Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие слоговой структуры слова игры. Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

Курдвановская Н.В.,

Ванюкова Л.С.


Аннотация

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.


Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

Звукоподражания;

Двухсложные слова из открытых слогов;

Трехсложные слова из открытых слогов;

Односложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

Трехсложные слова с закрытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

Двухсложные слова с двумя стечениями;

Трехсложные слова с двумя стечениями;

Четырехсложные слова из открытых слогов;

Пятисложные слова из открытых слогов;

Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [р], [р"]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с"], [з], [з"], [р], [р"], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.


Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би - машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях - двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня - полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со. сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям:

Развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

Постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

Восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

Различению на слух длинных и коротких слов;

Различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    Нарушение количества слогов:
    – сокращение слога;
    – опускание слогообразующей гласной;
    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
    2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    – перестановка слогов;
    – перестановка звуков соседних слогов.
    3. Искажение структуры отдельного слога:
    – сокращение стечений согласных;
    – вставки согласных в слог.
    4. Уподобление слогов.
    5. Персеверации (циклическое повторение).
    6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
    7. Контаминации (смешение элементов слова).

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводитсь на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.

Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников большую трудность. А ведь усвоение слоговой структуры слова является одной из главных предпосылок для овладения грамотой. Несформированность навыков слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление в период обучения в школе дислексии и дисграфии.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Известно, что использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить играя» остаются актуальными и сегодня.

А дидактическая игра — это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Представляю вашему вниманию дидактические игры, целью которых является формирование слоговой структуры слова у дошкольников.

«Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»

На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.

Вариант 1.

Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.

Вариант 2.

Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.

Современные детские конструкторы — это безграничный просторn фантазии не только для ребенка, но и для педагога.

Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

По лесенке-чудесенке
Сейчас я поднимусь.
Все слоги сосчитаю я,
Всех выше заберусь.

Логопед: «Помоги человечкам подняться на свои ступеньки».

Дети по картинкам определяют количество слогов в слове. Пальчиками шагают по ступенькам, называя слоги слова, ставят человечка на ступеньку последнего слога, определяют количество слогов в слове.

Дети наряжают елку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых три слога.

Ветки поменьше — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.

Отправляемся с ребятами в гости к Слоговичку и помогаем ему собрать двусложные слова — названия игрушек из половинок яиц Киндер Сюрприза.

Каждую игрушку кладем в яйцо с его названием.

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И, смеясь, соединяет.

Логопед предлагает детям слепить снеговиков так, чтобы на них можно было прочитать слова.

На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами.

Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова».

Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.

Рябова А.М.,
учитель-логопед


Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Автор: Евсюкова Юлия Александровна – учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 8, Красноярского края, г. Боготола.
Дата создания: 2016 - 2017гг
Цель:изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи: развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова, расширять знания детей об окружающем мире, стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе.
Вид проекта: коррекционно - развивающий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – январь 2016-2017г.)
Участники проекта: дети старшей речевой группы «Звездочка», учитель-логопед, родители детей.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта:
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы по преодолению нарушений в слоговой структуре слова зачастую возникают трудности в подборе речевого дидактического материала, в обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь и мышление.Поэтому мною был разработан творческий проект: « Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
План реализации проекта:
Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры: «Чего не стало? » (Образование существительных единственного и множественного числа) ; «Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного) ; «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом) ; «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением) ; «Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др. Слова каждой слоговой сложности вводятся только после усвоения предыдущих слов. На заключительном этапе закрепляются навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Дети составляют рассказы по опорным словам, описывают предметы, пересказывают предложенные тексты, составляют рассказы по плану, диалоги на заданную тему, рассказы из опыта.
Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко- слогового состава слов различной сложности. Все это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.
Так же в данном проекте я предлагаю вашему вниманию несколько дидактических пособий способствующих коррекции слоговой структуры слова. Данные игры мы изготавливаем совместно с детьми и их родителями.
Ноябрь:
Описание дидактического пособия: « МАГАЗИН».
На определенную лексическую тему нужно изготовить карточки (товар магазина). Так же понадобятся деньги, чтобы купить товар. Деньги можно изготовить самим, а можно распечатать в интернете. На каждой купюре наклеиваем цифры или разное количество кружков. Для того, что бы купить товар в магазине ребенок должен сосчитать количество слогов в слове и заплатить купюрой с соответствующей цифрой или с таким же количеством кружков, сколько в слове слогов.
Предполагаемый результат: логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова будет эффективной в том случае, если в работе будут использоваться специальные коррекционные игры и упражнения описанные выше.
Декабрь:
Описание дидактического пособия: « ПОЕЗД ».
В логопедической работе большая роль отводится подготовке детей к обучению грамоте. Дети должны научиться определять наличие звука в слове, определять позицию заданного звука, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком, делить слова на слоги. В обучении детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Ребёнку должно быть не скучно на занятии. Заинтересованность-залог успеха. Привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребёнка, будут наиболее эффективны.
Предлагаю использовать на занятиях дидактическое пособие “Поезд”, которое легко изготовить своими руками.
Это пособие состоит из поезда, к которому цепляются четыре вагона. Вагончики разных цветов и имеют порядковый номер (1, 2, 3, 4). В зависимости от поставленных задач количество вагонов можно убавить или прибавить.
Используется данное пособие для реализации следующих целей:
1.Упражнять детей в определение местоположения заданного звука (начало слова, середина, конец).
Детям даются картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Если этот звук стоит в начале слова картинка ставиться в первый вагон, если в середине - во второй вагон, если в конце - в третий вагон.
2.Упражнять детей в подборе слов с различными звуками.
В каждый вагончик помещается буква. Задача ребёнка – подобрать карточки с заданным звуком и расставить их в нужные вагончики. Иногда задание усложняется: в синий вагон поставить карточки с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким, а в красный – с гласным звуком.
3.Упражнять детей в дифференциации звуков.
Задание даётся аналогично предыдущему, только используются акустически близкие звуки - “Картинки со звуком “С” засели в жёлтый вагон, со звуком “З” -в зелёный вагон, со звуком “Ш” в синий вагон”
4.Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ребёнок определяет количество слогов в слове и заселяет картинку в нужный вагон: односложные слова в первый вагон, двусложные – во второй вагон, трёхсложные – в третий вагон, четырехсложные – в четвертый вагон. Ответы детей можно усложнить, добавляя в предложение дифференциацию по цвету.
Январь:
Описание дидактического пособия: « ВАЗА С ЦВЕТАМИ».
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, учить подбирать слова на заданный звук в определенной позиции, учить дифференциации сходных по звучанию звуков.
Описание: данное пособие состоит из трех ваз. На вазах расположены схемы, указывающие на количество слогов в слове (от 1 до 3).
К пособию прилагаются разнообразные цветы. На отдельных кружочках представлены картинки с различным количеством слогов в их названии.
ВАРИАНТ 1: Дети должны определить количество слогов в названии картинки и прикрепить его к цветку в нужной вазе.
ВАРИАНТ 2: На вазу прикрепляется изучаемая буква. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук.
ВАРИАНТ 3: На вазу прикрепляется изучаемая буква и схема отображающая позицию звука в слове. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук в определенной позиции.
ВАРИАНТ 4: Используют 2 вазы. На них прикрепляют сходные по звучанию звуки. Дети дифференцируют слова.


Приложенные файлы

Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет

Работа творческой группы учителей-логопедов

Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»

Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»

Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»

Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»

Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»

Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»

При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова .

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами , словами , содержащими только правильно произносимые звуки.

Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки : А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф. Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков : Т, Д, К, Г, Х, Ы.

Неречевые игры

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном : Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Используйте следующие игры :

Игра "Солнце или дождик?"

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра "Солнце и дождик" достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело

Игра "Большой или маленький"

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Далеко - близко"

Игра направлена на развитие основных качеств голоса : силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо) . Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого : "близко" - "далеко".

Игры на формирование неречевого слуха

1.«Кто там?»

Цель : Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

Вызвать интерес и внимание к нам.

Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование : кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали) . Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет) . Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

2. «Что звучало?»

Цель : Прислушиваться к неречевым звукам

Вызвать интерес, внимание

Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование : машинка грузовая или легковая.

Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры :Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

3. «Кто пришел?»

Цель : Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование : кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова

у детей 3-4 лет

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги .

«Гости»

Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.

Ма-ма, ма-ма!

Что, что, что?

Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)

Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)

Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)

Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же

пальчикам другой руки).

«Мама»

Ма-моч-ка ма-ма,

Ми-ла-я мо-я,

Ма-моч-ка ма-ма,

Я люб-лю те-бя.

Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.

«Кукушечка»

слог пальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке

Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог )

Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке : указательный, средний, безымянный, мизинец)

По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог )

Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет

1. Игра «Карусель»

Цель : Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями .

Ход игры : Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу, и говорят :

Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.

А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите!

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

(Е Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

2. «Кот и мыши» .

Цель : Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.

Материал : шапочка «Кота» , игрушечные часы.

Ход игры : Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит» . Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту, проговаривая текст :

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок -«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.

3. «Лохматый пес» .

Цель : Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.

Материал : игрушечная собака (или шапочка «Собаки» ).

Ход игры : Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям : «Собачка спит, попробуем ее разбудить!» Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят :

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что же будет?

Дети подкрадываются к собаке, и тихо зовут ее : «Собачка, поиграй с нами!

«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.

Игры с проговариванием

«Поет птичка»

Оборудование : картинки большой, маленькой птички.

Описание игры :

1 вариант. Педагог показывает картину большой птицы : «Она поет громко : ПИ-ПИ-ПИ» . Ребенок повторяет. Педагог показывает картинку маленько птички : №Она поет тихо : пи-пи-пи». Ребенок повторяет. Педагог произносит : «ПИ-ПИ-ПИ» , то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.

2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки - она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.

«Теремок»

Цель : Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.

Оборудование : картинки теремок, мышка, ежик волк.

Описание игры : Педагог говорит : «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться. Мышка должна стучать вот так : «ТУК-ТУК» . Ежик вот так : «тук-тук-тук» . Волк вот так : «ТУК-тук-тук» .

Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.

«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».

«Подскажи словечко »

Цель : Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.

Оборудование : картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

Описание игры :

Педагог : «Подскажи слово , какое подходит, затем проговори все сам».

На столе картинки : петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

ХА-ХА-ХА - мы поймали… петуха

ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох

КО-КО-КО – кошка любит… молоко

ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок

ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом

ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок

Настольно – печатные игры

Игра «Кто гуляет на полянке?»

Оборудование : Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.

Ход : Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке? Послушай внимательно : цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному : есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово , а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко) .

Игра «Помоги девочкам»

Оборудование : На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.

Ход : На этой картинке девочки ищут слова : девочка с короткими волосами ищет короткие слова , а девочка с длинными волосами ищет длинные слова . Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево) .

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции