к деятельности учащихся. Любое выражение мыслей, чувств и действий учителя в процессе обучения должно быть педагогически целесообразным, обоснованным, аргументированным и убедительным. Средствами педагогического воздействия учителя на учащихся является слово, орфоэпия, дикция, интонация, жест, мимика, в которых выражаются его педагогические требования и воля. Кроме того, учитель может оказывать значительное организующее влияние на школьников постольку, поскольку он сам будет организован, собран, нравственно и физически подтянут.

В-пятых, воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Необходимо, чтобы воспитательные воздействия в процессе обучения были сбалансированными, гармонизированными, однонаправленными.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

– постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

– подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

– комплексное использование методов обучения.

Сущность процесса обучения

Обучение - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения - формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

– постановка целей учебной работы;

– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;

– оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

– осознание целей и задач обучения;

– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

**********************************************************

4. Процесс обучения - совокупность последо­вательных действий учителя и учащихся, направленных на созна­тельное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и раз­витие познавательных сил и способностей.

Знание - факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся. Знания содержат отражаемые сознанием челове­ка свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений. Умения - сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени авто­матизма, можно считать, что оно перешло в навык - это автоматизированное., привычное, безошибочно вы­полняемое определенным способом действие. Навыки многообразны. УН вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении. В процессе обучения решается также задача развития познава­тельных сил, мышления, речи, памяти, наблюдателя и овладе­ния рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, ус­тановления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться. Одним из основных стимулов , побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес.

6.Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общ-ных процессов и условий: социально-экономической, полит- ситуации, уровня культуры, потребности общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.

Закономерности, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения:

1) направленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;

2) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности студента как условия формирования личности;

3) органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

4) оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Закономерности обучения, их классификация

Одной из своих функций дидактика как наука имеет познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса, который рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса.

1. Дидактический компонент, обобщающий дидактические характеристики процесса.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя.

3. Психологический компонент, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения.

4. В кибернетическом аспекте находит отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации.

5. Социологический компонент охватывает отношение между участниками учебного процесса.

6. Организационный компонент отражает учебный процесс в аспекте интеллектуального труда.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).

Общие закономерности охватывают своим действием всю систему.

Частные (конкретные) закономерности охватывают своим действием отдельные компоненты (аспекты) системы.

В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

– выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения;

– определенным выделением сущностей и фиксаций, общих связей между ними;

– лаконичностью и точностью формулировок.

Общие закономерности процесса обучения

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: уровня и темпов развития общества; потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: общественных потребностей и целей обучения; темпов социального и научно-технического прогресса; возрастных возможней школьников; уровня развития теории и практики обучения; материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия обучающих; обучаемости учащихся; времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; учебных возможностей (обучаемости) учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних стимулов.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.

Основополагающими принципами обучения являются следующие.

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

6. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

8. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.

9. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, так же как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

В современном понимании для обучения характерны признаки:1) двусторон. хар-тер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) пед. руководство; 4)планомерн. спец. организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитан учащ-ся. Движущая сила учения - борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

. Содержание образования : - четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, соврем. производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллект. и практич. умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретич и практич проблем, овладение кот. обеспечивает опред уровень интеллект, соц и духовн. развития уч-ся. Содержание образования отображает социальный опыт(общечелов. культуру). Но накопленных знаний много, человек не может усвоить все. =>соц опыт попадает в содержание шк обучения в «распредмечен ном» виде,т.е раздел. на предметы. Учебн предмет - часть соц опыта, выделенная по опред признакам, чаще все-го принадлежности к опред кл явлений. Общими основа ми формирования содержания соврем образ-ния явл: гуманитаризация, гуманизация, экологи зация, дифференциация, интеграция, целенапр использов-е достоя- ний миров и нац культуры, широк примен-ие нов инфор- мац технологий, формирование творч личн-ти. Гуманитариизация- это общая направленность содерж обр-я на приоритетн усвоен тех зна ний, умений, котор необхо димы всем людям и каждому чел-ку Гуманизация дости -гся использов-ем человеко формирующих возможнос тей шк предметов. Дифференциация - не дальнейш выделен нов предме тов, а создан на уровне сущ-щего лучших усло вий для эффективн обучен различн групп обучаемых. (учитывая разные способности, возможнос- ти, жизнен ные планы детей.Интеграция - процесс и результ становления целого на основе выявлен важных связей между отдельными школьными предметами. Экологизация СО перестраив-ся под углом: чел - час- тичка природы, он или погибнет вместе с нею, или най- дет дорогу дальнейшей общей эволюции. Целенапр использ-е мир. и нац. культуры перестройка образован ия в плане культуросозидат процесса, где цели обуче ния соедин-ся с целями воспитания патриота. Примен нов информ технол преследует цель расши рить объем знаний за счет нов способов их передачи. формирова ние творческой личности -результ полно цен, много компонентн содерж-я и организованного на его основе процесса обучения.Принципы формирования содер- жания 1- научности(соответствие знаний послед- ним достижениям научн, соц и культ прогресса)2- последовательности (планирование содержания, развивающегося по восходящ линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;3- историзма (воспроизвед в шк курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практи ки) 4 -систематичности(рассмотрение изучаемых знаний в системе содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в о систему человеч.культуры 5 -связи с жизнью (способ проверки действенности изуч знаний и формируемых умений и как ср-ва подкреплен образования реальной практикой);6 -соответствия воз- растн возможн-тям и уровню подготовлен-ти шк-ов,

7- доступности

Способы реализации содержания. Содерж уч про-цессса как система может иметь различн структуру изложен. Наиболее распростран в наст вр: При линей-ной структуре отдельн части уч материала образуют непрерывн последова-тельность связанных между собой звеньев.Данная структура оправдыв себя при изложен истории, языков, литературы, музыки и т. д. Концентрическая с. предпо-лагает возвращен к изуча-емым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется нес-колько раз, причем его содер-жание постепенно расши-ряется(физики, химии, биолог. Спиральная – учащ-ся,

не теряя из поля зрения исход-ную проблему, посте-пенно расширяют круг связан с ней знаний(обществен, пед, психологич науки) Смешанная- комбинация линейн, концентрич и спир.Она позвол маневриров при организац содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Подходы : 1) знаниево-ориентировочный (в центре – знания). 2) личностно-ориентировочный подход (в центре – развитие собственных способностей и особенностей, формирование свойств субъекта). 3) целостный (возвращение человека к самому себе).

Компоненты : 1) когнитивный опыт личности (познавательный). Связан с системой разнообразия знаний о природе, обществе, мышлении, различных способов деятельности, обеспечивающих формирование в сознании учащихся научной картины мира. Виды – термины, основные понятия, факты повседневной жизни, основные законы науки, теории, методы. 2) опыт практической деятельности (формирование УН), т.е. практическим компонентом выступают общий специфический интеллект практических УН, являющиеся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающий способность людей к сохранению культуры.

УН: а) общие (характерны для различных учебных предметов), б) специфические (в рамках отдельных предметов), в) общеучебные=общеинтеллектуальные – конспект, работа с учебником. 3) опыт творческой деятельности – обеспечивает готовность школьника к поиску решения новых проблем, творческое преобразование действительности. Выражается в: а) самостоятельном переносе ЗУН в новую ситуацию, б) видении новой проблемы в знакомой ситуации, в) самостоятельное комбинирование известных способов в новый способ деятельности, г) нахождение различных способов решения и альтернативных доказательств задач. 4) опыт отношений личности. Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Специфика в формирования отношений личности к миру, окружающим людям, деятельности, к самому себе.

Принципы отбора содержания образования: 1) соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, 2) единство содержательных и процессуальных сторон обучения (учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия), 3) структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирует: последовательность, прочность знаний (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося), 4) гуманитаризация содержания общего образования (связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры), 5) фундаментализация содержания образования – фундамент для дальнейшего образования (обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития), 6) соответствие основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности (Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения).

11. ГОС – это основные параметры, принимающие в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Существуют 3 уровня: 1) федеральный – определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, интеграцию личности в мировую культуру. 2) национально-ориентировочную – содержит нормативы в области родного языка, литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки. Они относятся к компетентности региональных органов образования. 3) муниципальный (школьный) – нормативы определяет само обазовательное учреждение +прописана суммарная ученая нагрузка по предметам, учитывая интересы и склонности обучающихся +указаны критерии оценки знаний и оценки результативности труда учителя. На основе ГОС разрабатываются учебные планы, программы, литературара.

Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.

В практике современной общеобразовательной школы используются несколько типов учебных планов.

Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:

– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;

– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.

Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Характеристика учебных программ

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– типовые программы;

– рабочие школьные программы;

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Учебники и учебные пособия

Основным видом учебной литературы является учебник - важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, ат

. Обучение как процессуальное явление охватывает преподавания учителя и учения учащихся. Деятельность учителя имеет управленческий характер и предусматривает цилепокла-дания, планирование"организацию, стимулирование, контроль, р регулирования деятельности и анализ ии результатов. Она является динамической системой, функционирующей на основе равновесия ее компонентов, противоречивых внутренних тенденций, диалектической диады"свобода - необхиднис во"Внутренняя (психическая) деятельность ученика эффективна тогда, когда обучение предшествует развитию, учитывает"зону ближайшего развития"личностио розвитку" особистості.

21 Сущность, функции и структура процесса обучения

Обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития, свои механизмы, движущие силы и функции. Однако следует различать понятия"учебный процесс"и"процесс обучения"

. Учебный процесс - ход обучения, охватывающая все компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др.

В различных типах образовательных учреждений учебный процесс имеет свои особенности

. Процесс обучения - специально организованная и смоделирована познавательная деятельность, охватывающая преподавания учителя и учения учащихся

Целостность процесса обучения обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения, т.е. имеет двусторонний характер и невозможен без единства деятельностей учителя и ученика. Многие дос слидникив считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Однако это отношение"учитель - ученик"нельзя сводить к"передатчик - приемник"Непременным условием обучения является активность обоих участников процесса, их взаимодействие. Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий контролирует, оценивает, использует определенные средства. При этом формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности. УЧНк власної активності учня.

Согласно представлениям современной психологии (С. Рубинштейн,. О. Леонтьев,. Г. Костюк и др.) развитие психики происходит в деятельности. Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - у ученика (развитие его способностей, овладения знаниями, способами деятельности и т.д.), то основным в обучении является не изложение материала, а организация познавательной деятельности для его усвоенияоєння.

Поэтому обучение можно определить также как управление познавательной и практической деятельностью учащихся, вследствие которой у них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности (М. Сметанский)

Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций. Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навы ичок, а предполагает также воспитание, формирование мировоззрения, развитие личности, повышение культурного уровня и т.д.. Выделение функций необходимо для обеспечения эффективности практической деятельности вч ителя, особенно при планировании задач урокку.

. Образовательная (обучающая) функция предполагает усвоение научных знаний, формирование умений и навыков. Научные знания охватывают факты, понятия, законы, закономерности, теории, отражают обобщенную картину мира

. Воспитательная функция направлена??на формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов. Она вытекает из самого содержания и методов обучения, специфики организации сп пилкування учителя с детьми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов и убеждений. Воспитательная функция охватывает воспитательные воздействия, направленные на личность с целью формирования внутренней поз итивнои ее реакции (отношение), активности, самостоятельности и целенаправленности деятельностисті.

. Развивающая функция кроме формирования знаний и специальных умений, предусматривает осуществление специальной работы для общего развития учащихся, их мышления, воли, эмоций, учебных интересов и способностей. Например, для инт интенсивная развития мышления в процессе обучения необходимо выкладывать на высоком уровне затруднения, в быстром темпе, обеспечивать осознание учащимися своих учебных дий.

Помимо основных, дидактическая система реализует специфические функции: информационно-познавательную, исследовательскую, самообразовательную

Реализация информационно-познавательной функции предусматривает соответствующий подбор и расположение во времени и дидактическом пространстве необходимых блоков обновленного содержания, форм и методов формирования учебно-познал альной деятельности учащиеся.

. Исследовательская функция заключается в постепенном привлечении учащихся к самостоятельному исследованию процессов и явлений путем овладения определенным минимумом методологических и теоретических знаний, выполнения индивидуально-исследовательских задач

самообразовательной функция реализуется через создание условий для выявления и развития познавательных, творческих, учебных способностей учащихся, использование методов поощрения и стимулирования самостоятельного решения теоретических и п практических проблемой.

Основные функции взаимосвязаны и воплощаются на практике в комплексе задач урока (образовательных, воспитательных и развивающих) содержании деятельности учителя и учащихся;

разнообразия методов, форм и средств обучения; оценке-анализе при контроле всех результатов обучения

Для понимания сущностных характеристик обучения необходимо абстрагироваться от его двустороннего характера, всегда содержит взаимосвязаны и взаимообусловлены процессы преподавания и учения, внешних связей, особенностей конкретной ситуации, специфики предмета. Дидактика составляет задачу по внешним признакам выяснить внутреннюю структуру обучения, его противоречивые стороны, обусловливающих раз виток дидактического процесса. Этому способствует реализация системного подхода, обеспечивает возможность выделить основные компоненты процесса обучения, охарактеризовать их взаимосвязи и функцииії.

Процесс обучения охватывает целевой, стимулирующий-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы, средства), контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты. Они формируют ь завершенный цикл взаимодействия учителя и учеников - от постановки целей до достижения результатов обученияя.

. Целевой компонент заключается в осознании педагогом и восприятии учащимися целей и задач темы, раздела учебного предмета. Цели и задачи определяют на основе требований учебной программы с учетом особенностей ученики ей классу.

стимулирующих-мотивационный компонент охватывает систему приемов для стимулирования у детей интереса, потребности в решении поставленных перед ними учебных задач. Результатом стимулирования должен быть внутренний процесс - возникновение в. УЧН нов положительных мотивов учения. Мотивация в обучении проявляется на всех этапаах.

Процессуальную суть обучения отражает операционно-деятельностный компонент. Он реализуется с помощью оптимальных методов, средств и форм организации преподавания и учения

. Контрольно-регулировочный компонент предусматривает одновременный контроль преподавателя за решением поставленных задач и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов и экзаменов, опросовя.

оценочной-результативный компонент предусматривает оценивание педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов, выяснения соответствия их учебно-воспитательным задачам, выявление причин определенных пробелов в знаниях х ученики.

Все компоненты учебного процесса взаимосвязаны. Цель требует конкретизации в задачах, она определяет содержание деятельности; цель и содержание требуют использования определенных методов, средств и форм стимулюв ния и. ОРГАНИЗАЦИЯя.

Следовательно, целостный дидактический цикл предусматривает взаимодействие определенных компонентов процесса обучения, функционирующих в различных средах в деятельности обучающихся

Введение

Глава 1. Сущность процесса обучения

Глава 2. Закономерности процесса обучения

Глава 3. Принципы процесса обучения

Глава 4. Функции процесса обучения

Заключение

Использованная литература

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Рассмотрение сущности процесса обучения

· Изучение основных закономерностей процесса обучения

· Характеристика принципов процесса обучения

· Изучений основных функций процесса обучения

Глава 1

Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда (, стр. 203 – 204).


Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики.

Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

■передаче информации;

■организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

■оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

■стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

■оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение системами знаний и оперирование ими;

■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах (, стр. 86 - 88).

Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

■различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

■запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

■ степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

■ темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

■ уровень образованности или профессионального мастерства;

■ готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию (, стр. 86 - 88).

План.

1. Сущность процесса обучения как общедидактической категории, ее значение для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ведущие функции обучения, его структура.

3. Движущие силы процесса обучения.

4. Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками. Виды обучения.

1. Сущность процесса обучения как общедидактической категории, ее значение для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как “универсальное искусство обучения всех всему”, трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIXвека немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.

Но что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность? Когда раскрывают эти вопросы, то прежде всего отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью . С одной стороны, в нем выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения , овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися . Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности.

Можно ли, однако, это определение считать достаточно исчерпывающим и ясным? Думается что нельзя. Дело в том, что хотя в процессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и суть этого взаимодействия составляют организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремление к овладению знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно не происходит. Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты не всегда имеют место. Так, важным компонентом обучения является выполнение учащимися домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить о их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся, как таковое, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Из этого определения следует, что, если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. В этом случае учащийся может лишь формально отсиживаться на занятиях …

Другое определение дается в учебнике Пидкасистого. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности, которую схематично можно представить так:

Структура деятельности человека


Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П. Беспалько:

ДП=М + Аф + Ау,

Где ДП – дидактический процесс, М – мотивация учащихся к учению; Аф – алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ау – алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

- образовательная – чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;

- воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования – вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.

2. Ведущие функции обучения, его структура.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции