Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Демонстрационный по обществознанию. Демонстрационный по обществознанию Сфера ценностей и норм регулирующих с гуманизма

Первое задание ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку общих, систематических знаний по предмету. Оно представлено в виде таблицы или схемы, в которой пропущено одно слово либо словосочетание; задача экзаменующегося – верно вставить пропущенный элемент. Задание может быть связано с любым аспектом, изучаемым в обществознании – от морали до политической культуры. Однако оно всегда представляет собой классификацию: типы общества, функции рынка, формы правления.

Задание относится к базовому уровню сложности; выполнить его не так сложно при условии хорошего знания теории – особенно если учесть, что остальные элементы схемы заполнены и являются своего рода подсказкой. Правильное выполнение первого задания оценивается в 1 балл.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Смотрим, какие элементы уже присутствуют в таблице/схеме;
  3. Вспоминаем теорию по теме задания;
  4. Если в задании дана таблица – вспоминаем, что соответствует характеристике, данной к пропущенному слову;
  5. Определяем пропущенный элемент и записываем его в ответ.

Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.

Ответ: пропорциональная.

Второй вариант задания

Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

Ответ: семьи.

Третий вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

БЕЗРАБОТИЦА

Задание направлено на проверку знаний о безработице. Мы видим, что несколько наиболее распространенных ее форм уже перечислены в таблице. Зная теорию, мы помним, что такая форма безработицы, которая возникает из-за динамичности рынка труда (то есть того, что люди могут добровольно решить поменять работу в поисках лучших трудовых условий), называется фрикционной. В данном случае, даже если вы забыли, чем характеризуется фрикционная безработица, вы можете записать ее в таблицу, зная, что это – одна из наиболее распространенных форм безработицы, которая будет присутствовать даже при ситуации полной занятости в экономике.

Ответ: фрикционная.

Четвертый вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице .

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Ответ: мораль.

Пятый вариант задания

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Если вы помните основную теорию, связанную с темой «Право», выполнить это задание вам будет совсем нетрудно. При внимательном взгляде на схему видно, что на ней отображены все основные отрасли права, кроме уголовного. Конечно, может возникнуть вопрос, связанный с наличием таких отраслей права, как, например, земельное или финансовое. Однако, поскольку речь идет именно об основных отраслях, нужно выбрать то, что рассматривается в курсе обществознания чаще и подробнее.

Ответ: уголовное.

Шестой вариант задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность подразделяется на два основных вида – материальная и духовная. Зная только это, мы уже можем заполнить данную таблицу, а используя приведенную характеристику сделать это становится еще легче. Поскольку все варианты первого задания ЕГЭ по обществознанию связаны с различными общими классификациями, относящимися к наиболее важным аспектам предмета, оно считается одним из самых легких – правильно выполнить его можно за 1-2 минуты, оставив больше времени на выполнение более трудных номеров.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА Религия - Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное? -Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости Ответ:

3 слайд

Описание слайда:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) поощрение; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) нормы права; 5) негативные санкции. Ответ: | |

4 слайд

Описание слайда:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира. 1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ:

5 слайд

Описание слайда:

Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2.Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3.Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности. 4.Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5.Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах

6 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ А)развитие высоких технологий Б) механизация промышленного производства В)выдвижение на первый план сферы услуг Г) натуральный характер хозяйства Д) общинный уклад, коллективизм ТИПЫ ОБЩЕСТВ 1.традиционное (аграрное) 2.Индустриальное 3.информационное (постиндустриальное) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7 слайд

Описание слайда:

В стране Ъ проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1.увеличение количества учебных предметов 2.сокращение времени изучения естественных наук 3.ориентация на интересы и склонности ученика 4.применение технологий, сберегающих здоровье 5.уделение особого внимания нравственному воспитанию 6.компьютеризация образовательного процесса Ответ

8 слайд

Описание слайда:

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов. 2.Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения. 3.Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов. 4.Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей. 5.Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Ответ

9 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ПРИМЕРЫ А)оклады администрации Б) сдельная оплата труда наёмных работников В)арендная плата за помещение Г) приобретение сырья Д) проценты по кредитам ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК постоянные 2) переменные Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10 слайд

Описание слайда:

Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1.привлечение кредитов 2.налоговые отчисления 3.повышение производительности труда 4.прибыль от реализации продукции предприятия 5.совершенствование производственных технологий 6.выпуск и размещение акций предприятия Ответ:

11 слайд

Описание слайда:

На графике изображено изменение предложения р легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения в положение (На графике Р - цена товара; О - количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1.увеличение количества производителей автомобилей 2.снижение возраста получения водительского удостоверения 3.снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей 4.рост тарифов на электроэнергию 5.повышение процентов по автокредитам Ответ:

12 слайд

Описание слайда:

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2.Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом. 3.Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть. 4.Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека. 5.Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий

13 слайд

Описание слайда:

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2.Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом. 3.Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть. 4.Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека. 5.Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий. Ответ:

14 слайд

Описание слайда:

В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Ъ им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье. 2.Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3.Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей. 4.Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5.Большая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу. Ответ:

15 слайд

Описание слайда:

Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении парламентских выборов. 2.Политические партии участвуют в судопроизводстве. 3.Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий. 4.Политические партии участвуют в формировании правоохранительных органов. 5.Политические партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива.

16 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ А)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации Б) управление федеральной собственностью В)назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации Г) разработка федерального бюджета Д) осуществление помилования СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ: Президент РФ 2.Совет Федерации 3.Государственная Дума 4.Правительство РФ

17 слайд

Описание слайда:

Конституция провозглашает Ъ демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства 2? Запишите цифры, под которыми они указаны 1.регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе 2.двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов 3.включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией 4.действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции 5.наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан 6.политический плюрализм Ответ

18 слайд

Описание слайда:

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1.указание своей национальности 2.сохранение исторического и культурного наследия 3.участие в выборах органов власти 4.уплата налогов 5.свободное распоряжение своими способностями к труду Ответ:

19 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ А)возмещение ущерба за вред,причинённый имуществу физического Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе В)установление наследников Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю Д) получение водительского удостоверения ОТРАСЛИ ПРАВА 1) административное право 2) гражданское право лица

20 слайд

Описание слайда:

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы. 1.свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение 2.страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 3.паспорт гражданина РФ 4.налоговое уведомление 5.диплом о профильном образовании 6.выписку из финансово-лицевого счёта

21 слайд

Описание слайда:

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция - это ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. Определите, какие положения текста имеют 1.фактический характер 2.характер оценочных суждений 3.характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

22 слайд

Описание слайда:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Мотивом______ (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная___(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования___ (В), социальной группы, общества в целом.____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства._____ (Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.______ (Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1.потребность 2.деятельность 3.природа 4.социальный 5.естественный 6.подлинный (разумный) 7.индивидуальность 8.индивид 9.идеальный (духовный)

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

25 слайд

Описание слайда:

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются... Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг... Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. (Н. Смелзер)

26 слайд

Описание слайда:

21.Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры? 22.Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

27 слайд

Описание слайда:

23.Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов. 24.Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

28 слайд

Описание слайда:

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. 26.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

29 слайд

Описание слайда:

27.В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

30 слайд

Описание слайда:

28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

31 слайд

Описание слайда:

29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

32 слайд

Описание слайда:

29.1 Философия «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) 29.2 Экономика «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) 29.3 Социология, социальная психология «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев) 29.4 Политология «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте) 29.5 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

33 слайд

Описание слайда:

№ задания-Ответ 1-Мораль 2-3 3-23 4-125 5-32311 6-345 7-245 8-12121 9-146 10-13 № задания-Ответ 11-235 12-123 13-135 14-24341 15-234 16-24 17-21211 18-235 19-11322 20-218549

34 слайд

Описание слайда:

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции... которые служат для управления поведением; ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

35 слайд

Описание слайда:

Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте. В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: причины по тексту: небеспредельные биологические возможности человеческого организма; предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу форму лиро вках.) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.)

36 слайд

Описание слайда:

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы. Могут быть приведены такие объяснения: язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения

37 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

39 слайд

Описание слайда:

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Описание слайда:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов плана раскрытия данной темы Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Вариант № 1549949

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Ответ:

Практика как критерий истины включает

1) научный эксперимент

2) научные понятия

3) теоретические обобщения

4) статистические методы

Ответ:

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много лет назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми осо­бен­но­сти био­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щей человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) инстинктивные ре­ак­ции на воз­дей­ствие среды

2) использование предметов, дан­ных природой

3) стремление по­нять окру­жа­ю­щий мир

4) генетически обу­слов­лен­ные мо­де­ли поведения

5) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

6) способность к целеполаганию

Ответ:

Какой при­мер яв­ля­ет­ся ил­лю­стра­ци­ей мо­но­по­лиз­ма на рынке?

1) В стра­не Z су­ще­ству­ют три ос­нов­ных опе­ра­то­ра мо­биль­ной связи.

2) По вы­ход­ным дням в го­ро­де ор­га­ни­зу­ют­ся ярмарки, где продаётся фер­мер­ская про­дук­ция из близ­ле­жа­щих хозяйств.

3) В стра­не М же­лез­но­до­рож­ные ло­ко­мо­ти­вы про­из­во­дят­ся толь­ко на трёх предприятиях, при­над­ле­жа­щих од­но­му концерну.

4) Накануне школь­ных ка­ни­кул ту­ри­сти­че­ская ком­па­ния пред­ло­жи­ла новые ва­ри­ан­ты туров для групп учащихся.

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го выступает в ка­че­стве доходных ста­тей бюджета?

1) вы­пла­та процентов по го­су­дар­ствен­но­му долгу

2) на­ло­ги от фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц

3) фи­нан­си­ро­ва­ние оборонного заказа

4) ре­а­ли­за­ция приоритетных на­ци­о­наль­ных проектов

Ответ:

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке ипо­теч­но­го кредитования: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние - SI (Р - цена услуг, Q - ко­ли­че­ство услуг). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть связано, пре­жде всего, с (со)

1) мас­со­вым пред­ло­же­ни­ем не­до­ро­го­го жилья на рынке

2) кри­зис­ны­ми яв­ле­ни­я­ми в бан­ков­ской системе, ро­стом неплатежей

3) сни­же­ни­ем цен на за­го­род­ную недвижимость

4) ро­стом до­хо­дов населения

Ответ:

Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, а скорость обращения денег не изменится, то, при прочих равных условиях, уровень цен снизится.

Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то, при прочих равных условиях, уровень цен возрастет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рациональная организация производства

2) повышение процентной ставки по кредиту

3) внедрение более производительной технологической линии

4) разведка новых месторождений цветных металлов

5) обучение персонала новым приемам обработки информации

Ответ:

Для мо­ло­де­жи как осо­бой со­ци­аль­ной груп­пы характерно

1) отсутствие со­ци­аль­но­го оптимизма

2) «вызов» агрес­сии на себя со сто­ро­ны дру­гих лиц

3) нежелание ме­нять свой статус

4) негативное от­но­ше­ние к новациям

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли определяют социальный статус человека.

Б. Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

Ответ:

Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет

1) политическая партия

3) образование

4) государственный аппарат

Ответ:

Какой признак является общим для политической партии и для государства?

1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

2) наличие органов управления

3) принятие законов, общеобязательных для граждан

4) установление и взимание налогов

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской системе?

А. В боль­шин­стве де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дарств ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции от­но­сят­ся к по­ли­ти­че­ской си­сте­ме общества.

Б. По­ли­ти­че­ская си­сте­ма опре­де­ля­ет цели, задачи, пути раз­ви­тия общества.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.

1) социалистическая

2) массовая

3) оппозиционная

4) нелегальная

5) кадровая

Ответ:

Порядок вза­и­мо­дей­ствия муниципальных ор­га­нов управления об­ра­зо­ва­ни­ем со сред­ней общеобразовательной шко­лой регулируется правом

1) гражданским

2) государственным

3) административным

4) трудовым

Ответ:

Укажите обстоятельство, препятствующее заключению брака согласно существующему в Российской Федерации законодательству.

1) отсутствие у вступающих в брак собственности

2) наличие ограничений в физических возможностях вступающих в брак

3) отсутствие у вступающих в брак общего среднего образования

4) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях полиции?

А. Одной из функ­ций по­ли­ции яв­ля­ет­ся пре­ду­пре­жде­ние и пре­се­че­ние пре­ступ­ле­ний и ад­ми­ни­стра­тив­ных правонарушений.

Б. Одной из функ­ций по­ли­ции яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция юри­ди­че­ских лиц и актов граж­дан­ско­го состояния.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Джон, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от гражданства, так как решил всту­пить в рос­сий­ское гражданство. При каких усло­ви­ях Джон может всту­пить в граж­дан­ство РФ в общем порядке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти условия.

1) наличие сред­не­го об­ще­го образования

2) вла­де­ние рус­ским языком

3) наличие род­ствен­ни­ков в РФ

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ

5) наличие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к существованию

6) обязательство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и законы

Ответ:

Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает

1) прямое действие

2) общеобязательный характер

3) обеспеченность силой государства

4) нормативно-правовой характер

Ответ:

Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ответ:

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) народность

6) государство

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) С появлением первых государств зародилось и право. (Б) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (В) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (Г) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (словосочетания), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Субъектами по­зна­ния яв­ля­ют­ся как от­дель­ный человек, так и всё общество. В про­цес­се своей по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­век по­лу­ча­ет _________(А) об окру­жа­ю­щем мире и о себе. Ре­зуль­та­ты _________(Б) окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го человека, по­лу­чен­ные в ходе ак­тив­но­го отражения, иде­аль­но­го вос­про­из­ве­де­ния объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­ных свя­зей и от­но­ше­ний ре­аль­но­го мира, со­став­ля­ют знания. Они опре­де­ля­ют­ся _________(В) общества, фик­си­ру­ют­ся в языке и од­но­вре­мен­но яв­ля­ют­ся пред­по­сыл­кой раз­ви­тия и про­из­вод­ства новых знаний. Существует

_________(Г), ко­то­рое опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл и опыт по­все­днев­ной деятельности. Оно яв­ля­ет­ся важ­ной ори­ен­ти­ро­воч­ной ос­но­вой по­все­днев­но­го по­ве­де­ния людей. Уси­ли­я­ми учёных вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся _________(Д),

сущность ко­то­ро­го со­сто­ит в по­ни­ма­нии дей­стви­тель­но­сти в её прошлом, на­сто­я­щем и будущем.

Наиболее об­щи­ми объ­ек­та­ми по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся природа, об­ще­ство и человек. Им со­от­вет­ству­ют естественнонаучное, со­ци­аль­ное и _________(Е) знания».

Слова (словосочетания) в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово (словосочетание) за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов (словосочетаний) в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) мышление 2) истина 3) практическое
4) гуманитарное 5) научное знание 6) познание
7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:


(АА. Радугин)

Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Политическое лидерство - это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов...

Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер - это руководитель...

Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами... Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете... Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе. 

Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство - это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов... Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок - мать, ребенок - отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.

Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.

(АА. Радугин)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Политическое лидерство - это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов...

Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер - это руководитель...

Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами... Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете... Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе. 

Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство - это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов... Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок - мать, ребенок - отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.

Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.

Политическое лидерство - это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов...

Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер - это руководитель...

Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами... Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете... Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе. 

Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство - это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов... Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок - мать, ребенок - отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.

Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Спасение человечества заключено в сердце человека, в способности человека к самопознанию, в человеческой кротости и в человеческой ответственности» (В. Гавел)

29.2 Экономика: «Всю жизнь цепляться за стабильную работу намного рискованнее, чем пойти на риск, чтобы научиться создавать бизнес. Один риск носит временный характер, а другой продолжается всю жизнь» (Роберт Киосаки)

29.3 Социология, социальная психология: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)

29.4 Политология: «В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем

остальным» (Дж. Ф. Кеннеди)

29.5 Правоведение: «Законы подобны паутине: если в них попадет бессильный и легкий, они выдержат, если большой - он разорвет их и вырвется» (Солон)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции