Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Плюсы и минусы правления Александра III. Александр Третий: внутренняя и внешняя политика

Внутренняя политика Александра III, правившего в 1881-1894 гг., являлась реакционной в противовес предыдущему императору - Александру II. Правительство Александра III стремилось подавить революционное движение в России и обезопасить основы государственного строя. Для этого оно проводило соответствующую законодательную политику внутри страны. Но, кроме того, российское руководство поддерживало лояльные властям слои населения - в первую очередь дворянство. В этом направлении тоже проводились различные мероприятия и принимались законы. Также Александр III и его окружение проводило реакционную религиозную политику, поддерживая во всем православие. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.П. Игнатьев - министр внутренних дел России в 1881-1882 гг. ()

Рис. 3. Д.А. Толстой - министр внутренних дел и шеф жандармов России в 1882-1889 гг. ()

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Еще отчетливее внутренняя политика Александра III отразилась в вышедшем в 1887 г. законе «О кухаркиных детях». Его автором стал новый министр народного просвещения И.Д. Делянов (рис. 4). Суть закона заключалась в том, чтобы сделать как можно более сложным процесс поступления детей низшего сословия в средние образовательные учреждения - гимназии. Кроме того, в гимназиях изменился учебный курс - упор делался теперь на церковное образование и древние языки. Также увеличился уровень церковно-приходских школ, хотя уровень образования там был весьма низким.

Рис. 4. И.Д. Делянов - министр народного просвещения России в 1882-1897 гг. ()

Общая идея законов об образовании заключалась в том, чтобы ограничить число образованных людей в России, которые потенциально могли стать революционерами, опасными для власти.

Борьба с революционным движением отразилась и в других сферах жизни Российской империи того периода. Так, в 1882 г. было создано Совещание четырех министров, возглавляемое обер-прокурором Святого Синода К.П. Победоносцевым (рис. 5). Данный государственный орган имел право по своему усмотрению закрывать любые печатные издания, которым он активно пользовался. Было закрыто много печатных российских органов, таких как «Голос» А.А. Краевского (рис. 6), «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 7) и др.

Рис. 5. К.П. Победоносцев - главный идеолог контрреформ Александра III, глава Совещания четырех министров ()

Рис. 7. Русский литературный журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина ()

Еще одним мероприятием при Александре III , направленным на усиление цензуры, была чистка библиотек в 1884 г. Из них были изъяты более ста наименований книг, которые были сочтены опасными.

Однако стоит заметить, что основная тяжесть борьбы с революционным движением легла на плечи полицейских управлений. Уже в 1881 г. было опубликовано «Положение о мерах по сохранению порядка и государственного спокойствия». Согласно этому документу различные государственные структуры получали большие права в целях борьбы с революционным движением и опасными для царского режима людьми. Например, генерал-губернаторы могли объявлять целые районы страны находящимися на чрезвычайном положении. Исключительными правами наделялись местные власти - закрытие учебных заведений, приостановка выпуска газет, высылка нежелательных лиц без решения суда и т. д. Дела по революционерам передавались из ведения гражданских судов в военные. В 1880-х гг. набирает обороты такой государственный орган, как Охранное отделение, ведавшее политическим сыском и занимавшееся борьбой с революционерами. В Шлиссельбургской тюрьме было специальное отделение для политических заключенных (рис. 8).

Рис. 8. Шлиссельбургская крепость ()

Все вышеперечисленные факты дают основание предполагать, что при Александре III Россия приобретала черты полицейского государства.

В то же время император считал необходимым поддерживать те группы населения, которые зарекомендовали себя как лояльные властям. В первую очередь это относится к дворянству, сильно пострадавшему во времена Александра II . Для поддержки дворянского сословия Александром III был предпринят целый ряд законодательных мер.

Так, в 1885 г. был открыт Государственный Дворянский Земельный Банк, выдававший дворянам специальные кредиты на поддержание и ведение помещичьих хозяйств (рис. 9). Стоит также отметить и закон «О земских участковых начальниках» 1889 г. Стать земским начальником мог только дворянин, который получал большие полномочия на местах. В том числе земские начальники контролировали крестьянские общины. Они могли принимать решение о наказании крестьян (даже телесных) без решения суда.

Рис. 9. Государственный Дворянский Земельный Банк в г. Воронеже ()

В том же духе были выдержаны положения о городовых губернских уездных земских учреждениях. Их целью было способствовать росту влияния дворянства в органах местного самоуправления. Повышался имущественный ценз для представителей городского сословия. Для дворян же он, напротив, снижался. Тем самым увеличивалось преимущество дворян в различных органах самоуправления.

Также был предпринят ряд других мер. Например, гласные от крестьянского сословия теперь предварительно обязательно утверждались губернатором. Члены управ и городские головы становились государственными чиновниками. Все эти меры делали органы местного самоуправления подконтрольными государству.

Реакционной следует признать и политику Александра III в религиозных вопросах. Во многом благодаря К.П. Победоносцеву значительно крепли позиции православной церкви в ущерб другим. Так, во время правления Александра III начались преследования буддистов - бурятов и калмыков; католиков - поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др. В то же время, если представитель другой религиозной общины переходил в православие, все подобные ограничения с него снимались. Однако государство внимательно следило за новообращенными и в случае их отступления от принципов православия жестоко карало.

В целом следует отметить, что подобная политика велась с целью русифицирования окраин Российской империи. Считалось, что таким образом государство сохранит свое единство.

В общем, время правления Александра III - это время, когда российское правительство решительно отказалось от реформ, начатых Александром II. Это было сделано с единственной целью - сохранить самодержавие.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 2001.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Троицкий Н. Контрреформы 1889-1892 гг. Подготовка, Содержание контрреформ, Последствия // Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 1997.
  5. Чернуха В.Г. Александр III // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. - СПб., 2001.
  1. Akeksander 3.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы борьбы правительства Александра III с революцией. Какие законы были приняты в этом направлении и к чему они привели?
  2. Как государство при Александре III поддерживало лояльные властям слои населения? Какие мероприятия для этого проводились и какие законы были приняты в этом направлении?
  3. На что была направлена религиозная политика при Александре III?

После гибели императора Александра II в марте 1881 года править Россией стал его второй сын. Изначально он должен был сделать карьеру в военной сфере, но после смерти наследника (старшего брата) Николая о военной карьере пришлось забыть и занять место на престоле.

Историки рисуют этого правителя типичным русским могучим мужиком, который склонен был скорее к войне, нежели к тонкому и тщательному планированию государственного курса. Особенности его правления заключаются в сохранении самодержавия и подписании мирных соглашений.

Вконтакте

Основные события

Правление Александра 3 запомнилось как одно из самых мирных, ведь император стремился сохранить дружеские отношения со всеми соседями и по возможности выступить миротворцем в конфликтах. Хотя не обошлось и без военных побед. Основные события правления императора по годам кратко выглядят следующим образом:

  • 1881: взятие Ашхабада, возобновление работы «Союза трех императоров»;
  • 1882: А.Ф. Можайский сконструировал и запустил в первый полет самолет, разрабатывается фабричное законодательство;
  • 1883: создание Плехановым группы «Освобождение труда» в Женеве;
  • 1884: введение нового устава университетов и открытие приходских школ в селах;
  • 1885: присоединение Средней Азии и русско-афганский конфликт;
  • 1887: заключен русско-германский мирный договор;
  • 1888: открыт университет в Томске;
  • 1889: упразднены должности судей в сельских округах, введена должность земского начальника;
  • 1891: начало строительства Великого Сибирского пути ;
  • 1891-1892: поволжский голод;
  • 1892: принят новый Таможенный устав, утверждено новое «Городское положение», заключена тайная русско-французская военная конвенция;
  • 1893: принят закон «О таможенном тарифе», начало русско-германской «таможенной войны».

Основные события показывают, что деятельность царя была направлена в основном на контрреформы его отца.

Годы царствования Александра III

Внутренняя политика

Россия при Александре 3 была разделена на сторонников двух партий: либеральной, выступающей за реформы, и монархической, выступающей против демократии. В отличие от своего отца сын принял курс на усиление самодержавия и отверг саму модель конституциональной России.

Основные направления

В России сохранилась административная регламентация социальной сферы . Все враги монаршей власти преследовались, арестовывались и высылались. Несмотря на контрреформы, государство динамично развивалась, а ее социальные и экономические показатели росли. Основными направлениями внутренней политики Александра 3 стали:

  1. Налогообложение – были введены новые повышенные пошлины на импортные товары, прямые налоги, а ставки старых выросли. Был введен налог на наследство и повышен налог на промышленные предприятия, землю и недвижимость, что затронуло в первую очередь состоятельных людей. В свою очередь для крестьян были введены серьезные послабления: снижен размер ежегодных выкупных, отменена подушная подать, учрежден Крестьянский поземельный банк.
  2. Социальная сфера – поощрение промышленной индустрии увеличило количество рабочих на фабриках, выросло число наемных рабочих.
  3. Рабочее законодательство – в 1882 г. была создана Фабричная инспекция, принят закон о детском труде (он стал запрещен до 12 лет), введено уменьшение рабочего дня для подростков, запрет на ночные работы несовершеннолетних . Были утверждены акты о правилах приема на работу и об отношениях рабочих в коллективе. Были урегулированы отношения работодателя и рабочего путем обязательно подписания рабочего договора и выплат по расчетной книжке.
  4. Местное самоуправление – земства и города были наделены большими правами, земский начальник становился одновременно и мировым судьей.
  5. Судопроизводство – не разрешалось присутствовать на судебных заседаниях малолетним и учащимся. Запрещалось публиковать стенограммы и отчеты, а также пускать публику на разбирательства, в которых могли быть оскорблены религиозные и нравственные чувства. Тяжелые преступления отправлялись на рассмотрение в судебные палаты.
  6. Образование – у университетов отобрали право быть автономными ввиду частых революционных взглядов и движений, которые зарождались именно здесь. Стала действовать новая редакция Университетского устава.

Таким образом, основные направления внутренней политики Александра сводились к урегулированию социальных вопросов, налогообложения и образования.

Задачи

Многие прогрессивные граждане России видели в царе того, кто продолжит реформы и приведет Россию к конституции. Однако реформы Александра 3 разрушили эти надежды. Первое выступление его ознаменовалось тем, что царь заявил о бессмысленности конституциональных планов, что явственно указало на курс самодержавия.

Он поставил перед собой задачи по предотвращению развития революционного движения в России. Император не признавал реформ, уволил некоторых чиновников, которые выступали за реформы, и принял Манифест о самодержавной власти. Российские губернаторы при этом наделялись особыми правами в борьбе за императорскую власть. Не менее важной задачей было и введение контрреформ земского толка и судейства.

Политика самодержавия и реакционных реформ коснулась и образовательной сферы. По принятому циркуляру детям лакеев и прочих слуг запрещалось посещать гимназии, а школы в селах заменялись церковно-приходскими учреждениями. Велась строгая цензура всех печатных изданий .

Важно! Жесткие реформы внутренней политики Александра 3 стали основной причиной глубокого недовольства в российском обществе, что создало прекрасную почву для роста и обострения социальных противоречий.

Контрреформы

Все реформы предыдущего императора были направлены на конституциональную политику и наделяли большими правами крестьян и прочих простых людей. Его сын был категорически против подобных изменений в обществе, и как только занял престол, стал проводить контрреформы, среди которых:

  • Земская – вводится позиция земского начальника, они назначаются министром внутренних дел. Такую позицию имели право занимать только люди дворянского происхождения, а работа их заключалась в контролировании крестьян по административной части.
  • Городская – количество избирателей сокращается из-за повышения имущественного ценза, а любой закон думы должен быть одобрен губернатором. Количество заседаний думы было ограничено, что по сути приводило к управлению города правительством.
  • Судебная – присяжные должны были иметь достаточный образовательный ценз для занятия подобной позиции, что увеличило число дворян среди них.
  • Печатная и образовательная – введен жесткий контроль над учебными заведениями , запрещается автономия университетов, учебный состав был подконтролен правительству. Была создана специальная полиция по надзору за школьниками и студентами.

Таким образом, экономические реформы, принятые законы, акты и манифесты привели Российскую империю на уровень 1861 года, что не могло благоприятно сказаться на настроениях в обществе.

Памятник Александру III в Петербурге у Мраморного дворца

Внешняя политика

Мирная внешняя политика Александра 3, несмотря на короткий срок его правления, привела к закреплению за ним неофициального звания «Миротворец».

Главной внешней задачей он ставил поддержание мира с соседями и другими государствами , а также поиск и укрепление отношений с предполагаемыми союзниками. Несмотря на мирный курс, император планировал усилить влияние России по всем направлениям.

Основные направления

Основные направления внешней политики Александра 3 сконцентрировались на нескольких направлениях, что отчетливо видно в таблице.

Направления Действия
Европа Заключен мирный договор с Германией в 1887 году и начата таможенная война с ней же в 1890 году.

Мирный договор с Францией в 1891 году.

Русско-французская конвенция в 1892 году и оформление официального союза в 1893 году.

Балканы Поддержка Болгарии после объявления о ее независимости в 1879 году.

Тайные отношения Румынии и Болгарии привели к разрыву всех дипломатических отношений с последней.

Восстановление союза с Турцией.

Подписание мирного договора с Австрией и Германией, который через год превратится в Тройственный союз.

Начало сближения с Францией для предотвращения войны с Германией в конце 1880-х.

Азия Площадь государства была увеличена за счет присоединения Казахстана, Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата более чем на 400000 кв. км.
Восток Из-за предстоящих договоров и объединения ряда стран против Японии Российская империя превращается в ее врага на Дальнем Востоке. Чтобы нарастить мощь и в случае опасности противостоять агрессивной Японии, Россия начинает прокладывать Сибирскую магистраль.

Мирные действия России не всегда заканчивались успешно, однако не из-за неправильных действий, а из-за враждебно настроенных соседей. Основные направления внешней политики Александра 3 привели к увеличению площади государства мирным путем и 13 мирным годам страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ивановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы

ПРОЕКТ

по истории на тему «Внутренняя политика Александра III»

Выполнил: ученик 8-К класса

Куликов Дмитрий

Руководитель: учитель истории,

географии и обществознания

Ерохина Галина Васильевна

Ивановка - 2015

Введение

Характеристика Александра III

Начало царствования

Основные направления внутренней политики Александра III

Заключение

Введение

Актуальность исследования:

В настоящее время история не является популярным предметом в школах, а даже напротив: многие очень не любят эту науку, находя ее слишком сложной и нудной. В некоторых моментах я даже соглашусь с этим. Но в целом... А когда дело касается истории твоей страны, твоей родины, нельзя сказать, что ты не любишь историю. Какой ты тогда патриот?
Я же при должном количестве информации и сильном интересе к изучению политики различных правителей выбрал именно эту тему.

Цель:

Изучение внутренней политики Александра III

Задачи:

1. Дать характеристику Александру III

2. Рассказать о начале правления

3. Показать главные направления внутренней политики а) в укреплении самодержавия

б) в промышленности

в) в сельском хозяйстве

4. Развивать умение работы над проектом

Гипотеза:

Александр III - император, взявший твердый курс на сохранение основ самодержавия.

Практическая значимость:

Проект может быть использован на уроках истории. Он может помочь людям, не знающим историю страны, разобраться в политике Александра III.

Характеристика Алксандра III

АЛЕКСАНДР III (26 февраля1845, Санкт-Петербург - 20 октября 1894, Ливадия, Крым), российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии - император Александр II) и великой княгини (впоследствии - императрицы) Марии Александровны.

Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я. К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров(военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.

В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии - Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.

Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, занимал ряд военных должностей (до командующего войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса). С 1868 - член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал вместе с Победоносцевым в создании Добровольного флота - акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.

Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др.

Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты - рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.) Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.

Начало царствования

После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона развернулась борьба между либералами и охранителями. Лидеры охранителей Победоносцев (с 1880 - обер-прокурор Святейшего Синода) и журналист М. Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 манифест "О незыблемости самодержавия", что привело к отставке Лорис-Меликова и его сторонников.

Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего "Народную волю". В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).

Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику "народного самодержавия" созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым - убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

Основные направления внутренней политики А лександра III

Укрепление самодержавия

Идеологами и проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III (1881 -- 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно относились к реформам 1860 -- 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Земский начальник стоял во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4 -- 5). Назначались эти должностные лица министром внутренних дел исключительно из числа местных потомственных дворян -- помещиков. Крестьянство попадало в их полную и безоговорочную власть. Следя за соблюдением порядка, сбором податей и пр., земские начальники широко пользовались предоставленным им правом штрафовать крестьян, сажать под арест и подвергать телесным наказаниям. В результате земской контрреформы, имущественный ценз для землевладельческой курии понизился вдвое, а для городской значительно повысился. После этого преобладание землевладельцев в земствах стало еще значительней. Крестьянская же избирательная курия вообще потеряла право самостоятельного выбора: окончательное решение по ее кандидатурам принимал губернатор. Т.о., самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в местном управлении. Кроме того, правительство оказывало поместному дворянству еще и финансовую поддержку: в 1885 г. был учрежден Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год своей деятельности банк ссудил помещикам почти 70 млн рублей. Денежные вливания тормозили процесс оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.

Поддерживая дворянство, правящая бюрократия стремилась в то же время максимально укрепить свои позиции. 14 августа 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет в любую часть Российской империи, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. «Положение» вплоть до 1917г. широко использовалось властью в борьбе с революционным и общественным движением. В 1880-х гг. правительство предприняло еще ряд суровых мер против образованной части общества, в которой оно видело своего главного противника: ужесточило цензуру, усилило административный надзор за высшими учебными заведениями, затруднило доступ к образованию представителей "низших сословий".

Николай II (1894 -- 1917) поначалу также пытался следовать реакционному курсу своего отца. В его царствование была создана единая сеть охранных отделений -- высокопрофессиональных органов политического сыска. С полной нагрузкой работали царские суды. Обычным явлением стало употребление для борьбы с «массовыми беспорядками» не только полиции и жандармерии, но и войск. Слабые попытки некоторых представителей высшей бюрократии, прежде всего министра финансов С. Ю. Витте, провести преобразования буржуазного характера, связанные с разрушением общины и укреплением слоя зажиточного крестьянства, не находили у царя поддержки.

Экономическая политика внутри страны

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог. внутренний политика самодержавие

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).

В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.

В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.

Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.

90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.

Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт

Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России.

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.

Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Заключение

Работая над проектом, исследуя данную тему, можно сделать следующие выводы:

1) Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась - Александр III был консерватором, приверженцем самодержавия.

2) Александр III - выдающаяся личность.

3) Александр III за время своего правления сильно улучшил экономическое положение страны, благодаря росту промышленности и модернизации сельского хозяйства.

4) Написав данную работу, я приобрел навык поиска информации и составления из нее проекта.

Информационные ресурсы

1. История России 8 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Издательство «Просвещение», Москва - 2007

2. Wikipedia - свободная энциклопедия

3. russian.rin.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Александра Македонского, характер, а также его военные успехи. Молодость Александра и его краткая биография. Походы Александра Македонского и его внутренняя политика: экономическая программа эллинистических государств и военная колонизация.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Личность Александра III, черты его характера и образ жизни. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века. Реакционный политический курс самодержавия. Контрреформы в области местного управления и суда, национальная и финансово-экономическая политика.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2009

    Характеристика личных качеств Александра I и их влияние на проводимые им реформы. Записка Лагарпа как первый реформаторский проект Александра I. Сущность "негласного комитета". Краткая характеристика реформ Александра I, проведенных в 1801-1806 годах.

    презентация , добавлен 19.10.2010

    Реформы по реорганизации государственного устройства в период правления Александра I, этапы и направления внешней политики, Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Внутренняя политика Николая I как "апогей" самодержавия.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Реакционный характер внутриполитической деятельности царя Александра I. Причины неудачи министерской реформы в 1802 году. Реорганизация центральных органов государственной власти и образования, незыблемость устоев самодержавия и крепостного права.

    презентация , добавлен 25.04.2013

    Перипетии вступления Александра I на российский престол. Первые шаги императора во внутренней политике. Основные преобразования: жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам. Шаги Александра по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 23.12.2014

    Изучение периода царствования императора Александра ІІІ. Анализ направлений внешней политики: укрепления влияния на Балканах, поиска союзников, закрепления России на территориях Дальнего Востока. Обзор среднеазиатской политики, установления границ страны.

    презентация , добавлен 16.05.2011

    Либеральные тенденции внутренней политики Александра I. Крестьянский вопрос и реформа народного образования. Преобразование органов центрального управления. Консервативные тенденции внутренней политики Александра I. Итоги реакционного политического курса.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2009

    Основные биографические данные об Александре ІІІ. Особенности воспитания и его влияние на становление характера Александра. Внешняя и внутренняя политика императора, положения контрреформ в области науки, просвещения, аграрного вопросы и финансов.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2012

    Блестящие победы и сокрушительные поражения России в XIX веке. Причины перехода правительства Александра I к реформам, отказ от них и переход к консервации отношений на втором этапе правления. Реформы Александра II, внутренняя политика Александра III.

39. Внутренняя политика России в правление Александра 3.

1 марта 1881 г. Александр II взрывом бомбы был убит террориста­ми «Народной воли». На Российский престол вступил Александр III (1881-1894). Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. Александр III получил хорошее об­разование. Большое влияние на него оказывал профессор права Мос­ковского университета К. П. Победоносцев (1827-1907), преподавав­ший ему законоведение и фактически являвшийся его главным «вос­питателем» и наставником.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны террористов, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной. Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Подавление не только революционного, но и либераль­но-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из глав­ных задач своего царствования. Во внешнеполитических делах Алек­сандр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в офици­альной историографии его именовали «царем-миротворцем». Внутриполитический курс Александра III выразился в проведе­нии мер, направленных на ограничение действий реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформ». Вдохновителями этого курса явились обер-прокурор Св. Синода (с 1880 г.) К. П. По­бедоносцев и редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков.

Первыми жертвами этой политики стали печать и школа. В 1882 г. были изданы новые «Временные правила о печати», уста­навливавшие строгий надзор за газетами и журналами. В силу этих «правил» в 1883-1884 гг. прекратили свое существование все ради­кальные и многие либеральные журналы. Новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал автономию университетов, восстановленную уставом 1863 г. В 1887 г. министр народного про­свещения И. Д. Делянов издал позорный циркуляр, в котором откры­то говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». (Его на­звали «циркуляром о кухаркиных детях».)

Алекс. 3 шёл по пути усиления дворян, поддержание патриархального строя в деревне. Это было связано с назначением на пост министра МВД – Толстого. В 1885г.-создан Дворянский банк. В кот. Помещики получали льготный кредит, под залог имений. Допускался перезалог. Неуплаченные проценты списывались часто. Правительство таким способом субсидировала помещиков. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальни­ках». В 40 губерниях России создавалось 2200 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники - исключитель­но из местных потомственных дворян. Этот закон преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими

в результате реформы 1861 г. Прерогативы земского начальника были очень широки. Он осуществлял административные и полицейские функции в деревне: надзор и контроль над выборными крестьянски­ми сельскими и волостными учреждениями, вмешивался в решения

волостного суда, отстранял от должности сельских старост и волост­ных старшин, если они оказывались для него неугодными. Он могподвергать телесным наказаниям, аресту, содержанию в «холодной», а также штрафовать любого крестьянина, отменять постановления сельских и волостных сходов. Его решения считались окончательны­ми и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий. В этот же год принят рад жёстких законов, которые затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян, всё это было направлено на сохранения патриархальных порядков и контроля.

Затем последовали контрреформы местного управления. 12 июня 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных зем­ских учреждениях», направленное на усиление в земствах дворянско­го элемента(имущественный ценз понижен), для горожан повышен, и резкое сокращение представительства от крестьян. Крестьянские гластные стали назначаться губернатором. Зество т.о. стало сословным. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. Был упразднен мировой суд (восста­новлен лишь в 1912 г.), и его функции переданы земским начальни­кам. По новому «Городовому положению» 11 июня 1892 г. ограничи­вались права городского населения путем повышения имущественно­го ценза для избирателей. Число избирателей сократилось до такой степени, что, например, в Москве и Петербурге правом участия в вы­борах в городские думы могли воспользоваться лишь 0,7% жителей. Усиливались административная опека и вмешательство властей в дела городского самоуправления.

И тем не менее правление Александра III не ограничивалось про­ведением «контрреформ». Без изменений продолжали действовать судебные уставы - одна из важнейших реформ 60-х гг. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. 8 декабря 1881 г. изданы два указа: по первому указу все остававшиеся на временном положении бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, а выкупные платежи со всех крестьян понижались на 16%. Закон 18 мая 1886 г. отменял подушную подать, введенную еще Петром I. В 1882 г, был учрежден Крестьянский поземельный банк, облегчав­ший приобретение земли крестьянами. Под влиянием Морозове кой стачки 1885 г- издан закон 3 июня 1886 г. о введении фабрично-заво­дской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов,

в царствование Александра III значительны были успехи в эко­номическом развитии страны; в хозяйственном освоении новых тер­риторий, железнодорожном строительстве, быстром росте фабрич­но-заводской промышленности, Существенно укрепились Финансы страны, и были сосланы условии для введения в обращение золотого рубля.утратившими силу.

Основные направления внутренней политики. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация социальной жизни общества. Враги государственной власти подвергались преследованиям, арестам, высылкам. Такие факты имелись и до и после правления Александра III.

В период его царствования страна динамично развивалась, социальные и экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Стремясь пополнить доходы, правительство повысило пошлины на импортные товары. Вводились новые прямые налоги, ставки старых налогов повышались. Эти меры затрагивали в первую очередь состоятельные слои населения. В1882 г. был введен налог на имущества, переходившие от владельца к владельцу в результате завещаний и дарений. В 1885 г. были повышены налоги на промышленные предприятия» поземельный налог, а также налог на недвижимое имущество в городах (дома, магазины, склады).

Одновременно власти пошли на снижение налогообложения крестьянства. В 1882 г. был снижен на 12 млн руб. размер ежегодных выкупных платежей. В 1883 г. появился царский указ, предписывавший приступить к отмене подушной подати.

Во время царствования Александра III произошло и еще одно примечательное событие. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача состояла в кредитовании отдельных крестьян и крестьянских общин. За первые 10 лет на ссуды банка крестьяне приобрели в собственность более 2 млн десятин земли.

Политика поощрения индустрии, проводимая правительством Александра III, приносила экономические результаты и изменяла социальную структуру населения. Если в 1881 г. в России на фабриках и заводах трудилось около 771 тыс. рабочих, то в 1893 г. - уже почти 1,5 млн человек.

Появление значительной категории наемных тружеников ставило перед властью задачу правового регулирования их положения. Именно при Александре III были приняты законы, ставшие основой российского рабочего законодательства. В 1882 г. в структуре Министерства финансов возникла Фабричная инспекция, взявшая под свой контроль исполнение фабричного законодательства и разрешение конфликтов между рабочими и работодателями.

В 1882 г. появился закон, запрещавший использовать труд детей (до 12 лет) на фабриках и заводах. Рабочий день подростков (до 15 лет) длился не более 8 часов с перерывом после четырех часов, или 6 часов без перерыва. Запрещалось использовать труд несовершеннолетних (до 16 лет) на ночных работах, в выходные и праздничные дни.

В 1886 г. были приняты важные нормативные акты - «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Они регулировали взаимные обязательства рабочих и нанимателей и предусматривали заключение договора о найме с обозначением его условий в расчетной книжке (величины заработной платы, стоимости аренды жилья и т.д.); размеры штрафов за нарушение трудового распорядка» обязывая хозяев направлять штрафные суммы в особый капитал для выдачи пособий рабочим. Закон запрещал выдавать зарплату продуктами или товарами, взимание платы на врачебную помощь.

Происходившие изменения форм управления социальной жизнью отражали трудный поиск правительством приемлемого соотношения между по­требностями времени и возможностями страны. В числе особо значимых и показательных шагов в этом ряду явилось преобразование местного самоуправления, учебного дела и судопроизводства.

Местное управление сформированное при Александре II, наделяло земства и города большими правами в деле решения местных нужд. Однако в законах о земском и городском самоуправлении оставалось много правовых неясностей и во взаимоотношениях между самими местными органами, и в их отношениях с государственной властью. Сенаторские ревизии некоторых губерний, проведенные в 1880-1881 гг., выявили множество проблем и злоупотреблений.

После отмены крепостной зависимости в 1861 г. крестьянство имело местное самоуправление в виде особых крестьянских органов, сельских и волостных (старосты, сельский и волостной сход), в ведении которых находились повседневные, текущие дела крестьянской общины. Они подчинялись государственному должностному лицу - мировому посреднику имевшему право утверждать и отрешать от должности избранных крестьянством лиц (волостного старшину, сельского старосту), решать крестьянские судебные тяжбы (при иске не выше 30 руб.), заключать под арест сроком до 7 дней и наказывать розгами.

Мировые посредники назначались губернатором по согласованию с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян.

Следующими инстанциями государственного крестьянского управления являлись съезды мировых посредников и особые уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Важнейшая задача мировых посредников состояла в урегулировании земельного раздела между крестьянами и их бывшими хозяевами - землевладельцам и.

Был создан институт земских начальников, которые назначались губернатором из числа дворян, владевших недвижимостью в данном районе, имевших среднее или высшее образование. В их руках сосредоточились административная власть над органами крестьянского самоуправления, контроль за деятельностью волостных и сельских управлений, утверждение избранных лиц в уезде. Земскому начальнику передавалась и функция мирового судьи.

Преобразование крестьянского управления вызвало необходимость корректировки и земского управления. Всесословные выборные органы земского самоуправления возникли в 1864 г., им принадлежали дела, касающиеся местных хозяйственных польз и нужд.

Привлечение к управлению местных жителей по выбору являлось важным шагом в развитии социальной самодеятельности населения. Однако со временем выявились и крупные недостатки в организации всего начинания. Средства для своих целей земства могли получать путем введения особого (земского) налогообложения. Закон четко не очерчивал ни пределы этих сборов, ни их соотношение с государственными повинностями. Земства сетовали, что у них не хватает средств для строительства и содержания больниц, школ, что нет денег на ремонт и строительство дорог. В свою очередь, состоятельные местные жители, особенно предприниматели, постоянно жаловались на финансовый произвол, на «земскую обдираловку», уверяли, что получаемые средства земствами разбазариваются, что значительная их часть расходуется на оплату труда служащих земской управы.

После длительных обсуждений и согласований Александр III в июне 1890 г. утвердил новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему: система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам - дворянской, городской и крестьянской с предоставлением дворянству численного преобладания в земских собраниях.

Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее - на губернатора и особую при нем коллегию - губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением обращался к министру внутренних дел.

Губернатор получал право на время приостанавливать решение земского собрания, если считал, что оно не соответствует закону. Однако земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях.

Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов - дело благоустройства городов значительно продвинулось. Однако выявились и недостатки Положения. Они во многом проистекали из системы городских выборов и устройства органов управления, от бесконтрольности в Избирательные права сохранялись лишь за собственниками недвижимых имуществ, а так­же за лицами, приобретавшими купеческие свидетельства в данном месте: первой гильдии для столичных городов и первой и второй гильдий для всех прочих. В отношении утверждения должностей, контроля и обжалования решений местных органов самоуправления вводились нормы, сходные с Земским положением.

При Александре III произошла корректировка и некоторых сторон судопроизводства.

Запрещался доступ в судебное заседание малолетним и учащимся. Двери судебного заседания закрывались для публики в случае, если суд признавал, что обстоятельства разбирательства дела могут оскорблять религиозное чувство и нравственность, затронуть достоинство государственной власти и нанести вред общественному порядку. К тому же никаких подробных отчетов, а уж тем более стенограмм судебных разбирательств публиковать не разрешалось.

Еще одно важное нововведение касалось самого проведения процесса. Тяжкие преступления, в том числе касавшиеся покушения на политические устои страны, изымались из ведения окружных судов и передавались в судебные палаты, где дела рассматривались судьями с участием сословных представителей (председателя дворянского общества, городского головы, волостного старшины местного уезда).

Несмотря на ряд нововведений, все основополагающие принципы судебной реформы 1864 г. (несменяемость судей, независимость судопроизводства, суд присяжных, право на защиту) пересмотру не подлежали.

Преобразования коснулись и организации учебного дела в империи. Власти пришли к выводу, что автономия высших учебных заведений, их обособленность от государства, которые они обрели по Университетскому уставу 1868 г., привели к тому, что многие учебные заведения превратились в центры антиправительственной пропаганды. Нелегальная литература распространялась здесь почти свободно, а студенческие научные общества свое главное внимание уделяли обсуждению жгучих политических вопросов.

Еще в 1880 г. тогдашний министр просвещения граф Д. А. Толстой внес в Государственный совет проект нового Университетского устава предусматривавший усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Министр настаивал на введении единых государственных экзаменов, назначении ректора Министерством народного просвещения, ликвидации университетского суда и др. Но тогда дело заглохло.

В ноябре 1882 г. министр просвещения И. Д. Делянов внес в Государственный совет проект изменения Университетского устава, в основном совпадавший с проектом Толстого. После длительных обсуждений в мае 1884 г. дело дошло до голосования. Мнения разделились. Поддержавших предложения по введению контроля над высшими учебными заведениями оказалось меньшинство. Большинство в Государственном совете настаивало на продолжении изучения вопроса.

Через три месяца царь созвал особое совещание высших должностных лиц империи для подробного обсуждения проекта Университетского устава. В августе 1884 г. он утвердил мнение меньшинства Государственного совета. В России начала действовать новая редакция Университетского устава.

Россия и международные дела. Пережив унижения и потери Крымской войны, Россия возвращала себе статус полноправной великой державы. Хотя на Черном море флот еще не был воссоздан, а на Берлинском конгрессе 1878 г. русская дипломатия потерпела поражение, ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни не решался без участия Российской империи.

Представления императора Александра III о международной деятельности России были весьма просты и практичны: политика правительства должна проводиться исключительно в интересах России.

Между тем отношения с Австро-Венгрией оставались по-прежнему напряженными. Противоречия между дву­мя монархиями выглядели непреодолимыми, т. к. касались интересов каждой из них в Восточной Европе и на Балканах. Впрочем, Петербург не особенно стремился сближаться с империей Габсбургов, понимая, что в концерте мировых держав она лишь младший партнер.

Отношения России с тремя же ведущими мировыми державами - Англией, Германией и Францией - также не отличались стабильностью.

Великобритания придерживалась стойкой антирусской позиции. Центром англо-русских противоречий являлась Средняя Азия. Российская граница не имела там четкого обозначения, поскольку Россия утвердилась в Туркмении и верховьях Амударьи лишь недавно. Афганистан, формально независимый, англичане рассматривали как свой протекторат. Россия же намеревалась урегулировать пограничный вопрос с правительством Афганистана и первоначально не хотела обсуждать эту тему с Лондоном. Но правитель Афганистана находился в полной зави­симости от англичан и никаких самостоятельных действий предпринять не мог. В конце концов России при­шлось проводить обозначение русско-афганской границы при участии англичан.

Отношения с Великобританией доставляли немало хлопот русской дипломатии, но особых головоломок тут не было. Куда сложнее развива­лись отношения с Германией, которая во второй половине XIX в. уверенно выдвинулась в число мощнейших держав. В России антипрусские настроения начали заметно усиливаться после провозглашения Германской империи в 1871 г. и особенно после Балканской войны и Берлинского конгресса. Качественное же изменение русско-германских отношений наступило при Александре III. Германия и Россия как формально, так и фактически перестали быть союзниками.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции