Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Опыт с водой и сахаром старшая группа. Картотека опытов и экспериментов. Старшая группа

Гульнара Давлетчурина
Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы

«Как разделить смеси?»

Цель : дать детям представление о разделении смесей.

Материалы и оборудование : песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики.

Ход опыта\ эксперимента :

Попробуем сделать смеси : 1)песок с водой. 2) сахар с водой. 3)масло с водой. Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?

Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.

Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок останется на фильтре.

Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.

Вывод : Смеси можно разделить : Масло ложечкой. Воду с песком отфильтровать. Сахар выпарить из воды.

«Опыты с бумагой »

Цель : исследовать свойства бумаги.

Материалы и оборудование : листы бумаги, стаканчики с водой, клей.

Ход опыта\ эксперимента :

Свойство 1. Мнется Дети сминают листы.

Вывод : бумага мнется.

Свойство 2. Прочность. Дети разрывают бумагу.

Вывод : можно разорвать, значит, она непрочная.

Свойство 3. Склеивается Дети склеивают листы бумаги.

Вывод : бумага склеивается

Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.

Вывод : листы впитывают воду.

Свойство 5. Горение.

Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему? Значит каким свойством обладает еще бумага?

Вывод : бумага горит.

Вывод :. Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит

«Игра цвета» «Таинственные картинки »

Цель : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы и оборудование : цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента : Предлагается детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол - одно на другое.

Вывод : Если смотреть на мир через цветные стёкла, мы видим его

Дети зарисовывают «таинственные картинки » на рабочем листе.

«Все увидим, все узнаем»

Цель : познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование : лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента : Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно - глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа» . Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы : Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

«Выращиваем чудо кристаллы»

Цель : вырастить кристалл из обыкновенной соли.

Материалы и оборудование : Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

Ход опыта\ эксперимента : Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не ыстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкиекристаллы, которые можно будет даже попробовать.

Выводы : Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

«БОРЬБА С НАВОДНЕНИЕМ»

Цель : выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.

Материалы и оборудование : вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.

Ход эксперимента : на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разные мтериалы : бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.

Выводы : хорошо впитывают воду бумажные салфетки, марля, ткань, вата,

хуже впитывает губка и простая бумага.

«Цветные льдинки»

Цель : Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;

Материалы и оборудование : акварельные краски, формочки, стаканчики с водой.

Ход опыта\ эксперимента : Ребята, давайте сделаем цветные льдинки.

Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду) .

Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый (красный+жёлтый, зелёный (синая+жёлтая, фиолетовый (красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.

Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.

Вывод : если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки «От чего же зависит плавучесть предметов?»

Испытание кораблей

Цельпроанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

Материалы и оборудование : металлическая пластинка, пробка, стеклянная пластинка, пластилин, чашка с водой.

Ход опыта\ эксперимента : «Тонет, не тонет» проверит кораблик металлический, из пробки и стекла, пластилина. Опускаем их в тазик с водой. Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку.

Выводы : Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.

Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

«Пускаем солнечные зайчики»

Цель : воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы и оборудование : зеркала.

Ход опыта\ эксперимента :

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков» .

Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков» . Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой) . Дети пробуют спрятать «зайчика» . Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы : управлять «зайчиком» , играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

«Опыты с фонариком »

Цель :Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Материалы и оборудование : фонарики, бумага,стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Ход опыта\ эксперимента :

дети прикладывают к фонарику предметы : цветные стёкла, стёкла, картон , тряпочки, ладошки.

Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Выводы : Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

«Расческа и тени»

Цель : дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.

Материалы и оборудование : лампа, бумага, расчёска.

Ход опыта\ эксперимента :

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой) .

Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенямина листе бумаги?

Вывод :

Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

«Игра с тенью»

Цель : дать детям представление о тени.

Материалы и оборудование : фонарик.

Ход опыта\ эксперимента :

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) . Воспитатель закрывает свет от прожектора.

Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

А почему не стало тени? (нет света)

Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы : рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.

«Испытание магнита»

Цель : познакомить детей с действием магнита.

Материалы и оборудование : Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход опыта\ эксперимента :

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод : железные предметы притягиваются, а не железные нет.

«Испытание магнита»

Цель :исследовать действует ли магнит через другие предметы.

Материалы и оборудование : магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход опыта\ эксперимента :

А может магнит действовать через другие материалы : бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод .

Вывод : Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу, стеклянный стакан.

«Испытание магнита»

Цель : проверить детей на сообразительность.

Материалы и оборудование : скрепки, магнит, крупа (манка, пшено)

Ход опыта\ эксперимента :

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов : на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Выводы : можно разделить основываясь на свойстве магнитов притягивать всё железное. Скрепки хорошо притягиваются магнитом.

«Испытание магнита»

Цель : исследовать взаимодействие двух магнитов.

Материалы и оборудование : два магнита.

Ход опыта\ эксперимента :

Опыт : «взаимодействие двух магнитов»

«А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются) . Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец северным (отрицательным) полюсом магнита.

Выводы : Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

«Магнитные свойства можно передать обычному железу» .

Цель : фомировать у детей знания о неживой природе.

Материалы и оборудование : магниты, скрепки.

Ход опыта\ эксперимента :

Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

(Вывод : магнитное поле можно создать искусственно.

«Надуваем мыльные пузыри» .

Цель : научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадении воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование : поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок) .

Ход опыта\ эксперимента .

Педагог наливает в поднос мыльный раствор, кладет в середину цветок и накрывает его прозрачной воронкой. Дует в трубочку воронки и, после того как образуется пузырь, наклоняет воронку и высвобождает из-под нее пузырь.

На подносе остается цветок под мыльным колпаком. Так образуются мыльные пузыри.

Педагог объясняет, как образуются мыльные пузыри.

Предлагает детям надуть всем мыльные пузыри.

Вывод : мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания; при надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя; пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

«Солнечные зайчики» .

Цель : научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков» .

Материалы и оборудование : небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.

Ход опыта\ эксперимента .

Показать детям блики солнца на предметах, объяснить, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики» .

Поймать с помощью зеркала луч солнечного света и направить его в нужном направлении. Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене (использовать фольгу, посуду с глянцевым покрытием) .

Предложить детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света, объяснить почему ничего не получается (нет яркого света) .

Вывод : солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности; они появляются только при ярком свете; можно пускать

солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды

«Игры с цветными стеклышками» .

Цель : учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Материалы и оборудование : солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.

Ход опыта\ эксперимента .

Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное) .

Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.

Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.

Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных листочках.

Вывод : если смотреть через цветное стеклышко на окружающие предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.

«Опыты с бумагой »

Цель :формировать представления о бумаге и её свойствах

Материалы и оборудование : стаканы с водой, лист бумаги.

Ход опыта\ эксперимента :

Давайте проведём опыт и узнаем , насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод : Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

«Свойство воды»

Какую форму принимает вода?

Цель : формировать у детей знания о свойствах воды, что она не имеет форму.

Материалы и оборудование : бутылочки, баночки разной формы, с разным размером горлышка. Ложечки пипетки, стаканчики. Воронки.

Ход опыта\ эксперимента :

Пусть дети нальют её в ёмкость разной формы и разного размера спомощью разных средств : воронок, пипеток, трубочек, шприцев, мензурок. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Вывод : Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Секретное письмо»

Цель : формирование интереса к изучению свост предметов.

Материалы и оборудование : бумага, молоко (лимонный сок, уксус) .

Ход опыта\ эксперимента :

На чистом листе бумаги сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком или уксусом. Затем лист бумаги нужно нагреть (на батарее) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод : Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Чудесная лупа»

Цель :формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Материалы и оборудование : стеклянная банка, пищевая плёнка, вода.

Ход. опыта\ эксперимента :

Если вам понадобилось разглядеть какое либо маленькое существо (муху, камара, паука, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните пищевой плёнкой так, чтобы в середине образовалось углубление. В углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Вывод : слой воды и стекла работают как лупа. Зрительно увеличивают предметы.

Цель : познакомить детей со свойсвом воды.

Материалы и оборудование : пластиковая бутылка, вода, шланг.

Ход опыта\ эксперимента : возьмите пластиковую бутылку, лучше объёмом в два литра, отрзать у неё дно. В пробке проделать отверстие, и вставить в неё шланг от капельницы (длиной не менее 30 см.) . Заделайте отверстие герметически, что бы оно не протекало. (пластилином) . Налейте в бутылку воду, закупорев шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках забил рукот ворный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.

Вывод : когда уровень воды в бутылке выше, чем в шланге, вода под давлением выливается из шланга фонтаном.

«Из чего что состоит?»

Цель : Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.

Материалы иоборудование : микроскоп, покровные стёкла, вода, сахар, кусочки банана, картофеля .

Рассматривание кристаллов соли и сахара ;

Рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются) .

Вывод : стёкла микроскопа увеличивают рассматриваемые предметы, что нельзя рассмотреть невооружённым глазом.

«Вертушки»

Цель : показать работу ветра, как можно определить направление ветра.

Материалы и оборудование : бумага, ножницы, гвоздики, деревянные палочки.

Ход опыта\ эксперимента : берём лист бумаги (квадрат, разрезаем углы до середины. Затем чрез угол складываем углы и закрепляем гвоздиком. Поворачиваем готовую вертушку по ветру и наблюдаем вращение лопастей.

Вывод : при наличии ветра вертушка вращается. Под действием ветра.

Почему плавает подводная лодка?

Цель : раскрыть секрет подводной лодки

Материалы и оборудование : миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

Ход опыта\ эксперимерта :

Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду пластиковый стакан и полностью утопите его. Удерживая стакан под водой поставьте его на дне вверх дном. Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку, конец кот орой можно согнуть под углом. Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воздух и стакан поднимется вверх. По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении наоборот – в отсеки подаётся вода.

Выводы : воздух вытесняет воду из стакана.

Что такое звук?

Цель : формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.

Материалы и оборудование : радиоприёмник, зеркало.

Ход опыта\ эксперимента :

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется «колебаниями» . Когда какойнибудь предмет колебается, он вызывает колебание воздуха. Чем дальше мы от источника звука, тем слабее слышен звук.

Что такое «эхо» ? Посмотримся в зеркало. Что мы там видим? Себя. Так и со звуком. Он отражается от предметов.

Послушаем музыку, затем источник звука вынесем за дверь. .Так же хорошо слышно? Нет. Это дверь, задерживает колебания воздуха, поэтому звук слышен слабее.

Вывод : звук – это колебания воздуха, которое исходит от источника звука.

Что такое упругость?

Цель : формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость.

Материалы и оборудование : резиновый шарик, пластилин.

Ход опыта\ эксперимента :

В одну руку возмите резиновый шарик, в другую шарик из пластилина. Бросьте на пол с одинаковой высоты. Почему пластилин не подпрыгивает, а шарик подпрыгивает. Потому что он круглый, или красный или потому что он резиновый?

Вывод :

Это объясняется тем, что мяч надут воздухом. При ударе о пол мяч вдавливается и затем выпрямляется. Поэтому отскакивает от пола. Это и есть упругость. А пластинилин может вдавиться при ударе, но не выпрямляется, не возвращает свою форму. Т. е. не упругий.

Понятие об электрических разрядах.

Цель : формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.

Материалы и оборудование : воздушные шарики.

Ход опыта\ эксперимента :

Надуйте небольшой воздушный шарик. Потрите шар о шерсть, мех или волосы и увидите, что шар прилипает ко всем предметам, даже к нам

Вывод :.

Это объясняется тем, что все предметы имеют электрический разряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Что такое ветер?

Цель : формирование у детей знания о неживой природе, явлениях природы.

у детей знания о неживой природе, явлениях природы.

Материалы и оборудование : свеча, зажигалка.

Ход опыта\ Эксперимента :

Поднесём зажжёную свечу к верхней части приоткрытой двери. Понаблюдаем за направлением движения пламени.

Затем поднесите свечу к нижней части приоткрытой двери. Что наблюдаем? Вверху тёплый воздух, а внизу холодный, он тяжелее тёплого.

Вывод :

Ветер это движение воздуха, который возникает при соприкосновении тёплого и холодного воздуха.

Цветы лотоса.

Цель : формировать у детей знания о неживой природе, материалах и их свойствах.

Материалы и оборудование : ножницы, цветная бумага, тазик с водой.

Ход опыта\ эксперимента :

Вырежьте из цветной бумаги длинные лепестки цветов лотоса. Закрутите лепестки к центру. А теперь отпустите разноцветные лотосы в таз с водой. Буквально на ваших глазах лепестки лотоса начнут распускаться

Вывод :. Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.

Наталия Иванова
Экспериментирование с водой в старшей группе

Цель : Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи :

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, способность растворять некоторые вещества).

Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

Развивать речь, любознательность, наблюдательность.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования , стимулировать желания делать выводы.

Ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, лаборатория, лаборант.

Развивать у детей связную речь.

Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой .

Материал и оборудование :

Символы, обозначающие свойства воды;

Прозрачные пластмассовые стаканы 0,25 по 3 штуки на каждого;

Соломка для воды по 2 штуки на каждого;

Разовые ложки по 2 штуки на каждого;

Тарелочки с сахаром по 1 на стол;

Тарелочки с кофе по 1 на стол;

Капельки и тучки для подвижной игры;

Ноутбук для просмотра презентации.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребятки, сегодня утром почтальон передал мне посылку. Без вас я ее не стала открывать. Интересно, что же лежит в этой посылке? Вам интересно узнать?

Дети : Да, интересно.

Воспитатель : Садитесь на стульчики, а я открою посылку. Ой, ребятки, посмотрите, что же это такое (достаю из коробки глобус) . Вы знаете, что это?

Дети : Это глобус

Воспитатель : Правильно, это глобус – модель земли, так наша планета Земля выглядит из космоса. Давайте все вместе скажем глобус.

Дети : Глобус.

Воспитатель : А что означает синий цвет?

Дети : Это вода.

Воспитатель : Вода окружает нас повсюду. Вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша, посмотрит, я вам сейчас покажу (показ слайдов) . Что мы с вами сейчас увидели?

Дети : Мы видели реки, моря, океаны, озера.

Воспитатель : Правильно, ребятки, вы очень внимательны. А коричневым и желтым показана суша. Посмотрите на глобус (провожу пальцем и показываю где суша, а где вода) . Приглашаю несколько детей и прошу показать и назвать где суша, а где вода.

Воспитатель : А кому нужна вода?

Дети : Вода нужна людям, растениям, насекомым.

Воспитатель : И так, вода нужна насекомым – они тоже нуждаются в воде, рыбам – они живут в воде, птицам, растениям, людям. Получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение (просмотр слайдов) .

Воспитатель : А для чего человеку нужна вода?

Дети : Чтобы пить, мыться.

Воспитатель : Итак, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?

Дети : Нет.

Воспитатель : Без воды все живое погибнет. А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть в игру?

Дети : Да, хотим.

Воспитатель : Вы будете капельками воды (раздаю детям капельки, а это тучки – ваши домики. Когда звучит музыка вы передвигаетесь, но как музыка останавливается – вы занимаете свои тучки- домики. Капелька, которой не хватило тучки – испарилась (высохла) . Вы поняли меня?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда начинаем нашу игру.

Физкультминутка

На полу разложены тучки (на один меньше, чем детей) .

Все дети – это капельки.

Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе .

Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку» .

«Капелька» , которой не хватило «Тучки» , испарилась.

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель : Как весело мы с вами поиграли. А здесь в посылке лежит еще и письмо, как мы его сразу не заметили. Прочитаем письмо?

Дети : Да.

Воспитатель : Сейчас я вам его прочитаю : «Дорогие, ребята, приглашаем вас в лабораторию для исследования воды. Мы будем рады вас увидеть». Ну что отправимся?

Дети : Да.

Воспитатель : Закрываем глазки, вокруг себя повернись и в лаборатории окажись. Вот мы с вами оказались в лаборатории, где мы с вами, скажем все вместе.

Дети : В лаборатории (проговаривают несколько детей) .

Воспитатель : Мы будем лаборантами. Кем мы с вами будем?

Дети : Лаборантами.

Воспитатель : Молодцы. В лаборатории нужно вести себя очень аккуратно, не толкаться, без разрешения ничего не брать, громко и не разговаривать. Наденем нарукавники и шапочки. Все надели?

Дети : Да.

Воспитатель : Теперь садимся за столы очень аккуратно. Ребята, где мы с вами?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Кто мы с вами сейчас?

Дети : Лаборанты.

Воспитатель : Сейчас мы с вами узнаем о свойствах воды, какая вода.

Опыты :

Воспитатель : Перед нами стоят приборы для исследования воды. Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустой стакан. Что мы делаем с водой ?

Дети : Переливаем.

Воспитатель : Вода у нас льется, правильно?

Дети : Да.

Воспитатель : Почему вода льется?

Дети : Потому что она жидкая.

Воспитатель : Правильно. Вода жидкая, она течет (вывешиваю символ) . А если вода была бы

твердой она смогла бы течь?

Дети : Нет.

Воспитатель : Скажем все вместе – жидкая.

Дети : Жидкая.

Воспитатель : А теперь нам нужно узнать имеет ли вода запах. Понюхайте воду. Что вы чувствуете, есть ли запах у воды?

Дети : Нет.

Воспитатель : Итак, вода не имеет запаха. Значит вода без запаха . Имеет ли вода запах?

Дети : Нет.

Воспитатель : Приступим к следующему опыту. Поставим перед собой стакан с молоком и стакан с водой . Опустим по одной трубочке в стакан с молоком и в стакан с водой . Видно ли трубочки?

Дети : В стакане с водой видно , а в стакане с молоком нет.

Воспитатель : Что мы можем сказать о воде?

Дети : Вода прозрачная.

Воспитатель : А молоко, какого цвета?

Дети : Молоко белого цвета.

Воспитатель : Вода прозрачная (вывешиваю следующий символ) .

Воспитатель : Проделаем следующий опыт. Попробуйте воду через соломенку. Какая она на вкус? Есть ли вкус у воды?

Дети : Нет вкуса.

Воспитатель : Значит, вода не имеет вкуса. Вода имеет вкус?

Дети : Нет, вода без вкуса (вывешивается следующий символ) .

Воспитатель : А теперь возьмем стаканчик с водой и добавим ложечку сахара, хорошенько помешаем. Посмотрите, а куда делся наш сахар?

Дети : Он растворился.

Воспитатель : Правильно, сахар растворился, волшебница вода растворила его. Что стало с сахаром?

Дети : Он растворился.

Воспитатель : Некоторые вещества вода растворяет. Попробуйте воду, какой она стала?

Дети : Сладкой.

Воспитатель : Вода может поменять вкус, если в нее что-нибудь добавить. А теперь в эту сладкую воду положите сухой ложечкой кофе и посмотрите, что произойдет? Чудеса, а где же кофе?

Дети : Кофе растворился.

Воспитатель : Опять волшебница вода сотворила чудеса, наш кофе растворился. Наша вода была без чего? Обращаю внимание детей на символы.

Дети : Без цвета и без запаха.

Воспитатель : Правильно, какие вы у меня внимательные. А сейчас понюхайте, есть ли запах?

Дети : Да, у воды появился запах.

Воспитатель : Да, ребятки у нашей воды появился аромат кофе. У воды может появится запах того, что в нее добавишь. А если бы мы добавили малиновое варенье, то какой запах имела бы вода?

Дети : Малиновый.

Воспитатель : Правильно, молодцы. Как много мы узнали о воде. Вы были хорошими лаборантами. На этом наши исследования воды закончились. Что мы узнали о воде?

Дети : Вода жидкая,вода не имеет запаха, не имеет вкуса, вода прозрачная, вода растворяет сахар и кофе.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А теперь осторожно выходим и снимаем шапочки и нарукавники. Нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернись в детском саду окажись. Ребята, где мы с вами были?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Кем мы были?

Дети : Лаборантами.

Воспитатель : Вам понравилось?

Дети : Да.

Воспитатель : Из вас получились настоящие лаборанты, в следующий раз нас обязательно туда пригласят.

Самойлова Людмила Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Теремок"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"
Дата публикации: 18.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Теремок» компенсирующей и оздоровительной направленности». Воспитатель: Самойлова Л.Ф. г. Железногорск «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - китайская пословица.
Актуальность.

Опытно-экспериментальная

деятельность

в старшей группе №3 «Непоседы»

на 2015-2016 учебный год.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, е го взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого
эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Ожидаемые результаты.
 Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности  Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.  Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Цель:
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
 Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, учить устанавливать причинно-следственные зависимости, уметь делать выводы.  Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.  Создать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.  Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:  Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)  Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)  Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.  Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
 Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.  Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:  дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;  дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:  особенностями изучаемого явления,  наличием свободного времени,  состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Дата

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ (растения)
1. « Летающие семена» Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. 2. «Потребность растений в воде» Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста
растений. Учить детей делать в ы в о д ы в х о д е экспериментирования, делать логические умозаключения. 3. «Разноцветные растения». На опыте показать, как вода двигается по растению. 4. « Може т л и р а с т е н и е дышать?» Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
ОКТЯБРЬ (растения)
5. «На свету и в темноте» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 6. «Кому лучше?» Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. 7. «Что потом?» Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
НОЯБРЬ (продукты)
8. ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ «Заплесневелый хлеб». Установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях. 9. «Лимон». «Как уберечь яблоко?» Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина. Познакомить детей со свойствами лимона. 10. « Невидимые чернила». 11. «Надуй шарик с помощью лимона».
ДЕКАБРЬ (вода)
12. Что растворяется в воде? Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 13. «Живая вода». Познакомить детей с животворным свойством воды. 14. «Звенящая вода». Показать детям, что количество в о д ы в с т а к а н е в л и я е т н а издаваемый звук. 15. Разноцветные шарики. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
ЯНВАРЬ (вода)
16. «Агрегатные состояния Доказать, что состояние воды
воды». зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. 17. «Тающий лед». Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на хо л од е з а м е р з а е т, а т а к ж е принимает форму емкости, в которой находится. 18. Иней. Выявить механизм образования инея.
ФЕВРАЛЬ

«Чудеса «кока – колы».
19. «Кока-кола и зубы». Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека. Изучить действие кока-колы на зубы; 20. «Колбаса и кока-кола». Исследовать совместимость кока- колы с другими продуктами. 21. «Кока-кола и ржавчина». Проанализировать взаимодействие кока-колы и ржавчины. 22. «Следы от чая». Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет. 23. «Вредный сахар». Определить наличие сахара в кока- коле.
МАРТ (полезные штучки)
24. «Как работает термометр» П о с м о т р е т ь, к а к р а б о т а е т термометр. 25. Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. 26. «Ловись рыбка, и мала, и велика». Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 27. «Летающая бабочка». Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
АПРЕЛЬ

«Чудеса обыкновенные».
28. Куда делись чернила? Превращения 29. "Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?» 30. «Танцующая фольга». 31. «Секретное письмо». 32. «Капля шар».
МАЙ
33. «Подушка из пены». Развить у детей представление о
плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 34. «Весёлые кораблики». Уточнить, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…) Ра зв и ват ь уме н и я в ы я в л я т ь различные свойства предметов (тонет - не тонет…) 35. «Жизненный цикл мушек». Понаблюдать за ж и з н е н н ы м циклом мушек. 36. Солнечная лаборатория. Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Приборы и оборудование мини-лаборатории:
Микроскоп, лупы, зеркала, различные весы, магниты, термометр, верёвки, линейки, песочные часы, мыло, щётки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, мелкие вещи из различных материалов (дерево, стекло, металл, пластмасса). Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканчики, воронки, формочки. Материалы: природный (шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.), «бросовый» (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.). Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, опавшие листья и т.п.
Литература:
1. «Домашняя лаборатория» – Хелен Идом. 2. «Забавные химические опыты» - Репьев С.А. 3. «Знакомим детей с магнитами» - Кларина Л.М. 4. «Научные забавы» - Шапиро А. 5. «Советы природы – это так интересно!» - Ковинько Л.В.
Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ,
переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома. Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски. 1.
Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? 2.
У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.) 3.
У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. 4.
Лёд – твёрдая вода
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода. 5.
Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям. 6.
Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. 7.
В

воде

некоторые

вещества

растворяются,

некоторые

растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась). 8.
Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт. 9.
Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. 10.
Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Удачи Вам и Вашему ребенку!

Экспериментирование в старшей группе является важной частью образовательного процесса. Поэтому данному разделу следует уделить особое внимание. Давайте же поговорим о том, какие особенности должно включать в себя детское экспериментирование и что является наиболее удачными вариантами для проведения.

Преимущества

Но прежде чем приступать к расписыванию плана на год, давайте поговорим о том, почему наша выбранная тема важна и остается актуальной долгие времена.

Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное и обычно моторики рук.

Игры-эксперименты сейчас можно найти в любом магазине. На полках появляются товары типа "Юный натуралист", "Биолог", "Физик", "Эколог", "Модельер" и так далее. Для ребят не имеет смысла название - им важно то, что кроется под ним. Конечно, при подготовке к школе подобные игрушки просто незаменимы - они готовят малышей ко взрослой жизни и позволяют понять сложные процессы.

Место игр в старшей группе

Экспериментирование в старшей группе, как и во всех других, должно быть организовано в качестве игр. Но почему именно игра помогает ребенку развиваться?

Дело в том, что детский мозг устроен так, что если малышу не интересен тот или иной предмет, как бы вы ни старались, запомнить и понять его должным образом он не сможет. В конечном итоге может сложиться ситуация, когда ребенок напрочь начнет отвергать то или иное занятие. Значит, малыша необходимо заинтересовать. Тогда на помощь и приходят игры-эксперименты.

Всем деткам (да и многим взрослым) нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если занятие в старшей группе детского сада организовано верно, то в конечном итоге малыш будет в полной мере готов к школьной жизни, да еще и получит вагон полезных дополнительных знаний, которые будут помогать ему в более старшем возрасте.

Так, игры для старшей группы - это основной об окружающем мире и его особенностях. У существует ряд целей, которые должны быть в полной мере реализованы в ходе проведения разного Какие именно?

Цели экспериментов

Конечно же, первое, на что обращено внимание преподавателей при составлении плана занятий, в который входит детское экспериментирование в старшей группе, - это создание интересной обстановки для каждого ребенка. Помогает в этом знание детской психологии и особенностей возрастной категории деток 5-6 лет.

Кроме того, игры для старшей группы должны формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, с которыми будут взаимодействовать малыши (вода, песок и так далее).

Эксперименты - это еще и прекрасный способ научить детей обращаться с теми или иными предметами, использовать их по назначению, дабы достичь желаемого результата. Экспериментирование в старшей группе позволяет ребятам раскрыться и проявить свои знания на практике.

Задачи

Любое дело и занятие должно преследовать свои задачи, которые необходимо осуществить за проведенный промежуток времени. Таким образом, у игр тоже они имеются. Для них важно каждое занятие. Экспериментирование в старшей группе развивает познавательные интересы у почти готовых к школе малышей. Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потери внимания и концентрации. А это пагубно сказывается на дальнейшей успеваемости.

Игры также развивают у ребят мыслительные процессы и мышление в целом. Иногда для решения поставленной задачки необходимо проявить нестандартный подход. Если у человека нет возможности развивать свои мысли, то и верному решению взяться неоткуда.

Игры экспериментирования в старшей группе должны формировать у детей гуманное, толерантное и правильное отношение к людям и окружающей среде. Кроме того, в конце они также должны научиться некой дисциплине и правилам поведения.

Разделение на разделы

Несомненно, все эксперименты, проводимые с детьми, должны быть как-то систематизированы и разделены между собой. Наиболее удачным способом является "дробление" по месяцам. Это помогает формировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца.

Следует понимать, что в разное время года детское экспериментирование значительно отличается друг от друга. Так, например, зимой нельзя играть в песочнице, а осенью - со снегом. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года.

Игры для старшей группы детского сада, которые мы вам предложим, будут разделены как раз с учетом времени года, в которое должно проводиться то или иное занятие. Предпочтительнее всего разбиение по 2 месяца. Им мы и будем руководствоваться.

Сентябрь-октябрь

В самом начале года предпочтительнее всего организовывать занятия, связанные с изучением песка, глины и их свойств. Такие занятия учат ребят замечать даже самые маленькие особенности и малозаметные предметы. Работа с песком и глиной помогает анализировать и обобщать те или иные свойства.

Проводить подобное экспериментирование в старшей группе можно как на улице, так и в стенах детского садика. Вам понадобятся разные предметы, которые можно легко найти. Наберите достаточно чистого сухого песка и подготовьте глубокий лоток для него. Также вам понадобятся маленькие лоточки - подойдут тарелки, блюдца. Подготовьте сито, карандаши, трубочки из бумаги, лупы, прозрачные емкости, баночки.

При помощи данного инвентаря научите детей измерять песок и сравнивать полученные объемы. Это поможет математическому развитию и визуальному восприятию объемов разных компонентов. Кроме того, в ходе подобных экспериментов у детей должно формироваться и закрепляться представление о свойствах песка. Здесь вам понадобятся песочные часики.

Далее можно научить детей обращаться с глиной. Так появляются первые знания о наглядных формах. В результате дети учатся воспринимать вылепленные фигурки из глины, определять различия между глиной и песком.

Также стоит проводить игры с использованием мокрого песка. Предложите детям намочить материал, после чего проверить те свойства, которые были изучены. Объясните различия между сухим "сырьем" и влажным.

Ноябрь-декарь

Данный раздел можно назвать "эксперименты с воздухом". В ходе проведения игр дети будут получать разные знания о свойствах воздушных масс. Занятие в старшей группе на подобную тему потребует от вас нескольких воздушных шариков, пакетов, трубочек, мыльных пузырей, вертушек, ленточек.

Игры экспериментирования в старшей группе должны также поведать детям о том, какими могут быть источники загрязнения воздуха. Кроме того, ребята должны понять, как можно заботиться об окружающей среде и воздухе.

Игры также должны включать в себя занятия, которые помогают обнаружить воздух и изучить его свойства. Здесь вам отлично помогут подготовленные шарики, вертушки и даже Лучше даже приготовить мыльную воду и трубочки - пусть дети выдувают пузыри через них, а вы объясняйте, что воздух может принимать различную форму.

Январь

Первый месяц нового года можно посвятить играм с водой. Здесь, как несложно догадаться, должны быть изучены свойства воды. Кроме всего прочего, в ваши обязанности входит объяснение некоторых физических свойств жидкости. А именно то, что пар - это тоже вода.

Помогите детям понять свойства заморозки жидкости. Разъясните, что снег и лед - это тоже вода. Научите малышей тому, что у жидкости нет формы - здесь вам помогут сосуды разной формы и вода. Подобные занятия будут интересны всем деткам.

Февраль

Второй месяц нового года предпочтительнее всего отдать под изучение человека. Точнее, дать более детальное представление о жизни людей. Можно сказать, весь месяц можно "играть в доктора". Стетоскопы, вата, продукты, духи и прочие предметы - все это обязательно поможет вам в познании человека.

Знакомьте детей с органами слуха, зрения и обоняния каждый новый день. В конце концов покажите взаимосвязь всех органов чувств. Довольно успешным будет вариант, когда можно точно проследить связь вкуса с обонянием. Достаточно прикрыть нос - большинство вкусов не будет различаться, так как рецепторы, расположенные на языке, очень сильно зависят от человеческого нюха.

Заключительный этап

В заключение года, а именно весной, лучше всего проводить игры, которые обобщают все полученные знания за год. Экспериментирование в старшей группе детского сада - это отличный и наглядным способ рассказать малышам о мире.

Создавайте рисунки, поделки и лепите из глины. Играйте в доктора, чувствуйте себя химиком, физиком и даже математиком - все подобные "игрушки" отлично помогают развитию детского склада ума и подготавливают ребят к школьной жизни.

Хорошей идеей будет запастись детскими развивающими наборами, которые называются так же, как разные профессии. Например, "Химик" или "Биолог". В таких играх-экспериментах уже есть все необходимое для проведения того или иного занятия. Везде, где присуствует интересная игра, дети будут с огромным удовольствием принимать участие и развиваться.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, цвета, вода растворитель, вода текучая); Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности; Формировать элементарное представление о переходе воды из твердого состояния в жидкое состояние и из жидкого в твердое; Пробуждать интерес к опытам, развивать наблюдательность, наглядно-действенный вид мышления; Развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.


Опыт 1 «Вода жидкая, может течь» Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один с водой, другой пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.


Опыт 2 «Вода не имеет формы» Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Содержание опыта. Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.


Опыт 3 «Вода не имеет формы» Цель. Показать детям, что вода не имеет формы. Содержание опыта. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.


Опыт 4 «Вода не имеет вкуса» Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?




Опыт 6 «Вода не имеет запаха» Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Содержание опыта. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?


Опыт 7 «Пар это тоже вода» Цель. Подвести детей к пониманию того, что пар это тоже вода. Содержание опыта. Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.




Опыт 9 «Волшебница водица» Цель. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах) Содержание опыта. Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.




Опыт 11 «Лед легче воды» Цель. Подвести к пониманию того, что лед легче воды. Содержание опыта. Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.


Опыт 12 «Капельки» Цель. Подвести детей к пониманию детей связи между температурой воздуха и состоянием воды. Содержание опыта. Предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме.


Опыт 13 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются» Цель. Подвести детей к пониманию того, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Содержание опыта. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (Дети отмечают, что в этом случае он растворился бы воде.)


Опыт 14 «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает разной температуры. Содержание опыта. Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из- под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть например, некоторые водоросли. Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.


Опыт 15 «Животворное свойство воды» Цель. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Содержание опыта. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода» Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды- давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.


Опыт 16 «Вода основной источник жизни» Цель. 1. Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. 2. Закрепление и обобщение знаний о воде. Содержание опыта. Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции