Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто придумал психологию. Как возникла психология как наука? История психологии. Великие психологи. Возникновение и развитие психологии

Последнее обновление: 20/03/2015

Происхождение психологии. Развитие психологии во времени

В то время как современная психология отражает богатую и насыщенную историю этой дисциплины, истинная же история существенно отличается от современных представлений о её происхождении.

Для того чтобы иметь полное представление о психологии, вам придётся потратить некоторое время на изучение её истории. Как же появилась психология? Когда она появилась? Кто были эти люди, благодаря которым психология развилась как самостоятельная наука?

Для чего нужно знать историю психологии?

Современная психология охватывает множество областей для изучения, включая человеческое поведение и психические процессы от физиологического уровня до уровня культурного. Психологи изучают человеческие проблемы, которые начинают развиваться ещё до рождения самого человека и преследуют его до самой смерти. Зная историю психологии, вам удастся получить гораздо лучшее представление о том, как происходит это изучение и что психологам известно на сегодняшний день.

Вопросы, касающиеся психологии

С момента своего зарождения психология сталкивается с рядом различных вопросов. Главный вопрос, касающийся самого определения психологии, помог заложить основу для развития психологии как самостоятельной науки, отделив её от физиологии и философии. Есть и другие вопросы, с которыми психологи сталкиваются на протяжении всей истории:

  • Каких тем и проблем должна касаться психология?
  • Какие исследовательские методы должны применяться при изучении психологии?
  • Должны ли психологи использовать свои научные исследования в целях влияния на государственную политику, образование и другие аспекты человеческой жизни?
  • Действительно ли психология является наукой?
  • Психологи должны больше сосредотачиваться на наружном поведении, или же на внутренних психических процессах, происходящих у человека?

Предшественники психологии: философия и физиология

Такие философы, как Рене Декарт сыграли важную роль в истории психологии.

До конца 1800-х годов психология не являлась самостоятельной дисциплиной, её раннюю историю можно проследить до времён древних греков. В 17-м веке французский философ Рене Декарт ввёл понятие дуализма, утверждавшего, что разум и тело являются двумя отдельными составляющими, взаимодействующими между собой для формирования человеческого опыта. Многие другие вопросы, обсуждаемые психологами и по сей день, например, вопросы, касающиеся относительного вклада природы на воспитание, основываются на этих ранних философских традициях.

Так что же делает психологию отличной от философии? Если ранние философы опирались на такие методы, как наблюдение и логика, то современные психологи для изучения человеческого разума и поведения используют научные методологии.

Физиология также способствовала становлению психологии как научной дисциплины. Ранние физиологические исследования мозга и поведения оказали огромное влияние на психологию, способствовав в итоге применению этих научных методологий для психологического изучения человеческого мышления и поведения.

Становление психологии как самостоятельной дисциплины

В середине 1800-х годов немецкий физиолог Вильгельм Вундт использовал научно-исследовательские методы для изучения времени реакции. В его книге «Принципы физиологической психологии», изданном в 1874 году, были описаны многие из основных связей между наукой физиологии и изучением человеческого разума и поведения. Позже в 1879 году в Университете Лейпцига Вундт открывает первую в мире лабораторию психологии. Это событие, в общем, и считается официальным началом становления психологии как самостоятельной и отдельной научной дисциплины.

Как Вундт рассматривал психологию? Он воспринимал её как изучение человеческого сознания и стремился применять экспериментальные методы к изучению внутренних психических процессов. Не смотря на то, что использованный Вундтом метод, известный как самоанализ, рассматривается сегодня как ненадёжный и ненаучный, его ранние труды в области психологии помогли подготовить почву для будущих экспериментальных методов.

Примерно 17 000 студентов посещали лекции Вундта по психологии, и ещё несколько сотен преследовали цель получить учёную степень по психологии и обучались в его лаборатории. Хотя частота применения методов Вундта с годами и уменьшилась, всё же его влияние на психологию не подлежит сомнению.

Структурализм - первая школа психологии

Эдвард Б. Титчнер, один из самых известных учеников Вундта, основал первую крупную школу психологии. Согласно мнению структуралистов, человеческое сознание может быть разбито на более мелкие составляющие.

Хоть структурализм и отличался акцентированием внимания на научных исследованиях, всё же его методы были ненадёжны, ограничены и субъективны. Когда в 1927 году Титчнер умер, по существу, структурализм умер вместе с ним.

Функционализм Уильяма Джеймса

Психология процветала в Америке с середины до конца 1800-х годов. Уильям Джеймс стал одним из крупнейших американских психологов в этот период, а публикация его классического учебника «Основы психологии» утвердила его как отца американской психологии. Текст его книги вскоре стал стандартом в психологии, а его идеи в итоге послужили основой для новой школы психологии, известной как функционализм.

В центре внимания функционализма был вопрос о том, как на самом деле работает поведение человека, чтобы помогать ему существовать в своей среде. Функционалисты использовали метод непосредственного наблюдения. В то время как структуралисты стремились разбить психические процессы на мелкие составляющие, функционалисты считали, что сознание существует как непрерывный и изменяющийся процесс.

Психоанализ. Психология Зигмунда Фрейда

Зигмунду Фрейду (спереди слева) было предложено дать серию лекций по психоаналитической теории в Университете Кларка в 1909 году.

Австрийский врач Зигмунд Фрейд изменил облик психологии кардинальным образом, предложив теорию личности, который подчёркивал важность подсознания. Клиническая работа Фрейда с пациентами, страдающими от истерии и других заболеваний, привели его к мысли, что ранние детские переживания и бессознательные импульсы способны оказывать влияние на развитие личности человека и его поведение.

В своей книге «Психопатология обыденной жизни» Фрейд подробно описал, как эти бессознательные импульсы часто выражаются через оговорки (известные как «оговорки по Фрейду») и мечты. По Фрейду, психические расстройства являются результатом этих бессознательных конфликтов, становящихся несбалансированными. Психоаналитическая теория, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала огромное влияние на психологию 20-го века.

Становление бихевиоризма. Психология Павлова, Уотсона и Скиннера

Физиолог Иван Павлов открыл классическое обуславливание.

Психология кардинально изменилась в начале 20-го века, когда появилась школа бихевиоризма. Бихевиоризм очень отличался от предыдущих теорий, так как не акцентировала внимание на изучении сознательного и бессознательного. Вместо этого бихевиоризм стремился сделать психологию более научной дисциплиной, сосредоточившись исключительно на изучении наружного поведения.

Бихевиоризм получил своё начало благодаря работе русского физиолога Ивана Павлова. Проводимые им исследования пищеварительной системы собак привели к открытию им известного классического кондиционирования, что продемонстрировало возможность изучения поведения с помощью условных связей. Павлов показал, что данный метод может быть использован для создания связи между внешними и внутренними раздражителями.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.


Введение

Наука психология

Заключение


Введение


Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука.

Психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом.

Можно сказать, что психология это наука о душе, о внутреннем мире человека - именно так переводится слово психология. Однако внутренний мир человека - это очень сложное явление. В нем есть осознаваемые и неосознаваемые явления, рациональные и эмоциональные, он закрыт для внешнего наблюдателя и в то же время проявляется в поведении человека.

Человек - существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки - биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука - психология.

Так что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии?

Цель данной работы: ответить на поставленные вопросы:

что является предметом и объектом психологии;

что такое психологические явления и психологические факты.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Наука психология


Психология - наука о психике и психических явлениях.

Психология берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле означает, что психология - это наука о душе (от греч. psyche - душа, logos - наука).

Считается, что термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497-1560).

В научно-философском языке термин «психология» впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название «психология» за наукой закрепилось лишь в XVIII-XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека.

По существу, с XIX в психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать «душу» (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно. Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует.

Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V-IV вв. до н.э. до начала XVIII в.этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.этап - психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX - начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски - «поведение». Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие «традиционные» психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика - это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения.


Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты


Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось - одни представления сменялись другими (табл. 1).


Таблица 1 - Предмет психологии в традиционных представлениях

Предмет исследования (научные школы)Представители научного мираДушаВсе исследователи до начала XVIII векаЯвления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт СпенсерНепосредственный опыт субъекта (структурализм)Вильгельм ВундтИнтенциональные акты сознания (функционализм)Франц БрентаноПроисхождение психических деятельностей (психофизиология)Иван Михайлович СеченовПоведение (бихевиоризм)Джон УотсонБессознательное (психоанализ)Зигмунд ФрейдПроцессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)Макс ВертгеймерЛичный опыт человека (гуманистическая психология)Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем - поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Таким образом, предметом психологии является - психика - совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности - психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.


Рисунок 1 - Предмет психологии


Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека (рис. 2)

Рисунок 2 - Психическая реальность


В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» - модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека - носителя психики и сознания - состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия.

Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще - в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

Методологический подход - это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида - «homo sapiens» - «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» - данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов:

часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).


Рисунок 3 - Психические явления


Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Психические явления - это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа.

Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.

Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания - захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность.

Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете - «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день - очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений.

Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа - потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как - психологический факт.

В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации. При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4).


Рисунок 4 - Предмет изучения психологии: психические явления


Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности - это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).

Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.


Рисунок 5 - Система явлений, изучаемых в психологии

Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2).


Таблица 2 - Примеры психических явлений

Группы психических явленийЧастные примерыПсихические процессыОщущенияЯркость, громкость, соленостьВосприятиеЗрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времениВниманиеУстойчивость, распределение, переключение, объемПамятьЗапоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забываниеВоображениеГаллюцинации, сновидения, мечты, грезыМышлениеТворческое, репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическоеРечьВнутренняя, эгоцентрическая, вербальная, невербальнаяПсихические состоянияЭмоцииНастроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, тревога, удивление, гневУстановкиИзменчивая, фиксированная, социальная,Состояние вниманияРассеянность, концентрация, сосредоточенностьСостояние органов чувствАдаптация, чувствительностьСвойства личностиСпособностиОбщие, специальные, теоретические, практическиеТемпераментСангвиник, холерик, флегматик, меланхоликХарактерЦелеустремленность, доброта, внимательность, умеренностьВоляНастойчивость, твердость, стойкостьЧувстваМоральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентныеПотребностиМатериальные, познавательные, духовныеМотивыОсознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующиеСоциально-психологические и массовидные психические явленияМежличностные отношенияСимпатии, антипатии, признание, уважениеМежгрупповые отношенияСотрудничество, противостояние, соревнованиеЛидерствоДемократическое, авторитарное, либеральноеГрупповые (социальные нормы)Единые, противоречивые, устойчивые, неустойчивыеСоциальные (групповые) ролиРоль лидера, роль ведомого, роль организатора, роль исполнителяМодаЗаконодатели моды, последователи моды, возникновение моды, распространение модыРекламаСоздание, восприятие, воздействие рекламыСлухиПравдоподобные, нелепые, слух-пугало, сплетниПаникаУсловия и причины возникновения, влияние на людейОбщественное мнение (сознание, настроение)Виды, функции, роль в жизни обществаВера (религия)Причины возникновения и существования, роль в жизни людей, мотивы обращения людей к вере

Таким образом, знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.

Из рассмотренных выше вопросов можно заключить, что современная наука психология занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Предметом психологии является - психика человека.

Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

Психические явления это наши: восприятия, мысли (о чем-то хорошем или плохом), чувства (например, любви, обиды), стремления (получить образование, выйти замуж), намерения (выступить с докладом, решить вопрос), желания (иметь что-то, купить красивую вещь), переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни), размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично), удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма), возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его), радость (от рождения ребенка, приятного подарка), настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов), запоминание, забывание, внимательность.

Зафиксируем различие между психическими явления и психологическими фактами:

под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта;

под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.


Заключение

психология наука психический

Таким образом, психология - наука о психике и психических явлениях.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Предмет изучения психологии - психика человека - совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности - психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

Психические явления - это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта; ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления делятся на:

психические процессы - познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)

психические состояния - бодрствование, настроение, стресс

психические свойства - направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

Список используемых источников


1.Агафонов А.В. Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций / А.В. Агафонов. - М.:МГТУ ГА,2004. - С.102-110.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2012. - 352 с.

.Карелин А. Большая психологическая энциклопедия / А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

.Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2008. - 544 с.

.Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 688 с.

.Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. - М.: АСТ, 2009. - 192 с.

.Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер, 2009.- 432 с.

.Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. - М: МПГУ, 1998. - 252 с.

.Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер-Пресс, 2008. - 272 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

ВВЕДЕНИЕ

Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

ПСИХОЛОГИЯ, КАК НАУКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII--XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления - психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Социальная психология - отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой - психологом.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности.

Социальная психология - это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии -- психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик.формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии -- психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • * психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • * психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • * психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • * психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции